Игры с песком сыпь в кружку
Песок — уникальный природный материал. Если песчинки рассматривать под микроскопом, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок — лучший материал. Когда ребенок касается песка, на пляже или в специальной песочнице, странный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться снаружи. И когда ребенок заканчивает играть с песком, он меняется, обновляется внутренне.
Игра с песком как процесс самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен издавна. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые дворцы, соединяя их в настоящие укрепленные города. Ребенок создает из песка дворец, любуется им, а потом волна или он сам разрушают произведение. Один сюжет жизни завершается, уступая место другому. И так до бесконечности.
Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.
Игры с песком в детском саду проводятся в разных возрастных группах в течение дня. Особенно целесообразно использование игр с песком в период адаптации детей.
Подбор упражнений на песке:
— «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;
— «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
— создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);
— сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;
— «просеять» песочек между пальцами;
— сделать отпечатки различных предметов формочками;
— сгрести песок ладонями в большую кучу — «муравейник» и разгрести его,
— «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино;
— сдуть песок с ладоней, фантиков, цветочков;
— «погрузить» руки в песок;
— создать рисунки на увлажненном песке;
— спрятать в песок буквы, мелкие игрушки и отыскать их.
Для сравнения ощущений предлагаем детям выполнить такие же упражнения в воздухе, на столе.
Цветная песочная терапия
Для разнообразия занятий используем цветной песок. Песок накануне красится гуашевой краской разных цветов, просушивается и рассыпается по бутылкам.
Сначала детям предлагается нарисовать картину в песочнице пальчиком, а потом с помощью «цветного песка», который помещен в пластиковые бутылочки, «оживить» ее, то есть раскрасить.
Развивающие математические игры в песочнице
«Узор под диктовку»
(ориентирование в пространстве). Психолог дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.
«Что справа, слева, сверху, снизу?»
(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.
«Числа и цифры»
Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.
«Кратчайший путь»
Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.
«Какая цифра спряталась?»
Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.
«Лабиринты»
Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.
«Геометрическая мозаика»
Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.
«Математические упражнения»
Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.
Игры по обучению грамоте с песком
«Кто спрятался»
Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.
«Написание букв, слов на песке»
(Пальцем, палочкой, «змейками» — простыми веревочками с узелком на конце).
«Веселые преобразования»
Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.
class=»eliadunit»>
«Допиши букву, слово»
Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.
«Найди и назови»
Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.
«Что скрывает песок?»
Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.
«Кто быстрее?»
Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.
Художественно-речевая деятельность
«Кто быстрее найдет»
Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.).
«Что ты чувствуешь?»
Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.
«Фантазия из песка»
Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.
«Сказочники Песчаной страны»
Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.
Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики
«Едут машины, санки, коньки»
Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.
«Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу»
Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.
«Волшебные узоры»
Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.
«Делай, как я»
В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.
«Там неизведанных дорожках …»
Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.
«Море волнуется»
Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.
«Мина», «Сапер»
Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.
«Сюрпризы для друзей»
Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.
Рифмовки для упражнений с песком по развитию мелкой моторики
Примеры.
Почтенный слон по джунглям идет
И слонят своих ведет.
Он хобот выше поднимает –
Семью на обед созывает.
По пустыне идет караван.
Там за барханом вновь бархан.
Верблюды день и ночь бредут
Поклажу на горбах везут.
Источник
Полина Комарова
Подборка игр с песком для детей дошкольного возраста
«ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ»
Цель: Развитие мышления, моторики.
Стимулирующий материал: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры
Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.
«УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ»
Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.
Стимулирующий материал: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
«ЦВЕТНЫЕ ЗАБОРЧИКИ»
Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.
Стимулирующий материал: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
«ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ»
Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Стимулирующий материал: Две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.
Ход игры:
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
«ОБЩИМ СЛОВОМ НАЗОВИ И ЗАПОМНИ»
Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
Стимулирующий материал: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.
По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.
В конце игры дети сочиняют сказочную историю.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ГОРОД»
Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи.
Стимулирующий материал: Песочница, миниатюрные фигурки,набор картинок-вывесок с изображением различных предметов: шкафа, расчески, хлеба, пакета молока, пузырька с лекарствами, книг, конфет и т. д.
Ход игры
Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.
Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.
«КОВЕР-САМОЛЕТ ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ»
Цель: Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева, закрепить знания о геометрических формах.
Стимулирующий материал: Треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, различающиеся по цвету и величине.
Ход игры:
Взрослый рассказывает сказку.
