Автор стихов не сыпь мне соль на рану

Автор стихов не сыпь мне соль на рану thumbnail

6 марта 2020

«Внезапная смерть моей жены до сих пор остается для меня тайной», – признался как-то знаменитый поэт-песенник Симон Осиашвили. Его вторая жена Татьяна покончила с собой, хотя семь лет они жили душа в душу, а для друзей и соседей были эталоном семейной пары.

Симон Осиашвили – автор более 500 шлягеров. Его песни исполняли Вячеслав Добрынин, Алла Пугачева, София Ротару, Ирина Аллегрова, Михаил Шуфутинский, Ирина Понаровская и другие звезды эстрады. К слову сказать, он всегда большое внимание уделял подбору исполнителей для своих песен, ведь для него это – больше половины успеха. А недавно Осиашвили принял участие в уникальном вокальном проекте «Ну-ка, все вместе!», где выступил в роли члена жюри и вошел в состав Сотни, оценивающей конкурсантов.

Трудно представить, но до 24 лет Осиашвили не написал ни одного стихотворения. Он окончил Львовский политехнический институт, был инженером-программистом, и ничто не предвещало, что Симон когда-то начнет заниматься сочинительством. Его судьбу решил случай, а точнее – стихотворение неизвестного автора, которое он прочитал в повести Вениамина Смехова, напечатанной в журнале «Юность». «Я стал бормотать эти стихи с утра до ночи. И через какое-то время вдруг обнаружил, что это уже совсем другие строки, которые я вдруг сам сочинил. А потом оказалось, что жить без сочинительства я уже не могу. Все время старался уединиться, что-то придумывал. Работа программистом стала меня тяготить», – вспоминает поэт. И он решил поступить в Литературный институт имени А.М. Горького.

Когда Осиашвили начал писать песни, он разослал свои стихи разным композиторам, чье творчество ему нравилось. «Но все от меня отказывались. Кто-то был занят, кому-то были не нужны новые соавторы. И только Владимир Мигуля пригласил меня на встречу», – вспоминает Симон. Мигуля поручил автору написать стихи на готовую музыку, и результат так его впечатлил, что он предложил на уже готовый текст Осиашвили написать другую музыку. В результате появился шлягер «Жизнь», который исполнила София Ротару.

В 1986 году Осиашвили стал лауреатом Всесоюзного телевизионного фестиваля «Песня-86» за песню «Старое зеркало». А народную популярность поэту-песеннику принес хит «Не сыпь мне соль на рану» в исполнении Вячеслава Добрынина. «Когда песня только появилась, я шел пешком домой и увидел, как навстречу мне идут два не очень трезвых человека. И один другому говорит: «Ну что, пойдем насыпем соль на рану?». И тогда я понял, что уже могу умирать спокойно, в русском языке я свой след оставил», – рассказал Симон.

С певицей Светланой Лазаревой Осиашвили познакомился, когда начал сотрудничать с ансамблем «Синяя птица» и написал для них песню «Здравствуй, как ты живешь?». «Она была девушка симпатичная, вызвала у меня мужской интерес», – вспоминает Симон. Вместе они были шесть лет, после чего решили расстаться. «Инициатором нашего расставания была Светлана. Семьи уже практически не было, но она бы могла и дальше в вялотекущем виде существовать, если бы не решительные шаги Светланы», – отметил Осиашвили.

Тяжелый развод со Светланой Лазаревой поэту помогла пережить его вторая супруга, Татьяна. Женщина тогда была несвободна, и Симону пришлось приложить усилия, чтобы отбить ее: «Предыдущий спутник жизни Татьяны говорил ей: «Что этот поэт тебе может дать?» Он был бизнесменом и казался куда весомее в материальном плане, чем я. Но она предпочла меня». Симона принял и 15-летний сын Татьяны от предыдущего брака. Но когда женщина умерла, юноша не захотел общаться с отчимом, и Осиашвили остался один. «Это была самая страшная ночь в моей жизни. Я проснулся и увидел, что Татьяны нет рядом со мной. Я подошел к ванной, постучался – она не отозвалась. Тогда я вскрыл дверь и увидел, что она свела счеты с жизнью», – с ужасом вспоминает Симон. По его словам, он был очень растерян и не понимал, как и для чего жить дальше. Но он не мог представить, что проведет остаток дней в одиночестве, и именно эта установка и дала ему силы пережить самую страшную страницу в его судьбе.

Сегодня Симон Осиашвили снова счастлив. Его избранница Татьяна помогла ему начать жизнь с чистого листа. «Бросить его в трудную минуту я не могла. Когда Симон сказал, что у него умерла жена, меня просто пронзило болью. Я не могла ему сказать «нет», – рассказала супруга поэта.

Какую роль в судьбе песни «Не сыпь мне соль на рану» сыграл поэт Борис Пастернак? Что написал в рекомендации Симону Осиашвили поэт и переводчик Лев Озеров при поступлении в институт? Почему распался брак Симона и Светланы Лазаревой? И при каких обстоятельствах поэт познакомился с нынешней женой? Ответы – в программе «Судьба человека с Борисом Корчевниковым».

