Что сыпают на дороги челябинска

Что сыпают на дороги челябинска thumbnail

https://www.znak.com/2018-02-16/razbiraemsya_chem_posypayut_chelyabinskie_dorogi_i_kak_eto_proishodit

2018.02.16

Природную каменную соль для челябинских дорог везут из Соль-Илецка Наиль Фаттахов / Znak.com

Автомобилисты Челябинска больше не жалуются на уборку городских магистралей от снега. С одной стороны, нынешняя зима стала самой малоснежной в 21 веке — этот факт уже озвучили синоптики. С другой, осадки с дорог убирают быстро — городской подрядчик, АО «Южуралмост», за последние годы закупил внушительный автопарк. Но в соцсетях нашелся новый повод для критики — пользователи считают, что челябинские дорожники посыпают проезжую часть какими-то непонятными реагентами, из-за которых автомобили становятся грязными. Правда, широко известно, что на уборке дорог Челябинска уже почти два года не используется песок — только обычная пищевая соль.   

У компании «Южуралмост», которая обслуживает челябинские дороги, в разных районах города четыре базы, на одной из которых идет приготовление солевого раствора для обработки дорог. «Это позволяет технике оперативно выходить на маршруты по уборке дорог, — говорит директор по строительству и эксплуатации городских автомобильных дорог АО „Южуралмост“ Алексей Струговец. — Для каждой части города — своя база. Когда снега нет, часть комбинированных дорожных машин (КДМ) стоит на дежурстве и готовы к выходу в любой момент, часть выходит на уборку проезжих частей от грязи и пыли, которая образуется и зимой, и летом».

Алексей Струговец на базе «Южуралмоста»

К тому же, по его словам, в Челябинске из-за коммунальных аварий вода выходит на проезжие части, и чтобы разлив не превратился в каток, дорога в зоне аварии обрабатывается противогололедным материалом, который предотвращает образование наледи. «Кроме того, постоянной обработки требуют пониженные участки дорог или в промзоне, где есть градирни и много пара. Из-за перепадов температур в этих местах на дороге часто оседает иней, что делает дорогу скользкой и ее необходимо обрабатывать», поясняет Алексей Струговец.

В комбинированную дорожную машину грузят соль

К ангару подъезжает КДМ, и погрузчик насыпает в нее белый порошок. Это тот самый «реагент», который так невзлюбили водители. На самом деле это обычная пищевая соль грубого помола. В ангаре — целый сугроб соли, которая практически ничем не отличается от магазинной.

«Обычно журналисты ее пробуют на вкус, чтобы убедиться», — шутит водитель погрузчика. 

Еще один ингредиент противогололедного материала (ПГМ) — рассол. Это водный раствор еще одной соли хлорида кальция, который используется в качестве разрыхлителя при производстве продуктов питания. В соседнем помещении находится растворно-солевой узел, где сухой хлорид кальция смешивают с водой, доводя до концентрации 22%, а затем подают в емкости КДМ. В одной машине помещается 10 кубометров сухой соли и 3 кубометра рассола для работы по технологии смоченной соли.

«Крупинки соли смачиваются рассолом в момент попадания на распределительный диск, находящийся позади машины, — объясняет водитель КДМ Дмитрий. — Смачивание позволяет равномерно распределить ПГМ по всей ширине дороги и „приклеить“ соль к покрытию, чтобы ее не разбрасывало к бордюру и на газон, тогда снег разрыхляется равномерно на всей проезжей части. Машина оснащена автоматикой: например, можно задать параметры расхода материала и настроить распределение так, чтобы захватывать остановочные заезды. Система останавливает подачу ПГМ на светофорах, пока машина стоит. Мне сложно поверить в страшилки про то, что из-за реагента ржавеют машины. Мы работаем по такой технологии уже третий год. На КДМ, которая сама — источник соли, ржавчины нет».

Зачем нужна такая сложная схема со смачиванием соли? По мнению дорожников, это наиболее эффективная технология для нашего климата.

«Три года назад основным противогололедным материалом была пескосоляная смесь, — говорит Алексей Струговец. — Но на нее было много жалоб от горожан, так как после таяния снега на улицах оставалось много пыли, щебень летел из-под колес, попадал в лобовые стекла, портил лакокрасочное покрытие автомобилей». 

Обычная пищевая соль грубого помола

По словам Струговца, готовясь к работам по содержанию дорог города, специалисты «Южуралмоста» рассматривали варианты использования разных противогололедных материалов, изучали российский и европейский опыт, ездили в Москву и Санкт-Петербург, общались с коллегами-дорожниками, изучали документацию по применению ПГМ в Германии, Австрии и Швейцарии. 

«Климат у них мягче, но в горах часты сильные снегопады и образование наледи на дорогах. Основной противогололедный материал во всем мире — это хлориды: хлорид натрия и хлорид кальция. Звучит устрашающе, но если вспомнить школьный курс химии, то хлорид натрия — это обычная пищевая соль, которой мы ежедневно съедаем по 10-15 грамм. Мы закупаем природную каменную соль в Соль-Илецке у основного российского производителя, — отмечает наш собеседник. — Немцы, например, наряду с каменной солью применяют соль, полученную путем выпаривания, так называемую поваренную, и еще импортируют каменную соль из африканских месторождений, она отличается желтоватым цветом.

По технологии смоченной соли европейцы работают с начала 70-х годов прошлого века.

Технологии не стоят на месте, сейчас ведутся исследования и нарабатывается опыт по снижению концентрации рассолов и уменьшению расхода противогололедных материалов».  

Алексей Струговец

Из хлорида кальция приготавливается 22%-й раствор для смачивания поверхности гранул каменной соли. Обработанная таким образом гранула прилипает к покрытию и предотвращает разбрасывание ПГМ шинами автомобилей, сохраняется дольше на покрытии, да и срабатывает быстрее, говорят в «Южуралмосте». 

Читайте также:  Угревая сыпь на лице у женщин 40 лет

«По сравнению с тем временем, когда в Челябинске использовалась традиционная песко-соляная смесь, нам удалось значительно сократить использование ПГМ: с 260 граммов на квадратный метр до 50-100 граммов в зависимости от погодных условий. В Европе расход по технологии смоченной соли составляет до 40 граммов, но у них все графики и рекомендации рассчитаны на температуру до минус 15 градусов. При температурах до минус 6 градусов европейцы применяют жидкие ПГМ, рассолы. Жидкие действуют мгновенно и снижают расход уже до 10-20 граммов на квадратный метр. Такая технология используется в регионах с более мягким климатом. Она требует особого дополнительного оборудования, которое устанавливается на дорожные машины, — рассказывает Алексей Струговец. — Среди активно используемых нововведений в европейских странах — превентивная обработка дорог до прогнозируемого образования гололеда и снегопада. Здесь на первый план выходит точность прогноза погоды, ведь если дороги обработать, а снег не выпадет — это лишние финансовые расходы. У нас в Челябинской области на областных дорогах установлены новейшие автоматические метеостанции, позволяющие определить состояние дорожного покрытия, зафиксировать температуру, скорость ветра, осадки и другие параметры и отправить сигнал диспетчеру о необходимости обработки. Такие метеосистемы — огромное подспорье в работе дорожников. К сожалению, в самом городе таких метеостанций нет, но мы получаем прогнозы от наших городских синоптиков, они своевременно предупреждают нас о грядущих изменениях погоды». 

Что касается «финской» технологии содержания дорог под накатом и посыпкой ее гранитной или мраморной крошкой, то она воспринимается зачастую как панацея. 

«Гранитная крошка — вот она. Мы используем обеспыленную крошку фракцией 3-5 миллиметров при температурах воздуха ниже минус 25 градусов и в ограниченном количестве. Повторно использовать ее в обработке проезжих частей затруднительно, так как под воздействием шин крошка частично истирается в пыль. Собранную с дорог крошку можно использовать в строительстве дорог», — пояснил Струговец. 

Содержание дорог под накатом допускается и в России, но только на щебеночных дорогах с низкой интенсивностью движения.

 Финны также используют эту технологию на загородных дорогах, в больших городах чистят дороги до асфальта, в небольших городах и в пешеходных зонах используют обеспыленную щебенку мелкой фракции, а на скоростных трассах — противогололедные материалы, ту же соль. Кроме того, в Финляндии практикуется официальное зимнее снижение скорости. Скорость снижается минимум на 20 километров в час. В определенных зонах населенных пунктов устанавливаются особые скоростные режимы: 40, 30 и 20 километров в час. При таком скоростном режиме дорогу можно посыпать гранитной крошкой безбоязненно. 

«Некоторые горожане думают, что мы отказались от механической очистки в пользу обработки противогололедными материалами. Но это не так. После обработки как раз и выходит техника, которая сметает снег к обочине и впоследствии формируется снежный вал. Когда он достигает определенного нормативами размера, мы его убираем с помощью погрузчиков и вывозим на полигон складирования снега. Но происходит это уже в основном ночью, так как днем работать сложно и большая техника создает дополнительные проблемы для движения. При затяжных снегопадах циклы „посыпание — подметание“ повторяются постоянно. Главное безопасность дорожного движения, — говорит Алексей Струговец. — Эта технология позволяет очень быстро предотвратить образование наката и вернуть дорогу в нормативное состояние. В этом плане пока были только положительные отзывы».

