Сыпать с песком у тепловоза
Здравствуйте!
Зачем локомотиву песок? Это очень серьезный вопрос. Песок каждому локомотиву, электропоезду, дизель-поезду и другому тяговому подвижному составу просто необходим! Песок увеличивает коэффициент сцепления колеса с рельсом, проще говоря, предотвращает боксование колесных пар, уменьшает тормозной путь при экстренном торможении поезда и существенно снижает риск движения колесной пары «юзом» при экстренных торможениях.
Подача песка под колеса
Боксованию подвержены все виды передач: электрические, гидравлические и гидромеханические. Все электровозы, тепловозы, электро-и-дизель-поезда оснащены системой подачи песка под колесные пары. Рельсы и круги катания бандажей колесных пар относительно гладкие, это и видно, если присмотреться. Но это не совсем так, поверхность рельс и колес имеет микроскопические шероховатости, неровности, выбоины и т.д., вот за счет этого поверхности колеса и рельса контактируют друг с другом в одной единственной точке и локомотив движется, еще добавляется сюда и большой вес локомотива. Если бы все было идеально гладко, никакой локомотив не стронулся бы с места! Что поделаешь, везде физика. Но так как эти поверхности все-же не резиновые колеса и асфальт, то конечно боксование явление довольно частое.
Искры от боксования колес
Еще этому способствуют дожди, наледи, иней и роса на рельсах, вот в этой ситуации цепляться поверхности колеса не за что и крутится оно все быстрее и быстрее. А если локомотив трогается с места с поездом, особенно тяжелым, поезд следует по затяжному подъему и еще много разных ситуаций, становится понятно-без песка не обойтись! Например, боксование на электровозе или тепловозе с электрической передачей может привести к серьезным последствиям, если его не предупредить и не прекратить – якорь тягового электродвигателя начинает увеличивать обороты, лавинообразно растет напряжение, возникает большая центробежная сила и большие перегрузки, электродвигатель может даже пойти «вразнос». В общем, ТЭД может сгореть или разрушиться его коллектор и якорь (центробежная сила). По своему опыту помню, как возникали так называемые «перебросы» — отгорали щетки и щеткодержатели а на коллекторах появлялись характерные «цвета побежалости», все из-за боксования.
Ничего хорошего боксование не сулит и гидравлическим передачам.
Деформация рельс после боксования
Система подачи песка на локомотивах состоит из бункеров для сухого, повторюсь, очень сухого песка, системы пневмопроводов, электропневматических вентилей, форсунок и непосредственно самих наконечников, направленных под колеса. Наконечники устанавливаются под крайние колесные пары на тележках. Емкость бункеров на каждых локомотивах разная, они располагаются в кузове локомотива, загрузка их песком осуществляется через каналы, плотно закрытые крышками. На тепловозах крышки как правило находятся сбоку кузова и в передней части, а на электровозах на крыше.
Экипировочный пункт
Экипировка песком производится в депо или на экипировочных пунктах при смене локомотивных бригад. Подача песка под колеса из бункера производится сжатым воздухом, посредством электропневматических вентилей. Песок проходит через форсунки и далее по трубопроводу к наконечникам а оттуда под колеса локомотива. Форсунки регулируются ремонтным персоналом на необходимую величину количества песка. Эти регулировки производятся при переходе на летний или зимний период. Величина подачи песка устанавливается для каждого локомотива его инструкцией по техническому обслуживанию и эксплуатации.
Управление подачей осуществляется с пульта машиниста кнопкой и педалью, расположенной под ногами у машиниста, отдельно пескоподача может осуществляться под первую колесную пару (особенно при трогании с места), также может осуществляться автоматически. Сигнализация о наличии боксования подается машинисту миганием сигнальной лампочки на пульте и специальным зуммером, но любой машинист это увидит по приборам – килоамперметру и киловольтметру ТЭД на пульте, ну и очень хорошо слышно в кабине, если пошла боксовка. Вот машинист и подаст песок под колеса, предотвратив нехороший режим работы электродвигателей.
Еще подача песка необходима при экстренном торможении для уменьшения тормозного пути и для предотвращения образования «ползунов», когда колесная пара идет «юзом» при экстренном торможении. Специально отобранный песок сушится в депо в больших пескосушильных барабанах, затем по трубам подается в цеха или на пути экипировки, для бункерования локомотивов. Ведь если мокрый песок слипнется или замерзнет в системе, то все выйдет из строя.