Источник

Виталий Б.  ·  25 февраля 2019

1,9 K

Текст песни «Не сыпь мнесоль на рану» в исполнении Вячеслава Добрынина

Ну почему меня не лечит время,
Ведь столько дней прошло с той черной ночи,
Когда захлопнув дверь ушла ты в темень,
А рана заживать никак не хочет.
Зачем звонить, когда почти уснули
Воспоминанья о минувшей боли.
Мы календарь с тобой перевернули,
Так дай мне право жить своей судьбою.

Не сыпь мне соль на рану,
Не говори навзрыд,
Не сыпь мне соль на рану,
Она еще болит.
Не сыпь мне соль на рану,
Не говори навзрыд,
Не сыпь мне соль на рану,
Она еще болит.

Когда-нибудь еще раз позвонишь ты,
И я, чтоб мы с тобою стали квиты,
Тебе отвечу: «Знаешь, третий лишний»,
Быть может полоснув по ране бритвой.
Зачем звонить когда почти уснули воспоминанья о минувшей боли,
Мы календарь с тобой перевернули,
Так дай мне право жить своей судьбою.

Читайте также:  Сыпь на лбу у грудного ребенка

Не сыпь мне соль на рану,
Не говори навзрыд,
Не сыпь мне соль на рану,
Она еще болит.
Не сыпь мне соль на рану,
Не говори навзрыд,
Не сыпь мне соль на рану,
Она еще болит.

Послушать песню можно на Яндекс.Музыка.

Сама песня проекта, как соль на рану, много в нейсмысла, похоже нет измены, почему так много драмы?

Когда мы опохмеляемся пивом с утра, мы лечимся гомеопатией?

диванный криминалист, психиатр, по образованию режиссер с примесью актера, но…

Врачи отмечают, что этот способ заслуживает некоторого внимания. Пиво содержит массу витаминов, в том числе витамины группы B (к сожалению, в современных пастеризованных сортах их слишком мало для оказания специфического действия, но в «живом» пиве они присутствуют).

Помимо отравления, с сильного похмелья люди немало страдают от отёка тканей, а пиво — хорошее мочегонное. Через почки в первую очередь фильтруется жидкость, находящаяся в кровеносном русле. Сброс жидкости из кровеносного русла через почки приводит к быстрому его пополнению из межклеточных пространств, что устраняет отёк тканей, а значит, и уменьшает головную боль и снижает нагрузку на сердце и другие органы.

Содержащиеся в пиве транквилизаторы хмеля устраняют или уменьшают психическое беспокойство. Главное — не использовать при похмелье креплёных сортов пива — такие сорта будут срабатывать как крепкие алкогольные напитки, усилят общую интоксикацию и помогут только при выраженной абстиненции.

Нехватка жидкости при похмелье, кстати, является не абсолютной, а относительной. Это именно недостаток объёма циркулирующей крови, а в организме в целом при похмелье вода накапливается (посмотрите утром в зеркало, чтобы убедиться в этом). Поэтому при похмелье можно применять такие, казалось бы противоположные по действию средства, как жидкости и мочегонные.

Неплохим выбором при похмелье будет безалкогольное пиво.

Как на самом деле умер Юрий Гагарин?

Разбился вместе с лётчиком-инструктором В. Серегиным во время выполнения учебного полета на реактивном дозвуковом истребителе МиГ-15 УТИ утром 27 марта 1968 года в промежутке между 10:31 и где-то 10:40 МСК. Самолет сорвался в штопор по причине столкновения с метеозондом или (менее вероятно) после попадания в воздушную струю проходившего испытания в том же районе сверхзвукового Су-15. Катастрофе способствовала паршивая организация полетов на аэродроме Чкаловский — в ходе расследования были выявлены многочисленные нарушения в работе наземного персонала аэродрома. Существует обоснованное мнение, что выпускать самолет в учебно-тренировочный полет в существовавших на тот момент метеоусловиях вообще было нельзя.

Какие песни заставляют вас плакать навзрыд?

«Навзрыд» над песнями я еще не плакал, но некоторые песни заставляют пустить слезу.

The Pogues — And The Band Played Waltzing Matilda
Bjork – I’ve Seen It All (сразу встают перед глазами самые душераздирающие сцены из фильма «Танцующая в темноте»)
Nick Cave and the Bad Seeds — Mercy Seat (вот в этой концертной версии)
Tom Waits – Tom Trauberts Blues
Radiohead — Exit Music

