Сыпать голову пеплом выражение

Сыпать голову пеплом выражение thumbnail

Как известно, некоторые устойчивые словосочетания содержат в себе информацию о различных народных традициях, которые совершали или же совершают по сегодняшний день. К ним относится выражение «посыпать голову пеплом». В этой статье мы рассмотрим, что же оно означает, как появилось, где, когда и зачем его употребляют в речи и можно ли подобрать к нему синонимичные фразы.

«Посыпать голову пеплом»: значение фразеологизма

Толкование выражения – сильно горевать из-за случившейся беды, потери ценного. Вот что значит «посыпать голову пеплом». Это выражение передает глубокую скорбь при утрате, беде. Например, если произошло какое-то большое горе, будь то смерть близкого человека или другая крупная потеря.

что значит посыпать голову пеплом

Дословно устойчивые выражения не стоит воспринимать. Чтобы понять их значение, необходимо рассматривать этимологию фразы. С ее помощью выражение приобретает смысл и становится понятным.

История происхождения данного фразеологизма

Чтобы узнать, откуда в нашей речи появилась эта устойчивая фраза, необходимо открыть Библию. В ней мы узнаем о необычной традиции евреев, которую они совершали при смерти или другом большом несчастье своих близких, а также при собственных бедах. В такие моменты они сыпали на свою голову пепел или же землю. Такой ритуал показывал их скорбь и отчаяние. Он был знаковым и содержал в себе глубокий смысл.

посыпать голову пеплом значение фразеологизма

Теперь, после ознакомления с этимологией выражения «посыпать голову пеплом», значение фразеологизма кажется нам вполне понятным и объяснимым.

Синонимы устойчивой фразы

Рассматриваемый нами фразеологизм можно заменить различными глаголами и выражениями. Например, употребить вместо него следующие слова и сочетания: горевать, скорбеть, тосковать, впасть в уныние. Или же можно заменить другим устойчивым выражением: «рвать на себе одежду». Его смысл такой же, как у фразы «посыпать голову пеплом». Значение фразеологизма также выражает крайнюю степень отчаяния и скорби. При этом ее происхождение также связано с народной традицией. Только она принадлежит уже не евреям, а древним грекам и славянам. Также ее заимствовали и некоторые другие народы. В знак скорби они рвали на себе одежду.

выражение посыпать голову пеплом

Как ни странно, но такая архаичная традиция до сих пор соблюдается некоторыми народами. Стоит также отметить, что рвали не только одежду, но и волосы. Это выражало полное отчаяние. Не случайно есть такое выражение, как «рвать на себе волосы». Оно тоже является синонимичным фразеологизмом для рассматриваемой нами фразы.

Употребление выражения

Вряд ли в современной разговорной речи мы можем услышать фразу «посыпать голову пеплом». Значение фразеологизма, даже если и известно кому-то, немногие решатся употребить такое словосочетание. Оно может украсить их речь и с таким же успехом может поставить собеседника в неловкое положение. Скорее этот фразеологизм стоит использовать в СМИ и художественной литературе.

Журналисты и писатели любят вставлять в свои произведения различные устойчивые обороты. Таким образом они оживляют свои работы, делают язык ярче, а описания – более глубокими. В качестве примера можно привести отрывок из повести писателя Юрия Нагибина «Встань и иди». «И то, что после ареста отца меня лишили воскресного рубля, было скорее ритуальным жестом, вроде посыпания пеплом главы, нежели необходимостью». Как мы видим, писатель использовал в своей повести рассматриваемое нами выражение. Таким образом он сумел показать читателям, что жест был ритуальным, то есть он был хоть и не оправдан, но обязателен, словно традиция посыпать голову пеплом, как у древних евреев.

Заключение

Рассмотрев данное выражение, мы узнали его значение, историю происхождения, подобрали ему синонимы и выяснили сферу его применения.

Источник

Ksenia

Знаток

(385)

10 лет назад

Значение

1. Быть в отчаянии, сильно скорбеть.
2. Когда вас охватывает горе или отчаяние, вы, как и все окружающие вас, начинаете плакать, «ломать руки», тяжело вздыхать. Иногда дело доходит до громких рыданий.. . Случается, человек впадает в полное оцепенение.