Всего хорошего!
Просмотров:
21 908
Источник
Для хранения и подачи песка под колеса тепловоза с целью повышения сцепления колес с рельсами предназначена песочная система (рис. 15). В систему входят четыре бункера вместимостью 1500 — 2000 кг, четыре воздухораспределителя, четыре электропневматических вентиля, трубопроводы и восемь форсунок.
Для экипировки тепловоза используют сухой просеянный песок (влажность не более 0,5 %, размер зерен 0,2 — 0,5 мм). Через сетки с ячейками размером 4×4 мм песок засыпают в бункеры, откуда он самотеком поступает к форсункам песочниц 2, 4, 12 и 13, укрепленным на главной раме непосредственно под бункерами. Песочницы приводятся в действие ножной педалью, при нажатии на которую замыкается цепь питания катушек двух электропневматических вентилей песочниц. Включение вентилей зависит от положения контактов реверсора, т. е. от направления движения тепловоза. Вентили перепускают сжатый воздух давлением 0,55 — 0,60 МПа (5,5 — 6,0 кгс/см2) из резервуара управления к воздухораспределителям.
Каждый воздухораспределитель имеет чугунный разъемный корпус, стянутый четырьмя шпильками 22. Между верхней 23 и нижней 21 частями корпуса зажата резиновая диафрагма 33. В центральное отверстие верхней части 23 корпуса запрессована бронзовая втулка 31, служащая седлом для клапана 25, который через тарелку 32 опирается на диафрагму 33. Бронзовый клапан 25, имеющий три направляющих пера, прижат к седлу пружиной 27и уплотнен резиновым кольцом 28, установленным в проточке клапана. Другой конец пружины упирается в пробку 26, ввернутую в верхнюю часть 23 корпуса воздухораспределителя. Каналы 24 и 29 корпусов соединены трубопроводами 6 и 19 с резервуаром управления, а трубопроводами 9, 11, 14 и 20 — с форсунками.
Сжатый воздух из резервуара управления через штуцер 34 поступает в полость под диафрагмой 33. Под давлением воздуха диафрагма прогибается и через тарелку 32 поднимает клапан 25. При открытом клапане сжатый воздух из резервуара управления по каналам 24, 30 и 29 проходит к форсункам песочниц.
Поступивший в форсунку через входной канал А сжатый воздух по рыхлительному каналу 38 попадает в камеру Б, где разрыхляет песок и создает давление в ней. Одновременно воздух проходит через сопло 35 и создает разрежение в горловине В, к которой присоединена подсыпная труба 3. За счет разницы давлений песок из камеры Б через горловину В поступает по трубе 3 на рельсы. Каждый вентиль управляет одним воздухораспределителем, обеспечивающим подвод воздуха из резервуара управления к двум форсункам песочницы. Последние подают песок под колеса одной колесной пары.
При движении тепловоза вперед включаются вентили 7 и 18, управляющие воздухораспределителями 8 и 75, расположенными рядом с ними. Воздухораспределители перепускают сжатый воздух из резервуара управления к форсункам 4 и 12 по трубопроводам 9 и 20. Две форсунки 4 подают песок под первую колесную пару, а две форсунки 12 — под четвертую. Если тепловоз движется назад, то включаются вентили 5 и 17, управляющие воздухораспределителями 10 и 16, т. е. сжатый воздух по трубопроводам 11 и 14 поступает к форсункам 2 и 13. Подача песка осуществляется под третью и шестую колесные пары.
Воздухораспределители 8 и 10 установлены в переднем кузове тепловоза (у правого песочного бункера), а воздухораспределители 15 и 16 — в заднем кузове.
Норма расхода песка одной форсункой устанавливается от 0,9 до 1,5 кг в 1 мин. При этом под первую и шестую колесные пары должно подаваться максимальное количество песка, а под третью и четвертую — минимальное. Увеличенная подача песка под первую по направлению движения колесную пару обусловлена тем, что при трогании с места состава большой массы возникает опрокидывающий момент, уменьшающий нагрузку на рельсы от первой или шестой колесной пары (в зависимости от того, как прицеплен локомотив к составу). Кроме того, часть песка, поданного под первую (шестую) колесную пару, используется для увеличения сцепления с рельсом четвертой (третьей) колесной пары, идущей следом.
На трубопроводах, подающих песок под третью и четвертую колесные пары, в четырех местах подведен воздух для рыхления песка. Расстояние от наконечника песочной трубы до головки рельсов должно быть 50 — 65 мм.
