Как бронзовой золой жаровень жуками сыплет

Как бронзовой золой жаровень жуками сыплет thumbnail

Борис Пастернак, новое:

В траве, меж диких бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки запрокинув
И к небу головы задрав.

Трава на просеке сосновой…

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом…

Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть.
Войду, сниму пальто, опомнюсь,
Огнями улиц озарюсь.

Перегородок тонкорёбрость…

После угомонившейся вьюги
Наступает в округе покой.
Я прислушиваюсь на досуге
К голосам детворы за рекой.

Я, наверно, неправ, я ошибся,
Я…

На протяженьи многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счёта.

И целая их череда
Составилась мало-…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

— Это конгениально, — сообщил Остап Ипполиту Матвеевичу, — а ваш дворник довольно-таки большой пошляк. Разве можно так напиваться на рубль?

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Борис Пастернак, самые читаемые стихотворения:

  1. Быть знаменитым некрасиво.
    Не это подымает ввысь.
    Не надо заводить архива,
    Над рукописями трястись.

    Цель творчества — самоотдача,
    А не шумиха…

  2. Во всём мне хочется дойти
    До самой сути.
    В работе, в поисках пути,
    В сердечной смуте.

    До сущности протекших дней,
    До их причины,
    До оснований…

  3. Лист смородины груб и матерчат.
    В доме хохот и стёкла звенят,
    В нём шинкуют, и квасят, и перчат,
    И гвоздики кладут в маринад.

    Лес забрасывает,…

  4. Никого не будет в доме,
    Кроме сумерек. Один
    Зимний день в сквозном проёме
    Незадёрнутых гардин.

    Только белых мокрых комьев
    Быстрый промельк…

  5. Любить иных — тяжёлый крест,
    А ты прекрасна без извилин,
    И прелести твоей секрет
    Разгадке жизни равносилен.

    Весною слышен шорох снов
    И шелест…

  6. Недотрога, тихоня в быту,
    Ты сейчас вся огонь, вся горенье,
    Дай запру я твою красоту
    В тёмном тереме стихотворенья.

    Посмотри, как преображена…

  7. Давай ронять слова,
    Как сад — янтарь и цедру,
    Рассеянно и щедро,
    Едва, едва, едва.

    Не надо толковать,
    Зачем так церемонно
    Мареной и лимоном…

  8. Мне далёкое время мерещится,
    Дом на Стороне Петербургской.
    Дочь степной небогатой помещицы,
    Ты — на курсах, ты родом из Курска.

    Ты — мила, у…

  9. Февраль. Достать чернил и плакать!
    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочущая слякоть
    Весною чёрною горит.

    Достать пролётку. За шесть гривен,…

  10. Мело, мело по всей земле
    Во все пределы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

    Как летом роем мошкара
    Летит на пламя,
    Слетались хлопья со…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

Евгений Замятин - Записные книжки

В отличие от большинства подборок записей, выпускаемых в том числе и в серии «Записные книжки», данная содержит не столь весомое количество афоризмов…

Источник

Áîðèñ Ïàñòåðíàê
Êàê áðîíçîâîé çîëîé æàðîâåíü,
Æóêàìè ñûïëåò ñîííûé ñàä.
Ñî ìíîé, ñ ìîåé ñâå÷îþ âðîâåíü
Ìèðû ðàñöâåòøèå âèñÿò.

È, êàê â íåñëûõàííóþ âåðó,
ß â ýòó íî÷ü ïåðåõîæó,
Ãäå òîïîëü îáâåòøàëî-ñåðûé
Çàâåñèë ëóííóþ ìåæó.

Ãäå ïðóä — êàê ÿâëåííàÿ òàéíà,
Ãäå øåï÷åò ÿáëîíè ïðèáîé,
Ãäå ñàä âèñèò ïîñòðîéêîé ñâàéíîé
È äåðæèò íåáî ïðåä ñîáîé.

