Сыплет дождик большие горошины слова

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
Анализ стихотворения «Сентябрь» Заболоцкого
Николай Алексеевич Заболоцкий — мастер пейзажной лирики. В стихотворении «Сентябрь» он смотрит на начало осени не только как поэт, но и как живописец.
Стихотворение в 1957 году. Его автору исполнилось 54 года, у него случился кризис в семейной жизни, а жить ему остался всего один год. Он издал сборник «Последняя любовь», закончил перевод «Витязя в тигровой шкуре». По жанру — пейзажная лирика, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Лирический герой — сам автор. В юности Н. Заболоцкий увлекался рисованием. Вот и в этом стихотворении он просит смелого художника схватить и передать красоту сентябрьских дней. Месяц начинается вполне по-осеннему: сыплет дождик, рвется ветер. Но вот наступает «бабье лето», последние недели или дни сентября: в царство тумана и морока первый луч летит. Значит, еще разойдутся тучи, станет прозрачным воздух, будет еще тепло и сухо. «Орешина, вспыхнув, засияла»: имеются в виду красная, желтая листва и побуревшие прицветники, окружающие каждый орешек.
Что ж, самое время браться за кисть и писать шедевр. «Золотой и гранатовой»: только такими красками можно передать очарование этого дерева. Поэт просит изобразить орешник метафорически, как молодую царевну. Чтобы она стала олицетворением осени и уходящего сентября: на заплаканном (дождями), беспокойно скользящей улыбкою (ветерком), вечно юную (перед наступлением настоящей, предзимней осени). Уже в первых строфах Н. Заболоцкий обращается к читателю на «ты» и в повелительном наклонении, но только чуть позднее становится ясно, что читатель должен быть еще и живописцем: нарисуй эту девушку мне. Он как бы советует читателю поспешить, не раздумывать. Уменьшительные суффиксы придают больше трепета этому произведению: дождик, деревце. Повторы: нарисуй, значит. Противопоставление: непогодь, нечистая даль и первый луч солнца, придающий всему вокруг мягкое сияние. Эпитеты: взъерошенный, зыбкою. Метафора: даль занавешена, большие горошины. Метонимия: царство. Множество сравнений: как арку из каменных плит, словно девушка, золотой, как огонь, словно деревце. Олицетворения: сыплет, рвется, закрывается тополь. Первая строфа построена на приеме инверсии.
Для зрелого творчества Н. Заболоцкого характерны классическая форма и философское содержание. Поэт умеет вовлечь в круг своих гармоничных образов даже неподготовленного читателя.
- Следующий стих → Николай Заболоцкий — Сквозь волшебный прибор Левенгука
- Предыдущий стих → Николай Заболоцкий — Сказка о кривом человечке
Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Сентябрь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Грустно! Отчего Вам грустно,
Сердце бедное мое?
Оттого ли, что сегодня
Солнца нет и дождик льёт?
( Георгий Иванов — из стих.»Разговор». )
Набрела как-то на сайт, где — золотые россыпи (с) давнишних песен.
Целый вечер слушала, не могла наслушаться:
какие-то песни памятны, какие-то слышу впервые.
Какие, подумалось, замечтельные песни той — давнишней — советской эпохи!
Я буду — одну за другой — эти песни здесь помещать.
Будем слушать, ностальгировать и грустить.
Услышала первыe аккорды-слова этой песни ,
сразу же вспомнила Симоновские строки:
« Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди …»
Эта песня — спетая тихим проникновенным голосом Олега Ухналёва —
о жёлтом дожде.
О грусти.
О встречах и расставаниях.
О любви.
Замечательные какие строки, душу переворачивающие:
« Я бы взял твои ладони,
К ним губами прикоснулся,
Несмотря на дождик проливной …»
Жёлтый дождь стучит по крышам,
По асфальту и по листьям,
Я стою в плаще и мокну зря.
Пропадают два билета,
Впрочем что там два билета —
Пропадаю в этот вечер я.
Это вроде бы не трудно —
Не дождавшись, повернуться
И уйти, хоть дождик льёт и льёт.
