Не сыпь мне соль на рану поэт

Не сыпь мне соль на рану поэт thumbnail

6 марта 2020

«Внезапная смерть моей жены до сих пор остается для меня тайной», – признался как-то знаменитый поэт-песенник Симон Осиашвили. Его вторая жена Татьяна покончила с собой, хотя семь лет они жили душа в душу, а для друзей и соседей были эталоном семейной пары.

Симон Осиашвили – автор более 500 шлягеров. Его песни исполняли Вячеслав Добрынин, Алла Пугачева, София Ротару, Ирина Аллегрова, Михаил Шуфутинский, Ирина Понаровская и другие звезды эстрады. К слову сказать, он всегда большое внимание уделял подбору исполнителей для своих песен, ведь для него это – больше половины успеха. А недавно Осиашвили принял участие в уникальном вокальном проекте «Ну-ка, все вместе!», где выступил в роли члена жюри и вошел в состав Сотни, оценивающей конкурсантов.

Трудно представить, но до 24 лет Осиашвили не написал ни одного стихотворения. Он окончил Львовский политехнический институт, был инженером-программистом, и ничто не предвещало, что Симон когда-то начнет заниматься сочинительством. Его судьбу решил случай, а точнее – стихотворение неизвестного автора, которое он прочитал в повести Вениамина Смехова, напечатанной в журнале «Юность». «Я стал бормотать эти стихи с утра до ночи. И через какое-то время вдруг обнаружил, что это уже совсем другие строки, которые я вдруг сам сочинил. А потом оказалось, что жить без сочинительства я уже не могу. Все время старался уединиться, что-то придумывал. Работа программистом стала меня тяготить», – вспоминает поэт. И он решил поступить в Литературный институт имени А.М. Горького.

Когда Осиашвили начал писать песни, он разослал свои стихи разным композиторам, чье творчество ему нравилось. «Но все от меня отказывались. Кто-то был занят, кому-то были не нужны новые соавторы. И только Владимир Мигуля пригласил меня на встречу», – вспоминает Симон. Мигуля поручил автору написать стихи на готовую музыку, и результат так его впечатлил, что он предложил на уже готовый текст Осиашвили написать другую музыку. В результате появился шлягер «Жизнь», который исполнила София Ротару.

В 1986 году Осиашвили стал лауреатом Всесоюзного телевизионного фестиваля «Песня-86» за песню «Старое зеркало». А народную популярность поэту-песеннику принес хит «Не сыпь мне соль на рану» в исполнении Вячеслава Добрынина. «Когда песня только появилась, я шел пешком домой и увидел, как навстречу мне идут два не очень трезвых человека. И один другому говорит: «Ну что, пойдем насыпем соль на рану?». И тогда я понял, что уже могу умирать спокойно, в русском языке я свой след оставил», – рассказал Симон.

С певицей Светланой Лазаревой Осиашвили познакомился, когда начал сотрудничать с ансамблем «Синяя птица» и написал для них песню «Здравствуй, как ты живешь?». «Она была девушка симпатичная, вызвала у меня мужской интерес», – вспоминает Симон. Вместе они были шесть лет, после чего решили расстаться. «Инициатором нашего расставания была Светлана. Семьи уже практически не было, но она бы могла и дальше в вялотекущем виде существовать, если бы не решительные шаги Светланы», – отметил Осиашвили.

Тяжелый развод со Светланой Лазаревой поэту помогла пережить его вторая супруга, Татьяна. Женщина тогда была несвободна, и Симону пришлось приложить усилия, чтобы отбить ее: «Предыдущий спутник жизни Татьяны говорил ей: «Что этот поэт тебе может дать?» Он был бизнесменом и казался куда весомее в материальном плане, чем я. Но она предпочла меня». Симона принял и 15-летний сын Татьяны от предыдущего брака. Но когда женщина умерла, юноша не захотел общаться с отчимом, и Осиашвили остался один. «Это была самая страшная ночь в моей жизни. Я проснулся и увидел, что Татьяны нет рядом со мной. Я подошел к ванной, постучался – она не отозвалась. Тогда я вскрыл дверь и увидел, что она свела счеты с жизнью», – с ужасом вспоминает Симон. По его словам, он был очень растерян и не понимал, как и для чего жить дальше. Но он не мог представить, что проведет остаток дней в одиночестве, и именно эта установка и дала ему силы пережить самую страшную страницу в его судьбе.

Сегодня Симон Осиашвили снова счастлив. Его избранница Татьяна помогла ему начать жизнь с чистого листа. «Бросить его в трудную минуту я не могла. Когда Симон сказал, что у него умерла жена, меня просто пронзило болью. Я не могла ему сказать «нет», – рассказала супруга поэта.

Какую роль в судьбе песни «Не сыпь мне соль на рану» сыграл поэт Борис Пастернак? Что написал в рекомендации Симону Осиашвили поэт и переводчик Лев Озеров при поступлении в институт? Почему распался брак Симона и Светланы Лазаревой? И при каких обстоятельствах поэт познакомился с нынешней женой? Ответы – в программе «Судьба человека с Борисом Корчевниковым».

Источник

Симон Осиашвили: "Не сыпь мне соль на рану"

Так
много лет назад, на всю советскую страну заявил в своей песне, которая сразу же
стала хитом, наравне и с другими его песнями, такими как:
«Бабушки-старушки»,
«Капля в море», «Дорогие мои старики»,»Зимний
сад», «За милых дам»,
неоднократный
лауреат телефестиваля «
Песня года», чьи песни на протяжение многих лет являются неотъемлемой
частью репертуара
С. Ротару, В. Леонтьева, В. Добрынина, А. Глызина, И. Понаровской,
М. Шуфутинского, Ф. Киркорова, И. Аллегровой, Т. Овсиенко, М. Распутиной, С.
Лазаревой, И. Саруханова, В. Малежика, К. Семеновой, К. Орбакайте, А.
Державина, Н. Сенчуковой, В. Легкоступовой
,
В. Сташевского, групп
«Синяя птица», «Веселые ребята»,
ансамбля
«Золотое кольцо», заслуженный
артист России, поэт, автор и исполнитель песен
Симон
Осиашвили.

И
специально для читателей журнала «Огни над Бией»,
член Союза журналистов России Николай Тимохин задал поэту несколько вопросов.

