В дни когда налетающий с запада шквал сыпал ливнями
Выбрать главу
Геройски сражались на Курской дуге солдаты и офицеры, защищая свою Родину и свободу. Многие из них отдали свои жизни — самое дорогое, что у них было. Это о них писал поэт Алексей Сурков:
В дни, когда налетевший с запада шквал
Сыпал ливнями огненных стрел,
Я Отчизне, как сын и солдат, отдавал
Все, что мог, что имел, что умел.
Листая пожелтевшие от времени архивные документы с описанием боев на Курской дуге, невольно представляешь себе ситуацию июльских дней 1943 года: грохот, дым, гарь, пот и кровь, адское напряжение сил. Нарушалась телефонная связь, из-за помех трудно было услышать соседа по радио. Тогда вступала в силу связь живая — через офицеров связи, посыльных. Короткие командирские записки, написанные второпях, решали иногда судьбу боя. Вот одна из таких записок командира корпуса Гетмана начальнику штаба Ситникову:
«Задачи для бригад — по боевому расписанию.
Необходимо:
1. 483-й ИПТАП из района Круглик вывести к Веденичеву (командир 22-й танковой бригады. — В. П.).
2. Самоходные пушки — ко мне. ПТ мины — в Федчевку, там же два залпа для 7-го.
Проследить за выходом 60 т. п. в свой район.
3. Дать мне сюда „медицину“ и средства эвакуации.
4. Протолкните тыловые вопросы в помощь Пуховцу (начальник службы тыла корпуса).
Надо полагать, что этот документ в комментариях не нуждается, как не нуждается в комментариях и другой документ, написанный командиром корпуса и его заместителем по политической части полковником М. Ф. Серенко после первых боев на реке Пена. Это — обращение к бойцам и командирам.
Вот его полный текст:
«Товарищи бойцы и командиры!
Озверелый враг в предчувствии надвигающейся катастрофы бросился в новое наступление, стараясь отсрочить час своей гибели.
Фашистское командование на участке фронта нашего корпуса сосредоточило большие силы — сотни танков и множество других средств борьбы. Но доблестные воины нашего корпуса в первый же день боя 6 июля мужественно и умело разбили попытки немецких фашистов прорвать нашу линию обороны и развить широкие наступательные операции. За один день силами корпуса подбито 70 немецких танков.
Самоотверженно, умело и геройски бойцы и командиры уничтожали вражескую технику и живую силу.
Особенно отличились экипажи танков под командованием Сивачева и Дмитриева, орудийный расчет старшего лейтенанта Неподкосова, командир орудия сержант Павлов, наводчик Козлов и многие другие воины корпуса, которые показали себя пламенными патриотами нашей великой Родины. Они, не щадя сил и жизни, сражались с врагом, умело используя свою грозную технику.
Мы нанесли жестокий удар по врагу в первый день, но зазнаваться не следует. Помните, что главная борьба — впереди. Враг готовится к новым ударам. Наша задача — умножить свои успехи, обескровить фашистские войска, а затем добить их окончательно.
Товарищи танкисты, артиллеристы, пехотинцы, минометчики! Родина-мать вручила вам грозную боевую технику. Со всей силой ненависти, отваги и бесстрашия обрушим ее сокрушающую мощь на подлого врага. Безжалостно уничтожим фашистских оккупантов. Не щадя жизни, освободим наших братьев, сестер, отцов и матерей из-под гнета фашизма!
Слава бесстрашным воинам Красной Армии, мужественно отстаивающим свое социалистическое Отечество!
Командир 6-го танкового корпуса
генерал-майор Гетман.
Заместитель командира корпуса по политической части
полковник Серенко»[138].
Это обращение командования корпуса сыграло определенную мобилизующую роль. Даже сейчас, через десятки лет, о нем вспоминают оставшиеся в живых участники Курской битвы.
Гитлеровцам так и не удалось тогда сломить сопротивление 6-го танкового корпуса. Он выстоял у Обояни, Сырцово, Луханино, Верхопенья. Главными силами противник бил на Обоянь, в то же время стремился захватить Белгородское шоссе, расширяя район клина до реки Пена, бросал в бой авиацию, в отдельных случаях — до 200 танков.
137
ЦАМО РФ. Ф. 3413. Оп. 1. Д. 21. Л. 45.
138
ЦАМО РФ. Ф. 3413. Оп. 1. Д. 180. Л. 187.
