Капать махать сыпать двигать мяукать щипать брызгать полоскать

Капать махать сыпать двигать мяукать щипать брызгать полоскать thumbnail

Ответы по русскому языку

Задание 1. Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами. Словосочетания запишите.

Белый рояль, звучная фамилия, хрустальная бра, серая мышь, вкусный картофель, чёрный кофе, мокрый рельс, белый тюль, новое кафе, старая туфля, чёрный какаду, голодный шимпанзе, чёрный пальто, мокрое шоссе, ближайшее метро, старый мозоль, заполненный табель, вагонное депо, свободное купе, сладкий какао, старое пианино, новое меню, свободное такси, красивое фойе, справочное бюро, проигранное пари, объективное жюри, интересное кино.

Ответы и практические задания по морфологической норме

Задание 2. Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

Бездарь – женское, вертушка — женское, воротила – мужское, выскочка – общее, неисправимый выскочка – мужское, неисправимая выскочка – женское, вышибала – мужское, жертва – женское, запевала – общее, лучший запевала – мужское, лучшая запевала – женское, коллега – общее, надёжный коллега – мужское, надёжная коллега – женское, лакомка – общее, толстый лакомка – мужское, толстая лакомка – женское, лиса – женское, мазила – общее, хронический мазила – мужское, хроническая мазила – женское, марионетка – женское, невежда – общее, безнадёжный невежда – мужское, безнадёжная невежда – женское, недотрога – общее, упорный недотрога – мужское, упорная недотрога – женское, недоучка – общее, старый недоучка – мужское, старая недоучка – женское, писака – общее, рьяный писка – мужское, рьяная писака – женское, старшина – мужское, стрекоза – женское, судья – мужское, тамада – мужское, тряпка – женское, тупица – общее, беспросветный тупица – мужское, беспросветная тупица – женское, умница – общее, обаятельный умница – мужское, обаятельная умница – женское, ябеда – общее, отвратительный ябеда – мужское, отвратительная ябеда – женское.

Задание 3. Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже. Согласуйте определение и сказуемое с этой формой.

  1. Домик на пригорке был чёрный и крыт толем.
  2. Ставень слетел с петли. Ставня слетела с петли.
  3. Ударили по рельсу, подвешенному к дереву.
  4. Мы вошли в светлый большой зал.
  5. Ветром был разбросан скирд. Ветром была разбросана скирда.

Задание 4. От предложенных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

  1. Красивый жираф, пустынная степь, большой скирд, большая скирда, старый неряха, старая неряха, вкусное яблоко, красивый ставень, красивая ставня, новая присоска, грязная шинель, золотая медаль, тёплый унт, белый гусь, чёрная клавиша, грязная манжета, грязный манжет, тюлевая занавесь, новый староста, распространённая идиома.
  2. Чёрный рояль, мокрый рельс, белая босоножка, лесное пожарище, золотой погон, тяжёлая бандероль, лучший запевала, лучшая запевала, спелая гроздь, военный санаторий, высокий ботфорт, светлый зал, душистый шампунь, кровавая мозоль, маленькая плакса, справедливый судья, резиновый бот.

Задание 5. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Балерина – отсутствие родовой пары, гонщица – гонщик, доярка – дояр, массажистка – массажист, маникюрша – санитарка – санитар, секретарша – секретарь, сиделка — отсутствие родовой пары, солистка – солист, студентка – студент, телеграфистка – телеграфист, ткачиха – ткач, чемпионка – чемпион.

Задание 6. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Аквалангист – аквалангистка, адвокат — отсутствие родовой пары, бригадир — отсутствие родовой пары, бригадирша – просторечное, в разговорной речи, врач — отсутствие родовой пары, врачиха – просторечие, генерал — отсутствие родовой пары, генеральша – в разговорной речи, директор — отсутствие родовой пары, директорша – просторечие, директриса – в разговорной речи, доктор — отсутствие родовой пары, докторша – просторечие, доктор наук — отсутствие родовой пары, защитник – защитница, инженер — отсутствие родовой пары, космонавт — отсутствие родовой пары, кандидат в мастера — отсутствие родовой пары, кондуктор — отсутствие родовой пары, лаборант – лаборантка, машинист – машинистка, научный сотрудник — отсутствие родовой пары, педагог — отсутствие родовой пары, слесарь — отсутствие родовой пары.

Задание 7. От данных существительных образуйте формы предложного падежа с предлогом в. Составьте с ними словосочетания. Особо отметьте варианты окончаний.