Николай Тимохин:

Симон,
Вы раньше не мечтали стать поэтом, пока Вам не попалось стихотворение Ал.
Величанского «Под музыку Вивальди». Оно настолько Вам понравилось, что побудило
Вас в двадцать четыре года, успевшего к тому времени уже окончить факультет прикладной
математики Львовского политехнического института и мечтавшего стать
программистом, самому взяться за перо. А спустя несколько лет –Вы, уже окончив
Лит институт им. Горького, написали в содружестве с композитором Вл. Мигулей
песню, которую спела София Ротару. Как Вы думаете, это простое везение или
веление судьбы?

Симон Осиашвили:
Знаете, есть
такая формула: везет тому, кто везет. В середине 80-х время стадионной поэзии,
к сожалению, было уже в прошлом, она стала делом камерным, а мне, как любому
автору, естественно хотелось, чтобы мои стихи пришли как можно к большему
количеству людей. Так вот, когда по просьбе одного молодого композитора
после долгих его
уговоров я наконец согласился написать песенный текст, и буквально через две
недели увидел, что стихи, которые я сочинил, в виде песни слушают в зале сразу
пятьсот человек, то понял – вот оно! Вот путь к людям – надо писать песни. Я
разложил в конверты свои опусы и разослал композиторам, чьи песни мне нравились
и были широко известны. Вот такой у меня был продюсер – Почта СССР. Потом я
стал их обзванивать и спрашивать о возможности сотрудничества. Признаюсь,
практически все они под тем или иным предлогом отказались от моего предложения,
за исключением Владимира Мигули, который сказал, что мои стихи ему понравились
и предложил написать текст на его мелодию. Когда я приехал к нему домой, то
увидел, что стол его был буквально завален стихами, которые ему слали со всей
нашей страны, которая оказалась не только самой читающей, но и самой пишущей.
Как он в таком потоке обратил внимание на мои сочинения, не знаю, наверно не
обошлось без благоприятного для меня расположения звезд, потому что способных
людей всегда больше, чем состоявшихся. Ну вот, написал я стихи на мелодию
Мигули, а он мне говорит, что стихи хорошие, только он решил сочинить на них
другую мелодию – так и появилась на свет песня «Дни летят», которую очень скоро
в исполнении Софии Ротару узнала вся страна. А позже Мигуля мне предложил
написать еще один вариант текста на первую мелодию, которая осталась «не у
дел». Я и сочинил, да только Мигуле эти стихи не глянулись, но я не огорчился,
а отослал их Давиду Тухманову – так родилась песня «Старое зеркало», за которую
я получил свой первый диплом на фестивале «Песня-86».

Н. Т.:
В
создании своих песен Вы сотрудничали с такими композиторами, как В. Мигуля, Д.
Тухманов, В. Добрынин, И. Крутой, В. Чайка, В. Матецкий. При работе с каким из
этих композиторов у Вас может быть произошел решающий поворот в Вашем
творчестве? Или сотрудничество с каждым из них у Вас оставило неизгладимый
след? 

С. О.:
Знаете, в
творческом союзе очень важны еще и личные отношения. В этом смысле для меня
очень важным стало то, что с Вячеславом Добрыниным у нас сложились еще и
человеческие отношения. Мы стали друзьями. Я многому у него научился, потому
что он был более опытным автором и к моменту нашего знакомства написал огромное
количество популярных песен. Но все его соавторы были старше, чем он, а ему,
судя по всему, хотелось общения с более молодым человеком. И им оказался я.
Наверно, не только потому, что мои стихи ему нравились, а еще и потому, что ему
хорошо было по человечески со мной общаться. В результате нашей дружбы
появилось немало не самых плохих песен, таких как «Не сыпь мне соль на рану»,
«Колодец», «Бабушки- старушки», «За милых дам», «Капля в море» и много других.
В частности, песня «Ах друзья, мои друзья», с которой началась карьера
Добрынина как исполнителя, до этого он был только композитором.

Н. Т.:
Как
известно, Симон, Вы также пишите различные гимны. Ваша песня-хит «Дорогие мои
старики» это тоже своего рода гимн людям преклонного возраста. В тот момент,
когда она Вами создавалась, о чем Вы думали или переживали? Быть может, Вы
вспоминали своих родителей и отчий дом?

С. О.:
Я никогда не
пишу песни под влиянием каких- то событий или эмоций. Для меня толчком к
написанию является поэтический образ или строчка, которая «заводит» меня, с
которой мне хочется возиться. Дальше начинается литературная работа, с
зачеркиваниями, переделками и т.д. То есть, включается ремесло. Так же было и с
песней «Дорогие мои старики», единственное, что ее отличает от других, это то,
что я не затратил никаких усилий для ее сочинения: просто вдруг возникла строчка
«постарели мои старики» — и дальше я писал, как под диктовку, не
зачеркивая и не меняя ни одного слова. На сочинение этих стихов мне
понадобилось ровно столько времени, сколько ушло, чтобы записать их на бумаге.
Естественно, живу я не на облаке, и, наверно, весь мой жизненный опыт, мое
мироощущение как-то отображается в стихах, и слова, которые были мне
продиктованы, тронули людей. Быть может, своей простотой и естественностью, не
мне судить, но песня живет уже почти тридцать лет, а время не обманешь.

Н. Т.:
В
Вашем творческом багаже более 600 песен; многие из которых стали неотъемлемой
частью репертуара В. Леонтьева, В. Добрынина, А. Глызина, И. Понаровской, М.
Шуфутинского, Ф. Киркорова, И. Аллегровой, Т. Овсиенко, М. Распутиной, С.
Лазаревой, И. Саруханова, В. Малежика, К. Семеновой, К. Орбакайте, А.
Державина, Н. Сенчуковой, В. Легкоступовой, В. Сташевского.
О чем еще Вы не сказали в своих песнях? Есть ли
незатронутые темы?

С. О.:
В числе
исполнителей моих песен есть также Пугачева и Басков, Гвердцители и Буйнов,
Понаровская и Павлиашвили. А что касается тем, то я никогда об этом не
задумываюсь, потому что, повторюсь, меня заводит не тема, а строчка или образ.
Тем более что обо всем на свете уже давным-давно все написано, наверно, и мной
тоже. Так что новыми могут быть вовсе не темы, а слова и образы. То есть, не о
чем, а как.

