Когда надо сыпать реагенты

-=Спецпроект рекламодателя=-

Зима закончилась и кажется, что больше она никогда не вернется. Ну, по крайней мере, могу поспорить, что к концу года снег будет для всех сюрпризом ))). А пока народ прячет в шкафы пуховики, я хочу закрыть тему с реагентами. Тем более сейчас можно эту тему обсуждать спокойно без истерик.

Я сам живу в Москве, хожу по улицам и каждый год выкидываю обувь. Я знаю, что такое, стоя в прихожей, говорить себе: «Нет, это хорошие ботинки, их жалко убивать на улицах Москвы!» И я давно изучаю тему, а как обстоят дела с реагентами и уборкой снега в других странах. Помню, дет 5 назад я приехал в Лондон. Было относительно тепло и солнечно, +5 где-то, но меня поразило, зачем они засыпают все тротуары солью, когда даже снега нет! Потом мне объяснили, что так положено. Потому что, если снег вдруг пойдет, а в Лондоне «вдруг» может случиться в любой момент, не должно образоваться гололеда.

Миф о том, что в Европе и Канаде в отличие от России снег и гололед давно уже победили, я постарался развеять в одном из предыдущих постов. На самом деле сильный снегопад – тяжелое испытание для любого города, будь то Осло, Хельсинки или Монреаль. И судя по моему опыту, никто не справляется с этим испытанием на отлично.

Теперь пришло время разобраться в еще одном большом заблуждении, что реагенты – это чисто российская болезнь и в цивилизованных странах от них давно уже отказались. Безусловно, реагенты – это плохо для экологии, и я против того, чтобы использовать реагенты на тротуарах. Однако когда речь идет о дорогах, тем более с интенсивным трафиком, без реагентов не обойтись. Еще раз, мы с вами сейчас говорим про дороги с интенсивным движением! Когда выбор встает между экологичностью и безопасностью, приходится выбирать безопасность, что и делают везде. Сегодня в мире нет ни одной северной страны, которая полностью отказалась бы от реагентов.

Есть ли такие же эффективные и при этом экологичные способы борьбы со снегом и гололедом? Теоретически есть. Это например, подогрев дорог горячей водой или электричеством, асфальт из солнечных батарей, асфальт с солью внутри. Такие проекты пытались реализовывать во многих странах, но они так и остались пилотными, не получив широкого распространения. Проблема всех этих методов в том, что они слишком уж дорогие. Наиболее же дешевое и эффективное средство – реагенты. Поэтому вопрос о том, чем заменить реагенты, в последние годы для цивилизованных стран сменился вопросом, как правильно с ними обращаться. Давайте разбираться.

Когда дороги начали солить

Необходимость борьбы с гололедом возникла задолго до появления автотранспорта. В исторических заметках царской России уже можно встретить сообщения о том, что лошади поскальзывались на оледеневшей дороге и падали. Поначалу с проблемой пытались бороться песком – это был самый подручный и дешевый способ. Однако уже в XVIII веке появляются упоминания об использовании на дорогах соли. Так как материал был в то время все еще дорогим, очистка дорог солью была привилегией и признаком богатства двора.

С распространением автотранспорта проблема борьбы со снегом и гололедом вышла на новый уровень. В 1940-х годах в разных странах мира практически одновременно появляются исследования о воздействии снега и льда на безопасность движения. Все они содержат один и тот же вывод: наличие на дороге снега и льда увеличивает риск возникновения аварий в 3-4 раза. При этом длина тормозного пути в этом случае не зависит от скорости движения. То есть не важно, как аккуратно ты двигаешься, если дорога зимой не очищена полностью, шансы попасть в аварию возрастают на 400%.

Тогда же, в 1940-х годах, во всем мире начинают появляться сообщения о применении хлорида натрия и других солей для борьбы со скользкостью. Наиболее активно внедряют реагенты в США и Скандинавских странах.

А как было у нас?

Когда в Европе и Северной Америке уже вовсю использовали реагенты, в СССР из-за не столь бурного развития химической промышленности основным способом борьбы со скользкостью оставался песок с добавлением небольшого количества соли (5-10%).

