Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба лютует
7. Выборочное выписывание из текста по заданию
Ель
Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки.
Вдоль опушки растут пышные елочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идет от елки. Как укра шают такие елочки любимый детский праздник!
Ель — очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояле. Много различной ме бели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели. (73)
Выпишите из рассказа отрывок, в котором говорит ся, какую пользу приносит ель.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каким бывает снег
Робкий, тихий лег на черную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, легкий.
В январе снег тяжелым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено. А то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки — утонул в сыпучем снежном болоте.
Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьет путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.
Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, лип ким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи. (81)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите в тексте слова, которые автор использу ет для описания снега. Выпишите их.
На поляне
Пригревает весеннее солнышко. На лесной полянке тает снег. С горки по дороге бежит звонкий ручей. Он наполнил до краев глубокую лужу, побежал через край. Опустели зимние квартиры у старых пней.
Проснулась и выбралась из норки ящерица. Вылез еж. Он отряхнулся и побежал по полянке искать еду. Ожил под теп лым солнышком и огромный лесной дом-муравейник. С ран него утра хлопочут муравьи. Они несут травинку, сосновую иголку. Подлетели к старому пню птицы. Они стали класть в ямку около пня сухую траву и мох. (81)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выписать из текста отрывок, где описывается, кого разбудило весеннее солнышко.
№ 4
Лесной праздник
В лесу было весело. Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и усердно светило всем на земле. Легкий туман окутал деревья. Но вот поднялось над лесом яркое солнышко, прогнало туман. Осветило деревья, кусты и по ляны. На каждой веточке показались точно маленькие зеле ные пальчики. Это распускались листья.
Тут и начался лесной праздник. Засвистал, защелкал в кустах соловей. В каждой луже урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с гудением носи лись между ветвями. Звонко и радостно куковала кукушка. Каждый веселился на свой лад. (84)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выписать из текста отрывок, где описывается, как веселились лесные жители.
Черным по белому
Сыплет белый снег на черную землю. Все вокруг преоб ражается: лес полосатый, как бока у зебры; борозды паш ни, как клавиши у рояля.
На белых речках — черные полыньи, на черных дорогах белые лужи. На бело-чёрных березах бело-черные сороки сидят.
«Приехал ноябрь на пегой кобыле», — говорят в народе. И действительно: чёрные озёра и белые берега. Черные пни в белых шапках. Черные галки над белым полем. Черный дом с белой крышей. Белый дым из черной трубы. Черный стог с белым боком.
Однако небо ровное — серое и глухое. (85)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите начало и концовку рассказа.
Окраска животных
Животных защищает цвет. Зимой заяц-беляк вместо бу рого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек. Не видит его в белом поле лисица.
Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к земельке. Не заметишь в листве.
На тигриной шкуре нарисованы длинные полосы. Летом хищника не увидишь в тростнике.
Морского конька трудно разглядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветит луч солнца морскую траву. Конек позеленеет. Зайдет солнце за горизонт. Вода в море потем неет. И конек потемнел. Зацепился за травинку. Волны ка чают его взад и вперед. (86)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите из текста отрывок, в котором говорит ся, как защищает морского конька его окраска.
Красное лето
На реке, в заводях, раскрылись белые лилии и желтые кувшинки. Буйно цветет над водою водная кашка.
Дикая утка вывела из осоки своих утят, учит их плавать и ловить мошек. Летают над водою белые и синие стрекозы, и гудят над цветущей кашкой деловитые пчелы.
Плавают в воде пузатые караси, а под плавучей травой затих, притаился зубастый щуренок.
Ходко бегают по пруду на длинных лапках водяные пау ки-челноки.
На берегу трава выше колена. Звенят на ветру лиловые колокольчики, встряхивается белая кашка и качаются пушис тые одуванчики.
На листке подорожника сидит большой зеленый кузнечик, играет на скрипке. (95)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите из текста, какие цветы встретил автор на реке и каких животных он там увидел. Подчеркни те имена прилагательные, которые использует автор для описания этих птиц и животных.
Нюрка
Моржонка Нюрку воспитывала Вера Васильевна Чаплина. Нюрка очень к ней привязалась.
Моржонок был очень смешной: толстый, курносый. Он неуклюже ходил на своих четырех ластах. Нюрка была очень умна.
Зимою Нюрку перевели в закрытое помещение. Служи тель Нефедов любил Нюрку и баловал ее.
Через месяц Вера Васильевна пришла к своей воспитан нице. Нюрка лежала на берегу. Она поднялась на дыбы и тяжелыми ластами обняла воспитательницу. Усатая морда тыкалась в лицо Вере Васильевне. На пальто сбегали струй ки воды. Шутка сказать — навалилась такая туша!
