Когда в москве перестанут сыпать реагенты
Общий фон негативных комментариев сводился примерно к следующему:
— После снегопада ходить по тротуарам невозможно. Снежная каша даже в мороз, обувь за сезон разваливается.
— Все жители мегаполиса будут счастливы, если коммунальщики перестанут сыпать на тротуары и дороги реагент, а лишь будут просто убирать и вывозить снег.
— В соседней Финляндии снег с дорог не чистят, а лишь укатывают. Кругом чистота и красота, а в Москве все машины до крыши засраны, снег черный, почва засыпана солью.
Мне не безразлично, чем посыпают улицы города, в котором живу я и мои дети, чем мы дружно дышим и почему все такое грязное. Поэтому я решил немного разобраться в вопросе: что такое реагент и зачем его используют?
Это не значит, что я сразу стал специалистом в данном вопросе. Вовсе нет. Но кое что новое я узнал. Многие комментарии к фотографиям даны на основе ответов на мои вопросы Андреем Соколовым, заместителем руководителя ГБУ «Автомобильные дороги».
Зачем используют реагенты?
1. Почему реагент так активно используют в Москве, когда соседи в Скандинавии катаются и ходят по белому укатанному снежку? Почему у нас по дорогам говно течет рекой, а за границей не течет? — задаются вопросом люди, бывавшие в заснеженных европейских городах?
(фотография коллеги Сергея https://aquatek-filips.livejournal.com/1081379.html)
2. Почему у нас не как в Финляндии? На самом деле у нас полно таких же красивых заснеженных дорог, как в Финляндии. Просто мало кто из москвичей их видел. На том же Кольском полуострове, если дорога не федерального значения и не сильно загружена, то никто ее не чистит до асфальта и не посыпает никакой химией, пока стоит минусовая температура.
3. Боюсь, что в Москве никогда не будет такого белого снега, как в Хельсинки. Это несравнимые города по численности населения и количеству автомобилей. Во всей Финляндии машин зарегистрировано меньше, чем в одной Москве. Столица перегружена транспортом. И теперь представьте, что будет с белым, чистым, укатанным снегом на МКАДе, после того, как по нему проползет в пробке такое количество автомобилей, как на фотографии. Будет все как в детстве, когда по заснеженной горке дети катаются на попе и постепенно превращают снег в лед. И пусть на улице будет -20ºС. Автомобили замечательно излучают тепло и медленно, но верно плавят снег даже в мороз.
А что будет с укатанным снегом в оттепель? Думаю легко можно представить. Поэтому дороги с интенсивным движением необходимо вычищать до асфальта.
4. Давайте посмотрим на обычный немецкий городок. Городские службы в снегопад очищают только главные улицы, где ходит общественный транспорт. По словам моего брата, который живет в Ландау, снегоуборочная техника никогда не заезжает на второстепенные, межквартальные улицы. Эти улицы или оттаивают сами, либо их чистят жители своими силами.
5. Увы, заснеженных финских дорог в районе Франкфурта просто не существует, так как зимой температура часто держится выше нуля. Автобаны и все более-менее важные дороги очищаются от снега до асфальта и посыпаются реагентом. Состав реагента простой — 50% жидкой соли, 50% твердой соли. Да, соль — это тоже реагент. Соль в жидком состоянии начинает плавить снег сразу, а твердая соль действует позже. Таким образом время воздействия реагента растягивается. На автобанах норма реагента 40 г/м2, во дворах — 5-10 г/м2.
Немецкие коммунальщики ставили эксперименты и пробовали использовать гранитную крошку, пепел и песок. Зимой это неплохо помогало, но весной все эти фрикционные добавки засоряли ливневку так, что было решено вернуться к
старой доброй соли.
6. Возьмем обычный квартал в обычном немецком городке. Из коммунальных служб здесь можно увидеть разве что мусоровозы, которые забирают раздельно собранный мусор. Тротуары, парковки и саму дорогу жители чистят сами (точнее дорогу обычно никто не чистит вообще). В Москве же представить невозможно, чтобы городские жители вышли и сами на пузе убрали снег во дворе (выражение «на пузе» у коммунальщиков означает ручную работу лопатой).
