Игра сыпать песком цветным
Игры в песочнице – любимое занятие большинства малышей. Здесь кипит настоящая работа: выпекаются куличи, строятся замки и прокладываются трассы. Однако, чтобы провести время в песочнице интересно и с пользой, с пустыми руками туда не пойдешь.
Что же взять с собой в песочницу? Вот список предметов, которые помогут вам разнообразить игры с песком:
— вода (удобно брать ее в пластиковой бутылке)
— совок, лопатка
— ведерко
— сито для песка
— грабельки
— формочки разного размера и прозрачности (в качестве формочек можно использовать баночки из-под кремов, упаковки из-под яиц, стаканчики из-под йогуртов и пластиковые бутылки, из верхней части которых можно изготовить воронку или совок)
— лейка
— воронка
— мельница и другие игрушки с вращающимися лопастями
— фигурки людей и животных (домашних, диких, морских, древних), маленькие куклы, игрушки-сюрпризы из шоколадных яиц
— природные материалы: камни, ракушки, куски дерева, сухие растения, травинки, палочки, веточки, листья, шишки, желуди, семена, перья и т.п.
— игрушечные предметы быта, мебель
— игрушечная посуда
— транспорт (сухопутный (маленькие легковые машинки и грузовые с кузовом), водный, космический, боевые машины, строительная техника)
— объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота, дорожные знаки, вывески и др.
— бросовый материал: дощечки, опилки, обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, полиэтиленовая пленка, катушки, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, клеенки, цветной проволоки (в оболочке) и др.
— коробочки с «сокровищами и драгоценностями», шарики для настольного тенниса
— пластиковые или деревянные буквы, цифры, различные геометрические фигуры.
Выделите для «уличных» игрушек отдельную сумку, чтобы не смешивать их домашними. Лучше если сумок будет несколько, с разными игровыми наборами. Итак, если для игры все готово, отправляемся в песочницу. Но перед этим не забудьте рассказать малышу простые правила поведения в песочнице: не выбрасывать песок «за борт», не брать его в рот и не бросать в других людей, и, конечно, мыть руки после игры.
Вот некоторые игры, которые помогут вам и малышу весело и полезно провести время.
Игры для самых маленьких, до 1 года:
Пересыпаем песок, пропускаем через пальцы, трогаем ручками.
Сыплем прогретый песок тонкой струйкой на ладошки, ручки, ножки малыша.
Проводим упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, «играют на пианино».
Закапываем и откапываем ручки, ищем каждый пальчик по имени.
Рисуем пальчиком на сухом и мокром песке.
Перетираем чистый песок между ладошками.
Погружаем пальчик в сырой и сухой песок и наблюдаем за получившимися отверстиями.
Ходим босиком по теплому песку.
Оставляем следы ладошек и босых ног на влажном песке, следы в обуви разного размера.
Насыпаем песок в бутылку и слушаем, как он шумит, если потрясти.
Играем по принципу «рука в руке», вместе лепим куличики.
Насыпаем сухой песок в леечку и «поливаем» им влажный песок.
Игры для детей от 1 года до 3 лет:
Пересыпаем сухой песок из одной емкости в другую.
Имитируем движения животных: «Идут медвежата» (кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок),«Прыгают зайцы» (кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях), «Ползут змейки» (делаем поверхность песка волнистой в разных направлениях), «Бегут муравьи» (двигаем всеми пальцами), «Бежит лисичка» (скользим по песку ребрами ладоней), «идет кошка» (складываем пальцы щепоткой)
Сыплем песок через воронку и на мельницу, рассматриваем под лупой.
Делаем горки, сгребая песок ладошками в направлении друг к другу.
Копаем ямки разной глубины.
Проводим в песке дорожку плоской дощечкой, делаем на дорожке кочки и ямки. Ходим по дорожке игрушкой, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку — бух!».
Разыгрываем сказки на песке — «Репка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»
Выпекаем куличики (объясните малышу, что форму держит только влажный песок, а сухой – рассыпается). Из маленьких формочек можно построить куличик прямо на руке. Или сделать куличик с сюрпризом – цветочком или маленькой игрушкой внутри.
Строим забор (соединяем песок руками) и башенки (куличи из ведерок). Если построить забор по кругу, можно спрятать за ним курочку от лисы и т.д.
Рисуем грабельками волнистые линии — это поля, которые видны с самолета.
Строим животным домики из песка: мышке — норку, медведю – берлогу, собачке – будку, тигру — пещеру
Рисуем на песке дорожку и просим малыша проехать по ней пальчиком, не «съехав на обочину».
