Сыпали жемчуг на полотно значение
Русские люди всегда придавали большое значение увиденному во сне. Считалось, что благодаря вещим снам человек получает из невидимого мира информацию о будущем или о событиях, которые происходят где-то далеко. При толковании сна нужно было учитывать возраст, семейное положение, общую жизненную ситуацию. Один и тот же сон мог служить предвестником как смерти, так и наоборот, рождения ребёнка или свадьбы.
Также имело значение, если сон снился в какой-то большой церковный праздник. Особо вещими считались крещенские сны в ночь на 19 января: они сбывались иногда спустя много времени, поэтому их рекомендовалось записывать. Девушки специально собирались для коллективного толкования крещенских снов.
Сны часто использовались в народном творчестве как художественный приём, чтобы подчеркнуть неотвратимость грядущих событий. В знаменитом памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» присутствует эпизод, где говорится о вещем сне князя Святослава:
В Киеве далеком, на горах,
Смутный сон приснился Святославу,
И объял его великий страх,
И собрал бояр он по уставу.
«С вечера до нынешнего дня, —
Молвил князь, поникнув головою, —
На кровати тисовой меня
Покрывали чёрной пеленою.
Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье,
Сыпали жемчуг на полотно
Из колчанов вражьего изделья.
Златоверхий терем мой стоял
Без конька, и, предвещая горе,
Вражий ворон в Плесенске кричал
И летел, шумя, на сине море».
Князь был опечален этим сном, каждым штрихом предвещающим бедствие. Чёрный покров и крик ворона знаменуют грядущее несчастье, терем без конька означает гибель кого-то из семьи, жемчуг — слёзы, горькое, отравленное вино — горестные события. Сон Святослава пророчески оправдался — русское войско потерпело поражение.
Сны с птицами как плохое предзнаменование
В народе считалось, что птицы являются связующим элементом между миром людей и небесами. В некоторых сновидениях птица считалась вестником грядущего несчастья. Как уже упоминалось, скверным предзнаменованием было слышать во сне карканье ворона. Эта примета также распространялась и на услышанные во сне крики других птиц, например кукушки или павлина. Щебетание или чириканье имело менее зловещую перспективу: неудачу в делах. А стук дятла, особенно чёрного, по стене дома, был одним из самых мрачных предзнаменований для жильцов этого дома. Видение белого голубя предвещало смерть кого-то из близких. Убивать птиц было плохо: такой сон служил предвестником стихийного бедствия или войны.
Сон с белой лошадью
Толкование такого сна как предвестника смерти уходит в глубины тысячелетий по всему континенту от Индии до Норвегии. Белая лошадь повсеместно символизировала богиню смерти, владычицу Царства мёртвых. Даже имена их созвучны: индийская Кали и скандинавская Хель. По-видимому, белых лошадей в глубокой древности закапывали заживо в качестве жертвы, в Скандинавии — ещё в XVII веке при закладке нового кладбища. У славян конь был одним из магических существ, он также считался проводником в царство мёртвых. При толковании сна о лошади нужно было учитывать количество её ног: если животное было трёхногим, значит это именно она — вестница смерти.
Сон с зубами
Русские знахари и ведуньи считали, что именно через зубы человек связан с силами Земли. Беззубого человека трудно было вылечить: не было устойчивости к наговору на здоровье. Зубы, которые человек видел во сне, считались важным сигналом из потустороннего мира. Если они снились выпавшими — нужно было ожидать собственной смерти или гибели кого-то из знакомых. Если во сне на выпавших зубах виднелась кровь, это было предвестником смерти кровного родственника. Этому сну не нужно было придавать значения, если у человека действительно имелись проблемы с зубами или дёснами: в этом случае сон просто был отголоском беспокойства.
Вязнущие ноги
Если спящий видел, что идёт по поверхности, в которой застревают его ноги, это означало, что его призывает к себе земля. Это могла быть длинная трава, заплетающаяся вокруг щиколоток, вязкий жёлтый или белый песок, болото или же глубокий снег. Если во сне удавалось вырваться и убежать, то и наяву можно было рассчитывать на избавление от опасности.
Деревья
Сны, связанные с деревьями, часто бывали предвестьем несчастий. Опасно было видеть деревья, поваленные бурей или с высохшими листьями, горящие деревья. Любая работа во сне с древесиной сулила несчастья, поскольку у славян дерево символизировало самого человека. Считалось плохой приметой во сне рубить дерево, проводить лесосплав, ломать ветки, заготавливать дрова, пилить доски, строить деревянный дом. Скверно было видеть даже стружку или опилки. Зелёные, здоровые, цветущие деревья наоборот, предвещали удачу. Исключение составлял сон, в котором цветы на дереве были белыми. Они символизировали будущую печаль. Сну с древесиной не надо было придавать мрачного символического значения, если человек по профессии был связан с её обработкой.
Источник
Вещие сны.
Вещие сны с древних времен занимали важное место в жизни людей. Их изучали, учились правильно толковать. Очень часто вещие сны предупреждают человека о чем-то. Если говорить об определении этого явления, то можно сказать, что вещий сон – это сон, события которого должны произойти с человеком или с окружающими его людьми в реальной жизни.
В «Слове о полку Игореве» вещий сон Святослава играет очень важную роль в развитии сюжета. Именно увидев этот сон, Святослав призывает князей русских объединиться и пойти на помощь Игорю. Благодаря этому, мы можем судить, что на Руси вещим снам тоже уделяли большое значение и, при этом, умели правильно толковать их.
Сон снится Святославу после того, как войско Игоря потерпело поражение в бою с половцами и Игорь попал к ним в плен.
В Киеве далеком, на горах,
Смутный сон приснился Святославу,
И объял его великий страх,
И собрал бояр он по уставу.
«С вечера до нынешнего дня, —
Молвил князь, поникнув головою, —
На кровати тисовой меня
Покрывали черной пеленою.
Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье,
Сыпали жемчуг на полотно
Из колчанов вражьего изделья.
Златоверхий терем мой стоял
Без конька, и, предвещая горе,
Вражий ворон в Плесенске кричал
И летел, шумя, на сине море».
(перевод Заболоцкого)
Содержание сна уже наводит на читателя грустные мысли. «Черное покрывало, горькое отравленное зелье, горе, вражий ворон» — все эти слова создают мрачную картину.
Сам сон можно разделить на две части: сон в отношении Святослава и сон в отношении Игоря.
Сначала Святославу снится, что он лежит на тисовой кровати и его покрывают черным полотном – такое действие производили только с покойниками. Получается, что Святослав видит в начале сна свою смерть. Если обратиться к более точному толкованию, то можно заметить, что черная ткань символизирует собой горе, болезнь или смерть. Если человеку снится, что он одет в черную одежду, значит, его ждет непременно что-то очень плохое. Такое толкование значения черной ткани во сне встречается в старинных сонниках, текст которых дошел до наших дней. Сама по себе кровать в сновидениях тоже нехороший знак, имеющий общее значение с «черной тканью». Помимо того, что кровать является обычным предметом быта, в «Слове…» подчеркивается то, что кровать во сне была тисовая, а тис на Руси — символ смерти. Именно из этой породы дерева, благодаря тому, что она долго не гниет, делали гробы.
