В небе солнца золотой клубочек сыплет нити лучиков огней

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №9

Методическое объединение

музыкальных руководителей:

Разработали и провели:

Берченко А.Г., муз.руководитель

                                                                Крюкова О.Ю., вос-ль ст. гр. №8

Армавир 2011

Тема методического объединения музыкальных руководителей:

«Использование музыкального фольклора в приобщении

детей к кубанским традициям».

Развлечение: «Кубанские  гуляния».

(старшая группа)

Цель: Формирование  патриотических чувств, духовно-нравственных качеств личности дошкольников, чувства любви и уважения к родному краю. Знакомство с поэтическим, игровым, музыкальным фольклором Кубани.

Атрибуты:  кубанские костюмы для детей и взрослых, детские музыкальные инструменты, колосья (из картона),  детские лошадки, каравай, самовар, платочки, цветы, пяльца с вышивкой, прялка, чугунки (2 шт.), муляжи (овощи, утка, рыба), рушники, корзина с рукоделием, мультимедийное оборудование.

Ход развлечения:

В зале сидит Мама (ведущая) у самовара. Пьет чай.

В зал входит Дочь (Муз.рук.). Любуется своим отражением в зеркале. Поет…

За что не любят нас красивых и прекрасных,

За что не любят нас? ( к Маме)

Мама. Не знаю, донечка…

Дочь. Ма-ааа-м, скучно!

Мама. Донь, а не собрать ли нам посиделочки, чтобы традиции да обычаи казачьи  не сгинули  в веках, а достались детям да внукам нашим.

Дочь. Ну, как скажете, мамань!

Песня – танец «На Кубани мы живем» (муз. Захарченко)

Вход детей.

Ведущий (Мама).

Приветствуем Вас люди добрые!  Доброго здоровья Вам,  гости дорогие!

Мальчик и девочка приветствуют гостей караваем.

Мальчик. Мне начинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,

Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
Жива традиция – жива!
От поколенья старшего,
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь,
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!

Девочка. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То таких гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.

Дети относят каравай гостям.

Ведущий. Мультимедийная презентация «Кубань»

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ГОНЧАРОВ «Кубань»

Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный край!

Там вечер просторный

И песня простая,

У клуба парнишек

И девушек стая.

Там примут тебя,

Как хорошего друга,

Покажут, как землю ворочают плугом,

Как хлеб убирают,

Как стол накрывают,

Как в горнице гостя

У нас угощают.

Кубанцы на зависть

Умеют трудиться.

Там где-то саманный

Курень мой дымится,

Увитый густой

Виноградной лозою,

Мой бойкий домишко

С антенной косою.

Весёлые окна,

Открытые ставни,

Дымок над трубою,

Как выстрел недавний.

Люблю тебя, край мой,

Простор краснодарский,

И труд хлебороба,

И песни, и пляски,

И пыль под копытами

На ипподроме,

И яркую лампочку

В маленьком доме,

Улыбку и радость

На лицах казачьих –

Суровых и смуглых,

Простых, но горячих!

Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный Край.

Ребенок. На земле кубанской,

Средь полей бескрайних

Живёт народ — казаки,

Их роду нет конца.

Им любо то, что свято,

Ведь дружбою богаты,

Гостеприимством, песнями, отвагою,

Геройством  их войска!

Ребенок. В культуре казаков 3 правила.

Их повторяем вновь:

-Старикам — уважение.

-Гостю — всепочтение.

-А женщине — любовь.

Ребенок. Есть у повести начало-

Это первая строка.

Начинается с причала

Путь по морю моряка.

У кручины есть причина,

У стихов завязка слов.

Начинается с зачина

Сказка, песня и любовь.

Собрались все вместе коли,

Как там бают «чином чин»,

Начинаем с хлеба- соли,

С доброй песни наш зачин!

Песня «О Кубани» (муз. и сл. Т.Яценко)

Ведущий. На завалинках в светелке,

Иль на бревнышках каких,

Собирались посиделки пожилых и молодых.

Небылицы в лицах

Сидят в светлицах

Щелкают орешки

Да творят насмешки.

Хотите знать, какие? А вот такие…

Говорилки

1) -Федул, что губы надул?

-Кафтан прожег.

-Можно зашить?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

2) –Фома, что, из леса идешь?

-Да! Медведя поймал.

-Так веди сюда.

-Да он не идет.

-Так сам иди.

-Да он меня не пускает.

3) Кума!

-Га?

— От у вас собакы зли, семь штук напало — еле пэрэгавкала!

4) –Сынок, сходи за водичкой за ричку!

-Брюхо болыть!

— Сынок иди кашу исты!

-Що ж, раз маты каже- надо идты.

Ведущий. Вот и мы с Вами, девочки-казачки сейчас попробуем приготовить обед.  