Сад, край, отпуск, цех, шкаф, дом, холод, лес, год, цвет, порт, чай.

В детском саду, в Приморском крае (в родном краю – доп.), в дополнительном отпуске (в дополнительном отпуску – доп.), в горячем цехе (в горячем цеху – доп.), в платяном шкафу, в новом доме, оказаться в холоде, в тёмном лесу, в юбилейном году, в цвете молодости, яблоки в цвету, в своём порту, в горячем чае.

Задание 8. Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У (он, я, они, она). Навстречу (я, он, она, они). Выше (он, она, я). Благодаря (он, она, они, мы, вы). За(он, она, ты, я). К (он, она, они, мы). Из-за (он, она, они, вы, мы). Вслед за (он, она, они, вы).

У него, у меня, у них, у неё.

Навстречу мне, навстречу ему, навстречу ей, навстречу им.

Выше него, её, меня.

Благодаря ему, ей, им, нам, вам.

За ним, за ней, за тобой, за мной.

К нему, к ней, к ним, к нам.

Из-за него, из-за неё, из-за них, из-за вас, из-за нас.

Вслед за ним, вслед за ней, вслед за ними, вслед за нами. 

Задание 9. Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать. 

Капать – капает, каплет.

Махать – машет.

Сыпать – сыплет, сыпет – допустимо.

Двигать – двигает (в значении «перемещать что-либо»).

Мяукать – мяукает, мяучит – устаревшее.

Щипать – щиплет.

Брызгать – брызжет, брызгает.

Полоскать – полощет, полоскает – допустимо.

Остальные ответы по русскому языку

Список ответов по всем предметам

Источник

skloneniya.ru

Согласитесь, русский язык очень сложный. Вот, например, почему спрашивают: «Кто пришел?», а не «Кто пришла?» Вдруг это женщина! А как же не пожелать «сбычи мечт»? Разве вы не встречали подобное? Или вот самый распространенный пример: он победит, ты победишь, я … победю?… побежу?…побежду? Согласитесь, интересных случаев довольно много, но обо всем по порядку.

Необычные спряжения глаголов

Интересные случаи спряжения есть у избыточных и недостаточных глаголов, у глаголов быть, петь, поить, ехать, хотеть. Рассмотрим их подробнее и приведём примеры.

Читайте также:  Что делать если угревая сыпь на щеках

Избыточные глаголы

Наш язык живой. В нем что-то постоянно происходит, меняется: одни слова уходят в прошлое, другие приходят, а некоторые существуют вместе. Так появились избыточные глаголы. Перечислим некоторые из них.

Избыточные глаголы:
махать — машет — махает, капать — каплет — капает, двигать — движет — двигает, брызгать — брызжет — брызгает, мучить — мучает — мучит, мурлыкать — мурлычет — мурлыкает, полоскать — полощет — полоскает, метать — мечет — метает и другие.

Например, махает, мурлыкает, полоскает встречается в разговорной речи, но эту форму вытесняет стилистически нейтральная — машет, мурлычет, полощет. Ее и предпочтительнее употреблять.

Смысл некоторых глаголов можно понять только из контекста. Глагол метать имеет 2 формы: мечет и метает. Окунь икру мечет, а мальчишка копье в цель метает.

Недостаточные глаголы

А) В 1 лице единственного числа не употребляются глаголы: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть, ощутить, затмить, очутиться, пронзить, висеть, чудить, дудеть, бузить и подобные. Вместо них правильно использовать другие, заменяющие данные: я одержу победу, хочу убедить, буду пылесосить, начал шелестеть.

Б) Кроме этого, некоторые глаголы не только из-за неблагозвучности не имеют формы, но и просто не употребляются в 1 и 2 лице из-за своих смысловых особенностей. Лексическое значение таких глаголов несовместимо с представлениями о 1 и 2 лице деятеля: телиться, жеребиться, разрастись, отпочковаться, мерцать, зеленеть, гаснуть, течь и другие.

Например, мы не можем сказать про себя или про другого человека: мы колосимся, я сквозю, вы куститесь. Все эти глаголы могут использоваться в 1 и 2 лице в переносном, метафорическом значении: я томлюсь и таю, я цвету и пахну.

В) Самым недостаточным считается глагол неймется. У него только одна единственная форма.