Когда Вера Васильевна ушла, Нюрка долго смотрела ей вслед и ахала. У нее даже текли слезы. Целый день она ни чего не ела. (101)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите из текста отрывок, в котором говорит ся о встрече Нюрки и Веры Васильевны после разлуки.
Пеночки
Пошёл дождь. В лесу всё будто замерло. Затихли пти цы, но что это? Уж не послышалось ли? Сквозь шум весен него дождя доносилась мелодичная, нежная песня. А закан чивалась она тихими переливами.
Это неугомонная пеночка — весничка! Она не боится дождя. Тихо поёт, будто играет на дудочке. Будит своей песней первые клейкие листочки клёнов, берёз тополей. А вот запела пеночка — теньковка. Это самая маленькая из пеночек. Старые лесники слушают её, улыбаются. Они прозвали её лесной капелькой.
Но кто это перебил теньковку? Кто озорует, трещит в лесу? И это тоже пеночка. Она самая большая из пеночек. Весь день она гомонит по лесу. (102)
Выпишите из текста, какие бывают пеночки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подземная школа
Шли бои за Севастополь. Через линию фронта пробрал ся к своим Валерик Волков. Отца Валерика застрелили фа шисты. Что делать с мальчиком? Комиссар отвез Валерика в Севастополь.
Над городом ревут самолеты, на улицах рвутся снаряды. Все школьные здания разбиты. Школу перевели в штольню. Здесь дети живут и учатся. Учительница Клавдия Василь евна днем и ночью с ними. Накормит вечером ребят, уло жит спать. А сама садится проверять тетрадки. Валерик учился отлично. Он помогал товарищам, заботил ся о малышах.
Однажды зашел он в соседнюю штольню. Там помещался госпиталь. Валерик стал после уроков помогать санитарам. То раненых напоит, то за бинтами сбегает.
Так привыкал мальчик к тяжелой жизни в городе-герое. (105)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справок: Севастополь, штольня — горизон тальная или наклонная горная выработка, имеющая не посредственный выход на земную поверхность.Выписать из текста предложения, которые расска зывают о жизни Валерика в школе.
Источник
Снежок порхает, кружится
Ответы к стр. 58
Сергей Иванов
Каким бывает снег
1
Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаился по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке. А озимое поле так и сияет, сияет, словно оно освещено каким-то невидимым солнцем.
Иной раз выйдешь из лесу, глянешь на него – как оно лежит на пологом склоне противоположного холма. И поймёшь: всё кругом спит, а это поле и верно освещено – солнцем жизни.
2
Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Гнёт к земле деревья. А какая ёлочка послабей – он и сломает её!
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть – и посыплется с крыши капель.
Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото… Ворона натужно тянет по замёрзшему льдистому небу: «Ой, холодно! Ой, долго ещё до тепла!»
3
Самый злой и колючий – это февральский снег. Метели одноногие кружатся, прыгают по полям и над лесом, сшибаются в один воющий ком. А небо мглистое, низкое. Кажется, только руку протяни – и вот оно… Но не поднять руки, не разлепить глаз. Идёшь, нахлобучив шапку на лоб. А ветер так и бросает тебя, так и гонит, словно бумажного.
Злится февральский снег, лютует – лупит путника по шапке, по ватной спине… Лупи, лупи! Недолго тебе осталось… Злодей! Колдун! Ведьмин сын!
И вдруг остановишься: «Боже ты мой, куда ж это я забрёл? Куда ж это он меня затащил? О-ё-ёй! Лишь бы до дому добраться!»
4
Самый последний снег – апрельский. Он плотный и липкий, никаким ветром его не поднимешь, пристал к земле, словно белый пластилин.
Апрельский снег – дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж. Что уж там деревья, что уж там кусты – кочки и те голову начинают подымать. Вылезет из-под снега – рыжая, непричёсанная: «А вот она и я!»
В березняке снегу ещё немало, но весь он в мелких оспинках берёзовых семян-самолётиков. Лыжи скользят плохо… Я стою среди берёзового царства. Берёзы уже белее снега. Лыжня уходит, теряется среди стволов, словно среди тумана.
Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
1. Каким бывает снег? Укажи ⇒
в октябре ⇒ робкий
в январе ⇒ тяжёлый
в феврале ⇒ злой
в апреле ⇒ дырявый
2. Прочитай текст молча. Подготовь выразительное чтение. Подчеркни слова, которыми автор передаёт восхищение зимним днём.
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть – и посыплется с крыши капель.
Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
3∗. Запиши описание февральского снега (часть 3). Как автор называет снег? Подчеркни.
Самый злой и колючий – это февральский снег. Злится февральский снег, лютует… Злодей! Колдун! Ведьмин сын!
4. Отгадай загадку и запиши отгадку.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
Снег
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.
ГДЗ. 2 класс
Источник