В сказочном царстве принцесса жила,
Очень красива, добра и мила.
Вдруг прилетел огнедышащий змей,
Чтоб на принцессе жениться скорей
И унести в мир страха и тьмы,
Сделать царицей змеиной страны.
Нам надо принцессу от змея спасти,
В заморские страны ее увезти.
Построим, ребята, ковер-самолет,
Нашу принцессу он точно спасет.
Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.
После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы.
1. Найди и покажи самый маленький круг.
2. Найди и покажи самый большой квадрат.
3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.
4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.
5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т. д.
«НОВАЯ КВАРТИРА КУКЛЫ МАШИ»
Цель: Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.
Стимулирующий материал: Кукольная мебель, кукла Маша, план-схема комнаты.
Ход игры
Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превращается в новую квартиру куклы Маши.
Квартиру кукла Маша получила
И мебель в магазине закупила:
Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол
Занес в квартиру грузчик и ушел.
Куда же мебель расставлять?
На помощь Мишку надо звать.
Медведь откликнулся на зов,
План начертил и был таков.
Одна опять осталась Маша,
И загрустила кукла наша.
Поможем мебель ей расставить,
По плану в комнату поставить.
Взрослый предлагает детям план-схему,на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.
«ДЕТСКИЕ СЕКРЕТИКИ»
Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.
Стимулирующий материал: Песочница, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.
Ход игры:
Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов.
Ребенок по данной схеме строит песочную картину.
Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.
Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
«СТРОИТЕЛИ НА СКАЗОЧНОМ ОСТРОВЕ»
Цель: Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.
Стимулирующий материал: Блоки треугольной, прямоугольной и квадратной формы различного цвета, палочки, миниатюрные фигурки животных, птиц, людей, конверт с письмом.
Ход игры:
Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.
В океане остров был чудесный,
Никому доселе не известный.
Замки, башни и дворцы
Возвели строители-творцы.
Но черные тучи вдруг набежали,
Солнце закрыли, ветер позвали.
Жители спрятаться только успели,
Огонь, ураган и дождь налетели.
Разрушено все: только камни одни.
Вот что осталось от этой страны.
Теперь не существует дивной красоты.
Остались лишь одни мечты, что.
На этом письмо прерывается.
Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения.
1. Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?
2. Что это был за человек?
Взрослый. Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!
«ГОРОД, ГДЕ МЫ ЖИВЕМ»
Цель: Развитие воображения, творческого мышления,закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.
Стимулирующий материал: Две песочницы, миниатюрные фигурки.
Ход игры
Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.
«ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ»
Цель: Научить детей определять количество слогов в словах.
Стимулирующий материал: Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.
Ход игры:
Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.
Взрослый зачитывает стихотворную инструкцию.
На клумбе здесь растут цветы
Необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем,
Вдыхают запах с наслажденьем.
Мы в клумбе три бороздки проведем,
Названия цветов на слоги разобьем!
Два слога в верхнюю сажаем,
Три слога в центре оставляем.
Четыре слога — в третью грядку.
Теперь все вроде по порядку.
Итак, начнем сажать, друзья!
Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.
Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.
Четырехсложные слова: колокольчик, незабудка, хризантема.
После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.
1. Опиши цветок по цвету, форме, оттенку.
2. Где чаще всего можно встретить этот цветок?
3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?
ИГРЫ С ПЕСКОМ В ГРУППЕ
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта.
При игре с пескомможно выполнять такие упражнения:
— пройтись ладошками, оставляя следы;
— создать отпечатками ладоней, кулачков, рёбрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;
— пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;
— поиграть пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх – вниз;
— сделать кулич с помощью формочки и совка.
В любое время года
Играем мы с песком.
Печём пироги и торты,
Потом всё сами уберём.
Описание развивающей игры
«Песочные узоры»
Цель: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений.
Средства: сухой песок, конус из картона с небольшим отверстием в его вершине и привязанными к его краям верёвочками, поднос.
Методические рекомендации: воспитатель показывает детям, как заполнить конус песком, заткнув пальцем отверстие, как, слегка раскачивая конус над подносом, делать песочные узоры.
Затем воспитатель предлагает ребёнку попробовать порисовать песком. В любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу подготовленную заранее чашку.
Остальные дети могут понаблюдать, как сыплется песок, образуя горки, дорожки и различные узоры.
Конус с дыркой мы возьмём,
Песок сыпать начнём.
Кулёк на верёвочках качается,
На подносе узор получается.
