Сергей есенин стихотворения сыплет черемуха снегом

Сергей есенин стихотворения сыплет черемуха снегом thumbnail

Автор Маргарита Малиновская На чтение 6 мин. Опубликовано 10.03.2020

Воспевание Родины — одна из главных тем в творчестве поэтов Серебряного века. Любовью к природе и особым светом наполнены строки стихотворения Есенина «Черемуха», анализ которого ученики проводят на уроке литературного чтения в 3 классе. Разбор произведения позволяет юным читателям оценить красоту есенинской поэзии и освоить материал программы для написания итогового сочинения.

Создание произведения

Стихотворение датировано 1910 годом и написано поэтом в начале творческого пути. Оно относится к ранней пейзажной лирике и отражает свежий взгляд юного поэта на красоту природы средней полосы России. В произведении автор создает картинку живых красок, чистых и звенящих звуков природы. Весна — время обновления, светлых чувств, новых надежд, Они отражены в лирических строках, которые находят отклик в душе читателя.

В своих лекциях поэт и экскурсовод Антон Володин подчеркивал любовь молодого Есенина к природе родного края. Автор родился в Рязанской губернии и довольно рано покинул родное село Константиново, которое находилось в окружении живописных полей, ручьев и лесов. Тоскуя по дому, поэт старался посещать места, где прошла его молодость. С ними связаны самые чистые строки и воспоминания Есенина.

Лирике поэта свойственны народные черты, привитые ему бабушкой. Это видно и в стихотворении о черемухе, которое отразило единство природы и человека. В произведении он обращается к растениям, травам, цветам, восторгаясь пробуждением земли весною.

Душистая черемуха

Душистую черемуху в народе называют королевой весны. С ее цветения начинается «зеленый шум» — период буйного цветения растений. В этот момент обычно возвращаются холода, которые называют «черемуховыми». Поэт ассоциирует цветы кустарника со снегом, сравнивает весну этого периода с невестой.

В анализе стихотворения «Сыплет черемуха снегом» можно упомянуть, что оно вошло в цикл «Девичник», который стал частью сборника «Радоница» в 1916 году.

Поэтическое произведение положено на музыку. Композиция под названием «Черемуха» вошла в альбом романсов «Клен ты мой опавший» российского певца А. Подболотова.

Содержание и описание

Произведение создает у читателя радостное и восторженное настроение. Поэт передает красоту цветущей черемухи, вовлекает в описываемую картину мира окружающую природу. Благодаря богатому литературному арсеналу его словесная иллюстрация природы неповторима. Анализ «Сыплет черемуха снегом» помогает описать состояние лирического героя. Он одурманен весной и сравнивает ее с невестой за белый наряд черемухи.

Чтение произведения

Чтение произведения помогает читателям почувствовать прелесть майского дня и ощутить себя частью природы. Сначала представляются осыпанные белыми гроздьями ветки черемухи, похожие на белую накидку. На листьях кустарника застыли капельки весенней росы. Грачи уже прилетели и ходят по полю в поисках еды. Шелковые травы никнут под влиянием ветра. В воздухе витает свежий сосновый аромат, который хочется испить до последней капли.

Картина мира восхищает лирического героя, он «одурманен весной». В восхищении поэт хочет продлить краткий миг восторга, разнести пенный цвет черемухи по полю, почувствовать свободу и безмятежность. Анализ «Сыплет черемуха снегом» Есенина позволяет выделить следующие особенности:

  1. Информативность. Поэтический рассказ содержит информацию об особом представлении автора относительно пробуждения природы. Весна у него ассоциируется с образом невесты.
  2. Цельность. Текст стихотворения соответствует плану: любование автора приходом весны — мысли о невесте (весне) — обращение к природе. Все строфы связаны, изложение последовательно, поэтому текст воспринимается как единое целое.
  3. Связность предложений. Например, «луговые травы» и их «дурманящий запах» в 3 и 4 предложении.
  4. Завершенность. Произведение входит в цикл «Девичник», однако обладает смысловой завершенностью, поэтому его понимание возможно вне сборника.
  5. Диалогичность. Текст перекликается с другими произведениями о природе, является своеобразным диалогом с другими писателями.
  6. Эстетичность. Стих раскрывает красоту весны и описывает состояние природы, что пробуждает у читателей положительные эмоции.

Тема и композиция

При анализе стихотворения Есенина «Черемуха» легко выделить основную мысль. Темой произведения является описание красоты весенней природы. Пробудившись, она полна жизни, люди не в силах сопротивляться ее очарованию. Обновление созвучно настроению лирического героя, душа которого полна восторгов и надежд. Создаваемые образы подчеркивают радостное настроение, их восприятие последовательно:

Стихотворение Есенина «Черемуха»

  • черемуха, снег, роса, поле, птицы;
  • травы, смолистая роса, луга и дубравы;
  • радуга, вести, невеста-весна, о которой поет герой;
  • птахи, лес, готовность разнести цвет черемухи.

Произведение относится к жанру пейзажной лирики, характерному для раннего творчества поэта. При написании использован трехстопный дактиль с перекрестной рифмой, что придает строкам особую мелодичность. Стих можно разделить на три условных части. Связь между предложениями в каждой из них является параллельной. При знакомстве с литературным трудом младшие школьники могут впервые встретиться со словами, которые вошли в орфографический словарь:

  • никнут (травы) — склоняются, пригибаются, опускаются;
  • дубравы — лиственные леса, в каких растет много дубов;
  • одурманивать — запутать сознание, ввести в заблуждение;
  • зыбь — участки земли с поверхностью, устойчивость которой вызывает сомнения;
  • побеги — органы растений с молодыми почками.
Читайте также:  Сыпь на теле чешется и проходит

Краткий разбор

В стихотворении, как и в других произведениях Есенина, природа показана в вечном развитии. Она радуется и печалится, рождается и умирает. В строках встречаются олицетворения: «травы никнут», «черемуха сыплет». Автор вводит тропы и речевые фигуры, чтобы создать яркие образы, произвести на читателя впечатление.

Стих «Сыплет черемуха снегом»

Кратко анализ произведения в читательском дневнике можно записать так:

  1. История создания. Стихотворение написано в 1910 году. В 1916 г. оно вошло в сборник «Радоница».
  2. Тема произведения. Описание красоты и очарования природы весной. Время года пробуждает в человеке желание жить, расцвести душой и наслаждаться красотой окружающего мира.
  3. Жанр. Пейзажная лирика.
  4. Стихотворный размер. Трехстопный дактиль. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге.
  5. Эпитеты. «Шелковые травы», «смолистой сосной», «тайные вести», «зыбистым бегом».
  6. Метафоры. «Никнут шелковые травы», «я одурманен весной», «тайные вести светятся в душу мою».
  7. Инверсия. «Никнут шелковые травы».
  8. Риторические обращения. «Ой вы, луга и дубравы», «пойте вы, птахи».
  9. Анафора, подчеркивающая главную мысль. «Сыплет черемуха снегом» (первая строфа) и «Сыпь ты, черемуха, снегом» (последнее четверостишие).

Стихотворение создает у читателя радостное настроение и наполняет легкостью, независимо от погоды и времени года за окном.

Благодаря мастерскому владению словом и использованию средств выразительности Есенин создал восхитительный рисунок поздней весны, которую сравнил с невестой.

Источник

  • Анализ стихотворений
  • Есенин
  • Сыплет черемуха снегом



Анализ стихотворения «Сыплет черёмуха снегом»

Картинка Анализ стихотворения Есенина Сыплет черемуха снегом № 1

Стихотворение «Сыплет черёмуха снегом … » — одно из ранних произведений Сергея Александровича Есенина, великого русского поэта. Как и многие стихи того периода, оно посвящено теме природы, описанию её красоты и очарования. Весна — прекраснейшее время года, когда всё расцветает, оживает и в природе, и в душе человека. Всё вокруг живёт, растёт, цветёт. Природа полна жизни. Человек оказывается под властью её очарования:

Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.
Обновление в природе созвучно настроению в душе поэта. Он тоже рад, счастлив, открыт для новой жизни,полон надежд и мечтаний.

Радостное настроение подчёркивает яркий и образный язык произведения, богатый эпитетами (шелковые травы, зыбистым бегом), сравнениями (сыплет черёмуха снегом, пеной я цвет разнесу). По своему плавному и неторопливому звучанию стихотворение напоминает песню. Это нежное и трогательное произведение создаёт радостное настроение. Красота природы никого не может оставить равнодушным. Читая стихотворение «Сыплет черемуха снегом», словно ощущаешь аромат черёмухи, лугов и дубрав, смолистый запах сосны.

Сергей Есенин — Сыплет черемуха снегом

Картинка Анализ стихотворения Есенина Сыплет черемуха снегом № 2

Syplet cheremukha snegom,
Zelen v tsvetu i rose.
V pole, sklonyayas k pobegam,
Khodyat grachi v polose.

Niknut shelkovye travy,
Pakhnet smolistoy sosnoy.
Oy vy, luga i dubravy, —
Ya odurmanen vesnoy.

Raduyut taynye vesti,
Svetyatsya v dushu moyu.
Dumayu ya o neveste,
Tolko o ney lish poyu.

Syp ty, cheremukha, snegom,
Poyte vy, ptakhi, v lesu.
Po polyu zybistym begom
Penoy ya tsvet raznesu.

Csgktn xthtve[f cytujv,
Ptktym d wdtne b hjct/
D gjkt, crkjyzzcm r gj,tufv,
[jlzn uhfxb d gjkjct/

Ybryen itkrjdst nhfds,
Gf[ytn cvjkbcnjq cjcyjq/
Jq ds, keuf b le,hfds, —
Z jlehvfyty dtcyjq/

Hfle/n nfqyst dtcnb,
Cdtnzncz d leie vj//
Levf/ z j ytdtcnt,
Njkmrj j ytq kbim gj//

Csgm ns, xthtve[f, cytujv,
Gjqnt ds, gnf[b, d ktce/
Gj gjk/ ps,bcnsv ,tujv
Gtyjq z wdtn hfpytce/

Сергей
Есенин

Картинка Анализ стихотворения Есенина Сыплет черемуха снегом № 3

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черёмуха снегом»

Картинка Анализ стихотворения Есенина Сыплет черемуха снегом № 4

«Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной – порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей. Мысли молодого человека заняты только невестой, именно о ней он готов бесконечно петь. Белый цвет черемухи, который поэт сравнивает со снегом, подчеркивает «зелень в цвету и росе», контрастируя с ней. Есенину удается наполнить пейзаж запахами (смолистая сосна) и звуками (пение птиц), что позволяет читателям во всех подробностях нарисовать в воображении представленную Сергеем Александровичем картину.

Воспевание Родины было главной творческой задачей Есенина. В стихотворении «Сыплет черемуха снегом…» речь идет не о какой-то абстрактной природе, а о природе средней полосы России, которую поэт прекрасно знал и любил. Он родился в селе Константиново Рязанской губернии, в окружении бескрайних полей и прекрасных лесов. Уехав из дома, Есенин всегда сильно скучал по родным местам, поэтому нередко туда наведывался. В лирике Сергея Александровича часто встречаются народные черты – любовь к фольклору привила ему бабушка. Это видно и по произведению «Сыплет черемуха снегом…». В нем отражено синкретическое единство природы и человека, характерное для народного творчества. Лирический герой обращается к птицам, черемухе, лугам и дубравам. С ними он делится своими мыслями, радостями.

Читайте также:  Зуд на теле с сыпью у детей

В стихотворениях Есенина природа показана в вечном движении, изменении и развитии. Словно человек она испытывает счастье и печаль, рождается и умирает. Поэтому в произведениях Сергея Александровича часто встречаются олицетворения: «черемуха сыплет», «травы никнут». Речевые фигуры употребляются не ради красного словца, а ради более полного и глубокого выражения себя. Отсюда рождается стремление к единству всего существующего на земле. В творческом мире Есенина люди, растения, животные, предметы и стихии – дети матери-природы.

Стихотворения Сергея Александровича стали основой для огромного количества песен, причем не только на русском языке. Положено на музыку и произведение «Сыплет черемуха снегом…». Композиция под названием «Черемуха» вошла в альбом «Клен ты мой опавший» российского певца Александра Подболотова.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Николая Рубцова «До конца»
  • Анализ стихотворения Николая Рубцова «По вечерам»
  • Анализ стихотворения Николая Рубцова «Посвящение другу»
  • Анализ стихотворения Николая Рубцова «Привет, Россия»
  • Анализ стихотворения Николая Рубцова «Родная деревня»

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

«Сыплет черемуха снегом…» С.Есенин

Картинка Анализ стихотворения Есенина Сыплет черемуха снегом № 5

«Сыплет черемуха снегом…» Сергей Есенин

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

«Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной – порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей. Мысли молодого человека заняты только невестой, именно о ней он готов бесконечно петь. Белый цвет черемухи, который поэт сравнивает со снегом, подчеркивает «зелень в цвету и росе», контрастируя с ней. Есенину удается наполнить пейзаж запахами (смолистая сосна) и звуками (пение птиц), что позволяет читателям во всех подробностях нарисовать в воображении представленную Сергеем Александровичем картину.

Воспевание Родины было главной творческой задачей Есенина. В стихотворении «Сыплет черемуха снегом…» речь идет не о какой-то абстрактной природе, а о природе средней полосы России, которую поэт прекрасно знал и любил. Он родился в селе Константиново Рязанской губернии, в окружении бескрайних полей и прекрасных лесов. Уехав из дома, Есенин всегда сильно скучал по родным местам, поэтому нередко туда наведывался. В лирике Сергея Александровича часто встречаются народные черты – любовь к фольклору привила ему бабушка. Это видно и по произведению «Сыплет черемуха снегом…». В нем отражено синкретическое единство природы и человека, характерное для народного творчества. Лирический герой обращается к птицам, черемухе, лугам и дубравам. С ними он делится своими мыслями, радостями.

В стихотворениях Есенина природа показана в вечном движении, изменении и развитии. Словно человек она испытывает счастье и печаль, рождается и умирает. Поэтому в произведениях Сергея Александровича часто встречаются олицетворения: «черемуха сыплет», «травы никнут». Речевые фигуры употребляются не ради красного словца, а ради более полного и глубокого выражения себя. Отсюда рождается стремление к единству всего существующего на земле. В творческом мире Есенина люди, растения, животные, предметы и стихии – дети матери-природы.

Стихотворения Сергея Александровича стали основой для огромного количества песен, причем не только на русском языке. Положено на музыку и произведение «Сыплет черемуха снегом…». Композиция под названием «Черемуха» вошла в альбом «Клен ты мой опавший» российского певца Александра Подболотова.

Учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме:
Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Данное стихотворение является текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:

  1. информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета. Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты;
  2. цельностью, т.к. у текста есть план.
  1. Любование лирического героя приходом весны.
  2. Думы о невесте.
  3. Обращение к природе.
Читайте также:  Сыпь на левой ноге чешется картинки

Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое;

  1. связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6 предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.
  2. когезией (внутритекстовой связью): личные местоимения ( я –лирический герой, она – невеста, вы — птахи);
  3. завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);
  4. социологичностью, т.к. связан со своей эпохой, стихотворение символично, весна как невеста предстает перед нами в стихотворении. Текст и сам выполняет социологическую функцию: определяет человека, способного испытывать любовь и нежность к природе;
  5. диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.
  6. Единством внешней и внутренней формы:

Внешняя форма — лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств: ассонанс звука [йэ] придает торжественность; стихотворение насыщено цветом («Зелень в цвету», «Пеной я цвет разнесу»), яркими эпитетами («Шёлковые травы»); олицетворения («Сыплет черёмуха», «Никнут травы») способствуют жизни, действию; инверсии («Никнут шёлковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста («Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); по рифме стихотворение напевное; наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной; по рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению – это совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализующая замысел автора – представить картину весны;

  1. абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком (С.Есениным) и для человека;
  2. развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы (см. п.№2);
  3. последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;

12,13) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

14) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу; показывает красоту природы весной, особое состояние героя;

15) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, которые складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину;

16) интенциональностью, потому что каждый писатель и поэт ставит перед собой цель «достучаться» до читателя. Есенин вызывает у читателя бурю чувств, эмоций образами, которые создает и использует в своем стихотворении;

17) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь. Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

18) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

19) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

Основные единицы текста

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно разделить на три ССЦ:

1-ая часть – 1, 2 строфы;

2-ая часть – 3 строфа;

3-я часть – 4 строфа

Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.

Средняя часть – Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Концовка — Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки текстуальности.

Послушайте стихотворение Есенина Сыплет черемуха снегом

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Сыплет черемуха снегом

Анализ стихотворения Есенина Сыплет черемуха снегом

Источник