Автосцепное устройство | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Тормозная рычажная передача
Источник
Для хранения и подачи песка под колеса тепловоза с целью повышения сцепления колес с рельсами предназначена песочная система (рис. 15).
В систему входят четыре бункера вместимостью 1500 — 2000 кг, четыре воздухораспределителя, четыре электропневматических вентиля, трубопроводы и восемь форсунок.
Для экипировки тепловоза используют сухой просеянный песок (влажность не более 0,5 %, размер зерен 0,2 — 0,5 мм). Через сетки с ячейками размером 4×4 мм песок засыпают в бункеры, откуда он самотеком поступает к форсункам песочниц 2, 4, 12 и 13, укрепленным на главной раме непосредственно под бункерами. Песочницы приводятся в действие ножной педалью, при нажатии на которую замыкается цепь питания катушек двух электропневматических вентилей песочниц. Включение вентилей зависит от положения контактов реверсора, т.е. от направления движения тепловоза. Вентили перепускают сжатый воздух давлением 0,55 — 0,60 МПа (5,5 — 6,0 кгс/см2) из резервуара управления к воздухораспределителям.
Каждый воздухораспределитель имеет чугунный разъемный корпус, стянутый четырьмя шпильками 22. Между верхней 23 и нижней 21 частями корпуса зажата резиновая диафрагма 33. В центральное отверстие верхней части 23 корпуса запрессована бронзовая втулка 31, служащая седлом для клапана 25, который через тарелку 32 опирается на диафрагму 33. Бронзовый клапан 25, имеющий три направляющих пера, прижат к седлу пружиной 27 и уплотнен резиновым кольцом 28, установленным в проточке клапана. Другой конец пружины упирается в пробку 26, ввернутую в верхнюю часть 23 корпуса воздухораспределителя. Каналы 24 и 29 корпусов соединены трубопроводами 6 и 19 с резервуаром управления, а трубопроводами 9, 11, 14 и 20 с форсунками.
Сжатый воздух из резервуара управления через штуцер 34 поступает в полость под диафрагмой 33. Под давлением воздуха диафрагма прогибается и через тарелку 32 поднимает клапан 25. При открытом клапане сжатый воздух из резервуара управления по каналам 24, 30 и 29 проходит к форсункам песочниц.
Поступивший в форсунку через входной канал А сжатый воздух по рыхлительному каналу 38 попадает в камеру Б, где разрыхляет песок и создает давление в ней. Одновременно воздух проходит через сопло 35 и создает разрежение в горловине В, к которой присоединена подсыпная труба 3. За счет разницы давлений песок из камеры Б через горловину В поступает по трубе 3 на рельсы. Каждый вентиль управляет одним воздухораспределителем, обеспечивающим подвод воздуха из резервуара управления к двум форсункам песочницы. Последние подают песок под колеса одной колесной пары.
При движении тепловоза вперед включаются вентили 7 и 18, управляющие воздухораспределителями 8 и 75, расположенными рядом с ними. Воздухораспределители перепускают сжатый воздух из резервуара управления к форсункам 4 и 12 по трубопроводам 9 и 20. Две форсунки 4 подают песок под первую колесную пару, а две форсунки 12 под четвертую. Если тепловоз движется назад, то включаются вентили 5 и 17, управляющие воздухораспределителями 10 и 16, т.е. сжатый воздух по трубопроводам 11 и 14 поступает к форсункам 2 и 13. Подача песка осуществляется под третью и шестую колесные пары.
Воздухораспределители 8 и 10 установлены в переднем кузове тепловоза (у правого песочного бункера), а воздухораспределители 15 и 16 в заднем кузове.
Норма расхода песка одной форсункой устанавливается от 0,9 до 1,5 кг в 1 мин.
При этом под первую и шестую колесные пары должно подаваться максимальное количество песка, а под третью и четвертую — минимальное.
Увеличенная подача песка под первую по направлению движения колесную пару обусловлена тем, что при трогании с места состава большой массы возникает опрокидывающий момент, уменьшающий нагрузку на рельсы от первой или шестой колесной пары (в зависимости от того, как прицеплен локомотив к составу). Кроме того, часть песка, поданного под первую (шестую) колесную пару, используется для увеличения сцепления с рельсом четвертой (третьей) колесной пары, идущей следом.
На трубопроводах, подающих песок под третью и четвертую колесные пары, в четырех местах подведен воздух для рыхления песка.