Только сердце шепчет тихо:
«Ты уйдешь, а в это время
Вот возьмёт она, да и прийдёт».
Воротник подняв повыше,
Я курю и всё надеюсь,
А на что надеюсь — не пойму.
Мне ни капли не обидно,
Просто жаль, что этот вечер
Коротать придётся одному.
Если б чудо совершилось,
Если б сзади подошла
И глаза закрыла мне рукой.
Я бы взял твои ладони,
К ним губами прикоснулся,
Несмотря на дождик проливной.
Я бы взял твои ладони,
К ним губами прикоснулся,
Несмотря на дождик проливной.
Под дождём твой дом, сутулясь,
Мокнет, как и я, весь вечер.
Мягкий тёплый свет в твоём окне.
Ты сейчас сидишь, быть может,
Молча слушаешь транзистор,
Думая, наверно, обо мне.
Позвонить ты мне не сможешь,
Чтобы тихо извиниться,
Нету телефона у меня.
Ты грустишь, не зная даже,
Что грустят с тобою вместе
Двое за окошком — дождь и я.
Ты грустишь, не зная даже,
Что грустят с тобою вместе
Двое за окошком — дождь и я.
Позвонить ты мне не сможешь,
Чтобы тихо извиниться,
Нету телефона у меня.
Ты грустишь, не зная даже,
Что грустят с тобою вместе
Двое в этот вечер — дождь и я.
Ты грустишь, не зная даже,
Что грустят с тобою вместе
Двое за окошком — дождь и я.
Двое в этот вечер — дождь и я …
Двое за окошком — дождь и я …
Замечательная какая песня, да?
А вот кавер. В исполнении Евгения Осина.
Как вам?
А к песне этой (и стихам) — великолепные живописные полотна
русского художника Евгения Иванова.
Его живопись так и называют: Грустный город Евгения Иванова (c).
Столько дождя — в его полотнах!
Столько музыки и неизбывной грусти …
Он, жёлтый дождь, стучит по крышам, по асфальту и по листьям, под дождём — дома, сутулясь, мокнут весь вечер … — вместе с лирическим героем песни …
Иванов Евгений Викторович родился в России в 1966 г., в Западной Сибири (Тюмень).
От возникновения первой картины в 1988 до сегодняшнего дня художник создал более чем 2000 акварельных и живописных работ.
Живёт в Праге, Чехия.
Eugene Ivanov was born in 1966 in Tyumen (Siberia, Russia). He graduated in the Tyumen Industrial Institute — branch of engineering-geophysics. After three years of working in the domain of mineral-oil geology, Ivanov decided for the career of an advertising designer.
Since childhood Eugene Ivanov was fond of drawing. Since 1989 he has been engaged in painting and graphic arts professionally. His first efforts with a pencil and ink on paper were followed by oil on canvas. Recently, he prefers watercolours.
In his art, the artist unites elements of the landscape realism, motifs of yards and back streets of the Prague´s Old Town, or the classical still-life with modern styles of the beginning of the 20 century — cubism, suprematism and expressionism. From his first painting made in 1988 until the present day, Eugene has created over 2500 graphics and paintings.
Since 1989 Ivanov has participated in both group and solo exhibitions. His first solo exhibition in autumn 2002 in the Czech Republic was very important for Ivanov’s art career. This exhibition was organized with support by the Ostrava group of artists called «Spolek Mlejn».
Since 1998 Eugene Ivanov has been living and working in Prague, co-operating with Prague and Ostrava galleries and publishing houses. This included the publication of a colouring book of his figures in 2000 with the publishing house «Pierot». He also won the first prize in the competition of illustrations organised by the Belgian publishing house «Wallonie-Bruxelles». His works are held in many private collections in the Czech Republic, Germany, Israel, Poland, Russia, UK and USA.
Next Ivanov’s personal exhibition took place in the Russian Centre Of Science And Culture in October — November 2003.
7-9.05.2004 took part in the exhibition «Art Ireland Summer Collection 2004», RDS Industries Hall, Dublin, Ireland.
In 2004 he illustrated a children’s book «Busunsul and Paskualina» for the project «International Step By Step Association».(c)
Сыплет дождик большие горошины,
Рвётся ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
( Николай Заболоцкий. 1957. )
Источник
СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ГРУППЫ ЗА ПРЕКРАСНЫЕ РАБОТЫ , ЗА ТО ТЕПЛО И АТМОСФЕРУ ДРУЖЕЛЮБИЯ , КОТОРУЮ МЫ ВСЕ ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ!!!
ОСОБЕННО ХОЧЕТСЯ ПОБЛАГОДАРИТЬ НАШИХ ПОСТОЯННЫХ И ВЕРНЫХ АВТОРОВ ПРЕКРАСНЫХ ТЕМ!!!
ТОЛЬКО ВСЕ ВМЕСТЕ МЫ СПОСОБНЫ ДОСТИГАТЬ НОВЫХ ВЕРШИН И ДЕЛАТЬ НАШУ ЛЮБИМУЮ ГРУППУ ЕЩЕ ИНТЕРЕСНЕЙ!!!
ПРИХОДИТЕ К НАМ НАШИ ДОРОГИЕ ГОСТИ , ПРИГЛАШАЙТЕ СВОИХ ДРУЗЕЙ — МЫ ВСЕМ ОЧЕНЬ РАДЫ !!!
ЖЕЛАЕМ ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ, МИРА И ПОКОЯ В ДУШЕ И В СЕМЬЕ , ПОБОЛЬШЕ ПОЗИТИВА , НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО!!!
ДОРОГИЕ НАШИ УЧАСТНИКИ , ДРУЗЬЯ И ГОСТИ , РОДИВШИЕСЯ В ИЮНЕ, ПРИМИТЕ НАШИ САМЫЕ ДОБРЫЕ , ТЕПЛЫЕ И ИСКРЕННИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ !!!
Наступил июнь, начало лета,
Словно обещание всего:
Будет много солнца, много света,
Будет новой жизни торжество!
Кто рожден в июне, тот лучится
Радостью, любовью, теплотой.
Так пускай все лучшее случится,
В этот час, и день, и год с тобой.
добавлена 9 марта в 09:55
А кто-то нам скажет, сошли все с ума. Пишут стишки, пожеланья друг другу. А я говорю Вам, спасибо друзья! За то, что Вы есть и протяните руку. За Ваши стихи, за улыбки, за смех! За те поздравления, что искренне шлете. Включаю компьютер, и вижу Вас всех. Меня к себе в гости, зовете и ждете. Спасибо за то, что Вы есть у меня! Спасибо друзья и родные подруги. Я с Вами общаюсь со всеми ЛЮБЯ. И нет расстояний и нет разлуки. А кто-то нам скажет, сошли все с ума. Не зная друг друга, в любви признаются.
добавлена 12 ноября 2019 в 10:54
Моим друзьям, кто сердцем дорог,
А так же те, кто просто заглянул сюда!
Всем от Души Вам я желаю
Чтоб не грустили никогда.
Чтоб улыбались Вы почаще,
Чтоб заразителен был смех,
Чтоб поселилась в сердце радость
И ждал везде, чтоб Вас успех.
Любовь жила, чтоб в Вашем сердце,
Покой царил в Душе у Вас,
Пусть исполняются желанья,
Сегодня, завтра, каждый час!!!
добавлена 24 августа 2019 в 14:29
Дорогие , участники и гости группы ,
хотелось бы напомнить , что наша группа — это группа : поэзии и прозы …
Поэтому очень просим , Вас, не выставлять просто : картинки , плакаты , фото , гифки и просто — видео. Темы — обязательно должны содержать : стихи или прозу … Просим отнестись к этому с понимаем ! С уважением к вам — администрация группы !
добавлена 8 июня 2019 в 22:02
добавлена 31 января 2019 в 13:23
Дорогие участники группы, не оставайтесь равнодушными!!!
Администрация группы старается для вас. Не будьте просто наблюдателями. Каждый ваш лайк- это награда для нас и для вас! Предлагайте свои темы,стихи,цитаты,фразы,мысли!!! Юмор приветствуется!!! Хорошая музыка тоже!!!! Но не пошлость,не одни плейкасты, не одни картинки!!!! Общайтесь,приглашайте друзей!!!
