Сыплет дождик большие горошины

Сыплет дождик большие горошины thumbnail

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

Анализ стихотворения «Сентябрь» Заболоцкого

Николай Алексеевич Заболоцкий — мастер пейзажной лирики. В стихотворении «Сентябрь» он смотрит на начало осени не только как поэт, но и как живописец.

Стихотворение в 1957 году. Его автору исполнилось 54 года, у него случился кризис в семейной жизни, а жить ему остался всего один год. Он издал сборник «Последняя любовь», закончил перевод «Витязя в тигровой шкуре». По жанру — пейзажная лирика, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Лирический герой — сам автор. В юности Н. Заболоцкий увлекался рисованием. Вот и в этом стихотворении он просит смелого художника схватить и передать красоту сентябрьских дней. Месяц начинается вполне по-осеннему: сыплет дождик, рвется ветер. Но вот наступает «бабье лето», последние недели или дни сентября: в царство тумана и морока первый луч летит. Значит, еще разойдутся тучи, станет прозрачным воздух, будет еще тепло и сухо. «Орешина, вспыхнув, засияла»: имеются в виду красная, желтая листва и побуревшие прицветники, окружающие каждый орешек.

Что ж, самое время браться за кисть и писать шедевр. «Золотой и гранатовой»: только такими красками можно передать очарование этого дерева. Поэт просит изобразить орешник метафорически, как молодую царевну. Чтобы она стала олицетворением осени и уходящего сентября: на заплаканном (дождями), беспокойно скользящей улыбкою (ветерком), вечно юную (перед наступлением настоящей, предзимней осени). Уже в первых строфах Н. Заболоцкий обращается к читателю на «ты» и в повелительном наклонении, но только чуть позднее становится ясно, что читатель должен быть еще и живописцем: нарисуй эту девушку мне. Он как бы советует читателю поспешить, не раздумывать. Уменьшительные суффиксы придают больше трепета этому произведению: дождик, деревце. Повторы: нарисуй, значит. Противопоставление: непогодь, нечистая даль и первый луч солнца, придающий всему вокруг мягкое сияние. Эпитеты: взъерошенный, зыбкою. Метафора: даль занавешена, большие горошины. Метонимия: царство. Множество сравнений: как арку из каменных плит, словно девушка, золотой, как огонь, словно деревце. Олицетворения: сыплет, рвется, закрывается тополь. Первая строфа построена на приеме инверсии.

Для зрелого творчества Н. Заболоцкого характерны классическая форма и философское содержание. Поэт умеет вовлечь в круг своих гармоничных образов даже неподготовленного читателя.

  • Следующий стих → Николай Заболоцкий — Сквозь волшебный прибор Левенгука
  • Предыдущий стих → Николай Заболоцкий — Сказка о кривом человечке

Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Сентябрь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Колыхаясь еле-еле
Всем ветрам наперерез,
Птицы легкие висели,
Как лампады средь небес.

Их глаза, как телескопики,
Смотрели прямо вниз.
Люди ползали, как клопики,
Источники вились.

Мышь бежала возле пашен,
Птица падала на мышь.
Трупик, вмиг обезображен,
Убираем был в камыш.

В камышах сидела птица,
Мышку пальцами рвала,
Изо рта ее водица
Струйкой на землю текла.

И сдвигая телескопики
Своих потухших глаз,
Птица думала. На холмике
Катился тарантас.

Тарантас бежал по полю,
В тарантасе я сидел
И своих несчастий долю
Тоже на сердце имел.

Анализ стихотворения «Птицы» Заболоцкого

Произведение «Птицы» Николая Алексеевича Заболоцкого перекликается с одноименной поэмой, посвященной отцу поэта.