Древние люди выражали свое горе гораздо более бурно. По ритуальному обычаю, глубоко скорбя о несчастье, принято было раздирать на себе одежды, рвать волосы, посыпать голову землею или пеплом. Вот, например, как описывает Гомер в «Илиаде» скорбь, которая охватила Ахиллеса (или Ахилла) , когда погиб в бою его лучший друг Патрокл: Быстро в обе он руки схвативши нечистого пепла, Голову всю им осыпал и лик осквернил свой прекрасный; Риза его благовонная вся почернела под пеплом. Сам они, великий, пространство покрывши великое, в прахе, Молча простерся и волосы рвал, безобразно терзая.. . Все эти странные, с нашей точки зрения, действия были (да остаются и сейчас у некоторых народов Юга и Востока) естественным выражением у них горя, крайнего отчаяния. Язык сохранил и нам, в нашем быту, следы того времени, когда наши предки вели себя в горе, как Ахилл. Мы говорим «посыпать пеплом голову», «рвать на себе волосы», «раздирать одежды» (или «ризы»), когда хотим выразить крайнюю степень скорби или отчаяния.

1. Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.) . Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастье свое или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, ст. 1) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким…» ,

«Вретище» в переводе со старославянского языка означает «рубище» и «старая, ветхая одежда» .

Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17): «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою… »

Употребляется как иносказание для крайней скорби, печали или разочарования, для сожаления о своих неверных поступках.

Аналог другого известного выражения — «рвать на себе волосы» .
[прав. ] Синонимы

1. частичн. : рвать на себе волосы

Polina Chirkova

Ученик

(97)

10 лет назад

Посыпать голову пеплом — (книжн. ) предаваться крайней скорби по случаю какой-либо утраты, бедствия. Выражение восходит к Библии, где описывается обычай евреев посыпать головы пеплом или землей во время траура или по поводу какого-нибудь несчастья. Этот обычай был свойственен и другим народам Юга и Востока.

Читайте также:  Аллергия сыпь на коленках

Вишенка

Просветленный

(21356)

10 лет назад

Посыпать пеплом голову

Когда вас охватывает горе или отчаяние, вы, как и все окружающие вас, начинаете плакать, «ломать руки» , тяжело вздыхать. Иногда дело доходит до громких рыданий.. . Слу­чается, человек впадает в полное оцепенение.

Древние люди выражали свое горе гораздо более бурно. По ритуальному обычаю, глубоко скорбя о несчастье, при­нято было раздирать на себе одежды, рвать волосы, посыпать голову землею или пеплом.

Вот, например, как описывает Гомер в «Илиаде» скорбь, которая охватила Ахиллеса (или Ахилла) , когда погиб в бою его лучший друг Патрокл:

Быстро в обе он руки схвативши нечистого пепла,
Голову всю им осыпал и лик осквернил свой прекрасный;
Риза его благовонная вся почернела под пеплом.
Сам он, великий, пространство покрывши великое, в прахе,
Молча простерся и волосы рвал, безобразно терзая.. .

Все эти странные, с нашей точки зрения, действия были (да остаются и сейчас у некоторых народов Юга и Востока) естественным выражением у них горя, крайнего отчаяния.

Язык сохранил и нам, в нашем быту, следы того времени, когда наши предки вели себя в горе, как Ахилл. Мы говорим «посыпать пеплом голову» , «рвать на себе волосы» , «раздирать одежды» (или «ризы») , когда хотим выразить крайнюю степень скорби или отчаяния.

Посыпать голову пеплом — (книжн. ) предаваться крайней скорби по случаю какой-либо утраты, бедствия. Выражение восходит к Библии, где описывается обычай евреев посыпать головы пеплом или землей во время траура или по поводу какого-нибудь несчастья. Этот обычай был свойственен и другим народам Юга и Востока.

Михаил Кактус

Гуру

(4861)

10 лет назад

Выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов, 2, 12; Есфирь, 4, 1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу какого-нибудь бедствия, утраты чего-нибудь ценного.

Источник

Ninaa­rc
[322K]

4 года назад

Сегодня человек, испытывающий отчаяние или горе, плачет, рыдает или впадает в оцепенение. Древние люди свои чувства выражали более эмоционально. Согласно ритуалу скорби они рвали на себе волосы, раздирали свои одежды, а иногда посыпали голову пеплом или землей.