«Синее вино» — это еще один плохой знак. Такая характеристика вина, как «синее», обозначала мутное, нехорошее вино. Пить такое вино во сне обозначало близость горя и неудачи. К тому же, слово «синее» на Руси символизирует злых духов загробного мира. Но кроме этого, синий цвет был символом моря, рядом с которым жили половецкие племена.
Рассыпанный во сне жемчуг, согласно соннику, имеет двойное значение: первое – это подарок, а второе – слезы. Возможно, это знамение приснилось Святославу не случайно. Жемчуг говорит о том, что Руси придется пролить слезы, оплакивая Игоря и его дружину, но, в то же время, говорит и том, что их будет ждать подарок – славное возвращение князя из плена.
Таким образом, в первой части сна Святослав видит то, что происходит с князьями на поле боя – видит их поражение, видит смерть воинов. При этом он во сне переживает все это сам. Эта часть сна показывает, насколько близко были князья связаны друг с другом кровью, несмотря на постоянные междоусобицы.
Кроме всего этого, Святославу во сне снится крыша без конька. На Руси крыша без конька обозначала горе или смерть в доме. Это символизировало то, что в роду произойдет утрата. Так же, отсутствие конька — это символ прихода тьмы на Русь, то есть — половцев.
Далее сон Святослава уже рассказывает о том, что на «синем море» случилась беда. Черный ворон – это птица смерти. Слышать карканье ворона во сне – это знак того, что случится что-то ужасное. Ворон не случайно летит к синему морю – туда, где находятся половецкие племена. Это действие с точностью показывает Святославу, откуда ждать беды.
Для точного истолкования сна Святослав собирает бояр и князей.
И бояре князю отвечали:
«Смутен ум твой, княже, от печали.
Не твои ль два сокола, два чада
Поднялись над полем незнакомым
Поискать Тмуторокани-града
Либо Дону зачерпнуть шеломом?
Да напрасны были их усилья.
Посмеявшись на твои седины,
Подрубили половцы им крылья,
А самих опутали в путины».
(перевод Заболоцкого).
Из всего этого можно сделать вывод, что на Руси люди обладали способностью видеть вещие сны, отличать их от обычных снов и, самое главное, верно толковать их. Ведь вещие сны – это очень тонкая наука. Очень сложно понять – действительно ли сон вещий, а правильно истолковать его еще сложнее.
назад/далее
Источник
Сонник Сыпать жемчуг на полотно приснилось, к чему снится во сне Сыпать жемчуг на полотно? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).
Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Сыпать жемчуг на полотно, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!
Сонник — Жемчуг
К радости, рождению сына.
Брать жемчуг в руки — к богатству.
Носить жемчуг — к страданиям.
Надевать жемчуг на себя в виде украшений — вы чего-то стесняетесь.
Получить жемчуг в подарок — к хлопотам и заботам.
Дарить жемчуг — к неудаче в предстоящем деле.
Покупать жемчуг — к хлопотам.
Рассыпать ожерелье из жемчуга — к хлопотам и слезам.
Нанизывать жемчуг на нитку — к неудаче.
Толкование снов из Сонника XXI века
Подпишись на канал Сонник!
Сонник — Жемчуг
Видеть жемчуг во сне — знак успеха в делах. Женщине видеть очень красивый жемчуг и восхищаться им во сне означает большую любовь, которая принесет много счастья. Получить его в подарок или брать во сне — предвестье хороших событий в вашей жизни. Вы получите что-то ценное, что улучшит вашу жизнь, если жемчуг в изделии. Если же вам дадут его в россыпи, то ждите огорчений и слез. Отдавать или рассыпать жемчуг во сне кому-либо — предвестье скорого разорения и огорчений. По другой версии все сны о жемчуге означают ложь, слезы и разлуку с другом. Однако поищите в своем сне признаки, которые подскажут вам верный ответ. Разрозненные жемчужные зерна во сне означает одиночество, слезы, предательство. Смотрите толкование: также драгоценности по названиям: драгоценности и драгоценные камни.
Толкование снов из Семейного сонника
Сонник — Жемчуг
Жемчуг снится к успешному бизнесу, а также предвещает удачу в общественной деятельности.
Если молодая женщина во сне восхищается жемчугом – ее ждет большая и взаимная любовь.
Если жемчуг ей дарит возлюбленный – она будет необычайно счастлива: ее ждут и веселье, и удовольствие, а также любящий, верный жених.
А вот рассыпать или потерять во сне жемчуг – это знак печали.
Если во сне вы украшали себя жемчугом, то наяву вы постараетесь возобновить утраченные отношения. Сделать это трудно, так как партнер будет всячески этому сопротивляться.
Не настаивайте, иначе вообще ничего не получится. Лучше попытайтесь сохранить теплые, приятельские отношения.
Толкование снов из Психологического сонника
Сонник — Жемчуг
Увидеть во сне жемчуг — предвещает хороший бизнес, успешную торговлю и удачу в общественной деятельности.
Если молодая женщина видит во сне, что ее возлюбленный дарит ей жемчуг, она будет необычайно счастлива: ее ждет и веселье, и удовольствие, а также любящий, верный жених, которому чужда эгоистическая ревность, разрушающая счастье.
Если женщина теряет или рассыпает жемчуг, она будет страдать от неописуемых печалей.
Для молодой женщины восхищаться во сне жемчугом — означает, что чистая любовь наполнит ее душу, и она сделает все, от нее зависящее, чтобы понравиться избраннику.
Толкование снов из Сонника Миллера
Сонник — Жемчуг
Владеть жемчугом во сне – это всегда предвестник благоприятного развития дел в реальности. Найти жемчуг во сне – найти выход из затруднительного положения в реальном мире. Достать жемчуг со дна моря – самостоятельно решить все свои дела, без чьей-либо помощи.
Получить жемчуг в подарок – к неприятностям и огорчениям. При этом фигура преподносящего во сне означает препятствующего Вам в Ваших делах в реальности. Таким образом, фигура во сне является знаком событий, если Вам удастся его разгадать, то в действительности Вы найдете способ избежать неприятностей.
Толкование снов из Сонника мужчин
Сонник — Жемчуг
это знания, богатство и красивая речь. Жемчуг во сне также означает чтение Корана и приобретение религиозных знаний.
Продавать во сне жемчуг, значит, забыть аяты Корана.
Толкователем Корана станет тот, кто увидит во сне, что прокалывает жемчуг.
Тот человек, который бросил во сне жемчуг в колодец, реку или яму станет известным среди людей.
А тот, кто собирает их со дна реки или моря-зарабатывает деньги честным способом.
Иногда отдельно разбросанные жемчужины во сне могут указывать и на собственных детей.
Толкование снов из Исламского сонника
Сонник — Полотно
Если вам снится плотное, суровое полотно, сон означает, что свои планы вы сможете реализовать, только затратив огромное количество сил. Отмеривать полотно — вам предстоит благоустраивать новый дом.
Представьте, что полотно, которое вам приснилась, новое, дорогое и очень качественное.
Толкование снов из Сонника Симеона Прозорова
Сонник — Жемчуг
Молодая женщина, которой во сне возлюбленный дарит жемчуг, будет счастлива в любви. Ее избранником будет заботливый верный и преданный человек, которому чужда слепая ревность, приносящая несчастье.
Однако потерять или рассыпать во сне жемчуг означает печаль от одиночества и несбывшихся надежд.