Игра «Варим лапшу и уху».

Читайте также:  Мелкая красная сыпь на спине что это может быть

Ведущий. Вот наши хозяюшки – красавицы приготовили для своих казаков вкусную наваристую уху, да и не менее вкусную лапшу. Подкрепившись, казаки отправлялись в поход….

Песня «Казачата» (мальчики)

Во время песни раздать девочкам пяльцы.

Ребенок. В небе солнца золотой клубочек

Сыплет нити лучиков – огней,

Собирают их девичьи руки

И узоры шьют на полотне.

Песня «Прялица» (девочки)

Девочка: — Казаки, казаченьки,

Расскажите, милые!

Далеко ль бывали вы

И чего вы видели.

1-й казак:  Из-за туч вставало солнце,

Осушало росы.

Брали в руки наши хлопцы

Шашки, а не косы.

2-й казак:  Темны тучи шли по кручам,

По лесам горбатым.

Шли по кручам тем могучим

Русские солдаты.

4-й казак:   Не захмарить тучам  солнца,

Не закрыть рассвета

Одержали наши хлопцы

Над врагом победу.

 1-й казак:  — А вы, девки белые,

Что вы, девки, делали?

Девочки:  — А мы время не теряли,

Рушники вам вышивали.

Вед. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак имел коня, верного друга. Говорят, казак и конь — это единое целое. Предлагаю нашим казачатам оседлать своего коня, доскакать до плетня, снять рушник, прискакать к своему куреню.

Эй, казачата, казаков лихих внучата

Выходи, казаки, кто тихи, кто ловки

Свою удаль показать, млады косточки размять.

(2 мальчика должны сесть на коней, доскакать до плетня, снять рушники и вернуться обратно).

Игра «Рушник».

Вед. Наши славные предки казаки-кубанцы умели не только держать саблю в руках, защищать свою землю, но и хорошо пели и плясали.

Парная пляска «Варенька».

1. Шумят хлеба от края и до края,

Бежит волна простором золотым.

Гордимся мы кубанским урожаем,

И Родина гордится им.

2. Мы живём, работая на славу.

Как большая, дружная семья.

И Кубань жемчужиной по праву

Величает Родина моя!

3. Окружило поле на краю станицы.

Вот подсолнух — чёрный глаз, жёлтые ресницы.

Он на солнышко глядит, он за солнышком следит.

А вокруг поля пшеницы, и по ним волна бежит.

4. Посмотрите вокруг, зачарует краса,

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью украшена.

А какие сады на Кубани у нас!

А какие девчата- красавицы!

Кубань- это житница нашей страны,

Стихами и песнями славится.

Хоровод с цветочками  и платочками (девочки).

Ведущая. Гостей и близких привечаем

Мы ароматным крепким чаем.

А ложки, что ни говори,

Примечательные!

А ребята ложкари замечательные.

Объявляю выступление  народного ансамбля «Соловушка».

Песня – оркестр «Посияв дид просо».

Дети строятся полукругом.

1. Вот какой народ кубанский хлебосольный
Много в нем душевной теплоты.

Славься, край певучий и раздольный,
Красота родимой стороны.

2. Ты цвети моя Кубань,

Становись все краше!
Не уронит честь казачью
Поколенье наше.

Песня «Расцветай, любимый край!»

Танец «Вишня белоснежная»

Выход.

 Подготовили и провели:

  1. Берченко А.Г.,  музыкальный руководитель МАДОУ №9;
  2. Крюкова О.Ю., воспитатель старшей группы №8.

Источник

Кубановедение. 2 класс.

Тема урока: Промыслы и ремесла на Кубани.

Задачи:

1. Познакомить с видами промыслов и ремесел на Кубани.

2.Способствовать привитию интереса к урокам кубановедения.

3.Развивать любознательность, расширять кругозор, знания старины, творчество, трудовые навыки и умения.

4. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, уважение к людям различных профессий.

Оборудование: выставка изделий народных промыслов, мультимедийная презентация.

Ход урока.

I. Орг. момент. Сдача рапорта атаманом.

II. Введение в тему урока.

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное и увлекательное путешествие в прошлое . (1 слайд)

Легенда.

Давно это было, Господь призвал к своему трону все племена человечества и начал делить по справедливости между ними землю. Все народы получили полагающиеся им угодья, дабы жить счастливо, мирно и безбедно. И вдруг предстает перед создателем человек, уставший, наработавшийся до пота.

И сжалился Господь над опоздавшим, который в заботе о хлебе насущном не поспел вовремя. И наградил он его за смиренность и великое трудолюбие оставленным для себя уделом. А было в этом уделе все, что есть на земле: плодородные равнины и крупные горы, бурные моря и полноводные реки, густые леса и неоглядные степи.