Играем в прятки: когда ребенок отвернется, закапываем в песочнице игрушки. Дети постарше могут пытаться определить на ощупь, что это. Чтобы разнообразить игру, можно ввести игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, раскопки останавливаются и продолжаются в другом месте.
Закапываем в песок заламинированную картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляем видимым уголок картинки. Ребенок постепенно открывает картинку, пока не назовет сказку или персонажа.
Выкладываем камушками дорожку от одной игрушки или домика, к другой, самостоятельно или по контуру. Ходим друг к другу в гости. Детям постарше можно предлагать словесные инструкции, помогающие улучшить ориентацию в пространстве и закрепить понятия «верх – низ», «право – лево», «центр, угол» и пр.
Выращиваем сад и огород. Очерчиваем территорию, разбиваем грядки, затем сажаем пластмассовые овощи и фрукты и поливаем их из леечки.
Рисуем на ровной влажной поверхности песка пальчиком или палочкой разные изображения животных, людей и т.п. Детям постарше можно предложить игру «Дорисуй изображение», например, ежику не хватает колючек, а солнышку – лучиков.
Оставляем на песке отпечатки разных предметов и формочек, а ребенок угадывает, чей отпечаток. Потом меняемся ролями, и вы угадываете.
Добываем золото: закапываем в песочнице заранее покрашенные золотой краской камешки, и «моем» их, просеивая песок через сито. Можно покрасить монетки и искать клад.
Обрисовываем свои тени, рисуем им смешные рожицы.
Узнаем знакомые закопанные игрушки по деталям, которые выглядывают из песка.
Роем руками-кротами подземные ходы. Кроты могут встречаться и здороваться (пожимать друг другу руки под песком). Можно искать в песке руки друг друга с закрытыми глазами.
Рисуем на песке простое изображение, а малыш пусть выложит контуры рисунка камешками, маленькими палочками, травкой.
Раскрашиваем песок, перетирая его с цветными мелками. Рисуем цветным песком по обыкновенному. Такой песок пригодится и для украшения песочной выпечки.
Рисуем на влажном песке удава, а малыш пусть выкладывает на змеиной коже диковинные узоры из камешков разных размеров и форм.
Делаем из песка высокие и низкие горки. Дайте малышу игрушечного козлика, и пусть он скачет по горкам. Ребенок должен переносить козлика с высокой горки на низкую и наобо¬рот в соответствии с вашими командами. Главное в этой игре — научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.
Прокладываем в песочнице железную дорогу. Рисуем на песке две параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга и просим малыша уложить шпалы – маленькие палочки одинаковой длины. Для разнообразия можно соорудить туннель или вырыть канавку и проложить мостик из дощечки.
Сажаем льва в клетку. Сначала рисуем на песке контур клетки: прямоугольник, квадрат или круг. Потом малыш по этому контуру втыкает в песок палочки (веточки).
Лепим песочную черепаху — большой овальный холм- туловище, маленький холмик — голова, и четыре ноги. Украшаем панцирь природными материалами.
Игры для детей от 3 лет:
Бросаем камешки в вырытую в песке ямку, стоя на определенном расстоянии и не переступая начерченной линии.
Строим песочный город с площадями, скверами, домами и гаражами (украсьте дома камешками, палочками, травинками (пусть это будут окна и двери), вдоль заборчиков посадите веточки (деревья), разбейте цветники, установите на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки). Как в любом городе, здесь будут перекрестки, мосты, подземные переходы. Можно заранее изготовить из картона изображения дорожных знаков и вывесок, и прикрепить к ним палочки. Останется только заселить город людьми разных профессий.
Сооружаем бассейны, пруды, озера, реки, канавы, ручейки и колодцы (выстилаем дно сооружений полиэтиленовой пленкой). Строим запруду, а потом рушим плотину и смотрим, как вода ручейком стекает в реку. Можно запустить в озеро рыбок или уточек и ухаживать за ними. В речке пусть плавают игруше¬чные кораблики (лодочки) разного размера. Можно сделать болото и спасать увязшую в нем машину.
Строим старинный замок. Вокруг песочного укрепления – ров с водой, через него – откидной мост из небольшой дощечки. Для высоких башен можно использовать очень жидкую строительную смесь из песка с водой, налитую в полиэтиленовый пакет с маленькой прорезью на уголке, которым орудуют наподобие кондитерского шприца. Этим же методом украшают уже готовую постройку или праздничный торт для куклы. Если нет пакета, можно капать большими каплями или выливать струйкой мокрый песок на свою постройку, чтобы нарастить ее вверх в форме башни.
Строим блиндаж для солдатиков или гараж для машин (нужно вырыть глубокую яму, сверху положить легкую досочку и присыпать ее песком. Строительный материал могут возить игрушечные грузовики).
