Сыпал цветы на кудрявую прядь

Сыпал цветы на кудрявую прядь thumbnail

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь,
И грустно другую любя.
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминает тебя.

Анализ стихотворения «Я помню, любимая, помню» Есенина

Стихотворение Есенина «Я помню, любимая, помню…» посвящено неудавшемуся роману поэта с актрисой А. Миклашевской. Оно было написано в 1925 г. и вошло в знаменитый цикл «Любовь хулигана». Отношения Есенина и Миклашевской так и не переросли в серьезный роман. Поэт испытывал сильную страсть и настойчиво ухаживал за актрисой. Но она признавалась, что ей просто интересно проводить время с талантливым человеком. Между ними происходили бурные объяснения, заканчивавшиеся очередным запоем Есенина.

В начале произведения поэт описал момент первой встречи с Миклашевской, состоявшейся в 1923 г. Она произвела на него неотразимое впечатление. Он не может забыть «сиянье волос» возлюбленной. Есенин не говорит прямо об отказе актрисы от любовных отношений, он просто замечает, что ему пришлось ее покинуть, испытывая тяжелые чувства. Поэт все равно хранит воспоминания о прогулках и разговорах с Миклашевской. Ему казалось, что даже природа способствует их роману («луна нам светила длинней»).

Указанием на неудачу служат слова главной героини. Она утверждает, что не верит в искренность и нерушимость чувств поэта. Пройдет время, и он забудет о ней, испытав очередное увлечение. В действительности она оказалась права. Есенин окончательно запутался в жизни, он мучительно искал выход и за несколько месяцев до гибели пережил несколько бурных романов и успел еще раз пожениться.

В конце стихотворения Есенин возвращается в настоящее время. «Цветущая липа» пробудила в нем давно забытые воспоминания. Вероятно, что поэт находился в нормальном состоянии и с грустью оценивал свое поведение, размышляя об ошибках и неудачах. Даже события двухлетней давности он расценивает как очень далекие годы, когда еще было возможно «сыпать цветы». Есенин действительно очень быстро старел, прежде всего, душевно. Он был еще относительно молодым человеком, но в произведениях этого периода уже чувствуется огромная усталость от жизни.

Поэт признается, что «грустно» любит другую женщину, но его сердце под впечатлением ярких воспоминаний вновь ожило. Автору бесконечно жаль, что его возможное счастье не сложилось. Сравнивая любимую с «грустной повестью» он утверждает, что никогда не забудет тех мгновений, которые провел наедине с ней.

Уже после смерти Есенина Миклашевская признавалась, что тоже жалеет о своем отказе, сильно повлиявшем на душевное состояние поэта. Возможно, он хоть на какое-то время смог бы обрести счастье и его жизнь не оборвалось бы так трагически рано.

  • Следующий стих → Николай Некрасов — Тройка
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Я покинул родимый дом

Читать стих поэта Сергей Есенин — Я помню, любимая, помню на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

С Есенин и Миклашевская

Стихотворение «Я помню, любимая, помню» блог Stihirus24 включил в два цикла – предсмертные произведения Есенина, написанные в последний год жизни, и стихи, посвящённые Августе Миклашевской. Это еще одна стихотворная ода-исповедь, которыми так часто делился Сергей Александрович в последние годы жизни. В ней поэт обращается к своей последней любви на земле, актрисе Августе Миклашевской.

Основная тема стихотворения

В строфах трижды повторятся безысходное «Я помню», чем автор пытается подчеркнуть основную тему – он помнит каждую минуту встречи с Августой и сохранил в своём сердце любовь к ней. Поэт и актриса встретились вскоре после возвращения Сергея из Америки и его болезненного расставания с Айседорой Дункан. Миклашевская сразу «влюбила» в себя Есенина, однако заметим, что до интима у них не дошло, отношения ограничились платонической связью.

Покрыта паутиной веков причина расставания Августы и Сергея, но там не было скандала, которые по пятам шли за Есениным в последние годы жизни. Из строк первой строфы это хорошо заметно:

Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Причина была, она исходила от Сергея, но неизвестна современникам.

В душе автора строк сохранились к возлюбленной самые нежные чувства. В последние годы он судорожно искал настоящей любви, пытаясь зацепиться за жизнь… Не нашёл и не зацепился. Отдался на откуп кабакам и сгорел. Возможно, его судьба бы сложилась по-другому, если бы не было этого расставания с Августой.

Есенин и Миклашевская

В момент встреч с актрисой поэт уже в последний раз женат (С Толстая), но счастливым их брак был несколько недель, дальше отношения были инерционными, по крайней мере, со стороны Сергея

Эта строка относится к браку с Толстой, в ней он пытается донести до Августы, что счастья он не нашёл. Про встречи с Миклашевской Сергей пишет иначе:

Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Подобного он не может сказать про отношения с женой, Софьей Толстой. Августе Есенин посвятил семь стихотворений цикла «Любовь хулигана», Толстой почти ничего. Заметим, что незадолго до смерти отношения между поэтом и актрисой могли выйти на новый виток, но помешала судьба.

Сборник «Любовь хулигана» вышел осенью 1925 года, на первом же творческом вечере он подарил один экземпляр Миклашевской. После этого Сергей напился в хлам и Августа помогала ему добраться до дома. Это не конец истории, так как в этот или в один из следующих дней Августа и Сергей объяснились и Миклашевская согласилась стать его женой, если автор «Ты меня не любишь» бросит пить и дебоширить. У свадьбы на пути встала смерть Есенина в Англетере и жирная точка в земных отношениях.

Технический анализ

Стихотворение относится к жанру любовной элегии, в нём используются метафоры (сиянье твоих волос, любимая повесть, шорох теней) и эпитеты (голубые года, осенние ночи, кудрявая прядь, березовый шорох).

Написан стих трёхстопным амфибрахием, звучание напоминает обычный монолог, что придаёт строкам естественности. По стилю отнесём стих к композиционному параллелизму с перекрёстной рифмовкой, в котором первые три строфы отданы на откуп прошлому (я помню), далее говорится о настоящем. Рефреном идёт «я помню» к перифразу отнесём «голубые года». Последняя строфа отдана на откуп доминанте чувств, где автор усиливает эффект союзом «и».

Классическая любовная лирика от Есенина, мимо которой не должен пройти ни один почитатель поэта. Строки заставляют читателя сопереживать, подкупает их искренность и реальная подоплёка.

Текст

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь,
И грустно другую любя.
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминает тебя.

1925 год

Читает Рафаэль Клейнер

Послушайте как звучат есенинские строки в исполнении народного артиста РФ Рафаэля Клейнера.

Источник

Поделиться статьей с друзьями!

И я знаю, мы оба станем
Грустить в упругой тишине:
Я по тебе — в глухом тумане,
А ты заплачешь обо мне.

Стихи Есенина о любви к женщине красивые и страстные, печальные и восторженные, многострочные и короткие — много лет восхищают читателя. Сергей Есенин как никто другой умел так поэтическим слогом  рассказать о любви, что воедино соединялись все чувства разом. Его талант уникален и непостижим. Его музы — женщины неординарные и талантливые, вызывающие восхищение и желание.

Каждая из них наполнила жизнь великого поэта определенным смыслом и теми чувствиями, что позволяли ему жить и творить.

  • Стихи Есенина о любви к женщине
      • Не бродить, не мять в кустах багряных…
      • Пой же, пой! На проклятой гитаре
      • Я помню, любимая, помню…
      • Пускай ты выпита другим…
      • Дорогая, сядем рядом…
      • Заметался пожар голубой…
      • Какая ночь, я не могу
      • Ты меня не любишь, не жалеешь
      • Ну, целуй меня, целуй…
  • Стихи Есенина о любви короткие и красивые
      • Ты ушла и ко мне не вернешься
      • Я положил к твоей постели…
      • Ты сказала, что Саади
      • Не криви улыбку, руки теребя
      • Упоенье — яд отравы
Читайте также:  Сыпь под мышкой зуд

Стихи Есенина о любви к женщине

Не бродить, не мять в кустах багряных…

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

1916 г.

Пой же, пой! На проклятой гитаре

Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои в полукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

Пой, мой друг. Навевай мне снова
Нашу прежнюю буйную рань.
Пусть целует она другого,
Молодая красивая дрянь.

Ах постой. Я ее не ругаю.
Ах, постой. Я ее не кляну.
Дай тебе про себя я сыграю
Под басовую эту струну.

Льется дней моих розовый купол.
В сердце снов золотых сума.
Много девушек я перещупал,
Много женщин в углах прижимал.

Да! есть горькая правда земли,
Подсмотрел я ребяческим оком:
Лижут в очередь кобели
Истекающую суку соком.

Так чего ж мне ее ревновать.
Так чего ж мне болеть такому.
Наша жизнь — простыня да кровать.
Наша жизнь — поцелуй да в омут.

Пой же, пой! В роковом размахе
Этих рук роковая беда.
Только знаешь, пошли их …
Не умру я, мой друг, никогда.

1922 г.

Стихотворение «Я помню, любимая, помню…» Сергей Есенин написал в 1925 году и посвятил своим отношениям с актрисой Московского Камерного театра Августой Миклашевской. Роман оказался неудачным, с частым выяснением отношений между влюбленным поэтом и восторженной актрисой. Такие выяснения заканчивались одним — очередным запоем поэта.

Августа стала музой и последней платонической любовью Есенина. Именно ей он посвятил семь стихотворений, которые вошли в знаменитый цикл «Любовь хулигана».

Я помню, любимая, помню…

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос…
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней…
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
“Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда”.

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.

1925 г.

Пускай ты выпита другим…

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О, возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.

1923г.

Дорогая, сядем рядом…

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых —
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.

Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.

Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.

Там теперь такая ж осень…
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.

Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,

Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.

Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

1923 г.

Заметался пожар голубой…

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

1923 г.

Какая ночь, я не могу

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

1925 г.

Ты меня не любишь, не жалеешь

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,—
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пойдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь,—
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

1925 г.

Ну, целуй меня, целуй…

Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли.
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.

Читайте также:  Сыпь у ребенка с одной стороны паха

Опрокинутая кружка
Средь веселых не для нас.
Понимай, моя подружка,
На земле живут лишь раз!

Оглядись спокойным взором,
Посмотри: во мгле сырой
Месяц, словно желтый ворон,
Кружит, вьется над землей.

Ну, целуй же! Так хочу я.
Песню тлен пропел и мне.
Видно, смерть мою почуял
Тот, кто вьется в вышине.

Увядающая сила!
Умирать так умирать!
До кончины губы милой
Я хотел бы целовать.

Чтоб все время в синих дремах,
Не стыдясь и не тая,
В нежном шелесте черемух
Раздавалось: «Я твоя».

И чтоб свет над полной кружкой
Легкой пеной не погас —
Пей и пой, моя подружка:
На земле живут лишь раз!

1925 г.

Стихи Есенина о любви короткие и красивые

Ты ушла и ко мне не вернешься

Ты ушла и ко мне не вернешься,
Позабыла ты мой уголок
И теперь ты другому смеешься,
Укрываяся в белый платок.

Мне тоскливо, и скучно, и жалко,
Неуютно камин мой горит,
Но измятая в книжке фиалка
Все о счастье былом говорит.

1913-1915 гг.

Я положил к твоей постели…

Я положил к твоей постели
Полузавядшие цветы,
И с лепестками помертвели
Мои усталые мечты.

Я нашептал моим левкоям
Об угасающей любви,
И ты к оплаканным покоям
Меня уж больше не зови.

Мы не живем, а мы тоскуем.
Для нас мгновенье красота,
Но не зажжешь ты поцелуем
Мои холодные уста.

И пусть в мечтах я все читаю:
«Ты не любил, тебе не жаль»,
Зато я лучше понимаю
Твою любовную печаль.

1913 – 1915 гг.

Ты сказала, что Саади

Ты сказала, что Саади
Целовал лишь только в грудь.
Подожди ты, бога ради,
Обучусь когда-нибудь!

Ты пропела: «За Евфратом
Розы лучше смертных дев».
То другой сложил напев.

Я б порезал розы эти,
Ведь одна отрада мне —
Чтобы не было на свете
Лучше милой Шаганэ.

И не мучь меня заветом,
У меня заветов нет.
Коль родился я поэтом,
То целуюсь, как поэт.

1924 г.

Не криви улыбку, руки теребя

Не криви улыбку, руки теребя,-
Я люблю другую, только не тебя.

Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо —
Не тебя я вижу, не к тебе пришел.

Проходил я мимо, сердцу все равно —
Просто захотелось заглянуть в окно.

1925 г.

Упоенье — яд отравы

Н. А. Сардановскому

Упоенье — яд отравы,
Не живи среди людей,
Не меняй свои забавы
На красу бесцветных дней.

Все пройдет, и жизни холод
Сердце чуткое сожмет,
Все, чем жил, когда был молод,
Глупой шуткой назовет.

Берегись дыханья розы,
Не тревожь ее кусты.
Что любовь? Пустые грезы,
Бред несбыточной мечты.

1914 г.

Сергей Есенин читает свои стихи. Запись не очень хорошего качества. Но голос Есенина звучит понятно и пронзительно.

Поделиться статьей с друзьями!

Источник

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь,
И грустно другую любя.
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминает тебя.

Анализ стихотворения «Я помню, любимая, помню» Есенина

Стихотворение Есенина «Я помню, любимая, помню…» посвящено неудавшемуся роману поэта с актрисой А. Миклашевской. Оно было написано в 1925 г. и вошло в знаменитый цикл «Любовь хулигана». Отношения Есенина и Миклашевской так и не переросли в серьезный роман. Поэт испытывал сильную страсть и настойчиво ухаживал за актрисой. Но она признавалась, что ей просто интересно проводить время с талантливым человеком. Между ними происходили бурные объяснения, заканчивавшиеся очередным запоем Есенина.

В начале произведения поэт описал момент первой встречи с Миклашевской, состоявшейся в 1923 г. Она произвела на него неотразимое впечатление. Он не может забыть «сиянье волос» возлюбленной. Есенин не говорит прямо об отказе актрисы от любовных отношений, он просто замечает, что ему пришлось ее покинуть, испытывая тяжелые чувства. Поэт все равно хранит воспоминания о прогулках и разговорах с Миклашевской. Ему казалось, что даже природа способствует их роману («луна нам светила длинней»).

Указанием на неудачу служат слова главной героини. Она утверждает, что не верит в искренность и нерушимость чувств поэта. Пройдет время, и он забудет о ней, испытав очередное увлечение. В действительности она оказалась права. Есенин окончательно запутался в жизни, он мучительно искал выход и за несколько месяцев до гибели пережил несколько бурных романов и успел еще раз пожениться.

В конце стихотворения Есенин возвращается в настоящее время. «Цветущая липа» пробудила в нем давно забытые воспоминания. Вероятно, что поэт находился в нормальном состоянии и с грустью оценивал свое поведение, размышляя об ошибках и неудачах. Даже события двухлетней давности он расценивает как очень далекие годы, когда еще было возможно «сыпать цветы». Есенин действительно очень быстро старел, прежде всего, душевно. Он был еще относительно молодым человеком, но в произведениях этого периода уже чувствуется огромная усталость от жизни.

Поэт признается, что «грустно» любит другую женщину, но его сердце под впечатлением ярких воспоминаний вновь ожило. Автору бесконечно жаль, что его возможное счастье не сложилось. Сравнивая любимую с «грустной повестью» он утверждает, что никогда не забудет тех мгновений, которые провел наедине с ней.

Уже после смерти Есенина Миклашевская признавалась, что тоже жалеет о своем отказе, сильно повлиявшем на душевное состояние поэта. Возможно, он хоть на какое-то время смог бы обрести счастье и его жизнь не оборвалось бы так трагически рано.

  • Следующий стих → Николай Некрасов — Тройка
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Я покинул родимый дом

Читать стих поэта Сергей Есенин — Я помню, любимая, помню на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Стихотворение «Я помню, любимая, помню» блог Stihirus24 включил в два цикла – предсмертные произведения Есенина, написанные в последний год жизни, и стихи, посвящённые Августе Миклашевской. Это еще одна стихотворная ода-исповедь, которыми так часто делился Сергей Александрович в последние годы жизни. В ней поэт обращается к своей последней любви на земле, актрисе Августе Миклашевской.

Основная тема стихотворения

В строфах трижды повторятся безысходное «Я помню», чем автор пытается подчеркнуть основную тему – он помнит каждую минуту встречи с Августой и сохранил в своём сердце любовь к ней. Поэт и актриса встретились вскоре после возвращения Сергея из Америки и его болезненного расставания с Айседорой Дункан. Миклашевская сразу «влюбила» в себя Есенина, однако заметим, что до интима у них не дошло, отношения ограничились платонической связью.

Покрыта паутиной веков причина расставания Августы и Сергея, но там не было скандала, которые по пятам шли за Есениным в последние годы жизни. Из строк первой строфы это хорошо заметно:

Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Причина была, она исходила от Сергея, но неизвестна современникам.

В душе автора строк сохранились к возлюбленной самые нежные чувства. В последние годы он судорожно искал настоящей любви, пытаясь зацепиться за жизнь… Не нашёл и не зацепился. Отдался на откуп кабакам и сгорел. Возможно, его судьба бы сложилась по-другому, если бы не было этого расставания с Августой.

Есенин и Миклашевская

В момент встреч с актрисой поэт уже в последний раз женат (С Толстая), но счастливым их брак был несколько недель, дальше отношения были инерционными, по крайней мере, со стороны Сергея

Эта строка относится к браку с Толстой, в ней он пытается донести до Августы, что счастья он не нашёл. Про встречи с Миклашевской Сергей пишет иначе:

Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Подобного он не может сказать про отношения с женой, Софьей Толстой. Августе Есенин посвятил семь стихотворений цикла «Любовь хулигана», Толстой почти ничего. Заметим, что незадолго до смерти отношения между поэтом и актрисой могли выйти на новый виток, но помешала судьба.

Сборник «Любовь хулигана» вышел осенью 1925 года, на первом же творческом вечере он подарил один экземпляр Миклашевской. После этого Сергей напился в хлам и Августа помогала ему добраться до дома. Это не конец истории, так как в этот или в один из следующих дней Августа и Сергей объяснились и Миклашевская согласилась стать его женой, если автор «Ты меня не любишь» бросит пить и дебоширить. У свадьбы на пути встала смерть Есенина в Англетере и жирная точка в земных отношениях.

Читайте также:  Метронидазол таблетки при угревой сыпи

Технический анализ

Стихотворение относится к жанру любовной элегии, в нём используются метафоры (сиянье твоих волос, любимая повесть, шорох теней) и эпитеты (голубые года, осенние ночи, кудрявая прядь, березовый шорох).

Написан стих трёхстопным амфибрахием, звучание напоминает обычный монолог, что придаёт строкам естественности. По стилю отнесём стих к композиционному параллелизму с перекрёстной рифмовкой, в котором первые три строфы отданы на откуп прошлому (я помню), далее говорится о настоящем. Рефреном идёт «я помню» к перифразу отнесём «голубые года». Последняя строфа отдана на откуп доминанте чувств, где автор усиливает эффект союзом «и».

Классическая любовная лирика от Есенина, мимо которой не должен пройти ни один почитатель поэта. Строки заставляют читателя сопереживать, подкупает их искренность и реальная подоплёка.

Текст

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь,
И грустно другую любя.
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминает тебя.

1925 год

Читает Рафаэль Клейнер

Послушайте как звучат есенинские строки в исполнении народного артиста РФ Рафаэля Клейнера.

Источник

Сергей Есенин, новое:

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стёжку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся —…

За горами, за жёлтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными…

Трубит, трубит погибельный рог!
Как же быть, как же быть теперь нам
На измызганных ляжках дорог?

Вы, любители песенных блох,
Не хотите ль…

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось…

Я зажёг свой костёр,
Пламя вспыхнуло вдруг
И широкой волной
Разлилося вокруг.

И рассыпалась мгла
В беспредельную даль,
С отягчённой груди…

Любите поэзию?

Интересные цитаты

И ты… ты спишь на этой вот тахте!
Ты, Натали! Которую с тахты
На музыку переложить бы надо!..

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Сергей Есенин, самые читаемые стихотворения:

  1. Пой же, пой. На проклятой гитаре
    Пальцы пляшут твои в полукруг.
    Захлебнуться бы в этом угаре,
    Мой последний, единственный друг.

    Не гляди на её…

  2. Ты меня не любишь, не жалеешь,
    Разве я немного не красив?
    Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
    Мне на плечи руки опустив.

    Молодая, с…

  3. Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
    Перстень счастья ищущий во мгле,
    Эту жизнь живу я словно кстати,
    Заодно с другими на земле.

    И с тобой…

  4. Я усталым таким ещё не был.
    В эту серую морозь и слизь
    Мне приснилось рязанское небо
    И моя непутёвая жизнь.

    Много женщин меня любило,
    Да и сам…

  5. Ну, целуй меня, целуй,
    Хоть до крови, хоть до боли.
    Не в ладу с холодной волей
    Кипяток сердечных струй.

    Опрокинутая кружка
    Средь весёлых не…

  6. Какая ночь! Я не могу.
    Не спится мне. Такая лунность.
    Ещё как будто берегу
    В душе утраченную юность.