Расстояние от наконечника песочной трубы до головки рельсов должно быть 50 — 65 мм.
Источник
/ Тепловоз ТЭ10М / Песочная система тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М
Песочная система.
Рис 171 Схема песочной системы 1-шланг, 2-воздухораспределитель песочницы, З-форсунки песочницы, 4-бункер песочный перед ний, 5-педаль песочницы, 6-контакты реверсора (ПР), 7-кнопка подачи песка под первую колес иую пару, 8 9-электропневматические вентили, 10-буикер песочный задний, 11-разобщительный кран, А-воздухопровод автоматики, В-магистраль питательная
В каждой секции установлены по четыре бункера общей вместимостью 1016 кг. Два бункера расположены в передней части кабины машиниста и два — в задней — на стенке холодильной камеры. На средней секции песочные бункера установлены с двух сторон по типу задних бункеров. Отсутствует педаль КН и кнопка подачи песка КПП. Каждый бункер имеет заправочную горловину с сеткой и крышкой, предохраняющей бункер от попадания в него влаги, а также патрубки в нижней части для подсоединения двух форсунок. Одна форсунка предназначена для подачи песка при движении тепло-.воза «вперед», а другая — «назад». Подачей песка управляют из ведущей крайней секции.
Одним из основных элементов пескоподачи является форсунка песочницы (рис. 172). От надежности ее работы и регулировки зависит эффективность использования песка для увеличения тяги. Песок в корпус форсунки поступает самотеком из бункера, а воздух в полость Г — через штуцер от воздухораспределителя песочницы. Поступающий в форсунку воздух разделяется на три потока: первый, по каналу а идет на рыхление песка в камеру смешивания, второй — через сопло 7 и третий — через сопло 2 и кольцевой зазор между соплом 7 и корпусом форсунки — на транспортировку песка под колесо. Количество подаваемого песка регулируется винтом 3, фиксируемым гайкой 4. Для очистки полости форсунки предусмотрено отверстие, закрытое крышкой 8.
Воздух к форсункам поступает от питательной магистрали через воздухораспределитель песочницы (рис. 173), в корпусе 5 которого помещены шток 4 с манжетой 3, клапан с направляющей 9 и уплотнением 7, пружина 12. Пространство над поршнем сообщается с электропневматическим вентилем, а под клапаном — с питательной магистралью. При выключенном положении педали воздух от электропневматического вентиля не поступает и клапан под действием пружины закрыт.
Площадь поршня с манжетой 3 рассчитана так, чтобы, как только через штуцер 10 воздух под давлением 0,55 — 0,6 МПа поступит от электропневматического вентиля, поршень, преодолевая давление воздуха питательной магистрали и пружины 12, отожмет клапан от седла, и воздух из питательной магистрали давлением 0,75 — 0,9 МПа через штуцер 1 поступит к двум форсункам, подающим песок под колеса одной из осей. Управляющая часть песочной системы (см. рис. 171) состоит из ножной педали 5, расположенной под пультом управления в нише для ног машиниста, контактов реверсора 6, кнопки подачи песка 7 под первую колесную пару, электропневматических вентилей 8 и 9 и соединительных проводов. Электропневматические вентили питаются током цепи управления.
Действие песочной системы. Песок подается нажатием на педаль КН (см. рис. 171). При этом происходит замыкание электрической цепи и напряжение поступает на катушки электропневматических вентилей песочниц ВП1 и ВП2 или Н31 и Н32. Получив питание, электропневматические вентили пропускают сжатый воздух из воздухопровода автоматики в воздухораспределители песочниц 2 переднего или заднего хода и воздух из питательной магистрали через воздухораспределители поступает к форсункам 3.
Один из воздухораспределителей, расположенных под полом кабины машиниста, подает воздух к форсункам, из которых песок попадает под колеса первой оси, а второй, находящийся в холодильной камере,- под колеса четвертой оси. При движении назад вторая пара воздухораспределителей перепускает воздух к форсункам шестой и третьей осей. Трубы, подводящие песок к колесам третьей и четвертой осей и имеющие длинные горизонтальные участки, оборудованы тремя дополнительными подводами воздуха для взрыхления и проталкивания песка через концевые шланги к месту контакта колес с рельсами.