Так продолжалось вплоть до конца 90-х годов, и это при том что во многих странах к тому времени песок признали не просто неэффективным, а даже опасным. В Германии, Норвегии, Франции, некоторых штатах США применение песка в городах полностью запрещено даже на низкоинтенсивных дорогах из-за опасной пыли, которую тот образует весной. Кроме того, песок не плавит лед и снег, поэтому применение его для очистки дорожного полотна бессмысленно.

В России же объемы применения пескосоляных смесей только росли, причем катастрофическими темпами. Весной на 1 квадратный метр дороги иногда приходилось до 20 кг песка, потому что средний расход смесей при одной обработке – 250-300 граммов на квадратный метр, а проходить по дороге нужно было несколько раз за день, так как песок сдувается, вмерзает в снег, его засыпает другим снегом.

Только после нескольких пыльных весен и серьезных потопов, причиной которых стала забитая песком ливневая канализация, Лужков поручил наконец убрать песок из города. Поначалу перешли на техническую соль (хлорид натрия), но уже после нескольких лет применения такой соли выяснилось, что в столице засолено почти 90% почв и уровень соли в Москве-реке растет катастрофическими темпами.

Надо было срочно что-то делать. Тогда в России впервые была собрана комиссия из ученых, которой поручили изучить заграничный опыт в сфере реагентов и предложить что-то более безопасное. Началось время экспериментов. Пробовались разные вещества – ацетаты, которые запретили после года использования из-за запаха уксуса; бишофит, который тоже быстро запретили из-за накопления ионов магния в почвах и высокой коррозии и вязкости; хлористый кальций модифицированный, от которого опять-таки отказались из-за массовых аварий, так как он оказался маслянистым.

Только к 2010 году комиссией были подобраны составы, которые максимально отвечали требованиям безопасности и которые по большей части используют до сих пор. Это была смесь хлорида натрия, хлорида кальция, формиата натрия и хлорида калия для автомобильных дорог, а для тротуаров — смесь хлорида натрия, формиата натрия и мрамора.

Таким образом, те вещества и смеси, которые сегодня используются в России – это результат анализа мирового опыта, а не чисто российская история, как у нас многие почему-то считают.

Сколько «солят» в разных странах

Возможно, дело не в реагентах как таковых, а в их количестве? Давайте посмотрим, какой объем реагентов ежегодно закупают на зимний сезон в разных странах мира. Понятно, что Москву некорректно напрямую сравнивать в этом плане с Осло или Хельсинки, потому что Москва во много раз больше. Как некорректно сравнивать ее и с Нью-Йорком, например, поскольку в Нью-Йорке совершенно другой климат и снега выпадает гораздо меньше. Но эти цифры помогут составить хотя бы общее представление о масштабах использования противогололедных материалов.

Начнем, само собой, с нас. В зимний сезон 20182019 года мэрия Москвы приобрела:

— 156 тысяч тонн твердого противогололедного реагента «на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия» за почти 2,7 млрд рублей;

— 66 тысяч тонн твердого реагента «на основе композиции хлористого кальция и натрия» за 0,904 млрд рублей;

— 102 тысячи тонн композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль) «для уборки дворовых территорий и межквартальных проездов города» и тротуаров за 2,4 млрд рублей.

Читайте также:  От чего может быть сыпь на теле чешется и горит

В общей сложности 324 тысячи тонн примерно на 6 тысяч км дорог. Или же на 100 млн квадратных метров дорог. Квадратные метры более наглядно отражают ситуацию, ведь понятно, что на дорогу с шестью полосами нужно в разы больше противогололедных материалов, чем на двухполосную. Итак, 324 тысячи тонн на 100 млн квадратных метров, то есть 3,4 кг на 1 квадратный метр за сезон.

Норвегия

В Норвегии соли используют с 1970 года. Применяют их только на магистралях с высокой интенсивностью движения – более 5000 автомобилей в сутки. На дорогах с менее интенсивным движением, где допустим снежный накат, применяют гравий, щебень или песок.

Всего в стране около 8 тысяч км дорог с интенсивным движением. За последние 5 лет объем используемой на них соли варьировался от 190 до 260 тысяч тонн. Это поменьше, чем в Москве, но тут надо учесть, что тротуары, на которые у нас уходит почти треть от общего количества противогололедных материалов, в Норвегии не солят. Вообще.