Недостаточные глаголы
А) Не употребляются в 1 лице единоственного числа: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть, ощутить, затмить, очутиться, пронзить, висеть, чудить, дудеть, бузить и подобные.
Б) Не употребляются в 1 и 2 лице: телиться, жеребиться, разрастись, отпочковаться, мерцать, зеленеть, гаснуть, течь и другие.
В) Имеет только одну форму: неймется.

Глагол быть

Этот странный глагол быть… Хотя ничего тут странного и нет. Просто глагол быть не имеет настоящего времени. Но его в этом случае прекрасно заменяет глагол есть, который в русском языке часто опускается.
Москва есть столица нашей Родины. Москва — столица нашей Родины.
Хотя для иностранцев, например, англичан или немцев, это не приемлемо. В их предложениях глагол-связка есть должна присутствовать обязательно.

Не имеет настоящего времени глагол быть.

Не можешь петь — не пей!

Улыбнулись и задумались?! Петь, поить — глаголы, которые не являются «родственниками», у них разные начальные формы и разное лексическое значение. Но форма 1 лица единственного числа удивительным образом совпадает, а буква О в слове петь присутствует во всех словах при спряжении. Только посмотрите!
Петь — я пою, мы поём…
Поить — я пою, мы поим…
Догадаться, о чем идет речь можно только по контексту. Я пою песню и пою своих гостей чаем. Все происходящее можно объяснить только историческими процессами в языке.

Петь и поить

При спряжении глагола поить допускается 2 варианта ударения.
Петь, поить
Я пою, пою
Мы поём, пОим/поИм
Ты поёшь, пОишь/поИшь
Вы поёте, пОите/поИте
Он поёт, пОит/поИт
Они поют, пОят/поЯт

Глаголы петь и поить имеют в 1 лице единственного числа одинаковую форму пою.

Ехать и хотеть

У глагола ехать форма повелительного наклонения образуется от другой основы — поезжай, но ни в коем случае не ехай. Они хотят, а не хочут!

Ехать — поезжай, поезжайте. Хотеть — хотят.

Интересные случаи склонения существительных

В русском языке представляют интересные случаи существительные с нестандартными формами множественного числа, особенностями родительного падежа во множественном числе, а также не имеющих части падежей множественного числа. Рассмотрим их подробнее.

Купить 12 кочергов, а лучше 11 + 1 кочергу!

Какой вариант вам понравился? Никакой? И это правильно! Чтобы не оказаться в такой ситуации, запомните следующие слова во множественном числе родительного падежа:

Нулевое окончание-ов/-ев или -ей
Парные предметыБот, ботинок, валенок, лампас, манжет, полуботинок, сапог, туфель, чулок, погон, эполетНосков, гольфов
Названия национальностейАнгличан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, румын, татар, турок, цыганБелорусов, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, хорватов, якутов
Лица военных специальностейГренадер, гусар, драгун, партизан, солдат, уланМинеров, санитаров, саперов, капитанов, майоров, штурманов
Овощи и фруктыСлив, яблокАбрикосов, апельсинов, бананов, баклажанов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов
Единицы измеренияАмпер, аршин, бит, ватт, вольт, микрон, радиан, рентгенАкров, байтов, граммов, гектаров, каратов, ньютонов
Но: 5 грамм, 500 гигабайт
Существительные ж.р. и ср.р. на -ья/-ьеВзгорий, гнездовий, копий, оладий, снадобий, кушаний
Некоторые существительные ж.р.Басен, башен, вафель, кочерёг, кухонь, нянь, пустынь, цапельКеглей, пеней, полыней, саклей

Родительный падеж множественного числа существительных: чулок, носков, гольфов, помидоров, граммов, кочерёг и другие.

Донья Роза осмотрела все донья

В русском языке есть пять слов, в которых вы обязательно допустите ошибки при образовании множественного числа.

  • Дно — донья, как ни странно в разговорной речи чаще используется народный вариант — днища. Но если вы вспомните некую донью Розу из мексиканского сериала, то навсегда запомните, как правильно образовать форму множественного числа.
  • Брелок — брелоки, написание обусловлено его французским происхождением, но в разговорной речи допускается нелитературный вариант брелки.
  • Шило — шилья, изменяется по аналогии с доньями.
  • Доктор — доктора с ударением на -а.
  • Договор — договоры.

Множественное число существительных: дно — донья, брелок — брелоки, шило — шилья.

Слова на Ы и И во множественном числе

Инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры, векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады, возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты.

Слова на А и Я во множественном числе

Директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера, округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря.

А зло только одно! А что с мечтой?

Слово зло склоняется в единственном числе и образует одно слово во множественном числе в родительном падеже — зол. А слово мечта склоняется и в единственном, и множественном числе, но не имеет форму множественного числа родительного падежа. Нельзя сказать: много мечт!

Читайте также:  Вирусы герпеса вызывающие сыпь

Слово зло во множественном числе имеет только родительный падеж: зол.
Слово мечта во множественном числе не имеет родительного падежа.

Источник

§173. Образование некоторых личных форм

1.      Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т.е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить.

Редко или почти совсем не употребляются в литературном языке из-за необычности звучания формы «башу» (от басить), «галжу» (от галдеть), «гвозжу» (от гвоздить), «дужу» (от дудеть), «ерунжу»(от ерундить), «прегражу» (от преградить), «пылесошу» (от пылесосить), «сосежу» (от соседить), «шкожу» (от шкодить).

Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как «бужу» (от бузить, ср.: бужу от будить), «держу» (от дерзить, ср.: держу от держать), «тужу» (оттузить, ср.: тужу от тужить) и некоторые др.

Глаголы умертвить, роптать образуют в 1 лице единственного числа формы умерщвлю, ропщу.

2.      Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы по типу 1 спряжения: выздоровеюешь, -еют; опостылею-еешь, -еют; опротивею-еешь, -еют. Формы этих глаголов выздоровлюшь, -ят и т.д. употреблять не рекомендуется.

3.      Глагол зиждиться образует прошедшее время (зиждился) с суффиксом  и деепричастие (зиждясь) (по II спряжению), формы настоящего времени и причастие образуются по I спряжению (зиждется,-утся, зиждущийся).

Такое же соотношение форм у глагола зыбиться – зыбился, зыблясь – зыблется, -ются, зыблющийся.

Равноправные варианты неопределенной формы стелить (ся)  стлать(ся) образуют личные формы I спряжения от глагола стлать: стелю (сь), стелешь (ся), стелет (ся) и т.д.

Глагол чтить в 3-м лице множественного числа имеет равноправные формы чтят – чтут, а также равноправные формы причастия настоящего времени чтящий – чтущий; ср. у Горького: Оба они любовью чтят память о ней. – Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он. Ср. формы глагола почтить в условиях сочетаемости: почтут память вставанием, почтут за честь, но: почтятприсутствием.

4.      Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени, например: полоскать при наличии нормативных форм полощу, полощет, полощи, полощущий, полоща имеет допустимые формы: полоскаю, полоскает, полоскай, полоскающий, полоскал.

Такое же соотношение форм у глаголов плескать, капать, кудахтать, колыхать, мурлыкать, махать, рыскать и др.

Наряду со стилистическим отмечается смысловое разграничение параллельных форм.

Глагол брызгать в значении «окроплять, опрыскивать» имеет личные формы брызгаю, брызгает (брызгаю водой, брызгает белье); в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан брызжетбрызжет слюной).

Глагол двигать в значениях «перемещать толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы двигаю, двигает (двигаютмебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы движет, движут (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы двигает – движет (пружина двигает/движет часовой механизм).

Глагол капать в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы капаю, капает и каплю, каплет (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: над нами не каплет; в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы капаю, капает (капает микстуру).

Глагол метать в значении «шить, прошивать стежками, обшивать петлю» имеет личные формы метаю, метает (метает кофту, метает шов). Его омоним, глагол метать в значении«разбрасывать, раскидывать» имеет личные формы мечу, мечет (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру); в том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется формаметаетметает гранату, диск, копье и т.д.

В просторечии и в диалектах встречаются формы кликает (вместо кличет – от кликать), мяучит (от мяучить; литературная форма мяукает — от мяукать).

Глаголы сыпать, трепать, щипать при наличии нейтральных форм сыплет, щиплет, треплет имеют разноспрягаемые разговорные формы с выпадением -л-: по I спряжению спрягаются формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, по II спряжению – сыпят, такое же соотношение форм и у глаголов щипать, трепать.

5.      Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на , форма на  ненормативная. Ср.: …Тревогой бранной напои! (Блок). –Напой ее чаем, баловница,  закричал ей вслед Овсяников (Тургенев).

Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси – выбрось, выглади – выгладь, выдвини – выдвинь,выкраси – выкрась, вылези – вылезь, выплюни – выплюнь, высуни – высунь, выстави – выставь, выправи – выправь, высыпи – высыпь, вытаращи – вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т.д. Такое же соотношение форм у глаголов заку́порить, чистить, уведомить, посахарить, дрейфить, лакомить: заку́пори – заку́порь, заку́порьте, (не)дрейфи – (не)дрейфь, (не)дрейфьте и т.д.

Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите – порть, портьте; корчи, корчите – корчь, корчьте и т.д. Формы взглянь, выдъ при наличии нормативных взгляни, выйди являются просторечными, но в фразеологическом обороте только: вынь да положь. Просторечный характер имеют также формы поди (вместо пойди), обойми (вместо обними); езжай (вместо поезжай); формы едь, ехайявляются недопустимыми.

§174. Варианты видовых форм

1.      Двувидовые глаголы образовать и организовать в прошедшем времени употребляются только в совершенном виде (ср.: Парламент образовал комиссию; заведующий отделом эффективноорганизовал работу); в прошедшем времени в значении несовершенного вида употребляются глаголы образовывать, организовывать (ср.: городские власти ежегодно организовывалифольклорный фестиваль; межведомственная комиссия уже не раз образовывала такие комиссии).

2.      Варианты глагола несовершенного вида с чередованием в корне о  а обусловливать  обуславливать равноправны; варианты сосредотачивать, унаваживать являются допустимыми при нормативных сосредоточивать, унавоживать; варианты заподозривать, условливаться являются устарелыми при нормативных заподазривать, уславливаться;не рекомендуется употреблять уполномачивать вместо уполномочивать.

3.      Чередование о – а в корне наблюдается у ряда глаголов при образовании видовой пары: выхлопотать – выхлопатывать, заболотить – заболачивать, заморозить – замораживать, застроить –застраивать, затронуть – затрагивать, обработать – обрабатывать, облагородить – облагораживать, освоить – осваивать, оспорить – оспаривать, удостоить – удостаивать, усвоить – усваивать и др.; глаголы деморализовать, мобилизовать, нейтрализовать, нормализовать, реализовать, стилизовать, электризовать и др. не допускают вариантов с суффиксом зирова-; глаголыагонизировать, активизировать, госпитализировать, идеализировать, иронизировать, приватизировать, символизировать, яровизировать и др. не допускают вариантов с суффиксом зова-.

4.      Видовые пары захлопнуть – захлопывать, озаботить – озабочивать, опозорить – опозоривать, опорочить – опорочивать, отсрочить – отсрочивать, приурочить – приурочивать, узаконить –узаконивать и др. сохраняют корневое о.

5.      Варианты приставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами ва-, -ыва- и -а-, -я-, образующие видовые пары: заготавливать/заготовлять – заготовить, подбадривать/подбодрять – подбодрить, приспосабливать/приспособлять – приспособить, простуживаться/простужаться – простудиться, разрезывать/разреза́ть – разре́зать равноправны.

Читайте также:  Что за сыпь на лице фото

6.      Варианты бесприставочного и приставочного глаголов несовершенного вида, образующие видовые пары, мерзнуть/замерзать – замерзнуть, порочить/опорочивать – опорочить, заботить/озабочивать – озаботить и др. равноправны.

7.      Варианты двувидовых глаголов с суффиксом зова и -изирова- вулканизоватъ – вулканизировать, гармонизовать – гармонизировать, канонизовать – канонизировать, колонизовать –колонизировать, легализовать – легализировать, модернизовать – модернизировать, рационализовать – рационализировать, секуляризовать – секуляризировать, стабилизовать – стабилизировать, стандартизовать – стандартизировать и др. равноправны, хотя варианты с суффиксом -изирова- в данных парах становятся более употребительными.

Варианты форм брезгать – брезговать, прочитать – прочесть, свистеть – свистать равноправны.

В парах лазить – лазать, видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать второй вариант разговорно-просторечный.

8.      Необходимо различать значения парных глаголов движения:

бегать – бежать

летать – лететь

водить – вести

носить – нести

возить – везти

плавать – плыть

гонять – гнать

ползать – ползти

ездить – ехать

таскать – тащить

катать – катить

ходить – идти

лазить – лезть

Первые глаголы в каждой паре обозначают действие без указания на направление или действие, совершающееся не за один прием (глаголы неопределенного движения), а вторые –действия, протекающее в одном направлении, или действие, совершающееся непрерывно и в определенный момент (глаголы определенного движения). Ср.: грузовик возит кирпич –грузовик везет кирпич; самолет летает над лесом – самолет летит над лесом; утки плавают в зарослях камыша – утки плывут к берегу и т.п.

В некоторых случаях допустимы обе формы, например: Автобус по этой линии ходит каждые пять минут. – Автобус по этой линии идет каждые пять минут. Различие между обоими вариантами заключается в следующем: ходит имеет значение «туда и обратно», т.е. указывает на движение не в одном направлении, а идет обозначает только «туда», т.е. указывает на движение в одном направлении.

Ср. также: иди на почту (движение в одном направлении) – не ходи на почту («движение туда и обратно») и приставочные образования: ко мне приехал брат («прибыл и находится здесь») – ко мне приезжал брат («был и уехал»).

Значение рассматриваемых форм зависит также от контекста: при конкретизации действия употребляются глаголы определенного движения. Ср.:

Сегодня утром он возил нас на станцию. – Сегодня утром он вез нас па станцию очень быстро;

Я ходил вчера на работу. – Я немного задержался, когда шел вчера на работу;

В тот день мы ездили в город. – В тот день мы не устали, потому что ехали в город медленно.

9.      Названия средств сухопутного, механического и воздушного транспорта обычно сочетаются с глаголом идти, например: Автобус идет по новой трассе; Поезд идет со скоростью60 километров в час; Трамвай идет в парк; Самолеты идут (также летят) один за другим, но: Трамваи плохо ходят. Слово мотоцикл сочетается с глаголом ехать, например: Мотоцикл ехалпрямо на нас.

Названия средств передвижения по воде сочетаются как с глаголом идти, так и с глаголом плыть, например: Вниз по реке идут (плывут) нагруженные баржи; Вблизи берега шла (плыла) лодкаМиноносцы идут в кильватерной колонне; В море плывут корабли.

10.  Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну- вял – вянул, лип – липнул, слеп – слепнул, отверг – отвергнул, гиб – гибнул, прибег – прибегнул, расторг – расторгнул, опроверг – опровергнул, пух – пухнул равноправны; формы сохнул, мерзнул, мокнул, гаснул, зябнул при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас, зяб являются допустимыми.

1.      Варианты неопределенной формы глаголов совершенного вида достичь – достигнуть, застичь – застигнуть, настичь – настигнуть, постичь – постигнуть равноправны; личные же формы параллельных вариантов не образуют и обслуживают обе неопределенные формы.

§175. Возвратные и невозвратные формы

1.      Варианты типа вдали белеется парус – вдали белеет парус (с возвратной и невозвратной формами глагола, имеющими одинаковое значение «быть видным своим цветом, выделяться им») различаются тем, что в возвратном глаголе указанный признак выявляется менее четко и менее стойко. Ср. также: в отдалении чернеется лес – в отдалении чернеет лес, в тумане что-то синеется – в тумане что-то синеетжелтеется мед в чашке – желтеет мед в чашке и т.п. При наличии в предложении слова, указывающего на интенсивность проявления признака,предпочтительней невозвратная форма, например: ярко зеленеет молодая трава.

В значении «становиться белым (зеленым, красным, черным и т.д.)» употребляется только невозвратная форма, например: земляника на солнце краснеет (становится красной или более красной), серебро от времени чернеет, мех песца в носке желтеет.

2.      В совпадающих в значении парах грозить – грозиться, стучать – стучаться, убирать – убираться и т.п. возвратным глаголам присуще значение большей интенсивности действия,заинтересованности в его результате; ср.: он постучал в дверь – он постучался в дверь, чтобы ему открыли. Стилистически эти формы различаются тем, что формы на ясвойственны сниженному стилю речи, например: Одна баба с порогу своей избы погрозилась мне ухватом (Тургенев).

3.      В совпадающих в значении парах кружить – кружиться, плевать – плеваться, плескать – плескаться, решить – решиться и т.п. первые (невозвратные) формы характеризуются как общелитературные, вторые – как разговорные; ср.: Даша решила как можно скорее начать самостоятельную жизнь (А.Н. Толстой). – Низведенная на степень кухарки, Глафира решиласьскоротать свой век в кухне (Гл. Успенский). Не рекомендуется употреблять играться вместо играть.

4.      При использовании глаголов на я следует учитывать возможность совпадения у них двух значений – страдательного и возвратного, что может породитьдвузначность, например: Сюда собираются дети, потерявшиеся на улице (сами приходят или их собирают?). В подобных случаях необходима соответствующая нужному смыслу правка; ср.:

а)       Сюда приходят дети…;

б)      Сюда собирают детей…