А на горушке снеги сыплют
После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
В Дмитровском районе под Москвой «в понедельник в семьях, где есть молодежь, делают из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображает девушку; в руки этой фигуры дается помазок и блин» – главные символы Масленицы.
Без блинов не масленица, без пирогов – не именины.
Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. «Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходит на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывает месяц выглянуть в окно и подуть на опару:
Месяц ты месяц,
Золотые твои рожки!
Выглянь в окошко,
Подуй на опару!»
Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие – во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр.
На масленице – первый блин за упокой.
Действительно, первый блин, испекаемый на масленой неделе, кладут на слуховое окошко «для душ родительских» со словами:
– Честные родители наши, вот для вашей душки блинок! Кое-где первый блин отдается нищим, чтобы они помянули всех усопших.
Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.
Блин добро не один.
Блины брюха не портят.
Блин не клин, брюха не расколет.
Руководствуясь такими поговорками, поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Уж вы блины мои,
Уж блиночки мои! —
припевали хозяйки и гости и продолжали масленичное блинное чревоугодие.
Пришла маслена неделя,
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица,
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И… блины-то все поели!
Так шутили и посмеивались сами над собой.
Загадки о блинах
Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.)
На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.)
Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.)
Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях.) В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали блины.
Тин-тинка, Подай блинка, Оладышка-прибавышка, Масленый кусок! Тетушка, не скупися, Масленым кусочком поделися!
Ах ты Домнушка, Красно солнышко! Вставай с печи, Гляди в печь, Не пора ли блины печь! —
пропев под окнами такую песенку, владимирские ребятишки входили в дом и просили: «Подайте широкой Масленице!» Если хозяйка подавала мало, ребята убегали со словами:
Паршивые блины
По аршину длины!
После обеда дети собирались на горе и, скатываясь, выкрикивали:
Широкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Не отставали от ребят и взрослые. В один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали «на Масленицу», припевая:
Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинцами, С каравайцами,
С вареничками!
(Курская губ.)
Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
А мы, девушки, ее состречаем,
А мы, красные, ее состречаем!
Ой да Масленица, погостюй недельку,
Широкая, погостюй другую!
Масленица: «Я поста боюся!»
Широкая: «Я поста боюся!»
«Ой да Масленица, пост еще далече,
Широкая, пост еще далече!»
(Калужская губ.)
Прошли дворы, Наполнили сумы.
Ах, Масленица, обманщица!
С конями пошли,
Со двора свели,
Ах, Масленица, обманщица![42]
Надели зипуны,
По гостям пошли,
Кати домой,
Шевели ногой,
Шевели ногой,
Вовсю рысцой!
(Владимирская губ.)
О, мы Масленицу устречали, Устречали, лёли, устречали, Мы сыр с масельцем починали, Починали, лёли, починали, Мы блинками гору устилали, Устилали, лёли, устилали, Сверху масельцем поливали, Поливали, душа, поливали. Как от сыра гора крута, Гора крута, лёли, гора крута, А от масла гора ясна, Гора ясна, лёли, гора ясна. А на горушке снегй сыплют, Снеги сыплют, лёли, снеги сыплют, А нас мамочки домой кличут, Домой кличут, лёли, домой кличут. А нам домой не хотится, Не хотйтся, лёли, не хотйтся, Нам хотится прокатиться, Прокатиться, лёли, прокатиться, С горушки да до елушки! До елушки, лёли, до елушки! Наша горушка всё катлива, Всё катлива, лёли, всё катлива, Наши бабушки воркотливы, Воркотливы, лёли, воркотливы. Они день и ночь всё воркочут, Всё воркочут, лёли, всё воркочут. Припев после каждых двух строк. Они на печке лежат, всё про нас говорят, Гоголечек, гоголечек, лёли, гоголечек! «Не пришел бы к нам кто, не принес бы чего, Гоголечек, гоголечек, лёли, гоголечек! Или сыра кусок, или мыла брусок». Гоголечек, гоголечек, лёли, гоголечек!
(Торопецкий уезд Тверской губ.)
Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды – четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах.
Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай «лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен».
В Архангельской губернии долго сохранялась традиция на масленицу скатываться с горы парам, которые поженились в этом году.
Сани с молодоженами подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: «Молоду такого-то на горку!» «Она, услышав приглашение, выходит из саней и, поклонившись на ту и другую сторону в поле, идет к ожидающему ее мужу, беспрерывно кланяясь, а зашедши на горку и еще отмерив в одну сторону три низких поклона и севши к супругу на колени, целует его два или три раза; но стоящие тут зеваки, не довольствуясь такою малою любезностью новобрачных, держат санки, говоря: „Еще, еще раз подмажь, ходче пойдет!“ – и заставляют ее таким образом целовать 10 раз и более и тогда только спускают их катиться. Скатившись, молодая опять целует мужа один раз». Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу.
Источник
*ЧТО НЕ ЯГОДКА КРАСНА*
Что не ягодка красна-земленичка лесна
-припев—Ладо,Леля лебедушка, Ладо,Леля лебядин—
Почему она лесна? Да во сыром бору росла
-припев—Ладо,Леля лебедушка, Ладо,Леля лебядин—
Как и доченька у матушки умнехонька была
-припев—Ладо,Леля лебедушка, Ладо,Леля лебядин—
Она умничала,рукодельничала
-припев—Ладо,Леля лебедушка, Ладо,Леля лебядин—
Она шьет и прядет и в коробочку кладет
-припев—Ладо,Леля лебедушка, Ладо,Леля лебядин—
У ней деньги скапьем-ей жить с добром
-припев—Ладо,Леля лебедушка, Ладо,Леля лебядин—
*****************************************
*ВАРЕНАЯ РЕПКА*
Вареная репка,ты держися крепко.
А кто оборветься,тому достанеться
****************************
*КОСТРОМА*/игровая форма/
Кострома моя, Костромушка
Весела моя головушка
У Кастромушки кисель да блины,
У Костромушки горячи пироги.
Далее разговорная реч:
-Здорова Кострома
-здоровенька
-А че делаешь?
-сяжу /пироги пяку;сяжу пяроги кушаю,чай пью…./
повтор куплета..
*СКОМОРОХ*/игровая форма/
Скоморох идет по улице,
Веселой идет по широкой,
Стучится ,колотиться,
Ночевать у девок проситься,
«Пусти-ка,девица ночевать,
Пригласи-ка веселого постоять,
На печку на новенькую,
На краватушку тисовенькую.
На краватушку тисовенькаю,
На перинуну на пуховенькаю.
Диалог меж Скоморохом и выбранной девушкой.Скоморох подходит и просится ночевать,девица придумывает одговорки и отказывает,а хор поет:
Это чья вредная дочь?
Это чья такая развредная дочь?
Не пустила скомороха ночевать,
Не пустила веселого постоять
На печку на новенькую,
На кроватушку тисовенькаю.
На краватушку тисовенькаю,
На перирину на пуховенькаю.
Диалог меж Скоморохом и выбранной девушкой—Снова к девице другой проситься,и она в конце концов соглашается,хор поет:
Это чья такая умница дочь?
Это чья така разумница дочь?
Пустила скомороха ночевать,
Пустила веселого постоять,
На печку на тепленькаю,
На кроватушку тисовенькаю.
На краватушку тисовенькаю,
На перирину на пуховенькаю
************************************************
*ХОДИТ ДЕВУШКА МОЛОДИНЬКАЯ*/игровая,хороводная форма/
Ходит девушка молоденька
На ней платьешко коротенько,
Она ходит,улыбается.
Все поклону дожидается.
Приходил к ней молодчик молодой,
Приносил ей подарок дорогой.
« Я наверно твой подарок не возьму,
Пацалую и назад пойду.»
*ПО- ЗАГОРАДУ*
По-загороду гуляет, По загороду гуляет.
Припев: Царевич Королевич, Расцаревич королевич.
Невест себе выбирает, Невест себе выбирает.
Припев: Царевич Королевич, Расцаревич королевич.
Отворяйте вороты, Отворяйте широки.
