Что такое метафора в русском языке сыплет черемуха снегом
Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
Данное стихотворение является текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:
- информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета. Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты;
- цельностью, т.к. у текста есть план.
- Любование лирического героя приходом весны.
- Думы о невесте.
- Обращение к природе.
Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое;
- связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6 предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.
- когезией (внутритекстовой связью): личные местоимения ( я –лирический герой, она – невеста, вы — птахи);
- завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);
- социологичностью, т.к. связан со своей эпохой, стихотворение символично, весна как невеста предстает перед нами в стихотворении. Текст и сам выполняет социологическую функцию: определяет человека, способного испытывать любовь и нежность к природе;
- диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.
- Единством внешней и внутренней формы:
Внешняя форма — лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств: ассонанс звука [йэ] придает торжественность; стихотворение насыщено цветом («Зелень в цвету», «Пеной я цвет разнесу»), яркими эпитетами («Шёлковые травы»); олицетворения («Сыплет черёмуха», «Никнут травы») способствуют жизни, действию; инверсии («Никнут шёлковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста («Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); по рифме стихотворение напевное; наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной; по рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению – это совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализующая замысел автора – представить картину весны;
- абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком (С.Есениным) и для человека;
- развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы (см. п.№2);
- последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;
12,13) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;
14) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу; показывает красоту природы весной, особое состояние героя;
15) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:
а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;
б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;
в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;
г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.
Эти представления складываются в образы, которые складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину;
16) интенциональностью, потому что каждый писатель и поэт ставит перед собой цель «достучаться» до читателя. Есенин вызывает у читателя бурю чувств, эмоций образами, которые создает и использует в своем стихотворении;
17) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь. Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;
18) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;
19) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.
Основные единицы текста
Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно разделить на три ССЦ:
1-ая часть – 1, 2 строфы;
2-ая часть – 3 строфа;
3-я часть – 4 строфа
Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.
Зачин – Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
Средняя часть – Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Концовка — Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.
Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.
В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.
Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки текстуальности.
Источник
Тема: С.Е. Есенин «Сыплет черёмуха снегом»
Цель:читать и анализировать стихотворения Есени
Задачи:
-образовательные: показать обучающимся яркий,неповторимый талант русского поэта,его большую любовь к родине,раскрыть особенности его лирики.
-развивающие:развивать навык чтения, мышления, творческие способности; расширять кругозор обучающихся
-воспитательные:воспитывать трепетное, нежное отношение чувство к родной земле,своему Отечеству, к окружающей природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА
ПРЕДМЕТНЫЕ:выразительное чтение стихотворения; выделение выразительно-изобразительных средств; сравнение строф стихотворения; определение интонационных партитур.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить её выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло,выразительно), планировать работу в группе,оценивать результат своей работы на различных этапах урока.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя,наблюдать, сравнивать,развивать внимание, память;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе,проявлять терпимость к другому мнению.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России,рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы.
Оборудование:презентация,хрестоматия Ефросинина 3 кл, часть 1, рабочая тетрадь
ХОД УРОКА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
I. Мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте! Меня зовут Ангелина Александровна. Я проведу у вас урок литературногго чтения.
-Как вы понимаете пословицу «Человек без Родины, что соловей без песни»(1 слайд)
—Почему по вашему мнению я дала именно это высказывание?
Человеку нужна Родина,он в ней нуждается. Ведь соловей не может прожить без песни. Даже если человек будет жить на чужбине,он будет скучать по Родине.
II.Актуализация знаний
—Чтобы читать выразительно,красиво как и должно говориться о Родине, нам нужно подготовить наш речевой аппарат.
1.Дыхательная гимнастика
Вдох, на выдохе: а, о, у, и, е.
Вдох, на выдохе цифры по порядку, начиная с 1 до 10.
2.Работа над сгороговоркой
Родина,родина,родная старонушка, любимая земелюшка, кудрявая головушка.(2 сайд)
-Прочтите медленно
-Теперь с чувством грусти
-С любовью
-Какая интонация больше подходит к этому выражению?
-Как называют Родину в этих строках?
-О ком или о чём говорит автор,когда мы произносим «Кудрявая головушка»?
(показываю портрет)
-Внимательно посмотрите на лицо этого человека (слайд 3. Портрет Есенина)
Есенин- нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел весёлый клён.
Из солнечного ливня,
Весеннее лицо,
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой.
Образ чист и ясен,
Весь в кликах журавлей.
Ты- осиянный ясень
Над синевой полей.
В этом стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта,как сама природа, о которой он пишет. Сергей Есенин-поэт Руси, он взял у природы даже характерные черты своей внешности : чарующую синеву очей- у бездонных озёр и голубых небес; мягкие кудри- у крон родных берёз, золото волос- у российских нив. А главное, он взял у Родины,У бескрайней России, глубокую и необъятную душу.
«Душа моя-поле безбрежное…»- так он говоил о себе.
Есенин очень любил свой край ,его природу. Для него природа- это вечная красота.
Сегодня мы окунёмся ещё раз в чудесный,неповторимый мир, в мир поэзии Есенина и познакомимся с его произведениями.
—Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки». Давайте проверим как вы справились с заданием.
Выполняют речевую гимнастику.
-родная старонушка, любимая земелюшка
-О Сергеи Есенине
III.Подготовка к восприятию
-Послушайте стихотворение Есенина
-Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна (слайд 4)
—Кто знает,что такое черёмуха?
Физкультминутка
-Воспринимают
Кустарник от 2 до 15 метров.
IV.Работа со стихотворением
Аудиозапись «Сыплет черёмуха снегом»
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,—
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
—Какие строки стихотворения вам особенно понравились?
-Какое настроение появилось после прослушивания?
-Какой вы представляете черёмуху?
-Черёмуха распространена по всей Европе,на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири. В плодах черёмух содержится много подезных веществ:дубильные вещества, сахар,кислота, миреральные вещества, а ядра косточек богаты жирным маслом. В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье,желе..
-Откройте книги на странице 178.
-Неторопливо перечитайте стихотворение Есенина.
-Какая картина возникает в вашем воображении,когда вы читаете стихотворение?
-А может ли черёмуха сыпать снегом?
-Ребята я хочу обратить ваше внимание на то,что когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили особое настроение ,они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки З-С
-Воспользовался ли таким приёмом Есенин?
-Прочитайте первые восемь строчек и выделите эти звуки.
-Видите,и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька.
-Весна напоминает поэту о любимой девушке. Автор неслучайно видит её образ.
-А с чьим образом он ее сравнивает?
-Чем наслаждается автор?
—Какое время года описывает автор? Найдите доказательства в тексте
-Высказывает ли автор своё отношение к весне? Какими словами?
-Какие литературные средства помогают автору показать красоту родной знмли?
-Почему автор говорит о «снежной» черёмухе? Может весной выпал снег?
-А почему автор говорит,что травы «никнут»? Как это?
-К кому обращается автор в первойй строфе?
-Перечитайте вторую строфу. О какой невесте говорит Есенин?
-Сейчас вы должны выразительно прочитать стихотворение.
-Какое главное чувство вы должныпередать?
-Поработайте парами, после прочтите друг другу,дайте советы товарищу.
-Какие советы ты дал своему товарищу?
Работа в тетради на печатной основе.
-Откройте тетрадь на странице 45
-Самостоятельно выполните упражнение 1,2,3
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
Самостоятельная работа со стихотворением.
—С этим стихотворение будете работать самостоятельно.
-Какое настроение вы должны передать?
-Какое чувство испытывает атор?
-Каким темпом и тоном нужно читать стихотворение?
Слушают аудиозапись
-Какой паре удалось приблизиться к интонации чтеца?
-Возникли ли у вас вопросы?
-слушают
-высказывают свою мнение
-как невесту…
-ответы детей
-читают,выделяют
-с образом весны
-пением птиц, оживлением весны
-Весну. Ходят грачи в полосе;я одурманен весной
сыплет снего-метафора ; шелковые травы- эпитет; пеной я цвет разнесу- метафора
-Черёмуха белая,потому что цветёт она белыми цветами
-От росы трава тяжелеет
-К лугам и дубравам
-О черёмухе
-Восхищение
-Выразительно читают
-Выполняют
-Грусти
-Тоска по родному краю
-В медленном темпе
V.Обобщающая беседа
-Как вы думаете, что главного в стихах Есенина?
-Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться,любоваться ею?
-Что нового вы узнали о жизни С. А. Есенина?
-С каким стихотворением мы познакомились сегодня на уроке?
— Какова тема стихотворения?
— Мог ли написать такие строки человек, который редко бывает наедине с природой?
-я надеюсь, что вас не оставило равнодушными творчество С. А. Есенина, и вы обязательно почитаете его стихи.
Родина
-еще ее надо беречь и охранять.
VI.Рефлексия
-Какое чувство у вас осталось после прочтения стихотворений?
-А кто из вас когда-нибудь писал стихи?
-А после прочтения стихотворений Есенина у вас возникло желание написать стихотворение?
Дополнительное задание:
Попробуйте сочинить стих о весне
Домашнее задание: выучить любое стихотворение на выбор,
Источник
Стихотворение “Черемуха” наполнено тем особенным светом, который умел создавать только Есенин. Он умело погружал читателя в мир природы и показывал ему красоту этого мира. Краткий анализ “Черемуха” по плану поможет ученикам 3 класса оценить прелесть есенинской поэзии. Использовав его на уроке литературы, можно легко объяснить материал программы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черемуха.
