В москве перестали сыпать реагенты
С 12 января, когда в Санкт-Петербурге прошел сильный снегопад, городские власти «приняли непростое решение — максимально снизить использование противогололедных материалов во время снегопадов». Об этом сообщили в комитете по благоустройству Северной столицы. Вместо обработки дорог реагентами коммунальщики делают «основной упор на прометание и вывоз снега с дорог и тротуаров. Только опасные скользкие участки посыпаются песко-соляной смесью с содержанием соли 5–10%». Там, где позволяет система водоотведения, используется гранитная крошка, а от соли в чистом виде в этом году решено отказаться вовсе.
«Это требует больше затрат и усилий,
ведь растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но такой подход приводит к лучшим результатам: на дорогах нет грязных луж и жижи, не страдают люди, автомобили, домашние животные и уличные растения.
Как в случае со всяким нововведением, нам предстоит доказать пользу и эффективность новой тактики уборки снега, преодолеть внутреннюю и внешнюю инерцию. Поэтому для нас так важно получить одобрение горожан: обладая этой поддержкой, мы с двойным усилием будем работать дальше, улучшая технологию и исправляя недостатки, которых, понимаем сами, остается немало», — сообщили в комитете.
В положительных откликах у ведомства недостатка нет. «В центре в кои-то веки чисто и приятно ходить, на улицах стало светлее. Прямо как в Хельсинки или Таллине! Даже машины стали ездить как-то спокойнее, словно в финской столице, и в городе стало тише», — пишут в ЖЖ-сообществе spb_ru. В соцсетях благодарят за «чистый белый город», «скрипящий, а не хлюпающий под ногами снег», «возможность возить детей по улицам на санках».
В социальных сетях устроили голосование для петербуржцев: «Как вы относитесь к тому, что при уборке снега перестали использовать соль?» Из 22 тыс. проголосовавших на 18 января 59,9% автомобилистов выбрали вариант «очень доволен, что не используется соль: чистая машина, чистые стекла, хорошая видимость», и 31,8% пешеходов проголосовали за вариант «очень рад белому снегу и чистой обуви. Не надо солить, надо расчищать». 5,9% водителей пожаловались на то, что им скользко тормозить, и 2,4% пешеходов выбрали вариант «лучше соль и грязь, чем ломать руки-ноги на льду».
С начала эксперимента число ДТП с жертвами в Санкт-Петербурге снизилось на 40%,
сообщают в управлении ГИБДД по городу и Ленинградской области. «Автомобилисты едут намного аккуратнее, автоматически переходят на зимний стиль вождения: скорость ниже, по сторонам смотрят. И пешеходы ходят медленнее, — пояснил «Газете.Ru» координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — А если применяются реагенты, то возникает иллюзия, что зимой и летом дороги одинаковы, отсюда много ДТП. Вообще же можно поспорить, что опаснее: ехать по КАД по белому накату, присыпанному снежком, или по МКАД с постоянно залитым грязью лобовым стеклом».
Между тем опытом Санкт-Петербурга заинтересовались за границей. Представители Рижской думы отправятся в Петербург изучать результаты эксперимента, написал в своем фейсбуке мэр Риги Нил Ушаков.
«Уборка снега без реагентов подходит таким странам, как Финляндия. Там снег по ходу всей зимы не тает, так как стабильно держится минусовая температура. Это же позволяет им использовать гранитную крошку. В Риге температура спокойно в течение нескольких дней может несколько раз смениться с –5 на +3. В результате получается неизбежная каша и лед. В этой ситуации использование реагентов неизбежно. Крошку использовать нельзя. Потому что
если наступит резкая оттепель (что для Риги норма), то из крошки получится эффект кожуры от банана.
Но в Санкт-Петербурге погодные условия схожи с рижскими. Поэтому посмотрим на удачи и неудачи их эксперимента. И возможно, уже в этом сезоне выберем один район в городе, где попробуем тоже в качестве эксперимента подход без реагентов», — пишет рижский мэр.
Москва, судя по всему, не торопится и изучит опыт Петербурга уже после того, как завершится зимний сезон и будут ясны его итоги для Северной столицы. «Надо посмотреть, какие результаты будут достигнуты в Петербурге, — сообщил «Газете.Ru» председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов. — Но решение, менять ли технологию уборки, пусть даже в рамках эксперимента на одной-двух улицах, должны принимать специалисты: департамент ЖКХ, префектуры, ГБУ «Автомобильные дороги». Надо учитывать в случае каждого города не только количество выпавшего снега, но и состояние улично-дорожной сети, особенности паркования, количество машин в городе, а не слепо копировать чужой опыт».