Финляндия

Финляндию у нас очень любят приводить в пример, ведь и климат там такой же суровый, как у нас, да и находится она совсем близко, а потому знакома многим россиянам лучше других северных стран. Однако при сравнении России и Финляндии, особенно в отношении дорог, часто не учитывают разное количество трафика в наших странах. Самая загруженная трасса Финляндии – из аэропорта в Хельсинки, по ней проезжают ежедневно 100 тысяч автомобилей. На МКАД в Москве – свыше 250 тысяч автомобилей в сутки.

В целом количество трасс первой категории, которые не должны иметь снежного наката и всегда быть расчищены до голого асфальта, в Финляндии составляет около 8 тысяч километров. Общий объем используемых в стране реагентов за зимний период составляет около 150 тысяч тонн. При этом на 1 квадратный метр за зиму в среднем высыпают до 8 кг солей. Это в два с лишним раза больше, чем в Москве.

И это при том, что финны очень озабочены ущербом, который реагенты наносят экологии, и делают все возможное, чтобы его снизить: в районах, где грунтовые воды подходят близко к поверхности, они используют только наиболее экологичный реагент — формиат натрия; совсем не применяют сухую соль в качестве противогололедного средства, только увлажненную – от нее вреда меньше; а также используют широкую сеть метеопрогнозирования, которая помогает предсказывать крупные снегопады и заранее готовиться к ним. Несмотря на все эти меры, объем используемых реагентов, как мы видим, остается все еще достаточно высоким.

США

Вот уж где не скупятся на реагенты, так это в США. Общий годовой объем реагентов в целом по стране – 20 млн тонн, из них на один только Нью-Йорк приходится 1,1 млн тонн. Почти в четыре раза больше, чем в Москве, но это вполне нормально, ведь и протяженность улично-дорожной сети Нью-Йорка примерно в четыре раза больше.

В США используют вообще все подряд: и твердые химические вещества, и жидкие, и абразивные материалы, и химические смеси. Хлорид натрия, хлорид кальция, хлорид магния, ацетат кальция магния, ацетат калия, ацетат кальция – здесь на дороги высыпается пол-таблицы Менделеева. Причем хлорид магния, распространенный в США повсеместно, в разы хуже хлорида натрия, который используется в Скандинавии и у нас – такой состав разъедает не только обувь, но даже металл автомобилей.

Канада

В Канаде отношение к реагентам такое же, как и в США – чем больше, тем лучше. Я уже показывал вам кучи соли, которые лежат в Оттаве и Монреале прямо на тротуарах. Общий же объем реагентов по стране – 5-7 млн тонн в год. Ежегодно на очистку дорог страна тратит до 1 млрд долларов.

При этом в Канаде пытаются применять и альтернативные способы борьбы с гололедом. Например, уже при строительстве дорог в асфальт добавляют верглимит – смесь на основе хлористого кальция. Считается, что такая добавка препятствует образованию наледи. Однако уменьшить объем использования реагентов это не помогает.

Еще один интересный метод борьбы со снегом начали использовать в Калгари зимой 2018 года – это свекольный рассол. Свекольный рассол стоит дороже соли, однако альтернативный реагент более эффективен и менее токсичен. Насколько удачна эта практика и распространится ли она по всей стране? Поживем, увидим.

Германия

Немцы стараются бороться со снегом и льдом превентивными мерами. По всей стране действуют метеостанции и датчики температуры. Длительные и кратковременные прогнозы позволили снизить количество используемой соли для обработки дорог в зимний период – соль рассыпается только в тех местах, где ожидаются снегопады.

Однако это не значит, что соли нужно совсем мало. Нет, в 2009 и 2010 годах немцы уже напоролись на то, что соли катастрофически не хватало, а ждать доставки новой партии приходилось по несколько недель. Поэтому c 2012 года объем закупаемой на зимний период соли, наоборот, был удвоен – с 1,2 млн тонн до 2,4 млн.

Как обстоят дела с уборкой снега и использованием реагентов в других странах мира, можно изучить здесь. Дороги «солят» все. Причем в больших количествах. Нужно ли уменьшать количество реагентов? Да. Но делать это необходимо с умом, как в Германии или Скандинавии – внедрять системы метеопрогнозирования и датчиков состояния покрытия на дорогах, чтобы обрабатывать дороги до снегопадов и заморозков, а не после них. А просто взять и отказаться от реагентов, как в Питере – это скорее наплевательское отношение к безопасности, а не забота об экологии.