Припев: Царевич Королевич, Расцаревич королевич.
Зайди в свой городок ,зайдив свой городок.
Припев : Царевич Королевич, Ра сцаревич королевич.
Кого любишь выбирай, кого любишь выбирай.
Припев: Царевич Королевич, Расцаревич королевич.
Затворяйте вороты, затворяйте широки.
Припев: Царевич Королевич, Расцаревич королевич.
****************
*СКАЖИ,НАДЯ.*
1.Скажи,Надя,где была
Скажи, Надя, где была, где была
2.Надя в садике гуляла
Надя в садике гуляла,гуляла
3.Кого Надя видела,
Кого Надя идела,видела
4.Надя дружка видела.
Надя дружка видела,видела
5.Вон(ы)милый дорогой,
Вон(ы)милый дорогой,дорогой.
6.При сорочке голубой,
При сорочке голубой ,голубой.
7.Приведу его домой
Приведу его домой, да домой
8.Посажу его за стол(ы)
Посажу его за стол(ы),Да за стол(ы)
9.Сама сяду за другой.
Сама сяду за другой, за другой.
10.Милый пьяный напился,
Милый пьяный напился, напился.
11.Разговором(ы) занялся,
Разговором загялся, занялся.
12.Уговаривал меня,
Уговаривал меня ,он меня:
13.Выйди замуж(ы) за меня,
Выйди замуж за меня, за меня
Источник
А от масла гора ясна,
Гора ясна, люли, гора ясна.
А на горушке снеги сыплют,
Снеги сыплют, люли, снеги сыплют,
А нас мамочки домой кличут,
Домой кличут, люли, домой кличут,
А нам домой не хотится,
Нам хотится прокатиться,
Прокатиться, люли, прокатиться,
С горушки да до елушки,
До елушки, люли, до елушки!
Песня исполнялась в начале праздника. В ней гип
ерболизировано изображение количества поглощаемой в праздник пищи: гора сыра, политая маслом и устланная блинками. Встреча и празднование Масленицы – радостное событие, наполненное весельем, забавами, катанием с гор. Припев «люли» характерен для обрядовых и хороводных песен.
11.
Масленица загорела –
Всему миру надоела.
Шла сторонкою к нам
По заулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны,
Надорвала животы!
Блинов напекла –
Сама все пожрала!
Весело гуляла,
Песни играла,
Обманула, провела,
Годика не дожила,
До поста довела!
А нам редьки хвост
Дала на пост!
Протянула до поста –
Гори, сатана!
Здорово, прощай,
На тот год приезжай!
Песня исполнялась на проводах Масленицы, во время сжигания чучела. Она уже не величается, ее бранят за то, что надоела, провела, все съела и довела до голодного поста. Вместе с тем вспоминают, что она весело гуляла. Ее провожают словами: «Гори, сатана», отмечая ее греховную языческую сущность, и все же приглашают: «На тот год приезжай!»
1.3. ПЕСНИ ВЕСЕННИХ ПРАЗДНИКОВ
AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA
12.
Благослови, Боже,
Пречистая Мати,
Весну нам гукати. Гу!
Подай, Боже, ключи
Летичка отмыкати,
Зимычку замыкати. Гу!
В лете я в карете,
Зимычка – в возочку. Гу!
В лете я в челночку,
Зима – в полозочку. Гу!
С этой веснянки начиналось «гуканье», зазывание весны. В тексте олицетворяются времена года, и в то же время ясно ощущается христианское мировоззрение: девушки просят Бога и Божью Матерь помочь приходу весны и лета.
13.
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
В веснянке перечисляются все основные зерновые растения, ягоды, фрукты, цветы и травы, от которых зависело благополучие и довольство крестьянина. Обратите внимание на прием анафоры (единоначатия) – все строчки начинаются с союза «с», «со». Используются постоянные эпитеты: цветы лазоревые, овес кучерявый, тавтологические сочетания: травушка-муравушка, калина-малина. Инверсия, перестановка слов: на первое место ставится существительное, на второе – прилагательное: рожь зернистая, пшеничка золотистая.