7. В Ландау ТСЖ каждого дома обязано своими силами содержать в чистоте тротуары вдоль дорог. Если дядя Вася поскользнется на тротуаре и сломает руку, он может смело подать в суд на ТСЖ и получить компенсацию. В каждом подъезде на две недели назначается дежурная квартира, которая является ответственной за уборку своей части тротуара, прилегающего к дому. Никто из жильцов не любит, когда в их дежурство случаются снегопады. Но, благо, в Ландау снега за зиму выпадает куда меньше, чем в Москве.
Снег с тротуаров запрещается сваливать на дорогу. Можно только на газон. Использовать песок в качестве фрикционного материала запрещено, так как он забивает ливневую канализацию. А соль использовать можно. Чтобы не дежурить с лопатой на улице во время снегопада, жители домов покупают специальную соль в супермаркетах и рассыпают ее по тротуару совочком. Соль плавит снег и лед при температуре до -15ºС, что для Ландау вполне приемлемо. Сложно поверить, но и в Германии на обуви появляются белые следы соли. Только количество осадков зимой в виде снега там значительно меньше, соответственно и соли тоже.
Во Франкфурте в многоквартирных домах зачастую выделяется ответственный человек «хаусмастер», который является и управдомом и личным дворником одновременно. Этот человек получает зарплату от жильцов и следит за чистотой и порядком в доме и на прилегающей к нему территории. У него может быть небольшой трактор, на котором он с раннего утра катается по двору и расчищает территорию. На улицах Франкфурта часто можно встретить специальные контейнеры с реагентом, которыми могут воспользоваться жители, если найдут участок со льдом, который не успели убрать.
Любой нормальный снегопад для Франкфурта приравнивается к миникатастрофе.
По словам друга из Берлина, в городе запрещен реагент и используется только гранитная крошка, а если бы в городе прошли снегопады, как в Москве, город встал бы намертво.
8. Но зачем чистить тротуары от снега, спросит добрая половина читателей? Ведь по белому снегу можно ходить с улыбкой на лице. Можно, если он предварительно утрамбован.
9.
10.
11. Попробуйте пройтись по рыхлому снегу например с коляской. Я пробовал, удовольствие сомнительное. Даже без коляски идти взрослому человеку по такому снегу сложно и утомительно. А каково пожилым людям? Такой снег нужно убирать.
12. И даже если снег на тротуаре утрамбуется (ведь в парках все дорожки в снегу и по ним как-то ходят даже с колясками), то что будет с приходом плюсовой температуры с последующими заморозками? По таким тротуарам будет невозможно ходить, а по дорогам — ездить. После бала красивый белый снег, если его вовремя не убрать, превращается
в тыкву в красивый и опасный лед. И прохожий предпочитает в таком случае идти по газону, а не по тротуару, разнося по городу грязь на подошвах.
В качестве временной меры такой лед можно посыпать гранитной крошкой, но с очередным переходом через ноль эта дорога снова станет скользкой. Поэтому снег нужно убирать еще до того, как он превратится в лед.
Убрать снег гораздо проще, чем потом долбить лед. Правда, убрать весь-весь снег невозможно.
13. Вот он, финский вариант тротуара в оттепель с ночными заморозками. Дорога в травмпункт.
14.
15. Красивый и чистый тротуар на котором можно сломать себе ноги.
16. Некрасивый тротуар по которому можно идти.
17. Вот как должен выглядеть тротуар зимой в мегаполисе, в котором переход температуры через ноль случается по несколько раз за неделю.
18. Многие жители ошибаются, когда принимают белую мраморную крошку за химический реагент. Караул — у нас все дорожки и газоны засыпали химией. Да, химией их посыпали, только сам реагент растворился и расплавил снег. Если приглядеться и взять в руки эти белые кусочки не пойми чего, то станет понятно, что это самый обычный белый камень. И он не растворяется. Вреда от него почве столько же, сколько от щебенки. По словам коммунальщиков, эта крошка будет убрана весной специальными пылесосами.
19. Вот как выглядит реагент. По норме — 1 столовая ложка на квадратный метр для тротуаров. По-хорошему эти белые шарики либо сами растворятся и расплавят снег, либо пешеходы разнесут и размесят его по тротуару. Главное — вовремя (в течении трех часов) убрать растаявшую кашу, что у нас в городе происходит далеко не всегда вовремя. Поэтому и столько жалоб на то, что даже в мороз мы ходим по снежной жиже.
20. Во время сильных снегопадов, как было в январе, коммунальщики не могли быть в каждой точке пространства города одновременно. Улицы убирались по приоритетам, и до дворов и тротуаров в спальных районах лопаты дошли далеко не в первый же день. По нормативам, снег во дворах должен быть убран не более, чем через четыре дня, после снегопада. Четыре дня, Карл!
