В небе солнца золотой клубочек сыплет нити лучиков огней
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №9
Методическое объединение
музыкальных руководителей:
Разработали и провели:
Берченко А.Г., муз.руководитель
Крюкова О.Ю., вос-ль ст. гр. №8
Армавир 2011
Тема методического объединения музыкальных руководителей:
«Использование музыкального фольклора в приобщении
детей к кубанским традициям».
Развлечение: «Кубанские гуляния».
(старшая группа)
Цель: Формирование патриотических чувств, духовно-нравственных качеств личности дошкольников, чувства любви и уважения к родному краю. Знакомство с поэтическим, игровым, музыкальным фольклором Кубани.
Атрибуты: кубанские костюмы для детей и взрослых, детские музыкальные инструменты, колосья (из картона), детские лошадки, каравай, самовар, платочки, цветы, пяльца с вышивкой, прялка, чугунки (2 шт.), муляжи (овощи, утка, рыба), рушники, корзина с рукоделием, мультимедийное оборудование.
Ход развлечения:
В зале сидит Мама (ведущая) у самовара. Пьет чай.
В зал входит Дочь (Муз.рук.). Любуется своим отражением в зеркале. Поет…
За что не любят нас красивых и прекрасных,
За что не любят нас? ( к Маме)
Мама. Не знаю, донечка…
Дочь. Ма-ааа-м, скучно!
Мама. Донь, а не собрать ли нам посиделочки, чтобы традиции да обычаи казачьи не сгинули в веках, а достались детям да внукам нашим.
Дочь. Ну, как скажете, мамань!
Песня – танец «На Кубани мы живем» (муз. Захарченко)
Вход детей.
Ведущий (Мама).
Приветствуем Вас люди добрые! Доброго здоровья Вам, гости дорогие!
Мальчик и девочка приветствуют гостей караваем.
Мальчик. Мне начинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
Жива традиция – жива!
От поколенья старшего,
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь,
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
Девочка. Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То таких гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Дети относят каравай гостям.
Ведущий. Мультимедийная презентация «Кубань»
ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ГОНЧАРОВ «Кубань»
Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!
Там вечер просторный
И песня простая,
У клуба парнишек
И девушек стая.
Там примут тебя,
Как хорошего друга,
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают,
Как стол накрывают,
Как в горнице гостя
У нас угощают.
Кубанцы на зависть
Умеют трудиться.
Там где-то саманный
Курень мой дымится,
Увитый густой
Виноградной лозою,
Мой бойкий домишко
С антенной косою.
Весёлые окна,
Открытые ставни,
Дымок над трубою,
Как выстрел недавний.
Люблю тебя, край мой,
Простор краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски,
И пыль под копытами
На ипподроме,
И яркую лампочку
В маленьком доме,
Улыбку и радость
На лицах казачьих –
Суровых и смуглых,
Простых, но горячих!
Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный Край.
Ребенок. На земле кубанской,
Средь полей бескрайних
Живёт народ — казаки,
Их роду нет конца.
Им любо то, что свято,
Ведь дружбою богаты,
Гостеприимством, песнями, отвагою,
Геройством их войска!
Ребенок. В культуре казаков 3 правила.
Их повторяем вновь:
-Старикам — уважение.
-Гостю — всепочтение.
-А женщине — любовь.
Ребенок. Есть у повести начало-
Это первая строка.
Начинается с причала
Путь по морю моряка.
У кручины есть причина,
У стихов завязка слов.
Начинается с зачина
Сказка, песня и любовь.
Собрались все вместе коли,
Как там бают «чином чин»,
Начинаем с хлеба- соли,
С доброй песни наш зачин!
Песня «О Кубани» (муз. и сл. Т.Яценко)
Ведущий. На завалинках в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки пожилых и молодых.
Небылицы в лицах
Сидят в светлицах
Щелкают орешки
Да творят насмешки.
Хотите знать, какие? А вот такие…
Говорилки
1) -Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Можно зашить?
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
2) –Фома, что, из леса идешь?
-Да! Медведя поймал.
-Так веди сюда.
-Да он не идет.
-Так сам иди.
-Да он меня не пускает.
3) Кума!
-Га?
— От у вас собакы зли, семь штук напало — еле пэрэгавкала!
4) –Сынок, сходи за водичкой за ричку!
-Брюхо болыть!
— Сынок иди кашу исты!
-Що ж, раз маты каже- надо идты.
Ведущий. Вот и мы с Вами, девочки-казачки сейчас попробуем приготовить обед.
Игра «Варим лапшу и уху».
Ведущий. Вот наши хозяюшки – красавицы приготовили для своих казаков вкусную наваристую уху, да и не менее вкусную лапшу. Подкрепившись, казаки отправлялись в поход….
Песня «Казачата» (мальчики)
Во время песни раздать девочкам пяльцы.
Ребенок. В небе солнца золотой клубочек
Сыплет нити лучиков – огней,
Собирают их девичьи руки
И узоры шьют на полотне.
Песня «Прялица» (девочки)
Девочка: — Казаки, казаченьки,
Расскажите, милые!
Далеко ль бывали вы
И чего вы видели.
1-й казак: Из-за туч вставало солнце,
Осушало росы.
Брали в руки наши хлопцы
Шашки, а не косы.
2-й казак: Темны тучи шли по кручам,
По лесам горбатым.
Шли по кручам тем могучим
Русские солдаты.
4-й казак: Не захмарить тучам солнца,
Не закрыть рассвета
Одержали наши хлопцы
Над врагом победу.
1-й казак: — А вы, девки белые,
Что вы, девки, делали?
Девочки: — А мы время не теряли,
Рушники вам вышивали.
Вед. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак имел коня, верного друга. Говорят, казак и конь — это единое целое. Предлагаю нашим казачатам оседлать своего коня, доскакать до плетня, снять рушник, прискакать к своему куреню.
Эй, казачата, казаков лихих внучата
Выходи, казаки, кто тихи, кто ловки
Свою удаль показать, млады косточки размять.
(2 мальчика должны сесть на коней, доскакать до плетня, снять рушники и вернуться обратно).
Игра «Рушник».
Вед. Наши славные предки казаки-кубанцы умели не только держать саблю в руках, защищать свою землю, но и хорошо пели и плясали.
Парная пляска «Варенька».
1. Шумят хлеба от края и до края,
Бежит волна простором золотым.
Гордимся мы кубанским урожаем,
И Родина гордится им.
2. Мы живём, работая на славу.
Как большая, дружная семья.
И Кубань жемчужиной по праву
Величает Родина моя!
3. Окружило поле на краю станицы.
Вот подсолнух — чёрный глаз, жёлтые ресницы.
Он на солнышко глядит, он за солнышком следит.
А вокруг поля пшеницы, и по ним волна бежит.
4. Посмотрите вокруг, зачарует краса,
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью украшена.
А какие сады на Кубани у нас!
А какие девчата- красавицы!
Кубань- это житница нашей страны,
Стихами и песнями славится.
Хоровод с цветочками и платочками (девочки).
Ведущая. Гостей и близких привечаем
Мы ароматным крепким чаем.
А ложки, что ни говори,
Примечательные!
А ребята ложкари замечательные.
Объявляю выступление народного ансамбля «Соловушка».
Песня – оркестр «Посияв дид просо».
Дети строятся полукругом.
1. Вот какой народ кубанский хлебосольный
Много в нем душевной теплоты.
Славься, край певучий и раздольный,
Красота родимой стороны.
2. Ты цвети моя Кубань,
Становись все краше!
Не уронит честь казачью
Поколенье наше.
Песня «Расцветай, любимый край!»
Танец «Вишня белоснежная»
Выход.
Подготовили и провели:
- Берченко А.Г., музыкальный руководитель МАДОУ №9;
- Крюкова О.Ю., воспитатель старшей группы №8.
Источник
Кубановедение. 2 класс.
Тема урока: Промыслы и ремесла на Кубани.
Задачи:
1. Познакомить с видами промыслов и ремесел на Кубани.
2.Способствовать привитию интереса к урокам кубановедения.
3.Развивать любознательность, расширять кругозор, знания старины, творчество, трудовые навыки и умения.
4. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, уважение к людям различных профессий.
Оборудование: выставка изделий народных промыслов, мультимедийная презентация.
Ход урока.
I. Орг. момент. Сдача рапорта атаманом.
II. Введение в тему урока.
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное и увлекательное путешествие в прошлое . (1 слайд)
Легенда.
Давно это было, Господь призвал к своему трону все племена человечества и начал делить по справедливости между ними землю. Все народы получили полагающиеся им угодья, дабы жить счастливо, мирно и безбедно. И вдруг предстает перед создателем человек, уставший, наработавшийся до пота.
И сжалился Господь над опоздавшим, который в заботе о хлебе насущном не поспел вовремя. И наградил он его за смиренность и великое трудолюбие оставленным для себя уделом. А было в этом уделе все, что есть на земле: плодородные равнины и крупные горы, бурные моря и полноводные реки, густые леса и неоглядные степи.
— В этой легенде вся наша Кубань.