Под первую колесную пару крайних секций дополнительно предусмотрена индивидуальная подача песка путем нажатия кнопки КЛП. При экстренном торможении локомотива, следующего со скоростью более 10 км/ч, краном машиниста № 395.000-3 (в VI положении ручки) замыкается цепь питания катушек электропневматических вентилей и под колесные пары подается песок. При снижении скорости движения до 10 км/ч цепь питания вентилей разрывается контактом реле РУ21 и подача песка под колесные пары прекращается.
Пневматическая система приборов управления и обслуживания тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М | Тепловоз 2ТЭ10М и 3ТЭ10М | Фильтрация воздуха и средства пожаротушения тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М
Источник
Назначение и основные узлы системы. Для увеличения сцепления колес локомотивов с рельсами на трудных участках профиля, а также при трогании поезда с места применяют подачу сухого песка к точкам контакта колес с рельсами. Для этой цели и служит на тепловозах песочная система. Оиа состоит из бункеров для хранения сухого песка и форсунок для подачи песка под колеса, соединенных между собой трубопроводами, а также устройств управления.
Схема системы. Подача песка в системе и управление ее действием осуществляются при помощи сжатого воздуха. В связи с этим система (рис. 12.7) подключена кранами 5 к тормозной магистрали, а через клапан 7 — к воздушной системе управления. Система подачи песка состоит из бункеров для песка, воздухораспределителей, форсунок и трубопроводов.
Песок хранится в четырех бункерах 1, загрузочные горловины которых размещены с обеих сторон на передней и задней стенках кузова тепловоза. Общая емкость бункеров одной секции тепловоза 2ТЭ10В — 910 кг песка. Из бункеров песок самотеком стекает в форсунки 2, из которых воздухом направляется под колеса по резиновым рукавам 3.
Сжатый воздух поступает в форсунки через воздухораспределители 4.
Воздухораспределитель (рис. 12.8, а) имеет корпус 4 и штуцеры 1, 2 и 6. Внутри корпуса 4 расположены поршень 3 и клапан 5, опирающийся на пружину, установленную Рис. 12.7. Схема песочной системы на дне корпуса. Управляется воздухораспределитель воздухом, поступающим в надпоршневую полость прибора через штуцер 2 из системы управления через электропневматн-ческие клапаны 7 и 8 (см. рис. 12.7).
Электропневматический клапан (7 и 8) состоит из двух электропневматических вентилей, обмотки которых Рис. 12.8. Элементы песочной системы: а — воздухораспределитель; б — форсунка питаются током от электрической системы управления тепловоза. При замыкании ножной педали 6 песочницы в кабине машиниста ток проходит по обмотке катушки вентиля, его сердечник втягивается, воздух, попадая в воздухораспределитель, перемещает его поршень вниз и открывает клапан 5, удерживаемый нормально
пружиной. При открытии клапана 5 воздух из тормозной системы поступает через воздухораспределитель в полость б (рис. 12.8, б) форсунки и далее через канал в в полость 2, откуда небольшая часть потока воздуха по каналу а попадает в полость А и взрыхляет песок. Смесь песка с воздухом эжектируется основной струей воздуха, проходящей из полости 2 через сопло 2, и увлекается из корпуса 1 форсунки в трубопроводы и далее подается под колеса. Часть потока воздуха из полости б для более эффективной работы форсунки поступает обходным путем через канал сопла 3 и кольцевой зазор вокруг сопла 2. Подача песка регулируется винтом 4, который стопорится гайкой 5. Пробка 6, ввернутая в корпус форсунки, служит для прочистки (или замены) сопла 2 в случае ее засорения, крышка 7- для очистки канала а и полости А.
Для подачи песка под первую колесную пару используется кнопка КПП.
Трубы, подводящие песок к внутренним колесным парам тележек (к третьей и четвертой в секции), имеют большую длину. Во избежание их забивания осаждающимся песком к этим трубам сделаны по три дополнительных подключения воздухопроводов, способствующих разрыхлению и сдуванию остатков песка.
При размыкании ножной педали 6 (см. рис. 12.7) сердечник под действием пружины поднимается, открывая выход воздуху из надпорш-невой камеры воздухораспределителя через отверстие корпуса электропневматического клапана в атмосферу, и форсунки прекращают подавать песок под колеса. Катушки электропневматических клапанов 7 и 8 сблокированы с реверсором так, что при переднем ходе тепловоза работает один вентиль, а при заднем — другой. Соответственно работают и форсунки переднего и заднего хода.
⇐ | Воздушная система управления | | Тепловозы: Основы теории и конструкция | | Противопожарное оборудование | ⇒
Источник