Н. Т.:

Вы
написали немало песен о любви. Одна их них из репертуара Тани Овсиенко
называется «Красивая девчонка». И с кем же, как не с поэтом
песенником поговорить о вечных ценностях. Как известно – красота спасет мир.
Как Вы думаете Симон, так ли это? И если красота все же спасет мир, то от чего
и когда это произойдет?

С. О.:
Во-первых, это
совсем даже не известно. Это не истина в последней инстанции, а всего лишь
высказывание князя Мышкина, который, как известно, является главным героем
романа с красноречивым названием «Идиот». И уж во всяком случае, речь может
идти только о духовной, а не о физической красоте. Физическая точно не спасет,
скорее, наоборот.

Н. Т.:
В
1985 году Вы окончили Лит. институт им. Горького где семинаром поэзии, до
последнего года своей жизни руководил поэт Лев Ошанин, чьи стихи мне очень
нравятся. Также творческое влияние на Вас оказал и

Михаил
Танич

. Какие у Вас воспоминания остались об этих ярких поэтах?

С. О.:
Лев Иванович
Ошанин был очень близорук, почти ничего не видел. Однажды, помнится, он пришел
к нам на семинар на костылях, мы, естественно, стали спрашивать, что случилось.
И услышали от него, что накануне он выступал перед женщинами, поздравлял их с
8-м Марта, и по причине этой самой близорукости не увидел на сцене открытого
люка, куда и провалился благополучно, сломав при этом ногу. Но тем не менее
самостоятельно выбрался и закончил свое выступление, невзирая на травму. А
когда мы его спросили, к чему такой героизм, он ответил, что не мог поступить
иначе, ведь в зале были женщины. Вот такой был Мужчина. С Таничем у меня была
скорее творческая, нежели человеческая близость, считаю, что его поэтика в
какой-то мере повлияла и на мою работу. Мне говорили, что он благосклонно
отзывался обо мне, а этого удостаивались немногие. Кстати, он дал мне
рекомендацию для вступления в Комитет литераторов – была когда-то такая
организация, членство в которой позволяло не считаться тунеядцем в Советском
Союзе, зарабатывая литературным трудом.

Н. Т.:
В
молодые годы Вам крупно повезло с учителями поэзии. Сейчас, особенно в
глобальной сети, появилось очень много авторов, которые считают и называют себя
поэтами, при этом, не всегда имея специального на то образования и опыта
общения с мэтрами поэзии, подобно Вашему. Что Вы можете посоветовать молодым авторам — начинающим поэтам,
как развивать свое мастерство?

С. О.:
Я никогда не
называю себя поэтом, только стихотворцем. Поэтом тебя должны считать другие
люди, а не ты сам. Вообще, Лев Толстой предложил, по-моему, замечательную
формулу, определяющую величину человеческой натуры. Человек, говорил он, это
дробь, где числитель – это то, насколько его оценивают окружающие, а
знаменатель – это то, какую оценку себе дает он сам. Чем больше знаменатель,
тем меньше дробь. Что касается литературного мастерства, то здесь советов быть
не может.

Конечно, полезно
что-нибудь сочинять, развивая свои версификационные способности, но это не
сделает тебя поэтом, потому что поэт определяется мироощущением и отношением к
слову. Надо читать стихи других авторов, а не только свои, но это всего лишь
поможет расширить кругозор, как это произошло со мной в Литературном институте.
Хотя самое главное, чему я научился в институте, так это держать удар товарищей
по цеху: когда мы обсуждали на семинарах работы друг друга, то просто рвали
друг друга в клочья – и таким образом вырабатывался иммунитет от мнения коллег.
А это очень важно в жизни вообще, а в творчестве особенно.

Н. Т.:
И
снова возвращаясь к Вашему творчеству, хочется отметить немалое количество
Ваших песен, которые уже можно считать народными. Их знают и распевают миллионы
людей. Одна из таких песен «Все мы бабы — стервы». С этим утверждением я думаю,
согласятся многие мужчины хотя бы еще и потому, что оно звучит из уст самой
императрицы российской эстрады Ирины Аллегровой. Эта Ваша песня была написана
специально для нее? И как это происходило?

С. О.:
Очень важно, когда образ,
создаваемый артистом, органичен его натуре. И когда эта органика есть, можно
рассчитывать на успех. Поэтому очень важно писать не просто так, а для
конкретного исполнителя. Так у меня было с Тамарой Гвердцители, когда я писал
для нее песню «Мамины глаза» или с Ириной Понаровской, для которой я сочинил
песню «Ты мой бог». И «Зимний сад» и «Ты не ангел» были написаны специально для
Алексея Глызина. Что же касается песни «Все мы бабы – стервы», то она не
писалась адресно для Аллегровой. Просто родилась строчка «все мы бабы –
стервы
», завела меня, ну а дальше как всегда, я уже рассказывал об этом.
Более того, первой этот текст с другой музыкой исполнила Надежда Бабкина, но
тут как раз не было органики – поэтому у нее песня не пошла, и она вернула мне
стихи. И тогда Игорь Крутой написал на них другую мелодию и показал Аллегровой.
Вот тут-то и возникла гармония песенного образа и натуры артистки. Поэтому
песня обрела крылья.
Вообще, я убежден, что у песни всегда три родителя – композитор, поэт и
исполнитель.

Н. Т.:
И
опять хочется вернуться к секретам писательского мастерства. Симон, откуда Вы
питаете вдохновение для своих стихов? Посоветуйте, как нужно поступать поэтам
когда им «не пишется»?

С. О.:
Опять-таки
обращаясь к классикам, вспоминаю замечательный рецепт Льва Толстого: если
можешь не писать – не пиши. А для меня, повторюсь, творческим толчком является
поэтическая строчка или образ. Иногда они возникают под влиянием музыки –
поэтому очень люблю писать на готовые мелодии. Если они мне нравятся, конечно.

Н. Т.:
Симон,
наша беседа с Вами с это всегда яркое и незабываемое событие не только для
читателей, но и авторов нашего журнала. Хочу Вам пожелать новых хитов, побед на
литературном поприще и удачи во всем.

