По осеннему сыплет дождь
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
Анализ стихотворения «Сентябрь» Заболоцкого
Николай Алексеевич Заболоцкий — мастер пейзажной лирики. В стихотворении «Сентябрь» он смотрит на начало осени не только как поэт, но и как живописец.
Стихотворение в 1957 году. Его автору исполнилось 54 года, у него случился кризис в семейной жизни, а жить ему остался всего один год. Он издал сборник «Последняя любовь», закончил перевод «Витязя в тигровой шкуре». По жанру — пейзажная лирика, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Лирический герой — сам автор. В юности Н. Заболоцкий увлекался рисованием. Вот и в этом стихотворении он просит смелого художника схватить и передать красоту сентябрьских дней. Месяц начинается вполне по-осеннему: сыплет дождик, рвется ветер. Но вот наступает «бабье лето», последние недели или дни сентября: в царство тумана и морока первый луч летит. Значит, еще разойдутся тучи, станет прозрачным воздух, будет еще тепло и сухо. «Орешина, вспыхнув, засияла»: имеются в виду красная, желтая листва и побуревшие прицветники, окружающие каждый орешек.
Что ж, самое время браться за кисть и писать шедевр. «Золотой и гранатовой»: только такими красками можно передать очарование этого дерева. Поэт просит изобразить орешник метафорически, как молодую царевну. Чтобы она стала олицетворением осени и уходящего сентября: на заплаканном (дождями), беспокойно скользящей улыбкою (ветерком), вечно юную (перед наступлением настоящей, предзимней осени). Уже в первых строфах Н. Заболоцкий обращается к читателю на «ты» и в повелительном наклонении, но только чуть позднее становится ясно, что читатель должен быть еще и живописцем: нарисуй эту девушку мне. Он как бы советует читателю поспешить, не раздумывать. Уменьшительные суффиксы придают больше трепета этому произведению: дождик, деревце. Повторы: нарисуй, значит. Противопоставление: непогодь, нечистая даль и первый луч солнца, придающий всему вокруг мягкое сияние. Эпитеты: взъерошенный, зыбкою. Метафора: даль занавешена, большие горошины. Метонимия: царство. Множество сравнений: как арку из каменных плит, словно девушка, золотой, как огонь, словно деревце. Олицетворения: сыплет, рвется, закрывается тополь. Первая строфа построена на приеме инверсии.
Для зрелого творчества Н. Заболоцкого характерны классическая форма и философское содержание. Поэт умеет вовлечь в круг своих гармоничных образов даже неподготовленного читателя.
- Следующий стих → Николай Заболоцкий — Сквозь волшебный прибор Левенгука
- Предыдущий стих → Николай Заболоцкий — Сказка о кривом человечке
Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Сентябрь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
1. АННА АХМАТОВА
Небывалая осень построила купол высокий…
Небывалая осень построила купол высокий, Был приказ облакам этот купол собой не темнить. И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки, А куда провалились студеные, влажные дни?.. Изумрудною стала вода замутненных каналов, И крапива запахла, как розы, но только сильней, Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых, Их запомнили все мы до конца наших дней. Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник, И весенняя осень так жадно ласкалась к нему, Что казалось — сейчас забелеет прозрачный подснежник… Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.
2. НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ
Осеннее утро
Обрываются речи влюбленных,
Улетает последний скворец.
Целый день осыпаются с кленов
Силуэты багровых сердец.
Что ты, осень, наделала с нами!
В красном золоте стынет земля.
Пламя скорби свистит под ногами,
Ворохами листвы шевеля.
3. АЛЕКСАНДР ДОЛЬСКИЙ
Ну вот наконец-то дождливый сентябрь…
Дожди забренчали сонаты
По клавишам мокнущих дней,
И труб водосточных стакатто
Органных тонов не бедней.
Я вот уже многие годы
От каждого ноября
Жду этой дождливой погоды,
Все жду я, все жду я, а зря.
Ну вот наконец-то дождливый сентябрь,
Ну вот наконец-то прохладная осень,
И тучи повисли косыми сетями,
И кончился месяц под номером восемь.
Хоть я не наивен, как прежде,
Твержу я: дождей подожди.
Живу я в невнятной надежде,
А годы идут как дожди.
Последнему будет работа,
Мой голубоглазый палач,
Мой тысячный дождь для кого-то
Всего только первый плач.
Ну вот наконец-то дождливый сентябрь,
Ну вот наконец-то прохладная осень,
И тучи повисли косыми сетями,
И кончился месяц под номером восемь.
А если бы жизни кривая
Легла на ладонь, словно путь,
Я смог бы, глаза закрывая,
В грядущее заглянуть.
Нет, лучше, пожалуй, не надо —
И так не в ладах я с судьбой.
Известны исходы парадов,
А чем же закончится бой?
Ну вот наконец-то дождливый сентябрь,
Ну вот наконец-то прохладная осень,
И тучи повисли косыми сетями,
И кончился месяц под номером восемь.
4. ИОСИФ БРОДСКИЙ
Осень
Осень
выгоняет меня из парка,
сучит жидкую озимь
и плетется за мной по пятам,
ударяется оземь
шелудивым листом
и, как Парка,
оплетает меня по рукам и портам
паутиной дождя;
в небе прячется прялка
кисеи этой жалкой,
и там
гром гремит,
как в руке пацана пробежавшего палка
по чугунным цветам.
Аполлон, отними
у меня свою лиру, оставь мне ограду
и внемли мне вельми
благосклонно: гармонию струн
заменяю — прими —
неспособностью прутьев к разладу,
превращая твое до-ре-ми
в громовую руладу,
как хороший Перун.
Полно петь о любви,
пой об осени, старое горло!
Лишь она своей шатер распростерла
над тобою, струя
ледяные свои
бороздящие суглинок сверла,
пой же их и криви
лысым теменем их острия;
налетай и трави
свою дичь, оголтелая свора!
Я добыча твоя.
5. БУЛАТ ОКУДЖАВА
Прощание с осенью
Осенний холодок. Пирог с грибами. Калитки шорох и простывший чай. И снова неподвижными губами короткое, как вздох: «Прощай, прощай.»
«Прощай, прощай…» Да я и так прощаю все, что простить возможно, обещаю простить и то, чего нельзя простить. Великодушным я обязан быть.
Прощаю всех, что не были убиты тогда, перед лицом грехов своих. «Прощай, прощай…» Прощаю все обиды, обеды у обидчиков моих.
«Прощай…» Прощаю, чтоб не вышло боком. Сосуд добра до дна не исчерпать. Я чувствую себя последним богом, единственным умеющим прощать.
«Прощай, прощай…» Старания упрямы (знать, мне лишь не простится одному), но горести моей прекрасной мамы прощаю я неведомо кому. «Прощай, прощай…» Прощаю, не смущаю угрозами, надежно их таю. С улыбкою, размашисто прощаю, как пироги, прощенья раздаю.
Прощаю побелевшими губами, покуда не повторится опять осенний горький чай пирог с грибами и поздний час — прощаться и прощать.
6. САМУИЛ МАРШАК
Цветная осень
Цветная осень — вечер года —
Мне улыбается светло.
Но между мною и природой
Возникло тонкое стекло.
Весь этот мир — как на ладони,
Но мне обратно не идти.
Еще я с вами, но в вагоне,
Еще я дома, но в пути.
7-8. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
По осеннему кычет сова…
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
Полевое, степное «ку-гу»,
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.
Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.
Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья.
Закружилась листва золотая
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать… Где ты, где, моя тихая радость, Все любя, ничего не желать?
9. ФЕДОР ТЮТЧЕВ
Есть в осени первоначальной…
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
10. МАРИНА ЦВЕТАЕВА
Осень в Тарусе
Ясное утро не жарко,
Лугом бежишь налегке.
Медленно тянется барка
Вниз по Оке.
Несколько слов поневоле
Всe повторяешь подряд.
Где-то бубенчики в поле
Слабо звенят.
В поле звенят? На лугу ли?
Едут ли на молотьбу?
Глазки на миг заглянули
В чью-то судьбу.
Синяя даль между сосен,
Говор и гул на гумне…
И улыбается осень
Нашей весне.
Жизнь распахнулась, но всe же.
Ах, золотые деньки!
Как далеки они. Боже!
Господи, как далеки!
11. КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
12. ИВАН БУНИН
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
13. АФАНАСИЙ ФЕТ
Осенью
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
14. БОРИС ПАСТЕРНАК
Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
15. ВЛАДИМИР НАБОКОВ
Осень
И снова, как в милые годы тоски, чистоты и чудес, глядится в безвольные воды румяный редеющий лес.
Простая, как Божье прощенье, прозрачная ширится даль. Ах, осень, мое упоенье, моя золотая печаль!
Свежо, и блестят паутины… Шурша, вдоль реки прохожу, сквозь ветви и гроздья рябины на тихое небо гляжу.
И свод голубеет широкий, и стаи кочующих птиц — что робкие детские строки в пустыне старинных страниц.
Источник
Тема урока | Н.А.Заболоцкий «Сентябрь» |
Цель | Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением. |
Задачи | Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста. Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности. Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем. |
Планируемые результаты | Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом; основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность). Формируемые УУД — Личностные — Регулятивные — Коммуникативные — Познавательные |
Основные понятия | Звук, строфа |
Межпредметные связи | ИЗО |
Оборудование | Учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (Программа «Перспективная начальная школа»). Презентация к уроку Репродукция |
Технологическая карта урока по литературному чтению
Задачи этапа урока
(вида работ)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Время
Предметные
УУД
I. Организация класса на работу
Задачи:
Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.
Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.
Эпиграф к уроку:
«Пришел сентябрь с красками,
Коснулся листьев ласково
И деревце просто
Вдруг стало золотое»
Н. Светлячок
-Ребята, о каком времени года говорится в данном отрывке? (Об осени)
Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа.
Развивают логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.
Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).
2 мин
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.
Задачи:
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.
-Как вы думаете, исходя из эпиграфа, какова тема урока? (Сентябрь, осень)
-Сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением автора, который восхищался осенью. Тема урока Н.А.Заболоцкий «Сентябрь».
-Давайте попробуем сформулировать цель на наш урок. (Изучить стихотворение Н.А.Заболоцкого «Сентябрь» и проанализировать его)
Выдвигают предположение, о теме урока слушая музыкальное произведение; отвечают на вопросы учителя.
С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.
Учатся слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
2 мин
III. Изучение нового материала
1.Подготовка к восприятию нового материала.
Задачи:
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.
-Посмотрите внимательно на репродукцию, что на ней изображено? (Природа осенью)
— По вашему мнению, какой месяц осени изображен на картине? (Начало осени- сентябрь)
-Какие ассоциации со словом «осень» у вас возникают? (Дождь, листья, ветер, школа)
-Какие прилагательные вы могли бы подобрать к описанию картины? (Золотая, желтая, теплая, уютная, мягкая)
Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; участвуют в игре.
Учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
3 — 5 мин
2. Аналитико – синтетическая работа с текстом.
Задача:
Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.
Чтение учителем стихотворения полностью:
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
-Как вы думаете, к кому обращается лирический герой? Ведет ли он с кем-нибудь диалог или это мысли вслух, размышления? (В данном стихотворении лирический герой просто размышляет и высказывается вслух).
-На ваш взгляд, какие чувства испытывает лирический герой в стихотворении? (Чувство восхищения, нежности)
-Ребята, а что такое строфа? (Строфа- это повторяющиеся однотипные части рифмующихся строк, характеризующиеся некой законченностью мысли).
-В стихотворении Заболоцкого удивительная звукопись, с ее помощью автор передает разные впечатления, звуки природы, помогает лучше представить картину. Предлагаю вам самим в этом убедиться.
Чтение по строфам: необходимо прочитать стихотворение так, чтобы дети сами услышали и осознали звукопись стихотворения. Ставим перед детьми задачу: выяснить, какие именно впечатления хотел передать нам автор.
Учитель читает первую строфу, дети в это время внимательно слушают и пытаются определить, какие звуки наиболее отличительны и встречаются чаще других.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Далее проводим анализ строфы на предмет звуков:
-Сочетание, каких звуков помогает нам ярче представить описанную картину? ([Р], [Ш], [И])
-Какие звуки природы передаются с помощью данных звуков? (порывы ветра, стук дождя)
Учитель читает вторую строфу, предварительно поставив перед детьми ту же цель (какие звуки наиболее отличительны и встречаются чаще других).
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
-Сочетание, каких звуков нам встретилось? ([В], [З], [Р])
-Какое ощущение, на ваш взгляд, передают эти звуки? (Возникает ощущение пространства, можно увидеть картину как солнечный луч пробивается сквозь облака)
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
-Сочетание, каких звуков вы отметили? ([Ш], [В], [С], [П], [И])
-Какую картину вы представляете, слыша эти звуки? (Можно увидеть как пылает и сияет орешина)
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
-Сочетание, каких звуков вам встретилось? ([Ж], [Х], [З], [Р])
-Какую картину автор передает с помощью этих звуков? (Представляются все описанные цвета)
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
-Какие звуки вы выделили? ([Р], [С], [К])
-Какую картину автор передает с помощью этих звуков? (Звук [С] создает ощущение приглушенности, умиротворенности, также можно услышать звук слезинок).
Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.
Развивают свою художественную образную речь.
Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);
Принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).
10 мин.
3. Работа учащихся в микрогруппах
Задача:
Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.
-А сейчас первая парта повернитесь ко второй, третья к четвертой, пятая к шестой и мы выполним работу в микрогруппах.
Карточка 1
Продолжите сочинение-миниатюру
«Золотая осень»:
Наступила осень, всё в природе меняется и вместе с ней…
Карточка 2
На месте пропусков вставьте слова, так чтобы получился новый вариант стихотворения:
Сыплет ______ большие _______,
Рвется ветер и ________.
______ тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь _________________,
В это _______ ______________
Первый луч, пробиваясь, ______.
Карточка 3
На месте пропусков вставьте слова, так чтобы получился новый вариант стихотворения:
Значит, даль не навек _________
Облаками, и, значит, не зря,
Словно _______, вспыхнув, ________
_________ в конце сентября.
Вот теперь, живописец, _________
_______, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй _________ мне.
Нарисуй, словно деревце, ________
Молодую царевну _______
С _______________ улыбкою
На заплаканном юном лице.
Карточка 4
Продолжите стихотворение об осени:
Птицы улетают,
Цветы увядают,
Мир изменяя…
Карточка 5
Продолжите рассказ об осени:
Мы прощаемся с летом, которое ласково оберегало нас. А осень как будто жалеет полюбивших летнюю пору.
Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.
Формируют у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивают творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.
Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой. (познавательные УУД);
Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);
Учатся принимать и сохранять учебную задачу. (регулятивные УУД).
5 – 10 мин.
IV. Подведение итога урока.
Задача:
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.
-На этом наш урок подходит к концу.
-Ребята, стихотворение какого автора мы сегодня изучали? А как называется стихотворение?
-О чем говорилось в данном стихотворении? В чем отличительная черта стихотворений Заболоцкого?
Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.
Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.
Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);
Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)
5 мин
V. Рефлексия
Задача:
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.
-Вы все молодцы! Все славно потрудились. А теперь оцените самостоятельно свою работу на уроке: если все получилось и урок вам понравился, поднимите вверх зеленый кружок; если что-то немного не получилось, но в целом урок вам понравился, поднимите вверх желтый кружок; если урок вам не понравился, поднимите вверх красный кружок.
Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.
Учащиеся учатся самостоятельной оценке своей деятельности.
Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).