Зачем сыпать землю в гроб
Многие люди, когда ходят на похороны, не задумываются над тем, зачем прощающиеся соблюдают все эти загадочные ритуалы.
Нам сказали, что «так надо», и мы просто повторяем. Зачем загружать свою «оперативную память» информацией не первой необходимости? Быть социально не одобряемым, особенно на похоронах, очень не хочется, поэтому все копируют ритуальные действия друг друга.
Но те, кто столкнулся с трагическим событием и обладает живым, любознательным разумом, задаются в том числе и вопросом о том, зачем на кладбище брать в руки землю и кидать на гроб перед закапыванием.
Откуда пошла традиция бросать землю на гроб
Вообще в мире считается, что первыми так начали делать иудеи. На русской земле так делали древние славяне.
Славяне-язычники сжигали трупы, клали прах в специальную урну. Вокруг урны раскладывали скарб покойного. Потом проводили ритуалы, в том числе бросали горсти земли – это означало, что человек возвращается к истокам, и скоро земля вернёт его. А потом строили укрытие для могилы в виде домовины, если урну не хоронили в холме.
Эта традиция была аналогом жертвоприношения природным божествам для улучшения плодородности местных полей. Если не кинуть в могилу землю на похоронах – урожай погибнет.
В каких ещё религиях кидают горсть земли на гроб
У иудеев есть поверие, что те верующие, которые не похоронены на Священной земле, не смогут воскреснуть после Судного дня. Чтобы спасти такого родственника, во время похорон ему в могилу клали платок с землёй из Иерусалима.
Если иудеи хоронят своего покойного где полагается, то землю на могилу кидают в два захода: в первый раз кидают три гости лопатой, читают специальную молитву Кадиш, и сыплют ещё три горстки руками.
Исламские верующие тоже кидают землю в два захода: присутствующие на кладбище мужчины (только им можно находиться на кладбище в день похорон) подходят по очереди к могиле, каждый читает молитву и кидает землю. Когда земля ложится горкой, её обливают жидкостью и снова сыплют землю семью гостями.
Как относится к традиции РПЦ
Православная церковь вообще активно борется с бытующими в народе суевериями. Попы рассказывают это как на проповедях в церкви, так и приходя на телевизионные каналы по приглашению руководства. Но веру в мистику не так-то просто вытравить, особенно, когда по ТВ транслируют всякие «Битвы экстрасенсов» и прочие передачи о магии.
Наша церковь сошлась во мнении, что традиция бросания земли в могилу имеет для православных только символическое значение, и не является средством предотвращения явления покойника родственникам и близким во сне. То есть: «Из земли родился, в землю и уйдёшь». Это намёк на материал, из которого был создан первый человек.
Чем русские похожи на евреев
Интересно, что традиция кидать землю на могилу в СССР стала похожа на вынужденную традицию еврейских иудеев. Вера и почитание христианского культа в советское время были под запретом, поэтому похороны с отпеванием в церкви не проводили – слишком заметно. Зато можно было пойти к священнику и освятить немного земли, чтобы хоть как-то попытаться «спасти душу» усопшего, так как без отпевания его могут не взять в Царство Небесное. Потом эту землю кидали перед засыпанием могилы.
Постскриптум:
У православных на похоронах не обязательно брать землю руками – используйте платки, которые принято раздавать в этот день. Правда, уносить с кладбища их нельзя: как из суеверных соображений, так и для предотвращения заражения болезнетворными бактериями. Поэтому лучше «на раздачу» лучше покупать платки из хлопка, чтобы они быстрее разлагались в почве.
Источник: https://mosgupritual.ru/news/zachem-brosayut-gorst-zemli-na-mogilu/
Источник
В современном мире похоронный ритуал имеет много традиций и суеверий, например, когда люди бросают землю в могилу на крышку гроба. Для того, чтобы узнать, зачем это нужно делать и какие правила у этого обряда, стоит изучить некоторые особенности ритуала.
Истоки традиции бросать горсти земли в могилу в день похорон
Такой похоронный обряд имеет несколько источников возникновения:
- в Древней Руси тела усопших не было принято предавать земле, их традиционно сжигали. На прощальной церемонии с покойным находились все его родственники. Емкость с прахом умершего опускали в землю с его вещами, а после каждый из родственников бросал поверх нее горсть почвы. Такая могила делалась в виде холмика, и строили над ней домовину, куда в дальнейшем приносили дары;
- у древних славянских народов такое бросание священной земли считалось символом жизни. Погребение воспринимались как освобождение души и уход ее к истоку бытия. Согласно славянских поверий, благодаря земле любой человек приходил в этот мир заново, но в другом обличье;
- православные священнослужители до 1917 года и установления власти большевиками, использовали ритуалы бросания горсти земли на крышку гроба, как напоминание о бренности человеческого существования. После революции вера и церковь были запрещены длительное время, и проведение любых обрядов считалось преступлением. Священник не мог прийти в дом к покойному и провести отпевание. Поэтому верующие христиане освящали у батюшки горсть земли и бросали ее на крышку гробы в могилу, чем пытались заменить молитву и процедуру отпевания.
Советский и российский историк Троицкий Николай Алексеевич считает, что традиция бросать горсти земли на крышку гроба в могилу пришла в православие из иудаизма. Евреи верят, что воскреснуть после смерти смогут только те, кому в могилу подкладывали палестинскую землю, если не могли похоронить в Палестине.
Сколько горстей земли нужно кинуть в могилу, и какой рукой это делать
На похоронах православного человека на крышку гроба принято бросать одну или три горсти земли. Но священнослужители не считают, что есть конкретное количество необходимых горстей. Важнее всего попрощаться с усопшим с чистой душой, не тая обид или злобы.
Эзотерики считают, что проведения ритуала по бросанию земли на крышку гроба, поможет семье покойного обезопасить себя и его от темных сил, и не даст возможность умершему возвращаться в виде призрака к живым.
С давних времен считается, что левая рука принимает энергию, а правая отдает. Поэтому делать такой обряд нужно левой рукой, стоя слева возле могилы. Так как правой рукой можно забрать энергию смерти.
Бросают землю обязательно с прочтением молитв или с сердечными словами об усопшем.
Порядок бросания земли на крышку гроба и последующие действия на похоронах
Первым землю в могилу кидает священнослужитель, делая это в виде креста, а затем посыпает пеплом из кадила. Затем ритуал продолжают родные и близкие покойного согласно очереди. Почву надо брать с края вырытой могилы, но лучше это делать не голыми руками, а с помощью носового платка, который обязательно дают на похоронах. После процедуры, следует отвернуться к могиле спиной и уйти с кладбища, не оборачиваясь.
После выхода из кладбища, надо обязательно струсить или счистить кладбищенскую землю с обуви. Следующий этап похорон – это поминки, которые обычно проходят в кафе, дома или в столовой. В давние времена поминки проходили на могиле, но со временем такая традиция забылась.
Автор: Наталья Марчук
{{ rating.votes_against }}
{{ rating.rating }}
{{ rating.votes_for }}
Источник
После прибытия похоронной процессии на кладбище порядок следования похоронной процессии остается прежним, но в то же время в силу особенностей расположения могилы может несколько измениться. Однако при этом во главе процессии в любом случае должны находиться икона и крест, затем гроб с телом усопшего, крышка гроба, венки и цветы. Если у покойного были награды, то их не подносят непосредственно к могиле и не кладут в гроб.
После того как похоронная процессия достигает могилы, гроб с телом усопшего устанавливается на специальной подставке для последнего прощания. В этот момент нужно от всей души попросить прощения за все обиды и скорби, которые мы причинили почившему, и простить то, в чем он был виноват перед нами. После того как все присутствующие на кладбище простились с усопшим, над гробом возглашается: «Вечная память!» Эти слова произносит тот из близких, кого священник благословил в храме крестообразно посыпать тело усопшего землей поверх погребального покрывала, которым накрывается покойный в храме при отпевании. При посыпании тела усопшего на кладбище землей произносится: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23,1). Если священник присутствует на кладбище и находится возле могилы, то эта часть погребального ритуала совершается им самим.
По церковному установлению гроб закрывался сразу же после отпевания. Однако в наши дни последнее прощание с покойным совершается у могилы, поэтому церковь, идя навстречу чувствам людей, разрешает снять крышку гроба и отогнуть погребальный саван. Затем тело усопшего вновь покрывается саваном и посыпается освященной землей крест-накрест, начиная от головы к ногам, а затем с правого плеча на левое. Над гробом возглашается «Вечная память! Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней». Опустевшая ладанка или пакетик, в которой была земля, опускаются в могилу. Из гроба не изымается погребальный венчик, икона, погребальное распятие, листок с текстом разрешительной молитвы, которая вкладывается священником в правую руку усопшего при отпевании его в храме. Если ноги и руки покойного были перевязаны во время движения похоронной процессии (что допустимо, но не обязательно), то они высвобождаются.
Похороны усопшего христианина принято совершать на третий день после его смерти. При этом первым считается сам день кончины. Впрочем, в зависимости от обстоятельств, день погребения может быть иным. По сложившейся традиции, погребение должно состояться до захода солнца. В весенне-летний период его желательно завершить до 17 часов местного времени, а в осенне-зимний период – до 15 часов.
Погребают покойного лицом на восток. При опускании гроба в могилу все провожающие умершего бросают в нее по комку земли. Особое внимание следует обратить на то, что гроб с телом покойного опускается в могилу на специальных двух рушниках (по четыре метра каждый), которые после опускания гроба в могилу крестообразно складываются на его крышку и оставляются в могиле. Опустить тело покойного в могилу можно также с помощью современного механического лифта, приводимого в движение под воздействием тяжести гроба.
После того как гроб опущен на дно могилы, все присутствующие на церемонии бросают в могилу горсть земли, изъятой при ее рытье. По желанию родственников и близких во время этой церемонии, чтобы придать вырытой могиле более аккуратный и торжественный вид, стены и дно можно задрапировать тканью (обычно красной, черной или синей), которая затем укрывает сам гроб перед тем, как на него упадут первые комья земли.
Земля, предназначенная для этой части ритуального обряда, может находиться в специальной ритуальной вазе, которая продается непосредственно на кладбище. Кроме того, распорядителю похорон необходимо предусмотреть наличие влажных салфеток для очистки рук, а также специальный контейнер для их утилизации, который оставляется на месте захоронения с тем, чтобы его впоследствии вывез персонал кладбища. По общепринятым правилам с кладбища ничего забирать не следует.
Крест на могиле ставят у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного. На могиле людей, которые не были крещены или же принадлежали к другим вероисповеданиям, крест устанавливать не следует.
На месте погребения вполне допустимо оставить фотографию или иное изображение усопшего. Его можно прикрепить к кресту, разместить среди цветов или на специальной подставке.
После предания тела земле необходимо позвать на поминки по возможности всех людей, участвующих в прощании с усопшим. Приглашение делают ближайший родственник покойного или назначенный распорядитель похорон.
Если же не у всех присутствующих на кладбище есть возможность принять участие в поминках, то небольшое угощение можно организовать прямо на кладбище. Например, в кладбищенском ритуальном буфете.
Источник
Некоторые священники объясняют это суеверием. Например, неграмотные люди считают, что если они бросят землю в могилу, то им «покойник не будет сниться» или «призрак не будет преследовать».
Суеверия и язычество
Современные язычники пытаются объяснить возникновение обычая древнеславянской традицией похорон. Действительно, примерно до V века народы, проживающие на территории Древней Руси, по древнеиранскому обычаю сжигали тела умерших соплеменников, после чего помещали прах в урну. Существует версия, по которой в обряде захоронения урны с прахом принимали участие все родственники. Каждый из них руками бросал на урну, окруженную вещами покойного, землю, и она быстро оказывалась погребенной под толщей земли. После этого над местом захоронения возводили домовину — маленькое «жилище», где якобы после смерти обитала душа покойника.
С VI века древние славяне начали хоронить покойников под курганами и просто в земле. Считается, что обычай сыпать землю в могилу покойного как бы символизирует общность похорон, причастность к ним. Так на похоронах какого-нибудь князя каждый в его дружине был обязан принести на могилу шлем, наполненный землей.
Еще одна версия происхождения обычая уводит нас в дебри язычества: якобы земля, принимающая тело умершего человека — живая, и каждый из его родственников таким образом приобщается к ней, прося её сделаться «пухом» для покойника. Но такие объяснения чаще всего маловразумительны и не имеют под собой твердой почвы.
