Хлебных крошек конечно не было рыбкам сыпали
Диагностическая контрольная работа по русскому языку.
Класс 9
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.
(1) Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
(2) Рыбок было десять. (3) Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4) Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(5) Девочек тоже было десять. (6) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7) Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9) Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. (10) Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
(11) Никто не спрашивал, что она кушает. (12) Для этого были воспитатели.
(13) И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14) Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15) В углу обнаружились обглоданные головы. (16) Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17) Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
(18) И девочки решили поймать вора. (19) Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20) Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21) Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22) Она прижимала к животу мокрую рыбку.
(23) – Ага, попалась, рыбка! – крикнула громко одна из девочек.
(24) И маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. (25) Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, поражённые странным сходством. (26) Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27) Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28) Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
(30) Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
(31) – Полуночники! (32) Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
(33) И Инна ответила:
(34) – Нет, нянечка не пропала. (35) Теперь не пропадёт… (36) Теперь уследим.
( По А. Приставкину)
А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?
1) Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.
2) Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.
3) Автор в своём тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.
4) Автор в своём тексте говорит о преступном равнодушии взрослых воспитателей детдома.
А2. Прочитайте следующий фрагмент: «(10) Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. (11) Никто не спрашивал, что она кушает. (12) Для этого были воспитатели».
Чем можно объяснить подобное поведение девочек?
1) Девочки были очень заняты делами.
2) Им было скучно с малышкой.
3) Девочки допоздна задерживались в школе.
4) Девочкам была безразлична судьба Люсеньки.
А3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Зачем Инна попросила у няни кусочек хлеба?»
Инна попросила кусочек хлеба, чтобы…
1) поесть самой
2) угостить девочек
3) покормить оставшихся рыбок
4) покормить Люсеньку
А4. В каком из перечисленных словосочетаний есть слово с переносным значением?
1) мокрая рыбка
2) золотая рыбка
3) обглоданная рыбка
4) спасённая рыбка
А5. Ниже даны предложения из прочитанного текста. С какой целью автор использует одинаковое описание золотых рыбок и Люсеньки?
(4)Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(28) Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
1) Автор хотел подчеркнуть красоту девочки.
2) Автору хотелось, чтобы девочка была похожа на золотую рыбку.
3) Автор посчитал, что это описание – самое точное и яркое.
4) Данное сходство заставило девочек понять, как хрупка и беззащитна Люсенька.
А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик, упоминая имя сестрички, называет её маленькой Люсенькой?»
1) Такое определение к слову ЛЮСЕНЬКА говорит о родственных отношениях рассказчика и девочки.
2) Это определение позволяет представить трагедию крохотной, никому не нужной девочки.
3) Это определение подчёркивает её исключительность, любовь окружающих к ней.
4) Данное определение говорит о разнице в возрасте девочек и Люсеньки.
А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) гипербола
Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово СПЕРВА из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 1-4 напишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
В4. Из предложений 13-17 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном дополнении.
Все девочки,(1) кроме маленькой Люсеньки,(2) были очень занятыми девочками.) А если у них и находилось свободное время,(3) они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек,(4) конечно,(5) не было,(6) рыбкам сыпали кусочки казеинового клея,(7) меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло.
В6. Укажите номера предложений, в которых запятая стоит между частями сложносочинённого предложения.
1) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть.
2) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками.
3) Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить.
4) Их оказалось сперва девять, потом восемь.
В7. Укажите номера предложений, в которых запятая стоит между частями сложноподчинённого предложения.
1) Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
2) Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.
3) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками.
4) Никто не спрашивал, что она кушает.
В8. Из предложения 26 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
В10. Среди предложений 25-28 найдите предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Напишите номера этих предложений.
В11. Среди предложений 6-9 найдите предложения с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.
В13. Среди предложений 8-13 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Источник
(1)Когда началось война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
(2)Рыбок было десять.(3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые.
(5)Девочек тоже было десять. (6)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находились свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, менялись воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
(11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели.
(13)И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14)Их оказались сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы. (16)Девочки изумленно разглядывать в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17)Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
(18)И девочки решили поймать вора. (19)Они не спали всю ночь и тохо лежали. (20)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22)Она прижимала к жмвоту мокрую рыбку.
(23)- Ага,попалась, рыбка! -крикнула громко одна из девочек.
(24)И маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. (25)Крупные капли воды потекли по голубоватый коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. (26)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27)Молча они разглядывали худенькое, безкровинки, тельце. (28)Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
(30)Когда старшая девочка Инна пребедала к ночной няне и попросила хоть кусок хлеба, та проворчала:
(31)- Полуночники! (32)Опять, что ли, золотая рыбка пропала,
(33)И инна ответила:
(34)- Нет, нянечка, не пропала. (35)Теперь не пропадет…Теперь мы уследим.
