Хлебных крошек конечно не было рыбкам сыпали кусочки казеинового клея меняли воду
Диагностическая контрольная работа по русскому языку.
Класс 9
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.
(1) Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
(2) Рыбок было десять. (3) Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4) Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(5) Девочек тоже было десять. (6) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7) Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9) Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. (10) Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
(11) Никто не спрашивал, что она кушает. (12) Для этого были воспитатели.
(13) И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14) Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15) В углу обнаружились обглоданные головы. (16) Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17) Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
(18) И девочки решили поймать вора. (19) Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20) Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21) Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22) Она прижимала к животу мокрую рыбку.
(23) – Ага, попалась, рыбка! – крикнула громко одна из девочек.
(24) И маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. (25) Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, поражённые странным сходством. (26) Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27) Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28) Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
(30) Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
(31) – Полуночники! (32) Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
(33) И Инна ответила:
(34) – Нет, нянечка не пропала. (35) Теперь не пропадёт… (36) Теперь уследим.
( По А. Приставкину)
А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?
1) Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.
2) Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.
3) Автор в своём тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.
4) Автор в своём тексте говорит о преступном равнодушии взрослых воспитателей детдома.
А2. Прочитайте следующий фрагмент: «(10) Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. (11) Никто не спрашивал, что она кушает. (12) Для этого были воспитатели».
Чем можно объяснить подобное поведение девочек?
1) Девочки были очень заняты делами.
2) Им было скучно с малышкой.
3) Девочки допоздна задерживались в школе.
4) Девочкам была безразлична судьба Люсеньки.
А3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Зачем Инна попросила у няни кусочек хлеба?»
Инна попросила кусочек хлеба, чтобы…
1) поесть самой
2) угостить девочек
3) покормить оставшихся рыбок
4) покормить Люсеньку
А4. В каком из перечисленных словосочетаний есть слово с переносным значением?
1) мокрая рыбка
2) золотая рыбка
3) обглоданная рыбка
4) спасённая рыбка
А5. Ниже даны предложения из прочитанного текста. С какой целью автор использует одинаковое описание золотых рыбок и Люсеньки?
(4)Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(28) Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
1) Автор хотел подчеркнуть красоту девочки.
2) Автору хотелось, чтобы девочка была похожа на золотую рыбку.
3) Автор посчитал, что это описание – самое точное и яркое.
4) Данное сходство заставило девочек понять, как хрупка и беззащитна Люсенька.
А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик, упоминая имя сестрички, называет её маленькой Люсенькой?»
1) Такое определение к слову ЛЮСЕНЬКА говорит о родственных отношениях рассказчика и девочки.
2) Это определение позволяет представить трагедию крохотной, никому не нужной девочки.
3) Это определение подчёркивает её исключительность, любовь окружающих к ней.
4) Данное определение говорит о разнице в возрасте девочек и Люсеньки.
А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) гипербола
Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово СПЕРВА из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 1-4 напишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
В4. Из предложений 13-17 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном дополнении.
Все девочки,(1) кроме маленькой Люсеньки,(2) были очень занятыми девочками.) А если у них и находилось свободное время,(3) они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек,(4) конечно,(5) не было,(6) рыбкам сыпали кусочки казеинового клея,(7) меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло.
В6. Укажите номера предложений, в которых запятая стоит между частями сложносочинённого предложения.
1) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть.
2) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками.
3) Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить.
4) Их оказалось сперва девять, потом восемь.
В7. Укажите номера предложений, в которых запятая стоит между частями сложноподчинённого предложения.
1) Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
2) Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.
3) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками.
4) Никто не спрашивал, что она кушает.
В8. Из предложения 26 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
В10. Среди предложений 25-28 найдите предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Напишите номера этих предложений.
В11. Среди предложений 6-9 найдите предложения с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.
В13. Среди предложений 8-13 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Д Е М О В Е Р С И Я
РЕПЕТИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для учащихся 8 класса
учебный год
Часть 1
Т Е К С Т для сжатого изложения
Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чем он думает.
Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.
Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.
(По )
133 слова
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания А1 – А4; В1 – В8.
(1)Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
(2)Рыбок было десять. (3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(5)Девочек тоже было десять. (6)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
(11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели.
(13)И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14)Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы. (16)Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17)Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
(18)И девочки решили поймать вора. (19)Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22)Она прижимала к животу мокрую рыбку.
(23)- Ага, попалась, рыбка! – крикнула громко одна из девочек.
(24) И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. (25)Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. (26)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27)Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28)Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
(30)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
(31)- Полуночники! (32)Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
(33)И Инна ответила:
(34)- Нет, нянечка, не пропала. (35)Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.
(По А. Приставкину)
_____________________________________________________________________________
А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?
1) Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.
2) Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.
3) Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.
4) Автор в своем тексте говорит о преступном равнодушии взрослых – воспитателей детдома.
А2. Прочитайте следующий фрагмент: «(10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. (11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели».
Чем можно объяснить подобное поведение девочек?
1) Девочки были очень заняты делами.
2) Им было скучно с малышкой.
3) Девочки допоздна задерживались в школе.
4) Девочкам была безразлична судьба Люсеньки.
А3. В каком из перечисленных словосочетаний есть слово с переносным значением?
1) мокрая рыбка
2) золотая рыбка
3) обглоданная рыбка
4) спасенная рыбка
А4. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Они только шевелили задумчиво радужными плавниками».
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) гипербола
_____________________________________________________________________________
Ответы на задания В1 – В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово СПЕРВА из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _________________________
В2. Из предложений 1 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Ответ:__________________________
В3. Из предложений 7 – 10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется — С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
Ответ:___________________________
В4. Из предложений 13 – 17 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
Ответ:____________________________
В5. Из предложения 26 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответ:_____________________________
В6. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
Ответ:______________________________
В7. Среди предложений 6 – 9 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________
В8. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.
Ответ:________________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните задание.
_____________________________________________________________________________
А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти».
Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа?
Напишите сочинение-рассуждение. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник
Диагностическая контрольная работа по русскому языку.
Класс 9
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.
(1) Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
(2) Рыбок было десять. (3) Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4) Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(5) Девочек тоже было десять. (6) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7) Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9) Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. (10) Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
(11) Никто не спрашивал, что она кушает. (12) Для этого были воспитатели.
(13) И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14) Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15) В углу обнаружились обглоданные головы. (16) Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17) Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
(18) И девочки решили поймать вора. (19) Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20) Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21) Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22) Она прижимала к животу мокрую рыбку.
(23) – Ага, попалась, рыбка! – крикнула громко одна из девочек.
(24) И маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. (25) Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, поражённые странным сходством. (26) Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27) Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28) Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
(30) Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
(31) – Полуночники! (32) Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
(33) И Инна ответила:
(34) – Нет, нянечка не пропала. (35) Теперь не пропадёт… (36) Теперь уследим.
( По А. Приставкину)
А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?
1) Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.
2) Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.
3) Автор в своём тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.
4) Автор в своём тексте говорит о преступном равнодушии взрослых воспитателей детдома.
А2. Прочитайте следующий фрагмент: «(10) Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. (11) Никто не спрашивал, что она кушает. (12) Для этого были воспитатели».
Чем можно объяснить подобное поведение девочек?
1) Девочки были очень заняты делами.
2) Им было скучно с малышкой.
3) Девочки допоздна задерживались в школе.
4) Девочкам была безразлична судьба Люсеньки.
А3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Зачем Инна попросила у няни кусочек хлеба?»
Инна попросила кусочек хлеба, чтобы…
1) поесть самой
2) угостить девочек
3) покормить оставшихся рыбок
4) покормить Люсеньку
А4. В каком из перечисленных словосочетаний есть слово с переносным значением?
1) мокрая рыбка
2) золотая рыбка
3) обглоданная рыбка
4) спасённая рыбка
А5. Ниже даны предложения из прочитанного текста. С какой целью автор использует одинаковое описание золотых рыбок и Люсеньки?