Ñîçíàíèå ÷åëîâåêà, êàê ñîâîêóïíîñòü ïåðåæèòîãî è âîñïðèíÿòîãî, â öèâèëèçàöèè çàïàäà, òî åñòü öèâèëèçàöèè ðàññóäêà, áåçóñëîâíî, âåùü âåñüìà çàõëàìë¸ííàÿ. È, åñëè ïðèíÿòü ôàêò, ÷òî âîñïðèíèìàåìîå âîêðóã òîæäåñòâåííî âíóòðåíåìó ìèðó, âûõîäèò, ÷òî ìèð, êàê ìû åãî âèäèì, ïðîñòî ñâàëêà èñòîðèè, ñïðåñîâàíàÿ ñèëîé òÿæåñòè âðåìåíè.
Âîïðîñ: «À ñóùåñòâóåò ëè ñîñòîÿíèå, â êîòîðîì Âîñïðèÿòèå îñâîáîæäåíî îò îãðàíè÷åíèé âíóòðåííåãî ìèðà?» Ñòèõîòâîðåíèå Á. Ïàñòðåíàêà «êàê áðîíçîâîé çîëîé…» ÿâëÿåò ñîáîé òðàíñêðèïöèþ äàííîãî ñîñòîÿíèÿ, àëãîðèòì àêòóàëèçàöèè âíèìàíèÿ, ÿâëÿåò ñîáîé çàôèêñèðîâàííûé óãîë âçîðà.
Ïåðâûå äâå ñòðîêè ñëóæàò âçë¸òíîé ïîëîñîé, çàäàþò ðèòì è ìàøòàá îáðàçíîñòè. Íåâûãîðàþùèå óãëè æèçíè â äðåìëþùåì íî÷íîì ñàäó ñûïÿòñÿ ñ äèíàìèêîé òðÿñóùåãîñÿ ñèòà.
Äàëåå, â òðåòüåé è ÷åòðâ¸ðòîé ñòðîêå, «âðîâåíü», íàïðîòèâ, ãëàç-ê-ãëàçó, ñî ñâå÷îé- èñòî÷íèêîì ñâåòà, íàïðàâëåíèåì âçãëÿäà, îãí¸ì ñîçíàíèÿ, ïîÿâëÿþòñÿ «ðàñöâåòøèå ìèðû», öâåòû, îùóøàåìûå àâòîðîì êàê ïîëíîöåíûå ñî-áåñêîíå÷íûå âñåìó âñåëåííûå.
È çäåñü, â ìîìåíò îñîçíàíèÿ áåçãðàíè÷íîñòè âñåãî âîñïðèíèìàåìîãî, íà÷èíàåòñÿ âòîðàÿ ñòðîôà, «íåñëûõàííîé âåðîé» â íåïîâòîðèìîñòü êàæäîãî ìîìåíòà, â ñàìó æèçíü, íî÷ü, ìèã. Âîçìîæíî, ÷òî è ñàìà «íåñëûõàííîñòü» ýòîé âåðû ñâÿçàíà ñ å¸ íåâûñêàçàíîñòüþ, à ñêîðåé äàæå, ñ òèøèííîé ïðèðîäîé ýòîé «âåðû». È çäåñü âíóòðåííÿÿ òèøèíà îòâðàùàåò âçãëÿä îò ðåôëåêñèè è ñòàíîâèòüñÿ âèäíî, êàê ñåðûå íî÷üþ òîïîëÿ, ïî-çåìíîìó ïîò¸ðòûå, çàâåñèëè íåáåñíûé ñâåò ëóíû.
 äåâÿòîé ñòðîêå ñòèõîòâîðåíèå ñèíîíèìîíè÷íî ñëîâó «Áîã», âçÿòîì â áûòîâîì è ëèòåðàòóðíîì ñìûñëå, òî åñòü êàê èñòî÷íèê âñåãî, «Îêîí÷àòåëüíàÿ ïðè÷èíà», êàê ïèñàë Ô.Ì. Äîñòîåâñêèé. È èíòåíñèâíîñòü âîñïðèÿòèÿ «Íåñëûõàíîé âåðû»- îùóùåíèå êàæäîãî ìîìåíòà æèçíè, âíå çàâèñèìîñòè îò âíåøíèõ îáñòîÿòåëüñòâ è íåäóãîâ, êàê íåïîâòîðèìîé ìèñòåðèè, è ïîçâîëÿåò Ïàñòåðíàêó ÷óâñòâîâàòü â íî÷íîì ïðóäó ýòó òàéíó, ýòî âñåìèëîñòèâèéøèé èñòî÷íèê, è íåìèíóåìî ïîíÿòü, ÷òî èìåííî ýòà òàéíà è «ßâèëà» åìó âåñü ýòîò ìèð, êàê îáüåêò âñåãî ÷òî îñîçíà¸ò äóøà- ïðåäïîëîæèì, òîò îðãàí ñîçíàíèÿ, ôóíêöèåé êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ áåçîãîâîðî÷íîå ïðèÿòèå. Ïîæàëóé, çäåñü îñòà¸òüñÿ òîëüêî ÷óâñòâîâàòü, ñëóøàòü øóì ëèñòâû ÿáëîíü, ñìîòðåòü íà íåáî, ïîäï¸ðòîå êîëîíàäîé ñàäà, è. êàê ïèñàë Ïàñòåðíàê â ïîçäíåì, íî íå ìåíåå èçÿùíîì ñòèõîòâîðåíèè»Òîëüêî æèòü, è òîëüêî- äî êîíöà!»
Àíãëèéñêèé Ñèìâîëèñò íà÷àëà äåâÿòíàäöàòîãî âåêà (èìåííî äåâÿòíàäöàòîãî, çäåñü íåò îãîâîðêè- îí íà ñòî ëåò îïåðåäèë Âðåìÿ)- Áëåéê, â ñâîåì ñáîðíèêå «Ïåñíè íåâèíîñòè, ïåñíè Îïûòà» èçó÷èë âëèÿíèå æèçíåííûõ ïåðåæèâàíèé, îñòàâøèõñÿ ïîçàäè, è ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî îäíèì èç êðèòåðèåâ Îñîçíàíîñòè ÿâëÿåòüñÿ ñïîñîáíîñòü ñîçíàíèÿ îòðåøàòüñÿ îò ïàìÿòè. Âîçìîæíî, èìåííî ýòî èìåë â âèäó Èèñóñ Õðèñòîñ, ãîâîðÿ «áóäòå êàê äåòè». Äàëüíåéøèì ðàçâèòèåì ýòîé êîíöåïöèè ïðåäñòàâëÿåòüñÿ èäåÿ, ÷òî âîçìîæíî ïàðàëëåëüíîå èñïîëüçîâàíèå ñîñòîÿíèé íåâèííîñòè è îïûòà.
Ýòî ñîñòîÿíèå îí íàçâàë Îïûòíàÿ Íåâèííîñòü- ñîñòîÿíèå Ëè÷íîñòè, êàê ñîçíàíèå, îïðåäåëÿþùåå áûòè¸, à íåîïðåäåëÿåìîå èì. Ñîñòîÿíèå äåÿòåëüíîé ëþáâè, ðàäîñòíîãî ñîçèäàíèÿ. Èìåííî ýòèì ÷óâñòâîì ïðîíèçàíà ïîýòèêà Ïàñòåðíàêà.
Ñòèõîòâîðåíüå Á.Ïàñòåðíàêà «Êàê áðîíçîâîé çîëîé…», ïîðàçèòåëüíîå ÷èñòîòîé è ÿñíîñòüþ îáðàçîâ, åñòü íåñîìíåííîå, çàôèêñèðîâàííîå ñâèäåòåëüñòâî ÿñíîñòè è ÷èñòîòû óìà è âîñïðèÿòèÿ. Óìà, ñâîáîäíîãî îò íåãàòèâíûõ è çëîêà÷åñòâåííûõ âîçäåéñòâèé Îïûòà. Íå åãî àâòîðà, âî âñÿêîì ñëó÷àå- íå òîëüêî, íî ÷åëîâåêà- òîæäåñòâåííîãî Òâîðöó ñóùåñòâà.

Источник

Борис Пастернак

Избранные стихотворения

Быть знаменитым некрасиво

Начальная пора

(1912–1914)

«Февраль. Достать чернил и плакать!..»

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

1912

«Как бронзовой золой жаровень…»

Как бронзовой золой жаровень,

Жуками сыплет сонный сад.

Со мной, с моей свечою вровень

Миры расцветшие висят.

И, как в неслыханную веру,

Я в эту ночь перехожу,

Где тополь обветшало-серый

Завесил лунную межу.

Где пруд – как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой,

Где сад висит постройкой свайной

И держит небо пред собой.

1912

«Когда за лиры лабиринт…»

Когда за лиры лабиринт

Поэты взор вперят,

Читайте также:  Сыпь на голове на лбу

Налево развернется Инд,

Правей пойдет Евфрат.

А посреди меж сим и тем

Со страшной простотой

Легенде ведомый Эдем

Взовьет свой ствольный строй.

Он вырастет над пришлецом

И прошумит: мой сын!

Я историческим лицом

Вошел в семью лесин.

Я – свет. Я тем и знаменит,

Что сам бросаю тень.

Я – жизнь земли, ее зенит,

Ее начальный день.

1913

Сон

Мне снилась осень в полусвете стекол,

Друзья и ты в их шутовской гурьбе,

И, как с небес добывший крови сокол,

Спускалось сердце на руку к тебе.

Но время шло, и старилось, и глохло,

И, поволокой рамы серебря,

Заря из сада обдавала стекла

Кровавыми слезами сентября.

Но время шло и старилось. И рыхлый,

Как лед, трещал и таял кресел шелк.

Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,

И сон, как отзвук колокола, смолк.

Я пробудился. Был, как осень, темен

Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,

Как за возом бегущий дождь соломин,

Гряду бегущих по небу берез.

1913

«Я рос. Меня, как Ганимеда…»

Я рос. Меня, как Ганимеда,

Несли ненастья, сны несли.

Как крылья, отрастали беды

И отделяли от земли.

Я рос. И повечерий тканых

Меня фата обволокла.

Напутствуем вином в стаканах,

Игрой печальною стекла,

Я рос, и вот уж жар предплечий

Студит объятие орла.

Дни далеко, когда предтечей,

Любовь, ты надо мной плыла.

Но разве мы не в том же небе?

На то и прелесть высоты,

Что, как себя отпевший лебедь,

С орлом плечо к плечу и ты.

