Сыпь песок и лей водичку

              

Игры с песком и водой относятся к наиболее  любимым забавам малышей. Для детей вода и песок – живое существо, общение с которым необходимо. Излюбленные игры доставляют удовольствие и развлечение детям,  улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений,  благотворно влияют на психику, успокаивают, дарят всевозможные тактильные ощущения, расширяют  кругозор.

         ___________________________

       Игра «Тёплый» или «Холодный»

Цель: закреплять понятие  «тёплый» или  «холодный».

Содержание.

Необходимы игрушки двух видов, по две – три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые  (например: утята, рыбки,  кораблики,  дельфины и небольшие мячики – красные,  синие, желтые, белые).

Взрослый наполняет одну  ёмкость теплой водой, другую холодной. Говорит ребенку:  « Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду.  Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов, но и учим определять разницу холодное – теплое.

          ______________________________

            Игра « Что как плавает?»

Цель: Знакомство детей со свойствами материалов

Содержание.

Для игры – экспериментирование нужен набор предметов из разных материалов: пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.

Взрослый предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: « Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже отпустим, они хотят плавать». Во время игры взрослый просит малыша называть предметы, опускаемые в воду. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет).

            _____________________________                            

              Игра « Поймай льдинку».

Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.

Содержание.

Взрослый опускает в ёмкость с водой 5 – 10 небольших льдинок и говорит ребенку:          « Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

Малыш сачком или черпачком достаёт, из воды льдинки покрупней, и складывает их в отдельную посуду.  После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: « Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».

              _____________________________                      

            Игра « Достань ракушку»

Цель: развитие внимания координации движений.

Содержание.

На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку найти «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см), ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу. Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу моря, реки.

             

 Игра « Найди шарик».

Цель: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

Содержание.

Взрослый закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, взрослый закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать  предметы одной формы, но разной величины.

            _______________________________    

                Игра « Печем печенье»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики, координации движений.

Содержание.

 В одной ёмкости находится сухой песок, в другой влажный. Взрослый показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует исполнить действия с сухим песком и влажным. Постепенно, в результате игры  ребенок понимает, что из сухого песка нельзя построить ничего, а влажного можно. При необходимости взрослый оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.

       ______________________________ 

                  Игра «Отпечатки»

Цель: развитию тактильной чувствительности, воспитывает положительное отношение к играм с песком.  
Содержание.

Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.
        __________________________________

                   Игра «Собери грибы» 

Цель:  развитию тактильной чувствительности, воспитывает положительное отношение к играм с песком 

Содержание.
«Ты корзину в лес бери, 
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!»

Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.

Читайте также:  Сколько сыпать соли и сахара в помидоры

           

Игра – путь к полноценному развитию дошкольного детства вашего ребенка.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Теремок» комбинированного вида.

     

           

Разработали:

Синявская Т. Б. — воспитатель

                 г. Оленегорск

                    2015 г.

Источник

Теплые деньки располагают к играм и занятиям на улице, и ваш малыш, наконец-то, может беспрепятственно играть с водой. Редкий ребенок пройдет мимо такой возможности! И опытные, и начинающие мамы прекрасно знают, как трудно бывает оттащить годовалого малыша от лужи, а двухлеток — от струек дождя с крыш. Даже ребятам постарше нравится возиться с водой, песком, камушками, бусинками, крупой. И не случайно! Оказывается, психологическое и интеллектуальное развитие малыша остро нуждается в манипуляциях с таким далеко не «игровым» материалом. Давайте попробуем отменить запреты на «мокрые» игры, и извлечем максимальную пользу от таких занятий не только для крохи, но и для вас.

Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 — 1952) — психиатра и психолога, детского врача и философа, приковывает к себе неослабевающее внимание общественности. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, но главное — это отсутствие равнодушия; она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими педагогическими системами. Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. А задача воспитателя — помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. Впервые обратила внимание на любовь детей к воде, песку и мелким сыпучим материалам известный врач и педагог-новатор Мария Монтессори. Она считала, что в период от 1г 3 месяцев и до 4 лет мозг малыша остро нуждается в такой мыслительной операции, как анализ, то есть разделение предметов на части. Современные нейрофизиологи давно подтвердили тот факт, что ребенку для созидания чего-то нового, сначала необходим период «разрушения», или, другими словами, анализа. Именно поэтому, ваш годовалый малыш с удовольствием ломает, а не строит башню из кубиков, собирает и подолгу рассматривает микроскопические пылинки с пола. Он узнает, как и из чего сделан предметный мир, анализирует его. Если этот этап в жизни вашего крохи пройден насыщенно, многообразно, то неизбежно наступит следующий — созидательный. Ребята 3-4 лет уже с удовольствием делают постройки из «Лего», складыыают паззлы, пирамидки, любят различные рамки — вкладыши. Очень важно понимать, что малышу необходимы еще и сенсорные ощущения или, другими словами, чувственный опыт. Вот почему годовалый карапуз тащит найденное на полу в рот. Или, что похуже — найденное на земле в парке. Рот — одно из самых чувствительных мест в организме: попробовал камушек на вкус и сразу многое стало понятно: твердый, холодный, невкусный. Чувственный (сенсорный) опыт чрезвычайно важен для всего дальнейшего развития малыша. Его часто называют «фундаментом» умственного развития. Дети, не получившие в определенном возрасте такой опыт, часто отстают от своих сверстниокв в речевом, моторном и психическом развитии. Если причина отсутствия такого опыта была в многочисленных запретах, то малыш, скорее всего, будет склонен изучать мир испдодтишка, подчас небезопасными способами. Например, пока никто не видит, раскрывать и закрывать булавки, брать иголки, ножницы и ножи, засовывать в рот бусины и мелкие детали игрушек. Возможно, ему захочется тайком от взослых поиграть спичками. Не умея это делать (опыта ведь не было!), малыш может травмировать себя.

Давайте попробуем удовлетворить природный интерес малыша безопасными способами. Для этого дома можно создать свою маленькую Монтесори-среду, то есть место, где ребенку доступны Монтессори-материалы. Что же это за материалы? Монтессори-материалы, привлекательные и простые в применении, позволили реализовать принцип самообучения; они устроены таким образом, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. В рамках, определенных взрослым, ребенок может сам выбирать работу, которая нравится ему и соответствует его внутренним интересам. Конечно, в полном объеме такими пособиями можно воспользоваться только в детских центрах, где есть Монтессори-группы. Родителям нет нужды покупать дорогостоящие материалы, как классические, так и подделки. С классическими Монтессори-материалами может работать только обученный педагог, а все остальные, которые отдаленно напоминают классику, быстро надоедают крохе. Для ребенка от 1 года до 3 лет вполне подойдут игры, которые основаны на принципах Монтесори-педагогики и легко применяются в домашних условиях. В Монтессори-группах эти материалы называют «упражнения в практической жизни»:

Игры с водой

Постелите на полу в ванной клеенку, разденьте малыша до трусиков. Можно посадить его в саму ванну на резиновый коврик. Ванная должна быть теплой.

Переливания:

Из ведра в ведро. Известно, что ребятам с гиперактивностью или просто «сверхактивным» показаны регулярные игры с водой. И чем шустрее ваш малыш, тем больше должен быть объем воды, с которым он играет. Переливать лучше теплую воду половником, кружкой, ковшиком, что у вас под рукой окажется. Чем разнообразнее будут емкости, тем больше ощущений получит малыш.

Читайте также:  Сонник сыпать сахар в чай

Из миски в миску.

Это можно делать и сидя за столом. Переливать воду из миски в миску можно чем угодно. Например, ложкой, кофейной чашечкой, пипеткой (мисочки нужны поменьше), резиновой грушей, шприцом (без иглы, разумеется). Научите ребенка управляться с этими предметами, покажите сами и сделайте несколько движений его ручкой. Конечно, учитвайте возраст малыша: работа с пипеткой и шприцом под силу ребенку 2-х лет и старше. Ребятам с 2х лет очень нравится переливать воду губкой: намочили губку в одной миске, перенесли и отжали в другую. Дети могут делать это до бесконечности.

Переливание через воронку.

Здесь вам понадобятся 2 емкости с узким горлышком, например, бутылки. Из одной бутылки малыш наливает воду в другую через воронку. Затем воронка переставляется,и опреация повтрояется.

Вылавливание шариков.

Набросайте в ведро шариков от пинг-понга, а ребенку дайте сито или маленький сачок. Малыши обожают вылавливать «рыбок» из ведра и складывать их в мисочку.

Стирка белья.

Сначала подготовьте рабочее место: поставьте 2 табуретки, а на них — тазики с теплой водой, на ребенка наденьте фартук. В первой миске малыш стирает «грязное» белье, а во второй — полоскает. После этого научите его отжимать белье и аккуратно расправив, вешать на веревочку (или на батарею).Такой материал подойдет детям с 2,5 лет, потому что они уже в состоянии удержать в памяти последовательность нескольких действий. Пусть вас не удивляет, что малыш помногу раз стирает чистую тряпочку. Она высыхает, а он ее опять в стирку. Дело в том, что для ребенка важен сам процесс работы, а не конечны результат, и он повторяет действия многократно, пока не удовлетворит внутреннюю потребность в них. Ребенок, в отличии от взрослого, не устает от работы, но она увеличивает его энергию.

Мытье посуды.

Эту работу можно делать одновременно с мамой. Вы моете свою посуду в раковине, а ваш маленький помощник — рядом, в своих двух мисочках. Поверьте, ничто так не объединяет, как совместная работа!

Игры с крупами.

Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами. Теперь вам понадобятся всевозможные крупы: пшено, гречка, рис, а также горох, манка и фасоль.
Как можно пересыпать? Ложкой из миски в миску (или из чашки в чашку), раскладывать ложкой крупу поровну в 3 маленькие чашечки. Главное: учите ребенка держать ложку правильно, не в кулаке, а 3 пальцами.Чем раньше вы правильно вложите ложку в ручку малыша, тем меньше проблем у вас будет с переучиванием в 4 или 5 лет. Как только потянулся сам кушать — тут же и вкладывайте ложку, и сразу — правильно. Годовалый малыш вполне может освоить это нехитрое дело.

Пересыпание крупы воронку.

По аналогии с переливанием воды. Самое интересное в этой работе — это как зернышки сыпятся на дно бутылки с легким шумом. Малыш готов повторять это снова и снова, чтобы, как завороженный, наблюдать за этим удивительным явлением.

Искать игрушки в миске с фасолью.

Насыпьте в большую миску много фасоли (или пшена, чечевицы, но, если малыш рассыпет, их убирать сложнее). Закопайте в глубине мелкие предметы, например, игрушки из «Киндер-сюрприза». Детки всех возрастов с восторгом копаются в фасоли, чтобы найти что-то интересненькое. А для нас с вами — это еще и повод заняться развитием речи. «Покажи, что ты нашел? А что это?» Хотите, чтобы малыш поскорее выучил названия животных? Закопайте в фасоль фигурки домашних или диких животных. Если кроха совсем маленький — полезно расширить его пассивный словарь: «Достань мне собаку (жирафа, медведя…)» Так малыш учится находить предмет по названному слову.

Сортировка круп.

Попросите малыша разложить крупинки на 3 кучки: в одну кучку пусть кладет гречку, в другую — чечевицу, а в тертью — дробленый горох. Вместо кучек можно использовать блюдца, чтобы крупинки не рассыпались по столу. Эта игра активизирует нервные окончания пальцев рук, способствует развитию мышления, ведь сортировка — это простейшая мыслительная операция.

Рисование на манке.

Насыпьте на поднос тонким слоем манку. Пальчиками одной или обеих рук можно рисовать все, что захочется. А не понравится рисунок — слегка встряхните поднос и рисуйте снова! С 3-хлетками можно учиться писать буквы и цифры. Ведь если не вышло — ничего страшного, напишем еще раз и еще!

Игры с бусинами.

Вам наверняка не раз попадались в продаже наборы очень красивых цветных бусин разной формы. Приобретите их — и новый материал для работы готов! Сортировка. Можно раскладывать бусины по цвету, форме, размеру. Нанизывание на нитку. Здесь подойдут бусины с большим отверстием. Накладывание бусин в емкости с узким горлышком. Это можно делать пальчиками, а можно и пинцетом, для ребят постарше. Можно выкладывать из бусин разные узоры или пришивать их к такни. Покажите своему 3-хлетнему карапузу иголку с ниткой, дайте попробовать пришить тряпочку к тряпочке под вашим присмотром.Вот увидите, сладок только запретный плод,а иголка вовсе не запретный, потому что надо только маму попросить помочь.