Прочитать ещё 5 ответов

Источник

Òàê ìíîãî ëåò íàçàä, íà âñþ ñîâåòñêóþ ñòðàíó çàÿâèë â ñâîåé ïåñíå, êîòîðàÿ ñðàçó æå ñòàëà õèòîì, íàðàâíå è ñ äðóãèìè åãî ïåñíÿìè, òàêèìè êàê: «Áàáóøêè-ñòàðóøêè», «Êàïëÿ â ìîðå», «Äîðîãèå ìîè ñòàðèêè»,»Çèìíèé ñàä», «Çà ìèëûõ äàì», íåîäíîêðàòíûé ëàóðåàò òåëåôåñòèâàëÿ «Ïåñíÿ ãîäà», ÷üè ïåñíè íà ïðîòÿæåíèå ìíîãèõ ëåò ÿâëÿþòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ ðåïåðòóàðà Ñ. Ðîòàðó, Â. Ëåîíòüåâà, Â. Äîáðûíèíà, À. Ãëûçèíà, È. Ïîíàðîâñêîé, Ì. Øóôóòèíñêîãî, Ô. Êèðêîðîâà, È. Àëëåãðîâîé, Ò. Îâñèåíêî, Ì. Ðàñïóòèíîé, Ñ. Ëàçàðåâîé, È. Ñàðóõàíîâà, Â. Ìàëåæèêà, Ê. Ñåìåíîâîé, Ê. Îðáàêàéòå, À. Äåðæàâèíà, Í. Ñåí÷óêîâîé, Â. Ëåãêîñòóïîâîé, Â. Ñòàøåâñêîãî, ãðóïï «Ñèíÿÿ ïòèöà», «Âåñåëûå ðåáÿòà»,
àíñàìáëÿ «Çîëîòîå êîëüöî», çàñëóæåííûé àðòèñò Ðîññèè, ïîýò, àâòîð è èñïîëíèòåëü ïåñåí Ñèìîí Îñèàøâèëè.

È ñïåöèàëüíî äëÿ ÷èòàòåëåé æóðíàëà «Îãíè íàä Áèåé», ÷ëåí Ñîþçà æóðíàëèñòîâ Ðîññèè Íèêîëàé Òèìîõèí çàäàë ïîýòó íåñêîëüêî âîïðîñîâ.
Íèêîëàé Òèìîõèí:
Ñèìîí, Âû ðàíüøå íå ìå÷òàëè ñòàòü ïîýòîì, ïîêà Âàì íå ïîïàëîñü ñòèõîòâîðåíèå Àë. Âåëè÷àíñêîãî «Ïîä ìóçûêó Âèâàëüäè». Îíî íàñòîëüêî Âàì ïîíðàâèëîñü, ÷òî ïîáóäèëî Âàñ â äâàäöàòü ÷åòûðå ãîäà, óñïåâøåãî ê òîìó âðåìåíè óæå îêîí÷èòü ôàêóëüòåò ïðèêëàäíîé ìàòåìàòèêè Ëüâîâñêîãî ïîëèòåõíè÷åñêîãî èíñòèòóòà è ìå÷òàâøåãî ñòàòü ïðîãðàììèñòîì, ñàìîìó âçÿòüñÿ çà ïåðî. À ñïóñòÿ íåñêîëüêî ëåò –Âû, óæå îêîí÷èâ Ëèò èíñòèòóò èì. Ãîðüêîãî, íàïèñàëè â ñîäðóæåñòâå ñ êîìïîçèòîðîì Âë. Ìèãóëåé ïåñíþ, êîòîðóþ ñïåëà Ñîôèÿ Ðîòàðó. Êàê Âû äóìàåòå, ýòî ïðîñòîå âåçåíèå èëè âåëåíèå ñóäüáû?