1913

«Все наденут сегодня пальто…»

Все наденут сегодня пальто

И заденут за поросли капель,

Но из них не заметит никто,

Что опять я ненастьями запил.

Засребрятся малины листы,

Запрокинувшись кверху изнанкой,

Солнце грустно сегодня, как ты, —

Солнце нынче, как ты, северянка.

Все наденут сегодня пальто,

Но и мы проживем без убытка.

Нынче нам не заменит ничто

Затуманившегося напитка.

1913

Вокзал

Вокзал, несгораемый ящик

Разлук моих, встреч и разлук,

Испытанный друг и указчик,

Начать – не исчислить заслуг.

Бывало, вся жизнь моя – в шарфе,

Лишь подан к посадке состав,

И пышут намордники гарпий,

Парами глаза нам застлав.

Бывало, лишь рядом усядусь —

И крышка. Приник и отник.

Прощай же, пора, моя радость!

Я спрыгну сейчас, проводник.

Бывало, раздвинется запад

В маневрах ненастий и шпал

И примется хлопьями цапать,

Чтоб под буфера не попал.

И глохнет свисток повторенный,

А издали вторит другой,

И поезд метет по перронам

Глухой многогорбой пургой.

И вот уже сумеркам невтерпь,

И вот уж, за дымом вослед,

Срываются поле и ветер, —

О, быть бы и мне в их числе!

1913, 1928

Венеция

Я был разбужен спозаранку

Щелчком оконного стекла.

Размокшей каменной баранкой

В воде Венеция плыла.

Все было тихо, и, однако,

Во сне я слышал крик, и он

Подобьем смолкнувшего знака

Еще тревожил небосклон.

Он вис трезубцем скорпиона

Над гладью стихших мандолин

И женщиною оскорбленной,

Быть может, издан был вдали.

Теперь он стих и черной вилкой

Торчал по черенок во мгле.

Большой канал с косой ухмылкой

Оглядывался, как беглец.

Вдали за лодочной стоянкой

В остатках сна рождалась явь.

Венеция венецианкой

Бросалась с набережных вплавь.

1913

Источник

II.10.18. 8.3  Íåîëîãèçìû è îêêàçèîíàëèçìû Ïàñòåðíàêà, îáðàçîâàííûå ñóôôèêñàëüíûì ñïîñîáîì

ÀÇÈÀÒÖÛ
                [1238]

     Î÷íóëèñü â îãíå. Ñ ãîðèçîíòà ïóíöîâîãî
     Íà ëûæàõ ñïóñêàëèñü ê ëåñàì ÀÇÈÀÒÖÛ,
     Ëèçàëè ïîäîøâû è ñîñíàì ïîäñîâûâàëè
     Êîðîíû è çâàëè íà öàðñòâî âåí÷àòüñÿ.
          «Óðàë âïåðâûå» (1916)

Ñëîâî àçèàòöû, èñïîëüçîâàííîå ïîýòîì âìåñòî ëèòåðàòóðíîãî àçèàòû ÿâëÿåòñÿ îêêàçèîíàëèçìîì, è îíî, ïîíÿòíî, íå áûëî âêëþ÷åíî â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ Ñåðãååì Òîëñòûì (377).
Îäíàêî, Ðàèñà Êàìåíñêèõ â êîììåíòàðèÿõ ê ýòîìó ñòèõîòâîðåíèþ ïîñ÷èòàëà ýòî ñëîâî íåîëîãèçìîì, êîòîðûé «óêðàñèë ñòèõîòâîðåíèå»:
«Ñïóñêàâøèõñÿ ñ ãîð ëûæíèêîâ íàçâàë àçèàòöàìè. À êòî æå åù¸ ìîã ñïóñêàòüñÿ ñ áåçëåñíîãî õðåáòà – âåäü çà íèì – Àçèÿ. Âåðîÿòíåå, ÷òî çàìå÷åííûå ëþäè ñïóñêàëèñü ñ êàêîãî-òî îòðîãà, íî «ñ ãîðèçîíòà ïóíöîâîãî» (èç Àçèè) ïîýòè÷íåå, çíà÷èòåëüíåå. Íåîëîãèçì «àçèàòöû» òîëüêî óêðàñèë ñòèõîòâîðåíèå» (845).

Åù¸ îáðàòèì âíèìàíèå íà òî, ÷òî ýòèõ, êàêèõ-òî àçèàòöåâ, êîòîðûå, êàê íàïèñàë Ïàñòåðíàê  «Íà ëûæàõ ñïóñêàëèñü ê ëåñàì», àâòîð óêàçàííûõ êîììåíòàðèåâ ïðèíÿëà áóêâàëüíî çà çàìå÷åíûõ ïîýòîâ ëþäåé.
À âîò ôèëîëîã Âàëåíòèíà Øåíêìàí â ðàáîòå «Ñóäüáà è ïîýçèÿ Áîðèñà Ïàñòåðíàêà â èíòåðïðåòàöèè Âëàäèìèðà Ðàäêåâè÷à (Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè)» äà¸ò äðóãóþ èíòåðïðåòàöèþ ýòèì «àçèàòöàì», êàê «ëó÷åé ñîëíöà («àçèàòöåâ»), ïîäñâåòèâøèõ âåëè÷åñòâåííûå óðàëüñêèå ëåñà» (846).

ÁÐÀÍ×ËÈÂÛÉ (ÁÐÀÍ×ËÈÂÀß ÂËÀÃÀ)

     Êàê áåëûì êëþ÷îì çàêèïàÿ â êîòëå,
     Óõîäèò áðàí÷ëèâàÿ âëàãà, —
     Ñìîòðèòå, ñìîòðèòå — íåò ìåñòà çåìëå
     Îò êðàÿ íåáåñ äî îâðàãà.
          «Ñòðèæè» (1915)

                [1239]

Ñåðãåé Òîëñòîé âêëþ÷èë ïðèëàãàòåëüíîå áðàí÷ëèâûé â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ (377).

 ñëîâàðå Äàëÿ ÷èòàåì:

«Áðàíëèâûé,  î ÷åëîâåêå, âîèíñòâåííûé, ñêëîííûé ê âîéíå, äðàêå; î âðåìåíè, ïîðå: èñïîëíåííûé áðàíåé, âîéí, óñîáèö. Áðàí÷èâûé, îõîòíèê áðàíèòüñÿ, ññîðèòüñÿ, ðóãàòüñÿ» (119).

×åì îòëè÷àåòñÿ áðàí÷ëèâûé îò áðàíëèâûé è áðàí÷èâûé?
Åäèíñòâåííàÿ ðàçíèöà, êîòîðóþ çàìåòèë àêàäåìè÷åñêèé Ñëîâàðü ðóññêîãî ÿçûêà ìåæäó ïðèëàãàòåëüíûìè áðàí÷èâûé è áðàí÷ëèâûé, çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïîñëåäíåå ÿâëÿåòñÿ ïðîñòîðå÷èåì, à áðàí÷èâûé- ëèòåðàòóðíîå ñëîâî, êîòîðîå èñïîëüçîâàë åù¸ Ñàëòûêîâ-Ùåäðèí â ðîìàíå «Ãîñïîäà Ãîëîâë¸âû» (1875-1880) (168).