С. О.:
И Вам не
хворать. Остальное приложится.
—————————
«Не сыпь
мне соль на рану», интервью с
поэтом-песенником Симоном
Осиашвили напечатано
в журнале «Огни над Бией»

(г.Бийск), N38, 2016

Рейтинг работы: 12

Количество рецензий: 0

Количество сообщений: 0

Количество просмотров: 725

© 15.08.2016 Николай Тимохин
Свидетельство о публикации: izba-2016-1756842

Метки: Интервью, с Симоном, Осиашвили,
Рубрика произведения: Поэзия -> Авторская песня

Источник

Òàê ìíîãî ëåò íàçàä, íà âñþ ñîâåòñêóþ ñòðàíó çàÿâèë â ñâîåé ïåñíå, êîòîðàÿ ñðàçó æå ñòàëà õèòîì, íàðàâíå è ñ äðóãèìè åãî ïåñíÿìè, òàêèìè êàê: «Áàáóøêè-ñòàðóøêè», «Êàïëÿ â ìîðå», «Äîðîãèå ìîè ñòàðèêè»,»Çèìíèé ñàä», «Çà ìèëûõ äàì», íåîäíîêðàòíûé ëàóðåàò òåëåôåñòèâàëÿ «Ïåñíÿ ãîäà», ÷üè ïåñíè íà ïðîòÿæåíèå ìíîãèõ ëåò ÿâëÿþòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ ðåïåðòóàðà Ñ. Ðîòàðó, Â. Ëåîíòüåâà, Â. Äîáðûíèíà, À. Ãëûçèíà, È. Ïîíàðîâñêîé, Ì. Øóôóòèíñêîãî, Ô. Êèðêîðîâà, È. Àëëåãðîâîé, Ò. Îâñèåíêî, Ì. Ðàñïóòèíîé, Ñ. Ëàçàðåâîé, È. Ñàðóõàíîâà, Â. Ìàëåæèêà, Ê. Ñåìåíîâîé, Ê. Îðáàêàéòå, À. Äåðæàâèíà, Í. Ñåí÷óêîâîé, Â. Ëåãêîñòóïîâîé, Â. Ñòàøåâñêîãî, ãðóïï «Ñèíÿÿ ïòèöà», «Âåñåëûå ðåáÿòà»,
àíñàìáëÿ «Çîëîòîå êîëüöî», çàñëóæåííûé àðòèñò Ðîññèè, ïîýò, àâòîð è èñïîëíèòåëü ïåñåí Ñèìîí Îñèàøâèëè.

È ñïåöèàëüíî äëÿ ÷èòàòåëåé æóðíàëà «Îãíè íàä Áèåé», ÷ëåí Ñîþçà æóðíàëèñòîâ Ðîññèè Íèêîëàé Òèìîõèí çàäàë ïîýòó íåñêîëüêî âîïðîñîâ.
Íèêîëàé Òèìîõèí:
Ñèìîí, Âû ðàíüøå íå ìå÷òàëè ñòàòü ïîýòîì, ïîêà Âàì íå ïîïàëîñü ñòèõîòâîðåíèå Àë. Âåëè÷àíñêîãî «Ïîä ìóçûêó Âèâàëüäè». Îíî íàñòîëüêî Âàì ïîíðàâèëîñü, ÷òî ïîáóäèëî Âàñ â äâàäöàòü ÷åòûðå ãîäà, óñïåâøåãî ê òîìó âðåìåíè óæå îêîí÷èòü ôàêóëüòåò ïðèêëàäíîé ìàòåìàòèêè Ëüâîâñêîãî ïîëèòåõíè÷åñêîãî èíñòèòóòà è ìå÷òàâøåãî ñòàòü ïðîãðàììèñòîì, ñàìîìó âçÿòüñÿ çà ïåðî. À ñïóñòÿ íåñêîëüêî ëåò –Âû, óæå îêîí÷èâ Ëèò èíñòèòóò èì. Ãîðüêîãî, íàïèñàëè â ñîäðóæåñòâå ñ êîìïîçèòîðîì Âë. Ìèãóëåé ïåñíþ, êîòîðóþ ñïåëà Ñîôèÿ Ðîòàðó. Êàê Âû äóìàåòå, ýòî ïðîñòîå âåçåíèå èëè âåëåíèå ñóäüáû?

