Сыплет черемуха снегом отзыв
- Анализ стихотворений
- Есенин
- Сыплет черемуха снегом
Анализ стихотворения «Сыплет черёмуха снегом»
Стихотворение «Сыплет черёмуха снегом … » — одно из ранних произведений Сергея Александровича Есенина, великого русского поэта. Как и многие стихи того периода, оно посвящено теме природы, описанию её красоты и очарования. Весна — прекраснейшее время года, когда всё расцветает, оживает и в природе, и в душе человека. Всё вокруг живёт, растёт, цветёт. Природа полна жизни. Человек оказывается под властью её очарования:
Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.
Обновление в природе созвучно настроению в душе поэта. Он тоже рад, счастлив, открыт для новой жизни,полон надежд и мечтаний.
Радостное настроение подчёркивает яркий и образный язык произведения, богатый эпитетами (шелковые травы, зыбистым бегом), сравнениями (сыплет черёмуха снегом, пеной я цвет разнесу). По своему плавному и неторопливому звучанию стихотворение напоминает песню. Это нежное и трогательное произведение создаёт радостное настроение. Красота природы никого не может оставить равнодушным. Читая стихотворение «Сыплет черемуха снегом», словно ощущаешь аромат черёмухи, лугов и дубрав, смолистый запах сосны.
Сергей Есенин — Сыплет черемуха снегом
Syplet cheremukha snegom,
Zelen v tsvetu i rose.
V pole, sklonyayas k pobegam,
Khodyat grachi v polose.
Niknut shelkovye travy,
Pakhnet smolistoy sosnoy.
Oy vy, luga i dubravy, —
Ya odurmanen vesnoy.
Raduyut taynye vesti,
Svetyatsya v dushu moyu.
Dumayu ya o neveste,
Tolko o ney lish poyu.
Syp ty, cheremukha, snegom,
Poyte vy, ptakhi, v lesu.
Po polyu zybistym begom
Penoy ya tsvet raznesu.
Csgktn xthtve[f cytujv,
Ptktym d wdtne b hjct/
D gjkt, crkjyzzcm r gj,tufv,
[jlzn uhfxb d gjkjct/
Ybryen itkrjdst nhfds,
Gf[ytn cvjkbcnjq cjcyjq/
Jq ds, keuf b le,hfds, —
Z jlehvfyty dtcyjq/
Hfle/n nfqyst dtcnb,
Cdtnzncz d leie vj//
Levf/ z j ytdtcnt,
Njkmrj j ytq kbim gj//
Csgm ns, xthtve[f, cytujv,
Gjqnt ds, gnf[b, d ktce/
Gj gjk/ ps,bcnsv ,tujv
Gtyjq z wdtn hfpytce/
Сергей
Есенин
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черёмуха снегом»
«Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной – порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей. Мысли молодого человека заняты только невестой, именно о ней он готов бесконечно петь. Белый цвет черемухи, который поэт сравнивает со снегом, подчеркивает «зелень в цвету и росе», контрастируя с ней. Есенину удается наполнить пейзаж запахами (смолистая сосна) и звуками (пение птиц), что позволяет читателям во всех подробностях нарисовать в воображении представленную Сергеем Александровичем картину.
Воспевание Родины было главной творческой задачей Есенина. В стихотворении «Сыплет черемуха снегом…» речь идет не о какой-то абстрактной природе, а о природе средней полосы России, которую поэт прекрасно знал и любил. Он родился в селе Константиново Рязанской губернии, в окружении бескрайних полей и прекрасных лесов. Уехав из дома, Есенин всегда сильно скучал по родным местам, поэтому нередко туда наведывался. В лирике Сергея Александровича часто встречаются народные черты – любовь к фольклору привила ему бабушка. Это видно и по произведению «Сыплет черемуха снегом…». В нем отражено синкретическое единство природы и человека, характерное для народного творчества. Лирический герой обращается к птицам, черемухе, лугам и дубравам. С ними он делится своими мыслями, радостями.
В стихотворениях Есенина природа показана в вечном движении, изменении и развитии. Словно человек она испытывает счастье и печаль, рождается и умирает. Поэтому в произведениях Сергея Александровича часто встречаются олицетворения: «черемуха сыплет», «травы никнут». Речевые фигуры употребляются не ради красного словца, а ради более полного и глубокого выражения себя. Отсюда рождается стремление к единству всего существующего на земле. В творческом мире Есенина люди, растения, животные, предметы и стихии – дети матери-природы.