Источник
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы.
Подходит для детей среднего школьного звена.
Заранее детьми изготавливается памятник (см. приложение). Устанавливается на сцене так, чтобы он никому не мешал свободно передвигаться. С другой стороны сцены устанавливается импровизированная лавочка. От памятника к лавочке идут внук и бабушка (участник войны).
Внук: Бабушка, почему ты плакала там у памятника? О чем ты думала?
Бабушка: Я стояла и думала о тех, кто не вернулся с войны, кто погиб на полях сражений, защищая нашу Родину. Ведь сегодня день Победы.
Внук: Бабушка, ты ведь тоже воевала, расскажи мне о войне.
Бабушка: Больно вспоминать те годы. Но ты должен это знать, ведь твой дед погиб на той войне… Я и фотографии тебе покажу, и фронтовые письма.
Достает альбом и начинает рассматривать фотографии.
Бабушка: Тогда я была еще совсем молодой, только-только окончила школу. В этот день, 22 июня у нас в школе был выпускной бал…
Инсценировка выпускного бала. На сене девочки и мальчики. (Песня «Вальс расставания»). Музыка обрывается. Видео «Священная война». Музыка из видео стихает, но видео идет на протяжении стихотворения. Девочки уходят. Мальчики надевают пилотки, берут автоматы, выстраиваются на сцене. На передний план выходит чтец.
Чтец:
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Выходит чтец девочка с игрушкой в руке.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли —
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Чтец мальчик:
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: Саяпин
вместо свадеб — разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.
Песня из к.ф. «Офицеры» (убавляется)
Течёт река времени . Минуло уже много десятков лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года – не просто роковая дата, но и рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Я помню страны позывные,
Они раздавались везде –
На пункты идти призывные,
Отечество наше в беде.
Живыми вернуться просили,
Живыми вернулись не все.
Чтец:
Сороковые, роковые, Бизяев
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Трунтаева Вика
Совсем ещё мальчишкой в марте 1942 года ушёл добровольцем на фронт и наш земляк, ученик нашей школы Лев Морозов. Когда началась Великая Отечественная война, Лёве Морозову исполнилось 17 лет. И он, простившись со своей любимой мамой — Лидией Михайловной Соколовской, которая долгие годы работала учительницей — Лёва поклялся до последнего дыхания бить фашистских захватчиков, быть настоящим патриотом и освободителем любимой Родины. Он часто писал письма.
«4 июля 1942 года.
Мама! Недавно получил три благодарности от командира за отличную стрельбу из миномёта, пулемёта и винтовки. Особенно из миномёта, получил оценку «сверх отлично». [5]
А это ещё одно письмо :
1 ноября 1942 года.
Мама, обо мне не беспокойся. Пока жив, здоров. Посылаю аттестат на 300рублей,будете получать каждый месяц, передайте большой привет всем моим товарищам и подругам За то, что долго не писал, прошу извинить — было некогда. Нахожусь в действующей армии на Волховском фронте. Должность — командир миномётного взвода. Честь своей Родины в борьбе с гитлеровскими захватчиками не посрамлю. В этом можете быть уверенными.» [5]
Январь 1943 года. Разорвано кольцо блокады и восстановлена сухопутная связь Ленинграда со страной. Этим успехом Лёва Морозов спешит поделиться с матерью. Он с радостью пишет:
«26 января1943года.
Мама! Мы соединились с Ленинградом. Наш великий город Ленина освободили от блокады, прорвали его воины Волховского и Ленинградского фронтов» [5]
Мать пишет ему письма каждую неделю, беспокоится о его здоровье, спрашивает об условиях жизни на фронте, как они там — сыты ли, хорошо ли обуты, одеты. Собирается приехать к нему. На это письмо Лёва отвечает ей:
«1 марта 1943 года. Здравствуйте мама и тётя! Сегодня исполнился ровно год, как я простился с Большой Глушицей и неизвестно, когда я буду опять в ней. … О поездке ко мне ты, мама, лучше не думай. Это только твои мечты. [5]
25 апреля 1943 года. Здравствуйте, дорогие мама и тётя! Шлю вам горячий привет. Желаю здоровья, бодрости и сил в вашей жизни в Большой Глушице.
Мама, жизнь моя вот уже как три дня переменилась немного. Вышли с поля боя. Накопим силишки, пополнимся и опять в бой – защищать нашу Отчизну, нашу Родину. [5]
22мая 1943 года.
Вооружаемся по последнему слову техники. Это значит то, что болота я не увижу больше, а скоро на сухом месте будем бить фрицев и так бить, как ещё не предполагают они. Вообщем, жарко будет.[5]
Курская битва — одна из величайших в Великой Отечественной войне. Бои разгорелись здесь ожесточённые, кровопролитные. Как будто предчувствуя близкую смерть, Лев Морозов писал:
«14 августа 1943 года.
Мама! Не унывай и не печалься. Не я первый, не я последний. Ну, до свидания…»
В последнем письме, полученном от него, всего несколько строк: «Здравствуйте, мама и тётя! Шлю вам свой горячий привет .Жив и здоров. Адрес прежний. Сейчас писать некогда. До свидания. Ваш Лёва.» [5]
Когда это письмо пришло в Большую Глушицу, лейтенанта Льва Николаевича Морозова уже не было в живых, он пал смертью храбрых в борьбе за свободу и независимость Родины. И было ему всего 19 лет.
Мать до конца войны не верила в смерть единственного сына. «Нет, этого не может быть. Лёва жив, он обязательно вернётся ко мне,»- говорила она всем соседям и всем знакомым односельчанам. Лидия Михайловна посылала во все концы письма, посылала многочисленные запросы. Ответ был один: «Лейтенант Лев Николаевич Морозов в списках воинской части не значится», «Сведений о лейтенанте Морозове не имеем. А однополчане сообщили:» В одном из боёв 7 сентября 1943 года ваш сын был тяжело ранен в голову и скончался при операции.» » Нет, ты не умер, ты жив. Живи, и дела твои будут жить!»- повторяла Лидия Михайловна. Она часто перечитывала стихи, написанные ей её сыном Лёвой:
Дорогая моя мама,
Неизменный мой друг!
В День Победы вперёд погляди.
Как просторна Земля,
Сколько света вокруг,
Сколько радости там впереди.
Слышишь, звонко поёт
Оркестровая медь
Песню полня, гордо звеня.
Я — в строю и тебе не придётся краснеть
Перед нашей страной за меня.
В дни, когда налетающий с запада шквал
Сыпал ливнями огненных стрел,
Я Отчизне, как сын и солдат,
Отдал всё, что мог,
Что имел, что умел. [4]
И, действительно, помнят друзья-однополчане и друзья — погодки лейтенанта Лёву Морозова. Это о таких, как он, говорится в песне: «Пусть чья-то слава укрыта в гранит, но ничто не забыто и никто не забыт»
22 июня 1941 года. Страшная дата.
День, когда для миллионной страны рухнули все планы на будущее — каникулы, экзамены, свадьбы. Вся жизнь перевернулась.
Все поникло, ушло куда-то в прошлое, пред зловещим словом Война.
Чтец (мальчик):
Жди меня, и я вернусь. Ельцов
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Крик птиц. Бабушка встает, смотрит в небо, улыбается, вытирает слезы
Внук: Бабушка, что с тобой?
Бабушка: Как только я вижу птиц, наблюдаю их свободный полет, я сразу вспоминаю те страшные дни, тот последний год войны, когда мы ждали весны, как будто чувствовали, что должно случиться что-то радостное.
Песня «Журавли». Кадры из фильма «Журавли». Из-за штор – «летят» журавли. Этого можно добиться с помощью изготовленных заранее макетов. На длинную палку(дранку) крепится нарисованная птица при помощи скотча. Ребята за сценой держат журавлей на разном уровне, показывая журавлиный клин, импровизируя полет птиц.
Внук: Бабушка, а кому воздвигли этот памятник, к которому мы приходим каждый год?
Бабушка : Это памятник неизвестному солдату. А вот и надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Очень много людей на войне пропало без вести, и до сих пор многие семьи не знают, что случилось с их близкими.
Чтец:
На братских могилах не ставят крестов, Тарабарин
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?.
Дети по одному выходят и возлагают живые цветы к «памятнику» .
Ведущий 1: 1418 огненных дней и ночей не забыты.
И вдруг светлее стало небо.
Пришла к нам весточка: «Победа!»
И нет боев, и нет войны.
Ведущий 2: Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленеть!
Чтец:
Помните! Бычков
Через века,
через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста,
помните!
Песню свою Кропотова
отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет,—
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли,—
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
никогда,—
заклинаю,—
помните!
Все участники с шарами, цветами, бумажными голубями выходят на сцену.
Учащиеся 5 «б» класса инсценируют песню «Майский вальс»
Источник
Проверочная работа по теме: «Пунктуация в сложном предложении».
- Спишите предложения, выделите грамматические основы, расставьте пропущенные знаки препинания, определите в данном тексте виды сложных предложений.
- Андрий поднял глаза и увидел у окна красавицу какой не видел от роду.2. Нет ничего такого что нельзя было бы уложить в простые ясные слова.3. Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется.4. Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью.5. Восходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда.6. Хозяин тот кто трудится.7. По мере того как угасал огонь в лесу становилось всё тише.8. Оба слишком оживились и естественно слушали и говорили.9. Мы сдвигаем горы и реки время сказок пришло наяву и по Волге свободной навеки корабли приплывают в Москву.10. Светлым солнечным утром когда ещё вовсю распевали птицы когда ещё не просохла роса на тенистых полянках парка весь лагерь пришел провожать Альку.11. Он вежливо поклонился Чичикову на что последний ответил тем же. 12. Дождь лил как из ведра так что выйти на улицу нельзя было выйти.
- Какие предложения не являются сложными, выпишите номера.
- Составьте схему предложений № 10, 12
- Найдите предложение, соответствующее следующей cхеме.
( ) , [ ].
5. Найдите предложение(-я) с однородным подчинением придаточных, выпишите номер(-а).
Проверочная работа по теме: «Пунктуация в сложном предложении».
- Спишите предложения, выделите грамматические основы, расставьте пропущенные знаки препинания, определите в данном тексте виды сложных предложений.
1.Я поглядел на неё с боку так что мне стал виден чистый нежный профиль её слегка наклонённой головы. 2. Пугачёв дал знак и продолжал разговор с Грушницким прерванный на несколько минут. 3. Татьяна по совету няни сбираясь ночью ворожить тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть но стало страшно вдруг Татьяне. 4. Вот присел я у забора и стал прислушиваться к разговору доносившемуся из-за кустов.5. Уместно будет напомнить что язык создаётся народом.6. Воздух становился так редок что трудно было дышать. 7. Странный старичок заговорил очень протяжно звук его голоса также изумил меня. 8. Через полчаса мы сидели дама пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения.9. Дом стоял на косогоре так что окна в сад были очень близки от земли. 10. Теперь я понимаю почему деревья на холме разрослись так буйно. 11. Звёзды уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к Васильевскому.12. Снег становился всё белее и ярче так что ломило глаза и хотелось тотчас зажмуриться.
- Какие предложения не являются сложными, выпишите номера.
- Составьте схему предложений № 3, 12
- Найдите предложение, соответствующее следующей cхеме
[ ] , и [ ] , ( )
5. Найдите предложение(-я) с однородным подчинением придаточных, выпишите номер(-а).
Проверочная работа по теме: «Пунктуация в сложном предложении».
1. Спишите предложения, выделите грамматические основы, расставьте пропущенные знаки препинания, определите в данном тексте виды сложных предложений.
1. Нужно любить то что делаешь и тогда труд даже самый грубый возвышается до творчества. 2. Пятого- шестого мая приеду в Петербург о чём я уже писал ранее. 3. Остап уже занялся своим делом и давно отошёл от куреня Андрей же сам не зная того чувствовал какую-то духоту в сердце.4. Я шёл очень скоро и так согрелся что не заметил даже как сильный мороз схватил траву и первые цветы. 5. Первые цветы лужи и яркое солнце свидетельствуют о наступление весны. 6. Солнце светит уже по-весеннему а в доме пасмурно.7. Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам.8. Или я поеду в спортивный лагерь или мы с товарищем будем работать в колхозе. 9. Небо заволокло тучами и по земле гулял ветер поднимая с земли пыль бумажки и перья. 10. Когда дикие звери ходят по лесам и по полям то они всегда ходят на ветер и слышат ушами и чуют носом.11. Я старался взглянуть в окно да оно всё было бело от снега и льда.12. Берёзы распустились дубы же стояли обнажёнными.
2. Какие предложения не являются сложными, выпишите номера.
3.Составьте схему предложений № 10, 1
4.Найдите предложение , соответствующее следующей cхеме
[ ] , [ ]
5. Найдите предложение(-я) с последовательным подчинением придаточных, выпишите номер(-а).