Мы хотим,чтобы в нашей группе всем было уютно и комфортно!!!
добавлена сегодня в 16:00
Я нарисую ее весенним разгулом,
В глаза ее посажу синичек.
Подведу ее брови цветущим багульником,
И умою ее с ромашки святой водичкой.
И чтобы жар-птицей ее ресницы ожили,
Я подкрашу их магией Палеха.
И если она вдруг заплачет бирюзою обиженно, •••
добавлена сегодня в 15:00
ПРАВИЛО ТРЕХ МИНУТ…
Оказывается, есть такое важное правило – правило “трех минут”. Оно работает, как для супругов, так и для детей. Когда родители в семье начинают выполнять это правило, то замечают, что оно очень многое меняет в отношениях к лучшему.
Правило “первых трех минут” заключается в том, чтобы всегда встречать ребенка с такой огромной радостью, как будто встречаете друга, которого не видели уже много, много лет. И не важно, вы вернулись из магазина, в который выбегали за хлебом, и
добавлена сегодня в 14:00
Пусть женскому счастью не будет предела.
добавлена сегодня в 14:00
В тихий час, когда лучи неярки
И душа устала от людей,
В золотом и величавом парке
Я кормлю спокойных лебедей.
Догорел вечерний праздник неба.
(Ах, и небо устает пылать!)
Я стою, роняя крошки хлеба
В золотую, розовую гладь.
Уплывают беленькие крошки,
Покружась меж листьев золотых.
Тихий луч мои целует ножки
И дрожит на прядях завитых.
Затенен задумчивой колонной,
Я стою и наблюдаю я,
Как мой дар с печалью благосклонной
Принимают белые друзья.
В темный час, когда мы всё лелеем,
добавлена сегодня в 13:00
Я молю на коленях Вселенную-
Дай ты Женщине Счастье бесценное,
Дай ей Радость, Надежды земные,
А слова о Любви не пустые.
Чтобы солнце встречать ей с рассветами,
Чтоб слова для неё лишь хвалебные…
Дай Любовь ей познать лишь взаимную,
Чтобы Жизнь проживать лишь Богинею.
Я молюсь за тебя Чудо- Женщина,
Чтоб была ты, лишь, с радостью венчана,
Чтоб была ты Судьбою обласкана,
Ну а будни лишь с яркими красками.
Я стою на коленях, Вселенная,
Береги её Сердце весеннее,
Дай ей женскую долю поласковей,
добавлена сегодня в 12:22
добавлена сегодня в 12:00
О, как же часто мы грешим
В соперничестве пустословья.
Клеймим врагов, клянём друзей
И ближних делим на сословья.
Мы убиваем наповал
Словами, словно тесаками.
Развязываем сотни войн
Не пушками, но языками.
Гремим бездонной бочкой лжи.
Пылим словесною трухою.
Беспечность — вата для души,
Что делает её глухою.
Дай, Бог, нам мудрой тишины.
Закрой нам рты. Отверзи уши.
Из слов — лишь дай слова любви,
Чтоб пробуждались наши души.
________________
Ирина Вязовая
добавлена сегодня в 11:26
Жизнь готова удивлять,
Я готова удивляться,
Глупым шуткам умиляться,
Все печали разделять.
Так прекрасно с ней дружить,
Укрепляя наши узы.
Жизнь способна даже музой
Временами мне служить.
То зову её «мечты»,
«Утро», «капля дождевая»,
То, никак не называя,
Говорю ей просто «ты».
Лариса Миллер
добавлена сегодня в 11:00
Пока мы живы, можно всё исправить,
Всё осознать, раскаяться, простить.
Врагам не мстить, любимым не лукавить,
Друзей, что оттолкнули, возвратить.
Пока мы живы, можно оглянуться,
Увидеть путь, с которого сошли.
От страшных снов очнувшись, оттолкнуться
От пропасти, к которой подошли.
Пока мы живы… Многие ль сумели
Остановить любимых, что ушли?
