Сыплю на вас серебро
Раздражение от серебряной цепочки — простое загрязнение или аллергия на металл?С древних времен люди использовали серебро в качестве антимикробного средства, его прикладывали к ране, чтобы остановить кровотечение и предотвратить распространение инфекции. Даже в церкви для освящения воды использовали именно серебряный крест. Бытовало мнение, что данный металл не способен вызвать аллергию, поэтому его без страха надевали даже грудным малышам. Однако в последнее время все чаще случаются случаи появления красной сыпи и зуда на месте прилегания серебряного украшения к телу. Чтобы понять причину данной проблемы, стоят разобраться в причинах сложившейся ситуации. Причина №1 Для начала стоит подумать о загрязнении украшения. В этом случае возможно накопление опасных химических веществ на поверхности серебряного изделия, которые и могут вызвать аллергическую реакцию на восприимчивой коже. Чтобы решить данную проблему во многих случаях достаточно просто почистить серебро. Вы можете обратиться к ювелиру (если изделие содержит драгоценные камни или имеет сложный рельеф) или сделать все самостоятельно. Существуют тысячи способов очистки серебра в домашних условиях. Самым распространенным является использование аммиака. Вы можете приобрести в аптеке нашатырный спирт и окунуть в него серебро на 30 минут. Но не стоит забывать о неприятном запахе, поэтому для начала подготовьте алюминиевую емкость для данной процедуры и убедитесь, что помещение, в котором вы находитесь, хорошо проветривается. Также часто используется сода или зубной порошок. Нужно разбавить их с водой до образования кашицеобразной массы и с помощью старой зубной щетки очистить поверхность украшения. После любого вида очистки стоит отполировать серебро мягкой сухой тканью, и вы не только избавитесь от побочных веществ на поверхности изделия, но и восстановите первозданный цвет серебра. Но прежде чем надеть украшение снова, дождитесь пока все вышеуказанные симптому пройдут. Так мы сможем оценить, было ли это раздражение, а не аллергия. Причина №2 Возможно вы стали жертвой недобропорядочных ювелиров и приобрели серебросодержащий сплав. Наиболее часто за серебро выдают цинк, алюминий и свинец. Из данных металлов делают украшение и покрывают его тонким слоем серебра. Чтобы опознать подделку, воспользуйтесь следующими советами. 1. Проведите по украшению белым мелом. Если он потемнеет — вы обладатель настоящего серебра. Причина №3 Если все предыдущие способы вам не помогли, то вы имеете аллергию на серебро. К сожалению, в этом случае вам придется отказаться от этого металла. Однако обратите внимание, носили ли вы раньше серебряные украшения, и в каком количестве, ведь переизбыток серебра на теле мог стать причиной вашей проблемы. Попробуйте заменить серебро медицинским сплавом или золотом. Помните, не стоит покупать драгоценности и украшения с рук, иначе вы рискуете получить подделку, которая, к тому же, может привести к неприятным последствиям, например аллергии. Помимо этого, вы не сможете вернуть украшение назад. Совершайте покупку ювелирных изделий непосредственно в ювелирных салонах и радуйтесь обновкам. — Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Профилактика заболеваний» Автор: Искандер Милевски |
Источник
Серебряные украшения любят многие – они более строгие и бюджетные, чем золотые, однако изысканность и благородство происхождения таких ювелирных изделий не вызывает сомнений.
До недавнего времени считалось, что при контакте с серебром аллергических реакций не бывает. Это мнение опровергают многочисленные жалобы на зуд и покраснение кожи при ношении серебряных изделий.
Давайте разбираться — возможна ли аллергия на серебро и что делать при ее появлении.
Почему появляется
Фактически реакция на серебро в чистом виде – чрезвычайно редкое явление, поскольку данный металл обладает очень низкими аллергенными свойствами.
В большинстве случаев аллергические проявления вызываются никелем в составе ювелирных изделий из серебра.
Никель добавляют к ним для усиления блеска и прочности, так как само серебро чересчур мягкое.
У людей с ослабленным здоровьем и иммунитетом любой чуждый организму раздражитель (в данной ситуации никель) принимается за вредоносный элемент.
В крови при этом активно вырабатывается гистамин, вызывающий ухудшение самочувствия.
Сенсибилизация на серебряные украшения не всегда проявляется сразу – могут пройти годы, прежде чем начнут возникать реакции.
Эта форма аллергии проявляется контактным дерматитом, который возникает при контакте никеля с кожей при его постепенном вымывании из ювелирного изделия.
Сенсибилизацию могут вызвать и другие примеси:
- цинк;
- медь;
- алюминий;
- свинец.
Что вызывает реакцию
Причиной развития сенсибилизации при непосредственном контакте с серебряными украшениями является ошибочная реакция организма на инородные вещества – серебро или другие элементы в составе.