Ñèìîí Îñèàøâèëè:
Çíàåòå, åñòü òàêàÿ ôîðìóëà: âåçåò òîìó, êòî âåçåò.  ñåðåäèíå 80-õ âðåìÿ ñòàäèîííîé ïîýçèè, ê ñîæàëåíèþ, áûëî óæå â ïðîøëîì, îíà ñòàëà äåëîì êàìåðíûì, à ìíå, êàê ëþáîìó àâòîðó, åñòåñòâåííî õîòåëîñü, ÷òîáû ìîè ñòèõè ïðèøëè êàê ìîæíî ê áîëüøåìó êîëè÷åñòâó ëþäåé. Òàê âîò, êîãäà ïî ïðîñüáå îäíîãî ìîëîäîãî êîìïîçèòîðà
ïîñëå äîëãèõ åãî óãîâîðîâ ÿ íàêîíåö ñîãëàñèëñÿ íàïèñàòü ïåñåííûé òåêñò, è áóêâàëüíî ÷åðåç äâå íåäåëè óâèäåë, ÷òî ñòèõè, êîòîðûå ÿ ñî÷èíèë, â âèäå ïåñíè ñëóøàþò â çàëå ñðàçó ïÿòüñîò ÷åëîâåê, òî ïîíÿë – âîò îíî! Âîò ïóòü ê ëþäÿì – íàäî ïèñàòü ïåñíè. ß ðàçëîæèë â êîíâåðòû ñâîè îïóñû è ðàçîñëàë êîìïîçèòîðàì, ÷üè ïåñíè ìíå íðàâèëèñü è áûëè øèðîêî èçâåñòíû. Âîò òàêîé ó ìåíÿ áûë ïðîäþñåð – Ïî÷òà ÑÑÑÐ. Ïîòîì ÿ ñòàë èõ îáçâàíèâàòü è ñïðàøèâàòü î âîçìîæíîñòè ñîòðóäíè÷åñòâà. Ïðèçíàþñü, ïðàêòè÷åñêè âñå îíè ïîä òåì èëè èíûì ïðåäëîãîì îòêàçàëèñü îò ìîåãî ïðåäëîæåíèÿ, çà èñêëþ÷åíèåì Âëàäèìèðà Ìèãóëè, êîòîðûé ñêàçàë, ÷òî ìîè ñòèõè åìó ïîíðàâèëèñü è ïðåäëîæèë íàïèñàòü òåêñò íà åãî ìåëîäèþ. Êîãäà ÿ ïðèåõàë ê íåìó äîìîé, òî óâèäåë, ÷òî ñòîë åãî áûë áóêâàëüíî çàâàëåí ñòèõàìè, êîòîðûå åìó ñëàëè ñî âñåé íàøåé ñòðàíû, êîòîðàÿ îêàçàëàñü íå òîëüêî ñàìîé ÷èòàþùåé, íî è ñàìîé ïèøóùåé. Êàê îí â òàêîì ïîòîêå îáðàòèë âíèìàíèå íà ìîè ñî÷èíåíèÿ, íå çíàþ, íàâåðíî íå îáîøëîñü áåç áëàãîïðèÿòíîãî äëÿ ìåíÿ ðàñïîëîæåíèÿ çâåçä, ïîòîìó ÷òî ñïîñîáíûõ ëþäåé âñåãäà áîëüøå, ÷åì ñîñòîÿâøèõñÿ. Íó âîò, íàïèñàë ÿ ñòèõè íà ìåëîäèþ Ìèãóëè, à îí ìíå ãîâîðèò, ÷òî ñòèõè õîðîøèå, òîëüêî îí ðåøèë ñî÷èíèòü íà íèõ äðóãóþ ìåëîäèþ – òàê è ïîÿâèëàñü íà ñâåò ïåñíÿ «Äíè ëåòÿò», êîòîðóþ î÷åíü ñêîðî â èñïîëíåíèè Ñîôèè Ðîòàðó óçíàëà âñÿ ñòðàíà. À ïîçæå Ìèãóëÿ ìíå ïðåäëîæèë íàïèñàòü åùå îäèí âàðèàíò òåêñòà íà ïåðâóþ ìåëîäèþ, êîòîðàÿ îñòàëàñü «íå ó äåë». ß è ñî÷èíèë, äà òîëüêî Ìèãóëå ýòè ñòèõè íå ãëÿíóëèñü, íî ÿ íå îãîð÷èëñÿ, à îòîñëàë èõ Äàâèäó Òóõìàíîâó – òàê ðîäèëàñü ïåñíÿ «Ñòàðîå çåðêàëî», çà êîòîðóþ ÿ ïîëó÷èë ñâîé ïåðâûé äèïëîì íà ôåñòèâàëå «Ïåñíÿ-86».

            Í. Ò.:
 ñîçäàíèè ñâîèõ ïåñåí Âû ñîòðóäíè÷àëè ñ òàêèìè êîìïîçèòîðàìè, êàê Â. Ìèãóëÿ, Ä. Òóõìàíîâ, Â. Äîáðûíèí, È. Êðóòîé, Â. ×àéêà, Â. Ìàòåöêèé. Ïðè ðàáîòå ñ êàêèì èç ýòèõ êîìïîçèòîðîâ ó Âàñ ìîæåò áûòü ïðîèçîøåë ðåøàþùèé ïîâîðîò â Âàøåì òâîð÷åñòâå? Èëè ñîòðóäíè÷åñòâî ñ êàæäûì èç íèõ ó Âàñ îñòàâèëî íåèçãëàäèìûé ñëåä? 29
                Ñ. Î.:
Çíàåòå, â òâîð÷åñêîì ñîþçå î÷åíü âàæíû åùå è ëè÷íûå îòíîøåíèÿ.  ýòîì ñìûñëå äëÿ ìåíÿ î÷åíü âàæíûì ñòàëî òî, ÷òî ñ Âÿ÷åñëàâîì Äîáðûíèíûì ó íàñ ñëîæèëèñü åùå è ÷åëîâå÷åñêèå îòíîøåíèÿ. Ìû ñòàëè äðóçüÿìè. ß ìíîãîìó ó íåãî íàó÷èëñÿ, ïîòîìó ÷òî îí áûë áîëåå îïûòíûì àâòîðîì è ê ìîìåíòó íàøåãî çíàêîìñòâà íàïèñàë îãðîìíîå êîëè÷åñòâî ïîïóëÿðíûõ ïåñåí. Íî âñå åãî ñîàâòîðû áûëè ñòàðøå, ÷åì îí, à åìó, ñóäÿ ïî âñåìó, õîòåëîñü îáùåíèÿ ñ áîëåå ìîëîäûì ÷åëîâåêîì. È èì îêàçàëñÿ ÿ. Íàâåðíî, íå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî ìîè ñòèõè åìó íðàâèëèñü, à åùå è ïîòîìó, ÷òî åìó õîðîøî áûëî ïî ÷åëîâå÷åñêè ñî ìíîé îáùàòüñÿ.  ðåçóëüòàòå íàøåé äðóæáû ïîÿâèëîñü íåìàëî íå ñàìûõ ïëîõèõ ïåñåí, òàêèõ êàê «Íå ñûïü ìíå ñîëü íà ðàíó», «Êîëîäåö», «Áàáóøêè- ñòàðóøêè», «Çà ìèëûõ äàì», «Êàïëÿ â ìîðå» è ìíîãî äðóãèõ.  ÷àñòíîñòè, ïåñíÿ «Àõ äðóçüÿ, ìîè äðóçüÿ», ñ êîòîðîé íà÷àëàñü êàðüåðà Äîáðûíèíà êàê èñïîëíèòåëÿ, äî ýòîãî îí áûë òîëüêî êîìïîçèòîðîì.

                Í. Ò.:
Êàê èçâåñòíî, Ñèìîí, Âû òàêæå ïèøèòå ðàçëè÷íûå ãèìíû. Âàøà ïåñíÿ-õèò «Äîðîãèå ìîè ñòàðèêè» ýòî òîæå ñâîåãî ðîäà ãèìí ëþäÿì ïðåêëîííîãî âîçðàñòà.  òîò ìîìåíò, êîãäà îíà Âàìè ñîçäàâàëàñü, î ÷åì Âû äóìàëè èëè ïåðåæèâàëè? Áûòü ìîæåò, Âû âñïîìèíàëè ñâîèõ ðîäèòåëåé è îò÷èé äîì?

