Он сыплет так много сахару

Он сыплет так много сахару thumbnail

Иностранные имена, оканчивающиеся на согласную, склоняются и при наличии фамилии или нескольких имён подряд: романы Жюля Верна, рассказы Марка Твена, сказки Ганса Христиана Андерсена. Отступление от этого правила в устной речи («романы Жюль Верна», «рассказы Марк Твена») можно объяснить влиянием обычной для устной речи несклоняемостью имени при наличии отчества («у Иван Иваныча», «к Сергей Петровичу»).

Выпить чашку чаю или чашку чая? (родительный падеж, обозначающий часть целого)

Так всё-таки как правильно: много народу или народа? килограмм сахару или сахара? чашка чаю или чая? При выборе формы родительного падежа единственного числа существительных мужского рода в подобных случаях в прежнее время исходили из того, что формы на -у/-ю вещественных и некоторых других существительных имели количественное значение (обозначали часть целого), а потому считались предпочтительнее (сравните словосочетания без количественного значения: история народа, белизна сахара, вкус чая). В настоящее время формы на -у/-ю употребляются всё реже и происходит выравнивание по основной модели, не связанной с определённым значением. Поэтому наряду с формой чашка чаю вполне допустима (а многими даже предпочитается) форма чашка чая. Причём в речи формы на -а/-я явно преобладают, если при существительном имеется определение: чашка крепкого чая, пачка быстрорастворимого сахара.

Формы на -у/-ю обычно сохраняются в словосочетании, где существительное зависит от глагола: выпить квасу, поесть супу, достать мелу, прикупить тёсу, добавить сахару (особенно при ударяемом окончании: выпить чайку́, поесть медку́).

Кроме того, окончание -у/-ю имеют существительные с отвлечённым значением, если имеется оттенок количественного значения: нагнать страху, наговорить вздору, а также формы во фразеологических сочетаниях: без году неделя, с глазу на глаз, задать перцу, добиться толку, без роду и племени, прибавить шагу, что есть духу и т.д. Сравните также предложные сочетания: упустить из виду, беситься с жиру, нужно до зарезу, говорить без умолку, двадцать лет отроду и т.п.

Да, я сейчас в отпуску! (варианты окончаний предложного падежа у существительных мужского рода и их стилистическое использование)

Вы знаете, как надо говорить: в отпуске или в отпуску? в цехе или в цеху? в чае или в чаю? в аэропорте или в аэропорту? в спирте или в спирту? на холоде или на холоду?

В обоих вариантах перед нами форма предложного падежа единственного числа одного и того же существительного, а различие в окончаниях носит стилистический характер.

Формы на книжные, а формы на -у/-ю — разговорные, просторечные или профессиональные. Каждая форма имеет право на существование в условиях определённой речевой ситуации. Так, в приказе по учреждению мы читаем: Полагать П.И. Сергеева в отпуске с 1 июня, а сам Сергеев о себе, вероятно, скажет: Я сейчас в отпуску.

Сравните параллельные формы в других случаях: работа на дому (наречное значение) — номер на доме; задыхаться в дыму — в дыме пожарищ; весь в жиру — плавать в жире; в кругу друзей — в круге подобных представлений; расположиться на мысу реки — на мысе Доброй Надежды; весь в поту — трудиться в поте лица; у него в роду — в роде Толстых; в третьем ряду — в ряде случаев; стоять в углу — в угле треугольника; сад в цвету — во цвете лет и т.п.

Часто различие между формами предложного падежа на -у/-ю и выражается в том, что форме на присуще обстоятельственное значение, а форме на  — объектное. Сравните: растёт в лесу (обстоятельство) — знает толк в лесе (дополнение).

А также: держаться на весу — выгадывать на весе; находиться в строю — ошибки в строе простого предложения; грибы в лесу — роль Несчастливцева в «Лесе» А.Н. Островского; родился в 1918 году — события, описанные в «Восемнадцатом годе» А.Н. Толстого; гулять в вишнёвом саду — герои в «Вишнёвом саде» А.П. Чехова; машина на ходу — на ходе дела не отразилось.

При наличии определения вместо «правильной» формы предложного падежа на -у/-ю встречается форма на : на ветру — на сквозном ветре; на краю — на переднем крае (устойчивое сочетание); в снегу — в пушистом снеге.