Однако, по мнению Орлова,
Москва вряд ли полностью откажется от применения реагентов:
«Они соответствуют всем санитарным и экологическим нормам. У нас больше транспорта, чем в Петербурге, и без реагентов город просто встанет». Снег зимой — это нормально, напомнил депутат, добавив, что столичные коммунальщики в этом году оказались готовы к непогоде. «Техники достаточно, кадров хватает, реагенты есть, все мощности выводятся на улицы, в том числе и в ночное время, — отметил он. — Единственное нарушение регламента уборки снега — что тот объем, который полагается убирать за неделю, у нас убирают за три дня».
Кроме того, Москва перестала заключать годовые контракты на поставку реагентов и перешла на трехлетние соглашения. Соответственно, пока реагенты не кончатся, от них отказываться, скорее всего, не начнут.
Тем не менее проблемы от реагентов в столице есть, и существенные. Более того, проблема, мягко говоря, не новая:
«Московский вестник» еще в 1868 году писал, что применяемая соль влияет на копыта лошадей и надо что-то решать.
«Есть версия, что питерские власти просто экономят на реагентах в кризис, но даже если так, то я завидую жителям этого города, — говорит Шкуматов. — Говорят, что появляется колоссальный негативный эффект от пробок, если не пользоваться реагентами. Но кто считал негативный эффект от того, что 20 млн человек несколько месяцев вынуждены жить в грязи?»
По словам Шкуматова, в Москве требуется изменить подход к зимней уборке. «Сейчас снег просто топят солью, так проще, чем убирать, вывозить, складировать. Но можно просто использовать малую механизированную технику, а не устаревшие лопаты. Можно, как в Риге, делать в дни снегопадов бесплатный проезд на общественном транспорте для автомобилистов. Можно не эвакуировать машины в снежные дни на штрафстоянку, а помогать им откапываться и перемещать на уже расчищенные участки дорог. Песок с солью использовать можно, но только в автоматизированной уборке и в минимальных количествах», — перечислил эксперт.
Отметим, что в Москве и Петербурге используются разные по составу реагенты. Песко-соляную смесь, которую используют в Санкт-Петербурге сейчас, перестали применять в Москве, кроме МКАД, в 1992 году. Потом город перешел на натрий хлор, который крайне негативно влиял на растительность, а в 2002/03 году отказались и от него, рассказал доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Никита Борисюк.
Столица перешла на кальциевые, магниевые хлориды и ацетаты. Из-за них три округа (ЗАО, СЗАО и Зеленоград) начали вонять нашатырем.
Сейчас в городе используются твердые реагенты на основе карбоната кальция, мраморного щебня, формиатов натрия, солей муравьиной кислоты. Несколько лет назад применялась гранитная крошка, которая тверже мраморной, но ее использование минимизировали, потому что животные стали сильно ранить лапы. Гранитный щебень сейчас разрешено сыпать только при очень низких температурах. При небольшом снеге и относительно теплой погоде (от 0 до –10 °С) разрешено в ограниченных объемах применять жидкие реагенты.
При этом реагенты в Москве используются в течение всей зимы, тогда как во многих городах Северной Европы это запрещено. Например, в Хельсинки дороги не посыпают химикатами, если на улице температура выше –7 °С, потому что в этом случае снег не примерзает к земле и его можно легко убрать без реагентов. Сначала там чистят тротуары, потом — проезжую часть, на тротуарах используют в основном каменную крошку вместе с солью, а на дорогах — преимущественно соль.
«Соль — единственный способ обеспечения безопасного движения зимой без огромных затрат», — приводит Ушаков ответ Хельсинкского самоуправления.
«В зимний период, когда преобладают отрицательные температуры или возникает гололед, избавиться от скользкости без применения реагентов невозможно, — говорил замруководителя департамента ЖКХ Владимир Ефимов в феврале прошлого года. — Можно рассматривать вопрос ужесточения контроля за соблюдением норм, например, во дворах. Но полностью запретить применять реагенты, по моему мнению и по мнению департамента, невозможно. Скользкость на покрытии тротуаров будет приводить к травмам. А это, на мой взгляд, более серьезная проблема, чем то, что реагенты якобы испускают какие-то вредные вещества, которые вредно влияют на здоровье. Состав реагентов таков, что там нечему испаряться».
Любопытно, что, как уверяют столичные власти, на порчу обуви жалобы прекратились. По словам Ефимова, «жалоб было много в период, когда применялся хлористый кальций в чистом виде, так как это активное воздействующее на коллаген кожи, на обувь химическое вещество. Но когда состав реагентов изменился, исчезли и жалобы практически полностью».
Большинство жалоб москвичей, по словам Ефимова, относится к несоблюдению технологии зимней уборки. По всем регламентам положено сначала удалить снег с тротуара, а потом
аккуратно и равномерно высыпать реагент на наледь, которую никак не удается отковырять, после чего удалить расплавленный лед со всей химией.
В то же время исследования токсичности реагентов (в частности, хлорида кальция модифицированного) показали, что он относится к 4-му классу опасности. «Он обладает слабо раздражающим действием, но не оказывает токсического воздействия на человека, не проникает через кожу. Нужно соблюдать норму в использовании жидких и твердых реагентов», — резюмировал заместитель гендиректора ОАО «МосводоканалНИИпроект» (институт разработал московскую схему снегоудаления) Олег Примин.
Узнать, что думают о питерском опыте московские коммунальщики, на момент подготовки материала не удалось.
Источник
На борьбу с гололедом Москва ежегодно тратит миллиарды рублей. В 2016 году на закупку реагентов для обработки дворов, тротуаров и дорог планировали выделить 4,2 миллиарда рублей. Всего власти столицы собирались закупить почти 190 тонн противогололедного реагента, в состав которого входит пищевая соль, мраморный щебень и соли муравьиной кислоты, и 493 тонны материалов на основе хлористого кальция и натрия.
Гололед — настоящая головная боль москвичей: каждую зиму в Сети появляются жалобы либо на скользкие улицы, либо на грязь и испорченную обувь. «360» решил разобраться, могут ли власти столицы отказаться от соли в реагентах и улучшит ли это ситуацию в городе.
«Это была бы веселая история»
Прошлой зимой в Санкт-Петербурге решились на отчаянный эксперимент: максимально снизили использование реагентов во время снегопадов, сосредоточившись на вывозе осадков. При этом от соли решили отказаться вовсе: смесью с ней посыпали только опасные скользкие участки, причем содержание соли в таком случае не превышало 5−10%. Положительные отзывы горожан не заставили себя ждать. Большинство из них отмечали, что на улицах стало чище и даже светлее. При этом в управлении ГИБДД заявили, что число ДТП с начала эксперимента снизилось на 40%.
Однако не будем спорить, интенсивность и скорость движения в Москве гораздо выше. Мэр столицы Сергей Собянин еще в 2014 году отверг всякую возможность отказа от использования реагентов.
«Я бы предложил зимой на недельку отказаться от реагентов. Это была бы веселая история», — сообщил он, добавив, что такого крупного транспортного коллапса в столице еще не было.
В Москве опыт Северной столицы изучили, но следовать ему не собираются. Чиновники уверены, что справиться с гололедом без реагентов просто невозможно. Вместе с тем было решено активнее использовать песок и щебенку. А испорченный реагентами снег утилизировать, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду.
Сейчас никаких экономически оправданных альтернатив соли не существует, сообщил телеканалу «360» независимый эксперт, кандидат химических наук Юрий Орлов.
«На дорогах основные три соли используются, даже две. Хлорид натрия и хлорид кальция. И основной, естественно, это хлорид натрия, потому что у него природный источник сырья, и по экономике это наиболее как бы приемлемо, все остальное — дорого», — сообщил Орлов.
Почему нельзя сыпать от души
Противогололедные реагенты выполняют вспомогательную роль — они позволяют вовремя убрать снег, пока он еще не успел прилипнуть к дороге и превратиться в лед.
Механическую уборку сразу на всех улицах во время и после снегопада сделать просто невозможно. Реагенты позволяют предотвратить прилипание осадков к дорожному покрытию.
«При этом нужно использовать минимальное количество реагентов, а не сыпать от души, как это часто бывает. Вот в этом и состоит вся сложность технологии, что мы в каждой конкретной ситуации должны использовать минимально необходимое количество реагентов», — объяснил Орлов.
По словам эксперта, сейчас в Москве — самая передовая технология зимней уборки улиц. До 90% снега увозится и перерабатывается, однако подход все равно надо менять, чтобы причинять минимальный ущерб как городу, так и людям. Пока объем применения противогололедных реагентов в столице не минимизирован: если при минусовых температурах на дорогах образуются грязь и лужи, то эта норма превышена как минимум в четыре раза.
«Мы должны уменьшать суммарную солевую нагрузку на городскую среду. Сегодня она завышена. Во-вторых, противогололедные реагенты должны использоваться только на дорогах, во дворах, и на пешеходных зонах они должны применяться только в исключительных случаях и очень редко, когда уже образовалась наледь и нужно ее ликвидировать. А так нельзя допускать образование наледи на пешеходных зонах и во дворах тем более. Сегодня в городе принята такая технология, что реагенты используются и на пешеходных зонах, и во дворах», — сказал Орлов.