При этом в работе иммунной системы происходит сбой и вместо защиты от вирусов, инфекций и бактерий она воспринимает как «чужака»абсолютно безвредное в другой ситуации вещество и начинает атаковать его.
Реакция развивается по такому сценарию:
- при контакте кожи с металлом его ионы, минуя эпидермис, проникают в кровь и химически изменяют ее состав;
- организм начинает воспринимать некоторые белки собственных клеток в качестве чужеродных агентов и вырабатывает в ответ специфические антитела;
- механизм фактических химических процессов, происходящих при этом, современной наукой пока не изучен — предполагается лишь, что они заложены генетически.
Даже при единичном случае такого реагирования серебряные украшения и впредь будут восприниматься иммунной системой как потенциально опасные.
Сенсибилизация на серебро и другие металлы в составе украшений может проявиться и при индивидуальной непереносимости некоторых химических веществ, контакт с которыми приводит к возникновению кожных аллергических реакций локального характера.
Какую роль играет качество украшений
Участившиеся случаи раздражений кожного покрова при контакте с изделиями из серебра связывают с ненадлежащим качеством современных украшений.
Для удешевления продукта недобросовестные производители примешивают к серебру другие сплавы, вызывающие реакцию.
Чаще всего псевдосеребряные изделия изготавливаются из цинка, алюминия или свинца, покрытых серебряным напылением.
Распознать подделки можно так:
- провести по изделию мелом белого цвета. Если серебро настоящее – он потемнеет;
- покрыть поверхность серной мазью. На серебре она потемнеет;
- капнуть на изделие йод – если оно посинело, то выполнено из цинка;
- изделие из подлинного серебра должно иметь четко нанесенную в 2 местах пробу, как правило, 925-ю.
Какие еще факторы влияют на появление сыпи
Причины сенсибилизации на серебро дополняет и еще один фактор — сыпь и зуд может вызвать загрязненность серебряного украшения.
При этом на его поверхности скапливаются опасные химические вещества, вызывающие аллергические реакции при повышенной восприимчивости кожи.
В таком случае проблема решается просто – нужно почистить серебряное изделие.
Если у украшения сложный рельеф, лучше доверить это ювелирам.
Простые же изделия можно почистить и дома – аммиаком, зубным порошком или содой, а затем отполировать поверхность сухой мягкой тряпочкой – для удаления посторонних веществ и воссоздания первоначального цвета и блеска.
Надевать очищенные украшения следует только после того, как исчезнут симптомы раздражения – так можно будет объективно оценить, было ли оно вызвано именно загрязнением.
Симптомы аллергии на серебро
При подозрении чувствительности к серебру ее симптомы обнаруживаются в местах прилегания украшений к коже:
- на кистях и запястьях;
- на пальцах рук;
- на ушных мочках;
- в зоне декольте;
- на лодыжках – при ношении ножных браслетов;
- около пупка – при пирсинге.
Возникновение симптомов аллергических реакций на серебро при взаимодействии с аллергеном возможно как сразу, так и через сутки или даже более длительное время – все зависит от индивидуальной чувствительности.
Наиболее частые проявления:
- ощущение невыносимого зуда и жжения;
- покраснение кожи в области контакта с украшением;
- отек и воспаление кожи;
- повышение температуры;
- сыпь – от мелкой, которая едва ощущается при дотрагивании к коже, до крупной;
- появление небольших пузырьков или крупных волдырей, наполненных жидкостью. Кожный покров становится сырым и липким, а затем шелушится;
- при глубоких повреждениях кожного покрова – язвы, трещины и рубцы.
Обычно эти признаки возникают постепенно, друг за другом, но при острых формах все симптомы могут проявиться практически сразу.
При таком стремительном развитии возможен отек гортани и даже анафилактический шок.
К счастью, это крайне редкий вариант и в основном проявления аллергии на серебро ограничиваются перечисленными симптомами контактного дерматита.
Тем не менее они требуют обязательного лечения, так как причиняют моральный и физический дискомфорт, а при расчесах волдырей возможно бактериальное заражение и более глубокое инфицирование.
Что делать
При возникновении аллергии на серебро, признаки которой проявляются в местах соприкосновения кожи с металлом, нельзя заниматься самолечением, иначе ситуация может усугубиться.
Следует сразу обратиться к специалистам – дерматологу или аллергологу.
Врачи исследуют симптомы, выполнят необходимые тесты, поставят точный диагноз и назначат соответствующее лечение, ведь раздражение может вызываться не серебром, а примесями в составе украшений.
Аллерген определяется по результатам аппликационной пробы, лечение несложное, но требует неукоснительного следования всем рекомендациям специалистов.
Видео: Виды и формы сенсибилизации
Как провести тест
Тест на наличие аллергии на серебро выполняется после предварительной консультации у врача.
Применяется «аппликационная проба» — на спину пациенту накладывается пластырь с потенциальными аллергенами, выдерживается в течение 2 суток и снимается для отслеживания реакции.
Результаты теста свидетельствуют о наличии аллергии, если в месте контакта с тестируемым металлом проявилась экзема в виде красного пятна.
Часты случаи, когда аллергия провоцируется комбинацией нескольких металлов – тогда потребуется ряд различных специализированных тестов.
Чем лечить
Самое первое, что следует сделать – полное исключение контактов с аллергеном.
Если обнаружена реакция на несколько веществ, избегать их всех, а в период лечения дополнительно придерживаться гипоаллергенной диеты.
Если сразу перестать носить украшения из серебра, то симптомы проходят в течение 3-7 дней, если же на коже уже появились язвочки – в течение 1,5-2 недель.
Кроме того, следует избегать расчесывания кожи и повреждения пузырьков с жидкостью – при их вскрытии нарушается целостность кожного покрова, теряются его защитные функции и увеличивается возможность инфекционных осложнений.
Медикаментозное лечение
Аптечные препараты для лечения, их дозировку и срок применения должен назначать только врач, нельзя подбирать лекарства самостоятельно.
Как правило, прописываются:
- мази, гели или кремы от аллергии, которыми обрабатываются пораженные участки кожи. Обычно назначаются гормональные мази или кремы и гели с содержанием ретинола, быстро восстанавливающие эпидермис;
- антигистаминные средства;
- антисептики;
- сорбенты для вывода токсинов;
- при гнойных воспалениях – антибиотики.
К современным методам терапии относят дозированную иммунотерапию гистамином, после которой в организме формируется невосприимчивость к аллергену.
Средства народной медицины
Действенным дополнением к комплексному лечению аллергии на серебро являются:
- прием сока корней сельдерея – по 2 чайных ложки трижды в день за 30 минут до еды;
- употребление мультивитаминного напитка из соков яблока, моркови, цветной капусты и петрушки – трижды в день за 30 минут до еды;
- прием отвара калиновых веток – трижды в день по 1/3 стакана;
- использование примочек и компрессов с соками яблока, огурца или картофеля;
- промывание пострадавших областей кожи настоями коры дуба или зверобоя.
Профилактика
Избежать повторных негативных реакций при выявлении сенсибилизации на серебро или другие металлы, входящие в состав серебряных украшений, поможет соблюдение несложных правил:
- самая лучшая мера профилактики – полный отказ от серебряных изделий, если не можете – надевайте их изредка и ненадолго;
- если хоть один раз были негативные реакции на серебро – нельзя надевать много украшений из него одновременно;
- покупать серебряные украшения следует только в надежных местах, где можно приобрести гарантированно качественные изделия без избыточного содержания сплавов, — так риск возникновения аллергии на серебро минимизируется;
- можно носить серебряные изделия, покрытые родием или палладием – эти серебристые химические элементы защитят поверхность кожи от непосредственного контакта с никелем;
обязательно следует снимать серебряные украшения на ночь и перед принятием водных процедур;
- можно надевать серебряные изделия, не контактирующие с кожей – броши, запонки;
- при риске возникновения реакции у маленьких детей нельзя кормить их с серебряных ложечек и одевать на них изделия из серебра;
- при наличии аллергии на серебро или никель обязательно следует предупреждать об этом стоматолога перед лечением зубов, особенно при протезировании;
- снизит выраженность аллергических реакций гипоаллергенная диета.
Индивидуальная непереносимость
Посеребренные и некачественные украшения вызывают сенсибилизацию очень часто – за счет высокого содержания никеля в составе.
Аллергия же на само серебро в чистом виде – крайне редкое явление, встречающееся у одного человека на тысячу.
Она может проявиться при ношении серебряных серьг – уши болят и гноятся, браслетов, цепочек и колец – в виде сыпи и покраснений на коже.
Проявления негативных реакций на благородный металл могут свидетельствовать и о его индивидуальной непереносимости – при повышенной чувствительности к серебру.
Зависят они от особенностей организма – у одних людей реакция яркая и возникает моментально, стоит лишь надеть украшение или даже просто взять его в руки, у других – появляется при длительном ношении изделий из серебра, когда они начинают окисляться.
Со временем чувствительность усиливается, реакции возникают быстрее и проявляются болезненнее.
Нередки также ситуации, когда в разном возрасте на ношение одних и тех же изделий организм отвечает по-разному.
Также причиной проблемы может стать переизбыток украшений – на одно колечко реакции может и не быть, но когда поверхность кожи, контактирующей с металлом, увеличивается, то реакция дает о себе знать.
При их возникновении лучше на некоторое время отказаться от серебряных украшений.
Таким образом, аллергия на серебряные украшения возникает обычно из-за примесей других металлов, низкого качества или загрязненности изделий.
Проявляется она контактным дерматитом при накоплении металла в организме, низком иммунитете или специфической врожденной чувствительности к определенному компоненту или сплаву в составе ювелирного украшения.