Мы их простить при жизни не успели,
И попросить прощенья не смогли…
Когда они уходят в тишину,
Туда, откуда точно нет возврата,
Порой хватает несколь
добавлена сегодня в 10:55
Священник шёл просёлочной дорогой.
Вдруг мальчика на поле увидал.
Тот, стоя на коленях, что-то Богу
В слезах своих так искренно шептал.
Приблизился священник с умиленьем,
Но слышит буквы: «А, Б, В, Г, Д…»
Застыл мужчина, полный удивленья-
Таких молитв не слышал он нигде.
И снова алфавит весь повторился.
Усердно мальчик буквы называл,
Как будто сдать экзамен торопился.
Священник молча недоумевал.
Зачем здесь этот бедненький мальчонка,
Глотая слёзы, буквы говорит?
Зачем в мольбе протянуты ручонки
Источник
Анализ поэтических произведений вызывает в школе серьезные трудности. Поэтический образ ёмок, глубок, автор многого не досказывает, рассчитывая на воображение читателя, и важнейшая задача словесника на уроках литературы – развивать творческую фантазию и ассоциативное мышление учащихся. «Что же такое точное слово в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес – лесом, синее – синим, большое – большим, — пишет А. Урбан в своей книге «Стихи – собеседники» , — но… точность эта не совсем обычная. (1, с. 80) Поэт идет дальше самого добросовестного наблюдателя» . Действительно, по-настоящему талантливый поэт видит сверх видимого еще нечто такое, что может взволновать нас, пробудить интерес к уже знакомым, много раз воспетым звездам, лесам, озерам. Читатели должны почувствовать, что мир поэзии – это прекрасный, в чем — то необычный мир. Легко ли это? Есть много возможностей разных прочтений художественного произведения. Однако популярный прием устного словесного рисования при изучении лирики ведет к прозаическому пересказу текста, и поэтическое настроение стихотворения исчезает. Также любому лирическому стихотворению противопоказан анализ, сопровождающийся постановкой десятков вопросов, которые разрушают целостное восприятие текста.
В этой связи уроки – мастерские дают возможность учащимся свободно работать со словом, почувствовать глубину подтекста, представить то, что нарисовал сам поэт. Принцип работы мастерской – парадокс, неожиданное знание, удивление, и обращение к творчеству Н. Заболоцкого не случайно. Каждое его стихотворение – это открытие, оригинальное, глубоко философское толкование взаимоотношений природы и человека, который открывает в ней все новые тайны, находит все новые соответствия своему внутреннему миру. Мы обратились лишь к одному стихотворению Н. Заболоцкого, чтобы провести полный лингвистический анализ текста, помочь учащимся правильно понять художественный текст через язык, «языковые дроби» , из которых слагаются целые образные единицы языка, увидеть образность каждого слова. Эпиграфом к уроку взяты слова самого Н. Заболоцкого: «Слова должны ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу…» (2, с. 51) Именно так перекликаются слова в стихотворении «Сентябрь» Чудесно и знаменательно это тонкое переплетение образов девушки и деревца, смены света и тени.
Выразительное чтение стихотворения.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
На этапе побуждения к действию звучат вопросы учителя: что можно сделать с предметом? (съесть, сломать, понюхать и т. д. )
-А что можно сделать со стихотворением?
Примерные ответы: озаглавить по-другому, подобрать другие эпитеты, переставить строчки, определить размер; увидеть, услышать, ощутить вкус, запах (ассоциации по звучанию, вкусу, запаху) , почувствовать холод или тепло, найти ключевые слова, подобрать слова- ассоциации по смыслу, звучанию; определить тему, идею, нарисовать, найти стилистические фигуры, найти и расшифровать тропы.
На втором этапе работы (индукция) учащиеся выбирают любой вид работы и занимаются индивидуально или в парах. На этапе индукции создается эмоциональный настрой, включается подсознание области чувств ученика, формируется личное отношение к предмету.
