Сыплет черемуха снегом художественные средства

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина          «Сыплет черемуха снегом…»

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

  Данное стихотворение является текстом, так как  обладает следующими признаками текстуальности:

  1. информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем  момента оживления природы, её расцвета.  Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты;
  2. цельностью, т.к. у текста есть план.
  1. Любование лирического героя приходом весны.
  2. Думы о невесте.
  3. Обращение к природе.

Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое;

  1. связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6 предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.
  2. когезией (внутритекстовой связью): личные местоимения ( я –лирический герой, она – невеста, вы — птахи);
  3.  завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);
  4. социологичностью, т.к. связан со своей эпохой, стихотворение символично, весна как невеста предстает перед нами в стихотворении. Текст и сам выполняет социологическую функцию: определяет человека, способного испытывать любовь и нежность к природе;
  5. диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.
  6. Единством внешней и внутренней формы:

Внешняя форма — лирическое стихотворение, композиция проста, расположение  строк и строф последовательно;  наблюдается совокупность языковых средств: ассонанс звука [йэ] придает торжественность; стихотворение насыщено цветом («Зелень в цвету», «Пеной я цвет разнесу»), яркими эпитетами («Шёлковые травы»); олицетворения («Сыплет черёмуха», «Никнут травы») способствуют жизни, действию; инверсии («Никнут шёлковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают   стихотворению  образность; анафора подчеркивает главную мысль текста («Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); по рифме стихотворение напевное; наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь  плавной, замедленной; по рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению – это совокупность языковых средств,  включающаяся в содержательную сторону, реализующая замысел автора – представить картину весны;

  1. абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком (С.Есениным) и для человека;
  2. развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы (см. п.№2);
  3. последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;

 12,13) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

14) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу; показывает красоту природы весной, особое состояние героя;

15) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, которые складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину;

16) интенциональностью, потому что каждый писатель и поэт ставит перед собой цель «достучаться» до читателя. Есенин вызывает у читателя бурю чувств, эмоций образами, которые создает и использует в своем стихотворении;

17) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь. Данный текст может прозвучать  на уроке литературы или прочтен  в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

18) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

19) интерпретируемостью, с одной стороны,  автор С.Есенин, рассказывая о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

                       Основные единицы текста

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно разделить на три ССЦ:

1-ая часть – 1, 2 строфы;

2-ая часть – 3 строфа;

3-я часть – 4 строфа

 Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,
             Зелень в цвету и росе.

Средняя часть – Думаю я о невесте,
                           Только о ней лишь пою.

Концовка —  Сыпь ты, черемуха, снегом,
                    Пойте вы, птахи, в лесу.
В  первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки текстуальности.

Источник

Тема урока :  С.Есенин   «Сыплет черёмуха  снегом»

                  Я буду воспевать

                     Всем существом  в поэте

                     Шестую часть земли        

                     С названьем кратким «Русь».

                                        С.А. Есенин                                                                                                                               

Цели урока:      образовательные:

  • показать обучающимся яркий, неповторимый талант русского поэта, его большую любовь к родине, раскрыть особенности его лирики.

  развивающие:

  • развивать навык чтения, мышление, творческие способности;

     воспитательные:

  • воспитывать трепетное, нежное отношение чувство к родной земле, к своему         Отечеству, к окружающей природе.

Метапредметные:

– регулятивные УУД: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно), планировать работу в группе, оценивать результаты своей работы на различных этапах урока;

– познавательные УУД: анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить в тексте сравнения, эпитеты, развивать внимание, память;

Читайте также:  Красная сыпь на теле у взрослого не чешется на руке

– коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе, проявлять терпимость к другому мнению.

Личностные результаты: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России, рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы.

Оборудование : презентация, карточки для обучающихся., аудиосредства

Ход урока

  1. Организационный  момент  .

Учитель:  Нас сегодня ждёт дорога,

                  И узнать нам надо много.

                  Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

                  Чтобы времени зря не терять

                  О том, как потрудились дома

                   Поспешите вы нам рассказать.    

  1. Проверка  домашнего задания.