ÂÈÒÈÉÑÒÂÅÍÍÛÉ

     È íåò ó âå÷åðíèõ ñòðèæåé íè÷åãî,
     ×òî á òàì, íàâåðõó, çàäåðæàëî
     ÂÈÒÈÉÑÒÂÅÍÍÛÉ âîçãëàñ èõ: î òîðæåñòâî,
     Ñìîòðèòå, çåìëÿ óáåæàëà!
          Òàì æå.

Ïðèëàãàòåëüíîå âèòèéñòâåííûé òàêæå çðÿ áûëî âêëþ÷åíî â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ, òàê êàê è îíî åñòü â Ñëîâàðå Äàëÿ:

«Âèòèéñòâåííûé, ïîëíûé âèòèéñòâà, èñêóññòâåííîãî êðàñíîðå÷èÿ» (119).

ÂÜÞÆÈÒÜÑß

     ×òî ñäåëàëè âû? Èëè ýòî ïî-äðóæåñêè,
            Âû â êðóæåâå ÂÜÞÆÈÒÅÑÜ, ìîé äðóã â ìàòèíý?
           «Ìàðáóðã» («Äåíü áûë ðåçêèé, è òîí áûë ðåçêè酻) (1916).

                [1240]

Ãëàãîë «âüþæèòüñÿ» â Ñëîâàðå Åôðåìîâîé óêàçàí êàê ðàçãîâîðíûé, ïðè÷¸ì ñ ðàçãîâîðíî-ñíèæåííîé ñòèëèñòèêîé, òàê ÷òî ýòî ñëîâî òàêæå áûëî èçâåñòíî è íå ÿâëÿåòñÿ àâòîðñêèì íåîëîãèçìîì Ïàñòåðíàêà, è åãî çðÿ âêëþ÷èë â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ Ñåðãåé Òîëñòîé (377).

ÃËÛÁÀÑÒÛÉ (ÃËÛÁÀÑÒÛÅ öâåòû)

     Òû çîâåøü ìåíÿ ñâÿòûì,
     ß òåáå è äèê è ÷óäåí, —
     À ÃËÛÁÀÑÒÛÅ öâåòû
     Íà ÷àñàõ è íà ïîñóäå?
          «Ìóõè ìó÷êàïñêîé ÷àéíîé» (1917)

Ïðèëàãàòåëüíîå ãëûáàñòûé òàêæå óêàçàíî â Ñëîâàðå Åôðåìîâîé êàê ðàçãîâîðíîå, èìåþùåå òî æå çíà÷åíèå, ÷òî è ãëûáèñòûé (184), çíà÷åíèå êîòîðîãî óêàçàíî â Ñëîâàðå äàëÿ êàê «ïîëíûé ãëûá» (119).

 
Çíà÷èò è ýòî ïðèëàãàòåëüíîå èç ñòèõîòâîðåíèÿ Ïàñòåðíàêà áûëî íàïðàñíî âêëþ÷åíî Ñåðãååì Òîëñòûì â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ (377).

ÃÐßÇÖÀ

     Ïîë èç ïëèò
     È íà ïëèòàõ ÃÐßÇÖÀ.
          «Òûñÿ÷à äåâÿòüñîò ïÿòûé ãîä» (1925-1926).

Ýòî ñëîâî íå áûëî âêëþ÷åíî Ñåðãååì Òîëñòûì â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ Ïàñòåðíàêà, à îíî, îáðàçîâàííîå êàê óìåíüøèòåëüíîå îò ñëîâà ãðÿçü,  çàñëóæèâàåò  íàçûâàòüñÿ íåîëîãèçìîì.

ÄÈÍÀÑÒ

                [1241]

Âûäåëåííîå ñëîâî, êàê óêàçàë Ñåðãåé Òîëñòîé, âêëþ÷èâ åãî â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ, áûëî èñïîëüçîâàíî Ïàñòåðíàêîì â ñòèõîòâîðåíèè «Óðàë âïåðâûå»:

Читайте также:  Если зуд при сифилисной сыпи

«ñîñíû… õðàíÿ èåðàðõèþ ìîõíàòûõ äèíàñòîâ» (377).

Ìîæåò áûòü, òàêîâà è áûëà ïåðâîíà÷àëüíàÿ ðåäàêöèÿ ñòðîêè â óêàçàííîì ñòèõîòâîðåíèè, îäíàêî îíà áûëà âïîñëåäñòâèå èçìåíåíà ñàìèì ïîýòîì è âñ¸ ÷åòâåðîñòèøèå òåïåðü ÷èòàåòñÿ òàê:

     È ñîñíû, ïîâñòàâ è õðàíÿ èåðàðõèþ
     Ìîõíàòûõ ìîíàðõîâ, âñòóïàëè
     Íà óñòëàííûé íàñòà îðàíæåâûì áàðõàòîì
     Ïîêðîâ èç êàìêè è ñóñàëè.

Òî åñòü íåïîíÿòíîå ïåðâîíà÷àëüíî ñëîâî äèíàñòû áûëî çàìåíåíî íà ìîíàðõè è òåì ñàìûì ñòàë ïîíÿòåí ñìûñë ýòîãî îêêàçèîíàëüçìà, îáðàçîâàííîãî îò ñëîâà äèíàñòèÿ.

ÆÀÐÎÂÅÍÜ

     Êàê áðîíçîâîé çîëîé ÆÀÐÎÂÅÍÜ,
     Æóêàìè ñûïëåò ñîííûé ñàä.
     Ñî ìíîé, ñ ìîåé ñâå÷îþ âðîâåíü
     Ìèðû ðàñöâåòøèå âèñÿò.
          «Êàê áðîíçîâîé çîëîé æàðîâåíü…» (1912)

Ñëîâî æàðîâåíü, âêëþ÷¸ííîå â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ Ñåðãååì Òîëñòûì (377), Ïàñòåðíàê èñïîëüçîâàë êàê îêêàçèîíàëèçì â ìóæñêîì ðîäå âìåñòî ñîâðåìåííîé ëèòåðàòóðíîé íîðìû æåíñêîãî ðîäà — æàðîâíÿ.

 Ñëîâàðå Äàëÿ óêàçàí, ïðàâäà åù¸ è ïîäîáíûé  ãðàììàòè÷åñêèé àðõàèçì ìóæñêîãî ðîäà — æàðîâíèê, êîòîðûé èñïîëüçîâàëñÿ êîãäà-òî íàðàâíå ñ æåíñêèì — æàðîâíÿ:

«Æàðîâíèê èëè æàðîâíÿ æ. ñîñóä, ðàçíîãî óñòðîéñòâà, äëÿ äåðæàíüÿ â íåì æàðà, ãîðÿùåãî óãîëüÿ; êàíôîðêà, ìàíãàë» (119).

