Сыпать песок в гробу

Сыпать песок в гробу thumbnail

Июнь 2020

ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Для поиска введите слово:

Облако тэгов

Сыпать песок в гробу

Количество записей: 105

01 ноября 2013

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста — хоронили сына, на кладбище перед закрытием гроба новый священник сказал, что закрывать саваном лицо и посыпать песком тело должны родители. И второй вопрос: обязательно ли сопровождение гроба с телом из церкви священником, или нет?

евгений

Евгений, на самом деле не важно, кто закрывает тело саваном и посыпает песком. Но в наших деревнях вокруг этих простых обрядов накручено столько панических и глупых страхов – мол, смерть придет, сыну хуже сделаешь – что народ просто разбегается по кустам, когда надо предавать близких земле. Поэтому, я думаю, батюшка Ваш просто столкнулся уже с какой-то подобной дикостью и решил ее искоренять – и правильно делает. Вообще, оказать усопшему близкому человеку последние на земле услуги – обиходить тело, уложить тело в гроб, накрыть саваном, сопроводить усопшего до кладбища, донести гроб до могилы, посыпать землей – это такое дело любви, сострадания, милосердия, которое обязательно должны делать близкие родственники, друзья, те, кто любит. Это – честь, это – долг и почетнейшая, трогательная обязанность! А у нас всего этого боятся… Что касается второго вопроса, то, если священник имеет для этого время и силы, а кладбище находится в черте его прихода, то есть вблизи храма, то священник может проводить тело до могилы, так как это и для него возможность отдать последние почести христианину, который был прихожанином храма, которого он лично знал.

игумен Никон (Головко)

07 октября 2013

Здравствуйте батюшка, 4,5 года назад, мы венчались с мужем, на наши венчальные головные уборы,короны(извините не знаю как правильно их называть)был брошен черный платок,ответьте пожалуйста,что это значит?Очень надеюсь на ваш ответ, помогите

Людмила

Людмила, вообще-то я впервые слышу о таком, какая-то странная история. Но Вы не смотрите на внешние знаки. Над вами совершено таинство венчания, радуйтесь, что Господь сподобил вас венчаться. Остальное же зависит от Вас, от того, как Вы дальше будете жить. Ходите в церковь, исповедуйтесь и причащайтесь, делайте добро, и ни какая темная сила не сможет Вам навредить. А вот если человек живет без Христа, без Церкви — тогда у человека нет защиты, и дьявол может его поработить.

иеромонах Викторин (Асеев)

26 сентября 2013

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что делать с листом бумаги, на котором написаны грехи, мы с мужем исповедались перед венчанием и листики забрали с собой. Может, их надо было сжечь? Спасибо!

Анна

Анна, листочки, на которых Вы пишете свои грех, можно просто порвать и выбросить в мусорное ведро, если, конечно в них не упоминаются Бог, Богородица или святые. В таком случае можно их сжечь.

иеромонах Викторин (Асеев)

19 сентября 2013

На перекрестке деревни установлен крест с иконой Иисуса. Иконка от времени ветхая. К празднику Вознесения надо заменить иконку. Прошу совета: что делать со старой иконой и можно ли вместо Иисуса поместить образ Божьей матери?

Надежда

Здравствуйте, Надежда! В Церкви все делается по послушанию и с благословения. Прежде чем поменять икону на кресте, нужно обратиться с этой проблемой к благочинному Вашего округа либо к настоятелю прихода, к которому относится деревня. Так Вы решите вопрос правильно.

иерей Владимир Шлыков

16 сентября 2013

На похоронах подарили икону. Сказали, по одесскому обычаю. Можно ли принимать икону и хранить ее дома?

Катерина

Повод подарить икону может быть любой. Переживать за то, что она была подарена на похоронах, точно не стоит. Ничего плохого с вами не случиться от этого. А что такое «одесский обычай» я, честно говоря, не знаю. Видимо, так принято в Одессе поминать близких и утешать родных.

протоиерей Максим Хижий

04 сентября 2013

Здравствуйте батюшка, вопрос от рабы Божьей Лидии.
Хоронили дальнего родственника. Отпевали заочно. Когда перед тем как закрыть гроб посыпали крест песком, то сделали его не правильно, и теперь меня это очень мучает. Скажите, является ли это грехом, и как мне быть, спасибо.