Источник
- Анализ стихотворений
- Заболоцкий
- Сентябрь
Анализ стихотворения ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ»
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА
Стихотворение «Сентябрь» было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень — время, любимое многими поэтами и художниками. Все мы помним «Золотую осень» Левитана. «Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса», — эти строки, ставшие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. Баратынский, Пушкин, Тютчев — все они писали об осени. Свой оригинальный взгляд на осеннюю природу представляет нам Н. Заболоцкий.
Стихотворение построено на основе антитезы. Композиционно мы можем выделить в нем две условные части. Первая часть — это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрьский пейзаж:
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.
Вторая часть — все остальные строфы. Мы видим, как мертвый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, пробившимся сквозь облака:
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.
И вся природа сразу оживляется, становится яркой, достойной кисти живописца. В финале поэт сопоставляет природу и человека: словно девушка, вспыхнув, «засияла в конце сентября» орешина. И это хрупкое деревце напоминает ему «молодую царевну в венце»:
Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («серебристой изнанкой листа»), сравнение («словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце»), олицетворение («Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа»).
Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной», А.С. Пушкин «Осень».
Скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров (сравнение осени с «чахоточной девой» у Пушкина).
Здесь искали:
- заболоцкий сентябрь анализ стихотворения
- анализ стихотворения Заболоцкого
- анализ стихотворения заболоцкого сентябрь
вся
СЕНТЯБРЬ — стихотворение Заболоцкий Н. А.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
слушать, скачать аудио стихотворение
СЕНТЯБРЬ Заболоцкий Н. А.
к общему сожалению, пока аудио нет
анализ, сочинение или реферат о стихотворении
СЕНТЯБРЬ:
Но. Если вы не нашли нужного сочинения или анализа и Вам пришлось таки написать его самому, так не будьте жмотами! Опубликуйте его здесь, а если лень регистрироваться, так пришлите Ваш анализ или сочинение на и это облегчит жизнь будущим поколениям, к тому же Вы реально ощутите себя выполнившим долг перед школой. Мы опубликуем его с указанием Ваших ФИО и школы, где Вы учитесь. Поделись знанием с миром!
Коллеги — педагогический журнал Казахстана
Учительские университеты
Урок литературы в 11 классе. «Н.Заболоцкий «Сентябрь». Вариативность работы со словом».
Мангуткина Гульфия Хамитовна, учитель русского языка и литературы.
Республика Казахстан, ВКО, г. Семей, ГУ «Средняя общеобразовательная школа- лицей № 7»
ВАРИАТИВНОСТЬ РАБОТЫ СО СЛОВОМ. Н. ЗАБОЛОЦКИЙ «СЕНТЯБРЬ». (УРОК- МАСТЕРСКАЯ).
Анализ поэтических произведений вызывает в школе серьезные трудности. Поэтический образ ёмок, глубок, автор многого не досказывает, рассчитывая на воображение читателя, и важнейшая задача словесника на уроках литературы – развивать творческую фантазию и ассоциативное мышление учащихся. «Что же такое точное слово в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес – лесом, синее – синим, большое – большим, — пишет А. Урбан в своей книге «Стихи – собеседники», — но… точность эта не совсем обычная.(1, с. 80) Поэт идет дальше самого добросовестного наблюдателя». Действительно, по-настоящему талантливый поэт видит сверх видимого еще нечто такое, что может взволновать нас, пробудить интерес к уже знакомым, много раз воспетым звездам, лесам, озерам. Читатели должны почувствовать, что мир поэзии – это прекрасный, в чем — то необычный мир. Легко ли это? Есть много возможностей разных прочтений художественного произведения. Однако популярный прием устного словесного рисования при изучении лирики ведет к прозаическому пересказу текста, и поэтическое настроение стихотворения исчезает. Также любому лирическому стихотворению противопоказан анализ, сопровождающийся постановкой десятков вопросов, которые разрушают целостное восприятие текста.
