Оно щедро стремительно и бесшумно сыплет
Василий Белов
(23 октября 1932 – 4 декабря 2012)
1997 г. Фото Е. Васильевой
Родился
в 1932 году в деревне Тимонихе Харовского района Вологодской области в
крестьянской семье. Учился в школе ФЗО (г. Сокол) и после работал
столяром, мотористом, электромонтёром. Писательскую деятельность начинал
со стихов, печатался с 1956 года. В 1964 году окончил Литинститут.
Хотя славу Василию Ивановичу Белову принесли прозаические произведения, стихи он продолжал писать до конца жизни.
Удостоен
Государственной премии СССР (1981 г.) и Литературной премии им. Л.
Толстого, награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
В «перестроечные» годы был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета.
Жил В. И. Белов в Вологде или в родной Тимонихе. Умер в 2012 году.
НА РОДИНЕ
И
вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника.
Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с
потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу,
неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые
леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства.
Из
этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в
большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем
дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…
Старый наш дом заколочен. Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом.
Смешное
детство! Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрасило
будущее яркими мечтательными мазками. В тот день, когда я уходил из
дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же
лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим
в обратную дорогу.
И
вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова
слушаю я шум летнего леса. Снова торжественно и мудро шумит надо мной
старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. И над бором
висит в синеве солнце. Не солнце — Ярило. Оно щедро, стремительно и безшумно
сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами, словно
сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели; они глухо шепчут
порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным
долголетием. Под елями — древний запах папоротника. Я иду чёрной
лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским
беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не
по-детски. Мой взгляд останавливается на красных, в белых накрапах,
шапках мухоморов, потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный
хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину; в лицо мне хлещут
ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких
иглах.
Загудел
в сосенной бронзе сухоросный ветер, и сосны отозвались беззащитным
ропотом, и мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный
богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе,
а другим. Под это добродушное дыхание, словно из древних веков,
нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.
Мне
кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую
травинку, с маху сдёргиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыжий
песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую
воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и
умирают водяные круги.
Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! Но будет ли предел тишине!
Как
хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и за терялась в траве, а я
выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли. Омытые
июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный,
непонятно откуда слышимый голос кукушки:
«Ук-ку, ук-ку!» — словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. И вновь трепетно нарастает берёзовый шелест.
Я
сажусь у тёплого стога, курю и думаю, что вот отмашет время ещё
какие-то полстолетия, и берёзы понадобятся одним лишь песням, а песни
тоже ведь умирают, как и люди. И мне чудится в шелесте берёз укор вечных
свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти
деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную
лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для
пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам…
Я
выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так
много деревень, а теперь белеют одни берёзы. Нет, в здешних местах
пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. Может быть, так
оно и надо? Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые, шумные
города… Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо
мной качаются купальницы с лютиками.
Шумят
невдалеке сосны, шелестят берёзы. И вдруг в этот шум вплетается
непонятный нарастающий свист, он разлетается, заполняет весь этот тихий
зелёный мир. Я смотрю в небо, но серебряное туловище реактивного
самолета уже исчезает за горизонтом.
Как мне понять, что это? Или мои слёзы, а может быть, выпала в полдень скупая солёная роса?
ВРЕМЕНА ГОДА
О. С.
Люблю златую осень
За тихий шум дождей,
За голос трубный лося
И хруст её груздей.
То сыплет снежной дробью
Печаль свою окрест,
То глянет исподлобья
Лазурью всех небес.
По снежным изголовьям
Качанье спящих лоз, —
Люблю зимы безмолвье
За гроздья синих звёзд.
И вновь над белым светом
Возгрянет вешний бой, —
Люблю родное лето
За грозовой прибой!
Когда же смерть забрезжит,
Я крикну, не стерплю:
Люблю весь мир безбрежный!
Ещё… тебя люблю.
1983
БРАТЬЯМ
Осенним дымом пахнут сны,
Вокруг избы снуют метели,
Но с первым голосом весны
Нам тесно станет в колыбели.
Куда зовут тетерева
Нас от широкой русской печи?
Ведь наша первая трава
Нам всем троим ещё по плечи!
Ещё не все, ещё не срок,
Ещё дорога за туманом,
И воробьиный ветерок
Не скоро станет ураганом,
И неокрепшая душа
Ещё чиста перед веками…
Но мы, беду себе верша,
Ползём через дорожный камень.
1968
БОБРИШНЫЙ УГОР
(фрагменты)
…Июльский
сумеречно-тёплый лес неспешно готовился отойти ко сну. Смолкали одна
по-за одной непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой
ёлки. Затвердевала смола. И её запах мешался с запахом сухой, ещё не
опустившейся наземь росы.