Когда девушке приснится, что она восхищается жемчугом, это означает, что она попытается понравиться избраннику и сделает для этого все, что в ее силах. Такой сон сулит чистую, искреннюю любовь, возвышающую душу.
Толкование снов из Любовного сонника
Сонник — Жемчуг
Сон, в котором вы видите жемчуг, – к успехам в предпринимательстве, торговле и общественной деятельности. Невероятно крупный жемчуг означает, что вскоре вы влюбитесь с первого взгляда и приложите все усилия, чтобы вызвать ответные чувства у понравившегося вам человека.
Если во сне вам дарит жемчужное ожерелье жених или муж, наяву вас ожидают радостные события, полные веселья и удовольствий, которые отвлекут вас от тяжелых переживаний по поводу недавнего несчастья в семье. Потерять во сне дорогую вещь с жемчугами предвещает страдания от того, что вас не понимают и не оценивают должным образом в семье.
Толкование снов из Сонника по алфавиту
Сонник — Жемчуг
Это хороший знак, предвещающий радость и удачу.
Женщине получить жемчуг в подарок: может предвещать счастливое замужество.
Перебирать связку жемчуга: признак того, что вы стоите на пороге счастливой полосы своей жизни.
Черная жемчужина: указание на роковую страсть или опасное увлечение.
Рассыпать жемчуг: предостережение о том, что ваша неосторожность или небрежность грозят разрушить все ваше счастье.
Толкование снов из Сонника ХХ века
Источник
Êíèãà ïðîðîêà Äàíèèëà
Ãëàâà 2
1 Âî âòîðîé ãîä öàðñòâîâàíèÿ Íàâóõîäîíîñîðà ñíèëèñü Íàâóõîäîíîñîðó ñíû, è âîçìóòèëñÿ äóõ åãî, è ñîí óäàëèëñÿ îò íåãî.
2 È âåëåë öàðü ñîçâàòü òàéíîâåäöåâ, è ãàäàòåëåé, è ÷àðîäååâ, è Õàëäååâ, ÷òîáû îíè ðàññêàçàëè öàðþ ñíîâèäåíèÿ åãî. Îíè ïðèøëè, è ñòàëè ïåðåä öàðåì.
«À Ñâÿòîñëàâü ìóòåí ñîí âèäå â Êèåâå íà ãîðàõ. «Ñè íî÷ü, ñ âå÷åðà, îäåâàõóòü ìÿ — ðå÷å — ÷åðíîþ ïàïîëîìîþ íà êðîâàòû òèñîâå; ÷åðïàõóòü ìè ñèíåå âèíî, ñ òðóäîìü ñìåøåíî; ñûïàõóòü ìè òîùèìè òóëû ïîãàíûõ òîëêîâèí âåëèêûé æåí÷þãü íà ëîíî è íåãîâàõóòü ìÿ. Óæå äúñêû áåç êíåñà â ìîåì òåðåìå çëàòîâåðñåì; âñþ íîùü ñ âå÷åðà áîñóâè âðàíè âúçãðàÿõó ó Ïëåñíåñêà íà áîëîíè, áåøà äåáðü Êèñàíþ è íå ñîøëþ ê ñèíåìó ìîðþ».»
Òàê îïèñûâàåòñÿ â Äðåâíåðóññêîì îðèãèíàëå «Ñëîâà» (ïî èçäàíèþ 1800 ã.) òî, ÷òî ñíèë Ñâÿòîñëàâ Âñåâîëîäîâè÷ âåëèêèé êíÿçü Êèåâñêèé (1174, 11761181, 11811194).
 Êèåâå íà ãîðàõ â íî÷ü ñèþ ñ âå÷åðà
Îäåâàëè ìåíÿ, ðåê îí, ÷åðíûì ïîêðîâîì íà êðîâàòè òåñîâîé;
×åðïàëè ìíå ñèíåå âèíî, ñ ãîðå÷üþ ñìåøàííîå;
Ñûïàëè ìíå ïóñòûìè êîë÷àíàìè
Æåì÷óã âåëèêîé â íå÷èñòûõ ðàêîâèíàõ íà ëîíî,
È ìåíÿ íåæèëè.
À êðîâëÿ áåç êíÿçÿ áûëà íà òåðåìå ìîåì çëàòîâåðõîì.
È ñ âå÷åðà öåëóþ íî÷ü ãðàÿëè âðàíû çëîâåùèå,
Ñëåòåâøèñü íà ñêëîí ó Ïëåíüñêà â äåáðè Êèñàíîâîé…
Óæ íå ïîñëàòü ëè ìíå ê ñèíåìó ìîðþ?.
Ïåðåëîæåíèå Æóêîâñêîãî Â.À.
1816 ïðèóðî÷åíî ê ïåðâîìó îôèöèàëüíîìó ãèìíó Ðîññèè «Ìîëèòâà ðóññêèõ».
«Ñíèëîñÿ ìíå, ãîâîðèò îí,
Áóäòî â íî÷ü ýòó íà êèåâñêèõ õîëìàõ ìåíÿ îäåâàëè
Ñ âå÷åðà ÷åðíûì ïîêðîâîì íà òèñîâîì ëîæå, è áóäòî
×åðïàëè ìíå âèíî ñèíåå ñ ãîðå÷üþ, ñûïëÿ èç òîùèõ
Íåäð ìåðçêèõ ðàêîâèí æåì÷óã âåëèêèé íà ëîíî è íåæà.
Áóäòî óæ äîñêè áåç êíÿçÿ â ìîåì òåðåìó çëàòîâåðõîì.
Áåñîâû âðàíû êðè÷àëè âñþ íî÷ü íà áîëîíüè ó Ïëåíñêà,
Áûëè â Êèñàíîâîé äåáðè è íå ñîøëè ê ñèíþ ìîðþ».
Ïåðåâîä Ì.Ä.Äåëàðþ 1839
«Ñíèëîñü ìíå, — îí ñêàçûâàë áîÿðàì, — ×òî ìåíÿ íà êèïàðèñíîì ëîæå,
Íà ãîðàõ, çäåñü â Êèåâå, îõ, ÷åðíûì îäåâàëè ñ âå÷åðà ïîêðîâîì;
Ñ ñèíèì ìíå âèíîì ìåøàëè çåëüå; èç ïîãàíûõ ïîëîâåöêèõ òóëîâ
Êðóïíûé æåì÷óã ñûïàëè íà ëîíî; Íà ìåíÿ, íà ìåðòâåöà, íå ñìîòðÿò;
 òåðåìó æ çîëîòîâåðõîì ñëîâíî èç êîíüêà ïîâûñêî÷èëè äîñêè;
È âñþ íî÷ü ïðîêàðêàëè ó Ïëåíñêà, òàì, ãäå ïðåæäå äåáðü áûëà Êèñàíÿ,
Íà ïîäîëüå, ñòàè ÷åðíûõ âðàíîâ, Ïðîíîñÿñü íåñìåòíîé òó÷åé ê ìîðþ…»
Ñòèõîòâîðíûé âàðèàíò À.Í. Ìàéêîâà 1866-1870, 1893
«Ìíå ñíèëñÿ Êèåâ íà ãîðàõ, ê áîÿðàì ðåê îí.