Ñèìîí Îñèàøâèëè:
Çíàåòå, åñòü òàêàÿ ôîðìóëà: âåçåò òîìó, êòî âåçåò.  ñåðåäèíå 80-õ âðåìÿ ñòàäèîííîé ïîýçèè, ê ñîæàëåíèþ, áûëî óæå â ïðîøëîì, îíà ñòàëà äåëîì êàìåðíûì, à ìíå, êàê ëþáîìó àâòîðó, åñòåñòâåííî õîòåëîñü, ÷òîáû ìîè ñòèõè ïðèøëè êàê ìîæíî ê áîëüøåìó êîëè÷åñòâó ëþäåé. Òàê âîò, êîãäà ïî ïðîñüáå îäíîãî ìîëîäîãî êîìïîçèòîðà
ïîñëå äîëãèõ åãî óãîâîðîâ ÿ íàêîíåö ñîãëàñèëñÿ íàïèñàòü ïåñåííûé òåêñò, è áóêâàëüíî ÷åðåç äâå íåäåëè óâèäåë, ÷òî ñòèõè, êîòîðûå ÿ ñî÷èíèë, â âèäå ïåñíè ñëóøàþò â çàëå ñðàçó ïÿòüñîò ÷åëîâåê, òî ïîíÿë – âîò îíî! Âîò ïóòü ê ëþäÿì – íàäî ïèñàòü ïåñíè. ß ðàçëîæèë â êîíâåðòû ñâîè îïóñû è ðàçîñëàë êîìïîçèòîðàì, ÷üè ïåñíè ìíå íðàâèëèñü è áûëè øèðîêî èçâåñòíû. Âîò òàêîé ó ìåíÿ áûë ïðîäþñåð – Ïî÷òà ÑÑÑÐ. Ïîòîì ÿ ñòàë èõ îáçâàíèâàòü è ñïðàøèâàòü î âîçìîæíîñòè ñîòðóäíè÷åñòâà. Ïðèçíàþñü, ïðàêòè÷åñêè âñå îíè ïîä òåì èëè èíûì ïðåäëîãîì îòêàçàëèñü îò ìîåãî ïðåäëîæåíèÿ, çà èñêëþ÷åíèåì Âëàäèìèðà Ìèãóëè, êîòîðûé ñêàçàë, ÷òî ìîè ñòèõè åìó ïîíðàâèëèñü è ïðåäëîæèë íàïèñàòü òåêñò íà åãî ìåëîäèþ. Êîãäà ÿ ïðèåõàë ê íåìó äîìîé, òî óâèäåë, ÷òî ñòîë åãî áûë áóêâàëüíî çàâàëåí ñòèõàìè, êîòîðûå åìó ñëàëè ñî âñåé íàøåé ñòðàíû, êîòîðàÿ îêàçàëàñü íå òîëüêî ñàìîé ÷èòàþùåé, íî è ñàìîé ïèøóùåé. Êàê îí â òàêîì ïîòîêå îáðàòèë âíèìàíèå íà ìîè ñî÷èíåíèÿ, íå çíàþ, íàâåðíî íå îáîøëîñü áåç áëàãîïðèÿòíîãî äëÿ ìåíÿ ðàñïîëîæåíèÿ çâåçä, ïîòîìó ÷òî ñïîñîáíûõ ëþäåé âñåãäà áîëüøå, ÷åì ñîñòîÿâøèõñÿ. Íó âîò, íàïèñàë ÿ ñòèõè íà ìåëîäèþ Ìèãóëè, à îí ìíå ãîâîðèò, ÷òî ñòèõè õîðîøèå, òîëüêî îí ðåøèë ñî÷èíèòü íà íèõ äðóãóþ ìåëîäèþ – òàê è ïîÿâèëàñü íà ñâåò ïåñíÿ «Äíè ëåòÿò», êîòîðóþ î÷åíü ñêîðî â èñïîëíåíèè Ñîôèè Ðîòàðó óçíàëà âñÿ ñòðàíà. À ïîçæå Ìèãóëÿ ìíå ïðåäëîæèë íàïèñàòü åùå îäèí âàðèàíò òåêñòà íà ïåðâóþ ìåëîäèþ, êîòîðàÿ îñòàëàñü «íå ó äåë». ß è ñî÷èíèë, äà òîëüêî Ìèãóëå ýòè ñòèõè íå ãëÿíóëèñü, íî ÿ íå îãîð÷èëñÿ, à îòîñëàë èõ Äàâèäó Òóõìàíîâó – òàê ðîäèëàñü ïåñíÿ «Ñòàðîå çåðêàëî», çà êîòîðóþ ÿ ïîëó÷èë ñâîé ïåðâûé äèïëîì íà ôåñòèâàëå «Ïåñíÿ-86».

Читайте также:  Герпесная сыпь на лице чем лечить

            Í. Ò.:
 ñîçäàíèè ñâîèõ ïåñåí Âû ñîòðóäíè÷àëè ñ òàêèìè êîìïîçèòîðàìè, êàê Â. Ìèãóëÿ, Ä. Òóõìàíîâ, Â. Äîáðûíèí, È. Êðóòîé, Â. ×àéêà, Â. Ìàòåöêèé. Ïðè ðàáîòå ñ êàêèì èç ýòèõ êîìïîçèòîðîâ ó Âàñ ìîæåò áûòü ïðîèçîøåë ðåøàþùèé ïîâîðîò â Âàøåì òâîð÷åñòâå? Èëè ñîòðóäíè÷åñòâî ñ êàæäûì èç íèõ ó Âàñ îñòàâèëî íåèçãëàäèìûé ñëåä? 29
                Ñ. Î.:
Çíàåòå, â òâîð÷åñêîì ñîþçå î÷åíü âàæíû åùå è ëè÷íûå îòíîøåíèÿ.  ýòîì ñìûñëå äëÿ ìåíÿ î÷åíü âàæíûì ñòàëî òî, ÷òî ñ Âÿ÷åñëàâîì Äîáðûíèíûì ó íàñ ñëîæèëèñü åùå è ÷åëîâå÷åñêèå îòíîøåíèÿ. Ìû ñòàëè äðóçüÿìè. ß ìíîãîìó ó íåãî íàó÷èëñÿ, ïîòîìó ÷òî îí áûë áîëåå îïûòíûì àâòîðîì è ê ìîìåíòó íàøåãî çíàêîìñòâà íàïèñàë îãðîìíîå êîëè÷åñòâî ïîïóëÿðíûõ ïåñåí. Íî âñå åãî ñîàâòîðû áûëè ñòàðøå, ÷åì îí, à åìó, ñóäÿ ïî âñåìó, õîòåëîñü îáùåíèÿ ñ áîëåå ìîëîäûì ÷åëîâåêîì. È èì îêàçàëñÿ ÿ. Íàâåðíî, íå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî ìîè ñòèõè åìó íðàâèëèñü, à åùå è ïîòîìó, ÷òî åìó õîðîøî áûëî ïî ÷åëîâå÷åñêè ñî ìíîé îáùàòüñÿ.  ðåçóëüòàòå íàøåé äðóæáû ïîÿâèëîñü íåìàëî íå ñàìûõ ïëîõèõ ïåñåí, òàêèõ êàê «Íå ñûïü ìíå ñîëü íà ðàíó», «Êîëîäåö», «Áàáóøêè- ñòàðóøêè», «Çà ìèëûõ äàì», «Êàïëÿ â ìîðå» è ìíîãî äðóãèõ.  ÷àñòíîñòè, ïåñíÿ «Àõ äðóçüÿ, ìîè äðóçüÿ», ñ êîòîðîé íà÷àëàñü êàðüåðà Äîáðûíèíà êàê èñïîëíèòåëÿ, äî ýòîãî îí áûë òîëüêî êîìïîçèòîðîì.