Назначать комплексное лечение должен врач после точной диагностики, а лучшей профилактикой будет полный отказ от ношения серебряных изделий.
Берегите себя и будьте здоровы!
Источник
Íå ñàìûå èçâåñòíûå ïðîèçâåäåíèÿ îòå÷åñòâåííûõ êëàññèêîâ (áàÿí íî íå ìíîãèå ÷èòàëè):
Åñåíèí Ñ. À. — «Íå òóæè, äîðîãîé, è íå àõàé»
Íå òóæè, äîðîãîé, è íå àõàé,
Æèçíü äåðæè, êàê êîíÿ, çà óçäó,
Ïîñûëàé âñåõ è êàæäîãî íà õóé,
×òîá òåáÿ íå ïîñëàëè â ïèçäó!
Åñåíèí Ñ. À. — «Âåòåð âååò ñ þãà è ëóíà âçîøëà»
Âåòåð âååò ñ þãà
È ëóíà âçîøëà,
×òî æå òû, áëÿäþãà,
Íî÷üþ íå ïðèøëà?
Íå ïðèøëà òû íî÷üþ,
Íå ÿâèëàñü äíåì.
Äóìàåøü, ìû äðî÷èì?
Íåò! Äðóãèõ åá¸ì!
Åñåíèí Ñ. À. «Ïîé æå, ïîé. Íà ïðîêëÿòîé ãèòàðå»
Ïîé æå, ïîé. Íà ïðîêëÿòîé ãèòàðå
Ïàëüöû ïëÿøóò òâîè âïîëóêðóã.
Çàõëåáíóòüñÿ áû â ýòîì óãàðå,
Ìîé ïîñëåäíèé, åäèíñòâåííûé äðóã.
Íå ãëÿäè íà åå çàïÿñòüÿ
È ñ ïëå÷åé åå ëüþùèéñÿ øåëê.
ß èñêàë â ýòîé æåíùèíå ñ÷àñòüÿ,
À íå÷àÿííî ãèáåëü íàøåë.
ß íå çíàë, ÷òî ëþáîâü — çàðàçà,
ß íå çíàë, ÷òî ëþáîâü — ÷óìà.
Ïîäîøëà è ïðèùóðåííûì ãëàçîì
Õóëèãàíà ñâåëà ñ óìà.
Ïîé, ìîé äðóã. Íàâåâàé ìíå ñíîâà
Íàøó ïðåæíþþ áóéíóþ ðàíü.
Ïóñòü öåëóåò îíà äðóãîâà,
Ìîëîäàÿ, êðàñèâàÿ äðÿíü.
Àõ, ïîñòîé. ß åå íå ðóãàþ.
Àõ, ïîñòîé. ß åå íå êëÿíó.
Äàé òåáå ïðî ñåáÿ ÿ ñûãðàþ
Ïîä áàñîâóþ ýòó ñòðóíó.
Ëüåòñÿ äíåé ìîèõ ðîçîâûé êóïîë.
 ñåðäöå ñíîâ çîëîòûõ ñóìà.
Ìíîãî äåâóøåê ÿ ïåðåùóïàë,
Ìíîãî æåíùèí â óãëó ïðèæèìàë.
Äà! åñòü ãîðüêàÿ ïðàâäà çåìëè,
Ïîäñìîòðåë ÿ ðåáÿ÷åñêèì îêîì:
Ëèæóò â î÷åðåäü êîáåëè
Èñòåêàþùóþ ñóêó ñîêîì.
Òàê ÷åãî æ ìíå åå ðåâíîâàòü.
Òàê ÷åãî æ ìíå áîëåòü òàêîìó.
Íàøà æèçíü — ïðîñòûíÿ äà êðîâàòü.
Íàøà æèçíü — ïîöåëóé äà â îìóò.
Ïîé æå, ïîé! Â ðîêîâîì ðàçìàõå
Ýòèõ ðóê ðîêîâàÿ áåäà.
Òîëüêî çíàåøü, ïîøëè èõ íà õóé…
Íå óìðó ÿ, ìîé äðóã, íèêîãäà.
Åñåíèí Ñ. À. — «Ñûïü, ãàðìîíèêà. Ñêóêà… Ñêóêà»
Ñûïü, ãàðìîíèêà. Ñêóêà… Ñêóêà…
Ãàðìîíèñò ïàëüöû ëüåò âîëíîé.
Ïåé ñî ìíîþ, ïàðøèâàÿ ñóêà,
Ïåé ñî ìíîé.
Èçëþáèëè òåáÿ, èçìûçãàëè —
Íåâòåðïåæ.
×òî æ òû ñìîòðèøü òàê ñèíèìè áðûçãàìè?
Èëü â ìîðäó õîøü?
 îãîðîä áû òåáÿ íà ÷ó÷åëî,
Ïóãàòü âîðîí.
