Есенин сыплет черемуха снегом конспект урока

Есенин сыплет черемуха снегом конспект урока thumbnail

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по литературе и конспект урока 3 класс С.Есенин «Сыплет черёмуха цветом»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Жизнь Есенина.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратки

Описание слайда:

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». С.А. Есенин

2 слайд

3 октября. Утром этого осеннего ветреного дня в 1895 году родился Сергей Алек

Описание слайда:

3 октября. Утром этого осеннего ветреного дня в 1895 году родился Сергей Александрович Есенин. Произошло это в старинном селе Константинове, что протянулось по правому берегу Оки, неподалеку от Рязани. С 1985 г. В Константиново, на родине поэта, проводится Всероссийский есенинский праздник поэзии. 1895 – 1925 гг.

3 слайд

Семья поэта Александр Никитич Сергей Есенин Татьяна Федоровна с сестрами Есе

Описание слайда:

Семья поэта Александр Никитич Сергей Есенин Татьяна Федоровна с сестрами Есенины 1912 год

4 слайд

Есенин - нежное имя, Соловьиный звон. Кудрями золотыми Звенел весёлый клён. И

Описание слайда:

Есенин — нежное имя, Соловьиный звон. Кудрями золотыми Звенел весёлый клён. Из солнечного ливня, Весеннее лицо, Овеял ветер нивный Цветочною пыльцой. Образ чист и ясен, Весь в кликах журавлей. Ты осиянный ясень Над синевой полей.

5 слайд

Королева весны Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источ

Описание слайда:

Королева весны Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна.

6 слайд

И. Никитин Много листьев красовалося На черёмухе весной И гостей перебывалося

Описание слайда:

И. Никитин Много листьев красовалося На черёмухе весной И гостей перебывалося Вплоть до осени сырой…

7 слайд

А. Барто Черёмуха, черёмуха В овраге расцвела. Черёмуха, черёмуха Стоит белым

Описание слайда:

А. Барто Черёмуха, черёмуха В овраге расцвела. Черёмуха, черёмуха Стоит белым – бела…

8 слайд

Сергей Есенин

Описание слайда:

Сергей Есенин

9 слайд

Всё богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели – дать читателю поч

Описание слайда:

Всё богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели – дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы восторженное радостное, тёплое светлое, приятное спокойное, ровное грустное, печальное тревожное, тоскливое полный упадок

10 слайд

Более 700 стихотворений было написано С.А.Есениным Так же, как и природу, по

Описание слайда:

Более 700 стихотворений было написано С.А.Есениным Так же, как и природу, поэт любил свою Отчизну. Его произведения проникнуты горячей любовью к Родине, к русской природе. Когда-то Есенин признался: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве»

Выбранный для просмотра документ Тема урока.doc

Выберите книгу со скидкой:

Есенин сыплет черемуха снегом конспект урока

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Есенин сыплет черемуха снегом конспект урока

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Есенин сыплет черемуха снегом конспект урока

Курс повышения квалификации

Есенин сыплет черемуха снегом конспект урока

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-259340

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Урок литературного чтения по теме «С.Есенин «Черемуха». 3-й класс

Предметные результаты: знать и называть имя, отчество и фамилию великого русского поэта, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, быстро просматривать текст, наблюдать как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом он испытывает, пользоваться элементарными приемами анализа текста.

Метапредметные:

– регулятивные УУД: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно), планировать работу в группе, оценивать результаты своей работы на различных этапах урока;
– познавательные УУД: анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить в тексте сравнения, эпитеты, развивать внимание, память; 
– коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе, проявлять терпимость к другому мнению.

Личностные результаты: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России, рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы.

Ресурсы и оборудование:

  • Учебник “Литературное чтение” (3 класс) авт. Л.Ф. Климанова, часть 2, с. 55-56;
  • Словари: С.И. Ожегов Словарь русского языка; Словарь – синонимов русского языка;
  • Ноутбук;
  • Электронная доска;
  • Изображение цветущей черемухи;
  • Электронное приложение к учебнику;
  • Карточки для самооценки (по количеству учащихся).

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональная зарядка доброты. (Подарим друг другу свои улыбки и с хорошего настроения начнем урок.)