14.
Жавороночки, перепелочки,
Птички-ласточки, прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
На жердочке, на бороздочке,
И с сохой, и с бороной,
И с кобылой вороной.
С пряльцем, с донцем,
С кривым веретенцем!
Зима нам надоела,
Хлеб и сено поела,
Ручки-ножки познобила,
Скотинушку поморила.
Обращение к птицам, с просьбой избавить от голодной зимы и принести долгожданную весну, характерны для веснянок. Обычно такие песни сопровождались подбрасыванием вверх испеченных из теста птиц. В этом тексте перечисляются все предметы, связанные с весенними полевыми работами.
15.
Пойдем, девочки, в луг гулять,
Зелены венки завивать.
Завьем венки на грянки,
На всю нелелю святую. Гу-у!
На гряной неделе, на прямой березе
Русалки сидели, на девок глядели. Гу-у!
А кто наши венки разовьет,
Тому ручечки в крюк согнет. Гу-у!
Троицко-семицкая песня, исполнялась как призыв перед выходом в березовую рощу. Обряд входил в цикл «русалий» – особых магических ритуалов. Русалки – мифологические персонажи, связанные с водой, которая так нужна была для хорошего урожая. В тексте сохранился характерный для песен этого цикла протяжный припев «Гу-у!», из-за которого исполнение таких песен называлось «гуканием». В нашем варианте содержится мотив угрозы-заклятия против того, кто вздумает развить ритуальные венки: у того пусть «ручечки в крюк согнет». «Завивание» венков имело магический смысл, и было направлено на достижения изобилия.
16.
Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые!
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные,
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы.
Ио, ио, Семик да Троица!
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут,
К вам красные,
К вам пироги несут,
Лепешки, яичницы.
Ио, ио, Семик да Троица!
Песня точно показывает атрибуты троицко-семицкого обряда: именно в березовых рощах устраивались обрядовые игрища, девушки несли с собой блюда, о которых говорится в песне, и поедали их во время праздничного угощения. Здесь иной ритуальный припев- возглас: «Ио, ио, Семик да Троица». В песне используются характерные фольклорные приемы: синтаксический параллелизм – не радуйтесь дубы – радуйтесь березы, не к вам идут – к вам идут. Постоянные эпитеты – береза зеленая, девушки красные.
17.
Уж вы, кумушки-голубушки,
Вы кумитеся, вы водитеся,
Вы будете кумиться,
Возьмите меня с собой.
Вы будете цветочки рвать,
Сорвите и мне,
Вы будете веночки вить,
Совейте и мне,
Вы будете на головки класть,
Положите и мне!
В песне упоминается о семицко-троицком обряде кумления. В предложении используются повторяющиеся синтаксические конструкции.
1.4. КУПАЛЬСКИЕ ПЕСНИ
18.
Пойдем, девки, кругом жита, *
В нашем жите ведьма сидит.
Иди, ведьма, с нашего жита,
Наше жито свячённое!
Иди, ведьма, в Сеньково, –
Тама жито не свячёно.
*Каждая строка повторяется 2 раза.
В купальскую ночь нужно было караулить посевы от происков нечистой силы, в песне звучит обрядовый мотив изгнания ведьмы из своих полей в поля соседней, иногда соперничающей деревни. «Святить» поле – здесь разводить неподалеку от поспевающей ржи костер от «живого» огня.
19.
Марья Ивана в жито звала:*
«Пойдем, Иван, жито глядеть!»
Чье жито лучше из всех?
Наше жито лучше из всех!
Колосисто, ядренисто.
Ядро в ведро, колос в бревно!
* Каждая строка повторяется 2 раза.
Здесь просматривается тема ритуального обхода и величания поспевающего хлебного поля участниками обряда. В песне используется гипербола для изображения богатого урожая.
1.5. ЖНИВНЫЕ ПЕСНИ
20.
Петрачкова женка
На свою нивку
Раненько выходила,
Дочек-лебедок,
Невесток-перепелок
С собой выводила.
«Пожинайте, невестки,
Пожинайте, дочки,
Дочки-лебедки,
Невестки-перепелки!