Ñ âå÷åðà â òó íî÷ü ìåíÿ âû êóòàëè ïîêðîâîì ÷åðíûì,
À êðîâàòü áûëà èç òèñà. Çà÷åðïíóâøè, ïîäàâàëè
Ñèíü-âèíà ìíå, âìåñòå ñ ÿäîì, è íà ëîíî âûñûïàëè
Èç ïóñòûõ êîë÷àíîâ âðàæüèõ, óëåùàÿ, êðóïíûé æåì÷óã.
Âèæó â òåðåìå, òàê ñíèëîñü, â çëàòîâåðõîì âñå óæ äîñêè
Áåç êîíüêà, áåç ñêðåïû òåðåì ñàìîé âåðõíåé, è äî ñâåòà
Áóäòî âîðîíû, çàêàðêàâ è ó Ïëåñåíñêà, áëèçü âàëà,
Ñåâ íà âûãîí, íî÷ü ñèäåëè, íå ëåòåëè ê ñèíþ ìîðþ».
Áàëüìîíò Ê.Ä. 2024 äåêàáðÿ 192924 àïðåëÿ 1930
«Òó íî÷ü ñ âå÷åðà îäåâàëè ìåíÿ, ñêàçàë, ÷åðíûì ñàâàíîì íà êðîâàòè òèñîâîé;
÷åðïàëè ìíå ñèíåå âèíî, ñ îòðàâîé ñìåøàííîå,
ñûïàëè ìíå ïóñòûìè òóëàìè ïîãàíûõ ïîëîâöåâ
êðóïíûé æåì÷óã íà ãðóäü è óñûïëÿëè ìåíÿ.
Óæå äîñêè áåç ãðåáíÿ â ìîåì òåðåìå çëàòîâåðõîì;
âñþ íî÷ü áåñîâû âîðîíû ãðàÿëè ó Ïëåñíåíñêà íà âûãîíå…
áûëè ñìåðòíûå ñàíè, è íåñëè èõ ê ñèíåìó ìîðþ».
Ïåðåâîä Øòîðìà Ã. 19341967 ãã.
«Ê íî÷è ñêàçûâàë ×åðíîé ìåíÿ ïåëåíîé îäåâàëè íà òèñîâîì ëîæå
È âèíî áóäòî ñèíåå ÷åðïàëè ìíå, à åãî çàìåøàëè îòðàâîé.
Èç êîë÷àíîâ ïóñòûõ ×óæàêîâ-òîëìà÷åé êðóïíûé ñûïàëè æåì÷óã íà ëîíî ìîå
È ìåíÿ, áóäòî, íåæèëè. Ñíèëîñü, ÷òî íà òåðåìå Çîëîòîâåðõîì ìîåì íåò ó êðîâëè êíÿçüêà,
È ðàñêàðêàëèñü â íî÷ü ñòàè ñåðûõ âîðîí âîçëå Ïëåñíñêà âíèçó;
Ñíèëîñü, çìåè ëåñíûå ïî äåáðè ïîëçóò, è íåñåò èõ íà ñèíåå ìîðå».
Ïåðåâîä Ñ.Â. Øèðâèíñêîãî 19341967 ãîä
«Ñ âå÷åðà äî íûíåøíåãî äíÿ,- ìîëâèë êíÿçü, ïîíèêíóâ ãîëîâîþ,-
Íà êðîâàòè òèñîâîé ìåíÿ ïîêðûâàëè ÷åðíîé ïåëåíîþ.
×åðïàëè ìíå ñèíåå âèíî, ãîðüêîå îòðàâëåííîå çåëüå,
Ñûïàëè æåì÷óã íà ïîëîòíî èç êîë÷àíîâ âðàæüåãî èçäåëüÿ.
Çëàòîâåðõèé òåðåì ìîé ñòîÿë áåç êîíüêà, è, ïðåäâåùàÿ ãîðå,
Âðàæèé âîðîí â Ïëåñåíñêå êðè÷àë è ëåòåë, øóìÿ, íà ñèíå ìîðå».
Ïåðåâîä Í.À.Çàáîëîöêîãî 1938-1946 ãã.
«Ýòîé íî÷üþ ñ âå÷åðà îäåâàëè ìåíÿ, — ãîâîðèë, — ÷¸ðíûì ñàâàíîì íà êðîâàòè òèñîâîé,
÷åðïàëè ìíå ñèíåå âèíî, ñ ãîðåì ñìåøàííîå,
ñûïàëè ìíå èç ïóñòûõ êîë÷àíîâ ïîãàíûõ èíîçåìöåâ êðóïíûé æåì÷óã íà ãðóäü
è íåæèëè ìåíÿ.
Óæå äîñêè áåç êíÿçüêà â ìî¸ì òåðåìå çëàòîâåðõîì.
Âñþ íî÷ü ñ âå÷åðà ñåðûå âîðîíû ãðàÿëè ó Ïëåñíüñêà íà ëóãó,
áûëè â äåáðè Êèñàíåé è ïîíåñëèñü ê ñèíåìó ìîðþ».
Ïåðåâîä Ä.Ñ. Ëèõà÷¸âà 1942 ã.
 íî÷ü ñèþ ñ âå÷åðà, îäåâàëè ìåíÿ, ìîëâèë, ÷åðíûì ïîêðûâàëîì íà êðîâàòè òèñîâîé,
÷åðïàëè ìíå ñèíåå âèíî ñ ãîðåì ñìåøàííîå;
Ñûïàëè ìíå èç ïóñòûõ êîë÷àíîâ ïîãàíûõ ÷óæåçåìöåâ
êðóïíûé æåì÷óã íà ãðóäü è íåæèëè ìåíÿ.
Óæå äîñêè áåç êíÿçüêà íà ìîåì òåðåìå çëàòîâåðõîì!
Âñþ íî÷ü ñ âå÷åðà ñåðûå âîðîíû êàðêàëè ó Ïëåñíüñêà íà ïîéìå,
ïðèëåòåëè èç äåáðè Êèñàíè è ïîíåñëèñÿ ê ñèíåìó ìîðþ.
Â.È. Ñòåëëåöêèé 1950.
«Ýòîé íî÷üþ, ïîâåäàë, îáðÿæàëè ìåíÿ ñ âå÷åðà íà êðîâàòè êåäðîâîé â ïîêðîâ ÷åðíûé, è óæå ÷åðïàëè äëÿ òåëà ìîåãî ñèíåå âèíî, òðàâàìè çàìåøåííîå. Íà ãðóäü ìíå êðóïíûé æåì÷óã ñûïàëè êîë÷àíàìè òîùèìè íåëþáûõ ìíå ïåðåáåæ÷èêîâ…
È îòïåâàþò ìåíÿ: óæå äîñêè âðîçü áåç êîíüêà íà òåðåìå ìîåì çëàòîâåðõîì…
È âñþ-òî íî÷ü, ñ âå÷åðà, êðè÷àëè âîðîíû çëîâåùèå, íà Ïëåñêå ó äåáðè Êèÿíè áûëè,
íà âñïîëüå, è ïîíåñëî èõ ê Ñèíåìó ìîðþ…»
Ïåðåâîä À. Ñòåïàíîâà 19531967 ãã.
«Ìåíÿ, ñêàçàë îí, íî÷üþ îäåâàëè ÷åðíûì ïîêðûâàëîì
íà êðîâàòè òèñîâîé…
×åðïàëè ñèíåå âèíî, ñìåøàâøè ñ ãîðåì.