                Ñ. Î.:
ß íèêîãäà íå ïèøó ïåñíè ïîä âëèÿíèåì êàêèõ- òî ñîáûòèé èëè ýìîöèé. Äëÿ ìåíÿ òîë÷êîì ê íàïèñàíèþ ÿâëÿåòñÿ ïîýòè÷åñêèé îáðàç èëè ñòðî÷êà, êîòîðàÿ «çàâîäèò» ìåíÿ, ñ êîòîðîé ìíå õî÷åòñÿ âîçèòüñÿ. Äàëüøå íà÷èíàåòñÿ ëèòåðàòóðíàÿ ðàáîòà, ñ çà÷åðêèâàíèÿìè, ïåðåäåëêàìè è ò.ä. Òî åñòü, âêëþ÷àåòñÿ ðåìåñëî. Òàê æå áûëî è ñ ïåñíåé «Äîðîãèå ìîè ñòàðèêè», åäèíñòâåííîå, ÷òî åå îòëè÷àåò îò äðóãèõ, ýòî òî, ÷òî ÿ íå çàòðàòèë íèêàêèõ óñèëèé äëÿ åå ñî÷èíåíèÿ: ïðîñòî âäðóã âîçíèêëà ñòðî÷êà «ïîñòàðåëè ìîè ñòàðèêè» — è äàëüøå ÿ ïèñàë, êàê ïîä äèêòîâêó, íå çà÷åðêèâàÿ è íå ìåíÿÿ íè îäíîãî ñëîâà. Íà ñî÷èíåíèå ýòèõ ñòèõîâ ìíå ïîíàäîáèëîñü ðîâíî ñòîëüêî âðåìåíè, ñêîëüêî óøëî, ÷òîáû çàïèñàòü èõ íà áóìàãå. Åñòåñòâåííî, æèâó ÿ íå íà îáëàêå, è, íàâåðíî, âåñü ìîé æèçíåííûé îïûò, ìîå ìèðîîùóùåíèå êàê-òî îòîáðàæàåòñÿ â ñòèõàõ, è ñëîâà, êîòîðûå áûëè ìíå ïðîäèêòîâàíû, òðîíóëè ëþäåé. Áûòü ìîæåò, ñâîåé ïðîñòîòîé è åñòåñòâåííîñòüþ, íå ìíå ñóäèòü, íî ïåñíÿ æèâåò óæå ïî÷òè òðèäöàòü ëåò, à âðåìÿ íå îáìàíåøü.

              Í. Ò.:
 Âàøåì òâîð÷åñêîì áàãàæå áîëåå 600 ïåñåí; ìíîãèå èç êîòîðûõ ñòàëè íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ ðåïåðòóàðà Â. Ëåîíòüåâà, Â. Äîáðûíèíà, À. Ãëûçèíà, È. Ïîíàðîâñêîé, Ì. Øóôóòèíñêîãî, Ô. Êèðêîðîâà, È. Àëëåãðîâîé, Ò. Îâñèåíêî, Ì. Ðàñïóòèíîé, Ñ. Ëàçàðåâîé, È. Ñàðóõàíîâà, Â. Ìàëåæèêà, Ê. Ñåìåíîâîé, Ê. Îðáàêàéòå, À. Äåðæàâèíà, Í. Ñåí÷óêîâîé, Â. Ëåãêîñòóïîâîé, Â. Ñòàøåâñêîãî. Î ÷åì åùå Âû íå ñêàçàëè â ñâîèõ ïåñíÿõ? Åñòü ëè íåçàòðîíóòûå òåìû?

Ñ. Î.:
 ÷èñëå èñïîëíèòåëåé ìîèõ ïåñåí åñòü òàêæå Ïóãà÷åâà è Áàñêîâ, Ãâåðäöèòåëè è Áóéíîâ, Ïîíàðîâñêàÿ è Ïàâëèàøâèëè. À ÷òî êàñàåòñÿ òåì, òî ÿ íèêîãäà îá ýòîì íå çàäóìûâàþñü, ïîòîìó ÷òî, ïîâòîðþñü, ìåíÿ çàâîäèò íå òåìà, à ñòðî÷êà èëè îáðàç. Òåì áîëåå ÷òî îáî âñåì íà ñâåòå óæå äàâíûì-äàâíî âñå íàïèñàíî, íàâåðíî, è ìíîé òîæå. Òàê ÷òî íîâûìè ìîãóò áûòü âîâñå íå òåìû, à ñëîâà è îáðàçû. Òî åñòü, íå î ÷åì, à êàê.

               Í. Ò.:

Âû íàïèñàëè íåìàëî ïåñåí î ëþáâè. Îäíà èõ íèõ èç ðåïåðòóàðà Òàíè Îâñèåíêî íàçûâàåòñÿ «Êðàñèâàÿ äåâ÷îíêà». È ñ êåì æå, êàê íå ñ ïîýòîì ïåñåííèêîì ïîãîâîðèòü î âå÷íûõ öåííîñòÿõ. Êàê èçâåñòíî – êðàñîòà ñïàñåò ìèð. Êàê Âû äóìàåòå Ñèìîí, òàê ëè ýòî? È åñëè êðàñîòà âñå æå ñïàñåò ìèð, òî îò ÷åãî è êîãäà ýòî ïðîèçîéäåò?

              Ñ. Î.:
Âî-ïåðâûõ, ýòî ñîâñåì äàæå íå èçâåñòíî. Ýòî íå èñòèíà â ïîñëåäíåé èíñòàíöèè, à âñåãî ëèøü âûñêàçûâàíèå êíÿçÿ Ìûøêèíà, êîòîðûé, êàê èçâåñòíî, ÿâëÿåòñÿ ãëàâíûì ãåðîåì ðîìàíà ñ êðàñíîðå÷èâûì íàçâàíèåì «Èäèîò». È óæ âî âñÿêîì ñëó÷àå, ðå÷ü ìîæåò èäòè òîëüêî î äóõîâíîé, à íå î ôèçè÷åñêîé êðàñîòå. Ôèçè÷åñêàÿ òî÷íî íå ñïàñåò, ñêîðåå, íàîáîðîò.