Стихотворения Сергея Александровича стали основой для огромного количества песен, причем не только на русском языке. Положено на музыку и произведение «Сыплет черемуха снегом…». Композиция под названием «Черемуха» вошла в альбом «Клен ты мой опавший» российского певца Александра Подболотова.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Николая Рубцова «До конца»
- Анализ стихотворения Николая Рубцова «По вечерам»
- Анализ стихотворения Николая Рубцова «Посвящение другу»
- Анализ стихотворения Николая Рубцова «Привет, Россия»
- Анализ стихотворения Николая Рубцова «Родная деревня»
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
«Сыплет черемуха снегом…» С.Есенин
«Сыплет черемуха снегом…» Сергей Есенин
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом…»
«Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной – порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей. Мысли молодого человека заняты только невестой, именно о ней он готов бесконечно петь. Белый цвет черемухи, который поэт сравнивает со снегом, подчеркивает «зелень в цвету и росе», контрастируя с ней. Есенину удается наполнить пейзаж запахами (смолистая сосна) и звуками (пение птиц), что позволяет читателям во всех подробностях нарисовать в воображении представленную Сергеем Александровичем картину.
Воспевание Родины было главной творческой задачей Есенина. В стихотворении «Сыплет черемуха снегом…» речь идет не о какой-то абстрактной природе, а о природе средней полосы России, которую поэт прекрасно знал и любил. Он родился в селе Константиново Рязанской губернии, в окружении бескрайних полей и прекрасных лесов. Уехав из дома, Есенин всегда сильно скучал по родным местам, поэтому нередко туда наведывался. В лирике Сергея Александровича часто встречаются народные черты – любовь к фольклору привила ему бабушка. Это видно и по произведению «Сыплет черемуха снегом…». В нем отражено синкретическое единство природы и человека, характерное для народного творчества. Лирический герой обращается к птицам, черемухе, лугам и дубравам. С ними он делится своими мыслями, радостями.
В стихотворениях Есенина природа показана в вечном движении, изменении и развитии. Словно человек она испытывает счастье и печаль, рождается и умирает. Поэтому в произведениях Сергея Александровича часто встречаются олицетворения: «черемуха сыплет», «травы никнут». Речевые фигуры употребляются не ради красного словца, а ради более полного и глубокого выражения себя. Отсюда рождается стремление к единству всего существующего на земле. В творческом мире Есенина люди, растения, животные, предметы и стихии – дети матери-природы.
Стихотворения Сергея Александровича стали основой для огромного количества песен, причем не только на русском языке. Положено на музыку и произведение «Сыплет черемуха снегом…». Композиция под названием «Черемуха» вошла в альбом «Клен ты мой опавший» российского певца Александра Подболотова.
Учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме:
Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»
Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
Данное стихотворение является текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:
- информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета. Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты;
- цельностью, т.к. у текста есть план.
- Любование лирического героя приходом весны.
- Думы о невесте.
- Обращение к природе.
Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое;
- связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6 предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.
- когезией (внутритекстовой связью): личные местоимения ( я –лирический герой, она – невеста, вы — птахи);
- завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);
- социологичностью, т.к. связан со своей эпохой, стихотворение символично, весна как невеста предстает перед нами в стихотворении. Текст и сам выполняет социологическую функцию: определяет человека, способного испытывать любовь и нежность к природе;
- диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.
- Единством внешней и внутренней формы:
Внешняя форма — лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств: ассонанс звука [йэ] придает торжественность; стихотворение насыщено цветом («Зелень в цвету», «Пеной я цвет разнесу»), яркими эпитетами («Шёлковые травы»); олицетворения («Сыплет черёмуха», «Никнут травы») способствуют жизни, действию; инверсии («Никнут шёлковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста («Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); по рифме стихотворение напевное; наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной; по рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению – это совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализующая замысел автора – представить картину весны;
- абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком (С.Есениным) и для человека;
- развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы (см. п.№2);
- последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;
12,13) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;
14) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу; показывает красоту природы весной, особое состояние героя;
15) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:
а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;
б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;
в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;
г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.
Эти представления складываются в образы, которые складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину;
16) интенциональностью, потому что каждый писатель и поэт ставит перед собой цель «достучаться» до читателя. Есенин вызывает у читателя бурю чувств, эмоций образами, которые создает и использует в своем стихотворении;
17) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь. Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;
18) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;
19) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.
Основные единицы текста
Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно разделить на три ССЦ:
1-ая часть – 1, 2 строфы;
2-ая часть – 3 строфа;
3-я часть – 4 строфа
Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.
Зачин – Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
Средняя часть – Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Концовка — Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.
Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.
В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.
Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки текстуальности.
Послушайте стихотворение Есенина Сыплет черемуха снегом
Темы соседних сочинений
Картинка к сочинению анализ стихотворения Сыплет черемуха снегом
Источник
Цитата сообщения осень_осень
Сыплет черемуха снегом.
В мае распускается белыми душистыми кистями черемуха. С ее цветением наступает долгожданная весна. Черемуха – дерево повсеместно любимое и многократно воспетое.
Неповторим майский лес. Нежно-зелеными огоньками искрятся только что распустившиеся листочки черемухи. На их фоне белеют кисти соцветий — будто кто-то снежными комьями забросал деревья на опушках леса, у реки и оврагов. Благоухает черемуха, и опьяненные ароматом, не смолкают в кустах соловьи.
В народе есть верная примета: если в мае вдруг заметно похолодало, а воздух наполнился горьковатым, свежим и сильным ароматом — значит, расцвела черемуха, Как много ее вокруг, замечаешь именно в это время. Осыпанные белыми цветами деревья повсюду – на лесных опушках, на обочинах дорог, в парках, скверах, в садах и даже просто на городских улицах. Но особенно много ее в низинах, поймах и по берегам прудов и рек. Между прочим, свое латинское имя (Padus) это растение получило по названию итальянской реки Падус (По), видимо, и на ее берегах были когда-то черемуховые заросли. Что неудивительно: этот род довольно многочислен – включает в себя до 20 видов деревьев и кустарников – и весьма распространен в Северном полушарии. Ареал обитания – от полярного круга до юга Европы, Северной Америки и Центральной Азии.
Дерево это чрезвычайно полезное: цветы и листья черемухи выделяют так много летучих фитонцидов, что очищают воздух вокруг, убивая болезнетворные микроорганизмы и даже мелких насекомых – комаров и клещей. Правда, по этой же причине не стоит вносить букеты черемухи в дом: большая концентрация фитонцидов может вызвать головную боль. Наслаждайтесь черемухой на свежем воздухе.
ЧЕРЕМУХА.
В.Жуковский.
И вся благоухая,
Роняя лепестки,
Цветет, цветет черемуха
В овраге у реки!
С утра до поздних сумерек
Со всех концов земли
К цветам ее торопятся
Тяжелые шмели.
Сыплет черемуха снегом. |
Сергей Есенин. |
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу
.
Черемуха.
Сергей Есенин.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Марина Журавлева.
Распустилась чеpемуха,
Наpядилась невестою,
На душе неспокойно так,
Не найду себе места я.
Расскажу я чеpемухе
Что влюбилась я по уши,
Ах, вы ночи весенние,
До чего же хоpошие.
Ах, чеpемуха белая,
Сколько бед ты наделала,
Ах, любовь твоя смелая
Сумаcшедшей была.
Аpоматом дуpманила,
Только сеpдце поpанила,
Я ведь знала заpанее —
Это только игpа.
Вот стоит, чуть качается
От любви, словно пьяная
Ах, чеpемуха белая,
Голова pаскудpявая.
А любовь скоpоспелая
Отцветёт и забудется,
Мне сейчас хоpошо с тобой,
А потом будь что будется.
Ах, чеpемуха белая,
Сколько бед ты наделала,
Ах, любовь твоя смелая
Сумаcшедшей была.
Аpоматом дуpманила,
Только сеpдце поpанила,
Я ведь знала заpанее —
Это только игpа.
Ах, чеpемуха белая,
Сколько бед ты наделала,
Ах, любовь твоя смелая
Сумаcшедшей была.
Аpоматом дуpманила,
Только сеpдце поpанила,
Я ведь знала заpанее —
Это только игpа.