Проверочная работа по теме: «Пунктуация в сложном предложении».
1. Спишите предложения, выделите грамматические основы, расставьте пропущенные знаки препинания, определите в данном тексте виды сложных предложений.
1. Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. 2.В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. 3.Куда бы нас Отчизна не послала мы с честью дело сделаем своё. 4.Преданность и любовь к своему народу и государственному строю проявилась в бесчисленных подвигах на поле брани. 5.Мересев увидел как вздрогнул Гвоздев как резко он повернулся как сверкнули из-под бинтов глаза. 6.Он был не только прав но и честен. 7.Не то маячили на той стороне горы не то это только казалось. 8.Глаз ждет огонька однако каждый поворот реки обманывает наши надежды. 9.Книга учит даже тогда когда мы этого не ждем и может быть не хотим. 10.То ветер подует и тронет верхушки то лягушки зашелестят в прошлогодней траве то за стеной часы пробьют четверть. 11.Для того что бы написать популярную книгу надо исключительно хорошо знать о чем пишешь. 12.На высоком голубом небе ни облачка ни тучки.
2. Какие предложения не являются сложными, выпишите номера.
3.Составьте схему предложений № 5, 7.
4.Найдите предложение , соответствующее следующей cхеме
[ ] , [ ] , [ ]
5. Найдите предложение(-я) с однородным подчинением придаточных, выпишите номер(-а).
Проверочная работа по теме: «Пунктуация в сложном предложении».
1. Спишите предложения, выделите грамматические основы, расставьте пропущенные знаки препинания, определите в данном тексте виды сложных предложений.
1. Искусство формирует характер человека пробуждает любовь к прекрасному и воспитывает готовность бороться за торжество добра и правды. 2.Я чувствовал себя совершенно разбитым сосед тоже был болен. 3.Уже давно рассвело а лампа все еще горела. 4. Чтобы открыть неведомые страны нужен не только учебник навигации. 5.Я не оставлю вас в покое пока вы не дадите ответа. 6. Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдет тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправиться дальше. 7.Малыш постоянно хныкал вертелся и никому не давал покоя. 8. Кучер Трофим наклоняясь к переднему окну сказал моему отцы что дорога стала тяжела что нам не доехать за светло что мы опоздаем. 9.В короткие зимние дни здесь рано спускается сумрак зато в начале лета неделями длятся немеркнущие белые ночи. 10. Снег выпал только к новому году а до тех пор над полями лежал холодный туман и накрапывал дождь.11.Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней голубеет и речка подо льдом блестит. 12.Мы в песнях для потомства сбережем названья тех сгоревших деревень где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.
2. Какие предложения не являются сложными, выпишите номера.
3.Составьте схему предложений № 6,10.
4.Найдите предложение, соответствующее следующей cхеме
[ ] ,( ), [ ]
5. Найдите предложение(-я) с однородным подчинением придаточных, выпишите номер(-а).
Проверочная работа по теме: «Пунктуация в сложном предложении».
1. Спишите предложения, выделите грамматические основы, расставьте пропущенные знаки препинания, определите в данном тексте виды сложных предложений.
1. Только иволги кричат да кукушки наперебой подсчитывают кому-то непрожитые годы. 2.Неудача не смутила боксера а заставила еще больше напрячь силы. 3. Изредка пропоет комар да ветерок качнет вершину. 4.Яков встал рано утром когда солнце еще не палило так жарко когда с моря веяло бодрой свежестью. 5. Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 6.Занятия спортом закаляют организм воспитывают волю и дисциплинируют человека. 7.Как только наступил рассвет я отправился в дальний путь чтобы встретиться с другом. 8. Степи привольные горы крутые воды глубоких морей и озер все ты вместила родная Россия в свой необъятный бескрайний простор. 9. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит. 10. В дни когда налетающий с запада шквал сыпал ливнями огненных стрел я Отчизне как сын и солдат отдавал все что имел что умел. 11. Я зачитался до того что когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто звонит и зачем. 12. Жизнь пернатых начала замирать зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
2. Какие предложения не являются сложными, выпишите номера.
3.Составьте схему предложений № 4, 5.
4.Найдите предложение, соответствующее следующей cхеме
[ ,( ) , ], ( )
- Найдите предложение(-я) с параллельным подчинением придаточных, выпишите номер(-а).
Проверочная работа по теме: «Пунктуация в сложном предложении».
1. Спишите предложения, выделите грамматические основы, расставьте пропущенные знаки препинания, определите в данном тексте виды сложных предложений.
1. Асфальт уже высох и только на цветах газонов блестели крупные чистые капли. 2. Поезд придет остановится на станции и отправится дальше. 3. Я видел как рушатся горы как пересыхают реки горят леса. 4. Рыбаки вышли к озеру задолго до того как встало солнце. 5. Уже занимался рассвет и начинали ворковать голуби. 5. Товарищ не обиделся на шутку а смеялся со всеми. 6. Сын где бы он не находился всегда помнил о старике отце. 7. Чтобы доказать свою правду он на костер зайдет и в море бросится. 8. На небе ни облачка и звезды необычайно ярко светят и дрожат в своей бездонной высоте. 9. Пока записывал и рисовал увиденное мои спутники усердно кричали чтобы вызвать кого- нибудь с плантаций. 10. Когда ремонт трамвайных путей был закончен когда дорогу залили асфальтом возобновилось движение транспорта. 11. Прохладой дунуло и прошлогодний лист зашелестел в дубах. 12. Когда мы вошли в лес где ветра не было стало тише и все повеселели.
2. Какие предложения не являются сложными, выпишите номера.
3.Составьте схему предложений № 9,12.
4.Найдите предложение, соответствующее следующей cхеме
[ ,( ) , ], ( )
5. Найдите предложение(-я) с параллельным подчинением придаточных, выпишите номер(-а).
Проверочная работа по теме: «Пунктуация в сложном предложении».
1. Спишите предложения, выделите грамматические основы, расставьте пропущенные знаки препинания, определите в данном тексте виды сложных предложений.
1.То холодно то жарко то солнце спрячется то светит слишком ярко. 2. Когда началась гроза игра прекратилась и дети бросились бежать домой. 3. Чеченцы отъехали назад и стрельба прекратилась. 4. Летчик заявил что если погода не улучшится то полет не состоится. 5. Наконец он постиг создал и описал единый характер.6. Ласточки пропали а вчера с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вот над той горой. 7. Я дверь распахну пойду на крыльцо и молодость ветром овеет лицо. 8. Ей становилось тяжело оттого что настроение всех окружающих было так далеко оттого что было у нее на душе.9.Солнце неожиданно скрылось и потемнело стало черным небо. 10. Я поймал рыбу и понес ее в гостиницу радуясь своему улову. 11. Верю что есть тот город где живет девушка которая меня ждет. 12. Перестрелка затихла но ядра и бомбы продолжали летать.
2. Какие предложения не являются сложными, выпишите номера.
3.Составьте схему предложений № 4,11.
4.Найдите предложение ,соответствующее следующей cхеме
[ ], ( ) , ( )
5. Найдите предложение(-я) с последовательным подчинением придаточных, выпишите номер(-а).
Проверочная работа по теме: «Пунктуация в сложном предложении».
1. Спишите предложения, выделите грамматические основы, расставьте пропущенные знаки препинания, определите в данном тексте виды сложных предложений.
1.Фура так ушла в грязь что когда ее стали вытягивать трос лопнул. 2. По мере того как в горах холодало отары овец спускались все ниже. 3. Она пообещала приехать но даже не спросила куда. 4.Я не рассчитывал на ночевку в избушке и на такую долгую задержку. 5. У Ивана Ильича от усталости гудело все тело но сидеть на мягком и прихлебывать из кружки было так приятно. 6. Он готов был ловить и ершей для того чтобы сварить уху. 7. Ищу куда дел йод и не нахожу. 8. Сегодня была ясная и солнечная погода и завтра ожидается хорошая погода. 9. Эшелоны грузовиков несутся светят фарами и громко сигналят. 10. Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет волна. 11 .Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму. 12. Мы сидели на углу бастиона так что хорошо могли видеть все что творилось на линии атаки.
2. Какие предложения не являются сложными, выпишите номера.
3.Составьте схему предложений № 7,12.
4.Найдите предложение, соответствующее следующей cхеме
[ ], [ ], [ ]
5. Найдите предложение(-я) с последовательным подчинением придаточных, выпишите номер(-а).
Проверочная работа по теме: «Пунктуация в сложном предложении».
1. Спишите предложения, выделите грамматические основы, расставьте пропущенные знаки препинания, определите в данном тексте виды сложных предложений.