Поутру раненько,
Вечером поздненько,
Чтобы было с чего жити
Добренько, ладненько».
В песне указывается на время жатвы: женщины жали хлеб рано утром и поздно вечером, когда выпадала роса, в это время жать было прохладней, и легче срезались колосья. В песне используются метафоры: дочки – лебедки, невестки – перепелки. Много уменьшительно-ласкательных суффиксов, придающих песне особый колорит.
Источник
Добро пожаловать в мир Звукоцвета!
Звуки, используемые в речи, у большинства людей ассоциируются с определенным цветом или цветовым оттенком. Эта ассоциативная связь очень устойчива, поэтому наша речь — это прочно связанный поток звукоцветовых ассоциаций в психике человека.
Звукоцвет поможет вам увидеть цвет своей речи, цвет любимого стихотворения или прозы, цвет известной песни, а может быть цвет научного труда или объявления в газете!
Хватит читать, уже пора что-нибудь раскрасить. 8)
Каталог
- белый
- бирюзовый
- жёлтый
- тёмно-жёлтый
- зелёный
- светло-зелёный
- тёмно-зеленый
- коричневый
- светло-коричневый
- красный
- тёмно-красный
- пурпурный
- тёмно-пурпурный
- розовый
- серый
- синий
- светло-синий
- тёмно-синий
- тёмный циан
- фиолетовый
- циан
- чёрный
песня о масленице
О, мы Масленицу устречали,
Устречали, Лели, устречали,
Мы сыр с масельцем починали,
Починали, Лели, починали,
Мы блинками гору устилали,
Устилали, Лели, устилали,
Сверху масельцем поливали,
Поливали, душа, поливали.
Как от сыра гора крута,
Гора крута, лели, гора крута,
А от масла гора ясна,
Гора ясна, лели, гора ясна.
А на горушке снега сыплют,
Снеги сыплют, лели, снега сыплют,
А нас мамочки домой кличут,
Домой кличут, лели, домой кличут.
А нам домой не хотится,
Не хотится, лели, не хотится,
Нам хотится прокатиться,
Прокатиться, лели, прокатиться,
С горушки да до слушки!
До слушки, лели, до слушки!
Наша горушка все катлива,
Все катлива, лели, все катлива,
Наши бабушки воркотливы,
Воркотливы, лели, воркотливы.
Они день и ночь все воркочут,
Все воркочут, лели, все воркочут.
Они на печке лежат, все про нас говорят,
Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!
«Не пришел бы к нам кто, не принес бы чего,
Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!
Или сыра кусок, или мыла брусок».
Гоголечек, гоголечек, лели, гоголечек!
Средний цвет произведения
R:130 G:116 B:255 HEX: #8274FF
Произведение попадает в синий каталог.
Поделитесь этим произведением
Произведения похожие по цвету
-
уважаемые посетители! Андрей -
Незнакомка Александр Блок -
Белый джаз. 3. джаз Максим Корсаков -
Мне имя — Женщина Соломея -
Вези меня Сергей Прилуцкий
Все похожие по цвету произведения
Разместите у себя результаты звукоцвета!
Поиск произведений по цвету
Новые произведения
-
Ночных фиалок аромат, Олег Чухонцев -
Отцу Александра Хольнова -
Олесе Александр Кобанов -
Письмо поддержки Василий -
голосуйте против поправок я -
старый лён Рыбников -
когда весна придёт не знаю Рыбников -
Библия интернет -
Библия интернет -
Март Пастернак -
Июль Пастернак -
Родина Лермонтов -
Россия Блок -
Возвращение с прогулки Гарсиа лорка -
Возвращение с прогулки лорка -
Цвета Гарсиа лорка -
Цвета Гарсиа лорка -
Сленговое слово Садовник Асечкин -
В бескрайнем небе Ирина Рудзите1 -
Мурчание котят Лючия Светлая -
песня монтажников Рыбников -
Мурчание Лючия Светлая -
Ведьма Звезда -
Лиза Женя Жош -
Лиза Женя Жош
Источник