      Выразительное чтение стихотворении  « Бабушкины сказки»

  1. Сообщение темы урока.

Презентация ( слайд 1, 2)

Учитель

— Внимательно посмотрите на лицо этого человека. ( читаются стихи) (слайд 3)

Есенин – нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел весёлый клён.

Из солнечного ливня,

Весеннее лицо,

Овеял ветер нивный

Цветочною пыльцой.

Образ чист и ясен,

Весь в кликах журавлей.

Ты- осиянный ясень

Над синевой полей.

       В этом стихотворении Михаила Герасимова мы  видим чистый, нежный образ поэта, как сама природа, о которой он  пишет. Сергей Есенин —  поэт Руси, он взял у  её природы даже характерные черты своей внешности6 чарующую синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес; мягкие кудри – у крон родных берёз, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу.

«Душа моя  — поле безбрежное…» — так он говорил о себе.

Есенин очень любил свой край, его природу. Для него природа – это вечная красота .

    Сегодня мы окунёмся ещё раз в чудесный, неповторимый  мир, в мир поэзии Есенина и познакомимся с одним из его стихотворений.

( слайд 4)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черёмуха слайд 5)

-Кто знает, что такое черёмуха?

— Да, это кустарник от 2 до 15 метров высотой.

 — Стихотворение «Сыплет черёмуха снегом»

-Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу.

Сейчас ребята расскажут нам об этом загадочном дереве.

Ученики

       — Черёмуха открывает дивное весеннее цветение деревьев и кустарников весной, известное в народе как «зелёный шум».

      —  Черёмуха распространена по всей Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири.

      —   В  плодах черёмухи содержится много полезных веществ: дубильные вещества, сахар, кислота ( в основном яблочная и лимонная), минеральные вещества, а ядра косточек богаты жирным маслом.

      —   Свежие плоды, цветки, листья, кора и почки черёмухи содержат такие вещества, которые убивают не только микробы, но  и вредных насекомых.

      —    В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье, желе.

      —    Плоды и другие части растения используют в народной медицине как вяжущее и потогонное средство при многих заболеваниях.

       —    Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черёмухи. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому, эти холода  так и называются «черёмуховые».

Учитель

— За красоту и поэтический облик о черёмухе сложено немало стихов. К ней относятся с нежностью и любовью, её воспевают в стихах и песнях.

Например, И.С. Никитин в стихотворении «Черёмуха» писал: (слайд 6)

На черёмухе весной

Много листьев красовалося.

Гостей перебывалося

Вплоть до осени сырой.

А . Барто так описывает черёмуху в произведении «Весенняя гроза»: ( слайд 7)

Черёмуха, черёмуха

В овраге расцвела.

Черёмуха, черёмуха

Стоит белым-бела.

Образ черёмухи неразрывно связан со снегом у С. Есенина в стихотворении «Сыплет черёмуха снегом»

  1. Ознакомление  со  стихотворением  С. Есенина .

Анализ стихотворения.

Прослушивание фонограммы ( слайд 8 )

Учитель

  1. Какие строки стихотворения вам особенно понравились, запомнились?
  2. Какой вы представляете себе черёмуху? ( как невесту…)

— Неторопливо перечитайте стихотворение  Есенина.

— Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение?

А может ли черёмуха сыпать снегом?

            — Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили особое настроение, они часто подбирают слова, в которых  повторяются  звуки З-С.

 —  Воспользовался ли таким приёмом Есенин?

Попробуем  прочитать первые  восемь строк, выделяя эти звуки.

Видите, и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька.

Всё богатство  словесной живописи у Есенина подчинено цели – дать читателю почувствовать красоту  и животворящую силу природу.

 ( Неторопливо, с любованием)

Дети работают с карточками ( цветопись ) и определяют настроение каждого четверостишия. (Методика Лутошкина )

 ( слайд 9)

1.

3.

восторженное

радостное, тёплое

светлое, приятное

2.

4.

спокойное, ровное

грустное, печальное

тревожное, тоскливое

полный упадок

 Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках. Чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведёт речь о черёмухе и ручейке.

( Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят  ему на помощь)

— Весна напоминает поэту  о любимой девушке. Автор неслучайно видит её образ.

— А с чьим образом он её сравнивает? ( с образом весны)

— Чем наслаждается автор? ( пеньем птиц, оживлением весны)

Поэзия Есенина многоцветна, но она не просто наделена красками, а органически слита музыкой и цветом и внутренним миром  поэта.

— Какова насыщенность цвета?  ( зелень, цвета радуги )

Учитель: ( слайд 10 )

      Все русские поэты горячо любили и любят свою Родину. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и многие другие писали о родине с грустью и нежностью, с  восхищением и любовью. Сегодня мы увидели, что С.А. Есенин  принадлежит к их числу. Огромная  любовь к Родине дала С.Есенину право сказать:

Но и тогда,

Когда на всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Все стихи Есенина согреты безграничной любви к Родине. Они поражают своей яркостью и задушевностью. Многие стихи положены на  музыку. Лирический, плавный мотив чувствуется в песне  на стихотворение «Сыплет черёмуха снегом».

Я предлагаю вам послушать эту песню.  ( слайд 11)

— Очень хочется верить, что вы ещё  не раз в течение жизни откроете  томик  со стихами С.Есенина.

VI. Домашнее задание (дифференцированное). ( слайд 12)Я думаю, что вы за время урока достаточно близко познакомились со стихотворением и строки его еще свежи в голове. Дома вам останется только повторить его.

Черемуха не только внешне красива, но и очень полезна. Чем она полезна нам расскажет на следующем уроке 1 группа. (Под руководством учителя дети будут искать информацию в справочной литературе и на заданном сайте сети Интернет, готовить сообщения.)

Читайте также:  Сыпь шелушится что делать

Иллюстрирование стихотворения – 2 группа.

VII. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

– Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своем стихотворении? Каковы его главные мысли? (Любовь к родному краю, к природе.) Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.) Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы. (Проанализировать, достигнуты ли на уроке учебные задачи.) Что нового вы узнали о С. Есенине? Что открыли? Какое чувство осталось у вас после прочтения стихотворения? Есть ли у кого желание узнать что-то новое о поэте и познакомиться с другими его произведениями? Ребята, что удалось и что не удалось? Что было особенно трудно и над чем еще предстоит потрудиться? За что вы похвалили бы себя?

Самооценка. Оценивание своей работы с точки зрения усвоения новой информации: ( слайд 13 )

  • узнал много интересного и многое запомнил
  • узнал многое, но не все запомнил
  • узнал мало и мало, что запомнил, нужно еще повторить

Оценочные суждения учителя с созданием ситуаций успеха, отметить продвижения учащихся.

Я надеюсь, урок вам запомнился и вам еще захочется прочитать и другие стихотворения С. Есенина и через них открыть и понять самого поэта.

Приложение.

Черёмуха открывает дивное весеннее цветение деревьев и кустарников весной, известное в народе как «зелёный шум».

      —  Черёмуха распространена по всей Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири.

      —   В  плодах черёмухи содержится много полезных веществ: дубильные вещества, сахар, кислота ( в основном яблочная и лимонная), минеральные вещества, а ядра косточек богаты жирным маслом.

      —   Свежие плоды, цветки, листья, кора и почки черёмухи содержат такие вещества, которые убивают не только микробы, но  и вредных насекомых.

      —    В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье, желе.

      —    Плоды и другие части растения используют в народной медицине как вяжущее и потогонное средство при многих заболеваниях.

       —    Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черёмухи. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому, эти холода  так и называются «черёмуховые».

Источник

Урок литературного чтения по теме «С.Есенин «Черемуха». 3-й класс

Предметные результаты: знать и называть имя, отчество и фамилию великого русского поэта, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, быстро просматривать текст, наблюдать как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом он испытывает, пользоваться элементарными приемами анализа текста.

Метапредметные:

– регулятивные УУД: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно), планировать работу в группе, оценивать результаты своей работы на различных этапах урока;
– познавательные УУД: анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить в тексте сравнения, эпитеты, развивать внимание, память; 
– коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе, проявлять терпимость к другому мнению.