Источник

Очень интересная получилась история с моим репортажем про уборку снега на главных улицах Москвы. Столько яда в комментариях давно не изливалось. То ли тема уборки города настолько острая и скандальная, то ли народ на фоне общей ситуации в стране озлоблен на все и вся, вот и полилось говно через край. Но были и очень толковые, обоснованные рассуждения, особенно от RosZimDor, superfuzzsk и lexdura.

Общий фон негативных комментариев сводился примерно к следующему:
— После снегопада ходить по тротуарам невозможно. Снежная каша даже в мороз, обувь за сезон разваливается.
— Все жители мегаполиса будут счастливы, если коммунальщики перестанут сыпать на тротуары и дороги реагент, а лишь будут просто убирать и вывозить снег.
— В соседней Финляндии снег с дорог не чистят, а лишь укатывают. Кругом чистота и красота, а в Москве все машины до крыши засраны, снег черный, почва засыпана солью.

Мне не безразлично, чем посыпают улицы города, в котором живу я и мои дети, чем мы дружно дышим и почему все такое грязное. Поэтому я решил немного разобраться в вопросе: что такое реагент и зачем его используют?

Это не значит, что я сразу стал специалистом в данном вопросе. Вовсе нет. Но кое что новое я узнал. Многие комментарии к фотографиям даны на основе ответов на мои вопросы Андреем Соколовым, заместителем руководителя ГБУ «Автомобильные дороги».

Зачем используют реагенты?

1. Почему реагент так активно используют в Москве, когда соседи в Скандинавии катаются и ходят по белому укатанному снежку? Почему у нас по дорогам говно течет рекой, а за границей не течет? — задаются вопросом люди, бывавшие в заснеженных европейских городах?

Читайте также:  Зуд на голове сыпь причины

(фотография коллеги Сергея https://aquatek-filips.livejournal.com/1081379.html)

2. Почему у нас не как в Финляндии? На самом деле у нас полно таких же красивых заснеженных дорог, как в Финляндии. Просто мало кто из москвичей их видел. На том же Кольском полуострове, если дорога не федерального значения и не сильно загружена, то никто ее не чистит до асфальта и не посыпает никакой химией, пока стоит минусовая температура.

3. Боюсь, что в Москве никогда не будет такого белого снега, как в Хельсинки. Это несравнимые города по численности населения и количеству автомобилей. Во всей Финляндии машин зарегистрировано меньше, чем в одной Москве. Столица перегружена транспортом. И теперь представьте, что будет с белым, чистым, укатанным снегом на МКАДе, после того, как по нему проползет в пробке такое количество автомобилей, как на фотографии. Будет все как в детстве, когда по заснеженной горке дети катаются на попе и постепенно превращают снег в лед. И пусть на улице будет -20ºС. Автомобили замечательно излучают тепло и медленно, но верно плавят снег даже в мороз.

А что будет с укатанным снегом в оттепель? Думаю легко можно представить. Поэтому дороги с интенсивным движением необходимо вычищать до асфальта.

4. Давайте посмотрим на обычный немецкий городок. Городские службы в снегопад очищают только главные улицы, где ходит общественный транспорт. По словам моего брата, который живет в Ландау, снегоуборочная техника никогда не заезжает на второстепенные, межквартальные улицы. Эти улицы или оттаивают сами, либо их чистят жители своими силами.

5. Увы, заснеженных финских дорог в районе Франкфурта просто не существует, так как зимой температура часто держится выше нуля. Автобаны и все более-менее важные дороги очищаются от снега до асфальта и посыпаются реагентом. Состав реагента простой — 50% жидкой соли, 50% твердой соли. Да, соль — это тоже реагент. Соль в жидком состоянии начинает плавить снег сразу, а твердая соль действует позже. Таким образом время воздействия реагента растягивается. На автобанах норма реагента 40 г/м2, во дворах — 5-10 г/м2.

Немецкие коммунальщики ставили эксперименты и пробовали использовать гранитную крошку, пепел и песок. Зимой это неплохо помогало, но весной все эти фрикционные добавки засоряли ливневку так, что было решено вернуться к

старой доброй соли.

6. Возьмем обычный квартал в обычном немецком городке. Из коммунальных служб здесь можно увидеть разве что мусоровозы, которые забирают раздельно собранный мусор. Тротуары, парковки и саму дорогу жители чистят сами (точнее дорогу обычно никто не чистит вообще). В Москве же представить невозможно, чтобы городские жители вышли и сами на пузе убрали снег во дворе (выражение «на пузе» у коммунальщиков означает ручную работу лопатой).

7. В Ландау ТСЖ каждого дома обязано своими силами содержать в чистоте тротуары вдоль дорог. Если дядя Вася поскользнется на тротуаре и сломает руку, он может смело подать в суд на ТСЖ и получить компенсацию. В каждом подъезде на две недели назначается дежурная квартира, которая является ответственной за уборку своей части тротуара, прилегающего к дому. Никто из жильцов не любит, когда в их дежурство случаются снегопады. Но, благо, в Ландау снега за зиму выпадает куда меньше, чем в Москве.

Снег с тротуаров запрещается сваливать на дорогу. Можно только на газон. Использовать песок в качестве фрикционного материала запрещено, так как он забивает ливневую канализацию. А соль использовать можно. Чтобы не дежурить с лопатой на улице во время снегопада, жители домов покупают специальную соль в супермаркетах и рассыпают ее по тротуару совочком. Соль плавит снег и лед при температуре до -15ºС, что для Ландау вполне приемлемо. Сложно поверить, но и в Германии на обуви появляются белые следы соли. Только количество осадков зимой в виде снега там значительно меньше, соответственно и соли тоже.

Во Франкфурте в многоквартирных домах зачастую выделяется ответственный человек «хаусмастер», который является и управдомом и личным дворником одновременно. Этот человек получает зарплату от жильцов и следит за чистотой и порядком в доме и на прилегающей к нему территории. У него может быть небольшой трактор, на котором он с раннего утра катается по двору и расчищает территорию. На улицах Франкфурта часто можно встретить специальные контейнеры с реагентом, которыми могут воспользоваться жители, если найдут участок со льдом, который не успели убрать.

Любой нормальный снегопад для Франкфурта приравнивается к миникатастрофе.

По словам друга из Берлина, в городе запрещен реагент и используется только гранитная крошка, а если бы в городе прошли снегопады, как в Москве, город встал бы намертво.

8. Но зачем чистить тротуары от снега, спросит добрая половина читателей? Ведь по белому снегу можно ходить с улыбкой на лице. Можно, если он предварительно утрамбован.

9.

10.

11. Попробуйте пройтись по рыхлому снегу например с коляской. Я пробовал, удовольствие сомнительное. Даже без коляски идти взрослому человеку по такому снегу сложно и утомительно. А каково пожилым людям? Такой снег нужно убирать.

12. И даже если снег на тротуаре утрамбуется (ведь в парках все дорожки в снегу и по ним как-то ходят даже с колясками), то что будет с приходом плюсовой температуры с последующими заморозками? По таким тротуарам будет невозможно ходить, а по дорогам — ездить. После бала красивый белый снег, если его вовремя не убрать, превращается

в тыкву в красивый и опасный лед. И прохожий предпочитает в таком случае идти по газону, а не по тротуару, разнося по городу грязь на подошвах.

В качестве временной меры такой лед можно посыпать гранитной крошкой, но с очередным переходом через ноль эта дорога снова станет скользкой. Поэтому снег нужно убирать еще до того, как он превратится в лед.

Убрать снег гораздо проще, чем потом долбить лед. Правда, убрать весь-весь снег невозможно.

13. Вот он, финский вариант тротуара в оттепель с ночными заморозками. Дорога в травмпункт.

14.

15. Красивый и чистый тротуар на котором можно сломать себе ноги.

16. Некрасивый тротуар по которому можно идти.

17. Вот как должен выглядеть тротуар зимой в мегаполисе, в котором переход температуры через ноль случается по несколько раз за неделю.

18. Многие жители ошибаются, когда принимают белую мраморную крошку за химический реагент. Караул — у нас все дорожки и газоны засыпали химией. Да, химией их посыпали, только сам реагент растворился и расплавил снег. Если приглядеться и взять в руки эти белые кусочки не пойми чего, то станет понятно, что это самый обычный белый камень. И он не растворяется. Вреда от него почве столько же, сколько от щебенки. По словам коммунальщиков, эта крошка будет убрана весной специальными пылесосами.

19. Вот как выглядит реагент. По норме — 1 столовая ложка на квадратный метр для тротуаров. По-хорошему эти белые шарики либо сами растворятся и расплавят снег, либо пешеходы разнесут и размесят его по тротуару. Главное — вовремя (в течении трех часов) убрать растаявшую кашу, что у нас в городе происходит далеко не всегда вовремя. Поэтому и столько жалоб на то, что даже в мороз мы ходим по снежной жиже.

Читайте также:  Аллергическая сыпь как симптом вич

20. Во время сильных снегопадов, как было в январе, коммунальщики не могли быть в каждой точке пространства города одновременно. Улицы убирались по приоритетам, и до дворов и тротуаров в спальных районах лопаты дошли далеко не в первый же день. По нормативам, снег во дворах должен быть убран не более, чем через четыре дня, после снегопада. Четыре дня, Карл!

21. Можно сколько угодно хотеть жить в городе без реагентов, но тогда нам понадобится в десять раз больше коммунальщиков с лопатами и снегоуборочной техникой.

Итак причины, по которым нужно убирать снег с дорог и тротуаров:
— таяние снега днем может сопровождаться замерзанием в ночное время;
— снег забивает водостоки, вода начинает накапливаться на проезжей части и тротуарах. Люди вынуждены парить над лужами как ангелы;
— сугробы на перекрестках закрывают обзор для водителей, ограничивают места для парковок автомобилей.
— снег затрудняет передвижение людей с ограниченными возможностями, а также людей с детскими колясками;
— снег впитывает в себя загрязнения, что чревато при таянии резким ухудшением качества воздуха;
— перепады температуры могут привести к образованию замерзших надолблен, уборка которых тяжела и дорога.

22. Но как же так, ведь в Питере отказались от реагентов? — спросит радиослушатель. Вопрос хороший. На самом деле там не совсем отказались от реагентов, а сократили их использование. В этом году правительство города приняло непростое решение — снизить использование противогололёдных материалов во время снегопадов, сделав основной упор на прометание и вывоз снега с дорог и тротуаров (только опасные скользкие участки посыпаются песко-соляной смесью, с содержанием соли 5-10%). Это требует больше затрат и усилий — растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но использование песко-соляных смесей может аукнуться весной, когда растает снег, и с первым ветром пыль поднимется в воздух. Также песко-соляные смеси отлично способствуют образованию «русского дриста». Москва отказалась от использования песка уже как 15 лет (не путайте с Подмосковьем).

Я звонил друзьям в Питер — пока одни положительные отзывы. Хотя, конечно, они говорили, что не все идеально, что случаются и наледи, и не всегда снег убирают вовремя, но в целом в городе стало чище. Посмотрим, что будет весной. Надеюсь, если опыт северной столицы окажется положительным, в Москве тоже задумаются о снижении количества противогололедных материалов и все силы бросят на механическую уборку и прометание.

23. Что такое реагент? Под любым реагентом понимается состав из химических соединений, которые плавят снег и лед. Как известно, чем меньше любой «химии», тем лучше, но применение антигололедных реагентов в крупных городах с многотысячным и многомиллионным населением просто необходимо — для предотвращения травматизма граждан, обеспечения безопасности дорожного движения и бесперебойного функционирования всех систем мегаполиса в целом.

В Москве на сегодняшний день используются твёрдые, комбинированные и жидкие противогололёдные реагенты. Жидкие реагенты достаточно эффективны для предупредительной обработки проезжих частей. Но они имеют и четкое ограничение: их нельзя применять при температуре ниже -8ºС. Иначе получится каток. При температуре от -8 до -12°C — используются комбинированные реагенты. Твёрдые идут в бой при более низких температурах. Твёрдыми и жидкими реагентами сейчас обрабатывают в основном дороги и магистрали, а дворы и тротуары — комбинированными реагентами (КР-2).