Äî ïå÷åíîê ìåíÿ çàìó÷èëà
Ñî âñåõ ñòîðîí.
Ñûïü, ãàðìîíèêà. Ñûïü, ìîÿ ÷àñòàÿ.
Ïåé, âûäðà, ïåé.
Ìíå áû ëó÷øå âîí òó, ñèñÿñòóþ, —
Îíà ãëóïåé.
ß ñðåäü æåíùèí òåáÿ íå ïåðâóþ…
Íåìàëî âàñ,
Íî ñ òàêîé âîò, êàê òû, ñî ñòåðâîþ
Ëèøü â ïåðâûé ðàç.
×åì âîëüíåå, òåì çâîí÷å,
Òî çäåñü, òî òàì.
ß ñ ñîáîé íå ïîêîí÷ó,
Èäè ê ÷åðòÿì.
Ê âàøåé ñâîðå ñîáà÷üåé
Ïîðà ïðîñòûòü.
Äîðîãàÿ, ÿ ïëà÷ó,
Ïðîñòè… ïðîñòè…
Ìàÿêîâñêèé Â. Â. — «Âàì»
Âàì, ïðîæèâàþùèì çà îðãèåé îðãèþ,
èìåþùèì âàííóþ è òåïëûé êëîçåò!
Êàê âàì íå ñòûäíî î ïðåäñòàâëåííûõ ê Ãåîðãèþ
âû÷èòûâàòü èç ñòîëáöîâ ãàçåò?
Çíàåòå ëè âû, áåçäàðíûå, ìíîãèå,
äóìàþùèå íàæðàòüñÿ ëó÷øå êàê, —
ìîæåò áûòü, ñåé÷àñ áîìáîé íîãè
âûäðàëî ó Ïåòðîâà ïîðó÷èêà?..
Åñëè îí ïðèâåäåííûé íà óáîé,
âäðóã óâèäåë, èçðàíåííûé,
êàê âû èçìàçàííîé â êîòëåòå ãóáîé
ïîõîòëèâî íàïåâàåòå Ñåâåðÿíèíà!
Âàì ëè, ëþáÿùèì áàá äà áëþäà,
æèçíü îòäàâàòü â óãîäó?!
ß ëó÷øå â áàðå áëÿäÿì áóäó
ïîäàâàòü àíàíàñíóþ âîäó!
Ìàÿêîâñêèé Â. Â. «Âû ëþáèòå ðîçû? À ÿ íà íèõ ñðàë»
Âû ëþáèòå ðîçû?
à ÿ íà íèõ ñðàë!
ñòðàíå íóæíû ïàðîâîçû,
íàì íóæåí ìåòàëë!
òîâàðèù!
íå îõàé,
íå àõàé!
íå ä¸ðãàé óçäó!
êîëü âûïîëíèë ïëàí,
ïîñûëàé âñåõ
â ïèçäó
íå âûïîëíèë —
ñàì
èäè
íà
õóé.
Ìàÿêîâñêèé Â. Â. — «Ãèìí îíàíèñòîâ»
Ìû,
îíàíèñòû,
ðåáÿòà
ïëå÷èñòû!
Íàñ
íå çàìàíèøü
òèòüêîé ìÿñèñòîé!
Íå
ñîâðàòèøü íàñ
ïèçäîâîþ
ïëåâîé!
Êîí÷èë
ïðàâîé,
ðàáîòàé ëåâîé!!!
Ìàÿêîâñêèé Â. Â. — «Êòî åñòü áëÿäè»
Íå òå
áëÿäè,
÷òî õëåáà
ðàäè
ñïåðåäè
è ñçàäè
äàþò íàì
åáòè,
Áîã èõ ïðîñòè!
À òå áëÿäè —
ëãóùèå,
äåíüãè
ñîñóùèå,
åòü
íå äàþùèå —
âîò áëÿäè
ñóùèå,
ìàòü èõ åòè!
Ìàÿêîâñêèé Â. Â. — «Ëåæó íà ÷óæîé æåíå»
Ëåæó
íà ÷óæîé
æåíå,
ïîòîëîê
ïðèëèïàåò
ê æîïå,
íî ìû íå ðîïùåì —
äåëàåì êîììóíèñòîâ,
íàçëî
áóðæóàçíîé
Åâðîïå!
Ïóñòü õóé
ìîé
êàê ìà÷òà
òîïîðùèòñÿ!
Ìíå âñå ðàâíî,
êòî ïîäî ìíîé —
æåíà ìèíèñòðà
èëè óáîðùèöà!
Ìàÿêîâñêèé Â. Â. — «Ýé, îíàíèñòû»
Ýé, îíàíèñòû,
êðè÷èòå «Óðà!» —
ìàøèíû åáëè
íàëàæåíû,
ê âàøèì óñëóãàì
ëþáàÿ äûðà,
âïëîòü
äî çàìî÷íîé
ñêâàæèíû!!!