             Í. Ò.:
 1985 ãîäó Âû îêîí÷èëè Ëèò. èíñòèòóò èì. Ãîðüêîãî ãäå ñåìèíàðîì ïîýçèè, äî ïîñëåäíåãî ãîäà ñâîåé æèçíè ðóêîâîäèë ïîýò Ëåâ Îøàíèí, ÷üè ñòèõè ìíå î÷åíü íðàâÿòñÿ. Òàêæå òâîð÷åñêîå âëèÿíèå íà Âàñ îêàçàë è Ìèõàèë Òàíè÷. Êàêèå ó Âàñ âîñïîìèíàíèÿ îñòàëèñü îá ýòèõ ÿðêèõ ïîýòàõ?

             Ñ. Î.:
Ëåâ Èâàíîâè÷ Îøàíèí áûë î÷åíü áëèçîðóê, ïî÷òè íè÷åãî íå âèäåë. Îäíàæäû, ïîìíèòñÿ, îí ïðèøåë ê íàì íà ñåìèíàð íà êîñòûëÿõ, ìû, åñòåñòâåííî, ñòàëè ñïðàøèâàòü, ÷òî ñëó÷èëîñü. È óñëûøàëè îò íåãî, ÷òî íàêàíóíå îí âûñòóïàë ïåðåä æåíùèíàìè, ïîçäðàâëÿë èõ ñ 8-ì Ìàðòà, è ïî ïðè÷èíå ýòîé ñàìîé áëèçîðóêîñòè íå óâèäåë íà ñöåíå îòêðûòîãî ëþêà, êóäà è ïðîâàëèëñÿ áëàãîïîëó÷íî, ñëîìàâ ïðè ýòîì íîãó. Íî òåì íå ìåíåå ñàìîñòîÿòåëüíî âûáðàëñÿ è çàêîí÷èë ñâîå âûñòóïëåíèå, íåâçèðàÿ íà òðàâìó. À êîãäà ìû åãî ñïðîñèëè, ê ÷åìó òàêîé ãåðîèçì, îí îòâåòèë, ÷òî íå ìîã ïîñòóïèòü èíà÷å, âåäü â çàëå áûëè æåíùèíû. Âîò òàêîé áûë Ìóæ÷èíà. Ñ Òàíè÷åì ó ìåíÿ áûëà ñêîðåå òâîð÷åñêàÿ, íåæåëè ÷åëîâå÷åñêàÿ áëèçîñòü, ñ÷èòàþ, ÷òî åãî ïîýòèêà â êàêîé-òî ìåðå ïîâëèÿëà è íà ìîþ ðàáîòó. Ìíå ãîâîðèëè, ÷òî îí áëàãîñêëîííî îòçûâàëñÿ îáî ìíå, à ýòîãî óäîñòàèâàëèñü íåìíîãèå. Êñòàòè, îí äàë ìíå ðåêîìåíäàöèþ äëÿ âñòóïëåíèÿ â Êîìèòåò ëèòåðàòîðî⠖ áûëà êîãäà-òî òàêàÿ îðãàíèçàöèÿ, ÷ëåíñòâî â êîòîðîé ïîçâîëÿëî íå ñ÷èòàòüñÿ òóíåÿäöåì â Ñîâåòñêîì Ñîþçå, çàðàáàòûâàÿ ëèòåðàòóðíûì òðóäîì.

                Í. Ò.:
 ìîëîäûå ãîäû Âàì êðóïíî ïîâåçëî ñ ó÷èòåëÿìè ïîýçèè. Ñåé÷àñ, îñîáåííî â ãëîáàëüíîé ñåòè, ïîÿâèëîñü î÷åíü ìíîãî àâòîðîâ, êîòîðûå ñ÷èòàþò è íàçûâàþò ñåáÿ ïîýòàìè, ïðè ýòîì, íå âñåãäà èìåÿ ñïåöèàëüíîãî íà òî îáðàçîâàíèÿ è îïûòà îáùåíèÿ ñ ìýòðàìè ïîýçèè, ïîäîáíî Âàøåìó. ×òî Âû ìîæåòå ïîñîâåòîâàòü ìîëîäûì àâòîðàì — íà÷èíàþùèì ïîýòàì, êàê ðàçâèâàòü ñâîå ìàñòåðñòâî?

                Ñ. Î.:
ß íèêîãäà íå íàçûâàþ ñåáÿ ïîýòîì, òîëüêî ñòèõîòâîðöåì. Ïîýòîì òåáÿ äîëæíû ñ÷èòàòü äðóãèå ëþäè, à íå òû ñàì. Âîîáùå, Ëåâ Òîëñòîé ïðåäëîæèë, ïî-ìîåìó, çàìå÷àòåëüíóþ ôîðìóëó, îïðåäåëÿþùóþ âåëè÷èíó ÷åëîâå÷åñêîé íàòóðû. ×åëîâåê, ãîâîðèë îí, ýòî äðîáü, ãäå ÷èñëèòåëü – ýòî òî, íàñêîëüêî åãî îöåíèâàþò îêðóæàþùèå, à çíàìåíàòåëü – ýòî òî, êàêóþ îöåíêó ñåáå äàåò îí ñàì. ×åì áîëüøå çíàìåíàòåëü, òåì ìåíüøå äðîáü. ×òî êàñàåòñÿ ëèòåðàòóðíîãî ìàñòåðñòâà, òî çäåñü ñîâåòîâ áûòü íå ìîæåò.

Êîíå÷íî, ïîëåçíî ÷òî-íèáóäü ñî÷èíÿòü, ðàçâèâàÿ ñâîè âåðñèôèêàöèîííûå ñïîñîáíîñòè, íî ýòî íå ñäåëàåò òåáÿ ïîýòîì, ïîòîìó ÷òî ïîýò îïðåäåëÿåòñÿ ìèðîîùóùåíèåì è îòíîøåíèåì ê ñëîâó. Íàäî ÷èòàòü ñòèõè äðóãèõ àâòîðîâ, à íå òîëüêî ñâîè, íî ýòî âñåãî ëèøü ïîìîæåò ðàñøèðèòü êðóãîçîð, êàê ýòî ïðîèçîøëî ñî ìíîé â Ëèòåðàòóðíîì èíñòèòóòå. Õîòÿ ñàìîå ãëàâíîå, ÷åìó ÿ íàó÷èëñÿ â èíñòèòóòå, òàê ýòî äåðæàòü óäàð òîâàðèùåé ïî öåõó: êîãäà ìû îáñóæäàëè íà ñåìèíàðàõ ðàáîòû äðóã äðóãà, òî ïðîñòî ðâàëè äðóã äðóãà â êëî÷üÿ – è òàêèì îáðàçîì âûðàáàòûâàëñÿ èììóíèòåò îò ìíåíèÿ êîëëåã. À ýòî î÷åíü âàæíî â æèçíè âîîáùå, à â òâîð÷åñòâå îñîáåííî.