                Í. Ò.:
Êàê èçâåñòíî, Ñèìîí, Âû òàêæå ïèøèòå ðàçëè÷íûå ãèìíû. Âàøà ïåñíÿ-õèò «Äîðîãèå ìîè ñòàðèêè» ýòî òîæå ñâîåãî ðîäà ãèìí ëþäÿì ïðåêëîííîãî âîçðàñòà.  òîò ìîìåíò, êîãäà îíà Âàìè ñîçäàâàëàñü, î ÷åì Âû äóìàëè èëè ïåðåæèâàëè? Áûòü ìîæåò, Âû âñïîìèíàëè ñâîèõ ðîäèòåëåé è îò÷èé äîì?

                Ñ. Î.:
ß íèêîãäà íå ïèøó ïåñíè ïîä âëèÿíèåì êàêèõ- òî ñîáûòèé èëè ýìîöèé. Äëÿ ìåíÿ òîë÷êîì ê íàïèñàíèþ ÿâëÿåòñÿ ïîýòè÷åñêèé îáðàç èëè ñòðî÷êà, êîòîðàÿ «çàâîäèò» ìåíÿ, ñ êîòîðîé ìíå õî÷åòñÿ âîçèòüñÿ. Äàëüøå íà÷èíàåòñÿ ëèòåðàòóðíàÿ ðàáîòà, ñ çà÷åðêèâàíèÿìè, ïåðåäåëêàìè è ò.ä. Òî åñòü, âêëþ÷àåòñÿ ðåìåñëî. Òàê æå áûëî è ñ ïåñíåé «Äîðîãèå ìîè ñòàðèêè», åäèíñòâåííîå, ÷òî åå îòëè÷àåò îò äðóãèõ, ýòî òî, ÷òî ÿ íå çàòðàòèë íèêàêèõ óñèëèé äëÿ åå ñî÷èíåíèÿ: ïðîñòî âäðóã âîçíèêëà ñòðî÷êà «ïîñòàðåëè ìîè ñòàðèêè» — è äàëüøå ÿ ïèñàë, êàê ïîä äèêòîâêó, íå çà÷åðêèâàÿ è íå ìåíÿÿ íè îäíîãî ñëîâà. Íà ñî÷èíåíèå ýòèõ ñòèõîâ ìíå ïîíàäîáèëîñü ðîâíî ñòîëüêî âðåìåíè, ñêîëüêî óøëî, ÷òîáû çàïèñàòü èõ íà áóìàãå. Åñòåñòâåííî, æèâó ÿ íå íà îáëàêå, è, íàâåðíî, âåñü ìîé æèçíåííûé îïûò, ìîå ìèðîîùóùåíèå êàê-òî îòîáðàæàåòñÿ â ñòèõàõ, è ñëîâà, êîòîðûå áûëè ìíå ïðîäèêòîâàíû, òðîíóëè ëþäåé. Áûòü ìîæåò, ñâîåé ïðîñòîòîé è åñòåñòâåííîñòüþ, íå ìíå ñóäèòü, íî ïåñíÿ æèâåò óæå ïî÷òè òðèäöàòü ëåò, à âðåìÿ íå îáìàíåøü.

              Í. Ò.:
 Âàøåì òâîð÷åñêîì áàãàæå áîëåå 600 ïåñåí; ìíîãèå èç êîòîðûõ ñòàëè íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ ðåïåðòóàðà Â. Ëåîíòüåâà, Â. Äîáðûíèíà, À. Ãëûçèíà, È. Ïîíàðîâñêîé, Ì. Øóôóòèíñêîãî, Ô. Êèðêîðîâà, È. Àëëåãðîâîé, Ò. Îâñèåíêî, Ì. Ðàñïóòèíîé, Ñ. Ëàçàðåâîé, È. Ñàðóõàíîâà, Â. Ìàëåæèêà, Ê. Ñåìåíîâîé, Ê. Îðáàêàéòå, À. Äåðæàâèíà, Í. Ñåí÷óêîâîé, Â. Ëåãêîñòóïîâîé, Â. Ñòàøåâñêîãî. Î ÷åì åùå Âû íå ñêàçàëè â ñâîèõ ïåñíÿõ? Åñòü ëè íåçàòðîíóòûå òåìû?