21. Можно сколько угодно хотеть жить в городе без реагентов, но тогда нам понадобится в десять раз больше коммунальщиков с лопатами и снегоуборочной техникой.
Итак причины, по которым нужно убирать снег с дорог и тротуаров:
— таяние снега днем может сопровождаться замерзанием в ночное время;
— снег забивает водостоки, вода начинает накапливаться на проезжей части и тротуарах. Люди вынуждены парить над лужами как ангелы;
— сугробы на перекрестках закрывают обзор для водителей, ограничивают места для парковок автомобилей.
— снег затрудняет передвижение людей с ограниченными возможностями, а также людей с детскими колясками;
— снег впитывает в себя загрязнения, что чревато при таянии резким ухудшением качества воздуха;
— перепады температуры могут привести к образованию замерзших надолблен, уборка которых тяжела и дорога.
22. Но как же так, ведь в Питере отказались от реагентов? — спросит радиослушатель. Вопрос хороший. На самом деле там не совсем отказались от реагентов, а сократили их использование. В этом году правительство города приняло непростое решение — снизить использование противогололёдных материалов во время снегопадов, сделав основной упор на прометание и вывоз снега с дорог и тротуаров (только опасные скользкие участки посыпаются песко-соляной смесью, с содержанием соли 5-10%). Это требует больше затрат и усилий — растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но использование песко-соляных смесей может аукнуться весной, когда растает снег, и с первым ветром пыль поднимется в воздух. Также песко-соляные смеси отлично способствуют образованию «русского дриста». Москва отказалась от использования песка уже как 15 лет (не путайте с Подмосковьем).
Я звонил друзьям в Питер — пока одни положительные отзывы. Хотя, конечно, они говорили, что не все идеально, что случаются и наледи, и не всегда снег убирают вовремя, но в целом в городе стало чище. Посмотрим, что будет весной. Надеюсь, если опыт северной столицы окажется положительным, в Москве тоже задумаются о снижении количества противогололедных материалов и все силы бросят на механическую уборку и прометание.
23. Что такое реагент? Под любым реагентом понимается состав из химических соединений, которые плавят снег и лед. Как известно, чем меньше любой «химии», тем лучше, но применение антигололедных реагентов в крупных городах с многотысячным и многомиллионным населением просто необходимо — для предотвращения травматизма граждан, обеспечения безопасности дорожного движения и бесперебойного функционирования всех систем мегаполиса в целом.
В Москве на сегодняшний день используются твёрдые, комбинированные и жидкие противогололёдные реагенты. Жидкие реагенты достаточно эффективны для предупредительной обработки проезжих частей. Но они имеют и четкое ограничение: их нельзя применять при температуре ниже -8ºС. Иначе получится каток. При температуре от -8 до -12°C — используются комбинированные реагенты. Твёрдые идут в бой при более низких температурах. Твёрдыми и жидкими реагентами сейчас обрабатывают в основном дороги и магистрали, а дворы и тротуары — комбинированными реагентами (КР-2).
Также используются фрикционные материалы. В большей степени это мраморная крошка фракцией 2-5 мм (хотя я видел и больше). По словам коммунальщиков, крошка лучше песка, так как не смывается дождем и на забивает ливневку. Также она практически не стирается в пыль и не участвует в образовании «русского дриста». В отличии от гранитной крошки, мраморная мягче и поэтому не забивается и не портит эскалаторы метрополитена.
Нормы использования реагента в Москве:
до -8ºC — жидкий реагент, 30 г/м,2
до -12ºC — комбинированный реагент, 40 г/м,2
до -25ºC — твердый реагент, и чем холоднее, тем больше концентрация на квадратный метр.
Декабрь 2015 выдался очень теплым, поэтому коммунальщиками использовались только жидкие реагенты. В январе температура опускалась до -25ºС, и в ход уже пошли твердые реагенты.
24. Как должно быть на деле: наиболее «активные» и «злые» реагенты, используемые на проезжих частях, должны смываться в ливневую канализацию, не попадая на тротуары, и далее попадать на городские очистные сооружения, где их полностью утилизируют. Снег с реагентами с тротуаров должен вывозится на специализированные снегоплавильные пункты, поскольку предписано сведение к минимуму попадания противогололедных материалов на газоны.