Èç ïóñòûõ êîë÷àíîâ ïîëîâåöêèõ ñûïàëè íà ãðóäü ìíå êðóïíûé æåì÷óã, íåæèëè…
È áåç êíÿçüêà íà êðîâëå âèäåë ÿ ñâîé òåðåì çëàòîâåðõèé…
Âñþ-òî íî÷ü îò âå÷åðà êðè÷àëè âîðîíû ó Ïëåñåíüñêà íà ïîéìå,
ãäå â ïðåäãðàäüå äåáðü ñòîèò Êèÿíà, è íåñëèñü îíè äî ñèíÿ ìîðÿ!»
ïåðåâîä Ñ.Â. Áîòâèííèêà 19571967 ãã.
Íà êðîâàòè òèñîâîé ìåíÿ
Îäåâàëè ÷åðíûì ïîêðûâàëîì.
Äàëè ñèíåãî âèíà õëåáíóòü,
Ñìåøàííîãî ñ ãîðüêîþ îòðàâîé.
Êðóïíûé æåì÷óã ñûïàë ìíå íà ãðóäü
Èç êîë÷àíà ïîëîâ÷èí ëóêàâûé.
Ëüíóëà ê ñåðäöó ìîåìó òîñêà,
Ïðèãîòîâèòüñÿ âåëÿ ê ïîòåðÿì,
ß âçãëÿíóë è âèæó: íåò êíÿçüêà,
×òî âåí÷àë ìîé çëàòîâåðõèé òåðåì.
ß íå ìîã òðåâîãè ïðåâîçìî÷ü,
×òî ñòîÿëà ó ìîåé ïîñòåëè,
È êðè÷àëè âîðîíû âñþ íî÷ü,
Ê ñèíþ ìîðþ íàäî ìíîé ëåòåëè.
Ñòèõîòâîðíûé ïåðåñêàç Í.È. Ðûëåíêîâà 19621966 ãã.
«Ñ âå÷åðà ïîêðûâàëîì ÷åðíûì íà ñîñíîâîé êðîâàòè ìåíÿ íàêðûâàëè.
Ñèíèì âèíîì ïîèëè, ãîð÷èëî âèíî ïîëûíüþ.
Èç ïóñòûõ ïîëîâåöêèõ êîë÷àíîâ ñûïàëè æåì÷óã íà ãðóäü. Âåëè÷àëè.
È êðîâëÿ áûëà áåç êíÿçüêà â ìîåì çëàòîâåðõîì òåðåìå.
È âñþ íî÷ü íà ëóãó âîðîíû âîçëå Ïëåñíåñêà ãðàÿëè, ñíÿëèñü è ïîëåòåëè èç äåáðè Êèñàíîâîé ê ñèíåìó ìîðþ».
Ïåðåâîä Øêëÿðîâñêîãî È. 1980 ã
 íî÷ü ñèþ, ñ âå÷åðà îäåâàëè ìåíÿ (Òàê ãîâîðèë) Ñàâàíîì ÷åðíûì
Íà êðîâàòè èç òèñà Êðàñíîãî äåðåâà; È âèíî ìíå ÷åðïàëè Ñèíåå, ñ ãîðå÷üþ ñìåøàííîå;
Èç òîùèõ êîë÷àíîâ ïîãàíûõ òîëêîâíèêîâ, ïåðåâîä÷èêîâ
Ñêàòíûé ñûïàëè æåì÷óã íà ëîíî ìîå, è âñÿêî ìåíÿ óáëàæàëè.
È âîò äîñêè â òåðåìå ìîåì çëàòîâåðõîì óæå áåç êíÿçüêà;
È âîò óæå ñ âå÷åðà íà öåëóþ íî÷ü: Ñèçî-áóðûå âçãðàÿëè âðàíû,
Òàì, íà áîëîòèíå, âíèçó ó ïîðå÷üÿ, è áûëè â óùåëüè, è ïîíåñëèñü ê ñèíåìó ìîðþ.
Ïåðåâîä È.À. Íîâèêîâà
«This night, from eventide, they dressed me,» he said, «with a black pall
on a bedstead of yew. They ladded out for me blue wine mixed with bane.
From the empty quivers of pagan tulks they rolled great pearls onto my breast,
and caressed me. Already the traves lacked the master-girder in my gold-crested tower!
All night, from eventide, demon ravens croaked. On the outskirts of Plcsensk
there was a logging sleigh, and it was carried to the blue sea!»
Ïåðåâîä íà àíãëèéñêèé ÿçûê Â.Â. Íàáîêîâà
«Ñèþ íî÷ü îäåâàþò ìåíÿ ÷¸ðíîþ ïàïàëîìîþ íà êðîâàòè òèñîâå».
Êðîâàòü òèñîâàÿ ðóññêèì ÿçûêîì âîñïðèíèìàåòñÿ êàê òèñîâîå ëîæå, òðàäèöèîííûé ýïèòåò, ïîäâåðãøèéñÿ â ôîëüêëîðå ïåðåîñìûñëåíèþ: «êðîâàòü òåñîâàÿ». Íàðÿäó ñ êåäðîì òèñ ñ÷èòàëñÿ â äðåâíîñòè è íà Çàïàäå è íà Âîñòîêå ñàìîé öåííîé ïîðîäîé äëÿ ãðîáà (òèñîâûé ãðîá ñòîèë áàñíîñëîâíî äîðîãî). Ãðîá öåíèëñÿ ïî êà÷åñòâó äåðåâà: õîðîøåå äåðåâî äîëãî íå ïîääàåòñÿ ãíèåíèþ. Îïèñàííîå äåéñòâî ìîãëî áûòü ñèìâîëîì ñìåðòè è ãðîáà.
Ïàïàëîìîþ, ÷àùå ïåðåâîäÿò êàê ïîãðåáàëüíîå ïîêðûâàëî, îäåÿëî, òóëóï. «Ïðîñòåðøå ïàïîëîìó, íà îäð; ïîëîæàòü» ( Êîðì. Âàðñ., 321 îá. (êîí. XIV â.)). Òàê, íàïðèìåð, «çåëåíà ïàïîëîìà» ýòî òðàâà, àðõàèçì â ÿçûêå êàðïàòñêèõ ëåìêîâ ñîõðàíèâøèéñÿ äî ñèõ ïîð.
Êàê æå òîãäà áûòü ñ ÷¸ðíîé ïàïàëîìîé?
«Ìû ñåé÷àñ â ñîñòîÿíèè çàäàòü âîïðîñ è îòâåòèòü íà íåãî, ïî÷åìó èìåííî òàêîé ñîí óâèäåë Ñâÿòîñëàâ Êèåâñêèé? Ñëó÷àéíà ëè ñèìâîëèêà ýòîãî ñíà?
Ñâÿòîñëàâ óâèäåë âî ñíå, ÷òî åãî ãîòîâÿò ê ïîãðåáåíèþ, ïî òþðêñêîìó, òåíãðèàíñêîìó îáðÿäó.
Ïîäðîáíåå î ôîðìóëå îáðÿäà ìîæíî óçíàòü â èññëåäîâàíèè «Øóìåð-íàìå» (ãëàâà «Òåíãðèàíñòâî»), êîòîðîå ïå÷àòàåòñÿ âî âòîðîé ÷àñòè ýòîé êíèãè.
Êòî ó÷àñòâîâàë â îáðÿæåíèè? Äâîþðîäíûå áðàòüÿ, Èãîðü è Âñåâîëîä.