Открываем кондитерский магазин или кафе. Замешиваем тесто. Печем пирожки, караваи, булочки, именинные торты, «пышки» (лепим круглую «булочку», а посередине делаем вмятину). Пирожки могут быть с начинкой, а пирожные украшены цветочками и посыпаны сахарной пудрой – сухим песком. Завариваем чай (трава будет заваркой, песок — сахаром, а вода — кипятком).
Празднуем День Рождения. Кукла-именинница приглашает гостей, готовит им угощение. В праздничный торт втыкаются палочки-свечи, по количеству лет именинницы. Гости готовят подарки.
Играем в столовую или ресторан. Варим «кашу», раскладываем в тарелки, кормим посетителей. Или готовим суп. На «плите» (плоском камне) кипятится вода в ведерке, затем туда последовательно добавляются песок, мелкие камешки, ракушки и «свежая зелень» (листики, цветочки, трава). Не забывайте помешивать, чтобы суп не подгорел, а еще нужно посолить и поперчить сухим песком.
Изучаем геометрические фигуры, цифры, буквы, рисуя их на песке пальцем или прутиком. Буквы можно лепить из песка или выкладывать камешками.
Строим лабиринты с тупиками и ответвлениями (ежику нужно пройти к яблоку, зайцу – достать морковку и т.д.).
Играем в пустыню. Выкапываем колодец, к которому идут за водой.
Играем в жизнь на других планетах. Создаем в песочнице лунный ландшафт или поверхность Марса. Здесь могут пригодится роботы и трансформеры. Бросаем сверху в лунный песок камни-метеориты и получаем лунные кратеры.
Разбиваем настоящую строительную площадку со всей необходимой техникой. Строим высотный дом-дворец-школу-замок- терем-ракетодром и т.д.
Создаем Остров Сокровищ. Достаточно добавить в песок бусы, монеты, золотые камни и ракушки. Можно выдать ребенку список того, что нужно найти на острове, или сфотографировать зарытые сокровища, если малыш еще не умеет читать. Можно также нарисовать карту и обозначить, где спрятан клад.
Ищем в песке древние ископаемые. Сооружаем археологическую экспедицию со всеми необходимыми материалами: кисточками, салфетками, пинцетом, ватными палочками и т.д. И не забудьте предварительно зарыть предмет раскопок, например, каменный топор первобытного человека (для него вам понадобятся камень, деревянная палочка и кожаный шнурок, чтобы их соединить).
Играем в цирк, песочница будет ареной для представлений.
Продолжаем начатый на песке геометрический узор или последовательность. Повторяем заданный узор. Можно рисовать их или выкладывать камешками-шишками-каштанами и пр.
Лепим для разных игрушек дома различной геометрической формы. Можно строить песочные дома по заранее нарисованным планам.
Строим деревню, ферму и птичий двор, заселяем домашними животными. Пусть ребенок кормит зверей и выводит их на пастбище.
Сажаем лес, населяем его дикими животными.
Делаем рельеф морского дна, сажаем водоросли, запускаем морских жителей. Спускаем водолазов и не забываем про затонувшие корабли.
Играем в авторалли. Для этого строим трассу, состоящую из извилистой дороги, тоннелей, мостов и прочих препятствий. Устраиваем гонки. Не забудьте сделать автосервис и мойку для игрушечных машинок. Поливать их в мойке можно из обычной пластиковой бутылки-брызгалки, проделав в крышке несколько дырочек. Такой брызгалкой можно рисовать на песке вензеля-узоры.
Играем в Пекарню. Выполняя просьбы покупателей, продавец будет продавать буханки, половинки и даже четвертинки хлебного каравая. Таким образом ребенок познакомится в игре с новыми для него математическими понятиями. Можно продавать муку, раскладывая песок в пакеты и взвешивая.
Создаем зоопарк: заселяем вольеры фигурками диких животных. Можно использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получится хороший пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя.
Обставляем песочной мебелью кукольную квартиру — диван, стол (в виде куба), стул, шкаф, а также ванная и плита – все лепится из влажного песка.
Повторяем в песочнице архитектурное сооружение. Нужно заранее подготовить распечатку и взять с собой, например, пирамиду Хеопса или Тадж-Махал.
Строим высокую башню из трех форм разного объема: в основании — самая крупная деталь, на нее ставится деталь поменьше, и завершает постройку самая маленькая, которая украшается флажком.
Учимся считать. Для этого делаем из песка пять кучек. В одной из них прячем игрушку, и подсказываем, где ее искать: «Ищи во второй кучке слева» или «В третьей справа».
Делаем «секретики»: фантик, яркая картинка или цветочек кладется в небольшое углубление, накрывается прозрачной пластиковой пластинкой и засыпается песком.
Точками изображаем на песке рисунок, например, рыбку. Пусть ребенок соединит все точки одной линией, чтобы узнать, кто в них прячется.
Устраиваем поле сражения. Для бомбежки замковых стен подойдут шарики из сырого песка, а вместо смолы пусть будет песочная каша-малаша.
Сажаем лес из веточек, и втыкаем в песок под деревьями грибы из деталей мозаики. Собираем грибы кто больше так, чтобы не повредить деревья.
Устраиваем стадион. Чтобы слепить футболь¬ные ворота, делаем из мокрого песка заборчик в виде буквы «П». Небольшим совочком можно загонять в ворота маленький резиновый мячик, шарик из фольги или для настольного тенниса.
Строим высокий холм из влажного песка, делаем на нем канавки-лабиринты в разных направлениях, затем запускаем сверху шарики для настольного тенниса.
С 5 лет можно попробовать классическое упражнение из sand therapy: создай свой мир. Ребенок создает мир — какой захочет — и населяет его кем угодно. А потом рассказывает вам про этот мир и его устройство.
Теплого вам песка и солнечного лета!
Список использованной литературы:
1. Барсукова О. В. Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста [Текст] / О. В. Барсукова // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 375-377.
2. Эль Г. „Человек, играющий в песок». Динамическая песочная терапия., СПб, „Речь», 2007.
3. Зинкевич – ЕвсигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 224 с.
4. Стебенева Н. Город на песке. Игры с песком для детей дошкольного возраста / Н. Стебенева // Школьный психолог. — 2001. — №11.
5. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001.
6. Родина А. М. Работа с песочницей // Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. — СПб., 2001.
7. Абраменкова В. Возвращение песочницы, или как создать игровое пространство / В. Абраменкова // Учительская газета. – 2000. — № 20.
8. Вебер М., Ремен Р. Работа с песочницей // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А.Бадхена, В.Е.Кагана. — М.: Смысл, 1997.
Недавно в журнале «Малышок» вышла очередная моя статья про игры в песочнице.
Источник
Игры и упражнения
с песком.
1. Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — …»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
2. Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
3. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
4. Упражнение «Насыпание – пересыпание»
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать положительное отношение к играм с песком.
Детям предлагается ,с помощью педагога, насыпать сухой песок в бутылку .В одну с помощью воронки ,а в другую без воронки. Педагог отмечает, что в бутылку где была воронка, песка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Песок принимает форму ёмкости.
5. Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
6. Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
7. Упражнение «Узоры на песке двумя руками»
Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.
Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т.д.
8. Игра-упражнение «Песочный круг»
Цель: знакомить с техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
9. Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка
Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка.
10. Упражнение «Такие разные настроения»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы.
Рисуем на песке лица с различными настроениями.
11. Игра-упражнение «Кто я?»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное например грибок или рыбку. Скажите ребенку, что в эти точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.
12. Игра-упражнение «Волшебное превращение»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения
Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).
13. Игра-упражнения «Вслепую»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие мелкой моторики икоординации движений
Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Можно устроить соревнования между детьми.
14. Игра-упражнение «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
15. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
16. Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
17. Игра-упражнение «Секретики»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.
Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке. Затем дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.
18. Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
19. Игра-упражнение «Песочные строители»
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
20. Игра-упражнение «Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
21. Игра — упражнение «Выкладываем и печатаем на песке»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения.
Создавая изображение, а также украшать свои постройки из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек или других природных материалов. Покажите ему, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например, самолета, солнышка, цветка или целую картину.
На песке можно создавать изображения методом печатанья. Для печатанья можно использовать формы без дна. Можно использовать и обычные формочки, комбинируя оттиски разной формы и величины, вы сможете составлять из них узор и даже картину.
22. Игра — Школа на песке «Занимательная геометрия»
Цель: в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.
Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник вразброс. Задания: 1)посчитать все треугольники,2)все квадраты,3)все круги.
23. Игра — Школа на песке «Подсказка»
Цель: в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.
Для обучения ребенка порядковому счету можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 5 кучек. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «ищи во 2й кучке слева». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где эго искать.
24. Игра — «Оставь свой след»
Стоя на песке, хорошенько отпечатайте на нем свои следы. Затем подпрыгните вверх, стараясь сделать в воздухе поворот на 180 и точно опуститься в свои следы.
25. Игра — «Шаг в шаг»
Взрослый идет по песку, оставляя на нем свои следы. Ребенок проходит по следам взрослого. Затем, наоборот, ребенок прокладывает свою дорожку, а взрослый передвигается по ней мелкими шажками. Проигрывает тот, кто первым не попадет в след другого.