2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения А. Блока “Ворона”. Оценочные суждения.

3. Актуализация знаний детей. Целеполагание, формулирование учебной задачи урока.

– Сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое, и очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы выходим на крутой берег Оки. Мы так высоко стоим, что, кажется, можно достать рукой до облаков. Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким ароматом мяты. Рядом раскинулось село Константиново. Здесь 21 сентября 1895 года родился человек, который сделал это село известным во всем мире. С этим поэтом мы познакомились во 2-ом классе, когда изучали стихотворения “Поет зима – аукает…”, “Береза”. 
– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Сергею Есенину.)
– Да, на этом уроке мы еще раз обратимся к творчеству Сергея Есенина и познакомимся с ним поближе. Отгадайте загадку и узнаете, как называется его стихотворение.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она 
Вся от ягоды черна.

– Правильно. Черемуха. Попробуйте определить тему и задачи урока. (Сформулированные задачи зафиксировать на электронной доске.)
– Закроем глаза. Перенесемся в 1915 год. Еще вчера стояла ужасная погода: небо хмурое, пронизывающий ветер. Но сегодня природа пробудилась: лазурное небо, ослепительное солнце, щебет птиц. И вот из избы выбегает голубоглазый юноша. Он вдыхает в себя воздух, наполненный весенними ароматами, и вдруг его взору открывается чудо: черемуха, еще вчера дремавшая, сегодня пробудилась и стоит во всей красе.
– Как вы думаете, какие мысли, чувства, могли возникнуть у Сергея Есенина? (Восторг, восхищение, радость). И как у истинного поэта в душе его родились стихи. Находясь в таком восторженном состоянии, переживая чувство восхищения увиденным, какое стихотворение мог написать С. Есенин? (Радостное, светлое, праздничное.) 
– Ну что же, на протяжении всего урока мы будем либо подтверждать, либо опровергать наше предположение. Ребята, вы видели цветущую черемуху? Вспомните, какая она? (Дети отвечают.) А теперь посмотрите на изображение цветущей черемухи. (Приложение 1)

4. Словарная работа.

Подберите сравнения:

Черемуха
душистая, как …
белая, будто…
кудрявая, словно…

– Какой весной ручеек?

Подберите сравнения:

Ручеек
звонкий, как…
прозрачный, будто…

– Подберите слова, называющие действие весеннего ручейка. (Журчит, струится, течет, звенит, сверкает на солнце.)
– Представьте, пришла весна. На деревьях распустились новенькие, молоденькие листочки. Вспомните, какие они?

Читайте также:  Сыпь в виде ожога крапивы

Зелень (какая?)…

– А вы видели росу? Какая она?

Роса (какая?)…

У С. Есенина зелень и роса совсем необычные. Прочитав стихотворение, мы узнаем, какая еще бывает роса, зелень.

Игра “Продолжи фразу”.

Вкрадчиво… Подберите близкие по значению слова (робко, несмело). Объясните и покажите как это.

У проталинки… Что это такое? Когда бывают проталинки?

Задание по группам. Закончи предложение.

1-я группа: Черемуха душистая…

2-я группа: Зелень золотистая…

3-я группа: Ручей волной гремучею… (Посмотреть по словарю лексическое значение слова гремучею, объяснить. Гремучая – шумная, издающая громкие звуки.)

Прослушивание групп и оценка результатов работы.

– Вы составили замечательные предложения, подобрали хорошие сравнения. Все эти строки использовал С. Есенин, чтобы описать красоту весенней природы. Итак, посмотрим, как это получилось у него.

5. Прослушивание звукозаписи стихотворение под звуки музыки.

6. Беседа по первичному эмоциональному восприятию.

– Понравилось ли вам стихотворение? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего? Что вас особенно поразило?

7. Работа с учебником. Самостоятельное чтение учащимися. Задание: Прочитайте и представьте картины, описанные поэтом. Что бы вы нарисовали к стихотворению? (Версии детей.)

– Сейчас мы с вами будем анализировать стихотворение, и, я надеюсь, что у вас возникнут более полные и точные картины.