История создания – Есенин написал “Черемуху” в 1915 году, а читатель смог познакомиться с ним уже в мартовском номере журнала “Мирок”.
Тема стихотворения – рассказ о черемухе.
Композиция – одночастная линейная.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – двухстопный ямб с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.
Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.
Сравнение – “что кудри”.
Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.
История создания
Сергей Есенин написал “Черемуху” в ранний период своего творчества – в 1915 году, причем можно даже приблизительно определить месяца – это январь-февраль. Дело в том, что в мартовском номере журнала “Мирок” это стихотворение уже было напечатано, а значит, оно написано до того.
Тема
Произведение описывает черемуху, что и является основной его темой. Автор создает удивительно живой образ, включая в картину не только дерево, но и окружающую его природу. Он показывает мир и в красках, и в звуках, используя богатый литературный арсенал для того, чтобы сделать свое описание неповторимым.
Есть и второй слой произведения: Есенин как будто рассказывает историю любви, которая только зарождается между юной девушкой (черемухой) и молодым парнем (ручьем).
Композиция
В этом стихе нет лирического героя – поэт просто делится своими впечатлениями о мире, показывает, как он прекрасен. Для этого замечательно подходит простая линейная композиция с небольшим кольцевым элементом: стоит обратить внимание на рефрен первой строки.
Чтение этот стихотворения помогает читателю почувствовать себя частью окружающего мира. Есенин сначала показывает читателю черемуху, которая расцветает благодаря весеннему теплу, потом переключает его внимание на бучей, бегущий между ее корней, а потом снова возвращает к черемухе. Как умелый художник, он показывает и общую картину, и формирующие ее детали.
Жанр
Это классика пейзажной лирики, одно их самых известных произведений поэта. Оно очень характерно для его раннего творчества, где он поэтизировал родную природы, показывал ее самые прекрасные стороны.
Автор использовал для написания этого стихотворения простой двустопный ямб и перекрестной рифмой. Конкретного разделения на строфы при этом нет, но условно можно назвать его пятистрофным.
Средства выразительности
Как и в других произведениях, относящихся к ранней лирике, в “Черемухе” использованы самые разнообразные художественные средства, такие, как:
- Эпитеты – “душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.
- Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.
- Сравнение – “что кудри”.
- Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.
С их помощью Есенин погружает читателя в мир звуков, ароматов и красок, который и создает замечательное поэтическое полотно. Богатый язык и умелое пользование тропами позволяли поэту писать действительно прекрасные пейзажные стихотворения, которые не теряют своего очарования и прелести даже спустя более чем сто лет.
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 41.
Источник
Автор Маргарита Малиновская На чтение 6 мин. Опубликовано 10.03.2020
Воспевание Родины — одна из главных тем в творчестве поэтов Серебряного века. Любовью к природе и особым светом наполнены строки стихотворения Есенина «Черемуха», анализ которого ученики проводят на уроке литературного чтения в 3 классе. Разбор произведения позволяет юным читателям оценить красоту есенинской поэзии и освоить материал программы для написания итогового сочинения.
Создание произведения
Стихотворение датировано 1910 годом и написано поэтом в начале творческого пути. Оно относится к ранней пейзажной лирике и отражает свежий взгляд юного поэта на красоту природы средней полосы России. В произведении автор создает картинку живых красок, чистых и звенящих звуков природы. Весна — время обновления, светлых чувств, новых надежд, Они отражены в лирических строках, которые находят отклик в душе читателя.
В своих лекциях поэт и экскурсовод Антон Володин подчеркивал любовь молодого Есенина к природе родного края. Автор родился в Рязанской губернии и довольно рано покинул родное село Константиново, которое находилось в окружении живописных полей, ручьев и лесов. Тоскуя по дому, поэт старался посещать места, где прошла его молодость. С ними связаны самые чистые строки и воспоминания Есенина.
Лирике поэта свойственны народные черты, привитые ему бабушкой. Это видно и в стихотворении о черемухе, которое отразило единство природы и человека. В произведении он обращается к растениям, травам, цветам, восторгаясь пробуждением земли весною.
Душистую черемуху в народе называют королевой весны. С ее цветения начинается «зеленый шум» — период буйного цветения растений. В этот момент обычно возвращаются холода, которые называют «черемуховыми». Поэт ассоциирует цветы кустарника со снегом, сравнивает весну этого периода с невестой.
В анализе стихотворения «Сыплет черемуха снегом» можно упомянуть, что оно вошло в цикл «Девичник», который стал частью сборника «Радоница» в 1916 году.
Поэтическое произведение положено на музыку. Композиция под названием «Черемуха» вошла в альбом романсов «Клен ты мой опавший» российского певца А. Подболотова.