1. Сквозь стеклянные льдины рыба видна и вода в полынях как дёготь черна. 2. Проводник постучался в дверь купе и принес чай. 3. Невзрачен день а ночь длинна а непогода зла. 4. Горничная была сирота которая чтобы прокормиться должна была поступить в услужение. 5. Было совершенно темно когда Макар почувствовал что его кто-то толкнул ногой. 6 . Я охотно взялся за дело которое мне поручили .7. Одна за другой наполняются степным золотом машины и чумазые шофёры садятся за баранку и включают первую скорость. 8. Дорога шла меж полей и вилась и змеилась уходя в лес. 9. Яркие звезды которые как бы бежали по макушкам деревьев пока солдаты шли лесом теперь остановились. 10. Капитан Тихонов рассчитывал что если разорвутся вражеские бомбы то они его не зацепят осколками. 11. Сверху жарко палило солнце и до раскаленной кабинки невозможно было дотронуться. 12. Я глядел на счастливое лицо дяди и мне почему-то было жаль его.
2. Какие предложения не являются сложными, выпишите номера.
3.Составьте схему предложений № 9,10.
4.Найдите предложение, соответствующее следующей cхеме
[ ], ( , ( ), )
5. Найдите предложение(-я) с последовательным подчинением придаточных, выпишите номер(-а).
Проверочная работа по теме: «Пунктуация в сложном предложении».
1.Спишите предложения, выделите грамматические основы, расставьте пропущенные знаки препинания, определите в данном тексте виды сложных предложений.
1. Я должен был нанять быков чтобы втащить мою тележку на проклятую гору потому что была уже осень и гололедица. 2. Алексей пополз туда куда уже ушел самолет. 3. Мы знали о проделках Петьки но продолжали молчать на вопросы старших. 4. Если светит солнце и на небе нет облаков то пение и запас сена чувствуются сильнее. 5.Лось ушел зато рядом раздавался звук какого-то другого животного. 6. Капитан остановил пароход и все стали проситься погулять. 7. Мы запомним суровую осень скрежет танков и отблеск штыков и сердцах будут жить двадцать восемь самых храбрых твоих сынов. 8. В купе громко разговаривали и смеялись играли в карты. 9. На небе вызвездело но ветерок еще гудел в ветвях и шумел в камышах. 10. Та песенка простая понятна и близка и тает отлетая окопная тоска. 11. Когда женщины замолкли охотник продолжил свой интересный рассказ о том как интересно и увлекательно на охоте. 12. Мы сразу нашли на небе звезду о которой нам рассказывали в планетарии и которая находится очень далеко.
2. Какие предложения не являются сложными, выпишите номера.
3.Составьте схему предложений № 1,11.
4.Найдите предложение, соответствующее следующей cхеме
[ ],( ) ,[ ]
- Найдите предложение(-я) с однородным подчинением придаточных, выпишите номер(-а).
Проверочная работа по теме: «Пунктуация в сложном предложении».
1. Спишите предложения, выделите грамматические основы, расставьте пропущенные знаки препинания, определите в данном тексте виды сложных предложений.
1. Земля и море погрузились в глубокий мрак так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего. 2. Темно-зеленые дубы и липы которыми плотно заросли озерные берега четко отражались в неподвижной воде. 3. Топор звучал глуше и глуше сочные белые щепки летели на росистую траву и легкий треск послышался из-за ударов. 4.Восточная сторона неба светлела и светлела разбавляла темноту ночи. 5. Слышу рев моторов и над берегом проносятся игольчатые тела истребителей со скошенными узкими крыльями. 6. Экспедиция если будет летная погода отправиться в Арктику завтра.7. Не будет ни грома ни дождя ни града по сообщению метеосводки. 8.Прожечь войну лишь те хотят кому барыш дороже жизни кто пьян мечтой рабами сделать нас кому война- доходный бизнес. 9. Ты сегодня же должен поговорить с отцом а то он будет беспокоиться о твоем отъезде. 10. И разговаривать и спорить и убеждать Николая и его друзей было бесполезно. 11. Воздух был полон острой свежести которая бывает только после грозы. 12. На поляну где рос огромный дуб мы вошли под вечер.
2. Какие предложения не являются сложными, выпишите номера.
3.Составьте схему предложений № 2,12.
4.Найдите предложение, соответствующее следующей cхеме
[ ,( ) , ]
5. Найдите предложение(-я) с однородным подчинением придаточных, выпишите номер(-а).