Лидия.

Нет, Лидия, это грехом не является, главное — что Вы это сделали. Обычно раньше вместо песка сыпалась земля, и не в гроб, как сейчас, а сверху гроба, в могилу: когда гроб опускали в могилу, то первым горсть земли брал священник и с пожеланием усопшему вечного покоя бросал ее в могилу. Бросал он эту землю не просто так, а естественным для священника образом, то есть крестообразно, да собственно, так и всем остальным следует ее бросать, однако, это просто традиция, обряд. Теперь, если отпевание совершается заочно, священник, так как он лично не будет присутствовать у могилы, просто делегирует это свое действие кому-то из молящихся людей.

игумен Никон (Головко)

14 августа 2013

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, можно ли надевать фату, выходя замуж второй раз? В первом браке не венчались, сейчас собираемся.

Алена Фирсова

Здравствуйте, Алена! Можете надеть, если желаете. Тем более, что на венчании голова у женщины должна быть покрыта.

иерей Владимир Шлыков

12 августа 2013

Можно ли мне, чужому человеку, провожать к невесте жениха (не мой сын) из моего дома? Он едет выкупать невесту со своего родного дома. Родителей жениха у меня не будет. Нужно ли мне говорить слова благословения жениху? Спасибо за внимание.

Людмила

Здравствуйте, Людмила! Благословить на брак должны родители. Они могут сделать это заранее, а не в день свадьбы. А все остальное из того, что Вы перечислили, относится к народным традициям и суевериям, поэтому не играет никакой роли.

иерей Владимир Шлыков

12 июля 2013

Нужно ли проводить поминальный обед на 9 день до 12 часов?

Анатолий

Нет, это не обязательно. Наоборот, обычно днем едут на кладбище, а поминки проводят уже ближе к вечеру.

диакон Илья Кокин

21 июня 2013

Добрый день, мы собираемся крестить сыночка, очень ждем этого события. Многие наши близкие люди говорят, что после крещения нужно устраивать застолье. Как Вы считаете, это правильно, не будет ли это грехом? Я сама отношусь к этой идее негативно, сердцем так чувствую, т. к. крещение это таинство.

Читайте также:  Сыпь на теле чешется похожи на укусы комаров

Евгения

Евгения, крещение — это Великое таинство, и относиться к нему нужно трепетно и ответственно. Крещение ребенка — очень радостное событие, и, конечно, его хочется отметить застольем. Застолье только дополняет эту радость, и ничего в этом плохого нет, если вы будете справлять трапезу. Только нужно помнить, что все должно быть в меру. Как говорится в Священном Писании, «вино веселит сердце человека», но там же сказано: «не упивайтесь вином». Так что все в меру, и тогда все будет на пользу души и тела.

иеромонах Викторин (Асеев)

13 июня 2013

Добрый день, подскажите, пожалуйста, на каком пальце какой руки можно носить кольцо «спаси и сохрани» незамужней девушке? Я ношу на левом безымянном, но мне сказали, что на нем носят только разведенные? Так ли это?

Алена

На этот счет нет никаких правил. Носите на том, с которого не спадает и на котором не жмет.

диакон Илья Кокин

06 июня 2013

Здравствуйте, уважаемые батюшки! У меня возник вопрос после посещения Греции. Дело в том, что там в церковь женщинам разрешается ходить в брюках и без головного убора, и во время службы все сидят на скамейках, встают только при чтении определенных молитв. Просто непонятно, тоже православная страна, православный храм с такими же службами, молитвами, иконами, а правила разные. У них это в порядке вещей, а у нас и в храм не пустят, да еще и обругают. Помогите разобраться, пожалуйста.

юлия

Юлия, в Греции, действительно, несколько другие правила, но они, к сожалению, появились отнюдь не по духовным причинам, а по самоволию, и связаны с событиями в истории страны. Обращать на них внимания, а тем более копировать их, не надо, держитесь благочестия, принятого у русских.