Содержание и описание
Произведение создает у читателя радостное и восторженное настроение. Поэт передает красоту цветущей черемухи, вовлекает в описываемую картину мира окружающую природу. Благодаря богатому литературному арсеналу его словесная иллюстрация природы неповторима. Анализ «Сыплет черемуха снегом» помогает описать состояние лирического героя. Он одурманен весной и сравнивает ее с невестой за белый наряд черемухи.
Чтение произведения помогает читателям почувствовать прелесть майского дня и ощутить себя частью природы. Сначала представляются осыпанные белыми гроздьями ветки черемухи, похожие на белую накидку. На листьях кустарника застыли капельки весенней росы. Грачи уже прилетели и ходят по полю в поисках еды. Шелковые травы никнут под влиянием ветра. В воздухе витает свежий сосновый аромат, который хочется испить до последней капли.
Картина мира восхищает лирического героя, он «одурманен весной». В восхищении поэт хочет продлить краткий миг восторга, разнести пенный цвет черемухи по полю, почувствовать свободу и безмятежность. Анализ «Сыплет черемуха снегом» Есенина позволяет выделить следующие особенности:
- Информативность. Поэтический рассказ содержит информацию об особом представлении автора относительно пробуждения природы. Весна у него ассоциируется с образом невесты.
- Цельность. Текст стихотворения соответствует плану: любование автора приходом весны — мысли о невесте (весне) — обращение к природе. Все строфы связаны, изложение последовательно, поэтому текст воспринимается как единое целое.
- Связность предложений. Например, «луговые травы» и их «дурманящий запах» в 3 и 4 предложении.
- Завершенность. Произведение входит в цикл «Девичник», однако обладает смысловой завершенностью, поэтому его понимание возможно вне сборника.
- Диалогичность. Текст перекликается с другими произведениями о природе, является своеобразным диалогом с другими писателями.
- Эстетичность. Стих раскрывает красоту весны и описывает состояние природы, что пробуждает у читателей положительные эмоции.
Тема и композиция
При анализе стихотворения Есенина «Черемуха» легко выделить основную мысль. Темой произведения является описание красоты весенней природы. Пробудившись, она полна жизни, люди не в силах сопротивляться ее очарованию. Обновление созвучно настроению лирического героя, душа которого полна восторгов и надежд. Создаваемые образы подчеркивают радостное настроение, их восприятие последовательно:
- черемуха, снег, роса, поле, птицы;
- травы, смолистая роса, луга и дубравы;
- радуга, вести, невеста-весна, о которой поет герой;
- птахи, лес, готовность разнести цвет черемухи.
Произведение относится к жанру пейзажной лирики, характерному для раннего творчества поэта. При написании использован трехстопный дактиль с перекрестной рифмой, что придает строкам особую мелодичность. Стих можно разделить на три условных части. Связь между предложениями в каждой из них является параллельной. При знакомстве с литературным трудом младшие школьники могут впервые встретиться со словами, которые вошли в орфографический словарь:
- никнут (травы) — склоняются, пригибаются, опускаются;
- дубравы — лиственные леса, в каких растет много дубов;
- одурманивать — запутать сознание, ввести в заблуждение;
- зыбь — участки земли с поверхностью, устойчивость которой вызывает сомнения;
- побеги — органы растений с молодыми почками.
Краткий разбор
В стихотворении, как и в других произведениях Есенина, природа показана в вечном развитии. Она радуется и печалится, рождается и умирает. В строках встречаются олицетворения: «травы никнут», «черемуха сыплет». Автор вводит тропы и речевые фигуры, чтобы создать яркие образы, произвести на читателя впечатление.
Кратко анализ произведения в читательском дневнике можно записать так:
- История создания. Стихотворение написано в 1910 году. В 1916 г. оно вошло в сборник «Радоница».
- Тема произведения. Описание красоты и очарования природы весной. Время года пробуждает в человеке желание жить, расцвести душой и наслаждаться красотой окружающего мира.
- Жанр. Пейзажная лирика.
- Стихотворный размер. Трехстопный дактиль. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге.
- Эпитеты. «Шелковые травы», «смолистой сосной», «тайные вести», «зыбистым бегом».
- Метафоры. «Никнут шелковые травы», «я одурманен весной», «тайные вести светятся в душу мою».
- Инверсия. «Никнут шелковые травы».
- Риторические обращения. «Ой вы, луга и дубравы», «пойте вы, птахи».
- Анафора, подчеркивающая главную мысль. «Сыплет черемуха снегом» (первая строфа) и «Сыпь ты, черемуха, снегом» (последнее четверостишие).
Стихотворение создает у читателя радостное настроение и наполняет легкостью, независимо от погоды и времени года за окном.
Благодаря мастерскому владению словом и использованию средств выразительности Есенин создал восхитительный рисунок поздней весны, которую сравнил с невестой.
Источник