Когда перестанут сыпать реагенты

Когда перестанут сыпать реагенты thumbnail

С наступлением морозов на дороге становится опаснее, и в качестве борьбы применяются реагенты для разъедания льда и песок или щебень для лучшей фиксации шипов.

Правда, проблем от этого меньше не становится. Песок и щебень загрязняют дороги, а реагенты разъедают не только лед, но и резину и обувь, а также вредят окружающей среде.

Будьте осторожны! Смотрите, что это за белая крошка под ногами:

Какими бывают реагенты

Когда перестанут сыпать реагенты

По разновидностям в Москве распространены следующие смеси и растворы:

???? Песок + соль. Самая распространенная комбинация. Не требует специального оборудования

???? Хлорид натрия (или обычная соль). Дешево для коммунальщиков и опасно для пешеходов и водителей. Особенно сильно разъедает резину и обувь.

???? Хлористый кальций. Плавит лед быстро и без ущерба для экологии, при попадании в почву удобряет ее. Работает даже при минус 30. При этом способен вызвать аллергию у человека и ожоги лап у животных.

Когда перестанут сыпать реагенты

???? Хлористый кальций модифицированный. Устойчив к сильным морозам, разъедает все на своем пути — лед, резину, обувь, асфальт. Ядовит для животных

???? Соль + мраморная крошка или гранитный щебень. Абразивные материалы безопасны для человека и животных. Правда, их необходимо использовать правильно, иначе они закупорят ливневки, и весной на улице будут стоять лужи.

Реагенты также бывают двух типов:

???? Жидкие. Используются при температуре не ниже минус 5 градусов, потому что если поверхность уже успела покрыться слоем льда, то налитая сверху жидкость только усугубит дорожную ситуацию, ухудшив сцепление с дорогой.

???? Твердые. Менее прихотливы, подходят для использования при любой погоде.

Во всех типах используемых в России реагентов одним из основных компонентов является соль. Химикаты разной степени опасности для вещей, людей и животных – добавлять по вкусу.

Почему именно соль

Когда перестанут сыпать реагенты

Для борьбы со льдом соль используется с конца XIX века. Ледяная корка, вступая в химическую реакцию с натрием, за короткий промежуток времени тает превращается в лужу, которая не замерзает даже при температуре ниже минут 10.

Пару десятков минут, и проезжая часть становится абсолютно безопасной — шины не скользят, а из препятствий только слякоть, которая не провоцирует аварии и легко убирается грейдером.

Однако вместе с быстродействием у соли есть и большой недостаток. Еще в XIX веке отмечалось, что она разъедала копыта лошадей.

Когда перестанут сыпать реагенты

В настоящее время соль наносит вред шинам автомобилей, нашей обуви и лапам животных. Тем не менее, на улицах дворники разбрасывают зачастую именно её.

В некоторых городах уже задумываются об ограничениях использовании этого едкого компонента. Например, в 2019 году ее использование в Санкт-Петербурге ограничили — в Северной столице соль применяется точечно при резких колебаниях температуры.

Можно ли обойтись без реагентов?

Когда перестанут сыпать реагенты

Частично да, но для этого потребуется больше времени и денег.

В 2016 году в Санкт-Петербурге попытались свести использование реагентов к минимуму, сделав упор на очистку дорог и вывоз сугробов с тротуаров. Эффект был ожидаем — увеличились затраты и время работы.

«Это требует больше затрат и усилий, ведь растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но такой подход приводит к лучшим результатам: на дорогах нет грязных луж и жижи, не страдают люди, автомобили, домашние животные и уличные растения», — говорили в 2016 году в комитете по благоустройству Северной столицы.

Спустя какое-то время соль вернулась на улицы Питера. В Москве даже таких экспериментов не делали, как разбрасывали тоннами химическую крупу – так и разбрасывают.

Как проблема с вредными реагентами решается в других странах

Когда перестанут сыпать реагенты

Все зависит от погоды. Наиболее распространенное решение — мраморная крошка, но в чрезвычайных ситуациях можно прибегнуть и к более эффективным решениям.

В Финляндии в Хельсинках зима 2019 года выдалась суровее, чем предыдущие, и расходы на защиту дорог увеличились.

Главный пункт борьбы со снегом в Хельсинки — вовремя чистить.

Все улицы делятся на три категории: главные дороги с активным движением, дорогие средней загруженности и небольшие улицы — преимущественно в жилых кварталах.

Дороги первых двух категорий очищаются каждый день до 7 утра, небольшие улицы — раз в три дня.

Когда перестанут сыпать реагенты

Своевременная чистка не всегда помогает, поэтому в Хельсинках также применяется соль. Правда, состав реагента изменен, чтобы он наносил окружающей среде меньше урона.

«Чтобы сохранить уровень засоления почв настолько низким, насколько возможно, рекомендуется использовать увлажненную соль», — говорит инженер-специалист по техническому обслуживанию в администрации Хельсинки Туомас Лаутаньеми.

Аналогичным методом снижают урон от соли в некоторых провинциях Канады (в Онтарио и Квебеке). Там используется соль на основе сока сахарной свеклы. За счет собственных кислот она тоже работает как реагент — в результате на растапливание льда требуется на 30% меньше соли.

Кроме того, сок сахарной свеклы делает раствор более плотным, поэтому соль лучше прилипает к асфальту и эффективнее растапливает лед.

Когда перестанут сыпать реагенты

Как выяснилось, полностью отказаться от реагентов невозможно. В таком случае, на чистку дороги уйдет гораздо больше времени, чем с ними.

Но можно свести их использование к минимуму или снизить урон с помощью изменения состава. Жаль, что у нас об этом не думают, продолжая посыпать дороги ядовитыми химикатами вперемежку с солью.

Читайте также:  Аллергическая сыпь на лбу как лечить

Не забудьте стряхнуть ноги перед домом.

???? Хочешь больше? Подпишись на наш Telegramнаш Telegram.

… и не забывай читать наш Facebook и Twitter
????

undefined

iPhones.ru

Не просто соль.

Денис Марков avatar

Источник

С 12 января, когда в Санкт-Петербурге прошел сильный снегопад, городские власти «приняли непростое решение — максимально снизить использование противогололедных материалов во время снегопадов». Об этом сообщили в комитете по благоустройству Северной столицы. Вместо обработки дорог реагентами коммунальщики делают «основной упор на прометание и вывоз снега с дорог и тротуаров. Только опасные скользкие участки посыпаются песко-соляной смесью с содержанием соли 5–10%». Там, где позволяет система водоотведения, используется гранитная крошка, а от соли в чистом виде в этом году решено отказаться вовсе.

«Это требует больше затрат и усилий,

ведь растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но такой подход приводит к лучшим результатам: на дорогах нет грязных луж и жижи, не страдают люди, автомобили, домашние животные и уличные растения.

Как в случае со всяким нововведением, нам предстоит доказать пользу и эффективность новой тактики уборки снега, преодолеть внутреннюю и внешнюю инерцию. Поэтому для нас так важно получить одобрение горожан: обладая этой поддержкой, мы с двойным усилием будем работать дальше, улучшая технологию и исправляя недостатки, которых, понимаем сами, остается немало», — сообщили в комитете.

В положительных откликах у ведомства недостатка нет. «В центре в кои-то веки чисто и приятно ходить, на улицах стало светлее. Прямо как в Хельсинки или Таллине! Даже машины стали ездить как-то спокойнее, словно в финской столице, и в городе стало тише», — пишут в ЖЖ-сообществе spb_ru. В соцсетях благодарят за «чистый белый город», «скрипящий, а не хлюпающий под ногами снег», «возможность возить детей по улицам на санках».

В социальных сетях устроили голосование для петербуржцев: «Как вы относитесь к тому, что при уборке снега перестали использовать соль?» Из 22 тыс. проголосовавших на 18 января 59,9% автомобилистов выбрали вариант «очень доволен, что не используется соль: чистая машина, чистые стекла, хорошая видимость», и 31,8% пешеходов проголосовали за вариант «очень рад белому снегу и чистой обуви. Не надо солить, надо расчищать». 5,9% водителей пожаловались на то, что им скользко тормозить, и 2,4% пешеходов выбрали вариант «лучше соль и грязь, чем ломать руки-ноги на льду».

С начала эксперимента число ДТП с жертвами в Санкт-Петербурге снизилось на 40%,

сообщают в управлении ГИБДД по городу и Ленинградской области. «Автомобилисты едут намного аккуратнее, автоматически переходят на зимний стиль вождения: скорость ниже, по сторонам смотрят. И пешеходы ходят медленнее, — пояснил «Газете.Ru» координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — А если применяются реагенты, то возникает иллюзия, что зимой и летом дороги одинаковы, отсюда много ДТП. Вообще же можно поспорить, что опаснее: ехать по КАД по белому накату, присыпанному снежком, или по МКАД с постоянно залитым грязью лобовым стеклом».

Между тем опытом Санкт-Петербурга заинтересовались за границей. Представители Рижской думы отправятся в Петербург изучать результаты эксперимента, написал в своем фейсбуке мэр Риги Нил Ушаков.

«Уборка снега без реагентов подходит таким странам, как Финляндия. Там снег по ходу всей зимы не тает, так как стабильно держится минусовая температура. Это же позволяет им использовать гранитную крошку. В Риге температура спокойно в течение нескольких дней может несколько раз смениться с –5 на +3. В результате получается неизбежная каша и лед. В этой ситуации использование реагентов неизбежно. Крошку использовать нельзя. Потому что

если наступит резкая оттепель (что для Риги норма), то из крошки получится эффект кожуры от банана.

Но в Санкт-Петербурге погодные условия схожи с рижскими. Поэтому посмотрим на удачи и неудачи их эксперимента. И возможно, уже в этом сезоне выберем один район в городе, где попробуем тоже в качестве эксперимента подход без реагентов», — пишет рижский мэр.

Москва, судя по всему, не торопится и изучит опыт Петербурга уже после того, как завершится зимний сезон и будут ясны его итоги для Северной столицы. «Надо посмотреть, какие результаты будут достигнуты в Петербурге, — сообщил «Газете.Ru» председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов. — Но решение, менять ли технологию уборки, пусть даже в рамках эксперимента на одной-двух улицах, должны принимать специалисты: департамент ЖКХ, префектуры, ГБУ «Автомобильные дороги». Надо учитывать в случае каждого города не только количество выпавшего снега, но и состояние улично-дорожной сети, особенности паркования, количество машин в городе, а не слепо копировать чужой опыт».

Однако, по мнению Орлова,

Москва вряд ли полностью откажется от применения реагентов:

«Они соответствуют всем санитарным и экологическим нормам. У нас больше транспорта, чем в Петербурге, и без реагентов город просто встанет». Снег зимой — это нормально, напомнил депутат, добавив, что столичные коммунальщики в этом году оказались готовы к непогоде. «Техники достаточно, кадров хватает, реагенты есть, все мощности выводятся на улицы, в том числе и в ночное время, — отметил он. — Единственное нарушение регламента уборки снега — что тот объем, который полагается убирать за неделю, у нас убирают за три дня».

Читайте также:  Что за сыпь на ладонях и попе у ребенка

Кроме того, Москва перестала заключать годовые контракты на поставку реагентов и перешла на трехлетние соглашения. Соответственно, пока реагенты не кончатся, от них отказываться, скорее всего, не начнут.

Тем не менее проблемы от реагентов в столице есть, и существенные. Более того, проблема, мягко говоря, не новая:

«Московский вестник» еще в 1868 году писал, что применяемая соль влияет на копыта лошадей и надо что-то решать.

«Есть версия, что питерские власти просто экономят на реагентах в кризис, но даже если так, то я завидую жителям этого города, — говорит Шкуматов. — Говорят, что появляется колоссальный негативный эффект от пробок, если не пользоваться реагентами. Но кто считал негативный эффект от того, что 20 млн человек несколько месяцев вынуждены жить в грязи?»

По словам Шкуматова, в Москве требуется изменить подход к зимней уборке. «Сейчас снег просто топят солью, так проще, чем убирать, вывозить, складировать. Но можно просто использовать малую механизированную технику, а не устаревшие лопаты. Можно, как в Риге, делать в дни снегопадов бесплатный проезд на общественном транспорте для автомобилистов. Можно не эвакуировать машины в снежные дни на штрафстоянку, а помогать им откапываться и перемещать на уже расчищенные участки дорог. Песок с солью использовать можно, но только в автоматизированной уборке и в минимальных количествах», — перечислил эксперт.

Отметим, что в Москве и Петербурге используются разные по составу реагенты. Песко-соляную смесь, которую используют в Санкт-Петербурге сейчас, перестали применять в Москве, кроме МКАД, в 1992 году. Потом город перешел на натрий хлор, который крайне негативно влиял на растительность, а в 2002/03 году отказались и от него, рассказал доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Никита Борисюк.

Столица перешла на кальциевые, магниевые хлориды и ацетаты. Из-за них три округа (ЗАО, СЗАО и Зеленоград) начали вонять нашатырем.

Сейчас в городе используются твердые реагенты на основе карбоната кальция, мраморного щебня, формиатов натрия, солей муравьиной кислоты. Несколько лет назад применялась гранитная крошка, которая тверже мраморной, но ее использование минимизировали, потому что животные стали сильно ранить лапы. Гранитный щебень сейчас разрешено сыпать только при очень низких температурах. При небольшом снеге и относительно теплой погоде (от 0 до –10 °С) разрешено в ограниченных объемах применять жидкие реагенты.

При этом реагенты в Москве используются в течение всей зимы, тогда как во многих городах Северной Европы это запрещено. Например, в Хельсинки дороги не посыпают химикатами, если на улице температура выше –7 °С, потому что в этом случае снег не примерзает к земле и его можно легко убрать без реагентов. Сначала там чистят тротуары, потом — проезжую часть, на тротуарах используют в основном каменную крошку вместе с солью, а на дорогах — преимущественно соль.

«Соль — единственный способ обеспечения безопасного движения зимой без огромных затрат», — приводит Ушаков ответ Хельсинкского самоуправления.

«В зимний период, когда преобладают отрицательные температуры или возникает гололед, избавиться от скользкости без применения реагентов невозможно, — говорил замруководителя департамента ЖКХ Владимир Ефимов в феврале прошлого года. — Можно рассматривать вопрос ужесточения контроля за соблюдением норм, например, во дворах. Но полностью запретить применять реагенты, по моему мнению и по мнению департамента, невозможно. Скользкость на покрытии тротуаров будет приводить к травмам. А это, на мой взгляд, более серьезная проблема, чем то, что реагенты якобы испускают какие-то вредные вещества, которые вредно влияют на здоровье. Состав реагентов таков, что там нечему испаряться».

Любопытно, что, как уверяют столичные власти, на порчу обуви жалобы прекратились. По словам Ефимова, «жалоб было много в период, когда применялся хлористый кальций в чистом виде, так как это активное воздействующее на коллаген кожи, на обувь химическое вещество. Но когда состав реагентов изменился, исчезли и жалобы практически полностью».

Большинство жалоб москвичей, по словам Ефимова, относится к несоблюдению технологии зимней уборки. По всем регламентам положено сначала удалить снег с тротуара, а потом

аккуратно и равномерно высыпать реагент на наледь, которую никак не удается отковырять, после чего удалить расплавленный лед со всей химией.

В то же время исследования токсичности реагентов (в частности, хлорида кальция модифицированного) показали, что он относится к 4-му классу опасности. «Он обладает слабо раздражающим действием, но не оказывает токсического воздействия на человека, не проникает через кожу. Нужно соблюдать норму в использовании жидких и твердых реагентов», — резюмировал заместитель гендиректора ОАО «МосводоканалНИИпроект» (институт разработал московскую схему снегоудаления) Олег Примин.

Узнать, что думают о питерском опыте московские коммунальщики, на момент подготовки материала не удалось.

Источник

На «круглом столе» в Мосгордуме эксперты обсудили технологии зимней уборки города

Ксения ПАВЛОВА

С нашей суровой погодой можно и нужно использовать реагенты, иначе город превратится в каток.Фото: Евгения ГУСЕВА

Изменить размер текста:

Читайте также:  Мелкая красная сыпь по телу что это может

В столице состоялось совместное заседание сразу трех комиссий Мосгордумы — по городскому хозяйству и жилищной политике, по экологической политике, по здравоохранению и охране общественного здоровья. На нем подробно рассмотрели технологии зимней уборки в условиях аномальных погодных явлений.

В первую очередь речь шла о реагентах. Приглашенные эксперты считают московский регламент уборки снега и наледи более жестким по сравнению с регламентами других мегаполисов (см. «А как у них?»). По мнению участников дискуссии, противогололедные материалы для Москвы остаются верным и единственным средством, способным обеспечить безопасность движения на зимних дорогах.

БЕЗ ВРЕДА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Столичные санитарные врачи постоянно проводят мониторинг используемых реагентов по различным показателям.

— Для проведения исследования мы привлекли Центр гигиены и эпидемиологии — это исключает любую аффилированность, — сообщила Елена Андреева, глава управления Роспотребнадзора по Москве. — По всем показаниям, таким, как активность радионуклеидов, наличие тяжелых металлов вроде цинка, кобальта, хрома, токсикологическому действию, превышений норм нет. Никакой опасности для здоровья человека реагенты не несут.

По данным главных врачей Департамента здравоохранения Москвы — аллерголога, пульмонолога, отоларинголога, зимой не происходит резкого всплеска аллергий, ринитов и прочих болезней из-за реагентов. За животных тоже не стоит опасаться. Как отмечают в ветеринарной службе города, главное — следить за своими питомцами и не допускать трещин на лапах.

ПРОТИВ ЛОМА ЕСТЬ ПРИЕМЫ

Одними лопатами и спецтехникой с ледяной коркой в столице не справиться. С нашей суровой погодой, мощными метелями, затяжными зимами можно и нужно использовать реагенты. Против лома у столичных коммунальщиков есть приемы.

— В городе создана комплексная система управления, — сказал Александр Орешкин, руководитель ГБУ «Автомобильные дороги». — Мы получаем данные от Гидрометеобюро каждые три часа. В пиковые нагрузки работают порядка 18 тысяч техники и 90 тысяч человек. Но без применения реагентов мы не добьемся желаемых результатов. Реагенты применяются и в США, и в Канаде, и в Швеции — это общемировая практика.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ УЖЕ ПРОВОДИЛИ

Наверняка многие помнят, что однажды от реагентов в Москве уже отказывались. В 2011 году в столице провели эксперимент и полностью заменили реагент на гранитную крошку. Жалоб на плохую уборку города в итоге стало еще больше.Гранитная крошка стала забивать и ломать эскалаторы в метро. Крошка и песок не обладают необходимой эффективностью. А с реагентами передвигаться по городу становится безопаснее.

ЗА НАРУШЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УБОРКИ — ШТРАФ

Все реагенты в столице используются по правилам и нормам. За нарушения можно получить немаленький штраф. Правительство Москвы постоянно следит за тем, чтобы коммунальщики соблюдали технологии. По жалобам москвичей инспекторы экологической службы выезжают для проверки и фиксации нарушений.

— Несколько лет мы проводим мониторинг воздействия противогололедных реагентов на окружающую среду, — отметил Антон Кульбачевский, глава Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы. — Воздействие реагентов на зеленые насаждения — это миф. Состояние 85% деревьев в городе оценивается как удовлетворительное. Реагенты также не оказывают серьезного воздействия на водные объекты.

Реагенты используются во многих мегаполисах мира — это общемировая практика. Однако Москва с помощью жесткой технологии уборки применяет более правильные и безопасные смеси химикатов. Похоже, в резюме дискуссии по реагентам пора поставить точку — «Запретить нельзя. Разрешить».

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Битва с гололедом

До 1994 года в Москве для борьбы с гололедицей использовались песко-соляная смесь и техническая соль. Но они засоряли стоки, портили газоны и деревья, машины, обувь горожан, траву и деревья.

С 2001 года начался постепенный переход к экологически благополучным реагентам — «Биомаг», ХКФ (хлористый кальций с фосфатами), ХКМ (хлористый кальций модифицированный), «Нордекс». Но у них тоже нашелся недостаток — они создавали на дороге «масляную» пленку, увеличивая тормозной путь машин.

С 2011 года Москва перешла на новые, современные реагенты и технологии их использования. Это смеси различных солей — хлоридов кальция, натрия, калия, композиции из гранитной крошки и солей муравьиной кислоты, а также дополнительно мелкий гранитный щебень, мраморная крошка и крупнозернистый песок. Такие комбинированные реагенты обладают хорошей снегоплавильностью, оказывают минимальное воздействие на природу и человека.

Все реагенты в Москве перед использованием проходят государственную экспертизу. Технология зимней уборки в столице также прошла государственную экологическую экспертизу на федеральном уровне и получила положительное заключение.

А КАК У НИХ?

Саппоро (Япония)

Одной из самых многоснежных стран мира является Япония. Поливать дороги антигололедной жидкостью здесь не принято. Песком тоже не посыпают — лишь иногда каменной крошкой. В итоге все свободные от свежего снега поверхности превращаются в идеальный каток.

Стокгольм (Швеция)

Лед посыпают гранитной крошкой или поливают смесью кипятка и щебенки. Возле подъездов домов муниципалитет ставит контейнеры с гранитной крошкой и лопатами, для того чтобы жители сами посыпали скользкие места.

Хельсинки (Финляндия)

Солевые реагенты используются мало. Улицы посыпают гранитной крошкой. Но помогает плохо — все равно скользко.

Калгари (Канада)

Песок, соль и гравийные смеси можно бесплатно получать на станциях пожарной охраны. Использование химических реагентов не запрещено.

ИСТОЧНИК KP.RU

Источник