Сыпать бисером красивые фразы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
вариант 6
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
Расставьте ударения в словах. Укажите возможные равноправные
варианты.
КрасИвее, зубчАтый, флЕйтовый, инсУльт, гЕрбовый, ломОть, украИнский.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
Составьте словосочетания с приведенными паронимами (принеобходимости
меняйте форму слова)..
Призывная комиссия – призывный сигнал, органичный прием – органическая
химия, дипломник – известный дипломат, черепаший панцирь –
черепаховый окрас.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
Я не верю политике, которая красиво фразы сыпет бисером. 2. Для всей
школы этот ученик стал басней во языцех притчей во языцех. 3. Еще недавно
ему пели фимиамы.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного
числа.
Башкир, баклажанов, ботинок, сапог, мандаринов, туфель.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
Составьте словосочетания, правильно используя связи слов. Образец: Упрекать
(бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.
Ругать за беспечность, информировать о ходе выполнения задания, вопреки
угрозе, благодаря помощи, ориентироваться в мире книг.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ. Вставьте буквы, раскройте скобки,
расставьте знаки препинания.
Море, огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно вдали, облито
голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом, и
крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных, и не
скрывающих собой золотых узоров звезд. Горы, поросшие деревьями, уродливо
изгнутыми норд-остом резкими взмахами, подняли вершины в синюю пустыню над ними,
суровые контуры округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи .Раздел I. Орфоэпия
ВОПРОС 1
Расставьте ударение в словах (отметьте ударение при помощи заглавной гласной)
КвартАл
ГазопровОд
ДосУг
ДокумЕнт
КиломЕтр
ВОПРОС 2
Отметьте номера слов, в которых ударение отмечено курсивом верно
1. звонит
2. приговор
3. ходатайство
4. центнер
5. столяр
ВОПРОС 3
Отметьте номера слов, в которых пишется буква «Ё»
1. одновременный
2. свекла
3. новорожденный
4. афера
5. истекший (срок)
Раздел II. Грамматика.
ВОПРОС 1
Оставьте правильные формы слова
1. инженеры — инженера
ВОПРОС 2
Отметьте номера правильных словосочетаний
1. играет роль
2. играет значение
3. свободная вакансия
4. народный фольклор
ВОПРОС 3
Укажите номера словосочетаний с правильными формами имен числительных
1. в двух тысяча седьмом году
2. в две тысячи седьмом годуВОПРОС 4
Укажите номера словосочетаний с правильными формами имен числительных
1. от четыреста книг
2. от четырехсот книг
ВОПРОС 5
Укажите номера словосочетаний с правильными формами имен числительных
1. к пятьсот сотрудникам
2. к пятистам сотрудникам
ВОПРОС 6
Укажите номера словосочетаний с правильными формами имен числительных
1. более девятьсот жителей
2. более девятисот жителей
ВОПРОС 7
Укажите номера словосочетаний с правильными формами имен числительных
1. более пятидесяти одного процента опрошенных
2. более пятьдесят одного процента опрошенных
ВОПРОС 8
Укажите правильный вариант
1. вопреки мнения администрации
2. вопреки мнению администрации
ВОПРОС 9
Укажите правильно построенные словосочетания
1. проект заслуживает одобрения
2. проект заслуживает одобрение
ВОПРОС 10
Укажите правильно построенные словосочетания
1. благодаря успешного стечения обстоятельств
2. благодаря успешному стечению обстоятельств
ВОПРОС 11
Выберите правильные варианты
1. у сотрудника Василия Мицкевича
2. у сотрудника Василия Мицкевич
3. у сотрудницы Алины МицкевичВОПРОС 12
Отметьте номера с правильными формами имен прилагательных
1. двухдневная поездка
2. двуязычный словарь
3. двухличный человек
ВОПРОС 13
Выберите правильный вариант
1. разговор с Иваном Седых
2. был у Ивана Седыха
ВОПРОС 14
Выберите правильно построенные конструкции
1. отзыв о книге
2. отзыв на книгу
ВОПРОС 15
Закончите предложения, начинающиеся с деепричастного оборота (выберите нужные варианты
ответов)
Закончив доклад, …
1. я передал его директору.