Ñ. Î.:
 ÷èñëå èñïîëíèòåëåé ìîèõ ïåñåí åñòü òàêæå Ïóãà÷åâà è Áàñêîâ, Ãâåðäöèòåëè è Áóéíîâ, Ïîíàðîâñêàÿ è Ïàâëèàøâèëè. À ÷òî êàñàåòñÿ òåì, òî ÿ íèêîãäà îá ýòîì íå çàäóìûâàþñü, ïîòîìó ÷òî, ïîâòîðþñü, ìåíÿ çàâîäèò íå òåìà, à ñòðî÷êà èëè îáðàç. Òåì áîëåå ÷òî îáî âñåì íà ñâåòå óæå äàâíûì-äàâíî âñå íàïèñàíî, íàâåðíî, è ìíîé òîæå. Òàê ÷òî íîâûìè ìîãóò áûòü âîâñå íå òåìû, à ñëîâà è îáðàçû. Òî åñòü, íå î ÷åì, à êàê.

               Í. Ò.:

Âû íàïèñàëè íåìàëî ïåñåí î ëþáâè. Îäíà èõ íèõ èç ðåïåðòóàðà Òàíè Îâñèåíêî íàçûâàåòñÿ «Êðàñèâàÿ äåâ÷îíêà». È ñ êåì æå, êàê íå ñ ïîýòîì ïåñåííèêîì ïîãîâîðèòü î âå÷íûõ öåííîñòÿõ. Êàê èçâåñòíî – êðàñîòà ñïàñåò ìèð. Êàê Âû äóìàåòå Ñèìîí, òàê ëè ýòî? È åñëè êðàñîòà âñå æå ñïàñåò ìèð, òî îò ÷åãî è êîãäà ýòî ïðîèçîéäåò?

              Ñ. Î.:
Âî-ïåðâûõ, ýòî ñîâñåì äàæå íå èçâåñòíî. Ýòî íå èñòèíà â ïîñëåäíåé èíñòàíöèè, à âñåãî ëèøü âûñêàçûâàíèå êíÿçÿ Ìûøêèíà, êîòîðûé, êàê èçâåñòíî, ÿâëÿåòñÿ ãëàâíûì ãåðîåì ðîìàíà ñ êðàñíîðå÷èâûì íàçâàíèåì «Èäèîò». È óæ âî âñÿêîì ñëó÷àå, ðå÷ü ìîæåò èäòè òîëüêî î äóõîâíîé, à íå î ôèçè÷åñêîé êðàñîòå. Ôèçè÷åñêàÿ òî÷íî íå ñïàñåò, ñêîðåå, íàîáîðîò.

             Í. Ò.:
 1985 ãîäó Âû îêîí÷èëè Ëèò. èíñòèòóò èì. Ãîðüêîãî ãäå ñåìèíàðîì ïîýçèè, äî ïîñëåäíåãî ãîäà ñâîåé æèçíè ðóêîâîäèë ïîýò Ëåâ Îøàíèí, ÷üè ñòèõè ìíå î÷åíü íðàâÿòñÿ. Òàêæå òâîð÷åñêîå âëèÿíèå íà Âàñ îêàçàë è Ìèõàèë Òàíè÷. Êàêèå ó Âàñ âîñïîìèíàíèÿ îñòàëèñü îá ýòèõ ÿðêèõ ïîýòàõ?

Читайте также:  Сыпь на лице можно не лечить

             Ñ. Î.:
Ëåâ Èâàíîâè÷ Îøàíèí áûë î÷åíü áëèçîðóê, ïî÷òè íè÷åãî íå âèäåë. Îäíàæäû, ïîìíèòñÿ, îí ïðèøåë ê íàì íà ñåìèíàð íà êîñòûëÿõ, ìû, åñòåñòâåííî, ñòàëè ñïðàøèâàòü, ÷òî ñëó÷èëîñü. È óñëûøàëè îò íåãî, ÷òî íàêàíóíå îí âûñòóïàë ïåðåä æåíùèíàìè, ïîçäðàâëÿë èõ ñ 8-ì Ìàðòà, è ïî ïðè÷èíå ýòîé ñàìîé áëèçîðóêîñòè íå óâèäåë íà ñöåíå îòêðûòîãî ëþêà, êóäà è ïðîâàëèëñÿ áëàãîïîëó÷íî, ñëîìàâ ïðè ýòîì íîãó. Íî òåì íå ìåíåå ñàìîñòîÿòåëüíî âûáðàëñÿ è çàêîí÷èë ñâîå âûñòóïëåíèå, íåâçèðàÿ íà òðàâìó. À êîãäà ìû åãî ñïðîñèëè, ê ÷åìó òàêîé ãåðîèçì, îí îòâåòèë, ÷òî íå ìîã ïîñòóïèòü èíà÷å, âåäü â çàëå áûëè æåíùèíû. Âîò òàêîé áûë Ìóæ÷èíà. Ñ Òàíè÷åì ó ìåíÿ áûëà ñêîðåå òâîð÷åñêàÿ, íåæåëè ÷åëîâå÷åñêàÿ áëèçîñòü, ñ÷èòàþ, ÷òî åãî ïîýòèêà â êàêîé-òî ìåðå ïîâëèÿëà è íà ìîþ ðàáîòó. Ìíå ãîâîðèëè, ÷òî îí áëàãîñêëîííî îòçûâàëñÿ îáî ìíå, à ýòîãî óäîñòàèâàëèñü íåìíîãèå. Êñòàòè, îí äàë ìíå ðåêîìåíäàöèþ äëÿ âñòóïëåíèÿ â Êîìèòåò ëèòåðàòîðî⠖ áûëà êîãäà-òî òàêàÿ îðãàíèçàöèÿ, ÷ëåíñòâî â êîòîðîé ïîçâîëÿëî íå ñ÷èòàòüñÿ òóíåÿäöåì â Ñîâåòñêîì Ñîþçå, çàðàáàòûâàÿ ëèòåðàòóðíûì òðóäîì.

                Í. Ò.:
 ìîëîäûå ãîäû Âàì êðóïíî ïîâåçëî ñ ó÷èòåëÿìè ïîýçèè. Ñåé÷àñ, îñîáåííî â ãëîáàëüíîé ñåòè, ïîÿâèëîñü î÷åíü ìíîãî àâòîðîâ, êîòîðûå ñ÷èòàþò è íàçûâàþò ñåáÿ ïîýòàìè, ïðè ýòîì, íå âñåãäà èìåÿ ñïåöèàëüíîãî íà òî îáðàçîâàíèÿ è îïûòà îáùåíèÿ ñ ìýòðàìè ïîýçèè, ïîäîáíî Âàøåìó. ×òî Âû ìîæåòå ïîñîâåòîâàòü ìîëîäûì àâòîðàì — íà÷èíàþùèì ïîýòàì, êàê ðàçâèâàòü ñâîå ìàñòåðñòâî?

                Ñ. Î.:
ß íèêîãäà íå íàçûâàþ ñåáÿ ïîýòîì, òîëüêî ñòèõîòâîðöåì. Ïîýòîì òåáÿ äîëæíû ñ÷èòàòü äðóãèå ëþäè, à íå òû ñàì. Âîîáùå, Ëåâ Òîëñòîé ïðåäëîæèë, ïî-ìîåìó, çàìå÷àòåëüíóþ ôîðìóëó, îïðåäåëÿþùóþ âåëè÷èíó ÷åëîâå÷åñêîé íàòóðû. ×åëîâåê, ãîâîðèë îí, ýòî äðîáü, ãäå ÷èñëèòåëü – ýòî òî, íàñêîëüêî åãî îöåíèâàþò îêðóæàþùèå, à çíàìåíàòåëü – ýòî òî, êàêóþ îöåíêó ñåáå äàåò îí ñàì. ×åì áîëüøå çíàìåíàòåëü, òåì ìåíüøå äðîáü. ×òî êàñàåòñÿ ëèòåðàòóðíîãî ìàñòåðñòâà, òî çäåñü ñîâåòîâ áûòü íå ìîæåò.

Êîíå÷íî, ïîëåçíî ÷òî-íèáóäü ñî÷èíÿòü, ðàçâèâàÿ ñâîè âåðñèôèêàöèîííûå ñïîñîáíîñòè, íî ýòî íå ñäåëàåò òåáÿ ïîýòîì, ïîòîìó ÷òî ïîýò îïðåäåëÿåòñÿ ìèðîîùóùåíèåì è îòíîøåíèåì ê ñëîâó. Íàäî ÷èòàòü ñòèõè äðóãèõ àâòîðîâ, à íå òîëüêî ñâîè, íî ýòî âñåãî ëèøü ïîìîæåò ðàñøèðèòü êðóãîçîð, êàê ýòî ïðîèçîøëî ñî ìíîé â Ëèòåðàòóðíîì èíñòèòóòå. Õîòÿ ñàìîå ãëàâíîå, ÷åìó ÿ íàó÷èëñÿ â èíñòèòóòå, òàê ýòî äåðæàòü óäàð òîâàðèùåé ïî öåõó: êîãäà ìû îáñóæäàëè íà ñåìèíàðàõ ðàáîòû äðóã äðóãà, òî ïðîñòî ðâàëè äðóã äðóãà â êëî÷üÿ – è òàêèì îáðàçîì âûðàáàòûâàëñÿ èììóíèòåò îò ìíåíèÿ êîëëåã. À ýòî î÷åíü âàæíî â æèçíè âîîáùå, à â òâîð÷åñòâå îñîáåííî.

Í. Ò.:
È ñíîâà âîçâðàùàÿñü ê Âàøåìó òâîð÷åñòâó, õî÷åòñÿ îòìåòèòü íåìàëîå êîëè÷åñòâî Âàøèõ ïåñåí, êîòîðûå óæå ìîæíî ñ÷èòàòü íàðîäíûìè. Èõ çíàþò è ðàñïåâàþò ìèëëèîíû ëþäåé. Îäíà èç òàêèõ ïåñåí «Âñå ìû áàáû — ñòåðâû». Ñ ýòèì óòâåðæäåíèåì ÿ äóìàþ, ñîãëàñÿòñÿ ìíîãèå ìóæ÷èíû õîòÿ áû åùå è ïîòîìó, ÷òî îíî çâó÷èò èç óñò ñàìîé èìïåðàòðèöû ðîññèéñêîé ýñòðàäû Èðèíû Àëëåãðîâîé. Ýòà Âàøà ïåñíÿ áûëà íàïèñàíà ñïåöèàëüíî äëÿ íåå? È êàê ýòî ïðîèñõîäèëî?