Стихотворение создано в начале 1930-х годов. Автору этих строк исполнилось около 30 лет, он уже выпустил дебютный сборник, который подвергся нещадной критике, новую книгу стихов ему издать не позволили. Оставалась работа в детских журналах, утешала и переписка с К. Циолковским, чьи идеи произвели на поэта глубокое впечатление. В жанровом отношении эксцентрическая пейзажная зарисовка, рифмовка перекрестная, 6 строф. Лирический герой присутствует, но обнаруживает себя лишь в финале произведения. Начинается стихотворение вполне лирически. Птицы противятся ветру в небе. Поэт подбирает для них трогательное сравнение с лампадами. Однако уже во 2 строфе гармония рушится, в строчках косо проглядывает абсурд, угроза. Оказывается, «легкие птицы» высматривают жертв. Люди, к счастью, их не интересуют. Подумаешь, клопики. А вот бегущая мышь – это уже серьезно. Обезображенный трупик деловито втаскивается в камыши, где благополучно обгладывается. Натуралистическое описание изобилует неприглядными деталями. Например, пальцы (звучит так по-человечески) обедающей птицы. Или водичка изо рта пойманной мышки. Лексический повтор «телескопики» забавен сам по себе, однако не в данном контексте. Птица-потрошитель своей ролью не гордится, принимает положение вещей за неизбежность. Собственно, об этом она и думает: а для чего еще нужны мыши? В эту минуту мимо катит тарантас с лирическим героем. Он любуется пейзажем, обозревает охоту птиц и предается грустным размышлениям. Похоже, у него в груди тоже погребена ни одна мышка. Впрочем, и в ее роли он не раз бывал. Запятнанный мир, между тем, сверкает всеми красками радуги. Казалось бы, поэт почти нейтрально показал пресловутый естественный отбор. Неизбежный, давно оправданный, законный. Однако финальное четверостишие недвусмысленно переводит стихотворение в иную плоскость. Поэт изображает себя едущим в тарантасе мимо этого праздника – и пиршества – жизни. Старомодный тарантас – ниточка к поэзии А. Пушкина (скажем, к его «Дорожным жалобам»), тоже любителя проехаться по ухабам с ветерком. Уменьшительные суффиксы, ироничные или наводящие жуть: телескопики, водица, трупик, холмике. Инверсия: катился тарантас. Перечислительные градации. Эпитеты: потухших, легкие. Метафора: долю на сердце. Лексика разговорная, интонация будничная, бодрая.

Фантасмагоричный в своей банальности мир – лейтмотив произведения «Птицы» Н. Заболоцкого.

  • Следующий стих → Николай Заболоцкий — Разве ты объяснишь мне
  • Предыдущий стих → Николай Заболоцкий — Прощание

Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Птицы на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Источник

Тема урока

Н.А.Заболоцкий «Сентябрь»

Цель

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом; основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность).

Формируемые УУД

— Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Основные понятия

Звук, строфа

Межпредметные связи

ИЗО

Оборудование

Учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (Программа «Перспективная начальная школа»).

Презентация к уроку

Репродукция

Технологическая карта урока по литературному чтению

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Эпиграф к уроку:

«Пришел сентябрь с красками,

Коснулся листьев ласково

И деревце просто

Читайте также:  Сыпь по ходу вены

Вдруг стало золотое»

Н. Светлячок

-Ребята, о каком времени года говорится в данном отрывке? (Об осени)

Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа.

Развивают логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

2 мин

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

-Как вы думаете, исходя из эпиграфа, какова тема урока? (Сентябрь, осень)

-Сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением автора, который восхищался осенью. Тема урока Н.А.Заболоцкий «Сентябрь».

-Давайте попробуем сформулировать цель на наш урок. (Изучить стихотворение Н.А.Заболоцкого «Сентябрь» и проанализировать его)

Выдвигают предположение, о теме урока слушая музыкальное произведение; отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

Учатся слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

2 мин

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

C:UsersksDesktopKartina_akvarel_Andriyaka_Osen.jpg

-Посмотрите внимательно на репродукцию, что на ней изображено? (Природа осенью)

— По вашему мнению, какой месяц осени изображен на картине? (Начало осени- сентябрь)

-Какие ассоциации со словом «осень» у вас возникают? (Дождь, листья, ветер, школа)

-Какие прилагательные вы могли бы подобрать к описанию картины? (Золотая, желтая, теплая, уютная, мягкая)

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; участвуют в игре.

Учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

3 — 5 мин

2. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

Чтение учителем стихотворения полностью:

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

-Как вы думаете, к кому обращается лирический герой? Ведет ли он с кем-нибудь диалог или это мысли вслух, размышления? (В данном стихотворении лирический герой просто размышляет и высказывается вслух).

-На ваш взгляд, какие чувства испытывает лирический герой в стихотворении? (Чувство восхищения, нежности)

-Ребята, а что такое строфа? (Строфа- это повторяющиеся однотипные части рифмующихся строк, характеризующиеся некой законченностью мысли).

-В стихотворении Заболоцкого удивительная звукопись, с ее помощью автор передает разные впечатления, звуки природы, помогает лучше представить картину. Предлагаю вам самим в этом убедиться.

