Есенин топи да болота сыплет черемуха снегом

Есенин топи да болота сыплет черемуха снегом thumbnail

Разработала:
студентка гр. ПНК-3
Волкова Ольга Дмитриевна

на тему: С.А. Есенин «Топи да болота», «Сыплет черемуха снегом».

Исаева С.А. __________

Сообщают тему произведения, главную мысль.

Обобщают изученный материал, делают выводы.

Соблюдают дисциплину на уроке.

Излагают свою точку зрения и оценку событий, аргументируют своё мнение.

Выражают своё мировоззрение, в основе которого лежит собственное отношение к Родине.

Хрестоматия литературного чтения для 3 класса, ч.2, Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.

— Здравствуйте, ребята!

— Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Садятся на свои места

Слово учителя.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования.

Подготовка к первичному восприятию текста

Создание соответствующей эмоциональной атмосферы, оживление жизненных впечатлений детей, необходимых для восприятия текста.

— Ребята, посмотрите на доску и назовите мне пожалуйста к какому стихотворению относится каждая картина.

1.Картина (Я покинул родимый дом)

2. Картина (Нивы сжаты)

3. Картина (Береза)

4. Картина (Бабушкины сказки)

5. Картина (Топи да болота)

-Ребята, как вы думаете, о чем может быть стихотворение, которое изображено на данной картине?

-Хорошо. Сейчас мы послушаем стихотворение и проверим ваши предположения.

Я покинул родимый дом

Нивы сжаты

Береза

Бабушкины сказки

О том, что плохо ехать по болоту.

Фронтальная беседа, рассказ.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация

Первичное восприятие текста

Обеспечение эмоциональности восприятия, интереса к изучаемому произведению

— Послушайте стихотворения С.А. Есенина и готовьтесь рассказать, какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения?

Слушают стихотворение.

Демонстрация, презентация.

Проверка первичного восприятия текста

Оценка качества сам. восприятия текста, корректировка задуманного учителем хода анализа текста.

— Какое впечатление произвело на вас произведение?

-Какое настроение передает это стихотворение?

-О чем это стихотворение?

-Как вы думаете с каким настроением писал его С.А. Есенин?

— Ребята, какие слова вам показались незнакомы в этом стихотворении?

-Как вы думаете, что обозначает слово плат?

-Как вы думаете, что такое гомон?

-Как вы думаете, что обозначает слово слухают?

-А теперь, мы сравним ваши предположения с правильным вариантом, которой написан на слайде.

Плат-небольшой платок, покрывало.

Гомон— шум от множества голосов, звуков.

Слухают-народная форма слова слушают

Произвело положительное впечатление. Очень понравилось.

Грустное или веселое.

О родном крае.

С грустью, он скучает по родному краю

Плат, гомон, слухают.

Платок

Шум голосов

Слушают

Слушают объяснение учителя

Фронтальная беседа, презентация.

Познавательные:

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; свободное восприятие и ориентация текстов художественного стиля.

Регулятивные:

прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация.

Мотивация перечитывания и анализа произведения

Пробуждение интереса к перечитыванию текста, потребности в аналитической работе.

— Давайте откроем с вами хрестоматию на странице 178, и вы прочитаете стихотворение про себя.

-Посмотрите пожалуйста сколько строф в данном стихотворении?

-Матвей, прочитай первую строфу.

-Лера, прочитай вторую строфу

-А теперь, найдите мне в этом стихотворении олицетворение?

-Скажите пожалуйста, какие эпитеты использовал автор?

-Все верно молодцы. А скажите мне пожалуйста, что такое метафора?

-Есть ли в этом стихотворении метафора? Приведите примеры.

Открывают хрестоматию, читают стихотворение.

2 строфы.

Читает.

Читает.

Слухают ракиты.

Синий плат, хвойной позолотой, лесных кудрей, суховатой липой, посвист ветряной, край забытый и край родной.

Метафора- это переносное значение слов.

Приводят примеры.

Презентация, работа с учебной книгой, фронтальная беседа, словарная работа.

Познавательные:

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; свободное восприятие и ориентация текстов художественного стиля.

Регулятивные:

прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Вторичное восприятие текста и анализ произведения

Обеспечение внимания детей к деталям и идейному содержанию текста.

-Верно, а теперь посмотрите на доску и посмотрите видео.

-Скажите мне, какая главная тема этого стихотворения?

-А теперь, я даю вам время прочитать это стихотворение еще раз и потом вызову несколько человек прочитать на оценку.

-Я приглашаю на нашу импровизированную сцену 5 человек, которые прочитают стихотворение, а остальные помогут мне поставить им оценки.

Смотрят видеозапись.

Главная тема-это любовь к родному краю.

Читают.

Читают стихотворение около доски.

Работа с учебной книгой, презентация, фронтальная беседа.

Познавательные:

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; свободное восприятие и ориентация текстов художественного стиля.

Регулятивные:

прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация.

Обобщение результатов анализа произведения

Обеспечение более глубокого ценностного восприятия произведения.

-Теперь вернемся к картине «Топи да болота» подходит ли она к стихотворению и почему?

Картина подходит к стихотворению, потому что на картине изображена природа, а в стихотворении она описана.

Фронтальная беседа.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

оценка.

Рефлексия

Организация оценки учениками собственной учебной деятельности.

Фронтальная беседа

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Читайте также:  Сыпь у собаки на хвосте

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

оценка.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Источник

Инфоурок

Русский язык
›Презентации›Презентация к уроку литературного чтения по теме: С.А. Есенин. «Топи да болота и Сыплет черемуха снегом»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Начинается урок

Описание слайда:

Начинается урок

2 слайд

Есенин топи да болота сыплет черемуха снегом

3 слайд

 Я ПОКИНУЛ РОДИМЫЙ ДОМ

Описание слайда:

Я ПОКИНУЛ РОДИМЫЙ ДОМ

4 слайд

Есенин топи да болота сыплет черемуха снегом

5 слайд

НИВЫ СЖАТЫ

Описание слайда:

НИВЫ СЖАТЫ

6 слайд

Есенин топи да болота сыплет черемуха снегом

7 слайд

БЕРЕЗА

8 слайд

Есенин топи да болота сыплет черемуха снегом

9 слайд

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Плат Гомон Слухают небольшой платок, покрывало. шум от множ

Описание слайда:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Плат Гомон Слухают небольшой платок, покрывало. шум от множества голосов, звуков. народная форма слова слушают.

10 слайд

Есенин топи да болота сыплет черемуха снегом

11 слайд

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Описание слайда:

РАБОТА С ТЕКСТОМ

12 слайд

Есенин топи да болота сыплет черемуха снегом

13 слайд

Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда по

Описание слайда:

Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна.

14 слайд

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Никнуть Дубравы Забистый ослабевать, становиться вялым, бес

Описание слайда:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Никнуть Дубравы Забистый ослабевать, становиться вялым, бессильным равнинный лес с преобладанием дубовых деревьев.  забитый, несчастный.

15 слайд

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Описание слайда:

РАБОТА С ТЕКСТОМ

16 слайд

Есенин топи да болота сыплет черемуха снегом

17 слайд

Есенин топи да болота сыплет черемуха снегом

18 слайд

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить одно из стихотворений «Сыплет черемуха снегом» или

Описание слайда:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить одно из стихотворений «Сыплет черемуха снегом» или «Топи да болота»

19 слайд

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сегодня на уроке узнал… У меня получилось… Мне было труд

Описание слайда:

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сегодня на уроке узнал… У меня получилось… Мне было трудно…

Выберите книгу со скидкой:

Есенин топи да болота сыплет черемуха снегом

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Есенин топи да болота сыплет черемуха снегом

Курс повышения квалификации

Есенин топи да болота сыплет черемуха снегом

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Есенин топи да болота сыплет черемуха снегом

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-011952

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

1914

По дороге идут богомолки,

По дороге идут богомолки,

Под ногами полынь да комли.