Ñ. Î.:
Î÷åíü âàæíî, êîãäà îáðàç, ñîçäàâàåìûé àðòèñòîì, îðãàíè÷åí åãî íàòóðå. È êîãäà ýòà îðãàíèêà åñòü, ìîæíî ðàññ÷èòûâàòü íà óñïåõ. Ïîýòîìó î÷åíü âàæíî ïèñàòü íå ïðîñòî òàê, à äëÿ êîíêðåòíîãî èñïîëíèòåëÿ. Òàê ó ìåíÿ áûëî ñ Òàìàðîé Ãâåðäöèòåëè, êîãäà ÿ ïèñàë äëÿ íåå ïåñíþ «Ìàìèíû ãëàçà» èëè ñ Èðèíîé Ïîíàðîâñêîé, äëÿ êîòîðîé ÿ ñî÷èíèë ïåñíþ «Òû ìîé áîã». È «Çèìíèé ñàä» è «Òû íå àíãåë» áûëè íàïèñàíû ñïåöèàëüíî äëÿ Àëåêñåÿ Ãëûçèíà. ×òî æå êàñàåòñÿ ïåñíè «Âñå ìû áàáû – ñòåðâû», òî îíà íå ïèñàëàñü àäðåñíî äëÿ Àëëåãðîâîé. Ïðîñòî ðîäèëàñü ñòðî÷êà «âñå ìû áàáû – ñòåðâû», çàâåëà ìåíÿ, íó à äàëüøå êàê âñåãäà, ÿ óæå ðàññêàçûâàë îá ýòîì. Áîëåå òîãî, ïåðâîé ýòîò òåêñò ñ äðóãîé ìóçûêîé èñïîëíèëà Íàäåæäà Áàáêèíà, íî òóò êàê ðàç íå áûëî îðãàíèêè – ïîýòîìó ó íåå ïåñíÿ íå ïîøëà, è îíà âåðíóëà ìíå ñòèõè. È òîãäà Èãîðü Êðóòîé íàïèñàë íà íèõ äðóãóþ ìåëîäèþ è ïîêàçàë Àëëåãðîâîé. Âîò òóò-òî è âîçíèêëà ãàðìîíèÿ ïåñåííîãî îáðàçà è íàòóðû àðòèñòêè. Ïîýòîìó ïåñíÿ îáðåëà  êðûëüÿ. Âîîáùå, ÿ óáåæäåí, ÷òî ó ïåñíè âñåãäà òðè ðîäèòåëÿ – êîìïîçèòîð, ïîýò è èñïîëíèòåëü.

Í. Ò.:
È îïÿòü õî÷åòñÿ âåðíóòüñÿ ê ñåêðåòàì ïèñàòåëüñêîãî ìàñòåðñòâà. Ñèìîí, îòêóäà Âû ïèòàåòå âäîõíîâåíèå äëÿ ñâîèõ ñòèõîâ? Ïîñîâåòóéòå, êàê íóæíî ïîñòóïàòü ïîýòàì êîãäà èì «íå ïèøåòñÿ»?

Ñ. Î.:
Îïÿòü-òàêè îáðàùàÿñü ê êëàññèêàì, âñïîìèíàþ çàìå÷àòåëüíûé ðåöåïò Ëüâà Òîëñòîãî: åñëè ìîæåøü íå ïèñàòü – íå ïèøè. À äëÿ ìåíÿ, ïîâòîðþñü, òâîð÷åñêèì òîë÷êîì ÿâëÿåòñÿ ïîýòè÷åñêàÿ ñòðî÷êà èëè îáðàç. Èíîãäà îíè âîçíèêàþò ïîä âëèÿíèåì ìóçûêè – ïîýòîìó î÷åíü ëþáëþ ïèñàòü íà ãîòîâûå ìåëîäèè. Åñëè îíè ìíå íðàâÿòñÿ, êîíå÷íî.

Í. Ò.:
Ñèìîí, íàøà áåñåäà ñ Âàìè ñ ýòî âñåãäà ÿðêîå è íåçàáûâàåìîå ñîáûòèå íå òîëüêî äëÿ ÷èòàòåëåé, íî è àâòîðîâ íàøåãî æóðíàëà. Õî÷ó Âàì ïîæåëàòü íîâûõ õèòîâ, ïîáåä íà ëèòåðàòóðíîì ïîïðèùå è óäà÷è âî âñåì.

Ñ. Î.:
È Âàì íå õâîðàòü. Îñòàëüíîå ïðèëîæèòñÿ.
 —————————
  «Íå ñûïü ìíå ñîëü íà ðàíó», èíòåðâüþ ñ ïîýòîì-ïåñåííèêîì Ñèìîíîì
             Îñèàøâèëè íàïå÷àòàíî â æóðíàëå «Îãíè íàä Áèåé» 
                (ã.Áèéñê), N38, 2016               

Источник