2. нужно передать его директору
3. мне стало спокойно на душе
4. он был передан директору
Раздел III. Орфография.
ВОПРОС 1
Буква «И» пишется в словах:
1. крИминал
2. лИберальный
3. инвЕстиция
4. сочЕтание
ВОПРОС 2
Буква «О» пишется в словах:
1. демОграфия
2. влОжить средства
3. срАвнить показатели
4. блОкнот
ВОПРОС 3
Буква «А» пишется в словах:
1. отрАсль2. амОральный
3. мАркетолог
4. лОббировать
ВОПРОС 4
Буква «Е» пишется в словах:
1. зажИгалка
2. бракосочЕтание
3. мИнимальный
4. прЕзидент
ВОПРОС 5
Отметьте слова, в которых пишется согласная «Т»
1. безвесТный
2. бесхитросТный
3. прелесТный
4. чудесный
ВОПРОС 6
Укажите слова с удвоенными согласными
1. аППарат
2. баЛЛотироваться
3. аССигнование
4. преССа
ВОПРОС 7
Укажите слова с окончанием «Е» в именах существительных
1. в госпитали
2. в резолюции
3. на площади
4. на встрече
ВОПРОС 8
Укажите слова с гласной «Е» в окончаниях глаголов
1. день гаснЕт
2. дышИт с трудом
3. пишЕт правильно
4. смотрИт внимательно
ВОПРОС 9
Укажите слова с гласной «И» в окончаниях
1. в опустевшЕм здании
2. на выпавшЕм снегу
3. за цветущИм садом
4. к строящЕмуся домуВОПРОС 10
Отметьте слова с «Ъ»
1. субЪект
2. предЪявить
3. пЬедестал
4. интерЬер
ВОПРОС 11
Укажите слова, в которых пишется «ПРИ-«
1. ПрЕкратить споры
2. прИходить на работу
3. прИдать значение
4. прЕтворить в жизнь
ВОПРОС 12
Укажите правильные варианты написания
1. работать в продолжение месяца
2. отсутствовать ввиду болезни
3. иметь в виду
Раздел IV. Пунктуация.
ВОПРОС 1
Укажите предложения, в которых на месте пропуска следует поставить тире.
1. Наука- форма творческой общественной деятельности.
2. Научная теория _ есть основа серьезного исследования.
ВОПРОС 2
Укажите предложения, в которых на месте пропуска следует поставить запятую.
1. Россия известна в мире _ как крупнейшая держава.
2. Продавцов следует оценивать по такому важному показателю, как культура
обслуживания.
ВОПРОС 3
Укажите предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно
1. Ваш, проверенный на практике, метод заслуживает внимания.
2. Прочитанный директором доклад, всем понравился.
3. Кризис, вызванный истощением ресурсов, волнует общественность.
ВОПРОС 4
Укажите предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно.
1. Показатели области определяются исходя из многих данных.
2. Изучив каталог, можно выбрать необходимый товар.ВОПРОС 5
Отметьте предложения, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.
1. На заседание, естественно, нужно приходить вовремя.
2. Однако аудиторской проверки не избежать.
ВОПРОС 6
Расставьте знаки препинания
Если люди хорошо понимают друг друга, им не приходится спорить.
Не считайте противника дураком, даже если он ошибается.
ВОПРОС 7
Расставьте знаки препинания
Банк предоставляет кредиты, и осуществляет операции с ценными бумагами, и проводит
взаимные платежи между предприятиями.
ВОПРОС 8
Расставьте знаки препинания
Каждая страна имеет свою денежную систему и свои денежные единицы, и это один из
символов самостоятельности государства.
ВОПРОС 9
Расставьте знаки препинания
Для грамотного письма необходимы три условия: знание правил, внимание и умение
пользоваться справочниками.
ВОПРОС 10
Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Нам экономистам ясно одно: обсуждаемая тема интересна как студентам, так и теоретикам,
рядовым гражданам, размышляющим, куда поместить свои сбережения
Источник
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
вариант 6
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
Расставьте ударения в словах. Укажите возможные равноправные
варианты.