Чтение по строфам: необходимо прочитать стихотворение так, чтобы дети сами услышали и осознали звукопись стихотворения. Ставим перед детьми задачу: выяснить, какие именно впечатления хотел передать нам автор.

Учитель читает первую строфу, дети в это время внимательно слушают и пытаются определить, какие звуки наиболее отличительны и встречаются чаще других.

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Далее проводим анализ строфы на предмет звуков:

-Сочетание, каких звуков помогает нам ярче представить описанную картину? ([Р], [Ш], [И])

-Какие звуки природы передаются с помощью данных звуков? (порывы ветра, стук дождя)

Учитель читает вторую строфу, предварительно поставив перед детьми ту же цель (какие звуки наиболее отличительны и встречаются чаще других).

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

-Сочетание, каких звуков нам встретилось? ([В], [З], [Р])

-Какое ощущение, на ваш взгляд, передают эти звуки? (Возникает ощущение пространства, можно увидеть картину как солнечный луч пробивается сквозь облака)

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

-Сочетание, каких звуков вы отметили? ([Ш], [В], [С], [П], [И])

-Какую картину вы представляете, слыша эти звуки? (Можно увидеть как пылает и сияет орешина)

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

-Сочетание, каких звуков вам встретилось? ([Ж], [Х], [З], [Р])

-Какую картину автор передает с помощью этих звуков? (Представляются все описанные цвета)

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

-Какие звуки вы выделили? ([Р], [С], [К])

-Какую картину автор передает с помощью этих звуков? (Звук [С] создает ощущение приглушенности, умиротворенности, также можно услышать звук слезинок).

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Развивают свою художественную образную речь.

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

10 мин.

3. Работа учащихся в микрогруппах

Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

-А сейчас первая парта повернитесь ко второй, третья к четвертой, пятая к шестой и мы выполним работу в микрогруппах.

Карточка 1

Продолжите сочинение-миниатюру

«Золотая осень»:

Наступила осень, всё в природе меняется и вместе с ней…

Карточка 2

На месте пропусков вставьте слова, так чтобы получился новый вариант стихотворения:

Сыплет ______ большие _______,

Рвется ветер и ________.

______ тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь _________________,

В это _______ ______________

Первый луч, пробиваясь, ______.

Карточка 3

На месте пропусков вставьте слова, так чтобы получился новый вариант стихотворения:

Значит, даль не навек _________

Облаками, и, значит, не зря,

Словно _______, вспыхнув, ________

_________ в конце сентября.

 Вот теперь, живописец, _________

_______, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй _________ мне.

 Нарисуй, словно деревце, ________

Молодую царевну _______

С _______________ улыбкою

На заплаканном юном лице.

Карточка 4

Продолжите стихотворение об осени:

Птицы улетают,

Цветы увядают,

Мир изменяя…

Карточка 5

Продолжите рассказ об осени:

Мы прощаемся с летом, которое ласково оберегало нас. А осень как будто жалеет полюбивших летнюю пору.

Читайте также:  Красного цвета сыпь у детей

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.

Формируют у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивают творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой. (познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

Учатся принимать и сохранять учебную задачу. (регулятивные УУД).

5 – 10 мин.

IV. Подведение итога урока.

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.

-На этом наш урок подходит к концу.

-Ребята, стихотворение какого автора мы сегодня изучали? А как называется стихотворение?

-О чем говорилось в данном стихотворении? В чем отличительная черта стихотворений Заболоцкого?

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

5 мин

V. Рефлексия

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

-Вы все молодцы! Все славно потрудились. А теперь оцените самостоятельно свою работу на уроке: если все получилось и урок вам понравился, поднимите вверх зеленый кружок; если что-то немного не получилось, но в целом урок вам понравился, поднимите вверх желтый кружок; если урок вам не понравился, поднимите вверх красный кружок.

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся самостоятельной оценке своей деятельности.

Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Источник

  • Анализ стихотворений
  • Заболоцкий
  • Сентябрь



Анализ стихотворения ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ»

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь № 1

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Сентябрь» было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень — время, любимое многими поэтами и художниками. Все мы помним «Золотую осень» Левитана. «Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса», — эти строки, став­шие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. Баратынский, Пушкин, Тютчев — все они писали об осени. Свой оригинальный взгляд на осеннюю природу пред­ставляет нам Н. Заболоцкий.