8. Физкультминутка. Выполнение упражнений “Крюки Деннисона” из “Гимнастики для мозга” (Кинезиология) (Музыкальное сопровождение Григ “Утро”.) (Приложение 2.)

9. Анализ текста.

а) – Какое время года описывается в стихотворении? (Весна.) Докажите это. Найдите в тексте слова, словосочетания, передающие оживающую, просыпающуюся природу (с весною расцвела, проталинки).

– Какие цвета преобладают в стихотворении? (Золотистый, серебристый.) Какое настроение они создают?

б) – А теперь еще раз обратимся к тексту. Прочитайте 1-ое четверостишие и найдите в нем еще слова, создающие впечатление праздника. (Душистая, кудри завила.) О ком так пишет автор? (О черемухе). Кто так обычно готовится к празднику? (Девушка.) С кем же можно сравнить черемуху? (С девушкой, невестой.)
– Какое слово помогает не только увидеть, но и почувствовать картину, нарисованную поэтом? (Душистая). Подберите к слову “душистая” слова, близкие по значению. (Пахучая, благоухающая, ароматная). 
– Найдите в тексте, что сделала черемуха? (С весною расцвела.) Почему с весною? Есть же другие фразы “весной”, “перед весной”? Что хотел сказать Есенин, говоря “с весной”? Как это? (“За ручку с весной”, весна набирает силу и вместе с нею расцветает и набирает силу черемуха.)
– Почему автор называет ветки “золотистыми”? Откуда этот цвет? (От солнца, от цветочных тычинок.) С какой интонацией мы будем читать эти строки?
– Правильно. Восхищенно.

Игра “Собери четверостишие”.

Чтобы было проще запомнить стихотворение, поиграем. Соберите четверостишие и прочитайте, подхватив заданную интонацию, как будто читает один человек. Кто запомнил? Оценочные суждения.

в) Прочитайте следующие четыре строки. Какое слово использует С. Есенин для описания росы? (Медвяная.)

– Вслушайтесь в это слово. От какого слова оно произошло? (Мед.) А мед, какой? (Липкий, тягучий.) Значит и роса на коре черемухи тоже липкая и тягучая. Какие слова подтверждают это? (Сползает.) Как вы понимаете это слово? (Медленно тянется.) Откуда же на коре дерева медвяная роса? Когда она появляется? (Когда лопаются почки.)

– Какие бывают листочки, когда они только-только появляются, вылупляются из почки? (Нежные, маленькие, сочные, мягкие.) Какое слово выбрал Есенин для описания зелени? (Пряная.) Почему? (Пряный – это горьковатый, ароматный по запаху и вкусу.) Почему зелень в серебре? (Блестит от росы.)

Вывод. Итак, С. Есенин описывает черемуху, которая только распустилась. Совсем маленькие листочки, еще мокрые, невысохшие от сока, сияют в серебре. Зелени еще совсем мало. Какие же чувства хотел передать поэт? (Восторг, радость, восхищение.) Значит, с какой интонацией будем читать 2-ое четверостишие? (Восхищенно!)

Игра “Собери четверостишие”.

г) Найдите в тексте еще строки, описывающие черемуху. Прочитайте.

– Какая прическа была у черемухи в начале стихотворения? (Кудри завила.) А какой внешний вид имеет черемуха в этом четверостишье? (Развесившись стоит.) Почему? (Сначала листья были не совсем распустившиеся, а теперь стали больше, тяжелее.) Какая теперь зелень? (Золотистая, на солнышке горит.) Наша черемуха изменилась! Почему же С. Есенин дважды обращается к описанию черемухи? (Черемуха меняется, набирает силу вместе с весной.)
– Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Что вы видите? (На первом рисунке – пробуждающаяся черемуха, а на втором – черемуха в полном цвете.)

Вывод. Итак, черемуха изменилась, а изменилось ли отношение к ней С. Есенина? (Нет, он еще больше продолжает восхищаться этим удивительным творением природы, этим расцветом жизни.) С какой интонацией будем читать это четверостишье? (Восхищенно.)

Игра “Собери четверостишие”.

д) Какой еще образ, кроме черемухи присутствует в стихотворении? (Ручей.) Найдите описание ручья.

– Какое слово говорит о размере ручья? (Маленький.) В каких еще словах подтверждается, что ручей маленький? Где он бежит? (В траве между корней.) Какой ручей по цвету? (Серебряный.) Почему? (Он переливается на солнце, прозрачный, пронизан солнечными лучами.) Найдите слова, передающие действие ручья? (Бежит, струится.) Как понимаете слово “струится”? Подберите, близкое по значению (Льется, течет). Как выдумаете, такой маленький, робкий, нежный, совсем еще юный ручеек какие по силе звуки может издавать? (Тихие, спокойные, робкие.) С какой же интонацией будем читать это четверостишье? (Нежно, спокойно, немного робко.)

Игра “Собери четверостишие”.

е) Есть ли еще строки о ручье? Прочитайте. Найдите слова, показывающие действие ручья. (Обдает волной.) Сравните, что он делал до этого? (Бежал, струился.) Изменился ручей? (Да, была струйка, а стала волна.) Да, у нашего ручейка появилась сила. Какое еще слово подтверждает, что ручей изменился? Волна какая? (Гремучая.) Каким же здесь изображен ручей? (По силе – сильный, по звуку – шумный, громкий. По характеру – настойчивый. Он обдает ветви черемухи, как бы заставляя гордую красавицу обратить на себя внимание. Кого вам напоминает ручей? (Юношу.)

Рассматривая образ черемухи, мы заметили, что она изменилась, а теперь видим, что и ручей изменился. Есть ли что-то общее в этих изменениях? (Да. Весна набирает силу и вместе с ней природа.) С какой интонацией будем читать эти строки? (Настойчиво, дерзко.) Прочитайте две последние строчки. О чем может петь ручей? (О любви, о весне.) Как будем читать эти строки? (Нежно.)

Игра “Собери четверостишие”.

ж) Внимание! Конкурс на лучшего чтеца по группам. Прочитайте все стихотворение, соблюдая паузы, передавая настроение автора, а также ваше отношение. Оценочные суждения.

10. Домашнее задание (дифференцированное). Я думаю, что вы за время урока достаточно близко познакомились со стихотворением и строки его еще свежи в голове. Дома вам останется только повторить его.

Черемуха не только внешне красива, но и очень полезна. Чем она полезна нам расскажет на следующем уроке 1 группа. (Под руководством учителя дети будут искать информацию в справочной литературе и на заданном сайте сети Интернет, готовить сообщения.)

Читайте также:  Препараты от сыпи на теле у ребенка

Иллюстрирование стихотворения – 2 группа.

11. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

– Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своем стихотворении? Каковы его главные мысли? (Любовь к родному краю, к природе.) Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.) Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы. (Проанализировать, достигнуты ли на уроке учебные задачи.) Что нового вы узнали о С. Есенине? Что открыли? Какое чувство осталось у вас после прочтения стихотворения? Есть ли у кого желание узнать что-то новое о поэте и познакомиться с другими его произведениями? Ребята, что удалось и что не удалось? Что было особенно трудно и над чем еще предстоит потрудиться? За что вы похвалили бы себя?

Самооценка. Оценивание своей работы с точки зрения усвоения новой информации:

  • узнал много интересного и многое запомнил
  • узнал многое, но не все запомнил
  • узнал мало и мало, что запомнил, нужно еще повторить

Оценочные суждения учителя с созданием ситуаций успеха, отметить продвижения учащихся.

Я надеюсь, урок вам запомнился и вам еще захочется прочитать и другие стихотворения С. Есенина и через них открыть и понять самого поэта.

Источник

Природа в стихотворении С.А. Есенина «Черемуха»

Педагогические задачи: создать  условия для ознакомления с эпитетом как образным средством языка, обучение оцениванию своих поступков  и поступков в окружающей природе; способствовать формированию умения и навыка выразительного чтения. Используя эпитеты; развитие и обогащение речи, внимания, творческого воображения  через прием словесного рисования; содействовать воспитанию интереса к предмету и культуре  общения.

Предметные: познакомиться с произведение С.А. Есенина, научиться читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; пользоваться элементарными приемами анализа текста  по вопросам учителя; находить в тексте средства художественной выразительности.

Познавательные — подбирают к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;

регулятивные: фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворительность/ неудовлетворительность своей работой на уроке; оценивают  свои достижения и результата сверстников в паре по выработанным критериям и  выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и. пр.};

коммуникативные: строят связное высказывание из  7-8 предложений по теме, диалог в паре иди группе, задают вопросы.

Личностные: осмысливают настроение лирического произведения С. Есенина; понимают назначение изобразительно-выразительных средств в произведении.

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии. 2008; портрет М. Горького; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс- аудио- и видеозаписи песен музыкальных произведений.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

Способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

— Проверим готовность к уроку.

Мы гуляем по весне,

            Побываем мы везде.

       С удовольствием гуляем,

                 Много нового узнаем.

Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность («настроек ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных  знаний.

1.Проверка домашнего задания.

2.Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

Прочитайте по слогам загадку, отгадайте ее.

С матушкой-весной

Я в платье цветном,

С мачехой-зимой

 — В саване одном. (Черемуха.)

-Прочитайте загадку с вопросительной интонацией.

-Прочитайте с печальной интонацией.

-Прочитайте скороговоркой.

Черемуха—дерево от 2 до 15 м высотой. Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу.

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

 Вся от ягоды черна.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Выразительно читают стихотворения

 А. Блока «Сны», «Ворона», Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Делают сообщения, по материалам проектной деятельности (см: ресурсный материал)

Выделяют существенную информацию из текста загадки. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыте. Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель  и задачу, Уточняют высказанные  мнения по существу задания.

III Сообщение темы урока. Определение целей урока

Читает отрывки из стихотворений С. Есенина.

— Что объединяет эти  два отрывка? (Зима, природа, С. Есенин.)

Сегодня  на уроке мы встретимся с весной. Произойдет путешествие во времени. Время — это движение. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природа  в движении?

— Прочитайте тему  урока.

-Определите цель  урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

— Поднимите руку, кто это произведение еще не читал?

-Как вы думаете, о чет это произведение?

-Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией С. А. Есенина.

Внимательно слушают.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют  план чтения.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее  и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора.

Рассказывает о творчестве С. Есенина, свай рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой его книг.

С. Есенина называют певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали и его душе, он сумел понять, что все живое вокруг нас страдает, чувствует так же, как и мы.

С. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Поэт был влюблен в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных, цветы. Еще в детстве он мог часами сидеть у реки, смотрен, на небо, деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

— Взгляните на лицо  этого человека. (Обращает внимание на портрет поэта.)

Есенин — нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел веселый клен.

Из солнечного ливня

Весеннее лицо

Овеял ветер нивный

Цветочною пыльной.

Читайте также:  Чешущееся сыпь по всему телу

Образ чист и ясен,

Весь в кликах журавлей.

Ты осиянный ясень

Над синевой полей.

— В этом  стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта, как сама природа, о которой он пишет. С. Есенин  — поэт Руси, он взял у родной природы даже характерные  черты своей внешности; чарующую синеву очей – у бездонных озер и голубых небес; мягкие кудри — у кроя родных берез, золото волос -у российских  нив, а главное — он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и  необъятную душу. «Душа моя — поле безбрежное…». С. Есенин очень любил свой родной крайнего природу. Для него природа — это вечная красота и вечная гармония мира,

— Сегодня мы окунемся в чудесный, неповторимый мир, мир поэзии С. Есенина, и познакомимся с одним из его стихотворений, которое называется «Черемуха»

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора.

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют .последовательность развития сюжета. Адекватно воспринимают информацию. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

V. Работа над

содержанием

текста.

1.Работа с

толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения

Проводит словарную работу.

— Объясните значение сдав, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Медвяная запах меда (черемуха—медоносное растение).

Пряная — острая, ароматная по вкусу и запаху.

Гремучая — шумная, издающая громкие, звуки.

Обдает — окатывает водой, брызгами со всех сторон.

Вкрадчиво — осторожно.

Под кручею — под обрывом {круча — крутой спуск, обрыв).

Организует первичное прослушивание текста из аудио хрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

— Я обещала встречу с весной. С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни, деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха».

-О чем будет стихотворение?

-Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

-Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

-Кому понравилось стихотворение?

— Какие чувства возникли у вас?

— Какие строки стихотворения вам особенно понравились запомнились?

-Какой вы представляете себе черемуху?

-Мысленно остановитесь у ручья, где цветет черемуха. Что Есенин помог вам услышать, почувствовать, представить?

Работают с толковым словарем.

Прослушивают текст.

Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.

— Красивая, душистая. Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат ее хочется вдыхать полной грудью.

Черемуха, как Прекрасная девушка, расцветает весной, принарядилась, и ее красота покоряет.

В стихотворении Сергея Александровича Есенина «Черемуха» два героя — черемуха и ручей. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды. Поэтому ручей «волной гремучею ей ветки обдает»

Осуществляют анализ произведения.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение.

Осуществляют контроль по результату. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Планируют оценивают учебные действия.

VI Повторное чтение и анализ произведения.

1. Беседа по содержанию стихотворения,

2.Анализ литературных приемов, которые использует автор.

3. Составление схемы приема «Звукозапись»

4.  Работа в группах

—Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

— Неторопливо перечитайте стихотворение Есенина.

-Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете строчки «И ветки золотистые, что кудри, завила»?

— Понравились ли вам сравнения?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

— Какие звуки помогают поэту передать движение воды: в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна?

— Найдите их в строках о ручье со слов «А, рядом, у проталины…».

— Прочитайте эти строки, подчеркивая звуки движения воды в ручье.

— А теперь прочитайте последние четыре строки и скажите, какие звуки в этих строках передают журчание ручья?

-Прочитайте строки, подчеркивая эти звуки.

— Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы понравиться ей.

-Какой прием использовал поэт, чтобы ожил ручеек и стая чем-то напоминать человека?

— Похожа ли на человека черемуха?

— В этой строке есть и: олицетворение, и сравнение.

— Какие слова в стихотворении помогают нам догадаться, что и ручей, в черемухе озарены ярким солнечным светом?

— Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки (з) и  [с].

— Воспользовался ли таким приемом Есенин?

Попробуем прочитать первые восемь строк, о черемухе, подчеркивая эта звуки.

— А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха душистая, развесившись, стоит» и тоже подчеркнем звуки [з] и [с].

— И слова, н звуки помогай нету создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картава была падшей, поэт хотел, чтобы мы и запахи представили.

-Как будет читать стихотворение — быстро или неторопливо?

— Какие строки, по-вашему, можно читать чуть быстрее?

Перед этими словами и после них можно сделать паузу.

-Какие литературные приемы использовал С.Есенин?

Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого в фронтальном режиме.

— Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы.

Участвуют в коллективной

корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Читают строчки из стихотворения:

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

—Р-ПР- ТР-СТР-ВР-Р.

-Р-ГР-КР-КР

— Олицетворение.

— Да, она ветки золотистые, что кудри, завила.

— Ветки золотистые сияют  в серебре, серебряный ручей, «зелень золотистая»

-С-ЗСС-С

Неторопливо, с любованием.

А рядом,  у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения

Владеют навыками выразительного чтения. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника выводы.

Аргументируют свою

точку зрения.

Осуществляют

анализ с целью нахождения соответствия заданному

эталону. Формулируют

свое, мнение и позицию.

Строят монологические

высказывания.

Адекватно используют речевые средства

для решения

различных

коммуникативных задач.

Делают выводы, извлекают

информацию

из различных источников.

Планируют

свое действие

в соответствии

с поставленной задачей

и условиями

реализации.

Принимает и сохраняет учебные задачи. Владеют навыками сотрудничества

Прочитайте стихотворение и найдите изобразительно-выразительные средства языка. Объясните их понимание. Работать будете в группах.

1 группа выписывает эпитеты, которые ассоциируются с цветом.

-Какими  словами поэт говорит о запахах?

-Что значит «роса медвяная»?

-Что значит «пряная зелень»?

2 группа выписывает эпитеты, которые ассоциируются с запахом, свойством.

-Почему о дереве говорится как о цветке?

-Почему «с весною», а не «весною»?

3 группа выписывает сравнение

-Почему автор использует такие сравнения?

—  Почему автор делает повтор пе