Стихи сыплет дождик большие горошины рвется ветер и даль нечиста

Стихи сыплет дождик большие горошины рвется ветер и даль нечиста thumbnail

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

Анализ стихотворения «Сентябрь» Заболоцкого

Николай Алексеевич Заболоцкий — мастер пейзажной лирики. В стихотворении «Сентябрь» он смотрит на начало осени не только как поэт, но и как живописец.

Стихотворение в 1957 году. Его автору исполнилось 54 года, у него случился кризис в семейной жизни, а жить ему остался всего один год. Он издал сборник «Последняя любовь», закончил перевод «Витязя в тигровой шкуре». По жанру — пейзажная лирика, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Лирический герой — сам автор. В юности Н. Заболоцкий увлекался рисованием. Вот и в этом стихотворении он просит смелого художника схватить и передать красоту сентябрьских дней. Месяц начинается вполне по-осеннему: сыплет дождик, рвется ветер. Но вот наступает «бабье лето», последние недели или дни сентября: в царство тумана и морока первый луч летит. Значит, еще разойдутся тучи, станет прозрачным воздух, будет еще тепло и сухо. «Орешина, вспыхнув, засияла»: имеются в виду красная, желтая листва и побуревшие прицветники, окружающие каждый орешек.

Что ж, самое время браться за кисть и писать шедевр. «Золотой и гранатовой»: только такими красками можно передать очарование этого дерева. Поэт просит изобразить орешник метафорически, как молодую царевну. Чтобы она стала олицетворением осени и уходящего сентября: на заплаканном (дождями), беспокойно скользящей улыбкою (ветерком), вечно юную (перед наступлением настоящей, предзимней осени). Уже в первых строфах Н. Заболоцкий обращается к читателю на «ты» и в повелительном наклонении, но только чуть позднее становится ясно, что читатель должен быть еще и живописцем: нарисуй эту девушку мне. Он как бы советует читателю поспешить, не раздумывать. Уменьшительные суффиксы придают больше трепета этому произведению: дождик, деревце. Повторы: нарисуй, значит. Противопоставление: непогодь, нечистая даль и первый луч солнца, придающий всему вокруг мягкое сияние. Эпитеты: взъерошенный, зыбкою. Метафора: даль занавешена, большие горошины. Метонимия: царство. Множество сравнений: как арку из каменных плит, словно девушка, золотой, как огонь, словно деревце. Олицетворения: сыплет, рвется, закрывается тополь. Первая строфа построена на приеме инверсии.

Для зрелого творчества Н. Заболоцкого характерны классическая форма и философское содержание. Поэт умеет вовлечь в круг своих гармоничных образов даже неподготовленного читателя.

  • Следующий стих → Николай Заболоцкий — Сквозь волшебный прибор Левенгука
  • Предыдущий стих → Николай Заболоцкий — Сказка о кривом человечке

Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Сентябрь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

НА ГЛАВНУЮ
 СОДЕРЖАНИЕ:
 Н.ЗАБОЛОЦКИЙ:СТИХИ:

 
ОСЕНЬ
ЛОДЕЙНИКОВ
ПРОЩАНИЕ
НОЧНОЙ САД
ГОЛУБИНАЯ КНИГА
СОЛОВЕЙ
УТРО
СКВОРЕЦ
В ЭТОЙ РОЩЕ
Я ТРОГАЛ ЛИСТЫ
В ТАЙГЕ
ЗАВЕЩАНИЕ
ЖУРАВЛИ
ЧИТАЯ СТИХИ
ОТТЕПЕЛЬ
ЛЕБЕДЬ В
ЗООПАРКЕ
СВЕТЛЯКИ
ОБЛЕТАЮТ МАКИ
СОН
ПОЭТ
НЕУДАЧНИК
В КИНО
НЕКРАСИВАЯ
ДЕВОЧКА
О КРАСОТЕ ЛИЦ
ПОСЛЕДНЯЯ
ЛЮБОВЬ
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
ДЕТСТВО
ПТИЧИЙ ДВОР
ЭТО БЫЛО ДАВНО
СНЕЖНЫЙ
ЧЕЛОВЕК
ОДИНОКИЙ ДУБ
СЕНТЯБРЬ
ГРОЗА ИДЕТ
ГОРОДОК
ПЕТУХИ
НЕ ПОЗВОЛЯЙ
ДУШЕ