————————————
(1)当战争开始的时候,我的妹妹还很小,她住在孤儿院里,那里有个大鱼缸。
(2)鱼有十条。(3)这个大鱼缸是从莫斯科送来的,被放置在女孩子们的卧室里。(4)里面的鱼是金鱼,很是美丽。
(5)女孩子们也有十个。(6)最大的英娜,已经满了16岁;而最小的柳西卡,不过六岁。(7)除了最小的柳西卡,所有的女孩子都很忙碌。(8)如果她们有了空闲的时间,就会去看看金鱼。(9)当然,她们没有剩余的面包屑,她们用小块酪蛋白胶喂金鱼,给金鱼换水,或者只是从厚厚的绿玻璃外欣赏。(10)不过,从来没有人注意过小柳西卡在做什么。
(11)谁也没有问她今天吃了什么没有。(12)这是保育员该管的事情。
(13)不知从什么时候金鱼开始消失。(14)它们变得只剩下9条,然后是8条。(15)在鱼缸角落只剩下被啃光的鱼头骨。(16)女孩们惊奇地看着在鱼缸中游动的月牙,可是小鱼们并不会说话。(17)它们依然平静地晃动着彩虹色的鳍。
(18)之后女孩们决定要抓住这个贼。(19)她们一晚上没有睡觉,静静地躺着。(20)当鱼缸里的水开始作响的时候,女孩们点燃了灯,并急忙向那响声奔去。(21)在她们面前站着的是小柳西卡。(22)她的手按着一条湿湿的鱼。
(23)- 好啊,小鱼上钩了!- 一个女孩喊道。
(24)小柳西卡更是紧紧地按住那条小鱼。(25)大大的泪珠滴在了她发青的皮肤上,所有的女孩子都呆住了,她们的样子奇怪地相似。(26)站在她们面前的小柳西卡没有穿衣服。(27)她们静静地看着她瘦弱没有血色的身体。(28)柳西卡手臂的皮肤是透明的粉色,上面一根根的蓝色静脉清晰可见。
(30)当最大的女孩英娜跑去问夜管保姆要点食物——哪怕一小块面包的时候,保姆叫嚷道:
(31)- 你们这夜猫子!(32)难道又丢金鱼了吗?
(34)英娜回答道:
(35)- 没有,保姆,没有丢。(35)现在不会再丢了…现在有我们看着呢。
Источник
4 мая 2016 г. в четвертый раз приняли участие в международной Акции «Читаем детям о войне» (см. анонс «Скоро! Акция «Читаем детям о войне») . Организатор Акции — Самарская областная детская библиотека.
Регистрация на событие была открыта 21 марта 2016 г. «Главная цель Акции «Читаем детям о войне» – воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне. Час одновременного громкого чтения произведений о войне, написанных для детей и подростков, помогает участникам осознать важность сохранения памяти о переломных событиях в истории Отчизны, почувствовать и понять боль своих соотечественников, переживших те страшные годы, воспитать любовь к Родине».
Участникам сегодня предлагалось заполнить итоговую анкету.
Час чтения я провела в шестых классах.
Читали, обсуждали рассказ «Золотая рыбка» А. Приставкина (цикл рассказов «Военное детство»). Рассказ небольшой, но с очень глубоким смыслом: о том, как зарождается милосердие, сострадание. Как и в прошлый раз, разделила рассказ на смысловые части, запланировала чтение с остановками.
До чтения задала вопрос:
-Как вы думаете, о чем может рассказать произведение с таким названием?
Версий было много (даже сюжет пушкинской сказки был предложен!). Ребята торопили меня: «Читайте!Читайте» И я приступила к чтению первой части.
1 смысловая часть
Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.
Вопросы:
-Что скрашивало жизнь девочек?
— Чем могли заниматься «занятые» девочки?
2 смысловая часть
А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.
И вдруг…
Вопросы:
— Какие отношения сложились между девочками?
— Почему равнодушие овладело сердцами старших девочек?
-Как вы думаете, что могло произойти дальше?
3 смысловая часть
И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.
Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.
— Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек. И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала: — Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала? И Инна ответила:
— Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.
Вопросы:
— Почему «девочки застыли», увидев Люсеньку?
— Как вы поняли последнюю строчку рассказа: «- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим».
— Как вы думаете, почему рассказ получил именно такое название?
— Приведите примеры других литературных произведений о милосердии, сострадании.
— Военное детство. Каким оно вам представляется?
-Что бы вы пожелали, если бы пушкинская золотая рыбка оказалась в ваших руках?
Желаний было много. «Чтобы не было войны!»- эти слова звучали из уст ребят чаще всего.
Источник
4 мая 2016 г. в четвертый раз приняли участие в международной Акции «Читаем детям о войне» (см. анонс «Скоро! Акция «Читаем детям о войне») . Организатор Акции — Самарская областная детская библиотека.
Регистрация на событие была открыта 21 марта 2016 г. «Главная цель Акции «Читаем детям о войне» – воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне. Час одновременного громкого чтения произведений о войне, написанных для детей и подростков, помогает участникам осознать важность сохранения памяти о переломных событиях в истории Отчизны, почувствовать и понять боль своих соотечественников, переживших те страшные годы, воспитать любовь к Родине».
Участникам сегодня предлагалось заполнить итоговую анкету.
Час чтения я провела в шестых классах.
Читали, обсуждали рассказ «Золотая рыбка» А. Приставкина (цикл рассказов «Военное детство»). Рассказ небольшой, но с очень глубоким смыслом: о том, как зарождается милосердие, сострадание. Как и в прошлый раз, разделила рассказ на смысловые части, запланировала чтение с остановками.
До чтения задала вопрос:
-Как вы думаете, о чем может рассказать произведение с таким названием?
Версий было много (даже сюжет пушкинской сказки был предложен!). Ребята торопили меня: «Читайте!Читайте» И я приступила к чтению первой части.
1 смысловая часть
Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.
Вопросы:
-Что скрашивало жизнь девочек?
— Чем могли заниматься «занятые» девочки?
2 смысловая часть
А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.
И вдруг…
Вопросы:
— Какие отношения сложились между девочками?
— Почему равнодушие овладело сердцами старших девочек?
-Как вы думаете, что могло произойти дальше?
3 смысловая часть
И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.
Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.
— Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек. И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала: — Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала? И Инна ответила:
— Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.
Вопросы:
— Почему «девочки застыли», увидев Люсеньку?
— Как вы поняли последнюю строчку рассказа: «- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим».
— Как вы думаете, почему рассказ получил именно такое название?
— Приведите примеры других литературных произведений о милосердии, сострадании.
— Военное детство. Каким оно вам представляется?
-Что бы вы пожелали, если бы пушкинская золотая рыбка оказалась в ваших руках?
Желаний было много. «Чтобы не было войны!»- эти слова звучали из уст ребят чаще всего.
Источник
Д Е М О В Е Р С И Я
РЕПЕТИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для учащихся 8 класса
учебный год
Часть 1
Т Е К С Т для сжатого изложения
Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чем он думает.
Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.
Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.
(По )
133 слова
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания А1 – А4; В1 – В8.
(1)Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
(2)Рыбок было десять. (3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(5)Девочек тоже было десять. (6)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
(11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели.
(13)И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14)Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы. (16)Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17)Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
(18)И девочки решили поймать вора. (19)Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22)Она прижимала к животу мокрую рыбку.
(23)- Ага, попалась, рыбка! – крикнула громко одна из девочек.
(24) И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. (25)Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. (26)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27)Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28)Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
(30)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
(31)- Полуночники! (32)Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
(33)И Инна ответила:
(34)- Нет, нянечка, не пропала. (35)Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.
(По А. Приставкину)
_____________________________________________________________________________
А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?
1) Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.
2) Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.
3) Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.
4) Автор в своем тексте говорит о преступном равнодушии взрослых – воспитателей детдома.
А2. Прочитайте следующий фрагмент: «(10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. (11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели».
Чем можно объяснить подобное поведение девочек?
1) Девочки были очень заняты делами.
2) Им было скучно с малышкой.
3) Девочки допоздна задерживались в школе.
4) Девочкам была безразлична судьба Люсеньки.
А3. В каком из перечисленных словосочетаний есть слово с переносным значением?
1) мокрая рыбка
2) золотая рыбка
3) обглоданная рыбка
4) спасенная рыбка
А4. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Они только шевелили задумчиво радужными плавниками».
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) гипербола
_____________________________________________________________________________
Ответы на задания В1 – В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово СПЕРВА из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _________________________
В2. Из предложений 1 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Ответ:__________________________
В3. Из предложений 7 – 10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется — С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
Ответ:___________________________
В4. Из предложений 13 – 17 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
Ответ:____________________________
В5. Из предложения 26 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответ:_____________________________
В6. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
Ответ:______________________________
В7. Среди предложений 6 – 9 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________
В8. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.
Ответ:________________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните задание.
_____________________________________________________________________________
А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти».
Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа?
Напишите сочинение-рассуждение. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник