Сыплет черемуха с неба
Автор Маргарита Малиновская На чтение 6 мин. Опубликовано 10.03.2020
Воспевание Родины — одна из главных тем в творчестве поэтов Серебряного века. Любовью к природе и особым светом наполнены строки стихотворения Есенина «Черемуха», анализ которого ученики проводят на уроке литературного чтения в 3 классе. Разбор произведения позволяет юным читателям оценить красоту есенинской поэзии и освоить материал программы для написания итогового сочинения.
Создание произведения
Стихотворение датировано 1910 годом и написано поэтом в начале творческого пути. Оно относится к ранней пейзажной лирике и отражает свежий взгляд юного поэта на красоту природы средней полосы России. В произведении автор создает картинку живых красок, чистых и звенящих звуков природы. Весна — время обновления, светлых чувств, новых надежд, Они отражены в лирических строках, которые находят отклик в душе читателя.
В своих лекциях поэт и экскурсовод Антон Володин подчеркивал любовь молодого Есенина к природе родного края. Автор родился в Рязанской губернии и довольно рано покинул родное село Константиново, которое находилось в окружении живописных полей, ручьев и лесов. Тоскуя по дому, поэт старался посещать места, где прошла его молодость. С ними связаны самые чистые строки и воспоминания Есенина.
Лирике поэта свойственны народные черты, привитые ему бабушкой. Это видно и в стихотворении о черемухе, которое отразило единство природы и человека. В произведении он обращается к растениям, травам, цветам, восторгаясь пробуждением земли весною.
Душистую черемуху в народе называют королевой весны. С ее цветения начинается «зеленый шум» — период буйного цветения растений. В этот момент обычно возвращаются холода, которые называют «черемуховыми». Поэт ассоциирует цветы кустарника со снегом, сравнивает весну этого периода с невестой.
В анализе стихотворения «Сыплет черемуха снегом» можно упомянуть, что оно вошло в цикл «Девичник», который стал частью сборника «Радоница» в 1916 году.
Поэтическое произведение положено на музыку. Композиция под названием «Черемуха» вошла в альбом романсов «Клен ты мой опавший» российского певца А. Подболотова.
Содержание и описание
Произведение создает у читателя радостное и восторженное настроение. Поэт передает красоту цветущей черемухи, вовлекает в описываемую картину мира окружающую природу. Благодаря богатому литературному арсеналу его словесная иллюстрация природы неповторима. Анализ «Сыплет черемуха снегом» помогает описать состояние лирического героя. Он одурманен весной и сравнивает ее с невестой за белый наряд черемухи.
Чтение произведения помогает читателям почувствовать прелесть майского дня и ощутить себя частью природы. Сначала представляются осыпанные белыми гроздьями ветки черемухи, похожие на белую накидку. На листьях кустарника застыли капельки весенней росы. Грачи уже прилетели и ходят по полю в поисках еды. Шелковые травы никнут под влиянием ветра. В воздухе витает свежий сосновый аромат, который хочется испить до последней капли.
Картина мира восхищает лирического героя, он «одурманен весной». В восхищении поэт хочет продлить краткий миг восторга, разнести пенный цвет черемухи по полю, почувствовать свободу и безмятежность. Анализ «Сыплет черемуха снегом» Есенина позволяет выделить следующие особенности:
- Информативность. Поэтический рассказ содержит информацию об особом представлении автора относительно пробуждения природы. Весна у него ассоциируется с образом невесты.
- Цельность. Текст стихотворения соответствует плану: любование автора приходом весны — мысли о невесте (весне) — обращение к природе. Все строфы связаны, изложение последовательно, поэтому текст воспринимается как единое целое.
- Связность предложений. Например, «луговые травы» и их «дурманящий запах» в 3 и 4 предложении.
- Завершенность. Произведение входит в цикл «Девичник», однако обладает смысловой завершенностью, поэтому его понимание возможно вне сборника.
- Диалогичность. Текст перекликается с другими произведениями о природе, является своеобразным диалогом с другими писателями.
- Эстетичность. Стих раскрывает красоту весны и описывает состояние природы, что пробуждает у читателей положительные эмоции.
Тема и композиция
При анализе стихотворения Есенина «Черемуха» легко выделить основную мысль. Темой произведения является описание красоты весенней природы. Пробудившись, она полна жизни, люди не в силах сопротивляться ее очарованию. Обновление созвучно настроению лирического героя, душа которого полна восторгов и надежд. Создаваемые образы подчеркивают радостное настроение, их восприятие последовательно:
- черемуха, снег, роса, поле, птицы;
- травы, смолистая роса, луга и дубравы;
- радуга, вести, невеста-весна, о которой поет герой;
- птахи, лес, готовность разнести цвет черемухи.
Произведение относится к жанру пейзажной лирики, характерному для раннего творчества поэта. При написании использован трехстопный дактиль с перекрестной рифмой, что придает строкам особую мелодичность. Стих можно разделить на три условных части. Связь между предложениями в каждой из них является параллельной. При знакомстве с литературным трудом младшие школьники могут впервые встретиться со словами, которые вошли в орфографический словарь:
- никнут (травы) — склоняются, пригибаются, опускаются;
- дубравы — лиственные леса, в каких растет много дубов;
- одурманивать — запутать сознание, ввести в заблуждение;
- зыбь — участки земли с поверхностью, устойчивость которой вызывает сомнения;
- побеги — органы растений с молодыми почками.
Краткий разбор
В стихотворении, как и в других произведениях Есенина, природа показана в вечном развитии. Она радуется и печалится, рождается и умирает. В строках встречаются олицетворения: «травы никнут», «черемуха сыплет». Автор вводит тропы и речевые фигуры, чтобы создать яркие образы, произвести на читателя впечатление.
Кратко анализ произведения в читательском дневнике можно записать так:
- История создания. Стихотворение написано в 1910 году. В 1916 г. оно вошло в сборник «Радоница».
- Тема произведения. Описание красоты и очарования природы весной. Время года пробуждает в человеке желание жить, расцвести душой и наслаждаться красотой окружающего мира.
- Жанр. Пейзажная лирика.
- Стихотворный размер. Трехстопный дактиль. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге.
- Эпитеты. «Шелковые травы», «смолистой сосной», «тайные вести», «зыбистым бегом».
- Метафоры. «Никнут шелковые травы», «я одурманен весной», «тайные вести светятся в душу мою».
- Инверсия. «Никнут шелковые травы».
- Риторические обращения. «Ой вы, луга и дубравы», «пойте вы, птахи».
- Анафора, подчеркивающая главную мысль. «Сыплет черемуха снегом» (первая строфа) и «Сыпь ты, черемуха, снегом» (последнее четверостишие).
Стихотворение создает у читателя радостное настроение и наполняет легкостью, независимо от погоды и времени года за окном.
Благодаря мастерскому владению словом и использованию средств выразительности Есенин создал восхитительный рисунок поздней весны, которую сравнил с невестой.
Источник
добавлена сегодня в 10:15
Да, я лежу в земле, губами шевеля,
Но то, что я скажу, заучит каждый школьник:
На Красной площади всего круглей земля,
И скат ее твердеет добровольный,
На Красной площади земля всего круглей,
И скат ее нечаянно-раздольный,
Откидываясь вниз — до рисовых полей,
Покуда на земле последний жив невольник.
Автор: Мандельштам Осип
Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
как мне ни странно и как ни печально, увы —
старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.
Годы проходят, и, как говорится,— сик транзит
глория мунди,— и все-таки это нас дразнит.
Годы куда-то уносятся, чайки летят.
Ружья на стенах висят, да стрелять не хотят.
Грустная желтая лампа в окне мезонина.
Чай на веранде, вечерних теней мешанина.
Белые бабочки вьются над желтым огнем.
Дом заколочен, и все поза
В дубраве грозна буря воет,
Крутится вихрем дождь и град.
С горы стремясь, долину роет
Ревущий, быстрый водопад.
Во мраке молния лишь блещет,
Не видно в туче светлых звезд.
Вдруг грянул гром: и бор трепещет,
Не сыщут робки звери мест.
Почто ж так осень свирепеет
И градом томну землю бьет?
Природа без того мертвеет:
Давно увял уж розы цвет,
Давно деревья обнаженны,
Склонивши ветвия, стоят
И птицы, гнезд своих лишенны,
Без крова сносят лютый хлад.
Прийди ж, зима! и скорбь природы
В одно мгновени
Я видел, как вечер играл в листве,
Спешащей в осенний гам,
Я видел, как старый седой рассвет
Улёгся к твоим ногам,
Как птицы спешили собраться в клин,
Чтоб плыть на юга сквозь дрожь,
И яблоки с веток к земле текли
Как нудный осенний дождь.
Я видел ворону в её гнезде,
Кидающей в печь дрова.
(Вороны уют создают везде,
Имея на то права)
Но ты говорила: всё сон-обман,
И мир не такой, как есть.
Что осень и вечер свели с ума,
Что я сумасбродный весь.
Но рядом сидела, одной рукой
Моё обхватив плечо,
Над прозрачными водами
Сидя, рвал услад венок;
И шумящими волнами
Уносил цветы поток.
«Так бегут лета младые
Невозвратною струей;
Так все радости земные —
Цвет увядший полевой.
Ах! безвременной тоскою
Умерщвлен мой милый цвет.
Все воскреснуло с весною;
Обновился божий свет;
Я смотрю — и холм веселый
И поля омрачены;
Для души осиротелой
Нет цветущия весны.
Что в природе, озаренной
Красотою майских дней?
Есть одна во всей вселенной —
К ней душа, и мысль об ней;
К ней стремлю, забывшись, руки —
М
Снова старенькая комната,
Расписной узор гардин.
Я сижу, печалью скованный,
В тёмной комнате – один!
Монотонно время тукает,
Как сегодня и вчера.
Со своею старой мукою
Буду снова я играть.
Плещет белыми метелями
Ночь из чёрного ковша.
Будешь в полночь ты расстреляна
Злой тоской, моя душа!
Автор: Молчанов-Сибирский Иван
Бежит из глубины волна,
И, круто выгнув спину,
О берег плещется она,
Мешая ил и тину…
Она и бьется, и ревет,
И в грохоте и вое
То вдруг раскинет, то сорвет
Роскошье кружевное…
И каждый камушек в ладонь
Подбросит и оближет
И, словно высекши огонь,
Сияньем сквозь пронижет!..
Так часто тусклые слова
Нежданный свет источат,
Когда стоустая молва
Над ними заклокочет!..
Но не найти потом строки
С безжизненною речью,
Как от замолкнувшей реки
Заросшего поречья!..
Нет прихотливее волны,
И нет мол
Хожу,
гляжу в окно ли я
цветы
да небо синее,
то в нос тебе магнолия,
то в глаз тебе
глициния.
На молоко
сменил
чаи
в сиянье
лунных чар.
И днем
и ночью
на Чаир
вода
бежит, рыча.
Под страшной
стражей
волн-борцов
глубины вод гноят
повыброшенных
из дворцов
тритонов и наяд.
А во дворцах
другая жизнь:
насытясь
водной блажью,
иди, рабочий,
и ложись
в кровать
великокняжью.
Пылают горы-горны,
и море синеблузится.
Людей
ремонт ускоренный
в огромной
крымской кузнице.
Автор: Маяковский Владимир
Дома и деревья слезятся,
И речка в тумане черна,
И просто нельзя догадаться,
Что это апрель и весна.
А вдоль берегов огороды,
Дождями набухшая грязь…
По правде, такая погода
Мне по сердцу нынче как раз.
Я думал, что век мой уж прожит,
Что беды лишили огня…
И рад я, что ветер тревожит,
Что тучами давит меня.
Шаги хоть по грязи, но быстры.
Приятно идти и дышать…
Иду. На свободу. На выстрел.
На все, что дерзнет помешать.
Автор: Коржавин Наум
добавлена 30 июня в 10:15
Дрожа от взнузданного пыла,
В лицо швыряя мне землей,
Вся в мыльном серебре кобыла
Блистает шерстью вороной.
А я весь брызгами покрыт,
Зажмурясь, слушаю — как четок
Под бабками косматых щеток
В два такта бьющий стук копыт.
Мне в этот вольный миг дороже,
Чем красные пиявки губ,
В оглоблях прыгающих дрожек
Размашистый рысистый круп.
И мягче брызжущие комья
Весенней бархатной земли
Прикосновений той, о ком я
Грустил и грезил там вдали.
Автор: Зенкевич Михаил
Источник
| Поиск по порталу |
Источник
Автор Маргарита Малиновская На чтение 6 мин. Опубликовано 10.03.2020
Воспевание Родины — одна из главных тем в творчестве поэтов Серебряного века. Любовью к природе и особым светом наполнены строки стихотворения Есенина «Черемуха», анализ которого ученики проводят на уроке литературного чтения в 3 классе. Разбор произведения позволяет юным читателям оценить красоту есенинской поэзии и освоить материал программы для написания итогового сочинения.
Создание произведения
Стихотворение датировано 1910 годом и написано поэтом в начале творческого пути. Оно относится к ранней пейзажной лирике и отражает свежий взгляд юного поэта на красоту природы средней полосы России. В произведении автор создает картинку живых красок, чистых и звенящих звуков природы. Весна — время обновления, светлых чувств, новых надежд, Они отражены в лирических строках, которые находят отклик в душе читателя.
В своих лекциях поэт и экскурсовод Антон Володин подчеркивал любовь молодого Есенина к природе родного края. Автор родился в Рязанской губернии и довольно рано покинул родное село Константиново, которое находилось в окружении живописных полей, ручьев и лесов. Тоскуя по дому, поэт старался посещать места, где прошла его молодость. С ними связаны самые чистые строки и воспоминания Есенина.
Лирике поэта свойственны народные черты, привитые ему бабушкой. Это видно и в стихотворении о черемухе, которое отразило единство природы и человека. В произведении он обращается к растениям, травам, цветам, восторгаясь пробуждением земли весною.
Душистую черемуху в народе называют королевой весны. С ее цветения начинается «зеленый шум» — период буйного цветения растений. В этот момент обычно возвращаются холода, которые называют «черемуховыми». Поэт ассоциирует цветы кустарника со снегом, сравнивает весну этого периода с невестой.
В анализе стихотворения «Сыплет черемуха снегом» можно упомянуть, что оно вошло в цикл «Девичник», который стал частью сборника «Радоница» в 1916 году.
Поэтическое произведение положено на музыку. Композиция под названием «Черемуха» вошла в альбом романсов «Клен ты мой опавший» российского певца А. Подболотова.
Содержание и описание
Произведение создает у читателя радостное и восторженное настроение. Поэт передает красоту цветущей черемухи, вовлекает в описываемую картину мира окружающую природу. Благодаря богатому литературному арсеналу его словесная иллюстрация природы неповторима. Анализ «Сыплет черемуха снегом» помогает описать состояние лирического героя. Он одурманен весной и сравнивает ее с невестой за белый наряд черемухи.
Чтение произведения помогает читателям почувствовать прелесть майского дня и ощутить себя частью природы. Сначала представляются осыпанные белыми гроздьями ветки черемухи, похожие на белую накидку. На листьях кустарника застыли капельки весенней росы. Грачи уже прилетели и ходят по полю в поисках еды. Шелковые травы никнут под влиянием ветра. В воздухе витает свежий сосновый аромат, который хочется испить до последней капли.
Картина мира восхищает лирического героя, он «одурманен весной». В восхищении поэт хочет продлить краткий миг восторга, разнести пенный цвет черемухи по полю, почувствовать свободу и безмятежность. Анализ «Сыплет черемуха снегом» Есенина позволяет выделить следующие особенности:
- Информативность. Поэтический рассказ содержит информацию об особом представлении автора относительно пробуждения природы. Весна у него ассоциируется с образом невесты.
- Цельность. Текст стихотворения соответствует плану: любование автора приходом весны — мысли о невесте (весне) — обращение к природе. Все строфы связаны, изложение последовательно, поэтому текст воспринимается как единое целое.
- Связность предложений. Например, «луговые травы» и их «дурманящий запах» в 3 и 4 предложении.
- Завершенность. Произведение входит в цикл «Девичник», однако обладает смысловой завершенностью, поэтому его понимание возможно вне сборника.
- Диалогичность. Текст перекликается с другими произведениями о природе, является своеобразным диалогом с другими писателями.
- Эстетичность. Стих раскрывает красоту весны и описывает состояние природы, что пробуждает у читателей положительные эмоции.
Тема и композиция
При анализе стихотворения Есенина «Черемуха» легко выделить основную мысль. Темой произведения является описание красоты весенней природы. Пробудившись, она полна жизни, люди не в силах сопротивляться ее очарованию. Обновление созвучно настроению лирического героя, душа которого полна восторгов и надежд. Создаваемые образы подчеркивают радостное настроение, их восприятие последовательно:
- черемуха, снег, роса, поле, птицы;
- травы, смолистая роса, луга и дубравы;
- радуга, вести, невеста-весна, о которой поет герой;
- птахи, лес, готовность разнести цвет черемухи.
Произведение относится к жанру пейзажной лирики, характерному для раннего творчества поэта. При написании использован трехстопный дактиль с перекрестной рифмой, что придает строкам особую мелодичность. Стих можно разделить на три условных части. Связь между предложениями в каждой из них является параллельной. При знакомстве с литературным трудом младшие школьники могут впервые встретиться со словами, которые вошли в орфографический словарь:
- никнут (травы) — склоняются, пригибаются, опускаются;
- дубравы — лиственные леса, в каких растет много дубов;
- одурманивать — запутать сознание, ввести в заблуждение;
- зыбь — участки земли с поверхностью, устойчивость которой вызывает сомнения;
- побеги — органы растений с молодыми почками.
Краткий разбор
В стихотворении, как и в других произведениях Есенина, природа показана в вечном развитии. Она радуется и печалится, рождается и умирает. В строках встречаются олицетворения: «травы никнут», «черемуха сыплет». Автор вводит тропы и речевые фигуры, чтобы создать яркие образы, произвести на читателя впечатление.
Кратко анализ произведения в читательском дневнике можно записать так:
- История создания. Стихотворение написано в 1910 году. В 1916 г. оно вошло в сборник «Радоница».
- Тема произведения. Описание красоты и очарования природы весной. Время года пробуждает в человеке желание жить, расцвести душой и наслаждаться красотой окружающего мира.
- Жанр. Пейзажная лирика.
- Стихотворный размер. Трехстопный дактиль. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге.
- Эпитеты. «Шелковые травы», «смолистой сосной», «тайные вести», «зыбистым бегом».
- Метафоры. «Никнут шелковые травы», «я одурманен весной», «тайные вести светятся в душу мою».
- Инверсия. «Никнут шелковые травы».
- Риторические обращения. «Ой вы, луга и дубравы», «пойте вы, птахи».
- Анафора, подчеркивающая главную мысль. «Сыплет черемуха снегом» (первая строфа) и «Сыпь ты, черемуха, снегом» (последнее четверостишие).
Стихотворение создает у читателя радостное настроение и наполняет легкостью, независимо от погоды и времени года за окном.
Благодаря мастерскому владению словом и использованию средств выразительности Есенин создал восхитительный рисунок поздней весны, которую сравнил с невестой.
Источник
МБОУ «Средняя школа №2 г.Грязовца»
| Главная » Фотоальбом » Выставки рисунков наших читателей » «Певец России» — иллюстрации к произведениям Сергея Есенина » Сыплет черёмуха снегом Сыплет черёмуха снегомСыплет черёмуха снегом. Рисовал Кирилл В., 1б кл. В реальном размере 604×416 / 111.3Kb 793 0.0
Добавлено 28.09.2015 tasha
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ] |
|
Источник
- Анализ стихов
- Есенин
- Сыплет черемуха снегом
Раннее творчество Есенина, отличяется особым живописным восхвалением природы и ее красоты, об этом мы можем судить, прочитав стихотворение « Сыплет черемуха снегом », написанное в 1910 году, это произведение явно отличается от написанных автором, в поздние годы. В стихотворение автор создает картину весенней природы, которая отличается движением и полной палитрой живых, утонченных чувств, которые сами по себе проникают в наши души, и неуловимым прикосновение оставляют в ней след. Именно стихотворения раннего периода творчества Есенина отличаются сочными живыми красками и чистыми, звенящими звуками природы.
Для создание контраста, Есенин использует сравнение цветущей белой черемухи, с которой ветер сдувает снегом ее белые цветы, с зимним холодным снегом и на фоне этого нам ярче и точнее представляется вся красота весеннего мира. Так же в стихотворении присутствует весенние запахи и ароматы, так мы можем почувствовать, запах смолы, хвои и нетронутую свежесть с полей и лугов, которой наш лирический герой опьянен. И самое главное, что порождает весна в каждом человеке, своим обострением чувств, так это чувство любви которым герой просто вдохновлен, у него словно выросли крылья и он готов вечно порхать над возрождающим природным миров и ощущать всей душой грезы о бескрайней любви. Можно с уверенностью сказать, что основной мыслью, которую хотел выплеснуть автор, является вдохновение природой ее способностью сделать человека счастливым, ощутить любовь и просто сделать его живым.
И в заключение всего хотелось с уверенностью сказать, что поэт смог очень четко и понятно передать все настроения, чувства и саму идею стихотворения предполагаемые для читателя. Хотелось также отметить, что произведения раннего периода по настоящему, пропитаны бескрайней русской красотой, которую человек может внять в этом стихотворение.
Картинка к стихотворению Сыплет черемуха снегом
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Жуковского Светлана 9 класс
Баллады — особый вид поэтического творчества В.Жуковского. В балладах Жуковский показывает жизнь не как на самом деле, а выдуманную. В его балладах вершится справедливый суд, показаны высокие человеческие отношения.
- Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс
«Листок, гонимый бурей» всегда символичен в русской поэзии. Вот и М. Ю. Лермонтов решил увековечить этот образ в своём стихотворении, написанном в 1841 году. Аллегорична вся описыв?