Í. Ò.:
È ñíîâà âîçâðàùàÿñü ê Âàøåìó òâîð÷åñòâó, õî÷åòñÿ îòìåòèòü íåìàëîå êîëè÷åñòâî Âàøèõ ïåñåí, êîòîðûå óæå ìîæíî ñ÷èòàòü íàðîäíûìè. Èõ çíàþò è ðàñïåâàþò ìèëëèîíû ëþäåé. Îäíà èç òàêèõ ïåñåí «Âñå ìû áàáû — ñòåðâû». Ñ ýòèì óòâåðæäåíèåì ÿ äóìàþ, ñîãëàñÿòñÿ ìíîãèå ìóæ÷èíû õîòÿ áû åùå è ïîòîìó, ÷òî îíî çâó÷èò èç óñò ñàìîé èìïåðàòðèöû ðîññèéñêîé ýñòðàäû Èðèíû Àëëåãðîâîé. Ýòà Âàøà ïåñíÿ áûëà íàïèñàíà ñïåöèàëüíî äëÿ íåå? È êàê ýòî ïðîèñõîäèëî?

Ñ. Î.:
Î÷åíü âàæíî, êîãäà îáðàç, ñîçäàâàåìûé àðòèñòîì, îðãàíè÷åí åãî íàòóðå. È êîãäà ýòà îðãàíèêà åñòü, ìîæíî ðàññ÷èòûâàòü íà óñïåõ. Ïîýòîìó î÷åíü âàæíî ïèñàòü íå ïðîñòî òàê, à äëÿ êîíêðåòíîãî èñïîëíèòåëÿ. Òàê ó ìåíÿ áûëî ñ Òàìàðîé Ãâåðäöèòåëè, êîãäà ÿ ïèñàë äëÿ íåå ïåñíþ «Ìàìèíû ãëàçà» èëè ñ Èðèíîé Ïîíàðîâñêîé, äëÿ êîòîðîé ÿ ñî÷èíèë ïåñíþ «Òû ìîé áîã». È «Çèìíèé ñàä» è «Òû íå àíãåë» áûëè íàïèñàíû ñïåöèàëüíî äëÿ Àëåêñåÿ Ãëûçèíà. ×òî æå êàñàåòñÿ ïåñíè «Âñå ìû áàáû – ñòåðâû», òî îíà íå ïèñàëàñü àäðåñíî äëÿ Àëëåãðîâîé. Ïðîñòî ðîäèëàñü ñòðî÷êà «âñå ìû áàáû – ñòåðâû», çàâåëà ìåíÿ, íó à äàëüøå êàê âñåãäà, ÿ óæå ðàññêàçûâàë îá ýòîì. Áîëåå òîãî, ïåðâîé ýòîò òåêñò ñ äðóãîé ìóçûêîé èñïîëíèëà Íàäåæäà Áàáêèíà, íî òóò êàê ðàç íå áûëî îðãàíèêè – ïîýòîìó ó íåå ïåñíÿ íå ïîøëà, è îíà âåðíóëà ìíå ñòèõè. È òîãäà Èãîðü Êðóòîé íàïèñàë íà íèõ äðóãóþ ìåëîäèþ è ïîêàçàë Àëëåãðîâîé. Âîò òóò-òî è âîçíèêëà ãàðìîíèÿ ïåñåííîãî îáðàçà è íàòóðû àðòèñòêè. Ïîýòîìó ïåñíÿ îáðåëà  êðûëüÿ. Âîîáùå, ÿ óáåæäåí, ÷òî ó ïåñíè âñåãäà òðè ðîäèòåëÿ – êîìïîçèòîð, ïîýò è èñïîëíèòåëü.

Í. Ò.:
È îïÿòü õî÷åòñÿ âåðíóòüñÿ ê ñåêðåòàì ïèñàòåëüñêîãî ìàñòåðñòâà. Ñèìîí, îòêóäà Âû ïèòàåòå âäîõíîâåíèå äëÿ ñâîèõ ñòèõîâ? Ïîñîâåòóéòå, êàê íóæíî ïîñòóïàòü ïîýòàì êîãäà èì «íå ïèøåòñÿ»?

Ñ. Î.:
Îïÿòü-òàêè îáðàùàÿñü ê êëàññèêàì, âñïîìèíàþ çàìå÷àòåëüíûé ðåöåïò Ëüâà Òîëñòîãî: åñëè ìîæåøü íå ïèñàòü – íå ïèøè. À äëÿ ìåíÿ, ïîâòîðþñü, òâîð÷åñêèì òîë÷êîì ÿâëÿåòñÿ ïîýòè÷åñêàÿ ñòðî÷êà èëè îáðàç. Èíîãäà îíè âîçíèêàþò ïîä âëèÿíèåì ìóçûêè – ïîýòîìó î÷åíü ëþáëþ ïèñàòü íà ãîòîâûå ìåëîäèè. Åñëè îíè ìíå íðàâÿòñÿ, êîíå÷íî.

Í. Ò.:
Ñèìîí, íàøà áåñåäà ñ Âàìè ñ ýòî âñåãäà ÿðêîå è íåçàáûâàåìîå ñîáûòèå íå òîëüêî äëÿ ÷èòàòåëåé, íî è àâòîðîâ íàøåãî æóðíàëà. Õî÷ó Âàì ïîæåëàòü íîâûõ õèòîâ, ïîáåä íà ëèòåðàòóðíîì ïîïðèùå è óäà÷è âî âñåì.

Ñ. Î.:
È Âàì íå õâîðàòü. Îñòàëüíîå ïðèëîæèòñÿ.
 —————————
  «Íå ñûïü ìíå ñîëü íà ðàíó», èíòåðâüþ ñ ïîýòîì-ïåñåííèêîì Ñèìîíîì
             Îñèàøâèëè íàïå÷àòàíî â æóðíàëå «Îãíè íàä Áèåé» 
                (ã.Áèéñê), N38, 2016               

Источник