(4)Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(28) Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
1) Автор хотел подчеркнуть красоту девочки.
2) Автору хотелось, чтобы девочка была похожа на золотую рыбку.
3) Автор посчитал, что это описание – самое точное и яркое.
4) Данное сходство заставило девочек понять, как хрупка и беззащитна Люсенька.
А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик, упоминая имя сестрички, называет её маленькой Люсенькой?»
1) Такое определение к слову ЛЮСЕНЬКА говорит о родственных отношениях рассказчика и девочки.
2) Это определение позволяет представить трагедию крохотной, никому не нужной девочки.
3) Это определение подчёркивает её исключительность, любовь окружающих к ней.
4) Данное определение говорит о разнице в возрасте девочек и Люсеньки.
А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) гипербола
Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово СПЕРВА из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 1-4 напишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
В4. Из предложений 13-17 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном дополнении.
Все девочки,(1) кроме маленькой Люсеньки,(2) были очень занятыми девочками.) А если у них и находилось свободное время,(3) они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек,(4) конечно,(5) не было,(6) рыбкам сыпали кусочки казеинового клея,(7) меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло.
В6. Укажите номера предложений, в которых запятая стоит между частями сложносочинённого предложения.
1) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть.
2) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками.
3) Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить.
4) Их оказалось сперва девять, потом восемь.
В7. Укажите номера предложений, в которых запятая стоит между частями сложноподчинённого предложения.
1) Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
2) Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.
3) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками.
4) Никто не спрашивал, что она кушает.
В8. Из предложения 26 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
В10. Среди предложений 25-28 найдите предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Напишите номера этих предложений.
В11. Среди предложений 6-9 найдите предложения с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.
В13. Среди предложений 8-13 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Д Е М О В Е Р С И Я
РЕПЕТИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для учащихся 8 класса
учебный год
Часть 1
Т Е К С Т для сжатого изложения
Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чем он думает.
Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.
Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.
(По )
133 слова
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания А1 – А4; В1 – В8.
(1)Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
(2)Рыбок было десять. (3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(5)Девочек тоже было десять. (6)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
(11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели.
(13)И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14)Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы. (16)Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17)Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
(18)И девочки решили поймать вора. (19)Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22)Она прижимала к животу мокрую рыбку.
(23)- Ага, попалась, рыбка! – крикнула громко одна из девочек.
(24) И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. (25)Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. (26)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27)Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28)Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
(30)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
(31)- Полуночники! (32)Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
(33)И Инна ответила:
(34)- Нет, нянечка, не пропала. (35)Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.
(По А. Приставкину)
_____________________________________________________________________________
А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?
1) Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.
2) Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.
3) Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.
4) Автор в своем тексте говорит о преступном равнодушии взрослых – воспитателей детдома.
А2. Прочитайте следующий фрагмент: «(10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. (11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели».
Чем можно объяснить подобное поведение девочек?
1) Девочки были очень заняты делами.
2) Им было скучно с малышкой.
3) Девочки допоздна задерживались в школе.
4) Девочкам была безразлична судьба Люсеньки.
А3. В каком из перечисленных словосочетаний есть слово с переносным значением?
1) мокрая рыбка
2) золотая рыбка
3) обглоданная рыбка
4) спасенная рыбка
А4. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Они только шевелили задумчиво радужными плавниками».
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) гипербола
_____________________________________________________________________________
Ответы на задания В1 – В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово СПЕРВА из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _________________________
В2. Из предложений 1 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Ответ:__________________________
В3. Из предложений 7 – 10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется — С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
Ответ:___________________________
В4. Из предложений 13 – 17 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
Ответ:____________________________
В5. Из предложения 26 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответ:_____________________________
В6. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
Ответ:______________________________
В7. Среди предложений 6 – 9 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________
В8. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.
Ответ:________________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните задание.
_____________________________________________________________________________
А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти».
Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа?
Напишите сочинение-рассуждение. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник