Есенин сыплет черемуха снегом рисунок
Автор Маргарита Малиновская На чтение 6 мин. Опубликовано 10.03.2020
Воспевание Родины — одна из главных тем в творчестве поэтов Серебряного века. Любовью к природе и особым светом наполнены строки стихотворения Есенина «Черемуха», анализ которого ученики проводят на уроке литературного чтения в 3 классе. Разбор произведения позволяет юным читателям оценить красоту есенинской поэзии и освоить материал программы для написания итогового сочинения.
Создание произведения
Стихотворение датировано 1910 годом и написано поэтом в начале творческого пути. Оно относится к ранней пейзажной лирике и отражает свежий взгляд юного поэта на красоту природы средней полосы России. В произведении автор создает картинку живых красок, чистых и звенящих звуков природы. Весна — время обновления, светлых чувств, новых надежд, Они отражены в лирических строках, которые находят отклик в душе читателя.
В своих лекциях поэт и экскурсовод Антон Володин подчеркивал любовь молодого Есенина к природе родного края. Автор родился в Рязанской губернии и довольно рано покинул родное село Константиново, которое находилось в окружении живописных полей, ручьев и лесов. Тоскуя по дому, поэт старался посещать места, где прошла его молодость. С ними связаны самые чистые строки и воспоминания Есенина.
Лирике поэта свойственны народные черты, привитые ему бабушкой. Это видно и в стихотворении о черемухе, которое отразило единство природы и человека. В произведении он обращается к растениям, травам, цветам, восторгаясь пробуждением земли весною.
Душистую черемуху в народе называют королевой весны. С ее цветения начинается «зеленый шум» — период буйного цветения растений. В этот момент обычно возвращаются холода, которые называют «черемуховыми». Поэт ассоциирует цветы кустарника со снегом, сравнивает весну этого периода с невестой.
В анализе стихотворения «Сыплет черемуха снегом» можно упомянуть, что оно вошло в цикл «Девичник», который стал частью сборника «Радоница» в 1916 году.
Поэтическое произведение положено на музыку. Композиция под названием «Черемуха» вошла в альбом романсов «Клен ты мой опавший» российского певца А. Подболотова.
Содержание и описание
Произведение создает у читателя радостное и восторженное настроение. Поэт передает красоту цветущей черемухи, вовлекает в описываемую картину мира окружающую природу. Благодаря богатому литературному арсеналу его словесная иллюстрация природы неповторима. Анализ «Сыплет черемуха снегом» помогает описать состояние лирического героя. Он одурманен весной и сравнивает ее с невестой за белый наряд черемухи.
Чтение произведения помогает читателям почувствовать прелесть майского дня и ощутить себя частью природы. Сначала представляются осыпанные белыми гроздьями ветки черемухи, похожие на белую накидку. На листьях кустарника застыли капельки весенней росы. Грачи уже прилетели и ходят по полю в поисках еды. Шелковые травы никнут под влиянием ветра. В воздухе витает свежий сосновый аромат, который хочется испить до последней капли.
Картина мира восхищает лирического героя, он «одурманен весной». В восхищении поэт хочет продлить краткий миг восторга, разнести пенный цвет черемухи по полю, почувствовать свободу и безмятежность. Анализ «Сыплет черемуха снегом» Есенина позволяет выделить следующие особенности:
- Информативность. Поэтический рассказ содержит информацию об особом представлении автора относительно пробуждения природы. Весна у него ассоциируется с образом невесты.
- Цельность. Текст стихотворения соответствует плану: любование автора приходом весны — мысли о невесте (весне) — обращение к природе. Все строфы связаны, изложение последовательно, поэтому текст воспринимается как единое целое.
- Связность предложений. Например, «луговые травы» и их «дурманящий запах» в 3 и 4 предложении.
- Завершенность. Произведение входит в цикл «Девичник», однако обладает смысловой завершенностью, поэтому его понимание возможно вне сборника.