В этой связи уроки – мастерские дают возможность учащимся свободно работать со словом, почувствовать глубину подтекста, представить то, что нарисовал сам поэт. Принцип работы мастерской – парадокс, неожиданное знание, удивление, и обращение к творчеству Н. Заболоцкого не случайно. Каждое его стихотворение – это открытие, оригинальное, глубоко философское толкование взаимоотношений природы и человека, который открывает в ней все новые тайны, находит все новые соответствия своему внутреннему миру. Мы обратились лишь к одному стихотворению Н.Заболоцкого, чтобы провести полный лингвистический анализ текста, помочь учащимся правильно понять художественный текст через язык, «языковые дроби», из которых слагаются целые образные единицы языка, увидеть образность каждого слова. Эпиграфом к уроку взяты слова самого Н.Заболоцкого: «Слова должны ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу…»(2, с. 51) Именно так перекликаются слова в стихотворении «Сентябрь» Чудесно и знаменательно это тонкое переплетение образов девушки и деревца, смены света и тени.
Выразительное чтение стихотворения.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
На этапе побуждения к действию звучат вопросы учителя: что можно сделать с предметом? (съесть, сломать, понюхать и т.д.)
-А что можно сделать со стихотворением?
Примерные ответы: озаглавить по-другому, подобрать другие эпитеты, переставить строчки, определить размер; увидеть, услышать, ощутить вкус, запах (ассоциации по звучанию, вкусу, запаху), почувствовать холод или тепло, найти ключевые слова, подобрать слова- ассоциации по смыслу, звучанию; определить тему, идею, нарисовать, найти стилистические фигуры, найти и расшифровать тропы.
На втором этапе работы (индукция) учащиеся выбирают любой вид работы и занимаются индивидуально или в парах. На этапе индукции создается эмоциональный настрой, включается подсознание области чувств ученика, формируется личное отношение к предмету. Учитель приглашает учеников к поиску и творчеству и перед их выступлениями предлагает поразмышлять над словами драматурга 18 века Я. Княжнина:
Читается трояким образом:
Читать и не понимать,
Читать и понимать,
Читать и понимать то, что не написано.(3, с. 72)
Задание: нарисуйте портрет третьего читателя.
— Это творческий читатель, сопереживающий, наблюдательный, с особой читательской зоркостью, умеющий понять то, что скрывается за словами. Именно такими читателями хотел бы видеть каждый учитель своих учеников.
— Он живет с автором, автор ощущает его взгляд, ждет его смеха или слез.
— это художник.
«Художник- вместилище эмоций, которые приходят к нему со всех сторон: с неба, с земли, от клочка бумаги, от очертания тени, от паутины» (П. Пикассо)
Третий этап урока – представление, или социализация. Были выбраны разные виды представления: кластеры, ассоциативные схемы, рисунки, языковой анализ. Несмотря на кажущуюся разрозненность заданий, в выступлениях учащихся прослеживается единое направление работы над словом, поэтикой Н.Заболоцкого, формулой творчества которого стала провозглашенная им триада: мысль- образ- музыка. Лирические стихотворения Н. Заболоцкого по характеру воздействия сближаются с музыкой. Музыкальность его поэзии использовалась композиторами, сочинявшими песни на стихи Н.Заболоцкого. (Звучит песня «Осеннее утро» из кинофильма «Служебный роман»)
Примерный анализ текста. Наблюдения учащихся и учителя.
Тропы. Эпитеты: серебристой изнанкой.
Олицетворения: взъерошенный тополь, орешина засияла.
Сравнения: как сквозь арку из каменных плит; словно девушка, вспыхнув, орешина; золотой, как огонь.
Метафоры: орешина- девушка; царство тумана и морока.
Стилистические фигуры. Лексический повтор: нарисуй эту девушку мне. Нарисуй, словно деревце, зыбкую…
Синтаксический параллелизм: сыплет дождик; рвется ветер; закрывается тополь.
Инверсия: на полотне золотой, как огонь, и гранатовой нарисуй эту девушку мне.
Анафора: нарисуй.
Риторические фигуры. Обращения: живописец.
Фонетические изобразительные средства.
Аллитерация: повтор согласных звуков.(н)
Царевну в венце; не навек занавешена; на заплаканном юном лице.
Создание особой выразительности, звонкости.
Что слышу: звон капель дождя, шум ветра. Ощущаю запах дождя, влаги (на заплаканном лице).Цвета: золото, гранат, серебро.