КрасИвее, зубчАтый, флЕйтовый, инсУльт, гЕрбовый, ломОть, украИнский.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
Составьте словосочетания с приведенными паронимами (принеобходимости
меняйте форму слова)..
Призывная комиссия – призывный сигнал, органичный прием – органическая
химия, дипломник – известный дипломат, черепаший панцирь –
черепаховый окрас.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
Я не верю политике, которая красиво фразы сыпет бисером. 2. Для всей
школы этот ученик стал басней во языцех притчей во языцех. 3. Еще недавно
ему пели фимиамы.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного
числа.
Башкир, баклажанов, ботинок, сапог, мандаринов, туфель.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
Составьте словосочетания, правильно используя связи слов. Образец: Упрекать
(бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.
Ругать за беспечность, информировать о ходе выполнения задания, вопреки
угрозе, благодаря помощи, ориентироваться в мире книг.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ. Вставьте буквы, раскройте скобки,
расставьте знаки препинания.
Море, огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно вдали, облито
голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом, и
крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных, и не
скрывающих собой золотых узоров звезд. Горы, поросшие деревьями, уродливо
изгнутыми норд-остом резкими взмахами, подняли вершины в синюю пустыню над ними,
суровые контуры округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи .Раздел I. Орфоэпия
ВОПРОС 1
Расставьте ударение в словах (отметьте ударение при помощи заглавной гласной)
КвартАл
ГазопровОд
ДосУг
ДокумЕнт
КиломЕтр
ВОПРОС 2
Отметьте номера слов, в которых ударение отмечено курсивом верно
1. звонит
2. приговор
3. ходатайство
4. центнер
5. столяр
ВОПРОС 3
Отметьте номера слов, в которых пишется буква «Ё»
1. одновременный
2. свекла
3. новорожденный
4. афера
5. истекший (срок)
Раздел II. Грамматика.
ВОПРОС 1
Оставьте правильные формы слова
1. инженеры — инженера
ВОПРОС 2
Отметьте номера правильных словосочетаний
1. играет роль
2. играет значение
3. свободная вакансия
4. народный фольклор
ВОПРОС 3
Укажите номера словосочетаний с правильными формами имен числительных
1. в двух тысяча седьмом году
2. в две тысячи седьмом годуВОПРОС 4
Укажите номера словосочетаний с правильными формами имен числительных
1. от четыреста книг
2. от четырехсот книг
ВОПРОС 5
Укажите номера словосочетаний с правильными формами имен числительных
1. к пятьсот сотрудникам
2. к пятистам сотрудникам
ВОПРОС 6
Укажите номера словосочетаний с правильными формами имен числительных
1. более девятьсот жителей
2. более девятисот жителей
ВОПРОС 7
Укажите номера словосочетаний с правильными формами имен числительных
1. более пятидесяти одного процента опрошенных
2. более пятьдесят одного процента опрошенных
ВОПРОС 8
Укажите правильный вариант
1. вопреки мнения администрации
2. вопреки мнению администрации
ВОПРОС 9
Укажите правильно построенные словосочетания
1. проект заслуживает одобрения
2. проект заслуживает одобрение
ВОПРОС 10
Укажите правильно построенные словосочетания
1. благодаря успешного стечения обстоятельств
2. благодаря успешному стечению обстоятельств
ВОПРОС 11
Выберите правильные варианты
1. у сотрудника Василия Мицкевича
2. у сотрудника Василия Мицкевич
3. у сотрудницы Алины МицкевичВОПРОС 12
Отметьте номера с правильными формами имен прилагательных
1. двухдневная поездка
2. двуязычный словарь
3. двухличный человек
ВОПРОС 13
Выберите правильный вариант
1. разговор с Иваном Седых
2. был у Ивана Седыха
ВОПРОС 14
Выберите правильно построенные конструкции
1. отзыв о книге
2. отзыв на книгу
ВОПРОС 15
Закончите предложения, начинающиеся с деепричастного оборота (выберите нужные варианты
ответов)
Закончив доклад, …
1. я передал его директору.
2. нужно передать его директору
3. мне стало спокойно на душе
4. он был передан директору
Раздел III. Орфография.