— В этой легенде вся наша Кубань.

(2 слайд)

— Посмотрите на карту нашего края: сколько станиц, городов, хуторов и поселков, окружает столицу нашего края.

— Назовите города и станицы, которые вам знакомы.

— А кем знаменит любой населенный пункт?

— Конечно жителями, которые прославляют своим трудом свой край.

Земля моя приметная,

Заря моя рассветная,

Дороженька заветная,

Пшеничные поля.

Отцы, чья стать не старится,

Сыны, что делом славятся

Ты все – Кубань моя.

Читайте также:  Какие болезни могут быть с сыпью

— А сейчас мы с вами проведем «мозговой штурм» и разгадаем кроссворд.

1.

5

3.

7

4

6.

2.

1.Не летит, не пьет, в воде клюет. /Рыба./

2.Хлопотун Егорка

Взялся за уборку,

Впляс по комнате пошел,

Оглянулся, чистый пол! /Веник/

3.У реки стеной стоит и все время шелестит. /Камыш/

4.На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается и вытирается. /Полотенце, рушник./

5. Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп , да ложки. /Стол/

6.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. /Глина/

7. Как написать одним словом « сухая трава»? /Сено/

— Ребята, давайте все вместе прочитаем, какое ключевое слово получилось? /ремесло/

— Что такое ремесло?/ Профессиональное занятие, профессия/

— А что такое промысел? /Добывание чего-нибудь, добыча, охота./

III. Работа по теме урока.

— Прочитайте тему урока.

— По данной теме можно предположить, о чем пойдет речь на уроке?

— С какими промыслами и ремеслами на Кубани вы знакомы? (Работа в режиме поиска)

/ Земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, кузнечное дело, гончарное дело, обработка дерева, ковроплетение, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти/

Коренные жители станиц – казаки издавна занимались земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое- либо мастерство занимались этим лишь «для своих нужд». Люди устраивали свой быт, изготавливали мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду. Таким образом, развивались промыслы и ремесла.

— Ребята, сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

— Расшифруйте название ремесел, о которых мы будем говорить на уроке.

ГОНплевытеЧАРшивНОЕкание

Итак, гончарное дело.

Никого не может оставить равнодушным работа гончара на гончарном круге. Это очень большая трудоемкая работа, требующая огромного терпения. Без него не подпускают ученика к гончарному кругу. Вы эту картину можете увидеть в учебнике (стр. 45)

Слайд. Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Станица Пашковская обладала лучшими на Кубани залежами гончарной глины. Поэтому мастерство Пашковских гончаров славилось. Существовала даже пословица: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы». В основном выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки – свистульки для детей в виде петушков(кочетов), утиц, баранчиков, глину так же использовали для изготовления сувениров, черепицы. Форма сосудов была простой, разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. Из глиняной посуды самым распространенным был «глэчик» — горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко, сметану . Особого мастерства требовало изготовление кувшина. Считалось, что если сосуд «дышит» , сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил в него частичку души. Для варений и солений, замешивания теста использовались «макитры», для масла- «кубышки» . Изготавливали так же различные миски, плошки. Гончары процарапывали рисунок на поверхности изделия или наносили волнообразные полосы ангобом (белой глиной). Для водостойкости керамическая посуда покрывалась глазурью. На Кубани использовали в основном зеленую и коричневую глазурь. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. В настоящее время традицию гончарного мастерства продолжают керамические мастерские под руководством Виктора Туркова ( г. Краснодар), Алексея Михайловича Максименко (ст. Холмская.)

— Ребята, давайте еще раз хором прочитаем диалектные (устаревшие ) слова.

— Что такое «глэчик»?

— Что такое «макитра?

Слайд. Вышивка.

Искусство вышивания возникло много веков назад, оно всегда ценилось на Кубани. В каждой семье, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. Молодая девушка к свадьбе должна была приготовить не менее 40 рушников: ( к каждому семейному событию: свадьбе. постройке дома, рождению детей и др.) Неумение ткать и вышивать считалось большим недостатком у женщин. Вышивали полотенца-рушники, праздничные рубахи, наволочки, простыни, скатерти. В вышивке использовали геометрический, растительный и животный орнамент. Вышивали на домотканном полотне черными и красными нитками гладью и крестом. Каждая линия, каждый знак вышивки имели свой смысл.

В кубанской вышивке изображали солнце – как символ тепла и жизни, женскую фигуру или цветущее дерево – это символ плодородия земли,

птицы – символ весны, просыпающейся жизни.

Наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме были не только для украшения, но они ограждали от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто ее носит, поэтому располагалась на груди, у ворота, подоле, рукавах.

Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубахи, рушники, платочки, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных.

Читайте также:  Кожная сыпь на лице прыщи

В небе солнца золотой клубочек

Сыплет нити лучиков- огней,

Собирают их девичьи руки

И узоры шьют на полотне.

Как нарядны рушники, рубахи, скатерти, украшенные разнообразной вышивкой! /Появляется слово: рушник/

-Прочитаем хором слово.

— Как сейчас мы назовем этот предмет? (полотенце, украшенное по краям вышивкой)

(Показ рушника) Рушник играл большую роль в жизни людей. Ни один обряд-ритуал не обходился без него. В поте лица своего люди добывали хлеб насущный, и когда он появлялся на столе, его клали как святыню на рушник.

Начинали вышивать рушник с детства. Девочку учили вышивать, как только она могла держать иголку в руках, потому что рушники не быстро шьются. Крестик за крестиком, стежок за стежком при лучине в долгие осенние и зимние вечера. Вышивали девушки себе приданое, свадебные рушники. Вышивали и пели песни о своем суженом, казаке чернобровом. И сам рушник был, как песня, в которую женщина вкладывала свою душу–то веселье, то печаль, то надежду и любовь.

Многие мастера и сейчас владеют техникой вышивки, только уже используют разные яркие цвета ниток. Вот перед вами образцы вышивок современных мастеров.

Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы, соломы. Слайд. Лозоплетение на Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце 18 века. Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того , чтобы были прочными, обмазывали глиной.

-Как называли такие жилища ?

Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Из нее делали колыбели, погремушки, корзины, короба, (емкость для хранения зерна, овощей).

Плетением из соломы занимались в основном мужчины. Из соломы плели шляпы с большими полями./ брыль/, В качестве материала использовали рожь , она более прочная и гибкая. Сначала плели косичку(зубатку) длиной 15 метров. Затем шляпа сшивалась простыми нитками по форме. сшивали по краю зубатки. В знойное лето шляпа укрывала от жары во время сенокоса.

Слово: брыль.

Что это такое?

На Кубани солому широко использовали в хозяйстве. А чем именно? (в строительстве).

В наши дни мастера достойно продолжают традиции кубанского плетения. На рынках можно купить изделия на разный вкус – хлебницы, этажерки, декоративное настенное панно и даже мебельные гарнитуры.

— В начале XX века в крае стала развиваться торговля, появились ярмарки, базары, в которых ремесленники продавали свой товар.

Приходи, честной народ,

Всех вас ярмарка зовет,

Вот ремесленник трудяга,

Свой товар доставил вам

Он его не продает, а даром отдает

На ярмарке бывайте,

Ничего не забывайте.

На ярмарках люди не только покупали или продавали товар, но и веселились, шутили, играли.

IV. Физминутка. Народная игра «Подкова» Старинное кубанское поверье гласит:

« Кто подкову найдет, тому она счастье принесет» У кого подкова останется в руках – жди счастья./

— Передавая подкову, вы от души желаете друг другу добра и счастья, удачи и здоровья.

Продолжаем играть, в какую сторону наклоняемся, тот глаз и закрываем.

V. Работа с пословицами.

А теперь поработаем с пословицей.

Слайд.

— Прочитайте пословицу.

— Назовите общерусский вариант.

— Как вы ее понимаете?

Хто любэ трудытся, таму биз дила нэ лэжится

А) Работа в группах (по рядам). Найдите правильный вариант ответа. Соедините стрелкой с правильным ответом.

  1. Этот предмет казак надевает на голову,

когда выходит на работу в поле .

  1. А в этой посуде хранят молоко и сметану .

  1. Попьет казак молоко, а чем он усы утрет?

Лукошко

Плошка

Глэчик

Рушник

Макитра

Брыль

Рубаха

Миска

Скатерть

Б) Соедините стрелкой с правильным ответом.

1.Соломенная шляпа с широкими полями.

2.Горшок с широким высоким горлом.

3.Вышитое полотенце.

Лукошко

Плошка

Глэчик

Рушник

Макитра

Брыль

Рубаха

Миска

Скатерть

В) К какому ремеслу относятся данные изделия?

(Соедини стрелкой)

1.Брыль вышивка

2.Глэчик плетение из соломы

3.Рушник гончарное дело

-Давайте побудем с вами мастерами – умельцами. Сделайте рисунок своего изделия. (работа учеников под музыку)

VII. Итог урока.

— И заканчивая наше знакомство с ремеслами, мне бы хотелось прочитать вам замечательные слова. (слайд)

Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций.

— Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, своим ремеслом прославят свое имя и свой край.

-Назовите виды кубанских ремесел, с которыми мы сегодня познакомились.

-Что запомнилось? Что вас заинтересовало? О чем бы вы хотели продолжить разговор?

Дом. задание.

Нарисовать рисунок «Изделия кубанских ремесел»

Источник