Рифма: мужская и женская.
Ассоциации по смыслу: орешина- дерево- девушка.
Ассоциации по звучанию: орешина- черешина.
Пятистишие: Орешина
Мокрая, заплаканная.
Вспыхнула, засияла, изменилась.
Молодая царевна в венце.
Девушка.
Идея стихотворения: торжество света после тьмы, яркость красок, не все потеряно, сказка с хорошим концом (даль не навек занавешена), связь человека и природы.
Учащиеся комментируют эпиграф и отвечают на вопрос: «Каким вы увидели самого автора?»
На этапе рефлексии учащиеся создают собственные тексты на основе выбранного понравившегося словосочетания. Напутствие учителя: « Вы можете написать то, что пожелаете, потому что, когда мы читаем стихотворения, они могут вызвать любые ваши воспоминания, ассоциации, которые внешне не связаны с текстом, но в этом и заслуга истинного художника: заставить нас мыслить и сопереживать».
Работа на языком лирического стихотворения многогранна. Это выяснение значения того или иного слова в данном контексте, сопоставление вариантов стихотворений (проникновение в лабораторию писателя), введение в текст пропущенных эпитетов: поиск нужных слов обостряет внимание к языку, помогает увидеть значение слов в создании образа. Наблюдения над выбором точного образного слова можно проводить на каждом уроке. Разумеется, в процессе анализа художественного текста мы привлечем внимание лишь к некоторым словам, особенно значительным в раскрытии образного содержания стихотворения. «Всякое стихотворение, — замечает Блок, — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды».(4, с. 147) Эти слова и составляют главный объект наблюдения. Таким образом, работая со словом в нашей мастерской, соединяя и сталкивая разные ряды слов, мы видим, как раскрывается смысл поэтических строк и рождается новизна в восприятии стихотворения.
Просмотров. 4672 | Рейтинг. 0.0 / 0
Николай Заболоцкий — Сыплет дождик большие горошины ( Сентябрь )
Syplet dozhdik bolshiye goroshiny,
Rvetsya veter, i dal nechista.
Zakryvayetsya topol vzyeroshenny
Serebristoy iznankoy lista.
No vzglyani: skvoz otverstiye oblaka,
Kak skvoz arku iz kamennykh plit,
V eto tsarstvo tumana i moroka
Pervy luch, probivayas, letit.
Znachit, dal ne navek zanaveshena
Oblakami, i, znachit, ne zrya,
Slovno devushka, vspykhnuv, oreshina
Zasiala v kontse sentyabrya.
Vot teper, zhivopisets, vykhvatyvay
Kist za kistyu, i na polotne
Zolotoy, kak ogon, i granatovoy
Narisuy etu devushku mne.
Narisuy, slovno derevtse, zybkuyu
Moloduyu tsarevnu v ventse
S bespokoyno skolzyashchey ulybkoyu
Na zaplakannom yunom litse.
Csgktn lj;lbr ,jkmibt ujhjibys,
Hdtncz dtnth, b lfkm ytxbcnf/
Pfrhsdftncz njgjkm dp]thjityysq
Ctht,hbcnjq bpyfyrjq kbcnf/
Yj dpukzyb: crdjpm jndthcnbt j,kfrf,
Rfr crdjpm fhre bp rfvtyys[ gkbn,
D nj wfhcndj nevfyf b vjhjrf
Gthdsq kex, ghj,bdfzcm, ktnbn/
Pyfxbn, lfkm yt yfdtr pfyfdtityf
J,kfrfvb, b, pyfxbn, yt phz,
Ckjdyj ltdeirf, dcgs[yed, jhtibyf
Pfcbzkf d rjywt ctynz,hz/
Djn ntgthm, ;bdjgbctw, ds[dfnsdfq
Rbcnm pf rbcnm/, b yf gjkjnyt
Pjkjnjq, rfr jujym, b uhfyfnjdjq
Yfhbceq ne ltdeire vyt/
Yfhbceq, ckjdyj lthtdwt, ps,re/
Vjkjle/ wfhtdy