Везде
был отрадный, дремотный лес. Он засыпал, врачуя своим покоем наши
смятенные души, он был с нами добр, широк, был понятен и неназойлив, от
него веяло родиной и покоем, как веет покоем от твоей старой и мудрой
матери…
Я
вышел к высокому, почти обрывистому берегу, на котором стоял домик.
Далеко внизу, сквозь сосновые лапы, сквозь кусты ивы, берёзовую и
рябиновую листву виднелась не очень широкая, светлая даже ночью река.
Она набегала к угору издалека, упиралась в него своими безшумными сильными струями и заворачивала вправо, словно заигрывая с Бобришным угором.
…Пойма
была спокойно-светла, копила в своих низинках белый туманец, и он
сперва стушёвывал, потом тихо гасил цветочную синь и желтизну ещё не
кошенного луга.
Домик таинственно и кротко глядел на всё это с высоты угора, а позади тихо спали тёплые ельники.
* * *
…И
где-то вдали, но ясно и чисто куковала кукушка. Её голос был печален и
светел, а ритм кукования был похож на биение сердца. Недаром в народе
называли этот голос сиротским, вдовьим, вдовство для крестьянской
женщины то же сиротство.
Бобришный
угор пел на все голоса. Я слышал здесь даже соловья, он раза два-три
принимался щёлкать и переходил на пение. Но здешний соловей был как бы
слишком застенчив, он словно боялся быть веселее других и быстро
замолкал, зато дрозды и синицы не смолкали ни на секунду.
…Мы
удим, а это значит, мы уже как бы и не мы, мы растворились, сравнялись с
вечной природой, произошло то самое слияние с рекой, кустами и травой, с
небом, ветром и птицами, когда забываешь самого себя. Наверное, в этом и
есть главная тайная прелесть уженья и охоты. Глядя на поплавок,
забываешь о преходящей своей сути, забываешь о неизбежности собственного
конца. Мир снова стал цельным и гармоничным, как в раннем детстве,
когда мысль о конце ещё ни разу не ознобила тебя своим безжалостным
инеем.
— Знаешь, какое у дятла профессиональное заболевание?
Я, конечно, не знал. Не знал, что профессиональное заболевание у дятла — сотрясение мозга…
* * *
…За
тысячи лет исканий, войн, страданий и изощрений в поисках счастья
человек ничего не придумал для себя лучше лесной свободы, усталости от
обычной ходьбы, ржаного ломтя с пережжённой солью, лучше смоляного
запаха и гулких ударов шишек об родимую землю. Тонкий свист рябчика,
красноватые окна дома в сумерках, костёр, раздвигающий тьму, сосновая
лапа на окне в банке из-под консервов, белый цвет земляники, тысячи
самых неприметных и доступных вещей делают меня счастливым.
* * *
…Гроза
рычала всё ближе, и земля поглощала её картавые, глухие, полные
недовольства звуки, а я всё глядел на красноватые, бледные в ярости
солнца огни костра. Отчаяние, горечь, ревность к вечной природе и
чувство жалости к людям и самому себе — всё это сливалось у меня в один
горловой комок, и я не знал, что делать.
…Теперь даже лес был чужим, равнодушным, всюду широко и надменно хозяйничала гроза, но её грохот казался мне нелепым, безсмысленным: на кой чёрт всё это! Для чего и зачем?
…Один раз треснуло совсем рядом, одновременно с зелёной вспышкой разряда, и это словно вышибло из меня остатки рефлексии…
Нет,
надо просто жить, разродился, и нечего спрашивать, зачем родился, жить,
жить, жить… И нечего, нечего. С чувством наблудившего и со стыдом я
закурил, мне уже хотелось как в детстве закатать штаны и босоплясом
пуститься по дождевым лужам.
* * *
Бобришный
угор тихо рокотал соснами, когда мы уходили по лесной дороге. Река
мерцала, кукушка молчала, а на окне так и остались синие лесные цветы, и
сосновые лапы, и томик Толстого. Наверное, сейчас там тишина и снег,
река сжимается льдом, и цветы в банке давно усохли, а в остывшей печке
свистит ветер. Домик ждёт весны, которой никогда для него не будет. А я с
запозданием говорю тебе спасибо.
Антология русского лиризма. ХХ век. Василий Белов
Источник
И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства.
Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…
Старый наш дом заколочен. Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом.
Смешное детство! Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу.
И вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. И над бором висит в синеве солнце. Не солнце — Ярило. Оно щедро, стремительно и безшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. Под елями — древний запах папоротника. Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. Мой взгляд останавливается на красных, в белых накрапах, шапках мухоморов, потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину; в лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах.
Загудел в сосенной бронзе сухоросный ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом, и мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.
Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.
Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! Но будет ли предел тишине!
Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и за терялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки:
«Ук-ку, ук-ку!» — словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. И вновь трепетно нарастает берёзовый шелест.
Я сажусь у тёплого стога, курю и думаю, что вот отмашет время ещё какие-то полстолетия, и берёзы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам…
Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. Может быть, так оно и надо? Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые, шумные города… Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.
Шумят невдалеке сосны, шелестят берёзы. И вдруг в этот шум вплетается непонятный нарастающий свист, он разлетается, заполняет весь этот тихий зелёный мир. Я смотрю в небо, но серебряное туловище реактивного самолета уже исчезает за горизонтом.
Как мне понять, что это? Или мои слёзы, а может быть, выпала в полдень скупая солёная роса?
————————————————-————————————————-——————————
Васи́лий Ива́нович Бело́в (23 октября 1932, Тимониха, ныне Вологодская область — 4 декабря 2012, Вологда) — русский писатель и поэт, один из крупнейших представителей «деревенской прозы». Член Союза писателей СССР.
Источник
Текст. Предложение
Прочитайте предложения, дополняя их нужными словами. Запишите.
1.Текст состоит из… . 2. Все предложения в тексте связываются друг с другом по … и объединяются общей… . 3. Правильно оформленный текст должен иметь…, … и … . 4. К тексту можно подобрать… . 5. С помощью… раскрывается либо тема текста, либо его основная мысль.
Для справок: предложение, заголовок, смысл, тема, начало, основная часть, конец.
Прочитайте текст, определите его тему.
Наступила осень. Деревья в лесу пожелтели. Листья пёстрым ковром покрывают землю. Многие птицы улетели.Оставшиесяхлопочут, готовятся к зиме. Ищут тёплое жильё и звери, запасаются пищей на долгую зиму. Ёжик сделал норку в сухих листьях. Белка натаскала орехов, грибов, шишек. Медведь готовит свою берлогу. Всё нужное для зимовки даёт животным осень: иеду, и материал для утепления нор.
Найдите в тексте начало, основную часть и концовку. Прочитайте их.
Прочитайте текст. Определите его тему. Какова основная мысль (запишите её)? Назовите тип текста (описание, рассуждение, повествование). Спишите.
И снова слушаю я шум летнего леса. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор и над бором висит в синеве солнце. Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматуюпрохладу мхов свои червонцы.Надмхами дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой. Под елями – древний запах папоротника.
Тихая моя родина, ты всё так же врачуешь душу своей зелёной тишиной! (По В. Белову.)
Как вы понимаете выделенные выражения?
Прочитайте. Можно ли назвать эту группу предложений текстом? Свой ответ объясните.
Увидела голубка, как муравей тонет, и бросила ему ветку. 2.Муравей спустился к ручью: захотел напиться. 3. Сел на ветку муравей и выплыл к берегу. 4. Волна захлестнула его и смыла в воду.
Спишите предложения, расположив их в таком порядке, чтобы получился текст. Определите его тему и основную мысль.
Объясните выделенные орфограммы.
Прочитайте. Почему автор дал тексту такой заголовок
Как звери к зиме готовятся
Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев – вот и готово жильё на зиму. Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Она складывает их в дупло, а грибы развешивает на колючих сучках сушиться. Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала сухой травы. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата. (Г. Снегирёв)
Разделите текст на смысловые части. Сколько частей у вас получилось? Как вы определяли их границы?
Спишите последнюю часть, подчеркните однокоренные слова.
Прочитайте. Озаглавьте текст. Выпишите одно вопросительное предложение, одно повествовательное. Объясните постановку знаков препинания в конце предложений.
Хорошо засыпать после целого дня ходьбы и движения на свежем воздухе! Вдруг я вздрагиваю и открываю глаза.
Наверное, неизвестный лесной обитатель случайно забрёл слишком близко к моей палатке. Почуяв человека, он шарахнулся в сторону и сломя голову кинулся в чащу. Оттуда доносится топот и резкий треск сломанной ветки. Потом шум удаляется, слабеет, и вновь наступает тишина.
«Почему в безветренную погоду упало старое дерево?» — с этим вопросом я засыпаю (По Спангенбергу).
Прочитайте. Составьте 2-3 вопросительных предложения и запишите их.
Разные вопросы Отчего?
Задаю я всем: О ком?
Как? Что?
Откуда? Кому?
Сколько? Который?
Почему? Чья?
Зачем? Какие?
Где? В чём?
Когда? Вот какой я мастак,
Какая? Вопросительный знак!
(А. Тетивкин)
8. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы. Подчеркните главные члены предложения.
Ночь
Тихо дремлет р..ка.
Тихий бор не шумит.
Соловей не п..ёт.
И дергач не кр..чит.
С. Есенин
Источник
Урок по русскому языку по теме «Повторение и обобщение знаний по теме «Наречие»
Цель: обобщение и закрепление изученного по теме; развитие навыков анализа текста.
