Найдите ссп в которых есть пунктуационные ошибки сыплет дождик
МКОУ КРАСНОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Разноуровневые тесты по русскому языку
9 КЛАСС
«СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Разработала: Титкова Ж.В.,
учитель русского языка и литературы
Сложносочинённые предложения.
ВАРИАНТ 1
1.Укажите неверное утверждение.
- Предложение является сложным, если в нём несколько грамматических основ.
- простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.
- По характеру союза и значению ССП также делятся на 3 группы.
- Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.
- В ССП простые предложения равноправны по смыслу.
2.Найдите сложные предложения.
- По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.
- Допевали петухи, ночь мешалась с днём.
- Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт.
- Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
- Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
- Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.
3.Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения( знаки препинания не расставлены).
- Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
- Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
- Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.
- Я бродил подолгу и видел много примет осени.
- Дари щедрое людям счастье и сам ты будешь им богат.
- Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.
4.Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.
- Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.
- Не то это были вспышки далёких взрывов, не то сверкали зарницы.
- Тяжело складывались слова, да ещё и волнение мешало говорить.
- Послали его с донесением, да время очень тревожное.
- Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
5.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)
- Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
- Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.
- В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.
- Здесь краски не ярки и звуки не резки.
- В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.
- Солнышко село и зорька погасла.
6.Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.
- Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
- Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
- Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемёт.
- Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
- Редко тут ходили, но всё же ходили, и дорожка обозначилась чётко.
- В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.
7. Укажите предложения, соответствующие схеме: / /, и / /. Знаки не расставлены.
- Всё разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
- Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.
- Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
- Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
8. Укажите предложение с грамматическими ошибками.
- В обоих квартирах было темно.
- У нас совсем нет времени.
- Мы были в восторге от декораций в « Вишнёвом саде».
- Это произведение более худшее.
- Она ложит продукты в холодильник.
- Я удивляюсь его силе.
ВАРИАНТ 2
1.Укажите неверное утверждение.
- Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
- Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.
- Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.
- В ССП ставится точка с запятой при сильной распространённости и большой самостоятельности частей.
- Частями ССП могут быть распространённые и нераспространённые предложения.
2.Найдите сложные предложения.
- Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
- Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.
- Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
- Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
- Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.
- Учитель, проверив тетради, раздал ученикам.
3. Укажите в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки не расставлены).
- Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.
- И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
- И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
- В комнате тревожно и часто звонил невидимы сверчок.
- Сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад.
- Солнце докатилось до края степи и растекалось по небу алым заревом.
- Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём.
4.Найдите. в каких примерах части ССП связывает соединительный союз.
- Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.
- Не только взрослые, но и дети работали в саду.
- Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.
- Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрямство.
- Месяца не было, звёзды тоже не светили.
- Ветер усиливался, но мы этого не замечали.
- Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
5.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член( знаки не расставлены)
- Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.
- Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
- Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
- За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.
- Стонут орлы и поблекла трава в сентябре
- Отец любил порядок и порядок любил его.
- Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.
6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.
- Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
- Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
- Тяжелые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени , уже заливала заря.
- Отзвенели капели, и подсохла зима, и грачи полетели на родные поля.
- В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжелых орудий раскат.
- По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.
7. Укажите предложение, соответствующее схеме [], но [].
- Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят
- Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.
- Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
- Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.
8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
- Трест организовал и руководит предприятиями.
- Несколько ребят вышло из леса.
- Выставка- просмотр открыта ежедневно.
- Он хорошо ездит на велосипеде.
- Мать знакома с обеими моими подругами.
- Жизненный путь героя тяжели трагичный.
- Заведующий фермой Иванов возразил против этого предложения.
ВАРИАНТ 3
1. Укажите неверное утверждение.
- Между частями сложного предложения всегда есть особая интонационная связь, но не всегда- знак препинания.
- Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов.
- Тире с ССП не ставится.
- Одно и то же предложение может иметь разные знаки препинания.
2. Найдите сложные предложения.
- Утро было знойное, пахло резедой.
- Мишка вспомнил дом, мать, вечно хлопотавшую по хозяйству.
- Я долго сидел над задачей, но все-таки решил ее сам.