Ëåðìîíòîâ Ì. Þ. — «Ê Òèçåíãàóçåíó»
Íå âîäè òàê òîìíî îêîì,
Êðóãëîé æîïêîé íå âåðòè,
Ñëàäîñòðàñòüåì è ïîðîêîì
Ñâîåíðàâíî íå øóòè.
Íå õîäè ê ÷óæîé ïîñòåëå
È ê ñâîåé íå ïîäïóñêàé,
Íè øóòÿ, íè â ñàìîì äåëå
Íåæíûõ ðóê íå ïîæèìàé.
Çíàé, ïðåëåñòíûé íàø ÷óõîíåö,
Þíîñòü äîëãî íå áëåñòèò!
Çíàé: êîãäà ðóêà ãîñïîäíÿ
Ðàçðàçèòñÿ íàä òîáîé
Âñå, êîòîðûõ òû ñåãîäíÿ
Çðèøü ó íîã ñâîèõ ñ ìîëüáîé,
Ñëàäêîé âëàãîé ïîöåëóÿ
Íå óéìóò òîñêó òâîþ,
Õîòü òîãäà çà êîí÷èê õóÿ
Òû áû îòäàë æèçíü ñâîþ.
Ëåðìîíòîâ Ì. Þ. — «Î êàê ìèëà òâîÿ áîãèíÿ»
Ýêñïðîìò
Î êàê ìèëà òâîÿ áîãèíÿ.1
Çà íåé âîëî÷èòñÿ ôðàíöóç,
Ó íåå ëèöî êàê äûíÿ,
Çàòî æîïà êàê àðáóç.2
Ëåðìîíòîâ Ì. Þ. — «Îäà ê íóæíèêó»
Î òû, âîíþ÷èé õðàì íåâåäîìîé áîãèíè!
Ê òåáå ìîé ãëàñ… ê òåáå âçûâàþ èç ïóñòûíè,
Ãäå øóìíàÿ òîëïà òåñíèòñÿ ñòîëüêî äíåé
È ãäå òàê ìàëî ÿ íàøåë åùå ëþäåé.
Ïðèìè ìîé ôèìèàì ëåòó÷èé è ñâîáîäíûé,
Íåçðåëûé ñëàáûé öâåò ïîýçèè íàðîäíîé.
Òû ïîêðîâèòåëü íàø, â ñâÿòûõ ñòåíàõ òâîèõ
ß íå áîþñü âðàãîâ çàâèñòëèâûõ è çëûõ,
Ïîä ñåíèþ òâîåé íå ïðè÷èíèò íàì ñòðàõà
Íè âçîð Ìèõàéëîâà, íè ãîëîñ Øëèïïåíáàõà
Åäâà îò òðàïåçû âîññòàíóò þíêåðà,
Õâàòàþò ÷óáóêè, áåãóò, êðè÷àò: ïîðà!
Íàðîä çàáîòëèâî òîëïèòñÿ çà äâåðÿìè.
Âîò èñêðû îò êðåìíÿ ïîñûïàëèñü çâåçäàìè,
Èç ðóêàâà ÷óáóê óæ âûïîëç, êàê çìåÿ,
Ãîñòåïðèèìíàÿ îòäóøèíà òâîÿ
Îòêðûëàñü áåðåæíî, îãîíü òàáàê îáúåìëåò.
Ïðèåìíàÿ òðóáà çàâåòíûé äûì ïðèåìëåò.
Êîãäà æ Ëàñêîâñêîãî ïðèõîäèò ãðîçíûé ãëàç,
Îò ïîèñêîâ åãî òû âíîâü ñêðûâàåøü íàñ,
È æîïà áåëàÿ êðàñàâöà ìîëîäîãî
ßâëÿåòñÿ â òåáå îòâàæíî áåç ïîêðîâà.
Íî âîò íàä øêîëîþ ëîæèòñÿ ìðàê íî÷íîé,
Êëåðîí óæ ñîâåðøèë äîçîð îáû÷íûé ñâîé,
Äàâíî ó ôîðòåïüÿí íå ðàçäàåòñÿ Ôåíÿ…
Ïîñëåäíÿÿ ñâå÷à íà êîéêå Áåëîâåíÿ
Óãàñëà, è ëóíà êèäàåò áëåäíûé ñâåò
Íà êîéêè áåëûå è ëàêîâûé ïàðêåò.
