Сыплет дождик большие горошины рвется ветер и даль нечиста

Сыплет дождик большие горошины рвется ветер и даль нечиста thumbnail

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

Анализ стихотворения «Сентябрь» Заболоцкого

Николай Алексеевич Заболоцкий — мастер пейзажной лирики. В стихотворении «Сентябрь» он смотрит на начало осени не только как поэт, но и как живописец.

Стихотворение в 1957 году. Его автору исполнилось 54 года, у него случился кризис в семейной жизни, а жить ему остался всего один год. Он издал сборник «Последняя любовь», закончил перевод «Витязя в тигровой шкуре». По жанру — пейзажная лирика, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Лирический герой — сам автор. В юности Н. Заболоцкий увлекался рисованием. Вот и в этом стихотворении он просит смелого художника схватить и передать красоту сентябрьских дней. Месяц начинается вполне по-осеннему: сыплет дождик, рвется ветер. Но вот наступает «бабье лето», последние недели или дни сентября: в царство тумана и морока первый луч летит. Значит, еще разойдутся тучи, станет прозрачным воздух, будет еще тепло и сухо. «Орешина, вспыхнув, засияла»: имеются в виду красная, желтая листва и побуревшие прицветники, окружающие каждый орешек.

Что ж, самое время браться за кисть и писать шедевр. «Золотой и гранатовой»: только такими красками можно передать очарование этого дерева. Поэт просит изобразить орешник метафорически, как молодую царевну. Чтобы она стала олицетворением осени и уходящего сентября: на заплаканном (дождями), беспокойно скользящей улыбкою (ветерком), вечно юную (перед наступлением настоящей, предзимней осени). Уже в первых строфах Н. Заболоцкий обращается к читателю на «ты» и в повелительном наклонении, но только чуть позднее становится ясно, что читатель должен быть еще и живописцем: нарисуй эту девушку мне. Он как бы советует читателю поспешить, не раздумывать. Уменьшительные суффиксы придают больше трепета этому произведению: дождик, деревце. Повторы: нарисуй, значит. Противопоставление: непогодь, нечистая даль и первый луч солнца, придающий всему вокруг мягкое сияние. Эпитеты: взъерошенный, зыбкою. Метафора: даль занавешена, большие горошины. Метонимия: царство. Множество сравнений: как арку из каменных плит, словно девушка, золотой, как огонь, словно деревце. Олицетворения: сыплет, рвется, закрывается тополь. Первая строфа построена на приеме инверсии.

Для зрелого творчества Н. Заболоцкого характерны классическая форма и философское содержание. Поэт умеет вовлечь в круг своих гармоничных образов даже неподготовленного читателя.

  • Следующий стих → Николай Заболоцкий — Сквозь волшебный прибор Левенгука
  • Предыдущий стих → Николай Заболоцкий — Сказка о кривом человечке

Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Сентябрь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Колыхаясь еле-еле
Всем ветрам наперерез,
Птицы легкие висели,
Как лампады средь небес.

Их глаза, как телескопики,
Смотрели прямо вниз.
Люди ползали, как клопики,
Источники вились.

Мышь бежала возле пашен,
Птица падала на мышь.
Трупик, вмиг обезображен,
Убираем был в камыш.

В камышах сидела птица,
Мышку пальцами рвала,
Изо рта ее водица
Струйкой на землю текла.

И сдвигая телескопики
Своих потухших глаз,
Птица думала. На холмике
Катился тарантас.

Тарантас бежал по полю,
В тарантасе я сидел
И своих несчастий долю
Тоже на сердце имел.

Анализ стихотворения «Птицы» Заболоцкого

Произведение «Птицы» Николая Алексеевича Заболоцкого перекликается с одноименной поэмой, посвященной отцу поэта.

Стихотворение создано в начале 1930-х годов. Автору этих строк исполнилось около 30 лет, он уже выпустил дебютный сборник, который подвергся нещадной критике, новую книгу стихов ему издать не позволили. Оставалась работа в детских журналах, утешала и переписка с К. Циолковским, чьи идеи произвели на поэта глубокое впечатление. В жанровом отношении эксцентрическая пейзажная зарисовка, рифмовка перекрестная, 6 строф. Лирический герой присутствует, но обнаруживает себя лишь в финале произведения. Начинается стихотворение вполне лирически. Птицы противятся ветру в небе. Поэт подбирает для них трогательное сравнение с лампадами. Однако уже во 2 строфе гармония рушится, в строчках косо проглядывает абсурд, угроза. Оказывается, «легкие птицы» высматривают жертв. Люди, к счастью, их не интересуют. Подумаешь, клопики. А вот бегущая мышь – это уже серьезно. Обезображенный трупик деловито втаскивается в камыши, где благополучно обгладывается. Натуралистическое описание изобилует неприглядными деталями. Например, пальцы (звучит так по-человечески) обедающей птицы. Или водичка изо рта пойманной мышки. Лексический повтор «телескопики» забавен сам по себе, однако не в данном контексте. Птица-потрошитель своей ролью не гордится, принимает положение вещей за неизбежность. Собственно, об этом она и думает: а для чего еще нужны мыши? В эту минуту мимо катит тарантас с лирическим героем. Он любуется пейзажем, обозревает охоту птиц и предается грустным размышлениям. Похоже, у него в груди тоже погребена ни одна мышка. Впрочем, и в ее роли он не раз бывал. Запятнанный мир, между тем, сверкает всеми красками радуги. Казалось бы, поэт почти нейтрально показал пресловутый естественный отбор. Неизбежный, давно оправданный, законный. Однако финальное четверостишие недвусмысленно переводит стихотворение в иную плоскость. Поэт изображает себя едущим в тарантасе мимо этого праздника – и пиршества – жизни. Старомодный тарантас – ниточка к поэзии А. Пушкина (скажем, к его «Дорожным жалобам»), тоже любителя проехаться по ухабам с ветерком. Уменьшительные суффиксы, ироничные или наводящие жуть: телескопики, водица, трупик, холмике. Инверсия: катился тарантас. Перечислительные градации. Эпитеты: потухших, легкие. Метафора: долю на сердце. Лексика разговорная, интонация будничная, бодрая.

Читайте также:  Сыпь от аллергии чем снять народные средства

Фантасмагоричный в своей банальности мир – лейтмотив произведения «Птицы» Н. Заболоцкого.

  • Следующий стих → Николай Заболоцкий — Разве ты объяснишь мне
  • Предыдущий стих → Николай Заболоцкий — Прощание

Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Птицы на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Источник

Тема урока

Н.А.Заболоцкий «Сентябрь»

Цель

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом; основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность).

Формируемые УУД

— Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Основные понятия

Звук, строфа

Межпредметные связи

ИЗО

Оборудование

Учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (Программа «Перспективная начальная школа»).

Презентация к уроку

Репродукция

Технологическая карта урока по литературному чтению

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Эпиграф к уроку:

«Пришел сентябрь с красками,

Коснулся листьев ласково

И деревце просто

Вдруг стало золотое»

Н. Светлячок

-Ребята, о каком времени года говорится в данном отрывке? (Об осени)

Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа.

Развивают логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

2 мин

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

-Как вы думаете, исходя из эпиграфа, какова тема урока? (Сентябрь, осень)

-Сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением автора, который восхищался осенью. Тема урока Н.А.Заболоцкий «Сентябрь».

-Давайте попробуем сформулировать цель на наш урок. (Изучить стихотворение Н.А.Заболоцкого «Сентябрь» и проанализировать его)

Выдвигают предположение, о теме урока слушая музыкальное произведение; отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

Учатся слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

2 мин

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

C:UsersksDesktopKartina_akvarel_Andriyaka_Osen.jpg

-Посмотрите внимательно на репродукцию, что на ней изображено? (Природа осенью)

— По вашему мнению, какой месяц осени изображен на картине? (Начало осени- сентябрь)

-Какие ассоциации со словом «осень» у вас возникают? (Дождь, листья, ветер, школа)

-Какие прилагательные вы могли бы подобрать к описанию картины? (Золотая, желтая, теплая, уютная, мягкая)

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; участвуют в игре.

Учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

3 — 5 мин

2. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

Чтение учителем стихотворения полностью:

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

-Как вы думаете, к кому обращается лирический герой? Ведет ли он с кем-нибудь диалог или это мысли вслух, размышления? (В данном стихотворении лирический герой просто размышляет и высказывается вслух).