Ñè íî÷ü ñú âå÷åðà îäåâàõúòå ìÿ, ðå÷å…
Ïîëàãàþ, ÷òî â ïåðãàìåíòíîì ñïèñêå òåðìèí «Ñûíîâ÷ü» (ïëåìÿííèêè, äâîþðîäíûå áðàòüÿ) îêàçàëñÿ â êîíöå ñòðîêè è áûë ñîêðàùåí â àááðåâèàòóðå «ÑÍ×Ü».
Ñëåäóþùàÿ ñòðîêà íà÷èíàëàñü: «ñú âå÷åðà» è Ïåðåïèñ÷èê, ðàñøèôðîâûâàÿ òèòëîâàííîå íàïèñàíèå, ó÷åë ýòî ñîñåäñòâî, êîòîðîå ïîäñêàçàëî åìó ñàìîå áëèçêîå ðåøåíèå «Ñè íî÷ü».
Îëæàñ Ñóëåéìåíîâ / ÀÇ è ß / ×àñòü I «ÀÇ» / ÑÈÍÅÅ ÑÎËÍÖÅ /
Èññëåäîâàòåëè ÷àñòî äàþò â êà÷åñòâå ïàðàëëåëè êî ñíó Ñâÿòîñëàâà ñîí êíÿçÿ Ìàëà èç «Ïîâåñòè âðåìåííûõ ëåò» ïî òåêñòó ëåòîïèñöà Ïåðåÿñëàâëÿ-Ñóçäàëüñêîãî: «è ñîíú ÷àñòî çðÿøå Ìàëú êíÿçü: ñå áî ïðèøåäú Îëãà äààøå åìó ïðúòû ìíîãîöåíüíû ÷åðâåíû âåé æåì÷þãîìú èññàæäåíû è îäåÿëà ÷ðúíû ñú çåëåíûìè óçîðû» (Ëèõà÷åâ. Ñ. 229-231). Îäíàêî îòëè÷èå ñíà êíÿçÿ Ìàëà îò ñíà Ñâÿòîñëàâà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî Ìàë âèäèò âî ñíå ñîáûòèÿ, ïðåäâåùàþùèå åãî ñìåðòü, à Ñâÿòîñëàâ ñîáñòâåííûå ïîõîðîíû.
Íî òàê ëè áåññïîðíî ýòî óòâåðæäåíèå?
È êàê êíèãà ðàçâåðíåòñÿ
Íåáî íàäâîå,
È ðàçâåðçíåòñÿ ïó÷èíà,
È ðàçäàñòñÿ ãîëîñ Ñûíà:
— Î, ïëåìÿ óïðÿìîå!
ß ñòó÷àë — âû íå îòêðûëè,
Æàæäàë — âû íå íàïîèëè,
ß àëêàë — íå íàêîðìèëè,
ß áûë íàã — âû íå îäåëè…
È òîãäà îòâåòèøü Òû:
— ß îäåëà, ß êîðìèëà,
×ðåñëà Áîãó ðàñòâîðèëà,
Ïëîòüþ íèùèé äóõ ïîêðûëà,
Ñîëíöå ìèðà ïðèþòèëà,
 ÷ðåâå òåìíîòû…
 ÷àñ ïîñëåäíèé â òüìå êðîìåøíîé
Íàä ñâîåé çåìëåþ ãðåøíîé
Òû ðàññòåëèøü ïëàò:
Íàäî âñåìè, êòî îøóþ,
Êòî âî ñëàâå îäåñíóþ,
Àãíöó ïðåäñòîÿò.
×òîá íå ñãèíóë íè åäèíûé
Êîì ïðîíçåííîé äóõîì ãëèíû,
Áåç èçúÿòüÿ, — íàâñåãäà,
È óäåðæèøü ðóêó Ñûíà
Îò ïîñëåäíåãî ïðîêëÿòüÿ
Áåçâîçâðàòíîãî Ñóäà.
Ìàêñèìèëèàí Âîëîøèí 1919ã.
À ÷òî æå äóìàëè òîëêîâàòåëèáîÿðå?
È ðüêîøÿ áîÿðå êíÿçþ: «Óæå, êíÿæå, òóãà óìú ïîëîíèëà
.Íà ðåöå íà Êàÿëå òüìà ñâåòú ïîêðûëà,
ïî Ðóñüñêîè çåìëè ïðîñòðîøÿñÿ ïîëîâöè àêû ïàðäóæå ãíåçäî.
Óæå ñíåñåñÿ õóëà íà õâàëó, óæå òðåñíó íóæäà íà âîëþ,
óæå âüðæåñÿ Äèâú íà çåìëþ
»
Âñ¸ â öåëîì âûãëÿäèò êàê ïðåäçíàìåíîâàíèå, âîçìîæíî ïðîðî÷åñòâî, íî íèêàê íå åäèíîëè÷íîå òîëêîâàíèå áóäóùåãî ïîãðåáåíèÿ îäíîãî ÷åëîâåêà, ïóñòü è âåëèêîãî êíÿçÿ.
Òüìà ïîêðûëà Ðóññêóþ çåìëþ, ñíåñåíà õóëà («ñêîð÷èâøèéñÿ, êðèâîé» òàêîâî ñëîâî «õóëà» , äî ñèõ ïîð èñïîëüçóåòñÿ ïðàêòè÷åñêè âî âñåõ ñëàâÿíñêèõ ÿçûêàõ) , ñíåñåíà õóëà òî åñòü ïðîèçîøëî èñêàæåíèå íà õâàëó ( ñòàðîðóññêîå çíà÷åíèå ñëîâà õâàëà ïðèçâàíèå, ïî ãëàãîëó çâàòü, ïðèãëàøàòü) Ñíåñåíà õóëà íà ïðèçâàíèå, èñêðèâëåíî ñàìî ïðèçûâàíèå öåëèêîì ýòî äîíîñèòñÿ êàê ïðèçûâàíèå «íå òåõ», ãäå ñ îäíîé ñòîðîíû êàê áû ìíîãî çâàíûõ, äà ìàëî èçáðàííûõ, à ñ äðóãîé ìîæíî âñïîìíèòü ïðèò÷ó î «çâàíûõ íà ïèð», êîèõ ïðèøëîñü èç-çà íåæåëàíèÿ äðóçåé Ãîñïîäèíà ïðèíÿòü â í¸ì ó÷àñòèå, çâàòü ñî âñåõ äîðîã.
Òðåñíó íóæäà íà âîëþ íå ñáûëàñü íàäåæäà íà ñâîáîäó è Äèâ ïîâåðæåí íà çåìëþ.
Íà÷àëî òîëêîâàíèÿ ñíà áîÿðàìè êàê íåëüçÿ ëó÷øå ôîðìóëèðóåò âûøåñêàçàííóþ ìûñëü: «òóãà óìú ïîëîíèëà». Ñêîðáü è ïå÷àëü ïîêðûëè ðàçóì.
Òàì æå â «Ñëîâå î ïîëêó Èãîðåâå»: «Íè÷èòü òðàâà æàëîùàìè, à äðåâî ñ òóãîþ ê çåìëè ïðåêëîíèëîñü»; ãäå íè÷àíèå ïîêëîí è äð. ïîä.