«Очень унылое зрелище»
Грязь на дорогах, на которые жалуются москвичи, образуется именно из-за большого количества реагентов. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен, что такие вещества необходимо применять только в исключительных случаях.
«Использование реагентов, которые применяются в Москве, само по себе является вредным, потому что очень негативно воздействует на одежду, обувь, автомобили — машины просто гниют. Когда весь город находится в грязи, это очень унылое зрелище», — считает Шкуматов.
По мнению координатора «Синих ведерок», первое место занимает вопрос здоровья граждан: многие в крупных городах мучаются из-за аллергических реакций, которые появляются одновременно с начало применения реагентов.
По словам Орлова, все применяемые вещества проходят проверку и допущены к применению. Однако и безопасные компоненты могут стать вредными, если их неправильно использовать. Эксперт также отмечает, что зимой все лужи на дорогах надо обходить, так как они указывают на завышенное количество противогололедных реагентов.
«Наступать туда нельзя, нельзя также собаку в мороз водить по лужам, потому что она отморозит лапы, и дальше у нее будет воспаление. Реагенты должны применяться на дорогах, а на тротуарах и пешеходных зонах, где люди ходят в обуви, там, где ходят животные, применять реагенты нельзя, только в исключительных случаях», — подчеркнул кандидат химических наук.
Нина Погорелова
Источник
На московские дороги и тротуары, которые «непонятно чем посыпают», жалуются все, кто ступает по этим дорогам. Кто-то и вправду сапоги испортил, а кто-то за компанию, из солидарности, так сказать, с возмущенными гражданами.
— Идешь, и под ногами каша! Штаны пачкаются! Катышки этих реагентов в ботинках застревают. На улице -20 — и лужи! — митингует в лифте мой сосед. — Ребятня играет в снегу, где-то во дворе, и там насыпали… Неделю-две походил — обувь хоть выбрасывай. Запретить надо эту химию. А они сыпят и сыпят!
Тема реагентов — вечная, но почему же коммунальщики не отказываются от этого неоднозначного способа сделать дороги чистыми?
ЗАЧЕМ НА ДОРОГИ СЫПЛЮТ ХИМИЮ
Многие уверены, что дорожные (и тротуарные) реагенты используют, чтобы просто растопить снег. Сугробы исчезнут сами собой, а лужи стекут в канализацию — тогда и убирать ничего не надо.
— Все не так, — заявили в столичном Департаменте ЖКХ. — На асфальте быстро образуется так называемый накат — это очень плотный снег, который спрессовали и отполировали автомобильные шины. Накат почти такой же скользкий, как и лед, только убрать его крайне сложно — ни щетки, ни скребки коммунальной техники не справляются. Уборочные машины не могут проехать по всем улицам одновременно, поэтому мы используем реагенты, чтобы снег остался рыхлым до того момента, как его сметут.
— А как быть с тротуарами?
— Пешеходную часть просто так реагентами и не обрабатывают. Сначала с тротуара сметается большая часть снега. Потом мы используем состав, в который входят пищевая соль, мраморная крошка и соль муравьиной кислоты. Соль и муравьиная кислота нужны, чтобы расплавить остатки снега и лед. Крошка потом создает шершавый белый слой на асфальте.
Одна беда — на дороги реагенты наносят машины (с системой точной дозировки), а на тротуары средства рассыпают дворники. Неудивительно, когда кучи щебенки лежат в одном месте, посреди прохода. Значит, кому-то лениво было рассыпать все равномерно.
Слякоть на московских улицах — вещь неприятная. Зато горожане избавлены от традиционной российской забавы «балет на льду».Фото: Михаил ФРОЛОВ
ПОЧЕМУ НЕ ГРАНИТНЫЙ ЩЕБЕНЬ
На днях депутат петербургского Заксобрания Виталий Милонов предложил использовать вместо реагентов одну гранитную крошку. Но в Москве от нее уже отказались, хотя еще несколько лет назад этот твердый щебень использовали.
Выяснилось, что твердый гранит попадает в эскалаторы и ломает их. Тогда коммунальщики решили посыпать тротуары мраморной крошкой (что они делают до сих пор). Мрамор гораздо мягче.
Но вот совсем без реагентов на пешеходных зонах не обойтись. Простая крошка без всего буквально тонет в снегу и перестает работать.
А ЕСЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОЛЬ ИЛИ ПЕСОК
Эти два самых дешевых реагента применялись в столице аж с XIX века по 2001 год. Их любили коммунальщики за дешевизну и относительную эффективность. Но, увы, недостатки в итоге перевесили достоинства.