ВОПРОС 1
Буква «И» пишется в словах:
1. крИминал
2. лИберальный
3. инвЕстиция
4. сочЕтание
ВОПРОС 2
Буква «О» пишется в словах:
1. демОграфия
2. влОжить средства
3. срАвнить показатели
4. блОкнот
ВОПРОС 3
Буква «А» пишется в словах:
1. отрАсль2. амОральный
3. мАркетолог
4. лОббировать
ВОПРОС 4
Буква «Е» пишется в словах:
1. зажИгалка
2. бракосочЕтание
3. мИнимальный
4. прЕзидент
ВОПРОС 5
Отметьте слова, в которых пишется согласная «Т»
1. безвесТный
2. бесхитросТный
3. прелесТный
4. чудесный
ВОПРОС 6
Укажите слова с удвоенными согласными
1. аППарат
2. баЛЛотироваться
3. аССигнование
4. преССа
ВОПРОС 7
Укажите слова с окончанием «Е» в именах существительных
1. в госпитали
2. в резолюции
3. на площади
4. на встрече
ВОПРОС 8
Укажите слова с гласной «Е» в окончаниях глаголов
1. день гаснЕт
2. дышИт с трудом
3. пишЕт правильно
4. смотрИт внимательно
ВОПРОС 9
Укажите слова с гласной «И» в окончаниях
1. в опустевшЕм здании
2. на выпавшЕм снегу
3. за цветущИм садом
4. к строящЕмуся домуВОПРОС 10
Отметьте слова с «Ъ»
1. субЪект
2. предЪявить
3. пЬедестал
4. интерЬер
ВОПРОС 11
Укажите слова, в которых пишется «ПРИ-«
1. ПрЕкратить споры
2. прИходить на работу
3. прИдать значение
4. прЕтворить в жизнь
ВОПРОС 12
Укажите правильные варианты написания
1. работать в продолжение месяца
2. отсутствовать ввиду болезни
3. иметь в виду
Раздел IV. Пунктуация.
ВОПРОС 1
Укажите предложения, в которых на месте пропуска следует поставить тире.
1. Наука- форма творческой общественной деятельности.
2. Научная теория _ есть основа серьезного исследования.
ВОПРОС 2
Укажите предложения, в которых на месте пропуска следует поставить запятую.
1. Россия известна в мире _ как крупнейшая держава.
2. Продавцов следует оценивать по такому важному показателю, как культура
обслуживания.
ВОПРОС 3
Укажите предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно
1. Ваш, проверенный на практике, метод заслуживает внимания.
2. Прочитанный директором доклад, всем понравился.
3. Кризис, вызванный истощением ресурсов, волнует общественность.
ВОПРОС 4
Укажите предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно.
1. Показатели области определяются исходя из многих данных.
2. Изучив каталог, можно выбрать необходимый товар.ВОПРОС 5
Отметьте предложения, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.
1. На заседание, естественно, нужно приходить вовремя.
2. Однако аудиторской проверки не избежать.
ВОПРОС 6
Расставьте знаки препинания
Если люди хорошо понимают друг друга, им не приходится спорить.
Не считайте противника дураком, даже если он ошибается.
ВОПРОС 7
Расставьте знаки препинания
Банк предоставляет кредиты, и осуществляет операции с ценными бумагами, и проводит
взаимные платежи между предприятиями.
ВОПРОС 8
Расставьте знаки препинания
Каждая страна имеет свою денежную систему и свои денежные единицы, и это один из
символов самостоятельности государства.
ВОПРОС 9
Расставьте знаки препинания
Для грамотного письма необходимы три условия: знание правил, внимание и умение
пользоваться справочниками.
ВОПРОС 10
Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Нам экономистам ясно одно: обсуждаемая тема интересна как студентам, так и теоретикам,
рядовым гражданам, размышляющим, куда поместить свои сбережения
Тренировочные задания на фразеологию.
Упражнение 1. Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (смешением) фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных преобразований.
1. Еще совсем недавно ему пели фимиамы. 2. Нельзя всех мерить под одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто белыми нитками. 4. Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части. 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты. 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 7. Мы за нашим директором как за каменной спиной.
