Сыплет белый снег на черную землю текст
7. Выборочное выписывание из текста по заданию
Ель
Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки.
Вдоль опушки растут пышные елочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идет от елки. Как укра шают такие елочки любимый детский праздник!
Ель — очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояле. Много различной ме бели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели. (73)
Выпишите из рассказа отрывок, в котором говорит ся, какую пользу приносит ель.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каким бывает снег
Робкий, тихий лег на черную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, легкий.
В январе снег тяжелым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено. А то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки — утонул в сыпучем снежном болоте.
Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьет путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.
Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, лип ким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи. (81)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите в тексте слова, которые автор использу ет для описания снега. Выпишите их.
На поляне
Пригревает весеннее солнышко. На лесной полянке тает снег. С горки по дороге бежит звонкий ручей. Он наполнил до краев глубокую лужу, побежал через край. Опустели зимние квартиры у старых пней.
Проснулась и выбралась из норки ящерица. Вылез еж. Он отряхнулся и побежал по полянке искать еду. Ожил под теп лым солнышком и огромный лесной дом-муравейник. С ран него утра хлопочут муравьи. Они несут травинку, сосновую иголку. Подлетели к старому пню птицы. Они стали класть в ямку около пня сухую траву и мох. (81)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выписать из текста отрывок, где описывается, кого разбудило весеннее солнышко.
№ 4
Лесной праздник
В лесу было весело. Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и усердно светило всем на земле. Легкий туман окутал деревья. Но вот поднялось над лесом яркое солнышко, прогнало туман. Осветило деревья, кусты и по ляны. На каждой веточке показались точно маленькие зеле ные пальчики. Это распускались листья.
Тут и начался лесной праздник. Засвистал, защелкал в кустах соловей. В каждой луже урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с гудением носи лись между ветвями. Звонко и радостно куковала кукушка. Каждый веселился на свой лад. (84)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выписать из текста отрывок, где описывается, как веселились лесные жители.
Черным по белому
Сыплет белый снег на черную землю. Все вокруг преоб ражается: лес полосатый, как бока у зебры; борозды паш ни, как клавиши у рояля.
На белых речках — черные полыньи, на черных дорогах белые лужи. На бело-чёрных березах бело-черные сороки сидят.
«Приехал ноябрь на пегой кобыле», — говорят в народе. И действительно: чёрные озёра и белые берега. Черные пни в белых шапках. Черные галки над белым полем. Черный дом с белой крышей. Белый дым из черной трубы. Черный стог с белым боком.
Однако небо ровное — серое и глухое. (85)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите начало и концовку рассказа.
Окраска животных
Животных защищает цвет. Зимой заяц-беляк вместо бу рого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек. Не видит его в белом поле лисица.
Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к земельке. Не заметишь в листве.
На тигриной шкуре нарисованы длинные полосы. Летом хищника не увидишь в тростнике.
Морского конька трудно разглядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветит луч солнца морскую траву. Конек позеленеет. Зайдет солнце за горизонт. Вода в море потем неет. И конек потемнел. Зацепился за травинку. Волны ка чают его взад и вперед. (86)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите из текста отрывок, в котором говорит ся, как защищает морского конька его окраска.
Красное лето
На реке, в заводях, раскрылись белые лилии и желтые кувшинки. Буйно цветет над водою водная кашка.
Дикая утка вывела из осоки своих утят, учит их плавать и ловить мошек. Летают над водою белые и синие стрекозы, и гудят над цветущей кашкой деловитые пчелы.
Плавают в воде пузатые караси, а под плавучей травой затих, притаился зубастый щуренок.
Ходко бегают по пруду на длинных лапках водяные пау ки-челноки.
На берегу трава выше колена. Звенят на ветру лиловые колокольчики, встряхивается белая кашка и качаются пушис тые одуванчики.
На листке подорожника сидит большой зеленый кузнечик, играет на скрипке. (95)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите из текста, какие цветы встретил автор на реке и каких животных он там увидел. Подчеркни те имена прилагательные, которые использует автор для описания этих птиц и животных.
Нюрка
Моржонка Нюрку воспитывала Вера Васильевна Чаплина. Нюрка очень к ней привязалась.
Моржонок был очень смешной: толстый, курносый. Он неуклюже ходил на своих четырех ластах. Нюрка была очень умна.
Зимою Нюрку перевели в закрытое помещение. Служи тель Нефедов любил Нюрку и баловал ее.
Через месяц Вера Васильевна пришла к своей воспитан нице. Нюрка лежала на берегу. Она поднялась на дыбы и тяжелыми ластами обняла воспитательницу. Усатая морда тыкалась в лицо Вере Васильевне. На пальто сбегали струй ки воды. Шутка сказать — навалилась такая туша!
Когда Вера Васильевна ушла, Нюрка долго смотрела ей вслед и ахала. У нее даже текли слезы. Целый день она ни чего не ела. (101)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите из текста отрывок, в котором говорит ся о встрече Нюрки и Веры Васильевны после разлуки.
Пеночки
Пошёл дождь. В лесу всё будто замерло. Затихли пти цы, но что это? Уж не послышалось ли? Сквозь шум весен него дождя доносилась мелодичная, нежная песня. А закан чивалась она тихими переливами.
Это неугомонная пеночка — весничка! Она не боится дождя. Тихо поёт, будто играет на дудочке. Будит своей песней первые клейкие листочки клёнов, берёз тополей. А вот запела пеночка — теньковка. Это самая маленькая из пеночек. Старые лесники слушают её, улыбаются. Они прозвали её лесной капелькой.
Но кто это перебил теньковку? Кто озорует, трещит в лесу? И это тоже пеночка. Она самая большая из пеночек. Весь день она гомонит по лесу. (102)
Выпишите из текста, какие бывают пеночки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подземная школа
Шли бои за Севастополь. Через линию фронта пробрал ся к своим Валерик Волков. Отца Валерика застрелили фа шисты. Что делать с мальчиком? Комиссар отвез Валерика в Севастополь.
Над городом ревут самолеты, на улицах рвутся снаряды. Все школьные здания разбиты. Школу перевели в штольню. Здесь дети живут и учатся. Учительница Клавдия Василь евна днем и ночью с ними. Накормит вечером ребят, уло жит спать. А сама садится проверять тетрадки. Валерик учился отлично. Он помогал товарищам, заботил ся о малышах.
Однажды зашел он в соседнюю штольню. Там помещался госпиталь. Валерик стал после уроков помогать санитарам. То раненых напоит, то за бинтами сбегает.
Так привыкал мальчик к тяжелой жизни в городе-герое. (105)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справок: Севастополь, штольня — горизон тальная или наклонная горная выработка, имеющая не посредственный выход на земную поверхность.Выписать из текста предложения, которые расска зывают о жизни Валерика в школе.
Источник
— Что ты, что ты! Я сам теперь, голубушка, такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю-то осень жёлуди с меня сшибали, камнями да палками по голове молотили. Всю душу вытрясли! Был я дубом, стал дубиной…
Сорока и Медведь.
— Эй, Медведь, ты днём что делаешь?
— Я-то? Да ем.
— А ночью?
— И ночью ем.
— А утром?
— И утром.
— А вечером?
— И вечером ем.
— Когда же ты тогда не ешь?
— Когда сыт бываю.
— А когда же ты сытым бываешь?
— Да никогда…
Ноябрь
Сыплет белый снег на чёрную землю.
Всё вокруг становится пегим.
Лес полосатый, как бока зебры. Борозды пашни — как клавиши у рояля.
На белых речках — чёрные полыньи, на чёрных дорогах — белые лужи. На бело-чёрных берёзах чёрно-белые сороки сидят.
«Приехал ноябрь на пегой кобыле».
Чёрное озеро и белые берега. Чёрные пни в белых шапках. Чёрные галки над белым полем.
Белые зайцы на чёрной земле. Белые муравейники у чёрных стволов. Белые кочки на чёрном болоте.
Всё двухцветное и рябое.
Чёрный дом с белой крышей. Белый дым из чёрной трубы. Чёрный стог с белым боком.
Одно небо ровное — серое и глухое.
Ни звонкого голоса, ни гулкого эха.
Всё как-то исподволь, шёпотом, стороной.
То дряблая оттепель, то упругий мороз.
Серо и сыро, пусто и глухо.
Полузима — полуосень, полудень — полувечер.
Робко напутали, напетляли по снегу птицы и звери.
А человек прошагал — как расписался.
Чётко и твёрдо — как чёрным по белому.