Также используются фрикционные материалы. В большей степени это мраморная крошка фракцией 2-5 мм (хотя я видел и больше). По словам коммунальщиков, крошка лучше песка, так как не смывается дождем и на забивает ливневку. Также она практически не стирается в пыль и не участвует в образовании «русского дриста». В отличии от гранитной крошки, мраморная мягче и поэтому не забивается и не портит эскалаторы метрополитена.

Нормы использования реагента в Москве:
до -8ºC — жидкий реагент, 30 г/м,2
до -12ºC — комбинированный реагент, 40 г/м,2
до -25ºC — твердый реагент, и чем холоднее, тем больше концентрация на квадратный метр.

Декабрь 2015 выдался очень теплым, поэтому коммунальщиками использовались только жидкие реагенты. В январе температура опускалась до -25ºС, и в ход уже пошли твердые реагенты.

24. Как должно быть на деле: наиболее «активные» и «злые» реагенты, используемые на проезжих частях, должны смываться в ливневую канализацию, не попадая на тротуары, и далее попадать на городские очистные сооружения, где их полностью утилизируют. Снег с реагентами с тротуаров должен вывозится на специализированные снегоплавильные пункты, поскольку предписано сведение к минимуму попадания противогололедных материалов на газоны.

25. Судя по своему двору, могу сказать, что не весь снег с тротуаров был вывезен восвояси. Вдоль дворового заборчика выросло несколько высоченных куч, которые до сих пор так и лежат, потихоньку чернея и скукоживаясь. Одной такой кучей (см фото) был надежно завален вход на детскую площадку.

26. Когда начались январские снегопады, я сознательно не пользовался автомобилем и передвигался на общественном транспорте. Так вот одним прекрасным утром, когда мне понадобилась машина, мне пришлось взять у охранника детского сада лопату и выкопать автомобиль. Ну пришлось, ну выкопал. Ничего сверхъестественного. Хотя есть комментаторы, с пеной у рта проклинающие дворников, за то, что им бедненьким пришлось один раз за зиму поработать лопатой.

27. Не нравится выкапывать свои машины, — продайте их! Или езжайте в Дербент, там снега зимой нет.

28.

29. Откуда же появляется грязь на дорогах, обочинах и газонах, которая летит на лобовое стекло? Она появляется отовсюду: начиная с почвы с газонов, говна, вывезенного на колесах со дворов, бесконечных строек, и замкадья (трассы в подмосковье щедро посыпают пескосолью), заканчивая грязью от истертых шин, стертого асфальта (в том числе благодаря шипам), осадков выхлопных газов автомобилей и грязных производств. В этом случае реагент оказывает негативный побочный эффект. Он разжижает/растворяет (не уверен, что правильно формулирую) пленку на асфальте, которая образуется от истертых шин и стертого асфальта. И вместе с грязным снегом эта растворенная дрянь летит в лобовое стекло водителям, заставляя их расходовать незамерзайку литрами.

Хорошо про «русский дрист» написал Артемий Лебедев: https://tema.livejournal.com/1620372.html

Сколько уборщица в Макдоналдсе не будет протирать пол, все равно посетители занесут грязь с улицы. Но с каждым новым снегопадным днем дороги все дольше остаются чистыми. Черный снег свозят на снегоплавильные пункты вместе со всей грязью, и улицы таким образом немного, но очищаются.

30. Вы не поверите, но даже в Европе снег на дорогах не всегда белый и пушистый. Хотя до черных российских сугробов европейцам еще далеко.

31. К сожалению, современный город не сможет функционировать без реагентов в зимний период. Не стоит забывать в какой климатической зоне мы живем. Зимой идет снег, и передвигаться по нему сложнее, чем по чистому асфальту и дорожкам. А когда этот снег превращается в лед, становится совсем худо.

32.

Повторюсь, что комментарии к фотографиям я составлял на основе ответов на мои вопросы моих друзей, живущих в Ландау, Франкфурте и в Питере. Также многие подписи написаны со слов Андрея Соколова.

Для любителей разоблачений заговоров сразу открою все карты. Спонсоры поста: Ликсутов, Бирюков, Хуснулин, Макдоналдс, магазин «Пятерочка», трамвайное депо имени Русакова и Спортлото.

Спасибо за внимание. Буду рад дельным и аргументированным комментариям и вопросам.

По вопросам использования снимков, а также проведения фотосессий пишите на электронную почту mail@vostokphotos.ru

Источник