- Зима была снежная, ждали сильного половодья.
- Он не только посадил дерево, но и выстроил дом, воспитал сына.
- Здесь, как гласит предание, был густой лес.
3. Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
- Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.
- Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.
- Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
- Лицо ее дрогнуло нахмурилось и тотчас засияло приветливой улыбкой.
4. Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз.
- Он или забавлял нас рассказами, или играл с нами, но мы были ко всему равнодушны.
- Внезапно старичок заговорил, звук его голоса также удивил меня.
- То мальчики начинали шуметь, то девочки хныкали.
- Солнце сияло, море же было неспокойно.
- Как родные, так и соседи очень волновались.
- С чужими я либо робел, либо важничал.
5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая (знаки препинания не расставлены).
- На площади шел митинг и я поспешил туда.
- Через полчаса дверь отворилась и Петр вышел.
- Вероятно мы сегодня работу не закончим и придется отложить ее на завтра.
- Тебе сегодня не спится и мне не уснуть.
- Поспевали огурцы и наши ребята ели их прямо с грядки.
- Успеете ли вы закончить работу и сможем ли мы сдать ее вовремя?
- К вечеру похолодало и к утру лужи подернулись льдом.
- Было светло и очертания далеких гор выступали отчетливо.
6. Найдите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.
- Каждый год, 9 Мая, наш народ празднует День Победы, и участники войны встречаются со своими однополчанами, постаревшими, поседевшими, но все еще бодрыми, вспоминают эпизоды боевой жизни и товарищей, не вернувшихся с войны.
- Все, кажется, уложено, и останется только проститься с речкой, с густыми зарослями на берегу, со старым, зарастающим травой садом, со всеми местами, доставляющими столько радости в детстве.
- В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги, и только врач, выполняя свой долг, несмотря на лютый мороз, на пургу, выезжает к больным.
- Мы построим вам дворцы большие, милые красавицы России, мы о вас напишем сочиненья, полные любви и удивленья.
- Наташа, сидя на диване, смотрела на брата, в ее глазах отражались и его конфузливость, и жалость к нему и какое-то раздумье.
7. Укажите предложение, которое соответствует схеме [] и [] ( знаки препинания не расставлены).
- По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины.
- Год проходит и Федор возвращается домой.
- Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням.
- С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.
8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
- На свободу русского народа пыталось посягнуть множество врагов.
- Никто из пришедших не поздоровался с ней.
- Разведчик не раз побывал в тылу врага.
- На конференции состоялся обмен мнений.
- Большая сила воли была характерна для этого героя.
- От него не было ни слуха ни духа.
- Его вклад в работу был существен.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (СПП)
ВАРИАНТ 1
1. Укажите неверное утверждение.
- В CПП части неравноправны (одна подчиняется другой).
- В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
- Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
- В СПП от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.
2. Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).
- Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.
- Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.
- Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.
- В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.
3. Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.
- Я сказал, что люблю осенний лес.
- Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.
- Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.
- Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косят.
- Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.
4. Укажите СПП с придаточным определительным.
- Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало.
- Недаром говориться , что дело мастера боится.
- Когда на душе горе, то тяжело без людей.
- Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы.
5. Найдите СПП с придаточным изъяснительным .
- Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
- Отец осторожно прошел в детскую, посмотрел, спят ли мальчики.
- Мне припомнилась ныне собака, что была моей юности друг.
- Воздух так чист, что видна каждая ветка.
- Вы знаете, что облака — это совершенно точные сигналы о погоде.
6. Укажите СПП с придаточным места .
- Я давно мой край оставил, где цветут луга и
- Родина слышит, родина знает, где в облаках ее сын пролетает.
- Нет истины, где нет любви.
ВАРИАНТ 2
1. Укажите неверное утверждение.
- Части СПП связаны подчинительной связью.
- Выделяются три группы СПП по значению
- Придаточные определительные прикрепляют
- Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы существительных.
2. Найдите СПП (знак и препинания не расставлены) .
- Все березы на дожде как бы радостно плачут.
- Перед восходом солнца в лесу стало еще холоднее.