ÇÍÀÊÎÌÎÑÒÜ
                [1242]

     Îïÿòü ÇÍÀÊÎÌÎÑÒÜÞ íàïåâà
     Ïàõíóò äåðåâüÿ è äîìà.
     Îïÿòü íàïðàâî è íàëåâî
     Ïîéäåò õîçÿéíè÷àòü çèìà.
          «Âîëíû» (1932)

Çíàêîìîñòü êàê «îòâëå÷¸ííîå» ñóùåñòâèòåëüíîå, êîòîðîå âûðàæàåò àáñòðàêòîå ïîíÿòèå ñ ñèíîíèìàìè èçâåñòíîñòü è ïðèâû÷íîñòü, óêàçàíî â Ñëîâàðå Åôðåìîâîé (184), êàê ïðîèñõîäÿùåå îò ïðèëàãàòåëüíîãî çíàêîìûé. Ê óêàçàíèþ Åôðåìîâîé íóæíî äîáàâèòü, ÷òî ñëîâî çíàêîìûé èñïîëüçóåòñÿ â ñîâðåìåííîì ðóññêîì ÿçûêå è êàê èìÿ ñóùåñòâèòåëüíîå.
Çíàêîìîñòü âêëþ÷åíî â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ, ñîñòàâëåííûé Ñåðãååì Òîëñòûì (377), âèäèìî, áåç äîñòàòî÷íûõ íà ýòî îñíîâàíèé, òàê êàê, ñóäÿ ïî ñëîâàðþ Åôðåìîâîé, îíî, ñêîðåå âñåãî, áûëî èçâåñòíî è ðàíåå.

ËÅÍÈÍÜßÍÀ

Ýòîò íåîëîãèçì íå áûë óêàçàí â Ñëîâàðå, ñîñòàâëåííîì Ñåðãååì Òîëñòûì (377), îäíàêî îí âîø¸ë â ñëîâàðíûé çàïàñ ðóñêîãî ÿçûêà êàê òåðìèí «ëåíèíèàíà».
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ýòîò òåðìèí ìîæíî ñ÷èòàòü ïîòåðÿâøèì àêòóàëüíîñòü èñòîðèçìîì.
Ïàñòåðíàê, èñïîëüçîâàë óêàçàííûé òåðìèí â ñâîåé ðåäàêöèè êàê «ëåíèíüÿíà», âîçìîæíî âïåðâûå è äàë åìó îáúÿñíåíèå â ïîýìå «Ñïåêòîðñêèé» (1925-1931):

     Íî ÿ íå çàñèäåëñÿ íà ìåëè.
     Íàø¸ëñÿ äðóã îòçûâ÷èâûé è ðüÿíûé.
     Ìåíÿ áåç îòëàãàòåëüñòâ ïðèâëåêëè
     Ê ïîäáîðó èíîñòðàííîé ËÅÍÈÍÜßÍÛ.
                [1243]

     Çàäà÷à ñîñòîÿëà â ëîâëå ôðàç
     Î Ëåíèíå. Âíèìàíüå íå äðåìàëî.
     Âûëàâëèâàÿ èõ, êàê âîäîëàç,
     ß ïî æóðíàëàì ïîíûðÿë íåìàëî.
          Âñòóïëåíüå.

ÍÀÑËÛØÊÎÉ

     Ãäå ñåðäöå äðóãà? — Õèòðûõ ãëàç ïðèùóð.
     Çíàâàëè ëü âû òàêîãî-òî? — ÍÀÑËÛØÊÎÉ.
     Äà, âèäíî, æèçíü ïðîñòà… Íî ÷åðåñ÷óð.
     È äàæå óáåäèòåëüíà… Íî ñëèøêîì.
          «Ñïåêòîðñêèé» (1925-1931). Âñòóïëåíüå.

Íàðå÷èå íàñëûøêîé, ÿâëÿþùååñÿ îêêàçèîíàëèçìîì, íå âîøëî â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ Ñåðãåÿ Òîëñòîãî (377). Îíî îáðàçîâàíî îò ðàçãîâîðíîãî, íî âñ¸ òàêè ëèòåðàòóðíîãî åãî ñèíîíèìà «ïîíàñëûøêå» è óñòàðåâøåãî ñóùåñòâèòåëüíîãî íàñëûøêà, óêàçàííîãî â Ñëîâàðå Äàëÿ (119).

ÍÀÙ¨ËÊ (ÍÀÙ¨ËÊÎÌ)

     Ïîäîáíî ñòàäó, ñ ãîðîäñêèõ êëàäáèù
     Áðåäåò è áëååò âå÷åðà îñòàòîê,
     È ñåðäöå äëèííûì ÍÀÙ¨ËÊÎÌ, êàê áè÷,
     Âñå ÷àùå îãðåâàåò ýòî ñòàäî.
          «Ñïåêòîðñêèé» (1925-1931). Âñòóïëåíüå (âàðèàíò) (847).

Ñåðãåé Òîëñòîé ïðèâ¸ë â Ñëîâàðå íåîëîãèçìîâ (377) ññûëêó íà äâå ïîñëåäíèå ñòðîêè èç óêàçàííîãî îòðûâêà ñ óêàçàíèåì, ÷òî îíè äàíû ïî  îäíîìó èç âñòóïëåíèé ê «Ñïåêòîðñêîìó» (377).

ÍÅÄÎÅÄ, ÍÅÄÎÑÛÏ, ÍÅÄÎÏÎÉ

                [1244]

     Ìåëêî èñïèñàííûé èíååì äâîð!
     Òû — òî÷íî ïðèãîâîð ê ññûëêå
     Íà ÍÅÄÎÅÄ, ÍÅÄÎÑÛÏ, íåäîáîð,
     Íà ÍÅÄÎÏÎÉ è íà áîëü â çàòûëêå.
          «Äâîð» (1916)

Èç òð¸õ âûäåëåííûõ çäåñü ñëîâ ñ îòðèöàòåëüíîé ÷àñòèöåé «íå-»  òîëüêî îäíî «íåäîåä» ÿâëÿåòñÿ, äåéñòâèòåëüíî íîâûì, ïðèäóìàííûì Ïàñòåðíàêîì, íî ýòî ñëîâî, íà ìîé âçãëÿä, ïðàâèëüíåå ñ÷èòàòü îêêàçèîíàëèçìîì, îòêëîíÿþùèìñÿ îò ïðèíÿòîé íîðìû: íåäîåäàíèå.
 ñëîâàðå Äàëÿ óêàçàíû åù¸ è äðóãèå ñëîâà, îáðàçîâàííûå îò ãëàãîëà íåäîåäàòü:

«Íåäîåäêà, íåäîåæà æåí. ñîñòîÿíèå òîãî, êòî íåäîåäàåò. Íåäîåäêè ìóæ. , ìí. îáúåäêè, îáúåäüÿ, îñòàòêè ïèùè îò åäû. Äàé êîðîâóøêàì ëîøàäèíûõ íåäîåäêîâ, îñòàòêîâ ñåíà. Íåäîåäêîâûé êîðì íåñûòåí» (119).

Ñëîâà íåäîñûï è íåäîïîé íàïðàñíî áûëè âêëþ÷åíû â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ Ñåðãååì Òîëñòûì (377), òàê êàê îíè áûëè óêàçàíû â Ñëîâàðå Äàëÿ:

«Îò íåäîñûïà ãîëîâà áîëèò. Ñ íåäîñûïó, ÷òî ñ ïîõìåëüÿ» (119).