СТОЛБЦЫ
И ПОЭМЫ:
БЕЛАЯ НОЧЬ
ФУТБОЛ

БОЛЕЗНЬ
ДВИЖЕНИЕ
СВАДЬБА
РЫБНАЯ ЛАВКА
НА ЛЕСТНИЦАХ
НАРОДНЫЙ ДОМ
ЦИРК
ПРОГУЛКА
ИСКУШЕНИЕ
МЕРКНУТ ЗНАКИ
ПТИЦЫ
ЦАРИЦА МУХ
БИТВА СЛОНОВ
ТОРЖЕСТВО
ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
БЕЗУМНЫЙ ВОЛК
ДЕРЕВЬЯ
ПОХОД
СОХРАНЕНИЕ
ЗДОРОВЬЯ
КУЗНЕЧИК
ГЕНЕРАЛЬСКАЯ
ДАЧА
ИЛЬИ МУРОМЕЦ
СЛОВО О ПОЛКУ
ИГОРЕВЕ
ПЕРЕВОДЫ

 
 

 Стихотворения: СЕНТЯБРЬ.
ВЕЧЕР НА ОКЕ: Николай
Заболоцкий
 
 
СЕНТЯБРЬ

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

ВЕЧЕР НА ОКЕ

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обремененная работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.

И лишь когда за темной чащей леса

Вечерний луч таинственно блеснет,

Обыденности плотная завеса

С ее красот мгновенно упадет.

Вздохнут леса, опущенные в воду,

И, как бы сквозь прозрачное стекло,

Вся грудь реки приникнет к небосводу

И загорится влажно и светло.

Из белых башен облачного мира

Сойдет огонь, и в нежном том огне,

Как будто под руками ювелира,

Сквозные тени лягут в глубине.

И чем ясней становятся детали

Предметов, расположенных вокруг,

Тем необъятней делаются дали

Речных лугов, затонов и излук.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь.

1957

«Кто мне откликнулся в чаще лесной?..»

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Старый ли дуб зашептался с сосной,

Или вдали заскрипела рябина,

Или запела щегла окарина,

Или малиновка, маленький друг,

Мне на закате ответила вдруг?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Ты ли, которая снова весной

Вспомнила наши прошедшие годы,

Наши заботы и наши невзгоды,

Наши скитанья в далеком краю, —

Ты, опалившая душу мою?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Утром и вечером, в холод и зной,

Вечно мне слышится отзвук невнятный,

Словно дыханье любви необъятной,

Ради которой мой трепетный стих

Рвался к тебе из ладоней моих…

1957 

…………………………………………..
 Саша
Черный и
другие поэты: Николай
Заболоцкий

 

 
  Читать
стихотворения Заболоцкого. Николай Заболоцкии стихи и поэмы — тексты
онлайн.

 

Источник

Сегодня у нашего администратора группы Валентины Моспановой день рождения, давайте все вместе поздравим её с этой датой.
Валечка, С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ ТЕБЯ! я желаю тебе исполнения всех мечтаний, крепкого здоровья и безграничного счастья! Пускай в твоем сердце всегда царят любовь и доброта! Желаю тебе море положительных эмоций, отличного настроения и красочных моментов! Пускай твоя улыбка украшает этот мир!
Озорны и прекрасны
Глаза Валентины,
Находящие только
Цветы на земле!
Так восходит луна
Из

У каждого, как известно, свое счастье… Валюш, в твой рождения я конечно традиционно желаю тебе, нашей дорогой имениннице, долгих лет, крепкого здоровья и неизменной удачи! И также я от всего сердца желаю тебе найти то счастье, которое предназначено судьбою только для тебя!

ДОРОГИЕ НАШИ УЧАСТНИКИ , ДРУЗЬЯ И ГОСТИ , РОДИВШИЕСЯ В ИЮНЕ, ПРИМИТЕ НАШИ САМЫЕ ДОБРЫЕ , ТЕПЛЫЕ И ИСКРЕННИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ !!!

Наступил июнь, начало лета,
Словно обещание всего:
Будет много солнца, много света,
Будет новой жизни торжество!
Кто рожден в июне, тот лучится
Радостью, любовью, теплотой.
Так пускай все лучшее случится,
В этот час, и день, и год с тобой.

Читайте также:  Красное горло и сыпь на теле у ребенка с фото

добавлена 9 марта в 09:55

А кто-то нам скажет, сошли все с ума. Пишут стишки, пожеланья друг другу. А я говорю Вам, спасибо друзья! За то, что Вы есть и протяните руку. За Ваши стихи, за улыбки, за смех! За те поздравления, что искренне шлете. Включаю компьютер, и вижу Вас всех. Меня к себе в гости, зовете и ждете. Спасибо за то, что Вы есть у меня! Спасибо друзья и родные подруги. Я с Вами общаюсь со всеми ЛЮБЯ. И нет расстояний и нет разлуки. А кто-то нам скажет, сошли все с ума. Не зная друг друга, в любви признаются.

добавлена 12 ноября 2019 в 10:54

Моим друзьям, кто сердцем дорог,
А так же те, кто просто заглянул сюда!
Всем от Души Вам я желаю
Чтоб не грустили никогда.
Чтоб улыбались Вы почаще,
Чтоб заразителен был смех,
Чтоб поселилась в сердце радость
И ждал везде, чтоб Вас успех.
Любовь жила, чтоб в Вашем сердце,
Покой царил в Душе у Вас,
Пусть исполняются желанья,
Сегодня, завтра, каждый час!!!

добавлена 24 августа 2019 в 14:29

Дорогие , участники и гости группы ,
хотелось бы напомнить , что наша группа — это группа : поэзии и прозы …
Поэтому очень просим , Вас, не выставлять просто : картинки , плакаты , фото , гифки и просто — видео. Темы — обязательно должны содержать : стихи или прозу … Просим отнестись к этому с понимаем ! С уважением к вам — администрация группы !

добавлена 8 июня 2019 в 22:02

добавлена 31 января 2019 в 13:23

Дорогие участники группы, не оставайтесь равнодушными!!!        
 Администрация группы старается для вас. Не будьте просто наблюдателями. Каждый ваш лайк- это награда для нас и для вас!  Предлагайте свои  темы,стихи,цитаты,фразы,мысли!!! Юмор приветствуется!!!  Хорошая музыка тоже!!!!  Но не пошлость,не одни плейкасты, не одни картинки!!!! Общайтесь,приглашайте друзей!!!
Мы хотим,чтобы в нашей группе всем было уютно и комфортно!!!

добавлена сегодня в 06:00

С добрым утром, с прекрасным началом дня. Пусть подарит тебе солнышко заряд бодрости и энергии, а свежий ветер – надежду и вдохновение. Желаю тебе прожить этот день с улыбкой, не переставая мечтать, творить и любить!

добавлена сегодня в 00:06

Мы все немного первобытны,
Хоть и не ведаем о том,
В страстях безумных ненасытны,
Но не безумны мы зато.
Пусть обоняния остатки
Убогим делают наш мир,
На ароматы мы так падки,
И помним все их, mon ami.
Как в пахли руки мамы в детстве,
Как пах с тетрадками портфель,
Пруд с камышами по-соседству,
На Новый год в гирляндах ель.
И запах первой сигареты,
И запах крови юных драк,
В кино с подругами билеты,
И туристический рюкзак,
Как пахла первая зарплата
Купюрами СССР,
Как пах дымок из автомата,
П

добавлена сегодня в 00:04

Спасибо, что погода есть.
Она ведь есть у нас всё время.
То дождик капает на темя,
То сушь и впору в воду лезть.
Я в среду рада, что среда.
В субботу рада, что суббота.
Мне быть счастливой так охота,
Ну так охота, что беда!
Лариса Миллер

За двойными рамками стекол
Бродит месяц ночной дорогой,
Как летящий по небу сокол,
Наполняя своей тревогой.
Мои мысли в небо уносит,
Окунает их в глубь пространства,
Звезды острым серпом он косит —
Князь серебряный непостоянства.
Будет медленно мерить небо
И сиять в небесах до рассвета.
Ночью — быль, а днем будет небыль
В переливах дневного света.
Я о месяце позабуду,
Только ночью примчится сокол,
Серебро будет лить из сосуда,
За двойными рамками стекол.
Елизавета Комарова.

Из всех моментов жизни, бытия,
С особой нежностью мы выделяем вечер.
Надежда он, что день прожит не зря,
И вера, что грядущий будет встречен.

Источник

Анализ поэтических произведений вызывает в школе серьезные трудности. Поэтический образ ёмок, глубок, автор многого не досказывает, рассчитывая на воображение читателя, и важнейшая задача словесника на уроках литературы – развивать творческую фантазию и ассоциативное мышление учащихся. «Что же такое точное слово в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес – лесом, синее – синим, большое – большим, — пишет А. Урбан в своей книге «Стихи – собеседники» , — но… точность эта не совсем обычная. (1, с. 80) Поэт идет дальше самого добросовестного наблюдателя» . Действительно, по-настоящему талантливый поэт видит сверх видимого еще нечто такое, что может взволновать нас, пробудить интерес к уже знакомым, много раз воспетым звездам, лесам, озерам. Читатели должны почувствовать, что мир поэзии – это прекрасный, в чем — то необычный мир. Легко ли это? Есть много возможностей разных прочтений художественного произведения. Однако популярный прием устного словесного рисования при изучении лирики ведет к прозаическому пересказу текста, и поэтическое настроение стихотворения исчезает. Также любому лирическому стихотворению противопоказан анализ, сопровождающийся постановкой десятков вопросов, которые разрушают целостное восприятие текста.
В этой связи уроки – мастерские дают возможность учащимся свободно работать со словом, почувствовать глубину подтекста, представить то, что нарисовал сам поэт. Принцип работы мастерской – парадокс, неожиданное знание, удивление, и обращение к творчеству Н. Заболоцкого не случайно. Каждое его стихотворение – это открытие, оригинальное, глубоко философское толкование взаимоотношений природы и человека, который открывает в ней все новые тайны, находит все новые соответствия своему внутреннему миру. Мы обратились лишь к одному стихотворению Н. Заболоцкого, чтобы провести полный лингвистический анализ текста, помочь учащимся правильно понять художественный текст через язык, «языковые дроби» , из которых слагаются целые образные единицы языка, увидеть образность каждого слова. Эпиграфом к уроку взяты слова самого Н. Заболоцкого: «Слова должны ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу…» (2, с. 51) Именно так перекликаются слова в стихотворении «Сентябрь» Чудесно и знаменательно это тонкое переплетение образов девушки и деревца, смены света и тени.
Выразительное чтение стихотворения.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

На этапе побуждения к действию звучат вопросы учителя: что можно сделать с предметом? (съесть, сломать, понюхать и т. д. )
-А что можно сделать со стихотворением?
Примерные ответы: озаглавить по-другому, подобрать другие эпитеты, переставить строчки, определить размер; увидеть, услышать, ощутить вкус, запах (ассоциации по звучанию, вкусу, запаху) , почувствовать холод или тепло, найти ключевые слова, подобрать слова- ассоциации по смыслу, звучанию; определить тему, идею, нарисовать, найти стилистические фигуры, найти и расшифровать тропы.
На втором этапе работы (индукция) учащиеся выбирают любой вид работы и занимаются индивидуально или в парах. На этапе индукции создается эмоциональный настрой, включается подсознание области чувств ученика, формируется личное отношение к предмету.

Читайте также:  Лимфома сыпь на коже

Источник

  • Анализ стихотворений
  • Заболоцкий
  • Сентябрь



Анализ стихотворения ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ»

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь № 1

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Сентябрь» было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень — время, любимое многими поэтами и художниками. Все мы помним «Золотую осень» Левитана. «Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса», — эти строки, став­шие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. Баратынский, Пушкин, Тютчев — все они писали об осени. Свой оригинальный взгляд на осеннюю природу пред­ставляет нам Н. Заболоцкий.

Стихотворение построено на основе антитезы. Компози­ционно мы можем выделить в нем две условные части. Первая часть — это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрь­ский пейзаж:

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.

Вторая часть — все остальные строфы. Мы видим, как мерт­вый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, про­бившимся сквозь облака:

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

И вся природа сразу оживляется, становится яркой, дос­тойной кисти живописца. В финале поэт сопоставляет приро­ду и человека: словно девушка, вспыхнув, «засияла в конце сентября» орешина. И это хрупкое деревце напоминает ему «молодую царевну в венце»:

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитет («серебристой изнанкой листа»), срав­нение («словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце»), олицетворение («Закрывается тополь взъерошенный Сереб­ристой изнанкой листа»).

Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев «Есть в осени пер­воначальной», А.С. Пушкин «Осень».

Скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров (сравнение осени с «чахо­точной девой» у Пушкина).

Здесь искали:
  • заболоцкий сентябрь анализ стихотворения
  • анализ стихотворения Заболоцкого
  • анализ стихотворения заболоцкого сентябрь

вся

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь № 2

СЕНТЯБРЬ — стихотворение Заболоцкий Н. А.

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь № 3

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

слушать, скачать аудио стихотворение
СЕНТЯБРЬ Заболоцкий Н. А.
к общему сожалению, пока аудио нет

анализ, сочинение или реферат о стихотворении
СЕНТЯБРЬ:

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь № 4

Но. Если вы не нашли нужного сочинения или анализа и Вам пришлось таки написать его самому, так не будьте жмотами! Опубликуйте его здесь, а если лень регистрироваться, так пришлите Ваш анализ или сочинение на и это облегчит жизнь будущим поколениям, к тому же Вы реально ощутите себя выполнившим долг перед школой. Мы опубликуем его с указанием Ваших ФИО и школы, где Вы учитесь. Поделись знанием с миром!

Коллеги — педагогический журнал Казахстана

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь № 5

Учительские университеты

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь № 6

Урок литературы в 11 классе. «Н.Заболоцкий «Сентябрь». Вариативность работы со словом».

Мангуткина Гульфия Хамитовна, учитель русского языка и литературы.
Республика Казахстан, ВКО, г. Семей, ГУ «Средняя общеобразовательная школа- лицей № 7»
ВАРИАТИВНОСТЬ РАБОТЫ СО СЛОВОМ. Н. ЗАБОЛОЦКИЙ «СЕНТЯБРЬ». (УРОК- МАСТЕРСКАЯ).

Анализ поэтических произведений вызывает в школе серьезные трудности. Поэтический образ ёмок, глубок, автор многого не досказывает, рассчитывая на воображение читателя, и важнейшая задача словесника на уроках литературы – развивать творческую фантазию и ассоциативное мышление учащихся. «Что же такое точное слово в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес – лесом, синее – синим, большое – большим, — пишет А. Урбан в своей книге «Стихи – собеседники», — но… точность эта не совсем обычная.(1, с. 80) Поэт идет дальше самого добросовестного наблюдателя». Действительно, по-настоящему талантливый поэт видит сверх видимого еще нечто такое, что может взволновать нас, пробудить интерес к уже знакомым, много раз воспетым звездам, лесам, озерам. Читатели должны почувствовать, что мир поэзии – это прекрасный, в чем — то необычный мир. Легко ли это? Есть много возможностей разных прочтений художественного произведения. Однако популярный прием устного словесного рисования при изучении лирики ведет к прозаическому пересказу текста, и поэтическое настроение стихотворения исчезает. Также любому лирическому стихотворению противопоказан анализ, сопровождающийся постановкой десятков вопросов, которые разрушают целостное восприятие текста.
В этой связи уроки – мастерские дают возможность учащимся свободно работать со словом, почувствовать глубину подтекста, представить то, что нарисовал сам поэт. Принцип работы мастерской – парадокс, неожиданное знание, удивление, и обращение к творчеству Н. Заболоцкого не случайно. Каждое его стихотворение – это открытие, оригинальное, глубоко философское толкование взаимоотношений природы и человека, который открывает в ней все новые тайны, находит все новые соответствия своему внутреннему миру. Мы обратились лишь к одному стихотворению Н.Заболоцкого, чтобы провести полный лингвистический анализ текста, помочь учащимся правильно понять художественный текст через язык, «языковые дроби», из которых слагаются целые образные единицы языка, увидеть образность каждого слова. Эпиграфом к уроку взяты слова самого Н.Заболоцкого: «Слова должны ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу…»(2, с. 51) Именно так перекликаются слова в стихотворении «Сентябрь» Чудесно и знаменательно это тонкое переплетение образов девушки и деревца, смены света и тени.
Выразительное чтение стихотворения.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

На этапе побуждения к действию звучат вопросы учителя: что можно сделать с предметом? (съесть, сломать, понюхать и т.д.)
-А что можно сделать со стихотворением?
Примерные ответы: озаглавить по-другому, подобрать другие эпитеты, переставить строчки, определить размер; увидеть, услышать, ощутить вкус, запах (ассоциации по звучанию, вкусу, запаху), почувствовать холод или тепло, найти ключевые слова, подобрать слова- ассоциации по смыслу, звучанию; определить тему, идею, нарисовать, найти стилистические фигуры, найти и расшифровать тропы.
На втором этапе работы (индукция) учащиеся выбирают любой вид работы и занимаются индивидуально или в парах. На этапе индукции создается эмоциональный настрой, включается подсознание области чувств ученика, формируется личное отношение к предмету. Учитель приглашает учеников к поиску и творчеству и перед их выступлениями предлагает поразмышлять над словами драматурга 18 века Я. Княжнина:
Читается трояким образом:
Читать и не понимать,
Читать и понимать,
Читать и понимать то, что не написано.(3, с. 72)
Задание: нарисуйте портрет третьего читателя.
— Это творческий читатель, сопереживающий, наблюдательный, с особой читательской зоркостью, умеющий понять то, что скрывается за словами. Именно такими читателями хотел бы видеть каждый учитель своих учеников.
— Он живет с автором, автор ощущает его взгляд, ждет его смеха или слез.
— это художник.
«Художник- вместилище эмоций, которые приходят к нему со всех сторон: с неба, с земли, от клочка бумаги, от очертания тени, от паутины» (П. Пикассо)
Третий этап урока – представление, или социализация. Были выбраны разные виды представления: кластеры, ассоциативные схемы, рисунки, языковой анализ. Несмотря на кажущуюся разрозненность заданий, в выступлениях учащихся прослеживается единое направление работы над словом, поэтикой Н.Заболоцкого, формулой творчества которого стала провозглашенная им триада: мысль- образ- музыка. Лирические стихотворения Н. Заболоцкого по характеру воздействия сближаются с музыкой. Музыкальность его поэзии использовалась композиторами, сочинявшими песни на стихи Н.Заболоцкого. (Звучит песня «Осеннее утро» из кинофильма «Служебный роман»)
Примерный анализ текста. Наблюдения учащихся и учителя.
Тропы. Эпитеты: серебристой изнанкой.
Олицетворения: взъерошенный тополь, орешина засияла.
Сравнения: как сквозь арку из каменных плит; словно девушка, вспыхнув, орешина; золотой, как огонь.
Метафоры: орешина- девушка; царство тумана и морока.
Стилистические фигуры. Лексический повтор: нарисуй эту девушку мне. Нарисуй, словно деревце, зыбкую…
Синтаксический параллелизм: сыплет дождик; рвется ветер; закрывается тополь.
Инверсия: на полотне золотой, как огонь, и гранатовой нарисуй эту девушку мне.
Анафора: нарисуй.
Риторические фигуры. Обращения: живописец.
Фонетические изобразительные средства.
Аллитерация: повтор согласных звуков.(н)
Царевну в венце; не навек занавешена; на заплаканном юном лице.
Создание особой выразительности, звонкости.
Что слышу: звон капель дождя, шум ветра. Ощущаю запах дождя, влаги (на заплаканном лице).Цвета: золото, гранат, серебро.
Рифма: мужская и женская.
Ассоциации по смыслу: орешина- дерево- девушка.
Ассоциации по звучанию: орешина- черешина.
Пятистишие: Орешина
Мокрая, заплаканная.
Вспыхнула, засияла, изменилась.
Молодая царевна в венце.
Девушка.
Идея стихотворения: торжество света после тьмы, яркость красок, не все потеряно, сказка с хорошим концом (даль не навек занавешена), связь человека и природы.
Учащиеся комментируют эпиграф и отвечают на вопрос: «Каким вы увидели самого автора?»
На этапе рефлексии учащиеся создают собственные тексты на основе выбранного понравившегося словосочетания. Напутствие учителя: « Вы можете написать то, что пожелаете, потому что, когда мы читаем стихотворения, они могут вызвать любые ваши воспоминания, ассоциации, которые внешне не связаны с текстом, но в этом и заслуга истинного художника: заставить нас мыслить и сопереживать».
Работа на языком лирического стихотворения многогранна. Это выяснение значения того или иного слова в данном контексте, сопоставление вариантов стихотворений (проникновение в лабораторию писателя), введение в текст пропущенных эпитетов: поиск нужных слов обостряет внимание к языку, помогает увидеть значение слов в создании образа. Наблюдения над выбором точного образного слова можно проводить на каждом уроке. Разумеется, в процессе анализа художественного текста мы привлечем внимание лишь к некоторым словам, особенно значительным в раскрытии образного содержания стихотворения. «Всякое стихотворение, — замечает Блок, — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды».(4, с. 147) Эти слова и составляют главный объект наблюдения. Таким образом, работая со словом в нашей мастерской, соединяя и сталкивая разные ряды слов, мы видим, как раскрывается смысл поэтических строк и рождается новизна в восприятии стихотворения.

Читайте также:  Способы лечения прыщей угревой сыпи

Просмотров. 4672 | Рейтинг. 0.0 / 0

Николай Заболоцкий — Сыплет дождик большие горошины ( Сентябрь )

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь № 7

Syplet dozhdik bolshiye goroshiny,
Rvetsya veter, i dal nechista.
Zakryvayetsya topol vzyeroshenny
Serebristoy iznankoy lista.
No vzglyani: skvoz otverstiye oblaka,
Kak skvoz arku iz kamennykh plit,
V eto tsarstvo tumana i moroka
Pervy luch, probivayas, letit.
Znachit, dal ne navek zanaveshena
Oblakami, i, znachit, ne zrya,
Slovno devushka, vspykhnuv, oreshina
Zasiala v kontse sentyabrya.
Vot teper, zhivopisets, vykhvatyvay
Kist za kistyu, i na polotne
Zolotoy, kak ogon, i granatovoy
Narisuy etu devushku mne.
Narisuy, slovno derevtse, zybkuyu
Moloduyu tsarevnu v ventse
S bespokoyno skolzyashchey ulybkoyu
Na zaplakannom yunom litse.