Личностные результаты: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России, рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы.

Ресурсы и оборудование:

  • Учебник “Литературное чтение” (3 класс) авт. Л.Ф. Климанова, часть 2, с. 55-56;
  • Словари: С.И. Ожегов Словарь русского языка; Словарь – синонимов русского языка;
  • Ноутбук;
  • Электронная доска;
  • Изображение цветущей черемухи;
  • Электронное приложение к учебнику;
  • Карточки для самооценки (по количеству учащихся).

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональная зарядка доброты. (Подарим друг другу свои улыбки и с хорошего настроения начнем урок.)

2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения А. Блока “Ворона”. Оценочные суждения.

3. Актуализация знаний детей. Целеполагание, формулирование учебной задачи урока.

– Сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое, и очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы выходим на крутой берег Оки. Мы так высоко стоим, что, кажется, можно достать рукой до облаков. Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким ароматом мяты. Рядом раскинулось село Константиново. Здесь 21 сентября 1895 года родился человек, который сделал это село известным во всем мире. С этим поэтом мы познакомились во 2-ом классе, когда изучали стихотворения “Поет зима – аукает…”, “Береза”. 
– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Сергею Есенину.)
– Да, на этом уроке мы еще раз обратимся к творчеству Сергея Есенина и познакомимся с ним поближе. Отгадайте загадку и узнаете, как называется его стихотворение.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она 
Вся от ягоды черна.

– Правильно. Черемуха. Попробуйте определить тему и задачи урока. (Сформулированные задачи зафиксировать на электронной доске.)
– Закроем глаза. Перенесемся в 1915 год. Еще вчера стояла ужасная погода: небо хмурое, пронизывающий ветер. Но сегодня природа пробудилась: лазурное небо, ослепительное солнце, щебет птиц. И вот из избы выбегает голубоглазый юноша. Он вдыхает в себя воздух, наполненный весенними ароматами, и вдруг его взору открывается чудо: черемуха, еще вчера дремавшая, сегодня пробудилась и стоит во всей красе.
– Как вы думаете, какие мысли, чувства, могли возникнуть у Сергея Есенина? (Восторг, восхищение, радость). И как у истинного поэта в душе его родились стихи. Находясь в таком восторженном состоянии, переживая чувство восхищения увиденным, какое стихотворение мог написать С. Есенин? (Радостное, светлое, праздничное.) 
– Ну что же, на протяжении всего урока мы будем либо подтверждать, либо опровергать наше предположение. Ребята, вы видели цветущую черемуху? Вспомните, какая она? (Дети отвечают.) А теперь посмотрите на изображение цветущей черемухи. (Приложение 1)

4. Словарная работа.

Подберите сравнения:

Черемуха
душистая, как …
белая, будто…
кудрявая, словно…

– Какой весной ручеек?

Подберите сравнения:

Ручеек
звонкий, как…
прозрачный, будто…

– Подберите слова, называющие действие весеннего ручейка. (Журчит, струится, течет, звенит, сверкает на солнце.)
– Представьте, пришла весна. На деревьях распустились новенькие, молоденькие листочки. Вспомните, какие они?

Зелень (какая?)…

– А вы видели росу? Какая она?

Роса (какая?)…

У С. Есенина зелень и роса совсем необычные. Прочитав стихотворение, мы узнаем, какая еще бывает роса, зелень.

Игра “Продолжи фразу”.

Вкрадчиво… Подберите близкие по значению слова (робко, несмело). Объясните и покажите как это.

У проталинки… Что это такое? Когда бывают проталинки?

Задание по группам. Закончи предложение.

1-я группа: Черемуха душистая…

2-я группа: Зелень золотистая…

3-я группа: Ручей волной гремучею… (Посмотреть по словарю лексическое значение слова гремучею, объяснить. Гремучая – шумная, издающая громкие звуки.)

Прослушивание групп и оценка результатов работы.

– Вы составили замечательные предложения, подобрали хорошие сравнения. Все эти строки использовал С. Есенин, чтобы описать красоту весенней природы. Итак, посмотрим, как это получилось у него.

