Сыплет черемуха снегом презентация
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация к уроку литературного чтения по теме: С.А. Есенин. «Топи да болота и Сыплет черемуха снегом»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Начинается урок
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
Я ПОКИНУЛ РОДИМЫЙ ДОМ
4 слайд
5 слайд
Описание слайда:
НИВЫ СЖАТЫ
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА Плат Гомон Слухают небольшой платок, покрывало. шум от множества голосов, звуков. народная форма слова слушают.
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
РАБОТА С ТЕКСТОМ
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна.
14 слайд
Описание слайда:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА Никнуть Дубравы Забистый ослабевать, становиться вялым, бессильным равнинный лес с преобладанием дубовых деревьев. забитый, несчастный.
15 слайд
Описание слайда:
РАБОТА С ТЕКСТОМ
16 слайд
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить одно из стихотворений «Сыплет черемуха снегом» или «Топи да болота»
19 слайд
Описание слайда:
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сегодня на уроке узнал… У меня получилось… Мне было трудно…
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-011952
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Тема урока : С.Есенин «Сыплет черёмуха снегом»
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
С.А. Есенин
Цели урока: образовательные:
- показать обучающимся яркий, неповторимый талант русского поэта, его большую любовь к родине, раскрыть особенности его лирики.
развивающие:
- развивать навык чтения, мышление, творческие способности;
воспитательные:
- воспитывать трепетное, нежное отношение чувство к родной земле, к своему Отечеству, к окружающей природе.
Метапредметные:
– регулятивные УУД: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно), планировать работу в группе, оценивать результаты своей работы на различных этапах урока;
– познавательные УУД: анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить в тексте сравнения, эпитеты, развивать внимание, память;
– коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе, проявлять терпимость к другому мнению.
Личностные результаты: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России, рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы.
Оборудование : презентация, карточки для обучающихся., аудиосредства
Ход урока
- Организационный момент .
Учитель: Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять
О том, как потрудились дома
Поспешите вы нам рассказать.
- Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворении « Бабушкины сказки»
- Сообщение темы урока.
Презентация ( слайд 1, 2)
Учитель
— Внимательно посмотрите на лицо этого человека. ( читаются стихи) (слайд 3)
Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел весёлый клён.
Из солнечного ливня,
Весеннее лицо,
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой.
Образ чист и ясен,
Весь в кликах журавлей.
Ты- осиянный ясень
Над синевой полей.
В этом стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта, как сама природа, о которой он пишет. Сергей Есенин — поэт Руси, он взял у её природы даже характерные черты своей внешности6 чарующую синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес; мягкие кудри – у крон родных берёз, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу.
«Душа моя — поле безбрежное…» — так он говорил о себе.
Есенин очень любил свой край, его природу. Для него природа – это вечная красота .
Сегодня мы окунёмся ещё раз в чудесный, неповторимый мир, в мир поэзии Есенина и познакомимся с одним из его стихотворений.
( слайд 4)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха слайд 5)
-Кто знает, что такое черёмуха?
— Да, это кустарник от 2 до 15 метров высотой.
— Стихотворение «Сыплет черёмуха снегом»
-Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу.
Сейчас ребята расскажут нам об этом загадочном дереве.
Ученики
— Черёмуха открывает дивное весеннее цветение деревьев и кустарников весной, известное в народе как «зелёный шум».
— Черёмуха распространена по всей Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири.
— В плодах черёмухи содержится много полезных веществ: дубильные вещества, сахар, кислота ( в основном яблочная и лимонная), минеральные вещества, а ядра косточек богаты жирным маслом.
— Свежие плоды, цветки, листья, кора и почки черёмухи содержат такие вещества, которые убивают не только микробы, но и вредных насекомых.
— В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье, желе.
— Плоды и другие части растения используют в народной медицине как вяжущее и потогонное средство при многих заболеваниях.
— Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черёмухи. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому, эти холода так и называются «черёмуховые».
Учитель
— За красоту и поэтический облик о черёмухе сложено немало стихов. К ней относятся с нежностью и любовью, её воспевают в стихах и песнях.
Например, И.С. Никитин в стихотворении «Черёмуха» писал: (слайд 6)
На черёмухе весной
Много листьев красовалося.
Гостей перебывалося
Вплоть до осени сырой.
А . Барто так описывает черёмуху в произведении «Весенняя гроза»: ( слайд 7)
Черёмуха, черёмуха
В овраге расцвела.
Черёмуха, черёмуха
Стоит белым-бела.
Образ черёмухи неразрывно связан со снегом у С. Есенина в стихотворении «Сыплет черёмуха снегом»
- Ознакомление со стихотворением С. Есенина .
Анализ стихотворения.
Прослушивание фонограммы ( слайд 8 )
Учитель
- Какие строки стихотворения вам особенно понравились, запомнились?
- Какой вы представляете себе черёмуху? ( как невесту…)
— Неторопливо перечитайте стихотворение Есенина.
— Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение?
А может ли черёмуха сыпать снегом?
— Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили особое настроение, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки З-С.
— Воспользовался ли таким приёмом Есенин?
Попробуем прочитать первые восемь строк, выделяя эти звуки.
Видите, и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька.
Всё богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели – дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природу.
( Неторопливо, с любованием)
Дети работают с карточками ( цветопись ) и определяют настроение каждого четверостишия. (Методика Лутошкина )
( слайд 9)
1. | 3. | восторженное | |
радостное, тёплое | |||
светлое, приятное | |||
2. | 4. | спокойное, ровное | |
грустное, печальное | |||
тревожное, тоскливое | |||
полный упадок |
Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках. Чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведёт речь о черёмухе и ручейке.
( Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь)
— Весна напоминает поэту о любимой девушке. Автор неслучайно видит её образ.
— А с чьим образом он её сравнивает? ( с образом весны)
— Чем наслаждается автор? ( пеньем птиц, оживлением весны)
Поэзия Есенина многоцветна, но она не просто наделена красками, а органически слита музыкой и цветом и внутренним миром поэта.
— Какова насыщенность цвета? ( зелень, цвета радуги )
Учитель: ( слайд 10 )
Все русские поэты горячо любили и любят свою Родину. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и многие другие писали о родине с грустью и нежностью, с восхищением и любовью. Сегодня мы увидели, что С.А. Есенин принадлежит к их числу. Огромная любовь к Родине дала С.Есенину право сказать:
Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Все стихи Есенина согреты безграничной любви к Родине. Они поражают своей яркостью и задушевностью. Многие стихи положены на музыку. Лирический, плавный мотив чувствуется в песне на стихотворение «Сыплет черёмуха снегом».
Я предлагаю вам послушать эту песню. ( слайд 11)
— Очень хочется верить, что вы ещё не раз в течение жизни откроете томик со стихами С.Есенина.
VI. Домашнее задание (дифференцированное). ( слайд 12)Я думаю, что вы за время урока достаточно близко познакомились со стихотворением и строки его еще свежи в голове. Дома вам останется только повторить его.
Черемуха не только внешне красива, но и очень полезна. Чем она полезна нам расскажет на следующем уроке 1 группа. (Под руководством учителя дети будут искать информацию в справочной литературе и на заданном сайте сети Интернет, готовить сообщения.)
Иллюстрирование стихотворения – 2 группа.
VII. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.
– Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своем стихотворении? Каковы его главные мысли? (Любовь к родному краю, к природе.) Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.) Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы. (Проанализировать, достигнуты ли на уроке учебные задачи.) Что нового вы узнали о С. Есенине? Что открыли? Какое чувство осталось у вас после прочтения стихотворения? Есть ли у кого желание узнать что-то новое о поэте и познакомиться с другими его произведениями? Ребята, что удалось и что не удалось? Что было особенно трудно и над чем еще предстоит потрудиться? За что вы похвалили бы себя?
Самооценка. Оценивание своей работы с точки зрения усвоения новой информации: ( слайд 13 )
- узнал много интересного и многое запомнил
- узнал многое, но не все запомнил
- узнал мало и мало, что запомнил, нужно еще повторить
Оценочные суждения учителя с созданием ситуаций успеха, отметить продвижения учащихся.
Я надеюсь, урок вам запомнился и вам еще захочется прочитать и другие стихотворения С. Есенина и через них открыть и понять самого поэта.
Приложение.
Черёмуха открывает дивное весеннее цветение деревьев и кустарников весной, известное в народе как «зелёный шум».
— Черёмуха распространена по всей Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири.
— В плодах черёмухи содержится много полезных веществ: дубильные вещества, сахар, кислота ( в основном яблочная и лимонная), минеральные вещества, а ядра косточек богаты жирным маслом.
— Свежие плоды, цветки, листья, кора и почки черёмухи содержат такие вещества, которые убивают не только микробы, но и вредных насекомых.
— В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье, желе.
— Плоды и другие части растения используют в народной медицине как вяжущее и потогонное средство при многих заболеваниях.
— Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черёмухи. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому, эти холода так и называются «черёмуховые».
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по литературе и конспект урока 3 класс С.Есенин «Сыплет черёмуха цветом»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Жизнь Есенина.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». С.А. Есенин
2 слайд
Описание слайда:
3 октября. Утром этого осеннего ветреного дня в 1895 году родился Сергей Александрович Есенин. Произошло это в старинном селе Константинове, что протянулось по правому берегу Оки, неподалеку от Рязани. С 1985 г. В Константиново, на родине поэта, проводится Всероссийский есенинский праздник поэзии. 1895 – 1925 гг.
3 слайд
Описание слайда:
Семья поэта Александр Никитич Сергей Есенин Татьяна Федоровна с сестрами Есенины 1912 год
4 слайд
Описание слайда:
Есенин — нежное имя, Соловьиный звон. Кудрями золотыми Звенел весёлый клён. Из солнечного ливня, Весеннее лицо, Овеял ветер нивный Цветочною пыльцой. Образ чист и ясен, Весь в кликах журавлей. Ты осиянный ясень Над синевой полей.
5 слайд
Описание слайда:
Королева весны Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна.