Csgktn lj;lbr ,jkmibt ujhjibys,
Hdtncz dtnth, b lfkm ytxbcnf/
Pfrhsdftncz njgjkm dp]thjityysq
Ctht,hbcnjq bpyfyrjq kbcnf/
Yj dpukzyb: crdjpm jndthcnbt j,kfrf,
Rfr crdjpm fhre bp rfvtyys[ gkbn,
D nj wfhcndj nevfyf b vjhjrf
Gthdsq kex, ghj,bdfzcm, ktnbn/
Pyfxbn, lfkm yt yfdtr pfyfdtityf
J,kfrfvb, b, pyfxbn, yt phz,
Ckjdyj ltdeirf, dcgs[yed, jhtibyf
Pfcbzkf d rjywt ctynz,hz/
Djn ntgthm, ;bdjgbctw, ds[dfnsdfq
Rbcnm pf rbcnm/, b yf gjkjnyt
Pjkjnjq, rfr jujym, b uhfyfnjdjq
Yfhbceq ne ltdeire vyt/
Yfhbceq, ckjdyj lthtdwt, ps,re/
Vjkjle/ wfhtdye d dtywt
C ,tcgjrjqyj crjkmpzotq eks,rj/
Yf pfgkfrfyyjv /yjv kbwt/

«Сентябрь» Н.Заболоцкий

«Сентябрь» Николай Заболоцкий

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Сентябрь»

Трепетная любовь к родной природе появилась у Заболоцкого уже в раннем возрасте. Детские годы будущий поэт провел в Кизической слободе, что неподалеку от Казани, и в селе Сернур, расположенном в Вятской губернии. В юности Николай Алексеевич увлекся рисованием. Особенно нравилось ему творчество Брейгеля, Филонова, Шагала. Любовь к живописи позволила приобрести Заболоцкому бесценный навык – умение смотреть на окружающий мир глазами художника. В виду вышесказанного становится понятно, почему поэт сумел стать превосходным мастером пейзажной лирики. Тема природы была близка ему на протяжении всего творческого пути. Именно ей посвящено стихотворение «Сентябрь», датированное 1957 годом.

Рассматриваемый текст можно с некоторой долей условности разделить на две части. Первая – это начальная строфа. В ней мрачными красками рисуется сентябрьский пейзаж – льет дождь, «рвется ветер», даль затянута тучами. Такая картина способна даже самого веселого и оптимистичного человека вогнать в тоску. Впрочем, долго унынию Заболоцкий предаваться не собирается. Уже во втором четверостишии появляется просветление. Его олицетворяет первый луч, летящий в царство тумана и морока. Постепенно надежда на лучшее расцветает все больше и больше. Лирический герой верит, что «даль не навек занавешена». В конце сентября засияла орешина, которую поэт сравнил с зардевшейся девушкой, молодой царевной в венце. Под лучом света природа преобразилась, ожила, засияла. Она настолько чудесна, что достойна кисти живописца. Герой призывает его запечатлеть осенний пейзаж, используя золотую и гранатовую краски – главные цвета сентября. В начале стихотворения упоминается взъерошенный тополь, в середине – засиявшая орешина. Благодаря противопоставлению двух деревьев, у Заболоцкого получается передать смену погоды, превращение природы из буйной в спокойную.

Можно предположить, что стихотворение «Сентябрь» — это не просто рассказ об осени. За описаниями пейзажей просматривается философская составляющая. Иногда так бывает, что человек не видит в собственной жизни просвета, угнетенный свалившимися на него несчастьями. Заболоцкий словно призывает верить – хорошее где-то близко, лучшее будущее обязательно наступит, нужно только найти в себе силы разглядеть первый луч, который подарит надежду, хотя бы немного рассеет сгустившуюся тьму.

Послушать стихотворение Заболоцкого Сентябрь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Сентябрь

Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь