Как правильно сыпать землю на могилу

«Предание земле»

Обряд погребения — «предания земле» — в настоящее время совершается чаще всего тоже в храме, сразу после отпевания. И связано это с тем, что кладбища в городах часто находились далеко от действующей церкви и священник не мог проводить умершего до могилы, как на селе. Впрочем, по желанию родственников священная земля после отпевания может быть выдана кому-то из близких покойного, чтобы совершить этот обряд («предание земле») непосредственно у могилы перед самым захоронением.

Освященная земля в пакетике кладется в начале отпевания на аналой рядом с «разрешительной молитвой». Если «предание земле» совершается в храме (что, кстати, считается наиболее предпочтительным и благодатным в этом христианском обряде), то оба обряда как бы соединяются в один. Завершается чин отпевания после «разрешительной молитвы» и пения «вечной памяти». Наступает самый напряженный, эмоционально обостренный, горький момент для родных и близких. Последний взгляд на лицо усопшего, сейчас закроют его саваном — навсегда, навечно… Провожающие гасят свечи и под продолжающееся пение певчими стихир подходят к гробу — к последнему прощанию и целованию. Осеняют себя крестным знамением, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. (Если отпевание служится при закрытом гробе, то целуют крест на крышке гроба или руку священника.)

Саваном покрывают лицо покойного, и — со словами «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущи на ней» — священник крестообразно посыпает землей закрытое покровом тело. При этом поется тропарь «Со духи праведных…».

После «предания земле» гроб накрывают крышкой и забивают.

С пением «Трисвятого»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» — гроб выносят из храма, и церковный клир певчие, диакон с кадилом и священник с крестом — провожает процессию до церковной ограды, благословляя на исполнение последнего земного долга — на погребение. Процессия отправляется к кладбищу или в крематорий.

Сожжение покойников — обычай древний. В Греции и Риме он считался предпочтительнее погребения тела в земле, но был дороже и потому становился посмертным уделом богатых или прославленных. Урны с прахом погребали в земле, ставили в скальных пещерах, в специальных сооружениях вроде склепов или святилищ.

Поразительно, но именно огнепоклонники-зороастрийцы никогда не сжигали тела своих покойников. Мертвое тело уносили на скалы, со временем стали помещать в специальных «башнях молчания» — и в том, и в другом случае труп отдавался на волю стервятникам. Мертвая плоть таким образом не соприкасалась ни с одной из «чистых» почитаемых стихий Вселенной: ни с огнем, ни с водой, ни с воздухом, ни с землей. И только «очищенные» кости ссыпались в колодец внутри «башни молчания».

В дохристианской Руси славянин так объяснял путешественникумусульманину предпочтение обряда сожжения: «Вы берете самого любимого вами из людей и самого уважаемого вами и оставляете его в прахе, и едят его насекомые и черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он немедленно входит в рай». Сожжение, по рассказу путешественника, проходило на корабле, поставленном на берегу на сваи, под ним разожгли костер. На корабле лежал покойник — «выдающийся муж из их числа», в богатой одежде, среди парчи, душистых трав, еды и питья… Не прошло и часа, как корабль, и дрова, и девушка (принесшая себя в жертву. — Авт.), и господин превратились в золу, потом в пепел. Потом они соорудили на месте этого корабля нечто вроде круглого холма и водрузили в середине его большое бревно, написали на нем имя этого мужа и имя царя русов и удалились» (записки Ибн Фадлана, посла халифского Багдада в Волжскую Булгарию в 921-922 гг.).

Христианская традиция отвергла обряд сожжения, однако исключение приходилось делать во время повальных эпидемий или войн. В XIX веке в Европе началось движение за распространение кремации. Протестанты согласились с этим обрядом быстрее, ибо ни молитв при погребении, ни заупокойных служб не совершают. Католическая церковь признала кремацию возможной только в 1962 году в тех случаях, когда она совершается по причинам, не противоречащим вере. Русская Православная Церковь официального благословения на кремацию не дала и по сию пору, хотя признает, что запрещения на сожжение трупов в священных текстах нет. Поэтому покойников отпевают и перед кремацией, а иногда приглашают священника и в ритуальный зал крематория.

Отпевание и погребение по возможности совершаются на третий день (считая день смерти первым). По христианской традиции, если тело усопшего находится в доме и есть возможность пригласить священника, то перед выносом служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг гроба.

Крышку гроба по обычаю в дом не вносят, а ставят у дверей снаружи, узкой стороной вниз. Выносят гроб открытым, ногами вперед, с троекратним пением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». (С пением этой же молитвы гроб выносят из храма после отпевания.)

Для поминовения усопшего у могилы после захоронения готовится кутья. Поминальная кутья берется с собой в церковь на отпевание и ставится со свечой посередине возле гроба на специально приготовленный столик. Свеча над кутьей во время служения чина отпевания так же зажигается, как и в руках молящихся у гроба.

Читайте также:  Небольшая сыпь у новорожденного

Рецепты приготовления кутьи.

1. Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, цукатами, маком — по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить.

2. (1 стакан риса, 100 г изюма без косточек, 100 г меда)

Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм, соединить с рисом, подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

Следует знать, что отпевание усопшего может совершаться как в храме (при внесении внутрь церкви гроба с покойником), так и на дому. Иногда отпевание усопших идет в церкви, хотя умерший — дома или в больнице. Тогда родственникам выдается венчик, который кладется при прощании на лоб умершего, и освященная земля. Землю после прощания и покрытия лица покойного саваном кто-нибудь из близких посыпает на него крестообразно вдоль гроба от головы к ногам и слева направо. После этого гроб накрывают крышкой и заколачивают.

В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают.

Человек, сознательно покончивший жизнь самоубийством, согласно церковным правилам лишается православного погребения. Для того чтобы заказать отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменного разрешения правящего архиерея, подав ему прошение, к которому прилагается медицинское заключение о душевной болезни и причине смерти.

Над крещеными младенцами совершается особое отпевание — как над безгрешными: Церковь не молится об оставлении их грехов, а только просит сподобить их Царства Небесного. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми, умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).

Допускается — как исключение из церковных правил — отпевание заочное, если покойник не может быть доставлен в церковь (погиб в чужих краях или есть иные особые обстоятельства).

Источник

Таинства — это особые действия Божии, совершаемые в Православной Церкви, через которые Бог сообщает людям Благодать Святого Духа. Обрядовую внешнюю сторону Таинства совершает священник в единстве с народом Христовым посредством освящения вина, хлеба, елея, мира, воды, и других природных веществ необходимых для Таинств Церкви. Но Церковь не ограничивает круг своего попечения о мире и народе Божьем только совершением семи церковных Таинств

ВРЕМЯ И МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ЧИНА ПОГРЕБЕНИЯ

1. Чин погребения в  храме совершается каждый день, кроме воскресенья. По Вашей просьбе (обстоятельства бывают разные) время отпевания может быть перенесено.
2. Для совершения чина погребения с должной благопристойностью следует прийти в храм и обратиться в церковную лавку за день-два до времени похорон.
3. Для соблюдения должных условий желательно при себе иметь свидетельство о смерти.
4. В церковной лавке Вы можете приобрести все потребное для совершения чина погребения: пелену, свечи, венчик, небольшой крест для усопшего и другое.
5. Отпевание совершается в течение 30-50 минут в зависимости от числа прощающихся родственников и близких.
6. Прочие вопросы можно разрешить в церковной лавке.
Телефон храма: 8(906)7586373

Действие благодати Христовой должно распространяться от «края земли до края», в любом доме и помещении, где живут христиане, от младенческой души до великовозрастного старца, в болезни и добром здравии. Более того Церковь в освящении «души и тела» идет намного дальше. Она идет за гробом своих чад до установления на могиле надгробного креста. Поэтому Церковь располагает огромным количеством различных служб, молебнов и молитвословий на все случаи жизни и смерти. Сведенные все вместе они занимают три толстых книжных тома. Существует молебны или молитвы на освящение машины, колокола, самолета, надгробного креста, воинского знамени и церковных хоругвей, иконы, соли, лекарств, парохода и мясных брашен на Пасху.
Церковь опоясывает освящающим благодатным действием землю, воздух, воду и даже космическое пространство, совершая крестные ходы на самолетах, кораблях, машинах, посылая в космос иконы и крещенскую воду с космонавтами. Но совершенно особое во всем этом попечительном святом многообразии занимает трогательный чин Погребения.
Чин Погребения – это таинственный обряд, совершаемый священнослужителями в храме, на кладбище или в любом другом достойном месте, состоящий их церковных песнопений, каждения, чтения Евангелия, Разрешительной молитвы над усопшим и благословения на погребение в кладбищенских пределах.

КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИНА ПОГРЕБЕНИЯ

Чином Погребения называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов православного человека в загробный мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь.
Отпевание совершается над умершим только однажды. В этом его существенное отличие от других заупокойных служб, которые могут отправляться многократно (например, панихиды, литии). Существует несколько чинов погребения: Архиерейское, священническое, для мирян. Совершенно особым образом стоят «Чин отпевания на Пасху» и «Чин младенческого погребения». В них нет скорбных песнопений, только радостная надежда на Божии обетования, например, «Чин младенческого погребения» завершается словами « И отходим за все славя Бога».

Читайте также:  Раздражение на запястье сыпь

ОТПЕВАНИЕ. ВОПРОСЫ

Когда необходимо договариваться со священником об отпевании?
Об отпевании необходимо договориться в храме за несколько дней (не позднее, чем за день) до дня погребения. При себе необходимо иметь свидетельство о смерти. В свечной лавке нужно заранее приобрести погребальный саван (покрывало), венчик, лист с разрешительной молитвой и небольшой крест.
Совершается ли отпевание над некрещеными младенцами?
Над некрещеными младенцами отпевание не совершается.
Кто лишается церковного погребения?

Лишаются христианского погребения некрещеные, а также лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, гибель на производстве и т.д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое «патологическое опьянение»).
Как отпеть человека совершившего самоубийство в невменяемом состоянии?
Для того чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно обратиться в Епархиальное управление и испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение.

Что такое заочное отпевание? Как оно совершается?

Заочное отпевание совершается в тех случаях, когда из-за трагической смерти невозможно найти тело человека (утонувшего при кораблекрушении, погибшего на войне или в результате авиакатастрофы, при террористическом акте и т. п.) или когда человек пропадает без вести и родные узнают о его смерти через много лет. Если по каким-либо объективным причинам над телом вашего покойного родственника не было совершено отпевание, можно попросить священника совершить его заочно.
Какие существую суеверия, связанные с погребением?

Существует множество неписаных, и подчас довольно странных обычаев, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с бóльшим усердием, нежели церковные традиции. В XX-м веке, когда прервалась нить церковного предания, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами. Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:
-завешивать зеркала и стекла в доме, где есть покойник;
-закрывать форточки и окна (чтобы душа умершего не упорхнула);
-ставить под гроб емкость с водой (в которой душа отмывается);
-класть под гроб топор;
-класть в гроб деньги, вещи и продукты;
-грехи усопшего)
-считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба (наоборот, именно близкие родственники должны нести гроб. В некоторых областях России дети почитают своим священным долгом именно таким образом выразить свою любовь к умершим родителям);
-верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
— считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию (а не то умрешь);
— на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
— «замывать» пол после выноса гроба (чтобы умерший не вернулся);
— переворачивать стулья и столы после выноса тела;
— лить водку в могильный холм;
— произносить: «Да будет тебе земля пухом»;
— кидать в могилу деньги;
— рассыпать по могиле хлебные крошки;
— подавать в храме записки за самоубийц в Духов день;
— верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
— верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;
— верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
— верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
— верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого.
Все эти обычаи и приметы продиктованы суеверным страхом перед смертью. Несомненно, является заблуждением вера в то, что жизнь и смерть человека могут зависеть от перевернутого стула. Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Со всей очевидностью можно сказать, суеверия, следование приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, в том числе и похоронных, объясняются недостатком знания о них. Суеверие, или суетная вера, — вера, ни на чем не основанная, недостойна истинных христиан.
Где хранить землю после заочного отпевания? Можно ли ее заносить в дом?