6 слайд
Описание слайда:
И. Никитин Много листьев красовалося На черёмухе весной И гостей перебывалося Вплоть до осени сырой…
7 слайд
Описание слайда:
А. Барто Черёмуха, черёмуха В овраге расцвела. Черёмуха, черёмуха Стоит белым – бела…
8 слайд
Описание слайда:
Сергей Есенин
9 слайд
Описание слайда:
Всё богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели – дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы восторженное радостное, тёплое светлое, приятное спокойное, ровное грустное, печальное тревожное, тоскливое полный упадок
10 слайд
Описание слайда:
Более 700 стихотворений было написано С.А.Есениным Так же, как и природу, поэт любил свою Отчизну. Его произведения проникнуты горячей любовью к Родине, к русской природе. Когда-то Есенин признался: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве»
Выбранный для просмотра документ Тема урока.doc
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-259340
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Конспект урока литературного чтения в 3 классе.
Тема: С. Есенин «Черёмуха».
Цели:
продолжить знакомство учащихся с биографией С. Есенина, ознакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Черемуха»;
формирование знаний об эпитете как образном средстве языка, формирование умения и навыков выразительного чтения стихов;
развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,
развитие внимания, творческого воображения;
воспитание интереса к предмету и культуры общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Ход урока.
Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас не простой урок. Мы принимаем гостей. Давайте
поприветствуем их и подарим им наши улыбки.
II. Речевая разминка. Слайд №1.
– Прочитайте пословицу: «Никакое искусство не достигнет природы».
– Как вы ее понимаете?
– Прочитайте медленно.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте с вопросительной интонацией.
– Прочитайте с утвердительной.
– Прочитайте выразительно.
I I I. Проверка домашнего задания. Слайд №2.
– Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?
– Какие произведения в нём помещены?
– Чем стихотворения отличаются от других произведений? (рифма, ритм, краткость,
точность)
– Со стихотворениями, какого русского поэта вы познакомились вчера?
– Послушаем, как вы подготовили чтение стихотворений наизусть.
*Чтение наизусть стихотворений А.А.Блока «Ворона», «Ветхая избушка», «Сны».
IV. Изучение новой темы.
1. Беседа о поэте.Слайд №3.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром…
– Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Кто
его автор? (Сергей Есенин.)
– Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.
– Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина.Слайд №4.
Есенин – нежное имя, соловьиный звон.
Кудрями золотыми звенел весёлый клён.
Из солнечного ливня весеннее лицо
Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.
Слайд №5.
– Родился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой
реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье
деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о
литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество
песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его
к написанию первых стихотворений.
Слайд №6.
Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом.
2. Актуализация знаний. Постановка цели.Слайд №7.
Тема урока: Сергей Есенин „Черемуха”.
Слайд №8.
Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Черёмуха»,
научимся выразительно читать это стихотворение; будем находить в нём
образные средства; попробуем проникнуть во внутренний мир поэта, в его
душу, мысли и определим с какой целью Есенин написал это стихотворение.
3. Погружение в урок. Слайд №9.
Учитель: Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В
это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух –
прозрачен, чист и влажен. Слайд №9.
И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.
– Что вам известно о черёмухе?
Одна из первых я цвету.
В садах стою я вся в цвету,
И белый мой наряд,
И горький запах всех влечёт:
-Гляди, черёмуха цветёт!-
Все люди говорят.
И вся благоуханная,
Роняя лепестки,
Цветёт, цветёт черёмуха
В овраге у реки. (В. Жуковский)
– Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.
4. Первоначальное прослушивание лирического стихотворения Сергея Есенина
“Черемуха” в грамзаписи.
– А сейчас послушайте стихотворение “Черемуха” в грамзаписи. Мне очень нравится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.
5. Обмен впечатлениями о прочитанном. Слайд №10.
Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите из предложенных вариантов: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.
Дети: Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”.
Слайд №11.
Учитель: Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:
чтобы передать радость общения с природой;
чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.
(Выбрать нужное, при необходимости добавить своё утверждение).
Учитель: «Черёмуха» — это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.
6. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
– Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите слова, которые вам не понятны.
7. Словарная работа. Слайд №12.
– Объясните значение выражений:
Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;
Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;
Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;
Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;
Вкрадчиво – осторожно, доверительно;
Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)
V. Физкультминутка. Слайд №13.
VI. Продолжение изучения темы.
8. Анализ лирического стихотворения «Черемуха». Слайд №14.
б) Словесное рисование.
Учитель: – На какие картины можно разделить это стихотворение? (2 картины)
Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.
Дети: 1-ая картина: Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи.
2-ая картина: Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.
3-я картина: У черёмухи зелень золотистая на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота.
4-ая картина: Ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды.
в) Чтение стихотворения по частям.
Чтение 1-ой части.
Учитель: Давайте прочитаем отрывок к первой картине.
– При помощи каких слов автор описал черемуху? (Черемуха душистая, ветки
золотистые, роса медвяная, зелень пряная).
– Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты)
Что такое эпитет?
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
Учитель: Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?
Дети: Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.
Учитель: Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?
Вывод: верно, цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.
Учитель: С чем автор сравнил ветки черемухи?
– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке.
Как называется художественное средство,