    Подруга охладевших лет,
    Не называй игру…

  7. Заметался пожар голубой,
    Позабылись родимые дали.
    В первый раз я запел про любовь,
    В первый раз отрекаюсь скандалить.

    Был я весь — как…

  8. Да! Теперь решено. Без возврата
    Я покинул родные поля.
    Уж не будут листвою крылатой
    Надо мною звенеть тополя.

    Низкий дом без меня ссутулится,…

  9. В этом мире я только прохожий,
    Ты махни мне весёлой рукой,
    У осеннего месяца тоже
    Свет ласкающий, тихий такой.

    В первый раз я от месяца греюсь…

  10. Пускай ты выпита другим,
    Но мне осталось, мне осталось
    Твоих волос стеклянный дым
    И глаз осенняя усталость.

    О, возраст осени! Он мне
    Дороже…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

«Мост в Терабитию» (или в Теравифию, из другого перевода) — это повесть о локальном взрослении, о мечтах и фантазиях, о приятном детстве и уже…

Источник

* * *

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос…
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней…
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.

Дата создания: 1925 г.

Анализ стихотворения Есенина «Я помню, любимая, помню…»

Не секрет, что поэт Сергей Есенин был человеком влюбчивым и достаточно импульсивным. До сих пор ходят споры о том, скольким женщинам за свою недолгую жизнь он успел вскружить голову, и какое количество хрупких сердец разбил своей прямолинейностью. Принято считать, что последней любовью Есенина была актриса Августа Миклашевская, с которой поэт познакомился в 1923 году, за 17 месяцев до своей гибели. Есенин к тому времени только вернулся из заграничной поездки, окончательно разочарованный и в Европе, и в своей супруге Айседоре Дункан. Примечательно, что за период знакомства с Миклашевской поэт параллельно успел пережить несколько бурных романов, женился на внучке Льва Толстого и – посвятил актрисе цикл стихотворений под названием «Любовь хулигана».

В него вошло семь произведений, которые, по утверждению последней супруги поэта, действительно были адресованы Августе Миклашевской. Среди них – стихотворение «Я помню, любимая, помню…», созданное в 1925 году. В нем поэт рассказывает о первых днях знакомства с актрисой, в которую безумно влюбился. И которая фактически разрушила его брак с Айседорой Дункан, хотя после романа с Галиной Бенеславской Есенин уже готов был вернуться к супруге с покаянием.

Взаимоотношения поэта и актрисы были довольно странными и, по воспоминаниям очевидцев, платоническими. Августа Миклашевская не поощряла ухаживаний Есенина, хотя и признавалась, что он очень ей симпатизирует. Уже через несколько дней после знакомства Есенин сделал Миклашевской предложение и получил отказ, так как на тот момент все еще был официально женат. После этого поэт впал в длительный запой и превратился в затворника, а потом неожиданно для всех женился на Софье Толстой. Этот брак для Есенина оказался несчастливым, поэтому, обращаясь в стихотворении «Я помню, любимая, помню…» к Миклашевской, поэт испытывает сожаление, что судьба развела его с женщиной, вызвавшей столь сильные чувства.

Примечательно, что Есенин помнил каждый час, проведенный в обществе Августы Миклашевской. И эти воспоминания вызывали в нем противоречивые чувства. С одной стороны, поэту было отрадно осознавать, что судьба подарила ему возможность наблюдать, как «луна нам светила длинней», и как сыпались «цветы на кудрявую прядь». С другой стороны, обрекая себя на брак с нелюбимой женщиной, автор сравнивает себя с человеком, который «как будто любимую повесть с другой вспоминает тебя». Впрочем, союз Есенина и Толстой просуществовал всего несколько недель. Вскоре поэт вновь был свободен и попытался встретиться с Миклашевской, которая проигнорировала его просьбу. Свой отказ она объяснила тем, что не верит в настоящую любовь и считает Есенина достаточно непостоянным и взбалмошным типом.

За несколько месяцев до гибели поэта сборник «Любовь хулигана» увидел свет, и автор публично вручил его Августе Миклашевской во время своего творческого вечера. А после напился до беспамятства, и актриса вынуждена была провожать его домой. Предположительно, именно тогда состоялось ее объяснение с поэтом, который пообещал, что возьмет себя в руки, перестанет пить и дебоширить. Спустя несколько дней Августа Миклашевская согласилась стать супругой Есенина, по случаю чего была устроена скромная помолвка. Однако брак так ?