игумен Никон (Головко)

15 мая 2013

Здравствуйте! Как правильно прикладываться к Плащанице? Можно целовать только Евангелие и ноги, а руки нельзя, т. к. мы слишком грешные и недостойны целовать руки? В интернете поискала — там по-разному: одни говорят, что можно руки целовать, другие, что нельзя ни в коем случае. Я раньше прикладывалась и к рукам, — я согрешила и надо покаяться на исповеди?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! По традиции целуют Евангелие и ноги Спасителя. Самое главное – не целовать лик. Если Вас что-то смущает, лучше сказать об этом на исповеди.

иерей Владимир Шлыков

17 апреля 2013

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я знаю, что в страстную пятницу нельзя ничего делать, а вышивать можно?

Наташа

Наталия, дни Великого поста — особое время, когда все мы, православные христиане, более обычного смотрим в самих себя, стараемся найти в себе изъяны, недостатки и исправить их. Основное наше занятие при этом, помимо основной работы, — это домашняя и церковная молитва. Страстная седмица более строгая, чем другие, в эти дни мы особо готовимся к празднику Пасхи. Однако рукоделие, если оно не мешает молитве – занятие хорошее. Так что, когда есть время, чтобы не сидеть без дела, занимайтесь рукоделием, и не смущайтесь. Вышивать в дни страстной седмицы, в том числе и в пятницу, можно.

иеромонах Викторин (Асеев)

15 апреля 2013

Здравствуйте,батюшка.Объясните, пожалуйста, подробно, как нужно приветствовать священника в храме и вне?

Наталия

Наталия, в храме Вы подходите к священнику и берете у него благословение, этим самым Вы его приветствуете, и после этого можете к нему обратиться .Вне храма Вы просто здороваетесь и, если хотите ( не обязательно), берете благословение.

иеромонах Викторин (Асеев)

10 апреля 2013

Спаси Господи! Простите, что беспокою. Я не знаю, надо ли креститься возле храмов, кладбищ и т. д., когда, например, едешь в транспорте каком-то, или прходишь мимо. Я вижу, что люди постарше крестятся. Но мной одолевает какое-то смущение, может, потому, что не знаю значения этой традиции. Спасибо за Ваши ответы.

Віта

Когда мы проходим или проезжаем мимо церкви, то, конечно, нужно креститься. Тем самым мы выражаем свою принадлежность к Православию, как бы говорим, что мы — православные христиане, и стесняться этого не следует.

иеромонах Викторин (Асеев)

02 апреля 2013

Доброе время суток. Я написал икону методом выжигания. Когда хотел ее освятить, сельский священник сказал, что, хоть икона и создана по канонам (сам рисунок), выжженные иконы освятить нельзя. Почему? Если можно написать, вышить, вырезать, то в чем причина того, что нельзя выжечь?

Сергей Светкин

Сергей, в церкви существуют определенные каноны, в том числе и в отношении икон. Прежде чем писать или вышивать икону, нужно на это брать благословение у своего духовника. Нельзя без благословения этим заниматься, да и не всем разрешается писать иконы. Во время написания икон нужно поститься, молиться и причащаться, во время всего процесса вести строгую благочестивую жизнь — это тоже церковный устав. Кстати, лично я не встречал ни разу икон, выжженных на доске.

иеромонах Викторин (Асеев)

26 марта 2013

Здравствуйте. Прошу Вас пояснить, в каких случаях зажигаются дома красные свечи, а в каких случаях желтые. И вообще, есть ли разница, какого цвета свечи зажигать во время домашней молитвы?

Валерий

Валерий, не принципиально, какого цвета зажигать свечи дома. Можно зажигать дома свечи любого цвета, и красные, и желтые, в любое время года. В церкви сложилась традиция, что красные свечи зажигают на Пасху и до праздника Святой Троицы, а в остальные дни — желтые свечи. Цветом свечи мы подчеркиваем значимость праздника, что Пасха особый и самый главный церковный праздник – Воскресение Христово. Также можно это делать и дома, но еще раз напоминаю, что это всего лишь традиция. Никакого греха нет и никакого особого значения нет в том, какого цвета (красного или желтого) мы используем свечи в тот или иной церковный праздник.

иеромонах Викторин (Асеев)

26 марта 2013

Здравствуйте, батюшка! Моя мама Надежда умерла много лет назад, в советские времена, когда ее не стало — меня не было рядом, и теперь это уже заграница. 22 марта ей провели заочное отпевание и дали землю. Подскажите, как мне с ней поступить? Так как в ближайшее время я не смогу съездить на могилу к маме, могу ли я захоронить часть земли сейчас у кого-либо из новопогребенных (хоть и незнакомых людей), а часть сохранить до того момента, когда смогу посетить собственно могилку? И что вообще нужно делать после отпевания в моем случае?

Читайте также:  Температура и сыпь какой вирус

Любовь

Да, Любовь, Вы все правильно решили, так сделать можно, так и надо поступать. Более того, если хотите, то даже всю землю, данную Вам, полностью Вы можете захоронить на кладбище. Эти действия, в сущности, обряд, и поэтому здесь существует определенная степень свободы.

игумен Никон (Головко)

22 марта 2013

При отпевании усопшего родственники стояли с незажженными свечами (никто не подсказал), и на гроб тоже не зажгли, хотя были предусмотрены лампадки. Отпевание прошло с нарушением?

Наталья

Нет, Наталья, не беспокойтесь, свечи – это лишь символ молитвы, а главное в отпевании – это сама молитва, Ваша молитва о усопшем.

игумен Никон (Головко)

Источник

«Из тебя уже песок сыпется», — часто с некоторым сарказмом говорим мы о человеке, чей возраст, по нашим понятиям, уже не соответствует реализации им задуманного. При этом все прекрасно понимают — высказывание имеет отношение к наступившей старости, но вряд ли сумеют вразумительно объяснить, почему. Попробуем разобраться в предыстории появления данного фразеологизма.

Фразеологизм "Песок сыпется"

Несколько слов о моде

Стремление к удовлетворению двух главных потребностей человека — в еде и одежде — способствовало динамичному развитию общественной жизни именно в этом направлении. Каждый имел возможность выделиться из окружения, предпочитая особый наряд или блюдо. Если его стиль становился популярным и все большее количество людей хотело его придерживаться, то это превращалось в моду.

Она всегда была непродолжительной по времени, взаимодействуя с самобытностью общества и другими направлениями культуры. При этом оставляла некий замысловатый отпечаток в истории через тот или иной фразеологизм. «Песок сыпется» — это выражение, которое имеет несколько версий своего происхождения. Сначала рассмотрим ту, которая связана с европейской модой XVI века.

Откуда пошло выражение "песок сыпется"

Версия первая

Откуда пошло выражение «песок сыпется»? Его корни берут начало в Европе. Итак, XVI век — период суровых реформ, а также господства инквизиции. Богохульники подвергались гонениям, жестоким истязаниям и даже смерти. Очень сложно представить такое орудие пыток, как «тисочки для яиц», но тогдашние еретики испытывали его на себе. Мужское достоинство всегда имело большое значение, подобное обращение с ним в те времена способствовало повышенному вниманию к детородному органу со стороны общества.

И дабы восполнить унижение, в мужской моде Франции появляется и всячески украшается новый аксессуар одежды — гульфик (от голландского gulp). Это специальный мешочек или брючный карман, куда вкладывался детородный орган. Это не просто очередное веяние моды, это своеобразный вызов Папе Римскому, ибо инквизиция посягнула на наиболее уязвимую часть мужского тела.

Со временем мужской орган культивировался все сильнее, заставляя сердца дам учащенно биться при взгляде на необычный карман для фаллоса.

Гульфик шили из шелка и бархата, самых дорогих тканей того времени, украшали жемчугом и расшивали золотыми нитями. Мужчины соперничали между собой, переманивая на себя восхищенное внимание придворных дам. Старые ловеласы тоже не упускали возможность продемонстрировать окружающим: «Я еще ого-го!» С этой целью они подкладывали мешочки с песком в свои гульфики. Однако после длительного использования, во время танца или при резком движении те легко могли порваться, оставляя на полу дорожку из песка.

Это вызывало дружный смех, и вслед бедолаге звучало: «А из этого-то уже песок сыпется»!

Из тебя уже песок сыпется

Версия вторая

Сегодня отдельные ученые дают иное объяснение, откуда пошло выражение «песок сыпется». В русскую речь оно вошло в XVIII веке и связано с именем Петра I. Император, предпочитающий все европейское, ввел в армии новую форму, которая для русского мужика была абсолютно непривычной.

Узкие брюки, похожие на современные леггинсы, так стягивали мужское достоинство, что служивые вынуждены были пойти на некоторую хитрость, чтобы сделать их удобнее. Они выкраивали по два дополнительных мешочка размером чуть больше своих гениталий и привязывали их к поясу. Чтобы избегать трения при движении, оба аксессуара наполнялись песком. Это помогало также снимать давление на фаллос.

В те времена служба длилась 25 лет, поэтому у старослужащих мешочки прорывались из-за ветхости ткани. Если песок сыпался вслед солдату, значит, срок его службы подходил к окончанию. Поэтому с определенной долей сарказма о нем можно было говорить как о дряхлом, старом человеке.

Наименее распространенная версия

Часть историков имеет другое предположение, откуда пошло выражение «песок сыпется». Ученых смущают два момента: во-первых, широкое распространение фраза получила лишь в XIX веке, во-вторых, в обиходе она применяется не только по отношению к мужчинам, но и к женщинам.

По их версии, объяснение весьма просто и восходит к физиологии человека. С годами в организме часто образуются камни. Подобной болезни подвержена часть органов: почки, желчный и мочевой пузырь, печень. Когда с мочой из организма выходит песок, например, это свидетельствует об определенном возрасте человека. Отсюда и стали с юмором говорить, что из стариков «песок сыпется».

Откуда пошло выражение "Песок сыпется"

Вместо заключения

Мы разобрали несколько версий, проливающих свет на то, откуда пошло выражение «песок сыпется». Данный фразеологизм относится к одному из наиболее часто употребляемых и применяется для того, чтобы подчеркнуть почтенный возраст лица, о котором говорят. Наиболее предпочтительным кажется объяснение о связи высказывания с модой Средневековья. А его использование применительно к дамам может быть объяснено тем, что в обиходе люди перестали задумываться об истории происхождения фразеологизма.

Источник

«Предание земле»

Обряд погребения — «предания земле» — в настоящее время совершается чаще всего тоже в храме, сразу после отпевания. И связано это с тем, что кладбища в городах часто находились далеко от действующей церкви и священник не мог проводить умершего до могилы, как на селе. Впрочем, по желанию родственников священная земля после отпевания может быть выдана кому-то из близких покойного, чтобы совершить этот обряд («предание земле») непосредственно у могилы перед самым захоронением.

Освященная земля в пакетике кладется в начале отпевания на аналой рядом с «разрешительной молитвой». Если «предание земле» совершается в храме (что, кстати, считается наиболее предпочтительным и благодатным в этом христианском обряде), то оба обряда как бы соединяются в один. Завершается чин отпевания после «разрешительной молитвы» и пения «вечной памяти». Наступает самый напряженный, эмоционально обостренный, горький момент для родных и близких. Последний взгляд на лицо усопшего, сейчас закроют его саваном — навсегда, навечно… Провожающие гасят свечи и под продолжающееся пение певчими стихир подходят к гробу — к последнему прощанию и целованию. Осеняют себя крестным знамением, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. (Если отпевание служится при закрытом гробе, то целуют крест на крышке гроба или руку священника.)

Читайте также:  Сыпь на шей рука лицо

Саваном покрывают лицо покойного, и — со словами «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущи на ней» — священник крестообразно посыпает землей закрытое покровом тело. При этом поется тропарь «Со духи праведных…».

После «предания земле» гроб накрывают крышкой и забивают.

С пением «Трисвятого»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» — гроб выносят из храма, и церковный клир певчие, диакон с кадилом и священник с крестом — провожает процессию до церковной ограды, благословляя на исполнение последнего земного долга — на погребение. Процессия отправляется к кладбищу или в крематорий.

Сожжение покойников — обычай древний. В Греции и Риме он считался предпочтительнее погребения тела в земле, но был дороже и потому становился посмертным уделом богатых или прославленных. Урны с прахом погребали в земле, ставили в скальных пещерах, в специальных сооружениях вроде склепов или святилищ.

Поразительно, но именно огнепоклонники-зороастрийцы никогда не сжигали тела своих покойников. Мертвое тело уносили на скалы, со временем стали помещать в специальных «башнях молчания» — и в том, и в другом случае труп отдавался на волю стервятникам. Мертвая плоть таким образом не соприкасалась ни с одной из «чистых» почитаемых стихий Вселенной: ни с огнем, ни с водой, ни с воздухом, ни с землей. И только «очищенные» кости ссыпались в колодец внутри «башни молчания».

В дохристианской Руси славянин так объяснял путешественникумусульманину предпочтение обряда сожжения: «Вы берете самого любимого вами из людей и самого уважаемого вами и оставляете его в прахе, и едят его насекомые и черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он немедленно входит в рай». Сожжение, по рассказу путешественника, проходило на корабле, поставленном на берегу на сваи, под ним разожгли костер. На корабле лежал покойник — «выдающийся муж из их числа», в богатой одежде, среди парчи, душистых трав, еды и питья… Не прошло и часа, как корабль, и дрова, и девушка (принесшая себя в жертву. — Авт.), и господин превратились в золу, потом в пепел. Потом они соорудили на месте этого корабля нечто вроде круглого холма и водрузили в середине его большое бревно, написали на нем имя этого мужа и имя царя русов и удалились» (записки Ибн Фадлана, посла халифского Багдада в Волжскую Булгарию в 921-922 гг.).

Христианская традиция отвергла обряд сожжения, однако исключение приходилось делать во время повальных эпидемий или войн. В XIX веке в Европе началось движение за распространение кремации. Протестанты согласились с этим обрядом быстрее, ибо ни молитв при погребении, ни заупокойных служб не совершают. Католическая церковь признала кремацию возможной только в 1962 году в тех случаях, когда она совершается по причинам, не противоречащим вере. Русская Православная Церковь официального благословения на кремацию не дала и по сию пору, хотя признает, что запрещения на сожжение трупов в священных текстах нет. Поэтому покойников отпевают и перед кремацией, а иногда приглашают священника и в ритуальный зал крематория.

Отпевание и погребение по возможности совершаются на третий день (считая день смерти первым). По христианской традиции, если тело усопшего находится в доме и есть возможность пригласить священника, то перед выносом служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг гроба.

Крышку гроба по обычаю в дом не вносят, а ставят у дверей снаружи, узкой стороной вниз. Выносят гроб открытым, ногами вперед, с троекратним пением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». (С пением этой же молитвы гроб выносят из храма после отпевания.)

Для поминовения усопшего у могилы после захоронения готовится кутья. Поминальная кутья берется с собой в церковь на отпевание и ставится со свечой посередине возле гроба на специально приготовленный столик. Свеча над кутьей во время служения чина отпевания так же зажигается, как и в руках молящихся у гроба.

Рецепты приготовления кутьи.

1. Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, цукатами, маком — по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить.

2. (1 стакан риса, 100 г изюма без косточек, 100 г меда)

Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм, соединить с рисом, подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

Следует знать, что отпевание усопшего может совершаться как в храме (при внесении внутрь церкви гроба с покойником), так и на дому. Иногда отпевание усопших идет в церкви, хотя умерший — дома или в больнице. Тогда родственникам выдается венчик, который кладется при прощании на лоб умершего, и освященная земля. Землю после прощания и покрытия лица покойного саваном кто-нибудь из близких посыпает на него крестообразно вдоль гроба от головы к ногам и слева направо. После этого гроб накрывают крышкой и заколачивают.

В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают.

Человек, сознательно покончивший жизнь самоубийством, согласно церковным правилам лишается православного погребения. Для того чтобы заказать отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменного разрешения правящего архиерея, подав ему прошение, к которому прилагается медицинское заключение о душевной болезни и причине смерти.

Над крещеными младенцами совершается особое отпевание — как над безгрешными: Церковь не молится об оставлении их грехов, а только просит сподобить их Царства Небесного. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми, умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).

Допускается — как исключение из церковных правил — отпевание заочное, если покойник не может быть доставлен в церковь (погиб в чужих краях или есть иные особые обстоятельства).

Источник