×åðïàõóòü ìè ñèíåå âèíî, ñ òðóäîìü ñìåøåíî.
 ðóññêîì ôîëüêëîðå âûðàçèòåëüíî ïðîòèâîïîñòàâëåíèå «çåëåíîãî âèíà» (ìîëîäîãî âèíîãðàäíîãî âèíà), íåïðåìåííîãî àòðèáóòà ïèðîâ, è «ñèíåãî âèíà» (êðåïêîé âîäêè èëè ñïèðòà), êîòîðîå ìîãëî áûòü ðèòóàëüíûì ïèòüåì ïðè ïîõîðîííîì îáðÿäå èëè óïîòðåáëÿòüñÿ ïðè áàëüçàìèðîâàíèè óìåðøåãî. [Ñèìâîëè÷åñêîå çíà÷åíèå öâåòà âèí â XVIII â. òåìà ñî÷èíåíèÿ Ã. Ð. Äåðæàâèíà «Ðàçíûå âèíà» (1782).]
Íî åñëè ïîíèìàòü, äåéñòâî êàê ïèð, òî êàêîé æå çäåñü ðèòóàë ïîãðåáåíèÿ?
 «Ñëîâå î ïîëêó Èãîðåâå» ñèíèé âûñòóïàåò òàêæå êàê ýïèòåò ìîëíèè: «…òðåïåùóòü ñèíiè ìëúíiè». Òî åñòü êíÿçþ ïîäàþò íå ìîëîäîå âèíîãðàäíîå âèíî, î êîòîðîì ãîâîðèòñÿ, äîïóñòèì, â ñâÿùåííûõ òåêñòàõ Åâàíãåëèÿ, à õëåáíîå, ñèíåå. Ñîâñåì äðóãîå ïðîèñõîæäåíèå èìååò ýòîò íàïèòîê.
«Ñ òðóäîì» èññëåäîâàòåëè ïåðåâîäÿò êàê ÿä, êàê ïðîêëÿòèå, êàê îòðàâó, êàê ðàáîòó. Íî îò÷åãî íå äîïóñòèòü ïðÿìîãî ïåðåâîäà. Íàïèòîê, ïîäàâàâøèéñÿ êíÿçþ, áûë ÷åì-òî â âèäå ñìåñè, ïðè÷åì ýòà ñìåñü áûëà ïðîèçâåäåíà ñ òðóäîì, òî åñòü íåëåãêèé ïóòü èìååò òàêîå ïðîèçâîäñòâî, ñèíåãî âèíà. Ìîæåò áûòü, ðå÷ü èäåò íå î âèíîãðàäíîé ëîçå, íè î õëåáíîì ñûðüå, à îá îãíåííîé âîäå, ïðè÷åì ïðîèçâîäèìîé ÿâíî íåïðîñòûìè òåõíîëîãèÿìè.
«Ñûïàõóòü ìè òîùèìè òóëû ïîãàíûõ òîëêîâèí âåëèêûé æåí÷þãü íà ëîíî è íåãîâàõóòü ìÿ.»
Òåêñò ñàì ïî ñåáå äîâîëüíî ïðîñò â ïîíèìàíèè: ñûïÿò â ìî¸ ëîíî âåëèêèé æåì÷óã è óñëàæäàþò ìåíÿ. Âîò òîëüêî ïî÷åìó áû òîìó æåì÷óãó èäòè âìåñòå ñî ñëîâîì «ïîãàíûé», åñëè äëÿ êðåùåíîãî ÷åëîâåêà æåì÷óã ýòî (ñîãëàñíî Åâàíãåëèþ îò Ìàòôåÿ 13:46 ) óïîäîáëåíèå Öàðñòâèþ Îòöà, ÷åëîâåêó, êîòîðûé, íàéäÿ îäíó äðàãîöåííóþ æåì÷óæèíó, ïîøåë è ïðîäàë âñ¸, ÷òî èìåë, è êóïèë åå.
Òàê ÷åì æå òàê íå óãîäèë êðóïíûé æåì÷óã âåëèêîìó êíÿçþ?
Ðàçóìååòñÿ, åñëè íå îïóñêàòüñÿ äî èññëåäîâàòåëüñêèõ òîëêîâàíèé ïî ïðèìåðó: «ïî íàðîäíûì ïîâåðüÿì, âèäåòü âî ñíå æåì÷óã îçíà÷àåò: ãîðüêî ïëàêàòü, ëèòü êðóïíûå ñëåçû».
Ïðè÷åì â ðàííèõ òðàêòîâêàõ íåò åùå ïîëîâåöêèõ êîë÷åäàíîâ è ñòðåë, àâòîðû òàê è ïîíèìàþò: «ñûïëÿ èç òîùèõ íåäð ìåðçêèõ ðàêîâèí æåì÷óã âåëèêèé íà ëîíî è íåæà».
Íàäî äóìàòü, ñî âðåìåíåì óòåðÿíî çíàíèå çà æåì÷óã è ðàêîâèíû, ÷òî çàìåíåíî ïåðåâîä÷èêàìè áîëåå ïîíÿòíûìè ñèìâîëàìè áèòâ è ñðàæåíèé, â êîòîðûõ äîëæåí áûë ó÷àñòâîâàòü êíÿçü, êàê âîåííàÿ çíàòü.
À âåäü ñóùåñòâóåò ïåðåâîä «íà ìåíÿ, êàê íà ìåðòâåöà ñìîòðÿò» [ïðè ýòîì].
«Óæå äüñêû áåçú êíåñà âìîåìú òåðåìå çëàòîâðúñåìú»
Òåðåì Ñâÿòîñëàâîâ çëàòîâåðõèé ëèøèëñÿ îïðåäåë¸ííîé àòðèáóòèêè, ýòî ÿâíî ïðè ëþáîì ïîíèìàíèè ïåðåñêàçà ñîâðåìåííûì ÿçûêîì:
êðîâëÿ áåç êíÿçÿ áûëà;
áóäòî óæ äîñêè áåç êíÿçÿ â ìîåì òåðåìó;
â òåðåìó æ çîëîòîâåðõîì ñëîâíî èç êîíüêà ïîâûñêî÷èëè äîñêè;
áåç ñêðåïû òåðåì ñàìîé âåðõíåé;
óæå äîñêè áåç ãðåáíÿ â ìîåì òåðåìå;
íà òåðåìå Çîëîòîâåðõîì ìîåì íåò ó êðîâëè êíÿçüêà;
óæå äîñêè âðîçü áåç êîíüêà.
Ñòðîèòåëüíàÿ òåìàòèêà, êàê êíÿæåñêîãî òåðåìà, êàê ñèìâîëîâ ïîñòðîåíèÿ ìîëèòâåííîãî äîìà, äàæå êàê âñåé çåìëè Ðóññêîé ïðè òðàêòîâêå ýòîãî îòðûâêà ðàññìîòðåíà èññëåäîâàòåëÿìè äîñêîíàëüíî.
Íî íèêòî îò÷åãî-òî íå çàäàëñÿ äðóãèì âîïðîñîì: ÷åëîâåê êàê Õðàì áîæèé, êîòîðûé ñóäÿ ïî ñþæåòó ñíà ëèøèëñÿ òîãî ñàìîãî «êíåñà», êîòîðîìó íèêàê íå ìîãóò äàòü îäíîçíà÷íîãî òîëêîâàíèÿ.