(2 слайд)
— Посмотрите на карту нашего края: сколько станиц, городов, хуторов и поселков, окружает столицу нашего края.
— Назовите города и станицы, которые вам знакомы.
— А кем знаменит любой населенный пункт?
— Конечно жителями, которые прославляют своим трудом свой край.
Земля моя приметная,
Заря моя рассветная,
Дороженька заветная,
Пшеничные поля.
Отцы, чья стать не старится,
Сыны, что делом славятся
Ты все – Кубань моя.
— А сейчас мы с вами проведем «мозговой штурм» и разгадаем кроссворд.
1.
5
3.
7
4
6.
2.
1.Не летит, не пьет, в воде клюет. /Рыба./
2.Хлопотун Егорка
Взялся за уборку,
Впляс по комнате пошел,
Оглянулся, чистый пол! /Веник/
3.У реки стеной стоит и все время шелестит. /Камыш/
4.На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается и вытирается. /Полотенце, рушник./
5. Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп , да ложки. /Стол/
6.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. /Глина/
7. Как написать одним словом « сухая трава»? /Сено/
— Ребята, давайте все вместе прочитаем, какое ключевое слово получилось? /ремесло/
— Что такое ремесло?/ Профессиональное занятие, профессия/
— А что такое промысел? /Добывание чего-нибудь, добыча, охота./
III. Работа по теме урока.
— Прочитайте тему урока.
— По данной теме можно предположить, о чем пойдет речь на уроке?
— С какими промыслами и ремеслами на Кубани вы знакомы? (Работа в режиме поиска)
/ Земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, кузнечное дело, гончарное дело, обработка дерева, ковроплетение, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти/
Коренные жители станиц – казаки издавна занимались земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое- либо мастерство занимались этим лишь «для своих нужд». Люди устраивали свой быт, изготавливали мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду. Таким образом, развивались промыслы и ремесла.
— Ребята, сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
— Расшифруйте название ремесел, о которых мы будем говорить на уроке.
ГОНплевытеЧАРшивНОЕкание
— Итак, гончарное дело.
Никого не может оставить равнодушным работа гончара на гончарном круге. Это очень большая трудоемкая работа, требующая огромного терпения. Без него не подпускают ученика к гончарному кругу. Вы эту картину можете увидеть в учебнике (стр. 45)
Слайд. Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Станица Пашковская обладала лучшими на Кубани залежами гончарной глины. Поэтому мастерство Пашковских гончаров славилось. Существовала даже пословица: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы». В основном выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки – свистульки для детей в виде петушков(кочетов), утиц, баранчиков, глину так же использовали для изготовления сувениров, черепицы. Форма сосудов была простой, разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. Из глиняной посуды самым распространенным был «глэчик» — горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко, сметану . Особого мастерства требовало изготовление кувшина. Считалось, что если сосуд «дышит» , сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил в него частичку души. Для варений и солений, замешивания теста использовались «макитры», для масла- «кубышки» . Изготавливали так же различные миски, плошки. Гончары процарапывали рисунок на поверхности изделия или наносили волнообразные полосы ангобом (белой глиной). Для водостойкости керамическая посуда покрывалась глазурью. На Кубани использовали в основном зеленую и коричневую глазурь. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. В настоящее время традицию гончарного мастерства продолжают керамические мастерские под руководством Виктора Туркова ( г. Краснодар), Алексея Михайловича Максименко (ст. Холмская.)
— Ребята, давайте еще раз хором прочитаем диалектные (устаревшие ) слова.
— Что такое «глэчик»?
— Что такое «макитра?
Слайд. Вышивка.
Искусство вышивания возникло много веков назад, оно всегда ценилось на Кубани. В каждой семье, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. Молодая девушка к свадьбе должна была приготовить не менее 40 рушников: ( к каждому семейному событию: свадьбе. постройке дома, рождению детей и др.) Неумение ткать и вышивать считалось большим недостатком у женщин. Вышивали полотенца-рушники, праздничные рубахи, наволочки, простыни, скатерти. В вышивке использовали геометрический, растительный и животный орнамент. Вышивали на домотканном полотне черными и красными нитками гладью и крестом. Каждая линия, каждый знак вышивки имели свой смысл.
В кубанской вышивке изображали солнце – как символ тепла и жизни, женскую фигуру или цветущее дерево – это символ плодородия земли,
птицы – символ весны, просыпающейся жизни.
Наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме были не только для украшения, но они ограждали от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто ее носит, поэтому располагалась на груди, у ворота, подоле, рукавах.
Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубахи, рушники, платочки, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных.
В небе солнца золотой клубочек
Сыплет нити лучиков- огней,
Собирают их девичьи руки
И узоры шьют на полотне.
Как нарядны рушники, рубахи, скатерти, украшенные разнообразной вышивкой! /Появляется слово: рушник/
-Прочитаем хором слово.
— Как сейчас мы назовем этот предмет? (полотенце, украшенное по краям вышивкой)
(Показ рушника) Рушник играл большую роль в жизни людей. Ни один обряд-ритуал не обходился без него. В поте лица своего люди добывали хлеб насущный, и когда он появлялся на столе, его клали как святыню на рушник.
Начинали вышивать рушник с детства. Девочку учили вышивать, как только она могла держать иголку в руках, потому что рушники не быстро шьются. Крестик за крестиком, стежок за стежком при лучине в долгие осенние и зимние вечера. Вышивали девушки себе приданое, свадебные рушники. Вышивали и пели песни о своем суженом, казаке чернобровом. И сам рушник был, как песня, в которую женщина вкладывала свою душу–то веселье, то печаль, то надежду и любовь.
Многие мастера и сейчас владеют техникой вышивки, только уже используют разные яркие цвета ниток. Вот перед вами образцы вышивок современных мастеров.
Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы, соломы. Слайд. Лозоплетение на Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце 18 века. Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того , чтобы были прочными, обмазывали глиной.
-Как называли такие жилища ?
Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Из нее делали колыбели, погремушки, корзины, короба, (емкость для хранения зерна, овощей).
Плетением из соломы занимались в основном мужчины. Из соломы плели шляпы с большими полями./ брыль/, В качестве материала использовали рожь , она более прочная и гибкая. Сначала плели косичку(зубатку) длиной 15 метров. Затем шляпа сшивалась простыми нитками по форме. сшивали по краю зубатки. В знойное лето шляпа укрывала от жары во время сенокоса.
Слово: брыль.
Что это такое?
На Кубани солому широко использовали в хозяйстве. А чем именно? (в строительстве).
В наши дни мастера достойно продолжают традиции кубанского плетения. На рынках можно купить изделия на разный вкус – хлебницы, этажерки, декоративное настенное панно и даже мебельные гарнитуры.
— В начале XX века в крае стала развиваться торговля, появились ярмарки, базары, в которых ремесленники продавали свой товар.
Приходи, честной народ,
Всех вас ярмарка зовет,
Вот ремесленник трудяга,
Свой товар доставил вам
Он его не продает, а даром отдает
На ярмарке бывайте,
Ничего не забывайте.
На ярмарках люди не только покупали или продавали товар, но и веселились, шутили, играли.
IV. Физминутка. Народная игра «Подкова» Старинное кубанское поверье гласит:
« Кто подкову найдет, тому она счастье принесет» У кого подкова останется в руках – жди счастья./
— Передавая подкову, вы от души желаете друг другу добра и счастья, удачи и здоровья.
Продолжаем играть, в какую сторону наклоняемся, тот глаз и закрываем.
V. Работа с пословицами.
А теперь поработаем с пословицей.
Слайд.
— Прочитайте пословицу.
— Назовите общерусский вариант.
— Как вы ее понимаете?
Хто любэ трудытся, таму биз дила нэ лэжится
А) Работа в группах (по рядам). Найдите правильный вариант ответа. Соедините стрелкой с правильным ответом.
Этот предмет казак надевает на голову,
когда выходит на работу в поле .
А в этой посуде хранят молоко и сметану .
Попьет казак молоко, а чем он усы утрет?
Лукошко
Плошка
Глэчик
Рушник
Макитра
Брыль
Рубаха
Миска
Скатерть
Б) Соедините стрелкой с правильным ответом.
1.Соломенная шляпа с широкими полями.
2.Горшок с широким высоким горлом.
3.Вышитое полотенце.
Лукошко
Плошка
Глэчик
Рушник
Макитра
Брыль
Рубаха
Миска
Скатерть
В) К какому ремеслу относятся данные изделия?
(Соедини стрелкой)
1.Брыль вышивка
2.Глэчик плетение из соломы
3.Рушник гончарное дело
-Давайте побудем с вами мастерами – умельцами. Сделайте рисунок своего изделия. (работа учеников под музыку)
VII. Итог урока.
— И заканчивая наше знакомство с ремеслами, мне бы хотелось прочитать вам замечательные слова. (слайд)
Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций.
— Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, своим ремеслом прославят свое имя и свой край.
-Назовите виды кубанских ремесел, с которыми мы сегодня познакомились.
-Что запомнилось? Что вас заинтересовало? О чем бы вы хотели продолжить разговор?
Дом. задание.
Нарисовать рисунок «Изделия кубанских ремесел»
Источник