Произведения есенина сыплет черемуха снегом

«Сыплет черемуха снегом…» Сергей Есенин

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

«Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной – порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей. Мысли молодого человека заняты только невестой, именно о ней он готов бесконечно петь. Белый цвет черемухи, который поэт сравнивает со снегом, подчеркивает «зелень в цвету и росе», контрастируя с ней. Есенину удается наполнить пейзаж запахами (смолистая сосна) и звуками (пение птиц), что позволяет читателям во всех подробностях нарисовать в воображении представленную Сергеем Александровичем картину.

Воспевание Родины было главной творческой задачей Есенина. В стихотворении «Сыплет черемуха снегом…» речь идет не о какой-то абстрактной природе, а о природе средней полосы России, которую поэт прекрасно знал и любил. Он родился в селе Константиново Рязанской губернии, в окружении бескрайних полей и прекрасных лесов. Уехав из дома, Есенин всегда сильно скучал по родным местам, поэтому нередко туда наведывался. В лирике Сергея Александровича часто встречаются народные черты – любовь к фольклору привила ему бабушка. Это видно и по произведению «Сыплет черемуха снегом…». В нем отражено синкретическое единство природы и человека, характерное для народного творчества. Лирический герой обращается к птицам, черемухе, лугам и дубравам. С ними он делится своими мыслями, радостями.

В стихотворениях Есенина природа показана в вечном движении, изменении и развитии. Словно человек она испытывает счастье и печаль, рождается и умирает. Поэтому в произведениях Сергея Александровича часто встречаются олицетворения: «черемуха сыплет», «травы никнут». Речевые фигуры употребляются не ради красного словца, а ради более полного и глубокого выражения себя. Отсюда рождается стремление к единству всего существующего на земле. В творческом мире Есенина люди, растения, животные, предметы и стихии – дети матери-природы.

Стихотворения Сергея Александровича стали основой для огромного количества песен, причем не только на русском языке. Положено на музыку и произведение «Сыплет черемуха снегом…». Композиция под названием «Черемуха» вошла в альбом «Клен ты мой опавший» российского певца Александра Подболотова.

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Данное стихотворение является текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:

  1. информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем
    момента оживления природы, её расцвета. Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты;
  2. цельностью, т.к. у текста есть план.
  1. Любование лирического героя приходом весны.
  2. Думы о невесте.
  3. Обращение к природе.

Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое;

  1. связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6 предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.
  2. когезией (внутритекстовой связью): личные местоимения (я –лирический герой, она – невеста, вы — птахи);
  3. завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);
  4. социологичностью, т.к. связан со своей эпохой, стихотворение символично, весна как невеста предстает перед нами в стихотворении. Текст и сам выполняет социологическую функцию: определяет человека, способного испытывать любовь и нежность к природе;
  5. диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.
  6. Единством внешней и внутренней формы:

Внешняя форма — лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно;
наблюдается совокупность языковых средств:
ассонанс звука [йэ] придает торжественность; стихотворение насыщено цветом («Зелень в цвету», «Пеной я цвет разнесу»), яркими эпитетами («Шёлковые травы»); олицетворения («Сыплет черёмуха», «Никнут травы») способствуют жизни, действию; инверсии («Никнут шёлковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста («Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); по рифме стихотворение напевное; наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной; по рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению – это совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализующая замысел автора – представить картину весны;

  1. абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком (С.Есениным) и для человека;
  2. развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы (см. п.№2);
  3. последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;

12,13) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

14) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу; показывает красоту природы весной, особое состояние героя;

15) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б)
шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, которые складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину;

16) интенциональностью, потому что каждый писатель и поэт ставит перед собой цель «достучаться» до читателя. Есенин вызывает у читателя бурю чувств, эмоций образами, которые создает и использует в своем стихотворении;

17) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь. Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

18) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

19) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

Читайте также:  Сыпь на теле у мужчины с вич фото

Основные единицы текста

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно разделить на три ССЦ:

1-ая часть – 1, 2 строфы;

2-ая часть – 3 строфа;

3-я часть – 4 строфа

Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.

Средняя часть – Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Концовка — Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки текстуальности.

Предлагаем вам красивые весенние стихи Сергея Есенина. Каждый из нас с детских лет хорошо знает стихи Сергея Есенина о весне
, а кто-то читает их своим детям и внукам. Эти стихотворения входят в школьную программу для разных классов.

Короткие стихи про весну Есенина
помогают не только развить речь и память, но и познакомиться с красивым временем года весна.

Стихи Сергея Есенина о весне

Стихотворение Чары С.Есенин

В цветах любви весна-царевна

По роще косы расплела,

И с хором птичьего молебна

Поют ей гимн колокола.

Пьяна под чарами веселья,

Она, как дым, скользит в лесах,

И золотое ожерелье

Блестит в косматых волосах.

А вслед ей пьяная русалка

Росою плещет на луну.

И я, как страстная фиалка,

Хочу любить, любить весну.

Стих Весенний вечер Сергея Есенина

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны.

Солнце садится за горы лесистые.

Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою в чаще березовой

Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие

С запада розовой лентой заря.

С нежностью смотрит на звезды далекие

И улыбается небу земля.

Стихи Наступление весны Есенина

Снег быстро тает,

Стихи Черемуха С. Есенина

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Стихи Весна Есенина

Приемлю жизнь, как первый сон.

Вчера прочел я в «Капитале»,

Хоть чертом вой,

Стучись утопленником голым, —

Я с отрезвевшей головой

Товарищ бодрым и веселым.

Гнилых нам нечего жалеть,

Да и меня жалеть не нужно,

Коль мог покорно умереть

Я в этой завирухе вьюжной.

Я тебя не трону.

Садись по птичьему закону.

Закон вращенья в мире есть,

Коль ты с людьми единой кущи, —

Мой бедный клен!

Прости, что я тебя обидел.

Твоя одежда в рваном виде,

Без ордера тебе апрель

Зеленую отпустит шапку,

В нежную охапку

Тебя обнимет повитель.

И выйдет девушка к тебе,

Водой окатит из колодца,

Чтобы в суровом октябре

Ты мог с метелями бороться.

Ее не слопали собаки:

Она была лишь не видна

Но драка кончилась.

Она своим лимонным светом

Деревьям, в зелень разодетым,

Так пей же, грудь моя,

Я нынче, отходя ко сну,

Не пускает почку.

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, —

Я одурманен весной.

Радугой тайные вести

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

Ну как же не любить мне вас,

Как не любить мне вас, цветы?

Я с вами выпил бы на «ты».

Шуми, левкой и резеда.

С моей душой стряслась беда.

С душой моей стряслась беда.

Шуми, левкой и резеда.

Желтый лик от солнца ярого.

Высоко над луговинами

По востоку пышет зарево.

Пеной рос заря туманится,

Словно глубь очей невестиных.

Прибрела весна, как странница,

С посошком в лаптях берестяных.

На березки в роще теневой

Серьги звонкие повесила

И с рассветом в сад сиреневый

Стихи Есенина: о любви, о жизни, биография, лирика

Стихи для детей русских поэтов про времена года

Стихи Сергея Есенина о весне — Времена года

Детские стихи про весну

Советская эстрада, гг

А.С. Пушкин. Капитанская дочка

Ах эта свадьба! Как встречать с караваем молодоженов

Аэродизайн создание фигур из шаров для начинающих

Вот уж вечер. Роса
Там, где капустные грядки
Поет зима — аукает
Под венком лесной ромашки
Темна ноченька, не спится
Хороша была Танюша, краше не было в селе,
За горами, за желтыми долами
Опять раскинулся узорно
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
ПОДРАЖАНЬЕ ПЕСНЕ
Выткался на озере алый свет зари.
Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Зашумели над затоном тростники.
Троицыно утро, утренний канон,
Туча кружево в роще связала,
Дымом половодье
Сыплет черемуха снегом,
На плетнях висят баранки,
КАЛИКИ
Задымился вечер, дремлет кот на брусе,
Край любимый! Сердцу снятся
Пойду в скуфье смиренным иноком
Шел господь пытать людей в любви,
ОСЕНЬ
Не ветры осыпают пущи,
В ХАТЕ
По селу тропинкой кривенькой
Гой ты, Русь, моя родная,
Я пастух, мои палаты —
Сторона ль моя, сторонка,
Сохнет стаявшая глина,
Чую радуницу божью —
По дороге идут богомолки,
Край ты мой заброшенный,
Заглушила засуха засевки,
Черная, потом пропахшая выть!
Топи да болота,
За темной прядью перелесиц,
В том краю, где желтая крапива
Я снова здесь, в семье родной,
Не бродить, не мять в кустах багряных
О красном вечере задумалась дорога,
Нощь и поле, и крик петухов…
О край дождей и непогоды,
ГОЛУБЕНЬ
Колокольчик среброзвонный,
Запели тесаные дроги,
Не напрасно дули ветры,
КОРОВА
Под красным вязом крыльцо и двор,
ТАБУН
ПРОПАВШИЙ МЕСЯЦ
О товарищах веселых,
Весна на радость не похожа,
Алый мрак в небесной черни
Прощай, родная пуща,
Покраснела рябина,
Твой глас незримый, как дым в избе.
В лунном кружеве украдкой
Там, где вечно дремлет тайна,
Тучи с ожереба
ЛИСИЦА
О Русь, взмахни крылами,
Гляну в поле, гляну в небо —
То не тучи бродят за овином
Разбуди меня завтра рано,
Где ты, где ты, отчий дом,
О матерь божья,
О пашни, пашни, пашни,
Нивы сжаты, рощи голы,
Зеленая прическа
Я по первому снегу бреду,
Серебристая дорога,
Отвори мне, страж заоблачный,
О верю, верю, счастье есть!
Песни, песни, о чем вы кричите?
Вот оно, глупое счастье
Проплясал, проплакал дождь весенний,
О муза, друг мой гибкий,
Я последний поэт деревни
Душа грустит о небесах,
Устал я жить в родном краю
О боже, боже, эта глубь —
Я покинул родимый дом,
Хорошо под осеннюю свежесть
ПЕСНЬ О СОБАКЕ
Закружилась листва золотая
Теперь любовь моя не та
По-осеннему кычет сова
ПЕСНЬ О ХЛЕБЕ
ХУЛИГАН
Все живое особой метой
Мир таинственный, мир мой древний,
Сторона ль ты моя, сторона!
Не ругайтесь. Такое дело!
Не жалею, не зову, не плачу,
Я обманывать себя не стану,
Да! Теперь решено. Без возврата
Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Сыпь, гармоника. Скука… Скука…
Пой же, пой. На проклятой гитаре
Эта улица мне знакома,
Годы молодые с забубенной славой,
ПИСЬМО К МАТЕРИ
Я усталым таким еще не был.
Этой грусти теперь не рассыпать
Мне осталась одна забава:
Заметался пожар голубой,
Ты такая ж простая, как все,
Пускай ты выпита другим,
Дорогая, сядем рядом,
Мне грустно на тебя смотреть,
Ты прохладой меня не мучай
Вечер черные брови насопил.
Мы теперь уходим понемногу
ПУШКИНУ
Низкий дом с голубыми ставнями,
СУКИН СЫН
Отговорила роща золотая
Синий май. Заревая теплынь.
СОБАКЕ КАЧАЛОВА
Несказанное, синее, нежное…
ПЕСНЯ
Заря окликает другую,
Ну, целуй меня, целуй,
Прощай, Баку! Тебя я не увижу.
Вижу сон. Дорога черная.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
Не вернусь я в отчий дом,
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Каждый труд благослови, удача!
Видно, так заведено навеки —
Листья падают, листья падают.
Гори, звезда моя, не падай.
Жизнь — обман с чарующей тоскою,
Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело
Я красивых таких не видел
Ах, как много на свете кошек
Ты запой мне ту песню, что прежде
В этом мире я только прохожий
ПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ
Эх вы, сани! А кони, кони!
Снежная замять дробится и колется,
Слышишь — мчатся сани, слышишь — сани мчатся.
Голубая кофта. Синие глаза.
Снежная замять крутит бойко,
Вечером синим, вечером лунным
Не криви улыбку, руки теребя,
Сочинитель бедный, это ты ли
Синий туман. Снеговое раздолье,
Свищет ветер, серебряный ветер,
Мелколесье. Степь и дали.
Цветы мне говорят — прощай,
Дополнение1

Читайте также:  Покраснение зуд сыпь половой орган

Источник

Тема урока :  С.Есенин   «Сыплет черёмуха  снегом»

                  Я буду воспевать

                     Всем существом  в поэте

                     Шестую часть земли        

                     С названьем кратким «Русь».