Религиозный древнееврейский обычай обязывал в случае кончины кого-нибудь из близких посыпать непокрытую голову землей или пеплом. В это время скорбящие люди обвиняли себя в произошедшем: не уберегли человека и не оказали помощь. Выражение «посыпать голову пеплом» и сегодня довольно распространено, и означает отчаяние, горе и глубокое раскаяние в чем-либо.

система выбрала этот ответ лучшим

lady v
[627K]

4 года назад

Значение выражения «посыпать голову пеплом» в современном понимании несколько отошло от корней, от истоков его появления в древности. В Библии так описывались погребальные и траурные церемонии, когда в знак скорби и великого горя, пепел и прах высыпали на голову. Похожие традиции отмечены во многих странах Азии, например в Индии. Но сейчас, говоря о том, что «я посыпал себе голову пеплом» уже не подразумевают буквально выполнение этого обещания или крайнюю стадию горя. Так стали говорить, когда пытаются донести до других свое сожаление по поводу свершившегося, причем часто фразеологизм используется в шуточной форме, или как показатель невозможности чего-либо: «что же мне теперь, голову пеплом посыпать?»

m-margo
[15.6K]

7 лет назад

В иудаизме в древности голову пеплом посыпали в знак скорби по ушедшим близким и родным, в знак солидарности и скорби по поводу какого-либо горя массового масштаба или какого-то другого несчастья…

Это связано с тем, что от горя наши головы седеют и, посыпая свои головы пеплом, наши предки, как бы, «седили» свои волосы…

[поль­зоват­ель забло­киров­ан]
[18K]

7 лет назад

Из Библии.Это древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастье свое или своих близких.

Это выражение пошло от реального действия по осыпанию головы пеплом или землей у еврейского народа, когда случалась скорбь — умирал родственник, случалось несчастье, постигало горе…

Осыпание головы пеплом (прахом) означало великое сожаление и согласие с Роком, с волей Создателя — «тело человека бренно, из праха возродилось, в прах и уйдет, лишь душа вечна»

Знаете ответ?

Источник

В этой статье пойдет речь о выражении, которые каждому из нас приходилось слушать: «посыпать голову пеплом». Что значит и откуда пришло к нам это выражение, смысл которого настолько глубок и неоднозначен, и не оставит равнодушным ни одного человека?

Как говорят, человек за одну ночь может стать седым, так и пепел в волосах на голове символизирует печать и скорбь. Это раскаяние и принятие всех мук на свои плечи.

посыпать голову пеплом

История возникновения

Посыпать головы пеплом было принято в давние времена среди представителей еврейской национальности. Более того, описанное действо можно встретить в Библии. В книге Есфири рассказывается о Мардохее, который в знак скорби и отчаянья от настигшего его горя посыпал голову пеплом, когда узнал о гибели иудейского народа, вырезанного по приказу царя Артаксеркса.

В древние времена у еврейского народа был такой обычай: в знак скорби в связи со смертью родных и близких людей посыпать голову землей или пеплом. Было принято в день похорон или в момент получения страшного известия бурно проявлять свои чувства: громко кричать, плакать. Возможно, чувство вины поглощает человека, перенесшего потерю, поэтому посыпание головы пеплом расценивалось как последнее «прости». Нежелание расставаться с родным и близким человеком, уходящим в сырую землю, выглядело как ритуал возможного соединение с умершим.

посыпать пеплом голову значение

Значение

Посыпать голову пеплом — это другими словами: скорбеть, горевать, громко плакать о смерти близкого человека, потеря которого вызывает две сильные эмоции, действующие поочередно, волнообразно: печаль и горе. Горе выплескивается бурно, оно протестует, восстает против потери, требует вернуть все на круги своя, а печаль – чувство смирения и осознания настигнувшего горя. Печаль пассивна, она держит в своем плену человека долгое время, горе подобно удару волны о каменную скалу с невероятной силой, которая тут же отпускает свою добычу, но полностью ее лишает самообладания.

Читайте также:  5 дней ребенку сыпь

Значение выражения «посыпать пеплом голову» имеет сходство с чувством печали. Пережить этот тяжелый период можно лишь в присутствии тех людей, которые вместе способны разделить горечь утраты. Значение этого печального события становится глубоким и значимым, если о нем рассказать другим людям, увидеть их реакцию на происшедшее. Толкование значения «посыпать пеплом голову» может быть крайне важно, она подобна сигналу того, что человек «нормально, а главное, правильно» реагирует на горе. Тревогу должен вызывать не крик и слезы, а отсутствие таковых, которое свидетельствует о неосознании факта потери близкого, что может привести в дальнейшем к психологическим проблемам.