Âäðóã øîðîõ, ñëàáûé çâóê è ëåãêèå äâå òåíè
Ñêîëüçÿò ïî êàìîðå ê òâîåé æåëàííîé ñåíè,
Âîøëè… è â òèøèíå ðàçäàëñÿ ïîöàëóé,
Êðàñíåÿ ïîäíÿëñÿ, êàê òèãð ãîëîäíûé, õóé,
Õâàòàþò çà íåãî íåñêðîìíîþ ðóêîþ,
Ïðèæàâ óñòà ê óñòàì, è ñëûøíî: «Áóäü ñî ìíîþ,
ß òâîé, î ìèëûé äðóã, ïðèæìèñü êî ìíå ñèëüíåé,
ß òàþ, ÿ ãîðþ… » È ïëàìåííûõ ðå÷åé
Íå ïåðå÷òåøü. Íî âîò, ïîäíÿâ ïîäîë ðóáàøêè,
Îäèí èç íèõ îòêðûë àòëàñíûé çàä è ëÿæêè,
È âîñõèùåííûé õóé, êàê ñòðàñòíûé ñèáàðèò,
Íàä ïóõëîé æîïîþ íàäóëñÿ è äðîæèò.
Óæ ñáëèæèëèñü îíè… åùå ëèøü ìèã åäèíûé…
Íî çàíàâåñ ïîðà çàäåðíóòü íàä êàðòèíîé,
Ïîðà, ÷òîá ïîõâàëó íåóìîëèìûé ðîê
Íå îáðàòèë áû ìíå â ÿçâèòåëüíûé óïðåê.
Ëåðìîíòîâ Ì. Þ. — «Ðàñïèñêó ïðîñèøü òû, ãóñàð»
àñïèñêó ïðîñèøü òû, ãóñàð,
ß ïîëó÷èë òâîå ïîñëàíüå;
Ðîäèëîñü â ñåðäöå óïîâàíüå,
È ëåã÷å ñòàë ñóäüáû óäàð;
Òâîè ïëåíèòåëüíû êàðòèíû
È äåðçêîé ñïèñàíû ðóêîé;
 òâîèõ ñòèõàõ åñòü çàïàõ âèííûé,
À ðèôìû ëüþòñÿ ìàëàôü¸é.
Áîðäåëÿ ãðÿçíàÿ ñâîáîäà
Òåáÿ â ïðîðîêè èçáðàëà;
Äàâíî äëÿ ãëàç òâîèõ ïðèðîäà
Ïîêðîâ îáìàí÷èâûé ñíÿëà;
×óòü òðîíåøü òû æåçëîì âîëøåáíûì
Õîòü îòâðàòèòåëüíûé ïðåäìåò,
Ñòèõè çâó÷àò êëþ÷îì öåëåáíûì,
È ëþäè øåï÷óò: îí ïîýò!
Òàê íåêîãäà â ñòåïè áåçâîäíîé
Ïðåìóäðûé ïàñòûðü Ààðîí
Óñëûøàë ïëà÷ è âîïëü íàðîäíûé
È æåçë ñâÿùåííûé ïîäíÿë îí,
È íà ÷åëå åãî óãðþìîì
Íàäåæäû ëó÷ áëåñíóë æèâîé,
È òðîíóë êàìåíü îí íåìîé, —
È áðûçíóë êëþ÷ ñ ïðèâåòíûì øóìîì
Íîâîðîæäåííîþ ñòðóåé.
Ïóøêèí À. Ñ. — «Àííå Âóëüô»
Óâû! íàïðàñíî äåâå ãîðäîé
ß ïðåäëàãàë ñâîþ ëþáîâü!
Íè íàøà æèçíü, íè íàøà êðîâü
Åå äóøè íå òðîíåò òâåðäîé.
Ñëåçàìè òîëüêî áóäó ñûò,
Õîòü ñåðäöå ìíå ïå÷àëü ðàñêîëåò.
Îíà íà ùåïî÷êó íàññûò,
Íî è ïîíþõàòü íå ïîçâîëèò.
Ïóøêèí À. Ñ. — «Æåëàë ÿ äóøó îñâåæèòü»
Æåëàë ÿ äóøó îñâåæèòü,
Áûâàëîé æèçíèþ ïîæèòü
 çàáâåíüè ñëàäêîì áëèç äðóçåé
Ìèíóâøåé þíîñòè ìîåé.
____
ß åõàë â äàëüíûå êðàÿ;
Íå øóìíûõ áëÿäåé æàæäàë ÿ,
Èñêàë íå çëàòà, íå ÷åñòåé,
 ïûëè ñðåäü êîïèé è ìå÷åé.
Ïóøêèí À. Ñ. — «Ê êàñòðàòó ðàç ïðèøåë ñêðûïà÷»
Ê êàñòðàòó ðàç ïðèøåë ñêðûïà÷,
Îí áûë áåäíÿê, à òîò áîãà÷.
«Ñìîòðè, ñêàçàë ïåâåö áåçìóäûé,
Ìîè àëìàçû, èçóìðóäû
ß èõ îò ñêóêè ðàçáèðàë.
À! êñòàòè, áðàò, îí ïðîäîëæàë,
Êîãäà òåáå áûâàåò ñêó÷íî,
Òû ÷òî òâîðèøü, ñêàçàòü ïðîøó».
 îòâåò áåäíÿãà ðàâíîäóøíî:
ß? ÿ ìóäå ñåáå ÷åøó.
Ïóøêèí À. Ñ. — «Èç ïèñüìà ê Æóêîâñêîìó»
Âåñåëîãî ïóòè
ß Áëóäîâó æåëàþ
Êî äðåâíåìó Äóíàþ
È ìàòü åãî åáòè.
Ïóøêèí À.Ñ. — «Ðåôóòàöèÿ ã-íà Áåðàíæåðà»
Òû ïîìíèøü ëè, àõ, âàøå áëàãîðîäüå,
Ìóñüå ôðàíöóç, ãîâåííûé êàïèòàí,
Êàê ïîìíÿòñÿ ó íàñ â ïðîñòîíàðîäüå
Íàä íåõðèñòåì ïîáåäû ðîññèÿí?
Õîòü ýòî íàì íå ñîñòàâëÿåò ìíîãî,
Íå èç èíûõ ìû ïðî÷èõ, òàê ñêàçàòü;
Íî âñòàðü ìû âàñ íàêàçûâàëè ñòðîãî,
Òû ïîìíèøü ëè, ñêàæè, åáåíà òâîÿ ìàòü?
Òû ïîìíèøü ëè, êàê çà ãîðû Ñóâîðîâ
Ïåðåøàãíóâ, íàïàë íà âàñ âðàñïëîõ?
Êàê íàø ñòàðèê òðåïàë âàñ, æèâîäåðîâ,
È âàñ äàâèë íà íîãîòêå, êàê áëîõ?
Õîòü ýòî íàì íå ñîñòàâëÿåò ìíîãî,
Íå èç èíûõ ìû ïðî÷èõ, òàê ñêàçàòü;
Íî âñòàðü ìû âàñ íàêàçûâàëè ñòðîãî,
Òû ïîìíèøü ëè, ñêàæè, åáåíà òâîÿ ìàòü?
Òû ïîìíèøü ëè, êàê âñþ ïðèãíàë Åâðîïó
Íà íàñ îäíèõ âàø Áîíàïàðò-áóÿí?
Ôðàíöóçîâ âèäåëè òîãäà ìû ìíîãèõ æîïó,
Äà è òâîþ, ãîâåííûé êàïèòàí!
Õîòü ýòî íàì íå ñîñòàâëÿåò ìíîãî,
Íå èç èíûõ ìû ïðî÷èõ, òàê ñêàçàòü;
Íî âñòàðü ìû âàñ íàêàçûâàëè ñòðîãî,
Òû ïîìíèøü ëè, ñêàæè, åáåíà òâîÿ ìàòü?
Òû ïîìíèøü ëè, êàê öàðü âàø îò óãàðà
Âäðóã îäóðåë, êàê áóáåí ãîë è ëûñ,
Êàê íà îãíå ìîñêîâñêîãî ïîæàðà
Âû æàðèëè ìîñêîâñêèõ íàøèõ êðûñ?
Õîòü ýòî íàì íå ñîñòàâëÿåò ìíîãî,
Íå èç èíûõ ìû ïðî÷èõ, òàê. ñêàçàòü;
Íî âñòàðü ìû âàñ íàêàçûâàëè ñòðîãî,
Òû ïîìíèøü ëè, ñêàæè, åáåíà òâîÿ ìàòü?
Òû ïîìíèøü ëè, ôàëüøèâûé ïåñíîïåâåö,
Òû, íàø ìîðîç ñðåäè ðîäíûõ ñíåãîâ
È áàòàðåé çàäîðíûé ïîäîãðåâåö,
Ñîëäàòñêîé øòûê è ïåòëþ êàçàêîâ?
Õîòü ýòî íàì íå ñîñòàâëÿåò ìíîãî,
Íå èç èíûõ ìû ïðî÷èõ, òàê ñêàçàòü;
Íî âñòàðü ìû âàñ íàêàçûâàëè ñòðîãî,
Òû ïîìíèøü ëè, ñêàæè, åáåíà òâîÿ ìàòü?
Òû ïîìíèøü ëè, êàê áûëè ìû â Ïàðèæå,
Ãäå íàø êàçàê èëü ïîëêîâîé íàø ïîï
Ìîðî÷èë âàñ, ê âèíöó ïîäñåâ ïîáëèæå,
È âàøèõ æåí ïîõâàëèâàë äà åá?
Õîòü ýòî íàì íå ñîñòàâëÿåò ìíîãî,
Íå èç èíûõ ìû ïðî÷èõ, òàê ñêàçàòü;
Íî âñòàðü ìû âàñ íàêàçûâàëè ñòðîãî,
Òû ïîìíèøü ëè, ñêàæè, åáåíà òâîÿ ìàòü?
Источник