                                        С.А. Есенин                                                                                                                               

Цели урока:      образовательные:

  • показать обучающимся яркий, неповторимый талант русского поэта, его большую любовь к родине, раскрыть особенности его лирики.

  развивающие:

  • развивать навык чтения, мышление, творческие способности;

     воспитательные:

  • воспитывать трепетное, нежное отношение чувство к родной земле, к своему         Отечеству, к окружающей природе.

Метапредметные:

– регулятивные УУД: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно), планировать работу в группе, оценивать результаты своей работы на различных этапах урока;

– познавательные УУД: анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить в тексте сравнения, эпитеты, развивать внимание, память;

– коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе, проявлять терпимость к другому мнению.

Личностные результаты: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России, рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы.

Оборудование : презентация, карточки для обучающихся., аудиосредства

Ход урока

  1. Организационный  момент  .

Учитель:  Нас сегодня ждёт дорога,

                  И узнать нам надо много.

                  Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

                  Чтобы времени зря не терять

                  О том, как потрудились дома

                   Поспешите вы нам рассказать.    

  1. Проверка  домашнего задания.

      Выразительное чтение стихотворении  « Бабушкины сказки»

  1. Сообщение темы урока.

Презентация ( слайд 1, 2)

Учитель

— Внимательно посмотрите на лицо этого человека. ( читаются стихи) (слайд 3)

Есенин – нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел весёлый клён.

Из солнечного ливня,

Весеннее лицо,

Овеял ветер нивный

Цветочною пыльцой.

Образ чист и ясен,

Весь в кликах журавлей.

Ты- осиянный ясень

Над синевой полей.

       В этом стихотворении Михаила Герасимова мы  видим чистый, нежный образ поэта, как сама природа, о которой он  пишет. Сергей Есенин —  поэт Руси, он взял у  её природы даже характерные черты своей внешности6 чарующую синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес; мягкие кудри – у крон родных берёз, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу.

«Душа моя  — поле безбрежное…» — так он говорил о себе.

Есенин очень любил свой край, его природу. Для него природа – это вечная красота .

    Сегодня мы окунёмся ещё раз в чудесный, неповторимый  мир, в мир поэзии Есенина и познакомимся с одним из его стихотворений.

( слайд 4)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черёмуха слайд 5)

-Кто знает, что такое черёмуха?

— Да, это кустарник от 2 до 15 метров высотой.

 — Стихотворение «Сыплет черёмуха снегом»

-Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу.

Сейчас ребята расскажут нам об этом загадочном дереве.

Ученики

       — Черёмуха открывает дивное весеннее цветение деревьев и кустарников весной, известное в народе как «зелёный шум».

      —  Черёмуха распространена по всей Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири.

      —   В  плодах черёмухи содержится много полезных веществ: дубильные вещества, сахар, кислота ( в основном яблочная и лимонная), минеральные вещества, а ядра косточек богаты жирным маслом.

Читайте также:  Сыпь на теле у взрослого чешется что это может

      —   Свежие плоды, цветки, листья, кора и почки черёмухи содержат такие вещества, которые убивают не только микробы, но  и вредных насекомых.

      —    В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье, желе.

      —    Плоды и другие части растения используют в народной медицине как вяжущее и потогонное средство при многих заболеваниях.

       —    Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черёмухи. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому, эти холода  так и называются «черёмуховые».

Учитель

— За красоту и поэтический облик о черёмухе сложено немало стихов. К ней относятся с нежностью и любовью, её воспевают в стихах и песнях.

Например, И.С. Никитин в стихотворении «Черёмуха» писал: (слайд 6)

На черёмухе весной

Много листьев красовалося.

Гостей перебывалося

Вплоть до осени сырой.

А . Барто так описывает черёмуху в произведении «Весенняя гроза»: ( слайд 7)

Черёмуха, черёмуха

В овраге расцвела.

Черёмуха, черёмуха

Стоит белым-бела.

Образ черёмухи неразрывно связан со снегом у С. Есенина в стихотворении «Сыплет черёмуха снегом»

  1. Ознакомление  со  стихотворением  С. Есенина .

Анализ стихотворения.

Прослушивание фонограммы ( слайд 8 )

Учитель

  1. Какие строки стихотворения вам особенно понравились, запомнились?
  2. Какой вы представляете себе черёмуху? ( как невесту…)

— Неторопливо перечитайте стихотворение  Есенина.

— Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение?

А может ли черёмуха сыпать снегом?

            — Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили особое настроение, они часто подбирают слова, в которых  повторяются  звуки З-С.

 —  Воспользовался ли таким приёмом Есенин?

Попробуем  прочитать первые  восемь строк, выделяя эти звуки.

Видите, и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька.

Всё богатство  словесной живописи у Есенина подчинено цели – дать читателю почувствовать красоту  и животворящую силу природу.

 ( Неторопливо, с любованием)

Дети работают с карточками ( цветопись ) и определяют настроение каждого четверостишия. (Методика Лутошкина )

 ( слайд 9)

1.

3.

восторженное

радостное, тёплое

светлое, приятное

2.

4.

спокойное, ровное

грустное, печальное

тревожное, тоскливое

полный упадок

 Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках. Чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведёт речь о черёмухе и ручейке.

( Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят  ему на помощь)

— Весна напоминает поэту  о любимой девушке. Автор неслучайно видит её образ.

— А с чьим образом он её сравнивает? ( с образом весны)

— Чем наслаждается автор? ( пеньем птиц, оживлением весны)

Поэзия Есенина многоцветна, но она не просто наделена красками, а органически слита музыкой и цветом и внутренним миром  поэта.

— Какова насыщенность цвета?  ( зелень, цвета радуги )

Учитель: ( слайд 10 )

      Все русские поэты горячо любили и любят свою Родину. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и многие другие писали о родине с грустью и нежностью, с  восхищением и любовью. Сегодня мы увидели, что С.А. Есенин  принадлежит к их числу. Огромная  любовь к Родине дала С.Есенину право сказать:

Но и тогда,

Когда на всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Все стихи Есенина согреты безграничной любви к Родине. Они поражают своей яркостью и задушевностью. Многие стихи положены на  музыку. Лирический, плавный мотив чувствуется в песне  на стихотворение «Сыплет черёмуха снегом».

Я предлагаю вам послушать эту песню.  ( слайд 11)

— Очень хочется верить, что вы ещё  не раз в течение жизни откроете  томик  со стихами С.Есенина.

VI. Домашнее задание (дифференцированное). ( слайд 12)Я думаю, что вы за время урока достаточно близко познакомились со стихотворением и строки его еще свежи в голове. Дома вам останется только повторить его.

Черемуха не только внешне красива, но и очень полезна. Чем она полезна нам расскажет на следующем уроке 1 группа. (Под руководством учителя дети будут искать информацию в справочной литературе и на заданном сайте сети Интернет, готовить сообщения.)

Иллюстрирование стихотворения – 2 группа.

VII. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

– Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своем стихотворении? Каковы его главные мысли? (Любовь к родному краю, к природе.) Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.) Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы. (Проанализировать, достигнуты ли на уроке учебные задачи.) Что нового вы узнали о С. Есенине? Что открыли? Какое чувство осталось у вас после прочтения стихотворения? Есть ли у кого желание узнать что-то новое о поэте и познакомиться с другими его произведениями? Ребята, что удалось и что не удалось? Что было особенно трудно и над чем еще предстоит потрудиться? За что вы похвалили бы себя?

Самооценка. Оценивание своей работы с точки зрения усвоения новой информации: ( слайд 13 )

  • узнал много интересного и многое запомнил
  • узнал многое, но не все запомнил
  • узнал мало и мало, что запомнил, нужно еще повторить

Оценочные суждения учителя с созданием ситуаций успеха, отметить продвижения учащихся.

Я надеюсь, урок вам запомнился и вам еще захочется прочитать и другие стихотворения С. Есенина и через них открыть и понять самого поэта.

Приложение.

Черёмуха открывает дивное весеннее цветение деревьев и кустарников весной, известное в народе как «зелёный шум».

      —  Черёмуха распространена по всей Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири.

      —   В  плодах черёмухи содержится много полезных веществ: дубильные вещества, сахар, кислота ( в основном яблочная и лимонная), минеральные вещества, а ядра косточек богаты жирным маслом.

      —   Свежие плоды, цветки, листья, кора и почки черёмухи содержат такие вещества, которые убивают не только микробы, но  и вредных насекомых.

      —    В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье, желе.

      —    Плоды и другие части растения используют в народной медицине как вяжущее и потогонное средство при многих заболеваниях.

       —    Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черёмухи. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому, эти холода  так и называются «черёмуховые».

Источник