День сегодняшний

В настоящее время не принято бурно или открыто выражать свои эмоции по поводу потери близкого человека. Нам кажется неуместным поступать так, как это делали наши предки: рвать на себе одежду или посыпать голову пеплом. Что только люди не придумали, что только не изобрели! Но никто не даст четких инструкций, как пережить горе, что делать, как быть? Как принято говорить: жизнь продолжается и ее не остановить, так же всходит солнце, рождаются дети, смеется молодежь. Чувство смирения, раскаяние завладевают душой.

Стоит упомянуть о том, что выражение подобного рода хоть и используется в разговорной форме, но смысловое значение в сравнении с давними временами искажено. Когда говорят «посыпать голову пеплом», могут иметь в виду, что человек принимает нарочито несчастный вид, выставляет свое горе напоказ, как один из вариантов для того, чтобы разжалобить.

посыпать голову пеплом что значит

Заключение

В заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что жизнь человека состоит из взлетов и падений, счастья и горя, потери и приобретений. Переживая тяжелые времена в жизни, люди научились несколькими словами передавать ту бездну горя, которую хоть раз в жизни, но придется испытать каждому живущему на Земле. Облегчить это чувство не удастся никому, но стоит знать, что страдания по умершему близкому человеку – это процесс принятия и осознания.

Источник

В католических храмах – костелах – в раннее субботнее утро накануне Пасхи проводят обряд благословения огня и воды. С помощью кресала высекают искру и зажигают новый огонь. Пасхальную свечу освящают, в храмах звучит гимн «Да возрадуется!», за которым следует чтение 12 пророчеств. Также освящают и крещальную воду. От пасхальной свечи верующие зажигают другие пасхальные свечи и несут огонь в свои дома. Считается, что огонь и воск пасхальной свечи обладают чудодейственными свойствами и защищают от злых сил. Пасхальная святая вода также наделена божественными свойствами.

В Италии сжигают вербу и хранят целый год

Люди верят, что святая вода изгоняет нечистый дух, возвращает здоровье, защищает от недугов и злых чар. Святую воду пьют сами и дают детям, ею умываются, освящают дом и добавляют в еду. Празднику Пасхи предшествует пост, однако он не так строг, как православный Великий Пост. Запрет на мясную пищу действует лишь по определенным дням, например по пятницам и в среду последней недели перед Пасхой, которая также носит название «пепельной». В эту среду католики по традиции посыпают голову пеплом, подчеркивая свое раскаяние в совершенных грехах. Пепел используется не обычный, любой, а особый, святой. Вербные ветки, освященные в прошлом году, сжигают, а пепел собирают и хранят целый год, для того, чтобы посыпать им голову в «пепельную среду».

В Страстной четверг после мессы новоизбранный папа Франциск обратился с пронзительной проповедью, обращенной прежде всего к пастырям: «…Мы должны всегда оживлять благодать и распознавать в каждой просьбе, порой неуместной, порой чисто материальной или даже банальной – но это только на первый взгляд – желание нашего народа быть помазанным благоухающим елеем. Священник, который мало «выходит» из себя, который мало помазывает – не говорю «совсем не помазывает», потому что, слава Богу, народ крадет у нас помазание (как женщина, страдавшая кровотечением, у Иисуса) – такой священник теряет для себя лучшее от нашего народа, то, что способно задействовать самую глубокую часть его священнического сердца.

Тот, кто не «выходит» из себя, вместо того, чтобы быть посредником, постепенно становится маклером, менеджером. Все мы знаем разницу: маклер и менеджер “уже имеют свою награду”, и поскольку главное для них – это корыстный интерес, а не сердце, то они никогда не получают искренней благодарности, рождающейся из сердца. Этим, собственно, и объясняется неудовлетворенность некоторых священников, тех, кто пал духом и превратился в своего рода коллекционеров антиквариата, или новинок, вместо того, чтобы быть пастырями, “пахнущими своими овцами”. Об этом я вас прошу: будьте пастырями, “пахнущими своими овцами”, пастырями среди своей паствы и ловцами человеков».