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник

«Опять залили реагентами», — так челябинцы комментируют противогололёдную обработку улиц. Отсутствие сильных снегопадов и грязь после растопки льда создали реагентам дурной имидж, и мы решили отправиться в самую, так сказать, «обитель зла», чтобы узнать, чем именно посыпают дороги Челябинска и можно ли этого избежать. Репортаж из цехов АО «Южуралмост» — на сайте 74.ru.

Мы разбирались, каким порошком засыпают дороги Челябинска

Серый снег, белый лёд

Сопровождающий пробует белый порошок на вкус.

— И вы попробуйте, — советует он, протягивая неровные белые гранулы. — Это обычная каменная соль грубого помола из Соль-Илецка, которую используют и для посыпки дорог, и для засолки огурцов.

Да, это обычная поваренная соль

В этом году Челябинск перешёл с песко-соляной смеси к менее пыльному способу противогололёдной обработки. Натрий-хлор, или поваренная соль, отличается неплохой способностью растапливать лёд и, что важно, предотвращать его образование.

Кальций-хлор похож на муку

— Противогололёдные средства используются во всём мире, — объясняет директор по строительству и эксплуатации городских автомобильных дорог АО «Южуралмост» Алексей Струговец. — Многие считают, что небольшое количество снега можно оставить на проезжей части, но снег в отличие от каменной крошки или пыли не разметается к обочинам — он сразу же образует накат. Этот накат, во-первых, крайне сложно отскрести механическим способом, а главное, появляется он в наиболее опасных местах, например, перед перекрёстками. Поэтому противогололёдная обработка обязательна.

Кальций-хлор привозят в сухом виде, но используют раствор

Но всё-таки почему в нас укоренён миф, будто дороги поливают «какой-то дрянью»? Соль в самом деле смачивают 22-процентным раствором кальций-хлора — ещё одного противогололёдного компонента, который тоже можно съесть (в разумных количествах). Он используется в кулинарии и медицине, а на упаковках продуктов обозначается индексом E509.

Читайте также:  Сыпь на лице у новорожденного то появляется то пропадает

Раствор готовят в специальном аппарате

Кальций-хлор сам по себе хорошо топит снег, и одно время его растворы применяли в России в чистом виде, пока не стал очевидным главный минус: низкое сцепление намоченной дороги и большое время высыхания. Поэтому в Челябинске небольшая добавка кальций-хлора служит иной цели: смоченная раствором соль хорошо прилипает к поверхности и не разносится к краям дороги, что позволяет топить лёд равномерно по ширине проезжей части.

Автомобили имеют емкость для соли и баки для рассола

Смочить и посыпать

Для «удобрения» дорог противогололёдными реагентами используют комбинированные дорожные машины, которые летом ездят с цистернами воды, а на зиму переоборудованы под работу с противогололёдным коктейлем.

Вот так незатейливо соль грузят в машину

В центральной части кузова есть отсек, вмещающий примерно 17 тонн соли. При расходе около 50-100 г/кв.м такого количества хватает на 340-700 тысяч квадратных метров, что при ширине полосы в три метра эквивалентно 10-20 километрам дорог. То есть одного кузова хватит на один проезд по проспекту Победы.

Идет наполнение резервуаров раствором хлорида кальция

Раствор кальций-хлора заливают в расположенные по бокам резервуары, а смешение происходит только перед разбрасыванием соли. Её «мечут» с помощью такого вот лопастного колеса.

Гранулы натрий-хлора смачивают непосредственно перед разбрасыванием, которое происходит под действием центробежных сил

Дорожные службы рапортуют о значительном снижении количества реагентов после перехода с песко-соляной смеси на чистую соль. Теоретически это должно снизить количество пыли ближе к весне, хотя понятно, что её источником являются не только противогололёдные смеси.

В любом случае расход 50-100 г/кв. м — это больше принятых в Европе норм, например, во многих странах после предварительной очистки снега улицы обрабатывают солью в пределах 25 г/кв. м.

Иногда этот ангар заполнен горами соли

— В России противогололёдная обработка является лишь одним из этапов очистки улиц, — уточняет Алексей Струговец. — Например, идет снег, мы обрабатываем улицы, чтобы исключить образование наката, а после окончания снегопада выпускаем снегоуборочные машины, чтобы очистить улицы механически. Но если бы не было противогололёдной обработки, соскрести накат было бы сложнее, кроме того, при этом портился бы асфальт.