Раздвигая щипульные колки,

На канавах звенят костыли.

Топчут лапти по полю кукольни,

Где-то ржанье и храп табуна,

И зовет их с большой колокольни

Гулкий звон, словно зык чугуна.

Отряхают старухи дулейки,

Вяжут девки косницы до пят.

Из подворья с высокой келейки

На платки их монахи глядят.

На вратах монастырские знаки:

«Упокою грядущих ко мне»,

А в саду разбрехались собаки,

Словно чуя воров на гумне.

Лижут сумерки золото солнца,

В дальних рощах аукает звон…

По тени от ветлы-веретенца

Богомолки идут на канон.

1914

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?

1914

Заглушила засуха засевки,

Заглушила засуха засевки,

Сохнет рожь, и не всходят овсы.

На молебен с хоругвями девки

Потащились в комлях полосы.

Собрались прихожане у чаши,

Лихоманную грусть затая.

Загузынил дьячишко ледащий:

«Спаси, господи, люди твоя».

Открывались небесные двери,

Дьякон бавкнул из кряжистых сил:

«Еще молимся, братья, о вере,

Чтобы бог нам поля оросил».

Заливались веселые птахи,

Крапал брызгами поп из горстей,

Стрекотуньи-сороки, как свахи,

Накликали дождливых гостей.

Зыбко пенились зори за рощей,

Как холстины ползли облака,

И туманно по быльнице тощей

Меж кустов ворковала река.

Скинув шапки, молясь и вздыхая,

Говорили промеж мужики:

«Колосилась-то ярь неплохая,

Да сгубили сухие деньки».

На коне – черной тучице в санках —

Билось пламя-шлея… синь и дрожь.

И кричали парнишки в еланках:

«Дождик, дождик, полей нашу рожь!»

1914

Черная, потом пропахшая выть!

Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Выйду на озеро в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнет благодать.

Серым веретьем стоят шалаши,

Глухо баюкают хлюпь камыши.

Красный костер окровил таганы,

В хворосте белые веки луны.

Тихо, на корточках, в пятнах зари

Слушают сказ старика косари.

Где-то вдали, на кукане реки,

Дремную песню поют рыбаки.

Оловом светится лужная голь…

Грустная песня, ты – русская боль.

1914

Топи да болота,

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз —

Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..

1914

За темной прядью перелесиц,

За темной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягненочек кудрявый – месяц

Гуляет в голубой траве.

В затихшем озере с осокой

Бодаются его рога, —

И кажется с тропы далекой —

Вода качает берега.

А степь под пологом зеленым

Кадит черемуховый дым

И за долинами по склонам

Свивает полымя над ним.

О сторона ковыльной пущи,

Ты сердцу ровностью близка,

Но и в твоей таится гуще

Солончаковая тоска.

И ты, как я, в печальной требе,

Забыв, кто друг тебе и враг,

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

Но и тебе из синей шири

Пугливо кажет темнота

И кандалы твоей Сибири,

И горб Уральского хребта.

<1915-1916>

В том краю, где желтая крапива

В том краю, где желтая крапива

И сухой плетень,

Приютились к вербам сиротливо

Избы деревень.

Там в полях, за синей гущей лога,

В зелени озер,

Пролегла песчаная дорога

До сибирских гор.

Затерялась Русь в Мордве и Чуди,

Нипочем ей страх.

И идут по той дороге люди,

Люди в кандалах.

Все они убийцы или воры,

Как судил им рок.

Читайте также:  Сыпь при энтеровирусной инфекции у детей без температуры

Полюбил я грустные их взоры

С впадинами щек.

Много зла от радости в убийцах,

Их сердца просты,

Но кривятся в почернелых лицах

Голубые рты.

Я одну мечту, скрывая, нежу,

Что я сердцем чист.

Но и я кого-нибудь зарежу

Под осенний свист.

И меня по ветряному свею,

По тому ль песку,

Поведут с веревкою на шее

Полюбить тоску.

И когда с улыбкой мимоходом

Распрямлю я грудь,

Языком залижет непогода

Прожитой мой путь.

Источник

© ООО «Издательство АСТ», 2018

Стихотворения

«Вот уж вечер. Роса…»

 
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
 
 
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
 
 
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
 
 
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
 

1910

«Поет зима – аукает…»

 
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
          Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
          Седые облака.
 
 
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
          Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
          Прижались у окна.
 
 
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
          И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
          И злится все сильней.
 
 
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
          У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
          Красавица весна.
 

1910

«Сыплет черемуха снегом…»

 
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
 
 
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.
 
 
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
 
 
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
 

1910

Береза

 
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
 
 
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
 
 
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
 
 
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
 

<1913>

Пороша

 
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
 
 
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
 
 
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
 
 
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
 

[1914]

«Гой ты, Русь, моя родная…»

 
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
 
 
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
 
 
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
 
 
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
 
 
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
 

1914

«Край ты мой заброшенный…»

 
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
 
 
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
 
 
Под соломой-ризою
Выструги стропил.
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
 
 
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
 
 
Уж не сказ ли в прутнике,
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
 

1914

«Топи да болота…»

 
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
 
 
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
 
 
По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.
 
 
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
 

1914

«Край любимый! Сердцу снятся…»

 
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
 
 
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.
 
 
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
 
 
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
 

1914

«Шел Господь пытать людей в любови…»

 
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
 
 
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, —
Знать, от голода качается, болезный».
 
 
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».
 

1914

Колокол дремавший

 
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
 
 
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
 
 
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
 
 
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
 

[1914]

С добрым утром!

 
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
 
 
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
 
 
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
 

[1914]

Русь

1

 
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
 
 
Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей.
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.
 
 
Как совиные глазки, за ветками
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубровными сетками,
Словно нечисть лесная, пеньки.
 
 
Запугала нас сила нечистая,
Что ни прорубь – везде колдуны.
В злую заморозь в сумерки мглистые
На березках висят галуны.
 

2

 
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что – разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
 
 
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
 
 
Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей,
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
 

3

 
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
 
 
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.
 
 
Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.
 
 
Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб и слез,
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.
 
 
По селу до высокой околицы
Провожал их огулом народ…
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.
 

4

 
Затомилась деревня невесточкой —
Как-то милые в дальнем краю?
Отчего не уведомят весточкой, —
Не погибли ли в жарком бою?
 
 
В роще чудились запахи ладана,
В ветре бластились стуки костей.
И пришли к ним нежданно-негаданно
С дальней волости груды вестей.
 
 
Сберегли по ним пахари памятку,
С потом вывели всем по письму.
Подхватили тут родные грамотку,
За ветловую сели тесьму.
 
 
Собралися над четницей Лушею
Допытаться любимых речей.
И на корточках плакали, слушая,
На успехи родных силачей.
 

5

 
Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
 
 
Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!
Я гадаю по взорам невестиным
На войне о судьбе жениха.
 
 
Помирился я с мыслями слабыми,
Хоть бы стать мне кустом у воды.
Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды.
 
 
Разгадал я их думы несметные,
Не спугнет их ни гром и ни тьма.
За сохою под песни заветные
Не причудится смерть и тюрьма.
 
 
Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.
 
 
А за думой разлуки с родимыми
В мягких травах, под бусами рос,
Им мерещился в далях за дымами
Над лугами веселый покос.
 
 
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
 

[1914]

Черемуха

 
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит.
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
 

<1915>

Бабушкины сказки

 
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
 
 
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело —
Говори да говори.
 

1914–1915

Песнь о собаке

 
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
 
 
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
 
 
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
 
 
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
 
 
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
 
 
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
 
 
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
 

1915

«Запели тесаные дроги…»

 
Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
 
 
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
 
 
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
 
 
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.
 
 
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.
 

<1916>

Источник