Источник
Подготовила
Автор материала
Федосова Елена Николаевна
Должность (с указанием преподаваемого предмета)
Учитель начальных классов
Образовательное учреждение
МБОУ «Прогимназия «Радуга»
г. Курска
Название материала
Урок по теме «С. Есенин «Сыплет черемуха снегом…»
Класс (возраст)
3 класс
Учебный предмет
Литературное чтение
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс
21 Век», 3 класс. Ч. 2. – Москва. Издательский центр «Вентана- Граф»
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)
Текстовый документ, проектор, ноутбук, презентация (см. Приложения)
Цели, задачи материала
Цели:
Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением Формирование первичных
ЗАДАЧИ:
Образовательные: показать обучающимся яркий,неповторимый талант русского поэта,его большую любовь к родине,раскрыть особенности его лирики.
Развивающие: развивать навык чтения, мышления, творческие способности; расширять кругозор обучающихся ;учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом;
Воспитательные: воспитывать трепетное, нежное отношение чувство к родной земле, своему Отечеству, к окружающей природе; воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).
В основе урока лежит технология создания музея одного произведения.
В конце урока готовым продуктом является создание медио — сочинения.
Список используемой литературы. Ссылки на Интернет – источники.
21 Век», 3 класс. Ч. 2. – Москва. Издательский центр «Вентана- Граф»
2. Уроки литературы в начальной школе, или как формировать вдумчивого читателя: Учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 144с.
3.Изучение поэтических произведений в начальных классах: Поурочные разработки. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 208с. (Б-ка учителя начальной школы).
4.Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть II: Книга для учителя, — М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 256 с.: ил.
Авторы-составители: Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка. – К.: ГИППВ, 1997. 272с.
5.https://www.youtube.com/watch ?v=XPeATvMh-BY
Ход урока
Задачи этапа урока (виды работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Организация класса на работу | ||||||
Задачи: Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | Приветствие. — Ребята, вы согласны со словами , что: « Книга- это волшебница. Книга преобразила мир». ( Морозов Н. А.) — Вы согласны с этим высказыванием? — Сегодня окунемся в этот волшебный мир книг. . | Слушают учителя, отвечают на его вопросы; высказывают свою точку зрения на проблему, | Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. | Способствует созданию состояния психо-эмоциональной стабильности, внешней мотивации. УУД (личностные): внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к процессу обучения. | 2 мин | |
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. | ||||||
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | — Фамилию автора, с произведениями которого мы окунемся в волшебный мир книги, я зашифровала в стихотворных строках. -Попробуйте узнать его. -Послушайте стихотворение и подумайте, кто автор этих строк. В этом имени — слово «есень». Осень, ясень, осиный свет, Что-то есть в нем От русских песен — Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь — рассвет. Что-то есть в нем И от весенней Грусти, юности И чистоты… — Услышали ли вы эту фамилию? -Я предлагаю вам задание определить главные темы стихов С. Есенина. | Выдвигают предположение о теме урока, отвечают на вопросы учителя. | Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу. | Обеспечивает высокий уровень вовлеченности обучающихся в учебную деятельность. УУД (познавательные, регулятивные): — самостоятельное формирование познаватель-ной цели; — сохранение учебной задачи. | 2 мин | |
III. Изучение нового материала 1.Подготовка к восприятию нового материала. | ||||||
Задачи: Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. | — Прочитайте понравившееся. 1 ряд- тема Родины. О Родине «Тема Родины, России,- подчеркивал Есенин неоднократно,- основная во всех моих стихах…» 2 ряд- тема люди. — Человек пот его мнению – дивное творение природы. «Я ДУМАЮ, КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК» ( С.Есенин) — Поэтому не случайно С. А. Есенина называют знатоком русской души. 3 ряд- природа. -Есенин очень любил свой край, его природу. Для него природа – это вечная Красота. «Душа моя — поле безбрежное…»(С. Есенин) — Кому понравились эти строки можете сходить в библиотеку и взять полный текст стихов. | Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения. | Знакомятся с литературоведческими отрывками, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор. | Познавательные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу): — учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Коммуникативные, личностные УУД: — формирование умение решать учебную задачу опираясь на опыт и знания. | 3 — 5 мин | |