В католицизме пост разрешено не соблюдать беременным женщинам, кормящим мамам, детям, слабым и больным людям. Гости так же могут не придерживаться постных традиций, чтобы не обидеть хозяев. Такие же правила и для путешественников, которые могут и не найти поблизости необходимых для поста блюд.

Символом католического, так же как и православного праздника Пасхи, являются крашеные яйца. Католики освящают приготовленную на Пасху еду, иногда относя ее в храм, а иногда дожидаясь приходского священника, который проводит обряд освящения в субботу прямо в домах прихожан. В воскресное утро, после праздничного богослужения, католики завтракают всевозможными блюдами из яиц — крашеными и сваренными вкрутую яйцами, омлетом, яичницей. На стол подают также специальный пасхальный хлеб, мясные блюда. Праздничный стол обязательно декорируют, украшают свечами, пасхальными корзинками, декоративными яйцами, весенними цветами и пасхальными кроликами. Популярны и пасхальные яичные игры: катание яиц по наклонной плоскости, кидание и стучание яйцами друг об друга. Принято дарить подарки близким родственникам, детям, крестникам и возлюбленным.

Итальянцы — очень набожные люди, а потому празднование Пасхи происходит с должным размахом и великолепием. Среди местных жителей принято разносить по домам своих друзей и соседей крашеные пасхальные яйца и освященный огонь, зажженный в церкви. Наиболее привлекательное зрелище — крестный ход в Риме. Торжественная костюмированная процессия тянется от Колизея до Палантина, разыгрывая жизнь, страдания, смерть и воскрешение Иисуса Христа. При этом для самих итальянцев это представление не носит развлекательного характера,.

В Германии ищут тайник пасхального зайца

В Германии глубокие и древние традиции празднования Пасхи. Однако в наши дни этот праздник считается детским, что, впрочем, не мешает и взрослым наслаждаться в этот день развлечениями. Главной пасхальной игрой в Германии, как и во многих западных странах, считается поиск шоколадных яиц, спрятанных в доме или во дворе. В пропаже яиц обвиняют Пасхального зайца, который на Западе считается символом этого праздника.

Читайте также:  Красная сыпь в виде кашля

К слову, происхождение кролика в качестве символа Пасхи историки не могут отследить до сих пор, постоянно ломая копья на этом поле брани. Одни говорят, что заяц появился из древнего культа богини весны Eostre, символом которой были яйцо и заяц и в честь которой Пасху на Западе называют easter или ostern. Другие, в свою очередь, утверждают, что заяц — это лунное животное, а начало Пасхи как раз приходится на воскресенье после новолуния.

Сельские жители довольно консервативны и являются живыми носителями старинных традиций и обычаев. В немецких деревнях накануне Пасхи, в субботу, принято жечь костры, на которых, согласно поверью, сгорает все плохое. Кроме того, в Германии на Пасху принято готовить особые блюда. Например, в четверг принято подавать суп из овощей и из зелени, куда обязательно добавляют семь или девять трав.

Поляки обливают прохожих из ведра, а португальцы носят гробы

В воскресенье поляки отмечают Пасху как и положено цивилизованным людям, а на следующий день — в понедельник — на улицах начинается самое настоящее безобразие. Ряженые, разодетые кто во что горазд, бегают по городам и селам с полными ведрами воды, обливая зазевавшегося прохожего. Впрочем, чудесная польская кухня, к которой на Пасху добавляются крашеные яйца и «мазурики» — пироги из песочного теста, с лихвой компенсирует все неприятные моменты, связанные с принудительными водными процедурами.

В Португалии празднование Пасхи проходит, пожалуй, красочнее всего. По улицам городов колоннами маршируют люди с цветами, факелами, флагами и воздушными шарами. Тут же во всю мощь своих легких демонстрируют свое мастерство духовые оркестры. Празднование Пасхи длится несколько дней, в течение которых на улицах португальских городов не умолкают музыка и песни. Интересно завершается Пасха в прибрежных рыбацких городах страны. Здесь проводится обряд, название которого можно перевести как «похороны трески». Местные рыбаки торжественно проносят по улицам гроб, в котором эта самая треска и лежит, при этом распевая веселые песни и выплясывая вокруг гроба. Интересно, что праздник посвящен вовсе не голоду, как может показаться из названия, а наоборот — окончанию поста и разговению. Вероятно, хоронить треску веселая похоронная процессия намерена исключительно в глубинах своих желудков.