И армянин, и мариец
Между тем подобный обряд существует у многих народов, например, у осетин существовал обряд посвящения земли покойнику. На похоронах один из старейшин, которому подносили на лопате землю, трижды брал ее горстью и посыпал её крестообразно на грудь покойника, «чтобы тот без греха вошел в предназначенную ему землю». Об этом в труде «Обычай „посвящения земли в погребальной обрядности осетин“ писал историк Анзор Валерьевич Дарчиев.
Подобный обычай описывает этнограф Климентий Германович Юадаров в труде „Горные марийцы“: „Доезжают до кладбища. Ставят гроб. С лица покойника снимают холст и уже прощаются в последний раз. Закрыв лицо холстом, сверху посыпают землёй в знак предания тела земле“.
В армянской церкви существовал такой же обычай — крестообразно посыпать покойного освященной землей, а потом покрывать его сверху покрывалом и уже после этого закрывать гроб.
Обычай аврамических религий
Если обратить внимание на погребальные обряды в аврамических религиях, то окажется, что подобное есть в каждой из них. Православные христиане трижды бросают горсть земли в могилу, причем первым это делает священник, отпевающий покойного. Он, с молитвой, крестообразно посыпает освященной землей гроб (в других случаях — грудь покойного, а в некоторых храмах посыпали углы гроба).
В исламе после опускания тела в могилу каждый из присутствующих мужчин бросает в неё горсть земли, произнося при этом стих Корана „Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему“ (2:156), после сооружения холмика могилу поливают водой и бросают на нее семь горстей земли, читая молитву, в которой говорится, что человек создан из земли, возвращается в землю, но вскоре будет „изведен из неё“.
В иудаизме после опускания гроба каждый бросает внутрь могилы три лопаты земли, причем лопату из рук в руки не передают, а каждый раз втыкают ее в землю. При этом каждый молиться о душе покойного: „Да упокоится его душа с миром“. Потом каждый бросает по три горсти земли и читают Кадиш — еврейскую молитву, которая прославляет Бога и выражает надежду на спасение.
Очевидно, что изначальная традиция бросать землю в могилу произошла от более древней религии — то есть от иудаизма. Но откуда она вязалась там? Ведь в библейские времена покойных евреи хоронили „во гробах“ — в пещерах-склепах, где тело истлевало, а кости потом складывали в специальные ящики — оссуарии.
Все дело в земле обетованной?
Оказывается, все дело дело в том, что иудеи верили и верят, что воскреснут только те из них, кто похоронен во святой земле Палестины. Поэтому и возник обычай при рассеянии евреев по всей земле класть в могилу каждому из них святую землю из Иерусалима, — так объясняет возникновение обычая историк РПЦ Иван Егорович Троицкий в книге „Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей…“ Он указывает, что положение святой иерусалимской земли в гроб или посыпание ею могилы покойного связано с верой иудеев „в ее чудесное действие“.
Формула напоминания о смерти
Настоятель храма св. апостолов Петра и Павла (Волгоград) иерей Алексий Плужников в статье „Христианский обряд погребения“ указывает, что в православии никакого мистического смысла в обычай посыпать освященной землей покойных не вкладывается. Делают это лишь для того, чтобы лишний раз напомнить присутствующим о бренности земного существования, и о том, что созданы мы из глины, в глину же и отойдем: „Земля еси и в землю отыдеши“.
До революции кладбища располагались при храмах, и в них отпевали каждого православного человека. После отпевания священник вместе с прихожанами шел на кладбище, и когда в могилу опускали гроб, брал лопату, и бросал землю вниз, читая молитву, показывая всем, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся.
При большевиках, когда храмов стало мало, отпевать стали заочно. Освященная земля выдавалась родственникам, чтобы они отвезли ее на могилу и там рассыпали, напомнив себе и родным о бренности сосуществования, о конечности бытия.
Когда вера стала иссякать, обычай совершенно оторвался от православия и превратился в некий самодостаточный обряд „прощания“, в который со временем стали вкладывать и языческий смысл. Землю снова стали считать главным моментом в погребении, а пожелание усопшему „Царствия небесного!“ превратилось в обыденно-атеистическое „Земля пухом!“.
Сегодня священники делают все, чтобы проповедью сломать традицию, однако без понимая сути происходящего на похоронах сделать это сложно.
Источник