Не хватает самого частого погодного явления в Челябинске — НМУ

Справедливости ради надо сказать, что в промежутке между двумя последними снегопадами основные дороги Челябинска действительно были чистыми и без наката. Пик возмущения наших читателей пришёлся на период осадков: улицы стали слишком грязными, машины и обувь — слишком солеными.

Машины готовы выйти в рейс

Идеального средства для очистки улиц пока не придумали: механическая уборка хороша всем, но требует времени и препятствует движению машин. Посыпание крошкой провоцирует пыльность. Соль ест кузова машин и души эстетов. Видимо, рецепт идеальной уборки от снега — в умелом комбинировании разных способов.

Источник

Гололёд и снежная каша на дорогах – тема номер один в любой газете и на любом канале зимой. Пожалуй, уже каждый знает, что обозначает аббревиатура «ПГМ», что такое некачественные ПГМ и какие последствия для города эти ПГМ собой представляют. Редакция «АиФ-Челябинск» решила разобраться, чем не устраивает водителей и пешеходов областного центра ПГМ, которые применялись прошлой и этой зимой.

«Не знаю, что применялось, но осенью 2016 года я купил новую машину, а в конце весны обнаружил, что бампер стал ржаветь, — посетовал челябинский автовладелец Олег Кузовков. – В автосалоне мне сказали, что это коррозия, и привели к ней именно антигололедные реагенты, которыми обрабатываются дороги. По долгу службы мне приходится ежедневно много времени проводить на колёсах, поэтому к нынешней зиме пришлось обработать кузов синтетическим воском. Я уже заранее боюсь!»

«А мне приходится много ходить, — рассказал другой челябинец Иван Бубенцов, работающий почтальоном. – Зимой ещё было ничего, но стоило чуть потеплеть, постоянно приходилось шагать по снежной жиже, от которой на обуви появились непонятные разводы, и свести их ничем не получается. Я не один такой: многие знакомые жалуются, что за зиму обувь портится и приходит в негодность!»

В редакции «АиФ-Челябинск» с прошлой зимы сохранилось даже письмо читательницы, которая жаловалась, что противогололёдный материал на дорогах разъел подушечки лап её любимой собаки. В результате хозяевам пришлось отказаться от дальних прогулок и обратиться к ветеринару.

Пескосоль: сплошные минусы

Нынешний ноябрь выдался относительно тёплым, но, тем не менее, ночью часто наблюдались переходы через ноль, и по утрам уже было скользко. Прогноз на декабрь сулит постоянные ночные заморозки, со второй декады месяца ожидаются регулярные снегопады. Это значит, что наступает пора активного применения противогололёдных материалов (ПГМ) в Челябинске. Благодаря запросу в администрацию, нам удалось узнать, какими именно материалами обрабатывались городские дороги прошлой зимой.

До прошлой зимы традиционной в городе Челябинске была пескосоляная смесь (ПСС): дёшево и сердито. Пескосоль представляет собой смесь песка и соли (хлорида натрия). Её сейчас, по словам дорожного предприятия «Южуралмост», которое убирает дороги Челябинска, рассыпают на опасных участках дорог, на спусках и подъемах, в местах торможения. К сожалению, дорожные предприятия из года в год не укладываются в общую стоимость зимнего содержания дорог. А ПСС – самый недорогостоящий материал. На низкой стоимости и доступности преимущества ПСС перед другими ПГМ, пожалуй, заканчиваются. Если в песколи содержатся неочищенные глинистые включения, то непременно при первом же потеплении, она превращается в жидкое месиво. При температурах ниже -20 градусов пескосоль может смерзаться в большие куски, что требует дополнительных усилий при её распределении. Оставшийся песок, весной, в конечном итоге попадает в ливневые стоки, засоряя их, а так же поднимается в воздух пылевыми бурями, вызывая у людей аллергии, астмы, сердечно-сосудистые заболевания.

А техническая соль, входящая в состав пескосоли, разъедает обувь и вызывает повышенную коррозию металла, как уже было отмечено горожанами ранее. Немаловажен и тот факт, что по ГОСТ 12.1.007, используемая соль относится к умеренно опасной продукции по степени воздействия на организм (третий класс опасности). Учитывая, что нормы ПСС порой достигают 250-300 гр/м2, в которых соли от 10%, то в окружающую среду за зиму могут поступать тонны хлорида натрия, что сказывается на состоянии почв и растений.