Читайте также:  Лечение сыпи на теле у взрослого фото с пояснениями

-На ваш взгляд, какие чувства испытывает лирический герой в стихотворении? (Чувство восхищения, нежности)

-Ребята, а что такое строфа? (Строфа- это повторяющиеся однотипные части рифмующихся строк, характеризующиеся некой законченностью мысли).

-В стихотворении Заболоцкого удивительная звукопись, с ее помощью автор передает разные впечатления, звуки природы, помогает лучше представить картину. Предлагаю вам самим в этом убедиться.

Чтение по строфам: необходимо прочитать стихотворение так, чтобы дети сами услышали и осознали звукопись стихотворения. Ставим перед детьми задачу: выяснить, какие именно впечатления хотел передать нам автор.

Учитель читает первую строфу, дети в это время внимательно слушают и пытаются определить, какие звуки наиболее отличительны и встречаются чаще других.

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Далее проводим анализ строфы на предмет звуков:

-Сочетание, каких звуков помогает нам ярче представить описанную картину? ([Р], [Ш], [И])

-Какие звуки природы передаются с помощью данных звуков? (порывы ветра, стук дождя)

Учитель читает вторую строфу, предварительно поставив перед детьми ту же цель (какие звуки наиболее отличительны и встречаются чаще других).

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

-Сочетание, каких звуков нам встретилось? ([В], [З], [Р])

-Какое ощущение, на ваш взгляд, передают эти звуки? (Возникает ощущение пространства, можно увидеть картину как солнечный луч пробивается сквозь облака)

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

-Сочетание, каких звуков вы отметили? ([Ш], [В], [С], [П], [И])

-Какую картину вы представляете, слыша эти звуки? (Можно увидеть как пылает и сияет орешина)

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

-Сочетание, каких звуков вам встретилось? ([Ж], [Х], [З], [Р])

-Какую картину автор передает с помощью этих звуков? (Представляются все описанные цвета)

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

-Какие звуки вы выделили? ([Р], [С], [К])

-Какую картину автор передает с помощью этих звуков? (Звук [С] создает ощущение приглушенности, умиротворенности, также можно услышать звук слезинок).

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Развивают свою художественную образную речь.

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

10 мин.

3. Работа учащихся в микрогруппах

Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

-А сейчас первая парта повернитесь ко второй, третья к четвертой, пятая к шестой и мы выполним работу в микрогруппах.

Карточка 1

Продолжите сочинение-миниатюру

«Золотая осень»:

Наступила осень, всё в природе меняется и вместе с ней…

Карточка 2

На месте пропусков вставьте слова, так чтобы получился новый вариант стихотворения:

Сыплет ______ большие _______,

Рвется ветер и ________.

______ тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь _________________,

В это _______ ______________

Первый луч, пробиваясь, ______.

Карточка 3

На месте пропусков вставьте слова, так чтобы получился новый вариант стихотворения:

Значит, даль не навек _________

Облаками, и, значит, не зря,

Словно _______, вспыхнув, ________

_________ в конце сентября.

 Вот теперь, живописец, _________

_______, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй _________ мне.

 Нарисуй, словно деревце, ________

Молодую царевну _______

С _______________ улыбкою

На заплаканном юном лице.

Карточка 4

Продолжите стихотворение об осени:

Птицы улетают,

Цветы увядают,

Мир изменяя…

Карточка 5

Продолжите рассказ об осени:

Мы прощаемся с летом, которое ласково оберегало нас. А осень как будто жалеет полюбивших летнюю пору.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.

Формируют у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивают творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой. (познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

Учатся принимать и сохранять учебную задачу. (регулятивные УУД).

5 – 10 мин.

IV. Подведение итога урока.

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.

-На этом наш урок подходит к концу.

-Ребята, стихотворение какого автора мы сегодня изучали? А как называется стихотворение?

-О чем говорилось в данном стихотворении? В чем отличительная черта стихотворений Заболоцкого?

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Читайте также:  Аллергическая сыпь ребенок мазь

Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

5 мин

V. Рефлексия

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

-Вы все молодцы! Все славно потрудились. А теперь оцените самостоятельно свою работу на уроке: если все получилось и урок вам понравился, поднимите вверх зеленый кружок; если что-то немного не получилось, но в целом урок вам понравился, поднимите вверх желтый кружок; если урок вам не понравился, поднимите вверх красный кружок.

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся самостоятельной оценке своей деятельности.

Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Источник

добавлена 7 мая 2019 в 17:55

добавлена 11 мая 2017 в 09:56

ПРОТИВОСТОЯНИЕ МАРСА
Подобно огненному зверю,
Глядишь на землю ты мою,
Но я ни в чём тебе не верю
И славословий не пою.
Звезда зловещая! Во мраке
Печальных лет моей страны
Ты в небесах чертила знаки
Страданья, крови и войны.
Когда над крышами селений
Ты открывала сонный глаз,
Какая боль предположений
Всегда охватывала нас!
И был он в руку — сон зловещий:
Война с ружьём наперевес
В селеньях жгла дома и вещи
И угоняла семьи в лес.
Был бой и гром, и дождь и слякоть,
Печаль скитаний и разлук,
И

добавлена 13 марта 2017 в 13:25

Поэма весны (1956)
Н. Заболоцкий.
Ты и скрипку с собой принесла,
И заставила петь на свирели,
И, схватив за плечо, повела
Сквозь поля, голубые в апреле.
Пессимисту дала ты шлепка,
Настежь окна в домах растворила,
Подхватила в сенях старика
И плясать по дороге пустила.
Ошалев от твоей красоты,
Скряга вытащил пук ассигнаций,
И они превратились в листы
Засиявших на солнце акаций.
Бюрократы, чинуши, попы,
Столяры, маляры, стекло

добавлена 27 декабря 2016 в 17:55

добавлена 7 ноября 2016 в 09:22

«Гомборский лес»
В Гомборском лесу на границе Кахети
Раскинулась осень. Какой бутафор
Устроил такие поминки о лете
И киноварь с охрой на листья растер?
Меж кленом и буком ютился шиповник,
Был клен в озаренье и в зареве бук,
И каждый из них оказался виновник
Моих откровений, восторгов и мук.
В кизиловой чаще кровавые жилы
Топорщил кустарник. За чащей вдали
Рядами стояли дубы-старожилы
И тоже к себе, как умели, влекли.
Здесь осень сумела такие пассажи
Наляпать из охры, огня и белил,
Что дуб буш

добавлена 7 ноября 2016 в 09:21

Осенние пейзажи
1. Под дождем
Мой зонтик рвется, точно птица,
И вырывается, треща.
Шумит над миром и дымится
Сырая хижина дождя.
И я стою в переплетенье
Прохладных вытянутых тел,
Как будто дождик на мгновенье
Со мною слиться захотел.
2. Осеннее утро
Обрываются речи влюбленных,
Улетает последний скворец.
Целый день осыпаются с кленов
Силуэты багровых сердец.
Что ты, осень, наделала с нами!
В красном золоте стынет земля.
Пламя скорби свистит под ногами,
Ворохами листвы шевеля.
3. Последние ка

добавлена 20 сентября 2016 в 08:59

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту

добавлена 29 июля 2016 в 19:43

На маленьком стуле сидит старичок,
На нем деревянный надет колпачок.
Сидит он, качаясь и ночью, и днем,
И туфли трясутся на нем.
Сидит он на стуле и машет рукой,
Бежит к старичку человечек кривой.
— Что с вами, мой милый?
Откройте ваш глаз!
Зачем он завязан у вас?
Кривой человечек в ответ старичку:
— Глазок мой закрылся, и больно зрачку.
Я с черной грачихой подрался сейчас,
Она меня клюнула в глаз.
Тогда старичок призывает жука.
— Слетай-ка, жучок, на большие луга.
Поймай мне г

Иллюстрации Виктора Низовцева….

добавлена 29 июля 2016 в 12:30

Бетховен
В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
Дубравой труб и озером мелодий
Ты превозмог нестройный ураган,
И крикнул ты в лицо самой природе,
Свой львиный лик просунув сквозь орган.

добавлена 28 июля 2016 в 12:37

Утренняя песня
Могучий день пришел. Деревья встали прямо,
Вздохнули листья. В деревянных жилах
Вода закапала. Квадратное окошко
Над светлою землею распахнулось,
И все, кто были в башенке, сошлись
Взглянуть на небо, полное сиянья.
И мы стояли тоже у окна.
Была жена в своем весеннем платье.
И мальчик на руках ее сидел,
Весь розовый и голый, и смеялся,
И, полный безмятежной чистоты,
Смотрел на небо, где сияло солнце.
А там, внизу,

Источник