25. Судя по своему двору, могу сказать, что не весь снег с тротуаров был вывезен восвояси. Вдоль дворового заборчика выросло несколько высоченных куч, которые до сих пор так и лежат, потихоньку чернея и скукоживаясь. Одной такой кучей (см фото) был надежно завален вход на детскую площадку.
26. Когда начались январские снегопады, я сознательно не пользовался автомобилем и передвигался на общественном транспорте. Так вот одним прекрасным утром, когда мне понадобилась машина, мне пришлось взять у охранника детского сада лопату и выкопать автомобиль. Ну пришлось, ну выкопал. Ничего сверхъестественного. Хотя есть комментаторы, с пеной у рта проклинающие дворников, за то, что им бедненьким пришлось один раз за зиму поработать лопатой.
27. Не нравится выкапывать свои машины, — продайте их! Или езжайте в Дербент, там снега зимой нет.
28.
29. Откуда же появляется грязь на дорогах, обочинах и газонах, которая летит на лобовое стекло? Она появляется отовсюду: начиная с почвы с газонов, говна, вывезенного на колесах со дворов, бесконечных строек, и замкадья (трассы в подмосковье щедро посыпают пескосолью), заканчивая грязью от истертых шин, стертого асфальта (в том числе благодаря шипам), осадков выхлопных газов автомобилей и грязных производств. В этом случае реагент оказывает негативный побочный эффект. Он разжижает/растворяет (не уверен, что правильно формулирую) пленку на асфальте, которая образуется от истертых шин и стертого асфальта. И вместе с грязным снегом эта растворенная дрянь летит в лобовое стекло водителям, заставляя их расходовать незамерзайку литрами.
Хорошо про «русский дрист» написал Артемий Лебедев: https://tema.livejournal.com/1620372.html
Сколько уборщица в Макдоналдсе не будет протирать пол, все равно посетители занесут грязь с улицы. Но с каждым новым снегопадным днем дороги все дольше остаются чистыми. Черный снег свозят на снегоплавильные пункты вместе со всей грязью, и улицы таким образом немного, но очищаются.
30. Вы не поверите, но даже в Европе снег на дорогах не всегда белый и пушистый. Хотя до черных российских сугробов европейцам еще далеко.
31. К сожалению, современный город не сможет функционировать без реагентов в зимний период. Не стоит забывать в какой климатической зоне мы живем. Зимой идет снег, и передвигаться по нему сложнее, чем по чистому асфальту и дорожкам. А когда этот снег превращается в лед, становится совсем худо.
32.
Повторюсь, что комментарии к фотографиям я составлял на основе ответов на мои вопросы моих друзей, живущих в Ландау, Франкфурте и в Питере. Также многие подписи написаны со слов Андрея Соколова.
Для любителей разоблачений заговоров сразу открою все карты. Спонсоры поста: Ликсутов, Бирюков, Хуснулин, Макдоналдс, магазин «Пятерочка», трамвайное депо имени Русакова и Спортлото.
Спасибо за внимание. Буду рад дельным и аргументированным комментариям и вопросам.
По вопросам использования снимков, а также проведения фотосессий пишите на электронную почту mail@vostokphotos.ru
Источник
С 12 января, когда в Санкт-Петербурге прошел сильный снегопад, городские власти «приняли непростое решение — максимально снизить использование противогололедных материалов во время снегопадов». Об этом сообщили в комитете по благоустройству Северной столицы. Вместо обработки дорог реагентами коммунальщики делают «основной упор на прометание и вывоз снега с дорог и тротуаров. Только опасные скользкие участки посыпаются песко-соляной смесью с содержанием соли 5–10%». Там, где позволяет система водоотведения, используется гранитная крошка, а от соли в чистом виде в этом году решено отказаться вовсе.
«Это требует больше затрат и усилий,
ведь растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но такой подход приводит к лучшим результатам: на дорогах нет грязных луж и жижи, не страдают люди, автомобили, домашние животные и уличные растения.
Как в случае со всяким нововведением, нам предстоит доказать пользу и эффективность новой тактики уборки снега, преодолеть внутреннюю и внешнюю инерцию. Поэтому для нас так важно получить одобрение горожан: обладая этой поддержкой, мы с двойным усилием будем работать дальше, улучшая технологию и исправляя недостатки, которых, понимаем сами, остается немало», — сообщили в комитете.