«Ó íàñ íåäîïîé, ëåòíåé ïîðîé ñêîòà ïîèòü íåãäå. Ãîñòè ñíåäîïîþ óøëè, íå
 ïîèëè èõ, âèíà íå áûëî. Çâàëè íà ïîïîéêó, à ïðèøëè íà íåäîïîéêó.
 Ñ ïåðåïîþ ãîëîâà áîëèò, à ñ íåäîïîþ íå áîëèò. Åñëè çàïîéíîìó
 ïüÿíèöå íå äàòü âèíà, òî îí áîëååò è ñ íåäîïîþ» (119).

ÏÐÅÍÅÁÐÅÃÍÓÒÛÉ

     Çà âûñîòó æ ýòîé çâîíêîé ðàçëóêè,
     Î, ÏÐÅÍÅÁÐÅÃÍÓÒÛÅ ìîè,
     Áëàãîäàðþ è öåëóþ âàñ, ðóêè
     Ðîäèíû, ðîáîñòè, äðóæáû, ñåìüè.
                [1245]

          «Ðîñëûé ñòðåëîê, îñòîðîæíûé îõîòíèꅻ (1928)

Ïðèëàãàòåëüíîãî ïðåíåáðåãíóòûé, îáðàçîâàííîãî îò ãëàãîëà ïðåíåáðåãàòü, íåò â òîëêîâûõ ñëîâàðÿõ ðóññêîãî ÿçûêà è ïîýòîìó îíî ïðàâèëüíî âêëþ÷åíî â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ êàê àâòîðñêèé íåîëîãèçì Ïàñòåðíàêà (377).

ÐÀÇÂÀËÅÖ

          ß ëþáëþ âàø íåñêëàäíûé ÐÀÇÂÀËÅÖ,
          Æàäíîé ïðîñåäè âçáèòóþ ïðÿäü.
          Åñëè äàæå âû â ýòî âûãðàëèñü,
          Âàøà ïðàâäà, òàê íàäî èãðàòü.
                «Ìåéåðõîëüäàì» (1928)

Ñóùåñòâèòåëüíîå ðàçâàëåö, âêëþ÷¸ííîå â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ, ñîñòàâëåííûé Ñåðãååì Òîëñòûì (377), òåì íå ìåíåå åñòü â Òîëêîâîì ñëîâàðå Óøàêîâà:

«ÐÀÇÂÀËÅÖ, ðàçâàëüöà, ìóæ. è (ðåäê.) ðàçâàëüöà, ðàçâàëüöû, æåí. òîëüêî â
âûðàæåíèè ñ ðàçâàëüöåì èëè (ðåäê.) ñ ðàçâàëüöåé (ðàçã. ôàì.) -1) ïðè ãë., îáîçíà÷àþùèõ ïîõîäêó: òî æå, ÷òî âðàçâàëêó. Õîäèòü ñ ðàçâàëüöåì (èëè ñ ðàçâàëüöåé).
2) ïåðåí. ïðè ãë., îáîçíà÷àþùèõ ðàáîòó, äåÿòåëüíîñòü: ëåíèâî. Ðàáîòàòü ñ
 ðàçâàëüöåì (èëè ñ ðàçâàëüöåé)» (25).

Òàêîå òîëêîâàíèå, ñîâïàäàþùåå ñî ñìûñëîì, âûðàæåííûì ýòèì ñëîâîì â ñòèõîòâîðåíèè Ïàñòåðíàêà, à òàêæå ïðèâåä¸ííûé ïðèìåð ðàçãîâîðíî-ôàìèëüÿðíîãî âûðàæåíèÿ: «ñ ðàçâàëüöåé», óêàçûâàþò íà òî, ÷òî ýòî ñëîâî áûëî èçâåñòíî â ðóññêîì ÿçûêå è ðàíåå, ò.å.íå ÿâëÿåòñÿ àâòîðñêèì íåîëîãèçìîì Ïàñòåðíàêà.

ÐÅÁÅÐ×ÀÒÛÉ
                [1246]

      ðóìÿíûé äóõ ÐÅÁÅÐ×ÀÒÎÃÎ ò¸ñà
     Âðûâàëñÿ âèçã îòâ¸ðòîê è êëåùåé,
     È ëþäè áûëè òâ¸ðäû, êàê óò¸ñû,
     È ëèöà áûëè ì¸ðòâû, êàê êëèøå.
          «Ñïåêòîðñêèé» (1925-1931). ×àñòü 9.

Ïðèëàãàòåëüíîå ðåáåð÷àòûé, êîòîðîå ìîæíî ïðîèçíîñèòü è ñ áóêâîé «¸» êàê ðåá¸ð÷àòûé (216), áûëî óêàçàíî åù¸ â Ñëîâàðå Äàëÿ:

«Ðåáåð÷àòûé ðåáðèñòûé, ñî ìíîãèìè ðåáðàìè, ãðàíÿìè. Ñêîáêè ðåáåð÷àòûå, íàðîä, ïåñíÿ» (119).

Òàê ÷òî ýòî ïðèëàãàòåëüíîå íåëüçÿ ñ÷èòàòü àâòîðñêèì íåîëîãèçìîì Ïàñòåðíàêà è îíî íàïðàñíî âîøëî â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ, ñîñòàâëåííûé Ñåðãååì Òîëñòûì (377).

ÐÅÇÓ×ÈÉ

     È âåòåð æåñòîêèé íå ê ñðîêó
     Âëåòàåò è ðåæåòñÿ âäðóã
     Î êîñû êîñöîâ, îá îñîêó,
     ÐÅÇÓ×ÓÞ ãóùó èçëóê.
          «Âåòåð» (Êîìó áûòü æèâûì…) (1956)

Ïðèëàãàòåëüíîå ðåçó÷èé íàïðàñíî âêëþ÷åíî â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ, ñîñòàâëåííûé Ñåðãååì Òîëñòûì (377), òàê êàê îíî áûëî óêàçàíî åù¸ â Ñëîâàðå Äàëÿ:

Читайте также:  Как выходит сыпь при ветрянке

     «Ðåçó÷èé îñòðûé, ðåçêèé, ðåæóùèé» (119).

ÐÓÁÅÍÑÎÂÑÊÈÉ (ÐÓÁÅÍÑÎÂÑÊÎÉ ÐÎÑÏÈÑÜÞ)

                [1247]

     Ðàññêàçûâàòü ëè, êàê ñòîëïèëèñü, ñåëè,
     Ñèäÿò, âñòàþò, — øóìÿò, ñìåþòñÿ, ïüþò?
     Çà ðóáåíñîâñêîé ðîñïèñüþ âåñåëüÿ
     Ìû âëþáèìñÿ, è òóò-òî íàì êàïóò…
          «Ñïåêòîðñêèé» (1925-1931). ×àñòü 2.

Ïðèòÿæàòåëüíîå ðóáåíñîâñêèé, óêàçàííîå â ñèíêëåñå «ðóáåíñîâñêîé ðîñïèñüþ», ìîæíî ñ÷èòàòü àâòîðñêèì íåîëîãèçìîì Ïàñòåðíàêà, íî îíî íå áûëî âêëþ÷åíî â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ, ñîñòàâëåííûé Ñåðãååì Òîëñòûì (377).

