Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина          «Сыплет черемуха снегом…»

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

  Данное стихотворение является текстом, так как  обладает следующими признаками текстуальности:

  1. информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем  момента оживления природы, её расцвета.  Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты;
  2. цельностью, т.к. у текста есть план.
  1. Любование лирического героя приходом весны.
  2. Думы о невесте.
  3. Обращение к природе.

Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое;

  1. связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6 предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.
  2. когезией (внутритекстовой связью): личные местоимения ( я –лирический герой, она – невеста, вы — птахи);
  3.  завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);
  4. социологичностью, т.к. связан со своей эпохой, стихотворение символично, весна как невеста предстает перед нами в стихотворении. Текст и сам выполняет социологическую функцию: определяет человека, способного испытывать любовь и нежность к природе;
  5. диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.
  6. Единством внешней и внутренней формы:

Внешняя форма — лирическое стихотворение, композиция проста, расположение  строк и строф последовательно;  наблюдается совокупность языковых средств: ассонанс звука [йэ] придает торжественность; стихотворение насыщено цветом («Зелень в цвету», «Пеной я цвет разнесу»), яркими эпитетами («Шёлковые травы»); олицетворения («Сыплет черёмуха», «Никнут травы») способствуют жизни, действию; инверсии («Никнут шёлковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают   стихотворению  образность; анафора подчеркивает главную мысль текста («Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); по рифме стихотворение напевное; наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь  плавной, замедленной; по рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению – это совокупность языковых средств,  включающаяся в содержательную сторону, реализующая замысел автора – представить картину весны;

  1. абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком (С.Есениным) и для человека;
  2. развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы (см. п.№2);
  3. последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;
Читайте также:  Сыпь у маленького ребенка в паху

 12,13) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

14) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу; показывает красоту природы весной, особое состояние героя;

15) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, которые складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину;

16) интенциональностью, потому что каждый писатель и поэт ставит перед собой цель «достучаться» до читателя. Есенин вызывает у читателя бурю чувств, эмоций образами, которые создает и использует в своем стихотворении;

17) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь. Данный текст может прозвучать  на уроке литературы или прочтен  в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

18) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

19) интерпретируемостью, с одной стороны,  автор С.Есенин, рассказывая о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

                       Основные единицы текста

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно разделить на три ССЦ:

1-ая часть – 1, 2 строфы;

2-ая часть – 3 строфа;

3-я часть – 4 строфа

 Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,
             Зелень в цвету и росе.

Средняя часть – Думаю я о невесте,
                           Только о ней лишь пою.

Концовка —  Сыпь ты, черемуха, снегом,
                    Пойте вы, птахи, в лесу.
В  первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Читайте также:  Половая болезнь сыпь на лице

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки текстуальности.

Источник

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Еще стихотворения:

  1. Скачет пристяжная, снегом обдает Скачет пристяжная, снегом обдает… Сонный зимний ветер надо мной поет, В полусне волнуясь, по полю бежит, Вместе с колокольчиком жалобно дрожит. Эй, проснися, ветер! Подыми пургу; Задымись метелью белою в…
  2. Черемуха Дурманящей, росистой чащею черемуха — дыши, гляди, ласкай, ломай… И боль щемящая,- как мало весен впереди! А стоит ли уж так печалиться, прощаясь с миром дорогим? Ничто на свете не…
  3. Черемуха Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве,…
  4. Сыплет снег и днем и ночью Сыплет снег и днем и ночью. Это, верно, строгий бог Старых рукописей клочья Выметает за порог. Все, в чем он разочарован — Ворох песен и стихов,- Увлечен работой новой, Он…
  5. «Деревню засыпает первым снегом…» Деревню засыпает первым снегом, опять повисли белые поля на бельевой веревке горизонта. В кружении снижаются снежинки, встречаясь с долговязым дымом. По чистой, ослепительной тропе прошла походкой манекенщицы корова. Деревню засыпает…
  6. Расцвела моя черемуха в саду Расцвела моя черемуха в саду… Ныне утром ты шепнула мне: «Приду! Жди меня, как станет ночка потемней!» Приходи же, моя радость поскорей! Я хочу тебе в последний раз сказать, Можно…
  7. Черемуха Что это за праздники? Что кругом творится? В каждом полисаднике Черемуха дымится. Сияют дали лунные. Черемуховый чад. Гитары семиструнные Без умолку звучат. Манят очи черные Небывалым светом. Девчонки зачарованы Черемуховым…
  8. На меня нацелилась груша да черемуха На меня нацелилась груша да черемуха — Силою рассыпчатой бьет меня без промаха. Кисти вместе с звездами, звезды вместе с кистями,- Что за двоевластье там? В чьем соцветьи истина? С…
  9. Распустилась черемуха в нашем саду Распустилась черемуха в нашем саду, На сирени цветы благовонные; Задремали деревья… Листы, как в бреду, С ветром шепчутся, словно влюбленные. А отливы заката, алея, горя, Синеву уж румянят небесную: На…
  10. Прощание со снегом Вот и покончено со снегом, С московским снегом голубым,- Колес бесчисленных набегом Он превращен в промозглый дым. О, сколько разных шин! Не счесть их! Они, вертясь наперебой, Ложатся в елочку…
  11. «Снег сыплет…» Что суетиться, если снегопад Опять валы свергает за валами, И листья на березах не горят — Веселое отклокотало пламя. И пусть мне больно, что уходишь ты, И кажется печаль такой…
  12. Покрывается снегом земля Покрывается снегом земля. Звезды раньше и выше восходят. И, уже не соря, не пыля, по дорогам машины проходят. Все пустеет — и степь, и село. Дальше видится, легче грустится. И…
  13. Черемуха на том столе Черемуха на том столе, Где мастер пишет откровенье. Чело, и мука на челе, И набежавшее смятенье, И утра луч, И ночи тень, И отблеск молнии вчерашней. Что будет делать он…
  14. Должно быть, под снегом река Должно быть, под снегом река Привычно звенит под копытом. Зима! Вся земля в облаках, И холодно, как в Ледовитом! Как будто над белыми льдами Вздымается наш самолет… Над пущами и…
  15. Земля под снегом Как холодно под звездным небом уснувшей матери-земле! Как одиноко ей под снегом лежать: как мертвым на столе. Лежит земля, раскинув руки дорог, среди полей и рек, как истомленный в смертной…
  16. Песнь Вакху Вакх не терпит мрачных взоров; Вакх, любитель громких хоров, Радость в сердце тихо льет; Зависть, злобу истребляет; Горесть, скорби умерщвляет; В мире с добрыми живет. Пойте Вакха, пойте радость; Пойте…
  17. Ночью в форточку снегом метет Ночью в форточку снегом метет. Ветер свищет у нас в изголовье. Щеки стынут. И время ведет спор меж смертью самой и любовью. Там, звено подбирая к звену, восходя от ступени…
  18. Сыпь, гармоника! Скука… Скука Сыпь, гармоника! Скука… Скука… Гармонист пальцы льет волной. Пей со мною, паршивая сука. Пей со мной. Излюбили тебя, измызгали, Невтерпеж! Что ж ты смотришь так синими брызгами? Или в морду…
  19. Сад снегом занесло: метелица и вьюга! Сад снегом занесло: метелица и вьюга! И это всякий день! Нет мыслящего друга. Кому мне передать со скукою борьбу? Ветр воет и свистит в каминную трубу! Читаю и пишу все…
  20. Посох Отпущу свою душу на волю И пойду по широкому полю. Древний посох стоит над землей, Окольцованный мертвой змеей. Раз в сто лет его буря ломает. И змея эту землю сжимает….
Читайте также:  Эритематозная и буллезная сыпь

Вы сейчас читаете стих Сыплет черемуха снегом, поэта Есенин Сергей Александрович

Источник