Читайте также:  Чем лечить сыпь при энтеровирусной инфекции у детей комаровский видео

Для чего мочить соль?

Горожане очень тонко подметили изменения в технологии уборки города. Шквал жалоб вырос не на пустом месте. Оказалось, второй год дорожники в Челябинске используют совершенно новую технологию – смачивание соли. «В ходе прошлой зимы мы закупили и испытали растворно-солевой узел для производства солевых растворов и высокопроизводительные современные комбинированные дорожные машины, оборудованные устройствами для работы по технологии смачиваемой соли, — рассказали в подрядной организации АО «Южуралмост», которая выполняет городской заказ по обработке дорог ПГМ. — Технология «смоченной соли» заключается в том, что обычная сухая техническая соль NaCl (натрия хлорид) в момент распределения на проезжую часть дорожной машиной смачивается, разбрызгиваемым на ее поверхность 22% раствором кальция дихлорида (CaCl2).

По мнению руководства организации, применение технологии смачиваемой соли позволяет предупредить и ликвидировать зимнюю скользкость, а также исключить поднятие пыли в воздух после схода снега весной. Кроме того, считается, что смоченная соль не уносится ветром и воздушным потоком от движущегося транспорта на газон и лотковую зону. Но главным плюсом подрядчик называет снижение расхода противогололедных материалов.

«Норма расхода сухой пескосоляной смеси в среднем составляет 260 г/м2, — отмечает подрядчик. — Применение смачиваемой соли снижает расход противогололедных материалов – до 50-100 г/м2 в зависимости от температуры окружающей среды, что существенно снижает нагрузку на городскую экосистему. Исключение использования пескосоляной смеси позволяет избежать весеннего запыления воздуха».

Ложка дёгтя в бочку дёгтя

Но, как ни крути, хлорид кальция точно так же не полезен для человека и окружающей среды, как и вышеупомянутый хлорид натрия. В каком-то плане чистый хлорид кальция – вещество агрессивнее хлорида натрия. Выше коррозионное воздействие, сильнее влияние на обувь и кожу животных, и об этом свидетельствуют результаты различных исследований.

«Мало нам промышленных и автомобильных выбросов! – сетует преподаватель химии одного из челябинских институтов, посетитель нашего сайта. – Плюсом ко всему мы имеем ещё и соляную пыль, которая поднимается в воздух вместе с прочей грязью. Отсюда регулярные НМУ то первой, то второй степени опасности. Отсюда полчище аллергиков и астматиков, которое то и дело пополняется. Мы все этим дышим, всё это оседает в наших лёгких!»

Но, похоже, городских чиновников, отвечающих за экологическую и дорожную ситуацию в городе, все эти доводы, которые неоднократно приводились и ранее, волнуют мало.

«Согласно заключенному муниципальному контракту, применение ПГМ осуществляется на основании соответствия Отраслевым дорожным нормам (ОДН) 218.2.027-2003 «Требования к противогололедным материалам», — сообщила начальник отдела по связям с общественностью МБУ «Управление дорожных работ» Администрации г. Челябинска Нина Леонтьева. — ПГМ должны быть нетоксичны, по степени воздействия на организм человека должны относиться к веществам с классом опасности не ниже третьего (умеренно опасные) по ГОСТ 12.1.007. ПГМ должны быть негорючи, пожаро-, взрыво- и радиационно безопасны. Безопасность ПГМ, используемых подрядной организацией АО «Южуралмост» для содержания улично-дорожной сети города Челябинска в зимний период, полностью подтверждена соответствующими паспортами безопасности».

Возможно, если бы технологии применения соли соблюдались максимально чётко, вреда было бы меньше. Но известно, что дорожникам порой некогда вывезти снег, который всю зиму копится на обочинах дорог. А это в конечном итоге засаливает почву и опять же негативно воздействует на здоровье людей. Вот почему вдоль крупных челябинских улиц, которые в зиму обрабатываются ПСС, а теперь и новым реагентом, летом ничегошеньки не растёт.

Всю прошлую зиму счищенный с дорог снег вместе с реагентами периодически вывозили на полигон на улице Радонежской. Весной горы снега, достигавшие высоты трёхэтажного дома, растаяли, оставив после себя груду грязи вперемешку с отходами с городских улиц. Полигон пополнился 20 гектарами грязи. При сильных ветрах вся эта пыль поднималась в воздух и улетала в разных направлениях. В том числе обратно, на улицы Челябинска. В скверы и парки. Скорее всего, следующей весной ситуация повторится. Увы.

Источник