Упражнение 2. Найдите ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов (нарушение компонентного состава, нарушение формы компонентов фразеологизмов). Запишите исправленный вариант предложений. В случае затруднений пользуйтесь Фразеологическим словарем русского языка.
1. В таком серьезном деле нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. 2. Положив руку на сердце хочу сказать, что не желал никому зла. 3. Чего там есть? Хлеба-то кот поплакал. 4. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. 5. Кое-кто пытается вбить клины между двумя странами, распуская слухи о политическом скандале. 6. Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши. 7. Когда я узнал, что памятник архитектуры будет сохранен, у меня душа отлегла. 8. Получив с ворот поворот, нам пришлось обратиться за помощью в другую фирму. 9. Тяжелый труд шахтеров раньше времени уводит их в могилу. 10. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди.
Упражнение 3. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Запишите исправленный вариант предложений.
1. Это предложение мне совсем не по душе. 2. Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул. 3. Он сумел скрыть свои недостатки, сумел взять в руки волю и желание. 4. Эти мысли пришли в его мозг постепенно. 5. Ему везет: что бы он ни натворил, ему все сходит с рук. 6.Народ уже не верит политикам, сыплющим бисером красивые фразы. 7. В этих событиях важную скрипку играют военные. 8. Она знает город как свои пять пальцев. 9. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга. 10. Даю голову на отсечение, что мы справимся с этой работой. 11. Работу необходимо закончить в срок — хоть кровь из носу! 12. Он не упал лицом в грязь и успешно сдал экзамены. 13. Они долго спорили, но в конце концов нашли общий язык. 14. Он согласился на это невыгодное предложение скрипя сердцем. 15. Здесь человека берут в такой оборот, что он поет прощальную лебединую песню. 16. Все её ругали на чём свет стоял. 17. Пора уже тебе взяться за свой ум. 18. Он постоянно сидит сложив руки. 19. Ничего не получается — хоть бейся головой об стенку. 20. Львиная часть работы уже выполнена. 21. У Плюшкина крестьяне помирают как мухи. 22. Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России. 23. Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом. 24. Записная книжка как сквозь землю провалилась.
Упражнение 4. Найдите среди словосочетаний фразеологизмы. Составьте и запишите с ними предложения. Значение фразеологизмов в случае затруднений уточните по Фразеологическому словарю русского языка.
Медвежья берлога, медвежья услуга; золотые руки, золотые часы; важная деталь, важная птица; выйти из комнаты, выйти из себя; сбивать с толку, сбивать с дерева; белая ворона, белая курица; куры не клюют, птицы не клюют; водой не смоешь, водой не разольешь; собаку покормить, собаку съесть.
Упражнение 5. Измените предложения, употребив в них перечисленные фразеологизмы. Запишите полученный вариант предложений.
.Фразеологизмы: правая рука (кого, чья); язык без костей (у кого); водой не разольешь (кого); как две капли воды; мастер на все руки; семь пятниц на неделе (у кого); и в ус не дуть; держать нос по ветру; держать язык за зубами; как снег на голову.
1. На него положиться нельзя: он очень часто меняет свое мнение.
Кругом все переполошились, а она не обращает внимания ни на что.
Секретарь — главный и незаменимый помощник директора. 4. Братья очень похожи друг на друга. 5. Гости приехали так неожиданно, что мы в первую минуту даже растерялись. 6. Этому человеку нельзя доверять секреты: он обязательно все разболтает. 7. Вот уже двадцать лет они неразлучные и верные друзья. 8. Обычно он много болтает. 9. Отец умеет делать по дому абсолютно все, все соседи обращаются к нему с просьбами или за советом. 10. Этот беспринципный человек нигде не пропадет: он всегда умеет приспособиться к обстоятельствам, изменив свои убеждения и поведение.
Выберите правильное значение фразеологического оборота:
1. Что означает фразеологизм «пряжа Пенелопы»?
А. помощь, подсказка в чем-либо
Б. тянуть резину
В. радостное ожидание
2. Что означает фразеологизм «Троянский
конь»?