Читайте также:  Сыпь на груди очень чешется

5. Прослушивание звукозаписи стихотворение под звуки музыки.

6. Беседа по первичному эмоциональному восприятию.

– Понравилось ли вам стихотворение? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего? Что вас особенно поразило?

7. Работа с учебником. Самостоятельное чтение учащимися. Задание: Прочитайте и представьте картины, описанные поэтом. Что бы вы нарисовали к стихотворению? (Версии детей.)

– Сейчас мы с вами будем анализировать стихотворение, и, я надеюсь, что у вас возникнут более полные и точные картины.

8. Физкультминутка. Выполнение упражнений “Крюки Деннисона” из “Гимнастики для мозга” (Кинезиология) (Музыкальное сопровождение Григ “Утро”.) (Приложение 2.)

9. Анализ текста.

а) – Какое время года описывается в стихотворении? (Весна.) Докажите это. Найдите в тексте слова, словосочетания, передающие оживающую, просыпающуюся природу (с весною расцвела, проталинки).

– Какие цвета преобладают в стихотворении? (Золотистый, серебристый.) Какое настроение они создают?

б) – А теперь еще раз обратимся к тексту. Прочитайте 1-ое четверостишие и найдите в нем еще слова, создающие впечатление праздника. (Душистая, кудри завила.) О ком так пишет автор? (О черемухе). Кто так обычно готовится к празднику? (Девушка.) С кем же можно сравнить черемуху? (С девушкой, невестой.)
– Какое слово помогает не только увидеть, но и почувствовать картину, нарисованную поэтом? (Душистая). Подберите к слову “душистая” слова, близкие по значению. (Пахучая, благоухающая, ароматная). 
– Найдите в тексте, что сделала черемуха? (С весною расцвела.) Почему с весною? Есть же другие фразы “весной”, “перед весной”? Что хотел сказать Есенин, говоря “с весной”? Как это? (“За ручку с весной”, весна набирает силу и вместе с нею расцветает и набирает силу черемуха.)
– Почему автор называет ветки “золотистыми”? Откуда этот цвет? (От солнца, от цветочных тычинок.) С какой интонацией мы будем читать эти строки?
– Правильно. Восхищенно.

Игра “Собери четверостишие”.

Чтобы было проще запомнить стихотворение, поиграем. Соберите четверостишие и прочитайте, подхватив заданную интонацию, как будто читает один человек. Кто запомнил? Оценочные суждения.

в) Прочитайте следующие четыре строки. Какое слово использует С. Есенин для описания росы? (Медвяная.)

– Вслушайтесь в это слово. От какого слова оно произошло? (Мед.) А мед, какой? (Липкий, тягучий.) Значит и роса на коре черемухи тоже липкая и тягучая. Какие слова подтверждают это? (Сползает.) Как вы понимаете это слово? (Медленно тянется.) Откуда же на коре дерева медвяная роса? Когда она появляется? (Когда лопаются почки.)

– Какие бывают листочки, когда они только-только появляются, вылупляются из почки? (Нежные, маленькие, сочные, мягкие.) Какое слово выбрал Есенин для описания зелени? (Пряная.) Почему? (Пряный – это горьковатый, ароматный по запаху и вкусу.) Почему зелень в серебре? (Блестит от росы.)

Вывод. Итак, С. Есенин описывает черемуху, которая только распустилась. Совсем маленькие листочки, еще мокрые, невысохшие от сока, сияют в серебре. Зелени еще совсем мало. Какие же чувства хотел передать поэт? (Восторг, радость, восхищение.) Значит, с какой интонацией будем читать 2-ое четверостишие? (Восхищенно!)

Игра “Собери четверостишие”.

г) Найдите в тексте еще строки, описывающие черемуху. Прочитайте.

– Какая прическа была у черемухи в начале стихотворения? (Кудри завила.) А какой внешний вид имеет черемуха в этом четверостишье? (Развесившись стоит.) Почему? (Сначала листья были не совсем распустившиеся, а теперь стали больше, тяжелее.) Какая теперь зелень? (Золотистая, на солнышке горит.) Наша черемуха изменилась! Почему же С. Есенин дважды обращается к описанию черемухи? (Черемуха меняется, набирает силу вместе с весной.)
– Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Что вы видите? (На первом рисунке – пробуждающаяся черемуха, а на втором – черемуха в полном цвете.)

Вывод. Итак, черемуха изменилась, а изменилось ли отношение к ней С. Есенина? (Нет, он еще больше продолжает восхищаться этим удивительным творением природы, этим расцветом жизни.) С какой интонацией будем читать это четверостишье? (Восхищенно.)

Игра “Собери четверостишие”.

д) Какой еще образ, кроме черемухи присутствует в стихотворении? (Ручей.) Найдите описание ручья.

– Какое слово говорит о размере ручья? (Маленький.) В каких еще словах подтверждается, что ручей маленький? Где он бежит? (В траве между корней.) Какой ручей по цвету? (Серебряный.) Почему? (Он переливается на солнце, прозрачный, пронизан солнечными лучами.) Найдите слова, передающие действие ручья? (Бежит, струится.) Как понимаете слово “струится”? Подберите, близкое по значению (Льется, течет). Как выдумаете, такой маленький, робкий, нежный, совсем еще юный ручеек какие по силе звуки может издавать? (Тихие, спокойные, робкие.) С какой же интонацией будем читать это четверостишье? (Нежно, спокойно, немного робко.)

Игра “Собери четверостишие”.

е) Есть ли еще строки о ручье? Прочитайте. Найдите слова, показывающие действие ручья. (Обдает волной.) Сравните, что он делал до этого? (Бежал, струился.) Изменился ручей? (Да, была струйка, а стала волна.) Да, у нашего ручейка появилась сила. Какое еще слово подтверждает, что ручей изменился? Волна какая? (Гремучая.) Каким же здесь изображен ручей? (По силе – сильный, по звуку – шумный, громкий. По характеру – настойчивый. Он обдает ветви черемухи, как бы заставляя гордую красавицу обратить на себя внимание. Кого вам напоминает ручей? (Юношу.)

Рассматривая образ черемухи, мы заметили, что она изменилась, а теперь видим, что и ручей изменился. Есть ли что-то общее в этих изменениях? (Да. Весна набирает силу и вместе с ней природа.) С какой интонацией будем читать эти строки? (Настойчиво, дерзко.) Прочитайте две последние строчки. О чем может петь ручей? (О любви, о весне.) Как будем читать эти строки? (Нежно.)

Игра “Собери четверостишие”.

ж) Внимание! Конкурс на лучшего чтеца по группам. Прочитайте все стихотворение, соблюдая паузы, передавая настроение автора, а также ваше отношение. Оценочные суждения.

10. Домашнее задание (дифференцированное). Я думаю, что вы за время урока достаточно близко познакомились со стихотворением и строки его еще свежи в голове. Дома вам останется только повторить его.

Черемуха не только внешне красива, но и очень полезна. Чем она полезна нам расскажет на следующем уроке 1 группа. (Под руководством учителя дети будут искать информацию в справочной литературе и на заданном сайте сети Интернет, готовить сообщения.)

Иллюстрирование стихотворения – 2 группа.

11. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

– Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своем стихотворении? Каковы его главные мысли? (Любовь к родному краю, к природе.) Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.) Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы. (Проанализировать, достигнуты ли на уроке учебные задачи.) Что нового вы узнали о С. Есенине? Что открыли? Какое чувство осталось у вас после прочтения стихотворения? Есть ли у кого желание узнать что-то новое о поэте и познакомиться с другими его произведениями? Ребята, что удалось и что не удалось? Что было особенно трудно и над чем еще предстоит потрудиться? За что вы похвалили бы себя?

Самооценка. Оценивание своей работы с точки зрения усвоения новой информации:

  • узнал много интересного и многое запомнил
  • узнал многое, но не все запомнил
  • узнал мало и мало, что запомнил, нужно еще повторить

Оценочные суждения учителя с созданием ситуаций успеха, отметить продвижения учащихся.

Я надеюсь, урок вам запомнился и вам еще захочется прочитать и другие стихотворения С. Есенина и через них открыть и понять самого поэта.

Источник