Во время заочного отпевания священник трижды благословляет землю, произнося слова: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1). Однако в Чине отпевания нет указания на подобное освящение земли. Практика «освящения земли» возникла в связи с появившемся заочным погребением (см. выше); поскольку священник не всегда имеет возможность присутствовать на кладбище и совершить это действие непосредственно у могилы. Для того эта земля дается после отпевания, чтобы родственник вместо священника ее высыпал на могилу и таким образом предал его земле. Но поскольку умерший и похороненный человек уже предан земле (погребен), то и посыпание землей является символическим действием и не имеет какого-либо сакрального смысла.

К сожалению, этому символическому действию часто придается преувеличенное значение, порой большее, чем самому чину отпевания. Отношение к освященной земле превратилось в суеверие, выражающееся в том, что весь смысл христианского погребения сводится лишь к получению «земли», тогда как главное – произнести молитвы, которые исходатайствуют усопшему милость у Бога, перед Которым он вот-вот предстанет. Необходимо сохранить здравое отношение к этому обрядовому действию.
Землю после заочного отпевания нужно крестообразно высыпать на могилу. Если умерший был кремирован, то землю можно высыпать в урну с прахом покойного.
Как относиться к могиле православного христианина?

Читайте также:  Сыпь похожая на укусы комаров лечение

Кладбища — это священное место, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Из глубокой христианской древности идет обычай отмечать место погребения победным знамением нашего спасения — Святым Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. Надо следить за тем, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Как вести себя на кладбище?

Могилу нужно содержать в чистоте. При посещении умершего родственника на его могиле можно зажечь свечу. Если есть возможность, прочитайте канон или акафист о упокоении или просто помолчите, вспомните покойного. Не нужно есть или пить на кладбище. Недопустимо лить водку на могильный холм. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба («для усопшего») имеет языческое происхождение и не должен соблюдаться христианами. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.
Как поминать усопших?

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
Как провести поминальную трапезу?

Смысл слова «помянуть» — вспомнить добрые качества, которыми обладал усопший, и помолиться о прощении его грехов. Обычай поминать умерших за трапезой известен с давних пор. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни (см. ниже). Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином, 90-го псалма или молитвы «Отче наш».
Первое блюдо поминальной трапезы — кутья (коливо). Это отваренные зерна пшеницы (риса) с медом (изюмом, курагой). Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. Существует особый чин освящения кутьи, если нет возможности попросить об этом священника, окропите кутью святой водой сами. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост. Во время Великого Поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье.
От спиртного во время поминок следует воздержаться. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а поминки — не повод для веселья. Известно, к чему могут привести обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртного. Вместо того, чтобы вспоминать достоинства усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения. Даже если усопший любил выпить, не следует подражать ему в не самых лучших привычках.
Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения. Так как любовь превыше поста; в этом нужно руководствоваться словами Спасителя: «Ешьте, что вам предложат» (Лк. 10, 8), но соблюдать разумную меру в еде и разговорах.
Какие существую дни Вселенского поминовения усопших?

В определенные дни года Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан. В церковном календаре эти дни не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом:
1. Мясопустная родительская суббота — за 8 дней до Великого поста, перед воскресеньем, называющимся «Неделя о Страшном Суде»;
2. Родительские субботы 2, 3 и 4-й недель Великого поста;
3. Троицкая родительская суббота перед праздником Святой Троицы.
Вечером накануне родительских суббот в храмах совершаются парастасы — заупокойные службы, а после Литургии бывают панихиды с многократным поминовением имен усопших, указанных в заупокойных записках.
Русская Православная Церковь, кроме того, установила еще несколько дней сугубой молитвы за усопших:
4. Радоница (Радуница) — вторник, 8-й день после Пасхи;
5. Димитриевская родительская суббота— суббота, ближайшая к 8 ноября, дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
Изначально в этот день Церковь совершала молитву о воинах, павших на Куликовом поле, впоследствии он приобрел статус вселенского поминального дня.
Наконец, решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года День Победы в Великой Отечественной войне (9 мая) стал днем особого ежегодного поминовения усопших воинов «за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших», и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.

Когда не бывает поминовения усопших?

Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записок на Проскомидии, не совершаются во всех храмах в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. Чин пасхального отпевания весьма отличается от обыкновенного, поскольку содержит множество радостных песнопений Пасхи. В Рождество Христово и другие двунадесятые праздники заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.

Источник