2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. | ||||||
Задача: Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. | -Сегодня мы продолжим знакомство с чудесным, неповторимым миром поэзии Есенина с одним из его стихотворений, а чему оно будет посвящено определите сами: 1.1. Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу. 2. Она открывает дивное весеннее цветение деревьев и кустарников весной, известное в народе как «зелёный шум». 3. Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением этого дерева. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому, эти холода так и называются …«черёмуховые». -Название этого стихотворения «Сыплет черемуха снегом..» -Вы ничему не удивились — Вот оно, начало волшебства. — Давайте же познакомимся со стихотворением и определим в чем особенность творчество поэта. — Возьмите листы, вы сейчас услышите стихотворение. Проследите за текстом, а потом поделитесь своими впечатлениями. (Звучит стихотворение «Сыплет черемуха…») Сыплет черёмуха снегом, Никнут шелковые травы, Радугой тайные вести Сыпь ты, черёмуха, снегом, -Понравилось вам стихотворение? — Кто хочет поделиться своими впечатления — Читать стихотворение будем по — особенному, пропуская это стихотворение не только через ум, а через сердце , через душу. — Я предлагаю создать музей проживания произведения. Экспонатами этого музея будут образы, чувства, ароматы, настроения, которыми наполняет свое стихотворение поэт. -В нашем музее будет 4 зала по количеству строф и 1 зал сюрпризный. -Задание это групповое. В каждой группе нужно выбрать экскурсовода, который будет отчитываться за выполненные задания. Их в каждой группе 5. — Первые 4 задания одинаковые для всех групп: 1.Прочитать внимательно текст. 2. Найти непонятные слова и объяснить их. 3. Выбрать экспонат своего музея.( образ) 4. Выбрать название экспоната. 5. Индивидуальное для каждой группы. — Соблюдайте правила работы в группах. Музей временно закрыт, но через 5 минут он ждет своих посетителей. На работу -5 мин. Физминутка: Руки подняли и покачали — это деревья в цвету. Руки согнули, кисти встряхнули — с них ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят. Весна наступила! Весна наступила!»- радостно дети кричат. | Слушают и отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. | Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности. | Коммуникативные УУД: — формирование умения давать оценку работе других обучающихся; — создание ситуации речевого высказывания; — участие в диалоге Уметь анализировать степень выразительности чтения. (Познавательные УУД) Понимать на слух содержание произведения. (Коммуникативные УУД); УУД (познавательные, личностные): — поддержание активной мыслительной функции Коммуникативные УУД способствуют снятию эмоционального и статического физического напряжения. | 10 мин. | |
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. | ||||||
Задача: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. | — Проследим , как поэт наполняет стихотворение звуками, образами,ароматами. 1-я группа: 1. Прочитайте внимательно четверостишие. 2. Найдите непонятные слова, объясните их значение. 3. Выберите экспонат своего зала. 4. Выберите название экспоната из предложенных: 1. Любование приходом весны. 2.Очарование природы. 3. Думы о невесте. 4. Обращение к природе. 5.Чем является снег в стихотворении? Проиллюстрируй слова поэта. — Как называется этот прием? 2-я группа: 1.Прочитайте внимательно четверостишие. 2.Найдите непонятные слова, объясните их значение. 3.Выберите экспонат своего зала. 4. Выберите название экспоната из предложенных: . 1. Любование приходом весны. 2. Очарование природы. 3. Думы о невесте. 4. Обращение к природе. 5. Продолжи фразы: — Я увидел… -Я почувствовал… — Замените синонимом слово «никнут». (Тлант помогает поэту найти из тысячи хранимых в его памяти слов одно, единственно верное, наиболее ярко передающее мысли и чувства поэта.) — В творческом мире Есенина люди, растения, животные, стихии дети матери –природы. Обращаясь к ним он подчеркивает эту связь. — Как понимаете слово «одурманен»? ( — Ой вы, луга и дубравы, — Я одурманен весной. Обновление в природе созвучно настроению в душе поэта. Он тоже рад, счастлив, открыт для новой жизни, полон надежд и мечтаний.) 3-я группа: 1.Прочитайте внимательно четверостишие. 2.Найдите непонятные слова, объясните их значение. 3.Выберите экспонат своего зала. 4. Выберите название экспоната из предложенных: . 1. Любование приходом весны. 2.Очарование природы. 3. Думы о невесте. 4. Обращение к природе. 5. С кем автор сравнивает весну? — Придумайте свои ассоциации к слову весна. —Что имеет ввиду автор «радугой тайные вести» — Весна — прекраснейшее время года, когда всё расцветает, оживает и в природе, и в душе человека. Человек оказывается под властью её очарования. 4-я группа: 1. Найдите непонятные слова, объясните их значение. 2. Выберите экспонат своего зала. 4. Выберите название экспоната из предложенных: |