Читайте также:  Капли от аллергии сыпь

Простые правила работы и уборки:

Заранее договоритесь с малышом об уборке рабочего места. Если ему всего 1 год или 1,5 года, делайте все вместе, проговаривая свои и его действия: «Сейчас мы будем переливать воду. Вот мисочка. Давай наберем воду в чашку. Молодец, перелил! Потрогай столик, он мокрый. Правда, мокро? Надо вытереть. Вот у нас есть тряпочка. Вытираем. На, вытирай». С ребятами постарше, договаривайтесь ДО, а не ПОСЛЕ игры. «Хорошо, ты будешь играть с водой в ванной, но после игры надо вытереть пол. Хорошо?» Если малыш согласился, но забыл, как это часто случается, просто напомните ему спокойно, без раздражения: «Ты поиграл? Здорово было? А ты ничего не забыл? Пойдем посмотрим, все ли у нас в порядке в ванной». Детям 2-2,5 лет нравится поддерживать вещи в определенном порядке, поэтому с уборкой не должно возникнуть проблем.

Не делайте работу за ребенка. Как только вы убедились, что малыш понял действие, и делает все правильно, тихо отстранитесь от него. Лучше даже уйти в соседнюю комнату и не мешать ребенку сосредотачиваться на деле. Именно ее (сосредоточенность) Монтессори считала необходимым условием и одновременно признаком глубоких изменений, происходящих в ребенке — начала процесса изменения его поведения к лучшему. Не стоит излишне радоваться его успеху и громко хвалить. Для него игра — обычное дело, а не из ряда вон выходящая победа. Когда вмешательства взрослого слишком много, ребенок может просто бросить игру и уйти. Не стоит забывать и нормальное для всех детей стремление к самостоятельности. Поощряйте самостоятельность и не мешайте.

Малыш должен всегда иметь возможность поиграть когда ему захочется. Исключение составляют только игры с водой, когда ребенок болен, и необходимость выполнения режима: надо кушать, спать, гулять и т.д. Во все остальное время — свободный доступ к играм. Лучше всего, если ребенок может организовать свою игру сам, без вас: пойти, надеть фартук, приготовит воду, постирать тряпочки, повесить их сушить, убрать за собой рабочее место, снять фартучек. Такому человечку не страшна будет ответственнсть и самостоятельность во взрослой жизни.

Все вышеперчисленные игры, основанные на принципах Монтессори-педагогики, с успехом могут применяться и в загородной жизни, например, на даче. Достаточно лишь вынести игры с водой на улицу, столики и тазики расположить на траве, надуть детский бассейн. В ведрки можно набрать камушки, песок, организовать игры и с другим природным материалом. Если в течение дня в смогли спокойно часок-другой почитать любимые журналы, сидя в шезлонге, значит, вы все сделали правильно!

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАРИИ МОНТЕССОРИ

Монтессори требовала только одного — предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.

«Научи меня делать это самостоятельно!» — лозунг Монтессори-школ. Родителей, все больше проникающихся подлинным гуманизмом этой воспитательной системы, подкупает обращенность к природе ребенка, отсутствие какого-либо авторитаризма.

«Если мы будем следовать этим правилам, — писала М. Монтессори, — ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы! Мы окажемся лицом к лицу с существом, которого больше не надо обучать, как беспомощного, как пустоту, а с существом, чье достоинтство растет с каждым днем…»

МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛЫ И КАК С НИМИ РАБОТАЮТ

Убежденный противник классно-урочной системы, М. Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимались дети. Она шутила, что нашла к уже имеющимся 260 проектам школьных парт 261-й — все их выбросить. Тогда же появились и маленькие коврики, которые дети расстилали на полу и, лежа или сидя на них, занимались с дидактическим материалом.

Он свободно упражняется, более того, испытывает удовольствие и энтузиазм от подобной деятельности, потому что поступает не по чьей-то указке, а по собственному желанию.

Работая с материалами из сферы практической жизни, ребенок учится навыкам самообслуживания, терпению, умению доводить начатое дело до конца. Помимо этого, активно работают кисти, пальчики рук, что, как известно, стимулирует работу мозговых центров, отвечающих за мышление, память, речь. К этим материалам относятся рамки (4 штуки), пересыпание, переливание, складывание салфеток, поднос с манкой, мытье посуды, стирка белья. А благодаря сенсорным материалам, ребенок получает возможность упражнять все органы чувств: зрительный и слуховой анализаторы, осязание, обоняние, вкус. Для этого у детей есть доступные для пользования шумовые коробочки, цветные таблички, ткани для ощупывания, тепловые таблички и весовые таблички

Источник