Как сыпать песок на могилу при отпевании
Таинства — это особые действия Божии, совершаемые в Православной Церкви, через которые Бог сообщает людям Благодать Святого Духа. Обрядовую внешнюю сторону Таинства совершает священник в единстве с народом Христовым посредством освящения вина, хлеба, елея, мира, воды, и других природных веществ необходимых для Таинств Церкви. Но Церковь не ограничивает круг своего попечения о мире и народе Божьем только совершением семи церковных Таинств
ВРЕМЯ И МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ЧИНА ПОГРЕБЕНИЯ
1. Чин погребения в храме совершается каждый день, кроме воскресенья. По Вашей просьбе (обстоятельства бывают разные) время отпевания может быть перенесено.
2. Для совершения чина погребения с должной благопристойностью следует прийти в храм и обратиться в церковную лавку за день-два до времени похорон.
3. Для соблюдения должных условий желательно при себе иметь свидетельство о смерти.
4. В церковной лавке Вы можете приобрести все потребное для совершения чина погребения: пелену, свечи, венчик, небольшой крест для усопшего и другое.
5. Отпевание совершается в течение 30-50 минут в зависимости от числа прощающихся родственников и близких.
6. Прочие вопросы можно разрешить в церковной лавке.
Телефон храма: 8(906)7586373
Действие благодати Христовой должно распространяться от «края земли до края», в любом доме и помещении, где живут христиане, от младенческой души до великовозрастного старца, в болезни и добром здравии. Более того Церковь в освящении «души и тела» идет намного дальше. Она идет за гробом своих чад до установления на могиле надгробного креста. Поэтому Церковь располагает огромным количеством различных служб, молебнов и молитвословий на все случаи жизни и смерти. Сведенные все вместе они занимают три толстых книжных тома. Существует молебны или молитвы на освящение машины, колокола, самолета, надгробного креста, воинского знамени и церковных хоругвей, иконы, соли, лекарств, парохода и мясных брашен на Пасху.
Церковь опоясывает освящающим благодатным действием землю, воздух, воду и даже космическое пространство, совершая крестные ходы на самолетах, кораблях, машинах, посылая в космос иконы и крещенскую воду с космонавтами. Но совершенно особое во всем этом попечительном святом многообразии занимает трогательный чин Погребения.
Чин Погребения – это таинственный обряд, совершаемый священнослужителями в храме, на кладбище или в любом другом достойном месте, состоящий их церковных песнопений, каждения, чтения Евангелия, Разрешительной молитвы над усопшим и благословения на погребение в кладбищенских пределах.
КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИНА ПОГРЕБЕНИЯ
Чином Погребения называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов православного человека в загробный мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь.
Отпевание совершается над умершим только однажды. В этом его существенное отличие от других заупокойных служб, которые могут отправляться многократно (например, панихиды, литии). Существует несколько чинов погребения: Архиерейское, священническое, для мирян. Совершенно особым образом стоят «Чин отпевания на Пасху» и «Чин младенческого погребения». В них нет скорбных песнопений, только радостная надежда на Божии обетования, например, «Чин младенческого погребения» завершается словами « И отходим за все славя Бога».
ОТПЕВАНИЕ. ВОПРОСЫ
Когда необходимо договариваться со священником об отпевании?
Об отпевании необходимо договориться в храме за несколько дней (не позднее, чем за день) до дня погребения. При себе необходимо иметь свидетельство о смерти. В свечной лавке нужно заранее приобрести погребальный саван (покрывало), венчик, лист с разрешительной молитвой и небольшой крест.
Совершается ли отпевание над некрещеными младенцами?
Над некрещеными младенцами отпевание не совершается.
Кто лишается церковного погребения?
Лишаются христианского погребения некрещеные, а также лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, гибель на производстве и т.д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое «патологическое опьянение»).
Как отпеть человека совершившего самоубийство в невменяемом состоянии?
Для того чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно обратиться в Епархиальное управление и испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение.
Что такое заочное отпевание? Как оно совершается?
Заочное отпевание совершается в тех случаях, когда из-за трагической смерти невозможно найти тело человека (утонувшего при кораблекрушении, погибшего на войне или в результате авиакатастрофы, при террористическом акте и т. п.) или когда человек пропадает без вести и родные узнают о его смерти через много лет. Если по каким-либо объективным причинам над телом вашего покойного родственника не было совершено отпевание, можно попросить священника совершить его заочно.
Какие существую суеверия, связанные с погребением?
Существует множество неписаных, и подчас довольно странных обычаев, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с бóльшим усердием, нежели церковные традиции. В XX-м веке, когда прервалась нить церковного предания, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами. Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:
-завешивать зеркала и стекла в доме, где есть покойник;
-закрывать форточки и окна (чтобы душа умершего не упорхнула);
-ставить под гроб емкость с водой (в которой душа отмывается);
-класть под гроб топор;
-класть в гроб деньги, вещи и продукты;
-грехи усопшего)
-считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба (наоборот, именно близкие родственники должны нести гроб. В некоторых областях России дети почитают своим священным долгом именно таким образом выразить свою любовь к умершим родителям);
-верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
— считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию (а не то умрешь);
— на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
— «замывать» пол после выноса гроба (чтобы умерший не вернулся);
— переворачивать стулья и столы после выноса тела;
— лить водку в могильный холм;
— произносить: «Да будет тебе земля пухом»;
— кидать в могилу деньги;
— рассыпать по могиле хлебные крошки;
— подавать в храме записки за самоубийц в Духов день;
— верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
— верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;
— верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
— верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
— верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого.
Все эти обычаи и приметы продиктованы суеверным страхом перед смертью. Несомненно, является заблуждением вера в то, что жизнь и смерть человека могут зависеть от перевернутого стула. Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Со всей очевидностью можно сказать, суеверия, следование приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, в том числе и похоронных, объясняются недостатком знания о них. Суеверие, или суетная вера, — вера, ни на чем не основанная, недостойна истинных христиан.
Где хранить землю после заочного отпевания? Можно ли ее заносить в дом?
Во время заочного отпевания священник трижды благословляет землю, произнося слова: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1). Однако в Чине отпевания нет указания на подобное освящение земли. Практика «освящения земли» возникла в связи с появившемся заочным погребением (см. выше); поскольку священник не всегда имеет возможность присутствовать на кладбище и совершить это действие непосредственно у могилы. Для того эта земля дается после отпевания, чтобы родственник вместо священника ее высыпал на могилу и таким образом предал его земле. Но поскольку умерший и похороненный человек уже предан земле (погребен), то и посыпание землей является символическим действием и не имеет какого-либо сакрального смысла.
К сожалению, этому символическому действию часто придается преувеличенное значение, порой большее, чем самому чину отпевания. Отношение к освященной земле превратилось в суеверие, выражающееся в том, что весь смысл христианского погребения сводится лишь к получению «земли», тогда как главное – произнести молитвы, которые исходатайствуют усопшему милость у Бога, перед Которым он вот-вот предстанет. Необходимо сохранить здравое отношение к этому обрядовому действию.
Землю после заочного отпевания нужно крестообразно высыпать на могилу. Если умерший был кремирован, то землю можно высыпать в урну с прахом покойного.
Как относиться к могиле православного христианина?
Кладбища — это священное место, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Из глубокой христианской древности идет обычай отмечать место погребения победным знамением нашего спасения — Святым Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. Надо следить за тем, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Как вести себя на кладбище?
Могилу нужно содержать в чистоте. При посещении умершего родственника на его могиле можно зажечь свечу. Если есть возможность, прочитайте канон или акафист о упокоении или просто помолчите, вспомните покойного. Не нужно есть или пить на кладбище. Недопустимо лить водку на могильный холм. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба («для усопшего») имеет языческое происхождение и не должен соблюдаться христианами. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.
Как поминать усопших?
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
Как провести поминальную трапезу?
Смысл слова «помянуть» — вспомнить добрые качества, которыми обладал усопший, и помолиться о прощении его грехов. Обычай поминать умерших за трапезой известен с давних пор. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни (см. ниже). Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином, 90-го псалма или молитвы «Отче наш».
Первое блюдо поминальной трапезы — кутья (коливо). Это отваренные зерна пшеницы (риса) с медом (изюмом, курагой). Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. Существует особый чин освящения кутьи, если нет возможности попросить об этом священника, окропите кутью святой водой сами. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост. Во время Великого Поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье.
От спиртного во время поминок следует воздержаться. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а поминки — не повод для веселья. Известно, к чему могут привести обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртного. Вместо того, чтобы вспоминать достоинства усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения. Даже если усопший любил выпить, не следует подражать ему в не самых лучших привычках.
Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения. Так как любовь превыше поста; в этом нужно руководствоваться словами Спасителя: «Ешьте, что вам предложат» (Лк. 10, 8), но соблюдать разумную меру в еде и разговорах.
Какие существую дни Вселенского поминовения усопших?
В определенные дни года Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан. В церковном календаре эти дни не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом:
1. Мясопустная родительская суббота — за 8 дней до Великого поста, перед воскресеньем, называющимся «Неделя о Страшном Суде»;
2. Родительские субботы 2, 3 и 4-й недель Великого поста;
3. Троицкая родительская суббота перед праздником Святой Троицы.
Вечером накануне родительских суббот в храмах совершаются парастасы — заупокойные службы, а после Литургии бывают панихиды с многократным поминовением имен усопших, указанных в заупокойных записках.
Русская Православная Церковь, кроме того, установила еще несколько дней сугубой молитвы за усопших:
4. Радоница (Радуница) — вторник, 8-й день после Пасхи;
5. Димитриевская родительская суббота— суббота, ближайшая к 8 ноября, дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
Изначально в этот день Церковь совершала молитву о воинах, павших на Куликовом поле, впоследствии он приобрел статус вселенского поминального дня.
Наконец, решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года День Победы в Великой Отечественной войне (9 мая) стал днем особого ежегодного поминовения усопших воинов «за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших», и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.
Когда не бывает поминовения усопших?
Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записок на Проскомидии, не совершаются во всех храмах в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. Чин пасхального отпевания весьма отличается от обыкновенного, поскольку содержит множество радостных песнопений Пасхи. В Рождество Христово и другие двунадесятые праздники заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.
Источник
Нередко можно услышать в церковной лавке просьбу о получении «земельки» или фразу «хотим предать земле». Ещё спрашивают о так называемом «заочном отпевании».
Как относится к “заочному отпеванию”? Возможно ли оно вообще? При чем тут завешенные зеркала? В каких случаях зажигать лампаду в доме? И что же самое главное?
Большая беседа с ответами на эти и другие очень серьезные вопросы — в специальном выпуске нашей рубрики “Вопросы к батюшке”.
Беседуем с настоятелем нашего храма — иеромонахом Спиридоном (Савиным).
- Здравствуйте, отец Спиридон.
Что же такое заочное отпевание и чем оно отличается от очного?
Здравствуйте! Само слово «заочно» предполагает отсутствие «кого-либо» или чего-либо. Очное отпевание проводится в храме, где поставлен гроб с телом покойного. В случае же заочного отпевания нет тела покойного.
- Как такое может случится?
Такое бывает в нескольких случаях:
1) Если, например, человек скончался в середине 20-го века и был погребен, но при этом отпевания покойного не было в силу тех или иных причин (не было возможности священника пригласить, или не было вообще священника, война была и т.д.), а человек при этом был крещёным и верующим, то такого человека нужно отпевать и теперь только заочно.
2) Ещё вариант: когда человек умер где-то далеко от места, где есть храм (например, в средней Азии, Казахстане, Узбекистане и т.п.) или нет никакой возможности священнику туда добраться, чтобы совершить отпевание. Тогда допускается совершить отпевание заочно, в другом каком-либо храме. С учётом, конечно, того, что человек был крещён в православной церкви.
3) И, наконец, когда факт смерти человека подтверждён, но тела его скорее всего не получить (или не найти). Например, сгорел человек, да так, что ничего не осталось или утонул, а тела долгое время не найдут, или селевым потоком засыпало, да так, что вовек не откопать… Вот тогда тоже допустимо заочное отпевание, по понятным причинам,- нет тела покойного.
- Значит в других случаях следует отпевать очно?
Да, очно. И если люди приходят в храм и просят заочное отпевание, но при этом не сопричастны вышеуказанным трём случаям, то здесь два варианта:
1) Покойный хоть и был крещён, но умер так и не просвещенным. В храм не ходил, в таинствах не участвовал, и это закономерно и одновременно очень печально…
Но — это естественное завершение жизненного пути неверующего человека.
2) Покойный посещал при жизни храм, исповедовался и причащался, и конечно же желал бы, чтобы его отпевали в храме, но родственники не видят смысла в этом. Или они видят в этом только какие-то расходы. В общем, именно родственники не желают очного отпевания в храме. В этом случае грех на родственниках.
- Что ж, значит, заочное отпевание не поможет душе умершего?
“Поможет” или “не поможет” — некорректные слова для такого случая.
Обратите внимание, чин Отпевания проводится в белых облачениях — так же, как и таинства Крещения и Венчания.
Белый цвет принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв. В них испрашивается для умерших упокоение со святыми в селениях праведников, облеченных в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света. Ведь все они связаны с чистотой, рождением нового чистого и светлого.
Про “не поможет” ещё очень хочется сказать. Однозначно “не поможет”, например, завешивание зеркал.
Я иногда даже спрашиваю в таких домах (где завещаны зеркала, когда покойный в доме): “Зачем?” В ответ молчат или говорят, что «так всегда все делали, и мы тоже делаем, потому что боимся что-то не так сделать». В общем некая «традиция», которая среди верующих практикуется — проще говоря: суеверие, примета.
- А откуда такая «традиция», как считаете?
Корни этой традиции могут быть разные, основных, по моему мнению, два.
Первый — мистический. Считается, например, что душа покойного “уйдёт в зеркало, и тело будет захоронено без неё”, а потом “душа будет метаться по всему дому не находя покоя и докучая одновременно всем домочадцам”.
- Такое возможно?
Не думаю. Но для людей суеверных и маловерных, не живущих полноценной церковной жизнью, вполне падшие духи могут что-то такое «выдать». Опять же опираясь на суеверие, маловерие и всяческие греховные наклонности человека, такие как тяга к мистификации и магии.
Святой Иоанн Кронштадский хорошо об этом писал:
„Не верь в приметы, и они не будут сбываться!“
Есть ещё и корень этой “традиции” чисто практический. До появления электричества, в домах использовали зеркала, чтобы увеличить освещенность комнат (да и сейчас этот приём в обиходе у дизайнеров).
Человек умер, и чтобы понизить градус торжественности, зеркала завешивали. Чтобы свечи меньше светили, и одновременно, чтобы сосредоточить внимание на иконах, перед которыми возжигали лампаду и молились.
- Значит необходимо зажигать лампаду, когда умирает человек? А что лучше свечи или лампаду?
Возжигание свечей или лампады перед иконой символизирует наше молитвенное горение перед Господом и святыми.
Вообще говоря, мне странно видеть, что возжигание лампад, свечей в доме для многих людей (в том числе считающих себя христианами) связано только со смертью. Собственно, как и само появление в доме священника.
Так вот, ЧТО возжигать, лампаду или свечи — решает каждый сам. Плюс у лампады в том, что один раз заправив её маслом как минимум гореть она будет сутки (может и более, в зависимости от размера), пока не закончится масло. Свечи же постоянно догорают (тоже зависит от размера свечи) и их придётся постоянно возжигать снова.
Есть семьи, в домах которых лампады горят много лет подряд (временами гасятся для чистки фитиля, конечно же) и это хороший знак, значит, в семье молятся и почитают Господа и святых.
- Как все таки это правильно сделать — как провести заочное отпевание, если оно необходимо и возможно?
Родственники, которые заказывают заочное отпевание, должны присутствовать на нём, это будет правильно. Неправильно — заказать и не быть.
- Ну а с «земелькой» что делать?
Опишу сначала вкратце, откуда взялось само это понятие “земелька”. По чину священник отпевает покойного в храме, при этом предполагается, что храм стоит на кладбище.
И вот в конце отпевания священник провожает покойного от храма до самой могилы, где взяв горсть земли, посыпает её поверх покойного и говоря слова «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23:1).
Эти слова означают, что всё Господне: земля, всё что её наполняет и вообще вся вселенная с её обитателями.
Так же, вспоминаются слова Господа при изгнании Адама и Евы из рая: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19).
Вот отсюда и появилось “понимание”, что священник “обязательно” должен землёй посыпать покойного.
То есть, при заочном отпевании земля особенной важности не имеет, священник может дать её, может не дать. Это просто знак того, что священник провел отпевание, и на загробную участь усопшего посыпание или непосыпание землей никак не повлияет, конечно.
- Есть ещё такое понятие “предать земле”. Что о нем можно сказать?
«Предать земле» — казалось всё просто, передать земле, означает похоронить.
Часто можно услышать, что мол, “похоронили, а земле не предали”, т.е. хотели сказать, что похоронили, но не отпели, а сказали несуразицу «похоронили, но не похоронили». На это, конечно, не стоит обращать внимание. Это не самое важное.
- А что же самое важное?
Самое главное — прежде, чем задуматься об исполнении неписаных “законов” суеверия, я бы советовал обязательно познакомится со Священным Писанием, с Евангелием и толкованиями святых отцов.
Сейчас это стало настолько проще, удивительно просто, я бы сказал, при желании.
Но затуманенный человеческий разум, как заколдованный, упрямо изворачивается и принимает ложь за истину…
Просмотров: (1248)
Источник