ÐÜßÍÎÑÒÜ

     Ïðèåäàåòñÿ âñå,
     Ëèøü òåáå íå äàíî ïðèìåëüêàòüñÿ.
     Äíè ïðîõîäÿò,
     È ãîäû ïðîõîäÿò
     È òûñÿ÷è, òûñÿ÷è ëåò.
      áåëîé ÐÜßÍÎÑÒÈ âîëí,
     Ïðÿ÷àñü
     Â áåëóþ ïðÿíîñòü àêàöèé,
     Ìîæåò, òû-òî èõ,
     Ìîðå,
     È ñâîäèøü, è ñâîäèøü íà íåò.
          «Òûñÿ÷à äåâÿòüñîò ïÿòûé ãîä» (1925-1926). Ðàçäåë «Ìîðñêîé ìÿòåæ».

Ñóùåñòâèòåëüíîå ðüÿíîñòü âêëþ÷åíî â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ, ñîñòàâëåííûé Ñåðãååì Òîëñòûì (377), îäíàêî, îíî êàê ñâîéñòâî îò ïðèëàãàòåëüíîãî ðüÿíûé, áûëî óêàçàíî åù¸ â Ñëîâàðå Äàëÿ (119), à òàêæå óêàçàíî, êàê ñîîòâåòñòâóþùåå îòâëå÷¸ííîå ñóùåñòâèòåëüíîå â äðóãèõ òîëêîâûõ ñëîâàðÿõ ðóññêîãî ÿçûêà (25, 168,184, 198) è ïîýòîìó íå ìîæåò ñ÷èòàòüñÿ àâòîðñêèì íåîëîãèçìîì Ïàñòåðíàêà.

Ñ×ÀÑÒËÈÂÈÒÜ
                [1248]

     Òû — êðàé, ãäå æåíùèíû â Ïóòèâëå
     Çåãçèöàìè íå ïëà÷óò âïðåäü,
     È ÿ âñåé ïðàâäîé èõ Ñ×ÀÑÒËÈÂËÞ,
     È åé íå íàäî ïðî÷ü ñìîòðåòü.
          «Âîëíû» (1932)

Óñòàðåâøèé ãëàãîë ñ÷àñòëèâèòü íàïðàñíî áûë âêëþ÷åí â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ (377). Îí ûë óêàçàí åù¸ â Ñëîâàðå Äàëÿ:

«Ñ÷àñòëèâèòü êîãî, îñ÷àñòëèâèòü, äåëàòü ñ÷àñòëèâûì, íàäåëÿòü ñ÷àñòüåì, ÷åì-ëèáî æåëàííûì. Æèçíü ìîþ ñ÷àñòëèâÿò äåòè» (119).

 Åù¸ ðóññêèé ïèñàòåëü Ãîí÷àðîâ (1812-1891) (848) èñïîëüçîâàë ýòîò ãëàãîë â ðîìàíå «Îáûêíîâåííàÿ èñòîðèÿ» (1847):

     «Âû çàáûëè, ÷òî ÷åëîâåê ñ÷àñòëèâ çàáëóæäåíèÿìè, ìå÷òàìè è íàäåæäàìè; äåéñòâèòåëüíîñòü íå ñ÷àñòëèâèò».

ÒÌÈÌÛÉ

     Êàçàëîñü, íå ëþáëþ, – ìîëþñü
     È íå öåëóþ, – ìèìî
     Íå âåê, íå ÷àñ ïëûâ¸ò ìîëëþñê,
     Ñâå÷åíüåì ñ÷àñòüÿ ÒÌÈÌÛÉ.
          «Èìåëîñü» (1917)

Ýòî ïðè÷àñòèå îáðàçîâàíî îò ãëàãîëà «òìèòü», êîòîðûé, ñîãëàñíî ñëîâàðþ Óøàêîâà, ÿâëÿåòñÿ óñòàðåâøèì êíèæíûì ñëîâîì, îçíà÷àþùèì òî æå, ÷òî  «òåìíèòü, çàòìåâàòü» (25).

Ó×ÐÅÄÈËÎÂÅÖ

                [1249]

     Òî áûëè äíè êàê ðàç òàêèõ êîëëèçèé.
     Îäèí áûë Ó×ÐÅÄÈËÎÂÅÖ, äðóãîé
     Êðàñíîãâàðäååö ïåðâûõ òåõ äèâèçèé,
     ×òî áèëèñü ïîä Ñàðåïòîé è Óôîé.
          «Ñïåêòîðñêèé» (1925-1931). ×àñòü 9.

Íåîëîãèçì ó÷ðåäèëîâåö, îçíà÷àþùèé ñòîðîííèêà Ó÷ðåäèòåëüíîãî ñîáðàíèÿ, íå áûë âêëþ÷¸í â Ñëîâàðü, ñîñòàâëåííûé Ñåðãååì Òîëñòûì (377).  íàñòîÿùåå âðåìÿ ýòî ñëîâî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èñòîðèçì.

×ÓÆÅÐÎÄÜÅ

     Ñ÷àñòëèâ, êòî öåëèêîì,
     Áåç òåíè ÷óæåðîäüÿ,
     Âñåì äåòñòâîì — ñ áåäíÿêîì,
     Âñåé êðîâèþ — â íàðîäå.
          «Ñ÷àñòëèâ, êòî öåëèêî셻 (1936).  «Èç ëåòíèõ çàïèñîê»

Ñóùåñòâèòåëüíîå ÷óæåðîäüå îáðàçîâàíî Ïàñòåðíàêîì  îò êíèæíîãî ïðèëàãàòåëüíîãî ÷óæåðîäíàÿ. Ýòî ñóùåñòâèòåëüíîå ïî ïðàâó âîøëî â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ, ñîñòàâëåííûé Ñåðãååì Òîëñòûì (377).

II.10.18. 8.4 Ïðèìåðû íåîáû÷íûõ äååïðè÷àñòèé (íåîëîãèçìîâ, îêêàçèîíàëèçìîâ è ïðîñòîðå÷èé) èç ïîýçèè Ïàñòåðíàêà

Êàê îòìåòèëà Êíîðèíà,  Ïàñòåðíàê â ñâîåé ïîýçèè íåðåäêî áàëàíñèðîâàë íà ãðàíè ñòàðûõ è íîâûõ ãëàãîëüíûõ ôîðì, îáû÷íûõ è íåîáû÷íûõ (8).
                [1250]

 «Ïàñòåðíàê, — ïèøåò îíà,-  î÷åíü ñìåëî èñïîëüçóåò âñþ ðàçâåòâë¸ííóþ ãëàãîëüíóþ ïàðàäèãìó, èñïîëüçóÿ êàê ðåäêèå èçîëèðîâàííûå ôîðìû, òàê è íåñòàíäàðòíûå ñïîñîáû îáðàçîâàíèÿ ôîðì. Îñîáåííî ðàçíîîáðàçíû ôîðìû äååïðè÷àñòèé, ÷òî íåóäèâèòåëüíî ïðè èõ íåîáûêíîâåííîì îáèëèè – âîçíèêàþùåì, ïî-âèäèìîìó, â ñâÿçè ñî ñòðåìëåíèåì èçáåæàòü ïðèäàòî÷íûõ êîíñòðóêöèé» (8).
Ó Ïàñòåðíàêà,  êàê îòìåòèëà Êíîðèíà,  áûëî êàêîå-òî «îñîáîå ïðèñòðàñòèå ê äååïðè÷àñòèÿì» .
Ïðèâåä¸ì ñîîòâåòñòâóþùèå ïðèìåðû.

ÁÀÞ×À

     Íàêðàïûâàëî. Íàëåãêå
     Øëè ïûëüíûì ðûíêîì òó÷è,
     Òîñêó íà ðûíî÷íîì ëîòêå,
     Áîþñü, ìîþ
     ÁÀÞ×À.
          «Åùå áîëåå äóøíûé ðàññâåò» (1925)

Ëèòåðàòóðíàÿ íîðìà: áàþêàÿ.

ÂËÀÄÅÞ×È (ÍÅ ÂËÀÄÅÞ×È)

     Áóäòî ýòî áðåä ñ ïåðà,
     ÍÅ ÂËÀÄÅÞ×È  ñîáîþ,
     Áðûçíóë îêíà çàïèðàòü
     Ñàðàí÷îþ ïî îáîÿì.
          «Ìóõè ìó÷êàíñêîé ÷àéíîé» (1917)

Ëèòåðàòóðíàÿ íîðìà: íå âëàäåÿ.

                [1251]

ÂÏÈÂÀÂØÈ, ÂÀËÀÍÄÀÂØÈÑÜ, ÄÛØÀÂ

     Ñ òåõ ðóê ÂÏÈÂÀÂØÈ ëàíäûøè,
          Íà òå ãëàçà ÄÛØÀÂ,
     Èç íî÷è â íî÷ü ÂÀËÀÍÄÀÂØÈÑÜ,
          Ãîðìÿ ãîðèò äóøà .
          «Îáðàçåö» (1917)

ÂÛØÅÄØÈ

     Ýòî òåíè âàì ùóïàëè ïóëüñ. Ýòî, ÂÛØÅÄØÈ
     Çà ïëåòåíü, âû ïîëÿì ïîäñòàâëÿëè ëèöî.
«Ïîñëåñëîâüå»  («Íåò, íå ÿ âàì ïå÷àëü ïðè÷èíè녻) (1917)

Ëèòåðàòóðíàÿ íîðìà – âûéäÿ, à íå âûøåäøè.

ÇÀÊÓÑÈÂØÈ

     ×òîá ïðè÷¸ñêó îñëàáèâ, è ÷àéíûé è øàëûé,
     Çà÷àæ¸ííûé áóòîí çàêîëîâ çà êóøàê,
     Ïðîâàëüñèðîâàòü ê ñëàâå, øóòÿ, ïîëóøàëîê
     ÇÀÊÓÑÈÂØÈ, êàê ìóêó, è åëå äûøà.
          «Çàìåñòèòåëüíèöà» (1928).

Ëèòåðàòóðíàÿ íîðìà: çàêóñèâ.

ÈÃÐÀÂ
                [1252]

     Bïóñòèòå, ìíå íàäî âèäåòü ãðàôà.
     Î íåì åñòü áàëëàäû. Îí ïðåäóïðåæäåí.
     ß ïîìíþ, êàê ïëàêàëà ìàòü, ÈÃÐÀÂ èõ,
     Êàê âçäðàãèâàë äîì, îáëèâàÿñü äîæäåì.
          «Áàëëàäà» («Áûâàåò, êóðüåðîì íà áîðçî셻) (1916, 1928).

Ëèòåðàòóðíàÿ íîðìà: èãðàÿ, èëè åù¸ ìîæíî ñêàçàòü, äîáàâèâ ïðåäëîã, ñûãðàâ èëè ïðîèãðàâ.
Ïàñòåðíàê óïîòðåáëÿåò äîâîëüíî ñâîáîäíî  äååïðè÷àñòèÿ ïðîøåäøåãî âðåìåíè îò ãëàãîëîâ íåñîâåðøåííîãî âèäà, êàê â äàííîì ïðèìåðå,  õîòÿ, ïî çàìå÷àíèþ Êíîðèíîé, â òàêîì îáðàçîâàíèè  «îíè ñîâåðøåííî íåóïîòðåáèòåëüíû» (8).

ÌÀØÓ×È

 ðàçäåëå î íåîëîãèçìàõ è îêêàçèîíàëèçìàõ Ìàíäåëüøòàìà ìû óæå óêàçûâàëè íå äååïðè÷àñòèå ìàøó÷è, âêëþ÷¸ííîå â Ñëîâàðü íåîëîãèçìîâ Ñåðãåÿ Òîëñòîãî (377) êàê àâòîðñêèé íåîëîãèçì Ïàñòåðíàêà, êîòîðûé èñïîëüçîâàë è Ìàíäåëüøòàì.
Èç Ïàñòåðíàêà ïðîöèòèðóåì åù¸ ðàç ñëåäóþùèé ôðàãìåíò:

     Äóøèñòîþ âåòêîþ ÌÀØÓ×È,
     Âïèâàÿ âïîòüìàõ ýòî áëàãî,
     Áåæàëà íà ÷àøå÷êó ñ ÷àøå÷êè
     Ãðîçîé îäóð¸ííàÿ âëàãà.
          «Äóøèñòîþ âåòêîþ ìàøó÷è…» (1917)

ÏÛØÓ×È

     Ýòî âå÷åð èç ïûëè ëåïèëñÿ è, ÏÛØÓ×È,
     Öåëîâàë âàñ, çàäîõøèñÿ â îõðå, ïûëüöîé.
          «Ïîñëåñëîâüå»  («Íåò, íå ÿ âàì ïå÷àëü ïðè÷èíè녻) (1917)

                [1253]

Ëèòåðàòóðíîé íîðìîé ÿâëÿåòñÿ íå ïûøó÷è, à ïûøà.

ÑÂÈÍÅß

     Ðàñòîðîïíûé ïðèáîé
     Ñàòàíååò
     Îò ïðîðâû ðàáîò.
     Âñå ðàñõîäèòñÿ âðîçü
     È ïî-ñâîåìó âîåò è ãèáíåò,
     È, ÑÂÈÍÅß îò òèíû,
     Ïî ñâàÿì ïî-ñâîåìó áü¸ò.
          «Òûñÿ÷à äåâÿòüñîò ïÿòûé ãîä» (1925-1926). Ðàçäåë «Ìîðñêîé ìÿòåæ».

ÒÀÞ×È

     Âåñíà! Íå îòëó÷àéòåñü
     Ñåãîäíÿ â ãîðîä. Ñòàÿìè
     Ïî ãîðîäó, êàê ÷àéêè,
     Ëüäû ðàñêðè÷àëèñü, ÒÀÞ×È.
          «Âåñíà» (1914)

Ëèòåðàòóðíàÿ íîðìà: òàÿ.

                [1254]

Ïðèìå÷àíèå: Ýòîò ðàçäåë èç ðàáîòû «Î ëèòåðàòóðíûõ íîðìàõ â ðóññêîé ïîýçèè». Àâòîð áóäåò ïðèçíàòåëåí  ÷èòàòåëÿì, êîòîðûå ìîãóò âíåñòè ñâîè çàìå÷àíèÿ è ïðåäëîæåíèÿ ê ýòîìó ðàçäåëó (íóìåðàöèÿ ñòðàíèö è ñíîñîê ïðîäîëæàåòñÿ).

Источник