ПОЧЕМУ НОЯБРЬ ПЕГИЙ?
Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!
Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит:
— Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!
Услыхала туча Зайца и двинулась в лес.
— Нельзя, туча, назад, назад! — закричала серая Куропатка. — Землю снегом засыплешь — что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?
Туча двинулась назад.
— Давай вперёд, нечего пятиться! — заворчал Медведь. — Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!
Туча помедлила и опять двинулась в лес.
— Сто-ой, сто-ой! — завыли волки. — Насыплешь снегу — ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!
Туча заколыхалась — остановилась.
А из лесу крик и вой.
— Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! — кричат одни.
— Не смей снег высыпать! — воют другие. — Назад поворачивай!
Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.
Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.
Ни зима, ни осень!
КУРОРТ «СОСУЛЬКА»
Сидела Сорока на заснеженной ёлке и плакалась:
— Все перелётные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
— Это смотря на какой зимовке, Сорока!
— На какой, на какой — на обыкновенной!
— Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.
— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Тоже мне курорт — одно горе.
Но Свиристель не согласен:
— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая Куропатка не согласна:
— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
— В тундре сейчас спряталось всё, а у вас и мыши, и зайцы. Весёлая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!
— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях всё равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.
ВОЛШЕБНАЯ ПОЛОЧКА
Я — Повелитель птиц!
Захочу — и птицы сами прилетят ко мне.
Захочу — прилетят голуби и воробьи. Захочу — синицы. Захочу — явятся гости севера — снегири и свиристели.
Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.
На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила!
Так и быть, я открою свой секрет. И к вам, стоит вам только захотеть, станут прилетать дикие птицы. Для этого надо на простую полочку насыпать простой крупы и простых хлебных крошек. Потом полочку надо выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё сразу же прилетят голуби и воробьи.
А если вы живёте у парка или в деревне, укрепите на полочке кусочек сала — к вам прилетят синицы!
Положите на полочку кисти рябины — прилетят снегири и свиристели.
Сделайте себе Волшебную полочку.
Каждый день станут прилетать к вам разные птицы.
Вы станете Добрым повелителем птиц!
ПОРОША
Первая пороша, первая пороша — как белая июньская ночь! Всё невидимое делает видимым, всё тайное — явным.
Был лес тёмен и глух и вдруг посветлел и ожил. Никто незаметно не пробежит, никто невидимо не пройдёт. Каждый оставит след, сам о себе расскажет.
Рассказы, рассказы — нет им конца. Смешные и грустные, страшные и бесстрашные, длинные и короткие.
Вот короткий рассказ.
Выпал снег — вот-то перетрусили все первогодки! В жизни такого ещё не видели.
Первые ночь и день смирно сидели: а вдруг да что-то случится? Но ничего не случилось. Белое лежит и молчит.
Потрогали лапой — мягкое.
Ткнули носом — не пахнет.
Прикусили зубами — холодное. Не огрызается, не дерётся.
Обрадовался заяц-беляк: «Теперь меня, белого, на белом никто не увидит». Сорока запрыгала, задрав хвост. Лисёнок шагнул.
Начались и потянулись лесные рассказы.
Диковинный мне повстречался след: крестик и скобочки, крестик и скобочки. Сразу и не прочтёшь.
Всё короче прыжки, всё глубже скобочки по бокам. Немного прошёл — и конец: лежит на снегу певчий дрозд. Жалкий комочек встопорщенных перьев. Ножка отбита, вывернуто крыло. Видно, охотник осенью его подстрелил. С дрозда проку нет: подержал, да и бросил.
Жил дрозд калекой, еду на земле находил. На ножке скакал, на крылышки опирался. Как инвалид на костылях. Перебивался с брусники на клюкву, пока снег их не укрыл.
Тогда совсем отощал: упирается в ладонь грудная косточка. От голода и околел.
Жаль, не просвистит он весной своих песен, а до чего ж они хороши!
Пороша, пороша: кому диковина, кому белая книга, кому спасенье и радость, а кому и конец.
ТРЯСОГУЗКИНЫ ПИСЬМА
У калитки в сад прибит почтовый ящик. Ящик самодельный, деревянный, с узкой щелью для писем. Почтовый ящик так долго висел на заборе, что доски его стали серыми и в них завёлся древоточец.
Источник