A. желанный подарок
Б. вещь, поразившая воображение
B. подарок с подвохом
3. Что означает фразеологизм «медуза
Горгона»?
A. образец женской красоты
Б. смешное изображение кого-либо
B. устрашающее видение
4. Что означает фразеологизм «Танталовы
муки»?
A. муки неразделенной любви
Б. видит око, да зуб неймет
B. попытка разрешить неразрешимую задачу
5. Что означает фразеологизм «между Сциллой и Харибдой»?
A. попасть в безвыходное положение
Б. погнаться за двумя зайцами
B. заманчивое предложение с одной и с другой стороны
6. Что означает фразеологизм «песня Сирены»?
А. ложное обещание
Б.предупреждение о чем-либо
В. любовное признание
7. Что означает фразеологизм «Ахиллесова пята»?
А. один из талантов человека
Б. чувствительное сердце
В. уязвимое место
8, Что означает фразеологизм «Сизифов труд?»
A. плодотворная работа
Б. труд на благо государства
B. тяжелый бесцельный труд
9. Что означает фразеологизм «Авгиевы конюшни»?
A. место для родовитых жеребцов
Б. грязное, запущенное помещение
B. новый отремонтированный офис
10. Что означает фразеологизм «яблоко раздора»?
A. повод к ссоре
Б. предмет, привлекательный для нескольких человек
B. то, что помогает избежать конфликта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
Б
В
Источники русских фразеологизмов
Фразеологизмы русского происхождения
Заимствованные фразеологизмы
Заимствованные из старославянского языка
Заимствованные из западноевропейских языков
Древнейшие заимствования из латинского или древнегреческого языка
Более поздние заимствования из французского, немецкого и английского языков
Приведите примеры из фразеологических оборотов, в которых встречается деепричастие
Не покладая рук, не находя себе места, не переводя дыхания, несолоно хлебавши, положа руку на сердце, не щадя живота, недолго думая, невзирая на лица, не мудрствуя лукаво, говорить чистосердечно, уйти, не получив желаемого.
Найти деепричастия в пословицах. Поясните смысл пословиц, можно привести примеры пословиц других народов схожих по смыслу, а еще лучше с деепричастиями
Избавляясь от дыма, не бросайся в огонь (Грузинская)
Изучая прошлое, поймешь настоящее (Японская)
Начиная дело, о конце помышляй
Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы
Не узнав горя, не узнаешь и радости
Посеяв ячмень , пшеницы не жди
Послав девять глупцов по делу, проследи за ними, чтобы не оказаться десятым
Не зная броду, не суйся в воду
Не давши слова, крепись, а давши , держись
Рассердясь на блох, да и шубу в печь
Снявши голову, по волосам не плачут
Что имеем , не храним, потерявши, плачем
Перед вами перепутанные пословицы.«Распутайте» их и найдите деепричастия: Не давши слова, не суйся в воду. Снявши голову, крепись, а давши держись. Не зная броду, по волосам не плачут.
Задание
Укажите предложение, в котором есть фразеологизм
1.Скажите мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты
В доме было весело
Скоро праздник
Не вешай нос
День был пасмурный
У страха глаза велики
Наша команда- победитель
Набрали ягод- кот наплакал
Цыплят по осени считают
Скоро осень
Он был с ним на дружеской ноге
Мели Емеля- твоя неделя.
Волков бояться- в лес не ходить
Хорошо осенним днем в лесу
Он бил баклуши
Был прекрасный летний день
У страха глаза велики.
Что с ними поделать, их хлебом не корми, а дай похохотать.
ЛОГИЧЕСКИ — ПОИСКОВОЕ ЗАДАНИЕ
Из речи людей каких профессий пришли к нам такие фразеологизмы:
Шито белыми нитками
Стричь под одну гребенку
Этот номер не пройдет
Сбоку припека
Вызвать огонь на себя
Без сучка и без задоринки
В час по чайной ложке
Вспомните такие выражения, встречающиеся в русском языке, из которых пришельцы могли бы заключить, что:
Выражение может летать
У человека множество ног
У земли есть лицо
У опасности, правды, смерти есть глаза
Источник