Испанцы надевают высокие колпаки

Празднование Пасхи во Франции носит, скорее, светский характер. Французы народ не религиозный. Максимум, что от них можно ожидать: легкий пикник в ближайшем лесу с традиционным поиском спрятанных «зайцем» пасхальных яиц.

Совсем другое дело Испания. Здесь Пасху отмечают серьезно, основательно и даже мрачновато. Подготовку к Пасхе начинают заранее. Так, например, в Вербное воскресенье по улицам испанских городов шествуют процессии монашеских орденов и братств, одетых в высокие колпаки. Монахи несут с собой огромные кресты, свечи, изображения и фигуры различных святых. Все это сопровождается торжественной музыкой оркестров, идущих вслед за монашескими процессиями. В Великую Пятницу на улицах можно увидеть флагеллантов, которые в знак раскаяния и в память о страстях Христовых идут босиком, бьют себя плетьми и всячески умерщвляют свою плоть. Правда, заканчивается все воскресной красочной процессией, которая по уровню веселья и позитива мало чем отличается от праздничных пасхальных шествий в других европейских странах.

Чехи в «Зеленый четверг» едят только зеленые овощи

Пасхальные торжества в Чехии, как и в других христианских странах, начинаются в последние дни Великого поста. Пасхе предшествуют три святых дня: Зеленый четверг, Великая пятница и Белая суббота. Согласно католическим канонам, в четверг накануне Пасхи в последний раз звонят церковные колокола — в народе считается, что потом они улетают в Рим. Священники служат мессу в зеленом облачении. Отсюда и название «Зеленый четверг». Чешские крестьяне в этот день едят овощи только зеленого цвета, чтобы весь год быть здоровыми.

В Великую пятницу священнослужители устраивают крестный ход — в память о том, как Христос нес свой крест на Голгофу. В чешском фольклоре этот день связан с менее печальными легендами. Считается, что в Великую пятницу людям открываются все сокровища, спрятанные в земле и скалах. Кстати, самые праведные люди ровно в полночь могут увидеть самый знаменитый чешский клад, лежащий в Вышеградской скале.

Последний день Великого поста — Белая суббота. Еще 100 лет назад в чешских деревнях с утра перед костелом разжигали костры. Хозяйки разбирали угольки и пепел: угли должны были хранить дом от пожара, а пеплом посыпали поле, чтобы обеспечить хороший урожай. Вечером во всех храмах начинались богослужения — люди славили Воскресение Иисуса Христа. Однако, в чешской языковой культуре не существует ничего наподобие русского «Христос воскрес», «Воистину воскрес». Даже название седьмого дня недели не имеет в чешском языке ничего общего с «воскресеньем».

Молодежь начинала развлекаться только в понедельник, который в Чехии называют Красным.

У чехов есть одна своя, оригинальная пасхальная традиция. В пасхальный понедельник чешские мужчины ходят с так называемыми «помлазками» — плетенными в косичку вербовыми прутьями с ленточками на конце. По традиции, мужчины должны сами сплести плетку из веток ивы или вербы. Но в наши дни плетки чаще всего покупают в магазинах. Мужчины ходят по улицам и легко стегают девушек прутьями. Это традиция еще языческих времен. Но сегодня, пожалуй, никто не знает, в чем ее смысл. Этнографы говорят, что женщине пасхальная «порка» помогает оставаться молодой и красивой, так как ей передается сила и свежесть молодой ветки. А чтобы откупиться от наказания, девушки предлагают кавалерам разукрашенные пасхальные яйца и сладости. Однако, в Чехии есть и ответный обычай. Девушки должны обливать парней водой.

Всю неделю, следующую за великим праздником, в чешской столице проходят народные гуляния в честь прихода весны. Каждый ремесленный цех устраивает собственный праздник. Во вторник обычно проходит праздник портных под довольно прозаичным названием «тюфяк». Портные вывешивают на березке тюфяк из белого полотна, на котором вышита Богоматерь с младенцем, а затем устраивают танцы вокруг дерева или в ближайшей пивной.

Подготовил Сергей БЫЧКОВ

Источник