- Диалогичность. Текст перекликается с другими произведениями о природе, является своеобразным диалогом с другими писателями.
- Эстетичность. Стих раскрывает красоту весны и описывает состояние природы, что пробуждает у читателей положительные эмоции.
Тема и композиция
При анализе стихотворения Есенина «Черемуха» легко выделить основную мысль. Темой произведения является описание красоты весенней природы. Пробудившись, она полна жизни, люди не в силах сопротивляться ее очарованию. Обновление созвучно настроению лирического героя, душа которого полна восторгов и надежд. Создаваемые образы подчеркивают радостное настроение, их восприятие последовательно:
- черемуха, снег, роса, поле, птицы;
- травы, смолистая роса, луга и дубравы;
- радуга, вести, невеста-весна, о которой поет герой;
- птахи, лес, готовность разнести цвет черемухи.
Произведение относится к жанру пейзажной лирики, характерному для раннего творчества поэта. При написании использован трехстопный дактиль с перекрестной рифмой, что придает строкам особую мелодичность. Стих можно разделить на три условных части. Связь между предложениями в каждой из них является параллельной. При знакомстве с литературным трудом младшие школьники могут впервые встретиться со словами, которые вошли в орфографический словарь:
- никнут (травы) — склоняются, пригибаются, опускаются;
- дубравы — лиственные леса, в каких растет много дубов;
- одурманивать — запутать сознание, ввести в заблуждение;
- зыбь — участки земли с поверхностью, устойчивость которой вызывает сомнения;
- побеги — органы растений с молодыми почками.
Краткий разбор
В стихотворении, как и в других произведениях Есенина, природа показана в вечном развитии. Она радуется и печалится, рождается и умирает. В строках встречаются олицетворения: «травы никнут», «черемуха сыплет». Автор вводит тропы и речевые фигуры, чтобы создать яркие образы, произвести на читателя впечатление.
Кратко анализ произведения в читательском дневнике можно записать так:
- История создания. Стихотворение написано в 1910 году. В 1916 г. оно вошло в сборник «Радоница».
- Тема произведения. Описание красоты и очарования природы весной. Время года пробуждает в человеке желание жить, расцвести душой и наслаждаться красотой окружающего мира.
- Жанр. Пейзажная лирика.
- Стихотворный размер. Трехстопный дактиль. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге.
- Эпитеты. «Шелковые травы», «смолистой сосной», «тайные вести», «зыбистым бегом».
- Метафоры. «Никнут шелковые травы», «я одурманен весной», «тайные вести светятся в душу мою».
- Инверсия. «Никнут шелковые травы».
- Риторические обращения. «Ой вы, луга и дубравы», «пойте вы, птахи».
- Анафора, подчеркивающая главную мысль. «Сыплет черемуха снегом» (первая строфа) и «Сыпь ты, черемуха, снегом» (последнее четверостишие).
Стихотворение создает у читателя радостное настроение и наполняет легкостью, независимо от погоды и времени года за окном.
Благодаря мастерскому владению словом и использованию средств выразительности Есенин создал восхитительный рисунок поздней весны, которую сравнил с невестой.
Источник
МБОУ «Средняя школа №2 г.Грязовца»
| Главная » Фотоальбом » Выставки рисунков наших читателей » «Певец России» — иллюстрации к произведениям Сергея Есенина » Сыплет черёмуха снегом Сыплет черёмуха снегомСыплет черёмуха снегом. Рисовал Кирилл В., 1б кл. 824 0.0
Добавлено 28.09.2015 tasha
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ] |
|
Источник
Тема урока : С.Есенин «Сыплет черёмуха снегом»
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
С.А. Есенин
Цели урока: образовательные:
- показать обучающимся яркий, неповторимый талант русского поэта, его большую любовь к родине, раскрыть особенности его лирики.
развивающие:
- развивать навык чтения, мышление, творческие способности;
воспитательные:
- воспитывать трепетное, нежное отношение чувство к родной земле, к своему Отечеству, к окружающей природе.
Метапредметные:
– регулятивные УУД: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно), планировать работу в группе, оценивать результаты своей работы на различных этапах урока;
– познавательные УУД: анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить в тексте сравнения, эпитеты, развивать внимание, память;
– коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе, проявлять терпимость к другому мнению.
Личностные результаты: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России, рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы.
Оборудование : презентация, карточки для обучающихся., аудиосредства
Ход урока
- Организационный момент .
Учитель: Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять
О том, как потрудились дома
Поспешите вы нам рассказать.
- Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворении « Бабушкины сказки»
- Сообщение темы урока.
Презентация ( слайд 1, 2)
Учитель
— Внимательно посмотрите на лицо этого человека. ( читаются стихи) (слайд 3)
Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел весёлый клён.
Из солнечного ливня,
Весеннее лицо,
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой.
Образ чист и ясен,
Весь в кликах журавлей.
Ты- осиянный ясень
Над синевой полей.
В этом стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта, как сама природа, о которой он пишет. Сергей Есенин — поэт Руси, он взял у её природы даже характерные черты своей внешности6 чарующую синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес; мягкие кудри – у крон родных берёз, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу.
«Душа моя — поле безбрежное…» — так он говорил о себе.
Есенин очень любил свой край, его природу. Для него природа – это вечная красота .
Сегодня мы окунёмся ещё раз в чудесный, неповторимый мир, в мир поэзии Есенина и познакомимся с одним из его стихотворений.
( слайд 4)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха слайд 5)
-Кто знает, что такое черёмуха?
— Да, это кустарник от 2 до 15 метров высотой.
— Стихотворение «Сыплет черёмуха снегом»
-Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу.
Сейчас ребята расскажут нам об этом загадочном дереве.
Ученики
— Черёмуха открывает дивное весеннее цветение деревьев и кустарников весной, известное в народе как «зелёный шум».
— Черёмуха распространена по всей Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири.
— В плодах черёмухи содержится много полезных веществ: дубильные вещества, сахар, кислота ( в основном яблочная и лимонная), минеральные вещества, а ядра косточек богаты жирным маслом.
— Свежие плоды, цветки, листья, кора и почки черёмухи содержат такие вещества, которые убивают не только микробы, но и вредных насекомых.
— В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье, желе.
— Плоды и другие части растения используют в народной медицине как вяжущее и потогонное средство при многих заболеваниях.
— Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черёмухи. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому, эти холода так и называются «черёмуховые».
Учитель
— За красоту и поэтический облик о черёмухе сложено немало стихов. К ней относятся с нежностью и любовью, её воспевают в стихах и песнях.
Например, И.С. Никитин в стихотворении «Черёмуха» писал: (слайд 6)
На черёмухе весной
Много листьев красовалося.
Гостей перебывалося
Вплоть до осени сырой.
А . Барто так описывает черёмуху в произведении «Весенняя гроза»: ( слайд 7)
Черёмуха, черёмуха
В овраге расцвела.
Черёмуха, черёмуха
Стоит белым-бела.
Образ черёмухи неразрывно связан со снегом у С. Есенина в стихотворении «Сыплет черёмуха снегом»
- Ознакомление со стихотворением С. Есенина .
Анализ стихотворения.
Прослушивание фонограммы ( слайд 8 )
Учитель
- Какие строки стихотворения вам особенно понравились, запомнились?
- Какой вы представляете себе черёмуху? ( как невесту…)
— Неторопливо перечитайте стихотворение Есенина.
— Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение?
А может ли черёмуха сыпать снегом?
— Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили особое настроение, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки З-С.
— Воспользовался ли таким приёмом Есенин?
Попробуем прочитать первые восемь строк, выделяя эти звуки.
Видите, и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька.
Всё богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели – дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природу.
( Неторопливо, с любованием)
Дети работают с карточками ( цветопись ) и определяют настроение каждого четверостишия. (Методика Лутошкина )
( слайд 9)
1. | 3. | восторженное | |
радостное, тёплое | |||
светлое, приятное | |||
2. | 4. | спокойное, ровное | |
грустное, печальное | |||
тревожное, тоскливое | |||
полный упадок |
Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках. Чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведёт речь о черёмухе и ручейке.
( Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь)
— Весна напоминает поэту о любимой девушке. Автор неслучайно видит её образ.
— А с чьим образом он её сравнивает? ( с образом весны)
— Чем наслаждается автор? ( пеньем птиц, оживлением весны)
Поэзия Есенина многоцветна, но она не просто наделена красками, а органически слита музыкой и цветом и внутренним миром поэта.
— Какова насыщенность цвета? ( зелень, цвета радуги )
Учитель: ( слайд 10 )
Все русские поэты горячо любили и любят свою Родину. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и многие другие писали о родине с грустью и нежностью, с восхищением и любовью. Сегодня мы увидели, что С.А. Есенин принадлежит к их числу. Огромная любовь к Родине дала С.Есенину право сказать:
Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Все стихи Есенина согреты безграничной любви к Родине. Они поражают своей яркостью и задушевностью. Многие стихи положены на музыку. Лирический, плавный мотив чувствуется в песне на стихотворение «Сыплет черёмуха снегом».
Я предлагаю вам послушать эту песню. ( слайд 11)
— Очень хочется верить, что вы ещё не раз в течение жизни откроете томик со стихами С.Есенина.
VI. Домашнее задание (дифференцированное). ( слайд 12)Я думаю, что вы за время урока достаточно близко познакомились со стихотворением и строки его еще свежи в голове. Дома вам останется только повторить его.
Черемуха не только внешне красива, но и очень полезна. Чем она полезна нам расскажет на следующем уроке 1 группа. (Под руководством учителя дети будут искать информацию в справочной литературе и на заданном сайте сети Интернет, готовить сообщения.)
Иллюстрирование стихотворения – 2 группа.
VII. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.
– Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своем стихотворении? Каковы его главные мысли? (Любовь к родному краю, к природе.) Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.) Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы. (Проанализировать, достигнуты ли на уроке учебные задачи.) Что нового вы узнали о С. Есенине? Что открыли? Какое чувство осталось у вас после прочтения стихотворения? Есть ли у кого желание узнать что-то новое о поэте и познакомиться с другими его произведениями? Ребята, что удалось и что не удалось? Что было особенно трудно и над чем еще предстоит потрудиться? За что вы похвалили бы себя?
Самооценка. Оценивание своей работы с точки зрения усвоения новой информации: ( слайд 13 )
- узнал много интересного и многое запомнил
- узнал многое, но не все запомнил
- узнал мало и мало, что запомнил, нужно еще повторить
Оценочные суждения учителя с созданием ситуаций успеха, отметить продвижения учащихся.
Я надеюсь, урок вам запомнился и вам еще захочется прочитать и другие стихотворения С. Есенина и через них открыть и понять самого поэта.
Приложение.
Черёмуха открывает дивное весеннее цветение деревьев и кустарников весной, известное в народе как «зелёный шум».
— Черёмуха распространена по всей Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири.
— В плодах черёмухи содержится много полезных веществ: дубильные вещества, сахар, кислота ( в основном яблочная и лимонная), минеральные вещества, а ядра косточек богаты жирным маслом.
— Свежие плоды, цветки, листья, кора и почки черёмухи содержат такие вещества, которые убивают не только микробы, но и вредных насекомых.
— В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье, желе.
— Плоды и другие части растения используют в народной медицине как вяжущее и потогонное средство при многих заболеваниях.
— Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черёмухи. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому, эти холода так и называются «черёмуховые».
Источник