1.Оргмомент. Сообщение целей урока.
2.Ребята, давайте вспомним происхождение термина «наречие».Сообщение подготовленного ученика.
Вспомним, какими морфологическими признаками обладает наречие?
Какая ещё часть речи обладает таким морфологическим признаком?
Что ещё общего у наречия и деепричастия?
А чем различаются наречие и деепричастие?
3. Чтение текста учителем.(Текст выводится на экран).
Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир- тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием. Тогда, на крыше сеней, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир – и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждёт чего-то… Тогда-то, на ранней моей поре,- впервые, быть может, — почувствовал я и силу и красоту народного слова русского, мягкость его, и ласку, и раздолье. Просто пришло оно и ласково легло в душу. Потом я познал его: крепость его и сладость. И всё узнаю его…
— Это слова замечательного мастера русского слова Ивана Шмелёва. Определите тему данного текста. Какова его основная мысль? ( Тема – русское слово, идея – необходимость узнавать свой язык). Писатель с восхищением говорит о русском слове. Хочется, чтобы слова этого замечательного писателя остались в вашей памяти надолго, потому что узнавать и узнавать надо наш язык: он неисчерпаем.
Выпишите из текста все встречающиеся в нём наречия, сгруппируйте их по смысловым группам.
Какие смысловые группы получились?
Наречия образа действия ( просто, ласково), наречия времени (впервые, дотоле, потом), указательное( тогда).
Какие ещё смысловые группы наречий мы знаем?(Места, причины, цели, вопросительные, отрицательные)
С каким наречием, из выписанных вами, мы не встречались на уроках?
Сообщение о наречии «дотоле». ( Подготовленный ученик)
-Мы познакомились с текстом о русском , народном слове. Что же можно передать русским словом?
-С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум и тень садов, неясность сна… Это слова другого замечательного писателя – Константина Паустовского. Обратите внимание на словосочетание звучание музыки, стоящее первым в ряду перечисления. «Звучание музыки» станет лейтмотивом урока. Запишем это слово в справочник и словарь.
Лейтмотив ( нем.leitmotiv – букв. «ведущий мотив»; основной мотив(тема), неоднократно повторяющийся в музыкальном произведении, перен. Основная тема чего-либо) В тетради запишите словосочетание с этим словом.(Лейтмотив произведения)
Для нас сегодня на уроке основной мотив, лейтмотив – наречие и …музыка.
Сообщение о слове «музыка».
— Ребята, а что может быть музыкой? (Музыка леса, ручьёв, травы, а сколько музыки в степях, в раннем утре).
3.Работа с текстом.
И снова слушаю я шум летнего сада. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор. И над бором висит в синеве солнце. Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами дремлют смолистые ели, они глухо шепчут порой…
(По В. Белову).
1) Какова роль наречий в этом тексте? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте прочитать отрывок про себя, опуская наречия.
2) Подберите синонимы к наречиям: снова, стремительно, бесшумно.
3)Выпишите наречия, сгруппируйте их по типам орфограмм. (1.Снова. 2.Торжественно, стремительно, бесшумно).
4) Добавьте в первую группу свои примеры.
5)Выпишите все остальные наречия.(Мудро, щедро, глухо).
6)Словообразовательный разбор и разбор по составу: снова, торжественно, щедро.
7) Какую синтаксическую роль выполняют наречия в данном тексте?
8) Выпишем другие слова и объясним в них орфограммы: старинный, сыплет, червонцы, дремлют, шепчут.
4. При изучении этой части речи нам встретилось достаточно много орфограмм. Давайте проверим домашнее задание. Каждый из вас дома готовил словосочетание с наречием на тему «Музыка». Играем в «Ручеёк».
(1.Совсем не громко напевать
2.Слушал взволнованно
3.Исполнял волнующе
4.Сыграл снова
5.Никогда не слышал
6.Звучало свежо
7.Пропеть по-новому
8.Выучил крепко-накрепко
9.Раздавался где-то
10.Повторил точь-в-точь).
5. Творческая работа «Слушая музыку». Сейчас мы послушаем с вами отрывок из музыкального произведения. Напишите, что вы видите, слышите, представляете, слушая это произведение. Постарайтесь использовать в своём мини-сочинении наречия.
Чтение 2-3 работ.
6. Подведение итогов урока.
Вспомните лейтмотив нашего урока.
Что было трудным сегодня на уроке?
Что для вас было особенно важным?
Чем вам запомнится сегодняшний урок?
7.Домашнее задание.
Составить словарный диктант по теме «Наречие».
Индивидуальные задания: используя этимологический словарь, подготовить материал о происхождении наречий дотла, начеку, нечаянно.
Источник