- Так как сильно лил дождь мы не могли выйти из палатки
- Часы только что глухо пробили один раз.
3. Укажите СПП , в которых союзное слово связывает точное предложение с главным .
- В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.
- Мы знали, что трудно выполнить эту работу.
- Когда включили свет, комната показалась большой и нарядной.
- Посмотри, какая мгла в глубине долин легла!
- Вспомни, что не все еще спето.
4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным .
- Мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.
- Он привык к мысли, что лучшее впереди.
- Молодость привлекает тем, что имеет будущее.
- Он пошел туда, где узкой полоской чернел лес.
5. Найдите СПП с придаточным определительным .
- Были и такие люди, что боялись его.
- Недаром говорится, что дело мастера боится.
- Он не знал того, что скоро увидит его.
- Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
6. Укажите СПП с придаточным времени .
- Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
- Когда идешь в дальнюю дорогу, то уже не разбираешь погоды.
- Трудись, мой ум. Трудись, пока я жив.
ВАРИАНТ 3
1. Укажите неверное утверждение.
- Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов.
- Тип подчинения может влиять на пунктуацию.
- В предложениях с составными союзами место постановки запятой влияет на смысл.
- При однородном подчинении каждая часть отделяется запятой.
2. Найдите СПП (знак и препинания на расставлены) .
- Еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют.
- Утром едва начинает сереть бригада отправляется в поле.
- Свет луны как нарочно притушен.
- Он был спокоен как тихая вода горных озер.
3 . Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным .
- Я думал, что Коновалов изменился
- Я должен был ждать, когда меня уволят. хоть там есть кто-то.
- Он увидел, как в ворота въехала машина.
- Не знаю, что привлекает меня в этом человеке.
- Ему вспомнился день, когда он уезжал.
4. Укажите СПП с придаточным местоименно-определительным .
- На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.
- Была та очаровательная пора, когда лес роняет свой убор багряный
- Кто ищет, тот всегда найдет
- Он не знал того, какой будет погода.
5. Найдите СПП с придаточным изъяснительным .
- Скажите, почему вы так боитесь молчания.
- Я спросил, скоро ли начнется лекция.
- Деревня, что виднеется вдали, отстроена заново.
- Я сделаю все, как вы просили.
6. Укажите СП П с придаточным цели .
- Директор сказал, чтобы все собрались для обсуждения плана.
- Закончи работу так, чтобы успеть к поезду.
- Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть.
- Мастер распорядился, чтобы работали четко по графику.
7 . Найдите СПП с пунктуационным и ошибками .
- Собаки переплыли на другую сторону, но видя что мы не переходили вернулись обратно.
- Утром еще солнце не успело подняться, как мы покинули ущелье.
- Тропинка поднимается на серые скалы, где, облапив корнями камень, смотрятся в небо
- Расскажите, кто вы и что с вами случилось.
- Мы свернули налево, думая, что может быть, хоть там есть кто-то.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1 ВАРИАНТ: 1 Б; 2 Б, Г; 3 А, Д, Е; 4 Г, Д; 5 Б, В, Г, Д; 6 В, Е; 7 Б; 11 А, Г, Д.
2 ВАРИАНТ: 1 В; 2 В, Г; 3 Б, В, Д; 4 Д, Ж ; 5 А, Г, Д; 6 Б, Д; 7 Г; 11 А, Б, Е.
3 ВАНИАНТ: 1 В; 2 А, Г; 3 А, Е; 4 В; 5 Б, В, Г, Е; 6 А, Д; 7 А; 11 А, Г, Е.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1 ВАРИАНТ: 1 В; 2 Б; 3 А, Г; 4 А, Д; 5 Б, Д; 6 В.
2 ВАРИАНТ: 1 В; 2 В; 3 А, Г; 4 В; 5 А; 6 В.
3 ВАНИАНТ: 1 Г; 2 Б; 3 А, В; 4 В; 5 А, Б; 6 В; 7 А, Д.
Источник
Персональный сайт учителя русского языка и литературы Кузнецовой Ларисы Васильевны | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |
Источник