В положительных откликах у ведомства недостатка нет. «В центре в кои-то веки чисто и приятно ходить, на улицах стало светлее. Прямо как в Хельсинки или Таллине! Даже машины стали ездить как-то спокойнее, словно в финской столице, и в городе стало тише», — пишут в ЖЖ-сообществе spb_ru. В соцсетях благодарят за «чистый белый город», «скрипящий, а не хлюпающий под ногами снег», «возможность возить детей по улицам на санках».
В социальных сетях устроили голосование для петербуржцев: «Как вы относитесь к тому, что при уборке снега перестали использовать соль?» Из 22 тыс. проголосовавших на 18 января 59,9% автомобилистов выбрали вариант «очень доволен, что не используется соль: чистая машина, чистые стекла, хорошая видимость», и 31,8% пешеходов проголосовали за вариант «очень рад белому снегу и чистой обуви. Не надо солить, надо расчищать». 5,9% водителей пожаловались на то, что им скользко тормозить, и 2,4% пешеходов выбрали вариант «лучше соль и грязь, чем ломать руки-ноги на льду».
С начала эксперимента число ДТП с жертвами в Санкт-Петербурге снизилось на 40%,
сообщают в управлении ГИБДД по городу и Ленинградской области. «Автомобилисты едут намного аккуратнее, автоматически переходят на зимний стиль вождения: скорость ниже, по сторонам смотрят. И пешеходы ходят медленнее, — пояснил «Газете.Ru» координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — А если применяются реагенты, то возникает иллюзия, что зимой и летом дороги одинаковы, отсюда много ДТП. Вообще же можно поспорить, что опаснее: ехать по КАД по белому накату, присыпанному снежком, или по МКАД с постоянно залитым грязью лобовым стеклом».
Между тем опытом Санкт-Петербурга заинтересовались за границей. Представители Рижской думы отправятся в Петербург изучать результаты эксперимента, написал в своем фейсбуке мэр Риги Нил Ушаков.
«Уборка снега без реагентов подходит таким странам, как Финляндия. Там снег по ходу всей зимы не тает, так как стабильно держится минусовая температура. Это же позволяет им использовать гранитную крошку. В Риге температура спокойно в течение нескольких дней может несколько раз смениться с –5 на +3. В результате получается неизбежная каша и лед. В этой ситуации использование реагентов неизбежно. Крошку использовать нельзя. Потому что
если наступит резкая оттепель (что для Риги норма), то из крошки получится эффект кожуры от банана.
Но в Санкт-Петербурге погодные условия схожи с рижскими. Поэтому посмотрим на удачи и неудачи их эксперимента. И возможно, уже в этом сезоне выберем один район в городе, где попробуем тоже в качестве эксперимента подход без реагентов», — пишет рижский мэр.
Москва, судя по всему, не торопится и изучит опыт Петербурга уже после того, как завершится зимний сезон и будут ясны его итоги для Северной столицы. «Надо посмотреть, какие результаты будут достигнуты в Петербурге, — сообщил «Газете.Ru» председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов. — Но решение, менять ли технологию уборки, пусть даже в рамках эксперимента на одной-двух улицах, должны принимать специалисты: департамент ЖКХ, префектуры, ГБУ «Автомобильные дороги». Надо учитывать в случае каждого города не только количество выпавшего снега, но и состояние улично-дорожной сети, особенности паркования, количество машин в городе, а не слепо копировать чужой опыт».
Однако, по мнению Орлова,
Москва вряд ли полностью откажется от применения реагентов:
«Они соответствуют всем санитарным и экологическим нормам. У нас больше транспорта, чем в Петербурге, и без реагентов город просто встанет». Снег зимой — это нормально, напомнил депутат, добавив, что столичные коммунальщики в этом году оказались готовы к непогоде. «Техники достаточно, кадров хватает, реагенты есть, все мощности выводятся на улицы, в том числе и в ночное время, — отметил он. — Единственное нарушение регламента уборки снега — что тот объем, который полагается убирать за неделю, у нас убирают за три дня».
Кроме того, Москва перестала заключать годовые контракты на поставку реагентов и перешла на трехлетние соглашения. Соответственно, пока реагенты не кончатся, от них отказываться, скорее всего, не начнут.
Тем не менее проблемы от реагентов в столице есть, и существенные. Более того, проблема, мягко говоря, не новая:
«Московский вестник» еще в 1868 году писал, что применяемая соль влияет на копыта лошадей и надо что-то решать.