Экологи установили, что чистая соль быстро отравляет почву. Раньше за сезон на 1 кв. метр асфальта высыпали до трех кило соли. Большая часть ее потом оказывалась на земле. В сухую погоду соль выступала кристаллами и превращалась в пыль. Потом она оседала на проводах и разъедала их.
Песок, конечно, самый экологичный материал. Но он быстро забивает стоки, а прочистка их потом занимает много времени и денег. Сейчас песок используют на загородных магистралях.
ЧТО ПРИМЕНЯЮТ
На городских улицах используют аж четыре разных вида средств. Жидкий реагент применяют везде. Есть еще три твердых состава — они используются на разных дорогах только в паре с жидким реагентом.
Жидкий реагент для всех улиц. На 5 — 6% состоит из пищевой соли, на 22 — 23% — из хлористого кальция (натуральный материал, быстро плавит снег), остальное — вода.
Состав используют за два часа до снегопада. Он не позволяет снегу прилипнуть к асфальту. Если выпадает больше 5 сантиметров осадков, коммунальщики подметают дороги и поливают их еще раз. Реагент работает при температуре до минус семи градусов.
Твердый реагент для обычных улиц. На 80% состоит из пищевой соли и на 20% — из хлористого кальция. Состав работает, пока температура не опустится ниже минус 15 градусов. Его используют только в паре с жидким реагентом.
Твердый реагент для скоростных магистралей. На две трети состоит из пищевой соли, остальное: соль муравьиной кислоты, хлористый кальций и хлористый калий (удобрение для почвы). Быстро плавит снег и лед при самых низких температурах. Нужен, чтобы не было пробок на МКАД и ТТК. Реагент используют только в паре с жидким составом.
Твердый реагент для скоростных магистралей с озеленением. Состав похож на средство для скоростных магистралей, только экологичного хлористого калия тут в два раза больше. Самый дорогой реагент.
МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Если не обрабатывать дороги, Москва встанет
И все-таки можно ли без всей этой химии в столице обойтись? Во многих городах реагенты не применяют. И их жители тоже жалуются на ужасное состояние дорог и тротуаров. В минувшие новогодние праздники мне повезло побывать в Ижевске и Нижнем Новгороде. В Ижевске «экологичные» тротуары без химии похожи на полигон для испытания танков. Идти приходится, перебираясь с одного горба на другой. В Нижнем голый асфальт покрывается коркой льда и превращается в каток.
Москвичи недовольны слякотью под ногами и на дорогах. Но все специалисты, к которым мы обращались, едины во мнении — без обработки химией столицу ждет транспортный коллапс.
— Движение в Москве после недавнего сильного снегопада уже остановилось, — говорит депутат Госдумы Максим Шингаркин. — Пока дороги не почистили, автомобили не поехали. Можно убирать снег с улиц так, как это делают в провинции — там по асфальту просто скребут железным ковшом. Но это заканчивается регулярными ремонтами покрытия. В столице температура часто колеблется в районе ноля градусов — то чуть теплее, то холоднее. Без реагентов это привело бы к бесконечному образованию льда на улице и, как следствие, массовым ДТП. Одним словом, если водители хотят ехать по дорогам, а не стоять, нужны реагенты. Если пешеходы не хотят падать на тротуарах, нужны реагенты.
Между тем в Дептрансе посчитали, что сильный снегопад или ливень снижает пропускную способность дорог на треть! Машины начинают ехать медленнее из-за плохой видимости, случаются мелкие ДТП, все это приводит к массовым пробкам.
— Улицы можно чистить без химии, но тогда нам надо увеличить количество коммунальной техники, — говорит Норайр Блудян, член общественного совета Дептранса, завкафедрой «Автомобильные перевозки» МАДИ. — И запретить легковушкам выезжать на дороги, чтобы они не мешали уборке. Но это же абсурд! Абсолютно ясно — при нынешнем количестве авто на улицах, при нынешнем количестве уборочных машин убрать снег с дорог без реагентов не выйдет.
ДРУГОЙ ОПЫТ
В Петербурге отказались от химии на дорогах
Однажды в студеную зимнюю пору я из дому вышел и… в сугробе увяз. Так теперь шутят петербуржцы. Реагентам здесь объявили бойкот.
Прошлой зимой в Петербурге дороги щедро сдабривали какой-то химией.
— В этом году от реагентов мы отказались. Упор сделали на вывоз снега, — объясняет председатель комитета по благоустройству Петербурга Владимир Рублевский. — Только очень скользкие участки обрабатываем песко-соляной смесью. (подробности)
Источник