Ñî ñëîâåíñêîãî deska ïðàâëåíèå, ñîâåò, ýòî òàê, íî âîçìîæíî ðå÷ü èäåò î òîì, ÷òî Õðàì äóøè ëèøèëñÿ ñî-âåñòè, ñî-çíàíèÿ, ñî-åäèíåíèÿ ñ âûñøèì íà÷àëîì. Òàêîå ïðåäçíàìåíîâàíèå ïîñûëàåòñÿ âåëèêîìó êíÿçþ.
Íî åù¸ íå ì¸ðòâ, íî óæå àêè «ì¸ðòâ».
Âñþ íîùü ñ âå÷åðà áîñóâè âðàíè âúçãðàÿõó ó Ïëåñíåñêà íà áîëîíè.
Âðàíè íà áîëîíè. Îäíî èç Åâàíãåëüñêèõ ïðåäñêàçàíèé, êîòîðûìè, êñòàòè, êàíîíè÷åñêèé òåêñò ñîâñåì íå èçîáèëóåò: «Ãäå áóäåò òðóï, ñîáåðóòñÿ âîðîíû.»
Âúçãðàÿõó «çãðàÿ» ñ ñîâðåìåííîãî óêðàèíñêîãî è áåëîðóññêîãî ñòàÿ, òîãäà ýòî ãëàãîëüíàÿ ôîðìà ñáèòüñÿ â ñòàþ.
Êàê áû ýòî íå âûãëÿäåëî â ïîäðîáíîñòÿõ, î êîòîðûõ íåìàëî ñêàçàíî â èññëåäîâàíèÿõ îíè ñîáðàëèñü. Ãðàé ãðîìêèé áåñïîðÿäî÷íûé êðèê, êàðêàíüå ïòèö.
Âîò î Âñåñëàâå (×àðîäåå) êîãäà «Ñëîâî
» ïîâåñòâóåò î ïðåäóïðåæäåíèè òîìó îò Áîÿíà ãîâîðèëîñü:
áóäü ïî-ïòè÷üè ãîðàçä;
íè ãîðàçäó, ëåòàë õîòü áû ïòèöåé,
îäíèì ñëîâîì «ãîðàçäûé ïî ïòè÷üè» ýòî êîëäóí, âîëõâ, ÷àðîäåé. Òàê ÷òî ïòèöû áûëè äàëåêî íåïðîñòûì õóäîæåñòâåííûì îáðàçîì «÷¸ðíûé âîðîí, ïîãàíûé ïîëîâ÷èí».
Òîïîíèì «Ïëåñíüñêú» ïðèóðî÷èâàåòñÿ ê ïîéìå Äíåïðà â îêðåñòíîñòÿõ Êèåâà. «Áîëîíü» çàëèâíîé ëóã â ïîéìå ðåêè: ïî-âèäèìîìó, ãåîãðàôè÷åñêè òî÷íîå óêàçàíèå íà ìåñòíîñòü âûøå Êèåâà ïî ïðàâîìó áåðåãó Äíåïðà (ñð. ñîâðåìåííîå íàçâàíèå Îáîëîíü îäèí èç ðàéîíîâ â Êèåâå).
«Áåøà äåáðü Êèñàíþ è íå ñîøëþ ê ñèíåìó ìîðþ»
Áåøÿ äåáðè Êûÿíå ìåñòî î÷åíü òåìíîå, äî ñèõ ïîð íå ïîëó÷èâøåå îêîí÷àòåëüíîãî èñòîëêîâàíèÿ.  òåêñòå ïåðâîãî èçäàíèÿ çäåñü ÷èòàåòñÿ: «äåáðü êèñàíþ», â Åêàòåðèíèíñêîé êîïèè: «äåáðüñêû ñàíè». Èñïðàâëåíèå À. À. Ïîòåáíè «äåáðè êèÿíå» àðãóìåíòèðîâàííîå ãåîãðàôè÷åñêè â ñïåöèàëüíîé ñòàòüå [Øàðëåìàíü Í. Â. «Äåáðü êèñàíþ» «Äåáðü êèÿíü» â «Ñëîâå î ïîëêó Èãîðåâå» // «Ñëîâî»-50.]
×òåíèå ñàìîãî Øàðëåìàíÿ «äåáðü êèÿíü» ïðèíÿòî áûòü íå ìîæåò, òàê êàê ãëàãîëüíàÿ ôîðìà «áåøÿ» òðåáóåò ñóùåñòâèòåëüíîãî âî ìí. ÷. Èç äðóãèõ îáúÿñíåíèé çàñëóæèâàþò óïîìèíàíèÿ èíòåðïðåòàöèè Â. Í. Ïåðåòöà, À. Ñ. Îðëîâà è Ì. Â. Ùåïêèíîé: «äåáðüñêè ñàíè» ëåñíûå çìåè [Ïåðåòö. Ñ. 254-259; Îðëîâ À. Ñ. Ñëîâî î ïîëêó Èãîðåâå. Ì.; Ë., 1946, ñ. 117]
Íåñîøÿñÿ ê. ñèíåìó ìîðþ.  ïåðâîì èçäàíèè: «íå ñîøëþ», ÷òî íå äàåò ñìûñëà. Óæå À. Ô. Âåëüòìàí, Ì. À. Ìàêñèìîâè÷ è À. Ô. Ãèëüôåðäèíã èñïðàâèëè ýòî ìåñòî íà «íåñîøÿñü íåñîøÿñÿ». Ïðè ïîäîáíîì òîëêîâàíèè òåêñòà ñìûñë åãî òàêîâ: îâðàãè, ðàñïîëàãàþùèåñÿ ñåâåðíåå Êèåâà, âûøå ïî òå÷åíèþ Äíåïðà, ïîäñòóïàþò ê ãîðîäó è ïðîñòèðàþòñÿ äàëüøå íà þã, ê ñèíåìó ìîðþ.
Íî åñòü åùå îáðàçíîå ñîîòâåòñòâèå. «Ïîèäèòå óáî ÷ðåçú áîëîíüå è ÷ðåçú äåáðü ñèþ: îáû÷íî áî åñòü ñâèíèàìú ïî äåáðÿìú õîäèòè è êàðàñîìú âú ãðÿç;õú âàëÿòèñÿ. [Íèêîíèàíñêàÿ ëåòîïèñü. X, 73 (XVI â.)]. 1411: È çä; òàêîæå âèä; (Ôîòèé) ïóñòûííî ì;ñòî, âú íåìú æå öåðêîâü òó ïîñòàâè, ÷ÿñòî ïðèõîäÿ è ñìàòðÿà ë;ñû âåëèêèà, è äåáðè ïóñòûííûà è íåïðîõîäèìûà è òèøèíó è ìëú÷àíèå âåëèå. [Òàì æå, 217.]
Áûòü äåáðüþ Êèñàíþ.
Ìíîãèå íàðîäíûå çíàõàðñêèå çàãîâîðû Âåðõíåãî-ïîÄíåïðîâüÿ äî ñèõ ïîð ñîäåðæàò òåêñò: «íà ñèíåå ìîðå íà êðóòûå ãîðû ññûëàëà» [ãîâîðÿ îá îòâåäåíèè áîëåçíåé, íàïàñòåé, èñïóãà Ìàòåðüþ Áîæüåé îò ÷åëîâåêà]
Åñëè òðàêòîâàòü, êà?