Стихотворение построено на основе антитезы. Компози­ционно мы можем выделить в нем две условные части. Первая часть — это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрь­ский пейзаж:

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.

Вторая часть — все остальные строфы. Мы видим, как мерт­вый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, про­бившимся сквозь облака:

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

И вся природа сразу оживляется, становится яркой, дос­тойной кисти живописца. В финале поэт сопоставляет приро­ду и человека: словно девушка, вспыхнув, «засияла в конце сентября» орешина. И это хрупкое деревце напоминает ему «молодую царевну в венце»:

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитет («серебристой изнанкой листа»), срав­нение («словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце»), олицетворение («Закрывается тополь взъерошенный Сереб­ристой изнанкой листа»).

Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев «Есть в осени пер­воначальной», А.С. Пушкин «Осень».

Скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров (сравнение осени с «чахо­точной девой» у Пушкина).

Здесь искали:
  • заболоцкий сентябрь анализ стихотворения
  • анализ стихотворения Заболоцкого
  • анализ стихотворения заболоцкого сентябрь

вся

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь № 2

СЕНТЯБРЬ — стихотворение Заболоцкий Н. А.

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь № 3

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

слушать, скачать аудио стихотворение
СЕНТЯБРЬ Заболоцкий Н. А.
к общему сожалению, пока аудио нет

анализ, сочинение или реферат о стихотворении
СЕНТЯБРЬ:

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь № 4

Но. Если вы не нашли нужного сочинения или анализа и Вам пришлось таки написать его самому, так не будьте жмотами! Опубликуйте его здесь, а если лень регистрироваться, так пришлите Ваш анализ или сочинение на и это облегчит жизнь будущим поколениям, к тому же Вы реально ощутите себя выполнившим долг перед школой. Мы опубликуем его с указанием Ваших ФИО и школы, где Вы учитесь. Поделись знанием с миром!

Коллеги — педагогический журнал Казахстана

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь № 5

Учительские университеты

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь № 6

Урок литературы в 11 классе. «Н.Заболоцкий «Сентябрь». Вариативность работы со словом».

Мангуткина Гульфия Хамитовна, учитель русского языка и литературы.
Республика Казахстан, ВКО, г. Семей, ГУ «Средняя общеобразовательная школа- лицей № 7»
ВАРИАТИВНОСТЬ РАБОТЫ СО СЛОВОМ. Н. ЗАБОЛОЦКИЙ «СЕНТЯБРЬ». (УРОК- МАСТЕРСКАЯ).

Анализ поэтических произведений вызывает в школе серьезные трудности. Поэтический образ ёмок, глубок, автор многого не досказывает, рассчитывая на воображение читателя, и важнейшая задача словесника на уроках литературы – развивать творческую фантазию и ассоциативное мышление учащихся. «Что же такое точное слово в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес – лесом, синее – синим, большое – большим, — пишет А. Урбан в своей книге «Стихи – собеседники», — но… точность эта не совсем обычная.(1, с. 80) Поэт идет дальше самого добросовестного наблюдателя». Действительно, по-настоящему талантливый поэт видит сверх видимого еще нечто такое, что может взволновать нас, пробудить интерес к уже знакомым, много раз воспетым звездам, лесам, озерам. Читатели должны почувствовать, что мир поэзии – это прекрасный, в чем — то необычный мир. Легко ли это? Есть много возможностей разных прочтений художественного произведения. Однако популярный прием устного словесного рисования при изучении лирики ведет к прозаическому пересказу текста, и поэтическое настроение стихотворения исчезает. Также любому лирическому стихотворению противопоказан анализ, сопровождающийся постановкой десятков вопросов, которые разрушают целостное восприятие текста.
В этой связи уроки – мастерские дают возможность учащимся свободно работать со словом, почувствовать глубину подтекста, представить то, что нарисовал сам поэт. Принцип работы мастерской – парадокс, неожиданное знание, удивление, и обращение к творчеству Н. Заболоцкого не случайно. Каждое его стихотворение – это открытие, оригинальное, глубоко философское толкование взаимоотношений природы и человека, который открывает в ней все новые тайны, находит все новые соответствия своему внутреннему миру. Мы обратились лишь к одному стихотворению Н.Заболоцкого, чтобы провести полный лингвистический анализ текста, помочь учащимся правильно понять художественный текст через язык, «языковые дроби», из которых слагаются целые образные единицы языка, увидеть образность каждого слова. Эпиграфом к уроку взяты слова самого Н.Заболоцкого: «Слова должны ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу…»(2, с. 51) Именно так перекликаются слова в стихотворении «Сентябрь» Чудесно и знаменательно это тонкое переплетение образов девушки и деревца, смены света и тени.
Выразительное чтение стихотворения.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Читайте также:  Все инфекционные болезни с сыпью

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

На этапе побуждения к действию звучат вопросы учителя: что можно сделать с предметом? (съесть, сломать, понюхать и т.д.)
-А что можно сделать со стихотворением?
Примерные ответы: озаглавить по-другому, подобрать другие эпитеты, переставить строчки, определить размер; увидеть, услышать, ощутить вкус, запах (ассоциации по звучанию, вкусу, запаху), почувствовать холод или тепло, найти ключевые слова, подобрать слова- ассоциации по смыслу, звучанию; определить тему, идею, нарисовать, найти стилистические фигуры, найти и расшифровать тропы.
На втором этапе работы (индукция) учащиеся выбирают любой вид работы и занимаются индивидуально или в парах. На этапе индукции создается эмоциональный настрой, включается подсознание области чувств ученика, формируется личное отношение к предмету. Учитель приглашает учеников к поиску и творчеству и перед их выступлениями предлагает поразмышлять над словами драматурга 18 века Я. Княжнина:
Читается трояким образом:
Читать и не понимать,
Читать и понимать,
Читать и понимать то, что не написано.(3, с. 72)
Задание: нарисуйте портрет третьего читателя.
— Это творческий читатель, сопереживающий, наблюдательный, с особой читательской зоркостью, умеющий понять то, что скрывается за словами. Именно такими читателями хотел бы видеть каждый учитель своих учеников.
— Он живет с автором, автор ощущает его взгляд, ждет его смеха или слез.
— это художник.
«Художник- вместилище эмоций, которые приходят к нему со всех сторон: с неба, с земли, от клочка бумаги, от очертания тени, от паутины» (П. Пикассо)
Третий этап урока – представление, или социализация. Были выбраны разные виды представления: кластеры, ассоциативные схемы, рисунки, языковой анализ. Несмотря на кажущуюся разрозненность заданий, в выступлениях учащихся прослеживается единое направление работы над словом, поэтикой Н.Заболоцкого, формулой творчества которого стала провозглашенная им триада: мысль- образ- музыка. Лирические стихотворения Н. Заболоцкого по характеру воздействия сближаются с музыкой. Музыкальность его поэзии использовалась композиторами, сочинявшими песни на стихи Н.Заболоцкого. (Звучит песня «Осеннее утро» из кинофильма «Служебный роман»)
Примерный анализ текста. Наблюдения учащихся и учителя.
Тропы. Эпитеты: серебристой изнанкой.
Олицетворения: взъерошенный тополь, орешина засияла.
Сравнения: как сквозь арку из каменных плит; словно девушка, вспыхнув, орешина; золотой, как огонь.
Метафоры: орешина- девушка; царство тумана и морока.
Стилистические фигуры. Лексический повтор: нарисуй эту девушку мне. Нарисуй, словно деревце, зыбкую…
Синтаксический параллелизм: сыплет дождик; рвется ветер; закрывается тополь.
Инверсия: на полотне золотой, как огонь, и гранатовой нарисуй эту девушку мне.
Анафора: нарисуй.
Риторические фигуры. Обращения: живописец.
Фонетические изобразительные средства.
Аллитерация: повтор согласных звуков.(н)
Царевну в венце; не навек занавешена; на заплаканном юном лице.
Создание особой выразительности, звонкости.
Что слышу: звон капель дождя, шум ветра. Ощущаю запах дождя, влаги (на заплаканном лице).Цвета: золото, гранат, серебро.
Рифма: мужская и женская.
Ассоциации по смыслу: орешина- дерево- девушка.
Ассоциации по звучанию: орешина- черешина.
Пятистишие: Орешина
Мокрая, заплаканная.
Вспыхнула, засияла, изменилась.
Молодая царевна в венце.
Девушка.
Идея стихотворения: торжество света после тьмы, яркость красок, не все потеряно, сказка с хорошим концом (даль не навек занавешена), связь человека и природы.
Учащиеся комментируют эпиграф и отвечают на вопрос: «Каким вы увидели самого автора?»
На этапе рефлексии учащиеся создают собственные тексты на основе выбранного понравившегося словосочетания. Напутствие учителя: « Вы можете написать то, что пожелаете, потому что, когда мы читаем стихотворения, они могут вызвать любые ваши воспоминания, ассоциации, которые внешне не связаны с текстом, но в этом и заслуга истинного художника: заставить нас мыслить и сопереживать».
Работа на языком лирического стихотворения многогранна. Это выяснение значения того или иного слова в данном контексте, сопоставление вариантов стихотворений (проникновение в лабораторию писателя), введение в текст пропущенных эпитетов: поиск нужных слов обостряет внимание к языку, помогает увидеть значение слов в создании образа. Наблюдения над выбором точного образного слова можно проводить на каждом уроке. Разумеется, в процессе анализа художественного текста мы привлечем внимание лишь к некоторым словам, особенно значительным в раскрытии образного содержания стихотворения. «Всякое стихотворение, — замечает Блок, — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды».(4, с. 147) Эти слова и составляют главный объект наблюдения. Таким образом, работая со словом в нашей мастерской, соединяя и сталкивая разные ряды слов, мы видим, как раскрывается смысл поэтических строк и рождается новизна в восприятии стихотворения.

Просмотров. 4672 | Рейтинг. 0.0 / 0

Николай Заболоцкий — Сыплет дождик большие горошины ( Сентябрь )

Картинка Анализ стихотворения Заболоцкого Сентябрь № 7

Syplet dozhdik bolshiye goroshiny,
Rvetsya veter, i dal nechista.
Zakryvayetsya topol vzyeroshenny
Serebristoy iznankoy lista.
No vzglyani: skvoz otverstiye oblaka,
Kak skvoz arku iz kamennykh plit,
V eto tsarstvo tumana i moroka
Pervy luch, probivayas, letit.
Znachit, dal ne navek zanaveshena
Oblakami, i, znachit, ne zrya,
Slovno devushka, vspykhnuv, oreshina
Zasiala v kontse sentyabrya.
Vot teper, zhivopisets, vykhvatyvay
Kist za kistyu, i na polotne
Zolotoy, kak ogon, i granatovoy
Narisuy etu devushku mne.
Narisuy, slovno derevtse, zybkuyu
Moloduyu tsarevnu v ventse
S bespokoyno skolzyashchey ulybkoyu
Na zaplakannom yunom litse.

Csgktn lj;lbr ,jkmibt ujhjibys,
Hdtncz dtnth, b lfkm ytxbcnf/
Pfrhsdftncz njgjkm dp]thjityysq
Ctht,hbcnjq bpyfyrjq kbcnf/
Yj dpukzyb: crdjpm jndthcnbt j,kfrf,
Rfr crdjpm fhre bp rfvtyys[ gkbn,
D nj wfhcndj nevfyf b vjhjrf
Gthdsq kex, ghj,bdfzcm, ktnbn/
Pyfxbn, lfkm yt yfdtr pfyfdtityf
J,kfrfvb, b, pyfxbn, yt phz,
Ckjdyj ltdeirf, dcgs[yed, jhtibyf
Pfcbzkf d rjywt ctynz,hz/
Djn ntgthm, ;bdjgbctw, ds[dfnsdfq
Rbcnm pf rbcnm/, b yf gjkjnyt
Pjkjnjq, rfr jujym, b uhfyfnjdjq
Yfhbceq ne ltdeire vyt/
Yfhbceq, ckjdyj lthtdwt, ps,re/
Vjkjle/ wfhtdye d dtywt
C ,tcgjrjqyj crjkmpzotq eks,rj/
Yf pfgkfrfyyjv /yjv kbwt/

«Сентябрь» Н.Заболоцкий

«Сентябрь» Николай Заболоцкий

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Сентябрь»

Трепетная любовь к родной природе появилась у Заболоцкого уже в раннем возрасте. Детские годы будущий поэт провел в Кизической слободе, что неподалеку от Казани, и в селе Сернур, расположенном в Вятской губернии. В юности Николай Алексеевич увлекся рисованием. Особенно нравилось ему творчество Брейгеля, Филонова, Шагала. Любовь к живописи позволила приобрести Заболоцкому бесценный навык – умение смотреть на окружающий мир глазами художника. В виду вышесказанного становится понятно, почему поэт сумел стать превосходным мастером пейзажной лирики. Тема природы была близка ему на протяжении всего творческого пути. Имен