Всегда в продаже свежие торта́! (вариативность некоторых форм множественного числа существительных мужского рода)

Прежде чем дать оценку форме «торта́» (и ей подобным), поставим такой вопрос: как лучше сказать — тракторы или трактора́? Ответ: выбор формы множественного числа существительного зависит от условий общения (письменная или устная форма речи), от характера текста (его принадлежности к книжному или разговорному стилю) и т.д. Неуместно было бы в технической книге, в статистическом обзоре, в статье на экономическую тему написать: «Новые трактора характеризуются такими-то техническими показателями». Но вполне допустимо употребить эту форму в живой беседе, в очерке на «весеннюю» тему: Началась посевная кампания. Трактора уже вышли в поле.

Книжным формам множественного числа на -ы/-и противопоставлены формы на  — разговорные: инстру́кторы — инструктора́, це́хи — цеха́, профессиональные: кре́йсеры — крейсера́, реда́кторы редактора́, се́кторы — сектора́, просторечные: инжене́ры — инженера́, шофёры — шофера́.

Равноправными стали формы: инспе́кторы — инспектора́, корре́кторы — корректора́, проже́кторы — прожектора́, сле́сари — слесаря́, то́кари — токаря́ и др.

Некоторые формы множественного числа (а среди них есть и такие, которые не имеют соответственной формы единственного числа) разграничиваются в зависимости от лексического значения слова.

Сравните:

кондуктора́ — «работники транспорта» — конду́кторы — «приспособления в технике»;

лагеря́ (военные, пионерские, туристские) — ла́гери — «политические группировки»;

борова́ — «дымоходы» — бо́ровы — «кабаны»;

корпуса́ — «здания; войсковые соединения» — ко́рпусы — «туловища»;

образа́ — «иконы» — о́бразы (художественно-литературные);

повода́ — «поводья» — по́воды — «побуждения»;

пропуска́ — «документы» — про́пуски — «недосмотры»;

тока́ — «место молотьбы» — то́ки (электрические);

тона́ — «переливы цвета» — то́ны (звуковые);

тормоза́ — «приборы» — то́рмозы — «препятствия»;

учителя́ — «преподаватели» — учи́тели — «идейные руководители»;

хлеба́ (на корню) — хле́бы (печёные);

цвета́ — «окраски» — цветы́ — «растения»;

меха́ — «выделанные шкуры» — мехи́ (кузнечные и т. п.);

соболя́ — «меха» — со́боли — «животные»;

счета́ — «документы» — счёты — «прибор; взаимные отношения»;

сыны́ (родины) — сыновья́ (у родителей) и др.

Источник

«Иной сыплет щедро, и [ему] еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. (Прит.11:24).

Читая эти строки можно прийти в недоумение. Как такое может быть? По мирским меркам, человек не может богатеть, будучи щедрым. Щедрость подразумевает растраты, а значит и убыток. Бережливость, накопительство, наоборот ведет к благосостоянию. Чтобы что-то купить, дорогостоящее, разве мы не берем кредит или же не откладываем на депозит с процентом? Почему же накопительство может привести к бедности?

Ответ на эти вопросы мы получаем в следующем стихе.

25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет [других], тот и сам напоен будет» (Прит.11:25).

Бог смотрит на наши поступки не глазами этого мира, у Него есть Свой собственный взгляд на нашу жизнь. Для Него важно, чтобы наша душа росла, развивалась, становилась богатой на дела любви. Бережливый человек, лишенный Божьей любви, не знает, что такое доброта, сострадание, щедрость. Поэтому, богатея материально, он может стать бедным душой.

Картинка взята из общего и свободного доступа в интернет

Читайте также:  Переели витамин с сыпью

Читая строки из Прит.11:24, вспомнил одну притчу. Человек, желая узнать о райской жизни, молился Господу: «хочу увидеть самых счастливых людей!». Перед ним появился Ангел, он сказал: «твои молитвы услышаны, ты увидишь, то, что просишь». В следующее мгновение, они оказались в одной семье. Наблюдая за этой семьей, человек заметил, что они живут обычной жизнью: работают, решают какие-то вопросы, но, тем не менее, эта семья всегда была в радости, в хорошем настроении, они были добрыми людьми. Помогая другим, они славили Бога за то, что все имеют.

После этого, человек снова стал молиться, но на этот раз он просил Господа, чтобы Спаситель показал ему самых несчастных людей. На этот раз, молящийся думал, что Бог покажет ему людей, которые недоедают, живут в нищете. И вновь перед ним предстал Ангел. Ангел сказал ему: «Хорошо, ты увидишь несчастных людей». И вновь они оказались в одной семье. Вторая семья практически ничем не отличалась от первой. Как и первая, в это семье ходили на работу, платили коммуналку, покупали продукты, готовили себе еду, как многие другие люди. Единственное, что их отличало так это то, что они были печальны и сверх бережливы. Им казалось, что им постоянно что-то не хватало, хотя они и жили богаче, чем первая семья.

Ничего не понимая, человек спросил Ангела: « А в чем разница между семьями»? На что Ангел ответил, что вторая семья думает, что первая семья живет лучше. Зависть съедала этих людей, в то время, как первая семья впустила в свое сердце Господа.

Господь смотрит в сердца людей.

Итак, напомню Вам, что Бог заповедовал нам, чтобы мы любили Его всем сердцем, всею душою, всем разумением и все крепостью. Так же, чтобы мы любили людей, как самих себя. Бог рекомендует нам, изливать любовь на всех этапах нашей жизни: как в духовной, так и в душевной, и в физической. Всей крепостью, включает в себя и материальное благосостояние.

Вера без дел мертва, так же и любовь.

Мало говорить о любви, надо показать доброту в любви, сострадание, заботу. Внутренние Божьи порывы должны строить наши поступки. Как Иисус показал Любовь Небесного Отца, так и христиане, призваны показать любовь Христа, не знающим Его, через добрые дела.

Бог хочет, чтобы мы не были зациклены на самих себе, Он желает, чтобы Его слава была проявлены в нас, через щедрость.

Поэтому, Апостол пишет:

«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2Кор.9:8).

Именно для добрых дел, Бог нас обогащает всем тем, что мы имеем. Он дает нам дождь, солнце всходит и для добрых, и для злых. От Него у нас здоровье, силы работа. Бог дает нам возможность, через материальное благосостояние, показать другим Его и нашу любовь.

Как только мы забываем об истинном Источнике нашего благосостояния, мы постепенно начинаем терять, поскольку наша связь с Ним прерывается, через эту вот забывчивость.

Когда мы забываем Бога и все что Он дал, а главное для чего, то тогда от нас отнимается и то, что осталась. Но когда мы двигаемся в Его воле, тогда мы становимся богаче и духовно, и материально. Именно об этом вторая часть 24 стиха.

Мало того, в Его мудрости, есть лекарство от гордости и тщеславия.

В книге Аггея написано:

«Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. — За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому». (Агг.1:9)

Из данных стихов видно, что Богу не только противна жадность эгоцентризма, но Ему так же не нравится, когда люди присваивают Его славу себе. Христиане же призваны строить имя Христа. Церковь не только Его дом молитвы, но и Его тело и мы часть этого Тела.

Поэтому стихи 24 Притч.11 считаю ключевыми. Наше будущее зависит от того, как мы понимаем данные стихи, и как мы строим нашу жизнь, на каком основании.

7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. (2Кор.9:7)

Для продвижения канала ПОДПИШИСЬ и нажми, пожалуйста, на пальчик, что указывает вверх! Не забудьте оставить свой комментарий!

Источник

Дорогая передача!
Во субботу, чуть не плача,
Вся Канатчикова дача
К телевизору рвалась.
Вместо чтоб поесть, помыться,
Там это, уколоться и забыться,
Вся безумная больница
У экранов собралась.

Говорил, ломая руки,
Краснобай и баламут
Про бессилие науки
Перед тайною Бермуд.
Все мозги разбил на части,
Все извилины заплёл —
И канатчиковы власти
Колют нам второй укол.

Уважаемый редактор!
Может, лучше — про реактор?
Там, про любимый лунный трактор?
Ведь нельзя же! — год подряд
То тарелками пугают —
Дескать, подлые, летают,
То у вас собаки лают,
То руины говорят!

Мы кое в чём поднаторели:
Мы тарелки бьём весь год —
Мы на них уже собаку съели,
Если повар нам не врёт.
А медикаментов груды
Мы — в унитаз, кто не дурак.
Это жизнь! И вдруг — Бермуды!
Вот те раз! Нельзя же так!

Мы не сделали скандала —
Нам вождя недоставало:
Настоящих буйных мало —
Вот и нету вожаков.
Но на происки и бредни
Сети есть у нас и бредни —
И не испортят нам обедни
Злые происки врагов!

Это их худые черти
Мутят воду во пруду,
Это всё придумал Черчилль
В восемнадцатом году!
Мы про взрывы, про пожары
Сочинили ноту ТАСС…
Но примчались санитары
И зафиксировали нас.

Тех, кто был особо боек,
Прикрутили к спинкам коек —
Бился в пене параноик,
Как ведьмак на шабаше:
«Развяжите полотенцы,
Иноверы, изуверцы, —
Нам бермуторно на сердце
И бермудно на душе!»

Сорок душ посменно воют,
Раскалились добела —
Во как сильно беспокоят
Треугольные дела!
Все почти с ума свихнулись —
Даже кто безумен был,
И тогда главврач Маргулис
Телевизор запретил.

Читайте также:  Xerox 5335 какой тонер сыпать

Вон он, змей, в окне маячит —
За спиною штепсель прячет,
Подал знак кому-то — значит
Фельдшер вырвет провода.
И что ж, нам осталось уколоться,
И упасть на дно колодца,
И там пропасть, на дне колодца,
Как в Бермудах, навсегда.

Ну а завтра спросят дети,
Навещая нас с утра:
«Папы, что сказали эти
Кандидаты в доктора?»
Мы откроем нашим чадам
Правду — им не всё равно,
Мы скажем: «Удивительное рядом,
Но оно запрещено!»

Вон дантист-надомник Рудик —
У его приёмник «грюндиг»,
Он его ночами крутит —
Ловит, контра, ФРГ.
Он там был купцом по шмуткам
И подвинулся рассудком —
И к нам попал в волненье жутком
И с номерочком на ноге.

Он прибежал, взволнован крайне,
И сообщеньем нас потряс,
Будто наш научный лайнер
В треугольнике погряз:
Сгинул, топливо истратив,
Прям распался на куски,
И двух безумных наших братьев
Подобрали рыбаки.

Те, кто выжил в катаклизме,
Пребывают в пессимизме,
Их вчера в стеклянной призме
К нам в больницу привезли,
И один из них, механик,
Рассказал, сбежав от нянек,
Что Бермудский многогранник —
Незакрытый пуп Земли.

«Что там было? Как ты спасся?» —
Каждый лез и приставал,
Но механик только трясся
И чинарики стрелял.
Он то плакал, то смеялся,
То щетинился как ёж —
Он над нами издевался…
Ну сумасшедший — что возьмёшь!

Взвился бывший алкоголик —
Матерщинник и крамольник:
«Надо выпить треугольник!
На троих его! Даёшь!»
Разошёлся — так и сыпет:
«Треугольник будет выпит!
Будь он параллелепипед,
Будь он круг, едрена вошь!»

Больно бьют по нашим душам
«Голоса» за тыщи миль.
Мы зря Америку не глушим,
Ой, зря не давим Израиль:
Всей своей враждебной сутью
Подрывают и вредят —
Кормят, поят нас бермутью
Про таинственный квадрат!

Лектора из передачи
(Те, кто так или иначе
Говорят про неудачи
И нервируют народ),
Нас берите, обречённых, —
Треугольник вас, учёных,
Превратит в умалишённых,
Ну а нас — наоборот.

Пусть безумная идея —
Вы не рубайте сгоряча.
Вызывайте нас скорее
Через гада главврача!
С уваженьем… Дата. Подпись.
Отвечайте нам, а то,
Если вы не отзовётесь,
Мы напишем… в «Спортлото»!

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий

Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Песни в его исполнении звучат в десятке фильмов — «Короткие встречи», «Вершина», «Я родом из детства». После смерти артиста возле Театра на Таганке несколько дней стояли люди: с Высоцким пришла проститься вся Москва.

Источник

период времени, другая альтернатива, смелый риск, промышленная индустрия, антагонизм противоречий, информационное сообщение, главный приоритет, в мае месяце.

Зад.16. Найдите речевые ошибки. Определите их вид. Отредактируйте предложения.

1. Эта модель демонстративная, она не продаётся. 2. Я занял соседу тысячу рублей до завтра. 3. Разговор с этим человеком играл важное значение. 4. В этом магазине дорогие цены. 5. Мой брат закончил школу с медалью. 5. Ты не видишь очевидных фактов. 6. Наши товары импортируются во многие страны. 7. Красивые портьеры украшали комнату. 8. Отдых снимает нервное напряжение и утомляемость. 9. Это предложение мне гармонирует. 10. Ты довёл меня до белого колена. 11. Суд принял решение о дележе имущества между супругами. 12. Скрипя сердцем я подписал этот договор. 13. Я перешёл на более экономический тариф.

Зад.1. Прочитайте предложения. Заполните пропуски. Поставьте в выделенных словах ударения.

1. Согласно учредительному договору уставн…й капитал нашей фирмы составил 12,8 млн. руб.2. Вчера мой коллега прислал электронн… счёт-фактуру на поставку итальянских жалюз… . 3. На Большом проспекте открылся бутик, в этом бутике продаёт одежду известн… французск…кутюрье. 4. Мы заказали у бармена горяч… капучино, свеж… буше и шотландск… виски.5. Мне нужны драйвер… для принтера и сканера. 6. Вы предпочитаете бел… или розв… мартини? 7. Ремонт делали первоклассные мастер… . 7. На занятиях по информатике мы изучали мастер… шаблонов программы Word.

Зад.2. Поставьте существительные в форму единственного числа, определите их

род.

Фамилии — …; рояли -…; бандероли — …; плацкарты — …; расценки — …; кроссовки — …; тюли — …; мозоли — …; туфли -…; жираф — …; ботинки — …; тапки — …; босоножки — …; тапочки — …; бакенбарды — …; рельсы — …; манжеты — …; шампуни — …; запонки — …; лебеди — …; кеды — …; аэрозоли — … .

Зад.3. Укажите род данных имён существительных. Согласуйте с ними имена прилагательные.

Красив… тюль, душист… шампунь, солён… сулугуни, хрустальн… бра, красив… жалюзи, назначен… пенальти, многомиллионн… Дели, широк… Миссисипи, вкусн… салями, подорожавш… евро, приятн… визави, спел… киви, перенаселен… Хоккайдо, жирн… иваси, опасн… торнадо, симпатичн… протеже,модн… бикини, типичн… инженю, спел… манго, забавн… гризли, справедлив… рефери, вкусн… кольраби.

Зад.4. Определите родовую принадлежность аббревиатур. Согласуйте окончания глаголов-сказуемых с существительными-подлежащими.

1. ООН принял… к рассмотрению документ. 2. РИА сообщил… об этом на прошлой неделе. 3. ЖЭК произвёл… ремонт. 4. СМИ России был… представлен… ведущими телеканалами. 5. СНГ был… создан…. В 1989 году. 6. Это, наверное, был… НЛО. 7. ЦСКА опять одержал… победу. 8. СПИД уже унес… миллионы жизней. 9. Наш…

ООО специализировал…ся/сь на выпуске нотной продукции. 10 ФСБ запретил… публикацию секретного доклада. 11. ЦИК начал… подготовку к выборам. 12. В городе открыт… нов… загс. 14. МИД принял… важное решение. 15. ЮНЕСКО подготовил… рекомендации. 15. НАТО укрепил… свои позиции в Восточной Европе.

23

Зад.5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от следующих имён существительных.

Шофёр, профессор, бухгалтер, мастер, торт, инженер, договор, порт, катер, доктор, директор, паспорт, крем, инспектор, инструктор, джемпер, диспетчер, сторож.

Зад.6. Образуйте от приведённых ниже существительных форму родительного падежа множественного числа.

Солдаты, партизаны, спортсмены, гусары, полковники, генералы, противи, погоны, сапоги, чулки, носки, ботинки, туфли, бананы, клещи, тиски, кусачки, абрикосы, помидоры, яблоки, апельсины, консервы, макароны, пассатижи, каникулы, ножницы, плоскогубцы, болгары, таджики, грузины.

Зад.7 .Допишите окончания существительных.

1.Мы рассматривали художественные образ… , созданные Л.Толстым. В углу комнаты висели образ… . 2. Туристические лагер… расположились на берегу. Различные политические лагер… участвовали в митинге. 3. Утерянные пропуск… можно спросить на вахте. Пропуск… занятий без уважительной причины влияют на оценку. 4. Различные географические пояс… пересекают нашу страну. Нарядные пояс… дополняют костюмы. 5. Яркие тон… характерны для картин Рериха. Тон… сердца глуховаты. 6. Август. Зреют хлеб… .Хозяйка вынула из печи румяные хлеб… .7. Яркие цвет… вам к лицу. Цвет… украсят любой интерьер.

Зад.8. Употребите имена и фамилии в форме творительного падежа единственного

чила.

Наталья Седых, Жан-Клод ванн Дамм, Сергей Кириенко, Ирина Хакамада, Антонина Венда, Мартина Мицкевич, Светлана Карась, Елена ремесло, Иван Карась, Мария Семаненко, Алексей Ткачук, Владислав Третьяк, Николай Римский-Корсаков, Кузьма Петров-Водкин, Чарли Чаплин, Виталий Вульф.

Читайте также:  Аллергия на крем сыпь

Зад.9. Замените цифры словами, употребляя числительные и существительные в нужном падеже.

1. В олимпиаде по физике предложено участвовать 75 (участники). 2. Фруктовый сад разбит на 590 (гектары). 3. В 2010 (год) он окончил школу. 4. Длина реки равна 1715 (километры). 5. От 964 отнять 89. 6. В Индии говорят приблизительно на 845 (диалекты). 7. Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные. 8. Областной бюджет пополнился

957 000 (рубли).

Зад.10. Выберите нужную форму числительного.

По…сторонам улицы, на …берегах реки, у …сестёр, у …братьев, на …стенах, между … странами, между … государствами, … руками, …глазами, у … детей, к … ботинкам, приложит к … ушам, знаком с … братьями.

До (сколько) часов работает магазин?

Со (сколько) часов открывается библиотека? (Сколько) студентам пришлось переписывать работу? (Сколько) студентами выполнена лабораторная работа? ( Сколько) студентов не было на занятии?

Зад.11. Исправьте ошибки там, где они есть, и объясните их.

1.Шестеро девушек выполнили задание в срок. 2. Все три лыжницы нашей команды заняли призовые места. 3. У обоих малышек были огромные банты. 4. Тверь расположена по обеим берегам Волги. 5. Трое лисят жались к матери. 6. В зоопарк

24

привезли троих обезьянок, два крокодила и пять медвежат. 7. Он прошёл на лыжах более сто пятидесяти километров. 8. За подарок он заплатил около семьсот пятидесяти рублей.

Зад.12. Найдите ошибки в употреблении глагольных форм и исправьте их.

1. Я одел шапку и выбежал из дома. 2. Мой друг скоро выздоровит. 3. Весь его пыл скоро иссякнул. 4. Приятно отдохнуть на берегу и смотреть на воду. 5. Героем двигают высокие чувства. 6. Внук часто одевается бабушкой. 7. Он сыпет так много сахару.

Зад.13. Поставьте управляемые слова, данные в скобках, в правильном падеже, добавив, если нужно, предлог.

Удивляться (способности), абстрагироваться (повседневность), адекватный (оригинал), беспокоиться (сын), дисгармонировать (внешний вид), заплатить (долги), заслуживать (внимание), заслужить (доверие), озабоченность (состояние здоровья), рецензия (книга), полный (вода), скучать (дом, вы).

Зад.14. Составьте словосочетания.

1. Подготовка и руководство (аспиранты). 2. Объединение и управление (предприятия малого бизнеса). 3. Установка и уход (оборудование). 4. Познакомить и распространить (текст постановления). 5. Помогать и заботиться (ветераны завода).

Зад.15. Исправьте ошибки в следующих предложениях.

1. Брат часто писал домой: «Я очень тоскую по вам». 2. Докладчик оперировал с фактами. 3. За покупки можно оплатить наличными. 4. Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплинированностью. 5. Мы хватились Настю уже поздно вечером. 6. Эти факты лишний раз убеждают нас о том, что необходимо заботиться об окружающей среде. 7. Нерадивое отношение к человеческим ресурсам повлекло к огромным затратам незапланированных средств. 8. Согласно подписанного договора ей полагается отпуск через полгода. 9. В городе открыта школа по фигурному катанию.

Зад.16. Отредактируйте предложения, исправив ошибки.

1. В очерке журналист описывает о жизни в деревне. 2. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях. 3. Депутаты уделяют внимание на проблемы шахтёров. 4. В своей речи оратор указал об этих недостатках. 5. Приведённые примеры говорят за возможность применения этого метода. 6. Лётчик-космонавт был удостоен высокой наградой. 7. Не приходится доказывать о том, как важно очистить дороги от снега. 8. Прошу дать разъяснение о том, положен ли нам отпуск. 9. Требуются деловые люди для организации и руководства бизнеса. 10. Комитет самостоятельно образует и распоряжается средствами. 11. Указ регламентировал и вносил порядок во взаимоотношения властных структур. 12. Мы помним и отдаём дань уважения жертвам борьбы с фашизмом. 13. Избиратели надеются и верят своему депутату. 14. Завод руководит и координирует деятельность смежных предприятий.

Зад.17. Исправьте ошибки в построении предложений, оставив деепричастный оборот, но изменив вторую часть предложения.

1. Нажав на тормоза изо всех сил, машина всё-таки врезалась в дерево. 2. Пользуясь калькулятором, расчёт производится легко. 3. Приобретая карандаши, вам в подарок дарятся краски. 4. Приехав в дом отдыха, ей сказали, что мест нет. 5. Устав после занятий, мне не читалось. 6. Изучая приватизацию, обнаруживается определённая закономерность. 7. Окончив школу, перед каждым встаёт вопрос о выборе профессии. 8. Спустившись в метро, вам представляется совершенно другая картина. 9. Ласково улыбаясь, весь его облик выражает доброту и спокойствие. 10. Рано лишившись родителей, ему пришлось самому зарабатывать на жизнь.

25

Тема 7.Силистические нормы русского литературного языка

Зад.1. Слова в толковых словарях имеют стилистические и грамматические пометы. Определите, какие из приведенных помет стилистические.

(нареч.) – наречие; (м) – мужской род; (ж) – женский род; (обл.) – областное; (устар.) –устаревшее; (фам.) – фамильярное; (перех.) – переходный глагол; (спец.) – специальное; (безл.) – безличный глагол; (уничиж.) – уничижительное; (высок.) – высокое; (разг.) –разговорное.

Зад.2. Сгруппируйте приведенные слова по типу стилистической окраски (разговорная – нейтральная – книжная). Укажите, в каких функциональных стилях употребляются книжные по стилистической окраске слова.

Ахнуть, актуальный, анонс, бартер, взыскание, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, дуализм, зачетка, иждивение, забота, ион, иск, искатель, книга, книжка, книжонка, косинус, квартиросъемщик, картошка, лингвистика, начертать, неправосудный, невыполнение, норма, нормальный, отлынивать, периметр, пневмония, работать, рот, трудиться, усыновитель, усыновить, уста, эксперимент, эскалация, этимология, язык, языкознание.

Зад.3. В предложении Мы узнали новость все три слова стилистически нейтральны. Ниже даны 6 вариантов этого предложения, в каждом из которых есть определение к слову новость. Охарактеризуйте стилистическую окраску этого определения ( жаргонное, разговорное, нейтральное, канцелярское, поэтическое, книжно-литературное). В каком функциональном стиле и ситуации общения уместны данные предложения?

1.Мы узнали вышеозначенную новость.

2.Мы узнали громоподобную новость.

3.Мы узнали обнадеживающую новость.

4.Мы узнали приятную новость.

5.Мы узнали неплохую новость.

6.Мы узнали мировую новость.

Зад.4.Определите, какие слова в данных текстах неуместны, нарушают стилистическую норму. Замените стилистически подходящими.

1.Вышел из дому раненько. Темнотища кругом. А тут еще осадки. Промок, разозлился.

2.Спортсмен удачно провел все выступление, продемонстрировал высокий класс фигурного катания, но в конце сложной программы шлепнулся.

3.Мастер цеха постоянно насаждал передовой опыт.

Зад.5. Используя материал для справок, определите, какие языковые средства характерны для каждого функционального стиля. Заполните таблицу 1.

Материал для справок: термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент употребления частиц, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложения, длинные распространенные предложения.

26

Источник