«Есть версия, что питерские власти просто экономят на реагентах в кризис, но даже если так, то я завидую жителям этого города, — говорит Шкуматов. — Говорят, что появляется колоссальный негативный эффект от пробок, если не пользоваться реагентами. Но кто считал негативный эффект от того, что 20 млн человек несколько месяцев вынуждены жить в грязи?»
По словам Шкуматова, в Москве требуется изменить подход к зимней уборке. «Сейчас снег просто топят солью, так проще, чем убирать, вывозить, складировать. Но можно просто использовать малую механизированную технику, а не устаревшие лопаты. Можно, как в Риге, делать в дни снегопадов бесплатный проезд на общественном транспорте для автомобилистов. Можно не эвакуировать машины в снежные дни на штрафстоянку, а помогать им откапываться и перемещать на уже расчищенные участки дорог. Песок с солью использовать можно, но только в автоматизированной уборке и в минимальных количествах», — перечислил эксперт.
Отметим, что в Москве и Петербурге используются разные по составу реагенты. Песко-соляную смесь, которую используют в Санкт-Петербурге сейчас, перестали применять в Москве, кроме МКАД, в 1992 году. Потом город перешел на натрий хлор, который крайне негативно влиял на растительность, а в 2002/03 году отказались и от него, рассказал доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Никита Борисюк.
Столица перешла на кальциевые, магниевые хлориды и ацетаты. Из-за них три округа (ЗАО, СЗАО и Зеленоград) начали вонять нашатырем.
Сейчас в городе используются твердые реагенты на основе карбоната кальция, мраморного щебня, формиатов натрия, солей муравьиной кислоты. Несколько лет назад применялась гранитная крошка, которая тверже мраморной, но ее использование минимизировали, потому что животные стали сильно ранить лапы. Гранитный щебень сейчас разрешено сыпать только при очень низких температурах. При небольшом снеге и относительно теплой погоде (от 0 до –10 °С) разрешено в ограниченных объемах применять жидкие реагенты.
При этом реагенты в Москве используются в течение всей зимы, тогда как во многих городах Северной Европы это запрещено. Например, в Хельсинки дороги не посыпают химикатами, если на улице температура выше –7 °С, потому что в этом случае снег не примерзает к земле и его можно легко убрать без реагентов. Сначала там чистят тротуары, потом — проезжую часть, на тротуарах используют в основном каменную крошку вместе с солью, а на дорогах — преимущественно соль.
«Соль — единственный способ обеспечения безопасного движения зимой без огромных затрат», — приводит Ушаков ответ Хельсинкского самоуправления.
«В зимний период, когда преобладают отрицательные температуры или возникает гололед, избавиться от скользкости без применения реагентов невозможно, — говорил замруководителя департамента ЖКХ Владимир Ефимов в феврале прошлого года. — Можно рассматривать вопрос ужесточения контроля за соблюдением норм, например, во дворах. Но полностью запретить применять реагенты, по моему мнению и по мнению департамента, невозможно. Скользкость на покрытии тротуаров будет приводить к травмам. А это, на мой взгляд, более серьезная проблема, чем то, что реагенты якобы испускают какие-то вредные вещества, которые вредно влияют на здоровье. Состав реагентов таков, что там нечему испаряться».
Любопытно, что, как уверяют столичные власти, на порчу обуви жалобы прекратились. По словам Ефимова, «жалоб было много в период, когда применялся хлористый кальций в чистом виде, так как это активное воздействующее на коллаген кожи, на обувь химическое вещество. Но когда состав реагентов изменился, исчезли и жалобы практически полностью».
Большинство жалоб москвичей, по словам Ефимова, относится к несоблюдению технологии зимней уборки. По всем регламентам положено сначала удалить снег с тротуара, а потом
аккуратно и равномерно высыпать реагент на наледь, которую никак не удается отковырять, после чего удалить расплавленный лед со всей химией.
В то же время исследования токсичности реагентов (в частности, хлорида кальция модифицированного) показали, что он относится к 4-му классу опасности. «Он обладает слабо раздражающим действием, но не оказывает токсического воздействия на человека, не проникает через кожу. Нужно соблюдать норму в использовании жидких и твердых реагентов», — резюмировал заместитель гендиректора ОАО «МосводоканалНИИпроект» (институт разработал московскую схему снегоудаления) Олег Примин.
Узнать, что думают о питерском опыте московские коммунальщики, на момент подготовки материала не удалось.
Источник