Источник
Лейла Щербина
Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста
Картотека игр с пескомдля детей дошкольного возраста.
Составил:
педагог-психолог
Л. Г. Щербина
Игры с песком, направленные на знакомство с его свойствами.
1. Упражнение «Здравствуй песок».
Цель: знакомство детей с песком, его свойствами.
Педагог просит по разному «поздороваться» с песком,то есть различными способами дотронуться до него: поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/ с напряжением сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу; дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем внешней стороной; перетереть песок между пальцами, ладонями.
2. Упражнение «Чувствительные ладошки».
Цель: знакомство детей с песком, его свойствами.
Педагог предлагает детям положить ладони на песок, закрыть глаза, почувствовать, какой он. Открыть глаза, рассказать, что они чувствовали. Сделать то же самое, повернув ладони другой стороной. Скользить по поверхности песка как змейка или машина. Поиграть на поверхности песка как на пианино.
3. Упражнение «Песочный ветер».
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдуть из трубочки на песке букву, цифру. Для этой игры используются одноразовые трубочки для коктейля.
Игры с песком, направленные гармонизацию эмоциональной сферы.
1. Игра «Волшебное превращение отпечатка ладошки».
Цель: развитие воображения, гармонизация психоэмоционального состояния.
Педагог говорит детям: «Положите ладонь на песок и обведите палочкой ее по контуру. На что похожа наша песочная ладошка, если ее дорисовать? (птица, павлин, цветы, солнышко и т. д.). Я предлагаю вам оживить и украсить ладошку с помощью дополнительного материала. А теперь представьте свою работу».
2. Упражнение «Такие разные настроения».
Цель: знакомств со способами и приемами рисования на песке, развитие эмоциональной сферы.
Детям предлагают нарисовать на песке лица с различными настроениями.
3. Игра «Секретные задания кротов».
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление.
Педагог говорит: «Сегодня наши руки могут превратиться в кротов. Вот так. (педагог взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба). Хочешь превратить свои руки в кротов? Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.» Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком, обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка. Затем осторожно раскапывает каждый палец. То же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга. Для раскопок можно использовать перышко, палочки, кисточки.
Игры с песком, направленные на развитие ориентировки на плоскости.
1. Игра «Картина из загадок».
Цель: развитие ориентировки на плоскости.
Детям предлагается разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке так, чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Загадки.
Желтая тарелка на небе висит, Желтая тарелка всем тепло дарит.
(солнце)
Ветер – пастушок затрубит в свой рожок,
Собрались овечки у небесной речки.
(облака)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо – мостик подвесной.
(радуга)
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(речка)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает,
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет все лето.
Коровам без нее –беда:
Она их главная еда.
(трава)
2. Игра «Песочные строители».
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Педагог: «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит дома только круглой формы, жираф – только прямоугольной, а бегемот – квадратной. Помогите обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемот. Выбери нужную форму и сделай отпечаток». Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы.
3. Игра «Детские секретики».
Цель: научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.
Дети вместе с педагогом чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время педагог прячет секретики на различных участках картины. На карте –схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игры с песком, направленные на развитие воображения.
1. Игра «Чего на свете не бывает».
Цель: развивать воображение, связную речь.
Предложите ребенку, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего не бывает на свете».
2. Игра «Необыкновенные следы».
Цель: развитие воображения, тактильной чувствительности.
Педагого говорит детям: «Идут медвежата» — ребенок кулаками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змеи» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»). «Крокозябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывая название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Игры с песком, направленные на развитие коммуникативных навыков.
1. Игра «Параллельная миры».
Цель: развитие умение договариваться, проявлять взаимопомощь, эмпатию.
Педагог предлагает детям создать в песочнице несколько «параллельных миров» — автономных стран, которые друг другу не мешают. Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, проходы, а иногда они вообще отсутствуют. Педагогу важно стимулировать участников строить коммуникации, постепенно превращая «параллельную игру» в общую.
2. Игра «Повтори знаки».
Цель: развитие тактильного восприятия, умения сотрудничать.
Один ребенок «чертит» на спине другого, какой либо знак (букву, цифру, геометрическую фигуру). Ребенок, на чьей спине «чертили» знаки повторяет его в песочнице.
Источники.
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. https://kladraz.ru/blogz/lubov-vasilevna-dubodelova/kartoteka-igr-s-peskom-po-razvitiyu-reghi-dlja-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
3. https://diplomba.ru/work/113928
Источник