Вод льют а песок сыплют

толковый словарь

несов. перех. и неперех.

1. перех.

Ронять, бросать, кидать или заставлять падать, постепенно выпуская из рук что-либо сыпучее или мелкое.

2. перех.

Просыпа́ть.

3. разг. неперех.

Идти, выпадать (о частом мелком дожде, снеге и т.п.).

4. перен.

Посылать, направлять что-либо на кого-либо во множестве.

отт. Щедро наделять чем-либо.

5. перен. разг. неперех.

Быстро без умолку говорить.

6. перен. разг.-сниж. неперех.

Бежать, мчаться очень стремительно.

толковый словарь ушакова

1.

СЫПА́ТЬ, наст. вр. не употр. (разг. фам.). многокр. к спать в 1 знач.

2.

СЫ́ПАТЬ, сыплю, сыплешь и (разг.) сыпешь, повел. Сыпь, несовер.

1. что. Заставлять, падать (что-нибудь сыпучее или какие-нибудь мелкие, мельчайшие частицы). Сыпать зерно в мешок. Сыпать сахарный песок. «Деревья… при каждом налете ветра сыпали с себя брызги.» Чехов.

2. чем. То же, что посыпать (разг.). Сыпать песком. «На новый год сыплют рожью и хмелем.» Даль.

3. перен., что, чем и без доп. Произносить, говорить быстро и много, издавать частые звуки (разг.). «Хорошо было детинушке сыпать ласковы слова.» Некрасов. «В спорах как начнет она сыпать обидными словами.» А.Н.Толстой. «И он этак говорит часто, часто, так и сыплет!» Сухово-Кобылин. «Квинты резко дребезжат, сыплют дробью звуки.» А.Григорьев.

4. перен., без доп. Бежать, быстро идти (прост. фам.). Сыпь домой.

толковый словарь ожегова

СЫ́ПАТЬ, -плю, -плешь и (разг.) -пешь, -пет, -пем, -пете, -пят; сыпь; -анный; несовер.

1. что. Ронять или заставлять падать (сыпучее, мелкое). С. муку в мешок. Всё сыплешь из рук (роняешь; разг. неод.). С. деньгами (перен.: тратить не считая, сорить деньгами; разг.). С. из пулемёта (перен.: непрерывно стрелять; разг.).

2. перен. О мелком дожде, снеге: идти, выпадать. С утра сыплет осенний дождик.

3. перен., что и чем. Говорить быстро и много (разг.). С. прибаутками.

4. (обычно повел.). Употр. для обозначения быстрого энергичного действия (обычно при побуждении) (прост.). Сыпь скорее за сигаретами! Сыпь отсюда! (уходи, убирайся; неод.).

| однокр. сыпнуть, -ну, -нёшь (к 1, 2 и 4 знач.; разг.) и сыпануть, -ну, -нёшь (к 1, 2 и 4 знач.; прост.).

толковый словарь даля

СЫПАТЬ, сыпнуть, сыпать (вместо сыпывать) что, ронять мелкое, зернистое, сухое вещество струей, что лить, о жиже; в новорос. и малорос. говорится всегда сыпать, вместо лить, о жидкости. Сыпать хлеб в закром, песок на пол. Сыпать чем, посыпать, рассыпать. Щедруя, на новый год, сыплют рожью и хмелем. * Он сыплет деньги, или деньгами, сорит, мотает. Мошенник ему табаком в глаза сыпнул! Сыпаться, страд.

| Сориться помелочи, падать струйкою или вываливаться;

| крошиться;

| о ткани, растеребливаться, расдергиваться по обрезу. Хлеб сыплется в закромы, хранится в них; хлеб сыплется из закрома, течеть в дыру, в щель. Мука из мешка сыплется, заткни дыру! Хлеб переспел, зерно из колоса сыплется. Необметанный атлас сыплется. Сор с потолка сыплется. Этот камень рыхл, в теску нейдет, сыплется. Сыпанье, сып, сыпка, действие по гл. Сыпь жен., новг., архан. сыпной товар, зерновой хлеб, крупа, льняное семя и пр. Судно сыпью грузится.

| Сыпь, шероховатая, неровная поверхность; сыпь на изломе чугуна, меди, сыпь нечистой отливки.

| Золотая, серебряная сыпь по ткани, блестки сыпью. Звезды сыпью по небу раскинулись.

| Сыпь на теле, сыпуха, сыпушка, всякая накожная болезнь, пупырышки, пузырки, крапчатая пестрина.

| Сыпные болезни. Сыпная больница.

| Сыпь и козел-сыпь, круписто отделанная, тисненая кожа, шагрень или кордуан.

| Сыпь, горн., мельничье, засыпь, засыпка, колоша, количество засыпаемой в один раз руды. Прибавь, убавь сыпи, на мельнице, пускай зерно из ковша шибче, или тише.

| Сыпуха, архан. осыпчивый, песчаный берег.

| ряз., каз., тул. печная сажа; вернее сопуха, от сопло и сопеть, или это от курных изб, где сажа сыплется от копоти со стен и потолка; произносят с’спуха и ципуха. Сыпушковый, сыпушный, к сыпухе относящийся. Сыпушник, -ница, ниж.-мак. оспеник, оспопрививатель. Сыпучее вещество, все мелкое, зернистое, крупчатое, мучное. * Сыпучий песок, рыхлый, ничем не поросший и глубокий; чистый песок, без глины. Все сыпучие пески намыты водами. Сыпучесть жен. качество, свойство сыпучего. Сыпучка, сыпучая известь, пушная, рыхлая, мучнистая, рассыпчатая. Сыпец муж., ·стар. совок, чем насыпают крупу, муку.

| Кто насыпает что-либо. А приедет в село игумен, а сыпци (мерщики или сборщики) дают по зобне овса конем его. Сыпегон (сочиненное), растенье Lepironia. Сыпник (также), растение Lepraria.

энциклопедический словарь

СЫ́ПАТЬ -плю, -плешь; сыпь; нсв.

1. что. Заставлять постепенно падать (что-л. сыпучее, мелкое). С. муку в мешок. С. соль в суп. // что или чем. Бросать, ронять, разбрасывать (что-л. сыпучее, мелкое). С. крошки на скатерть. С. пыль. С. искры. С. брызги. С. песком в кого-л. С. деньгами (=сорить деньгами).

2. Идти, падать (о мелком, частом дожде, снеге). Дождь так и сыплет. С утра сыплет мокрый снег.

3. что или чем. Разг. Направлять, производить, давать и т.п. что-л. во множестве. С. удары. С. награды. С. штрафы. С. идеи. * Не сыпь своих идей расчётливой рукой (Пушкин).

4. (что или чем). Разг. Произносить, говорить что-л. беспрерывно, одно за другим. С. пословицы, поговорки. С. остротами. С. цифрами. С. цитатами. С. вопросы. // Говорить быстро и много. Так и сыплет, так и сыплет — остановиться не может. // Непрерывно издавать какие-л. звуки, трели (о птицах). С. трели. * Возвратившийся к нам соловей Сыплет двадцать четыре колена (Ваншенкин).

5. (что). Разг. Производить какое-л. быстрое, энергичное действие (обычно при побуждении). С. из пулемёта (непрерывно стрелять). Давай сыпь весёлую, плясовую! Сыпь отсюда! (убирайся, уходи).

6. что. Спец. Опускать в воду (сеть).

Сы́паться, -плется; страд. (1, 3, 6 зн.). Сыпну́ть, -ну́, -нёшь; св. Однокр. (1 зн.).

академический словарь

-плю, -плешь; повел. сыпь; несов.

1. перех.

Заставлять падать куда-л., во что-л., выпуская постепенно что-л. сыпучее, мелкое.

Сыпать муку в мешок. Сыпать соль в суп.

— Пусть будет так! — сказал Данило, стирая пыль с винтовки и сыпля на полку порох. Гоголь, Страшная месть.

[Птицелов] устанавливал снасти, сыпал вокруг них приманку. Ляшко, Никола из Лебедина.

||

Ронять, осыпать.

Желтым и красным огнем полыхают вязы и клены в пойме, столетние вербы сыплют в реку желтые листья. Песков, Шаги по росе.

2. перех. или чем.

Бросать, разбрасывать что-л. сыпучее, мелкое.

Сережа стал хватать мокрый песок и с ожесточением сыпал в своих врагов. Серафимович, Сережа.

Сыпали искрами автогенные горелки. А. Н. Толстой, Эмигранты.

Подмосковные леса — соседствуют с чрезмерным сгущением людей, построек, дач, дымящих заводских труб, сыплющих на окрестности ядовитую золу и копоть. Зыков, Три аксиомы.

3. Идти, падать (о мелком, частом снеге, дожде).

А дождь так и сыплет, так и сечет, все чаще и чаще. И. Гончаров, Обыкновенная история.

Ветер начал дуть в лицо. И гуще как будто стал сыпать снег. Сергеев-Ценский, Лютая зима.

4. перен.; перех. или чем.

Направлять во множестве на кого-л.; щедро, в изобилии наделять.

Сыпать удары.

Торгуя совестью пред бледной нищетою, Не сыпь своих даров расчетливой рукою: Щедрота полная угодна небесам. Пушкин, Подражания Корану.

[Юрий:] Я держал ее в своих объятиях и сыпал поцелуи на ее огненное плечо. Лермонтов, Два брата.

Пятерки, как и двойки, географ сыпал с безразличной щедростью. Ганина, Зачем спилили каштаны?

||

Произносить, говорить что-л. беспрерывно, одно за другим.

Сыпать остротами. Сыпать цифрами. Сыпать цитатами.

— Ну что, какой он: красавец? брюнет? блондин? Главное — глаза, какие у него глаза? — сыпала вопросами Хиония Алексеевна. Мамин-Сибиряк, Приваловские миллионы.

Читайте также:  Сыпь на коже окантовка

[Костя:] Это ты уж очень большого захотел. Красивые слова сыплешь, а за ними что? Розов, Страница жизни.

5. перен.; перех. и без доп. разг.

Производить какое-л. действие, связанное с частыми, повторяющимися ударами, резкими звуками и т. п., производить какие-л. повторяющиеся звуки.

Сыпать из пулемета (непрерывно стрелять).

Когда я, зацепившись за колдобину, плашмя растянулся на кустах можжевельника, то услышал и второе колено песни: глухарь сыпал частую

дробь, шипел и фыркал. В. А. Курочкин, Наденька из Апалева.

|| без доп.

Говорить быстро, часто, без умолку.

— Я все понимаю! — бойко сыпала между тем Наденька, — все понимаю не хуже всякой другой. Салтыков-Щедрин, Запутанное дело.

— Вот тут, извольте видеть, холмик небольшой, а тут фугасное поле. Здесь — пулеметное гнездо, понятно? — сыпал прапорщик. Леонов, Барсуки.

|| перех.

Непрерывно издавать какие-л. трели, выделывать колена (о поющих птицах).

Помнишь, как из росистых ветвей, Словно вдруг вырываясь из плена, Возвратившийся к нам соловей Сыплет двадцать четыре колена. Ваншенкин, Соловьи.

Маленький певец сидел на веточке, нагнув голову вниз, — и сыпал свои трели, весь в напряжении. Каманин, Хрусталь.

6. прост.

Стремительно бежать, мчаться.

Меня зовут луга поемные, Родные с детства берега, — Где в лес недальний за волнушками Девчата сыплют босиком. Чуркин, Встреча с юностью.

Откуда-то взметнулась куропатка и побежала между камнями, припадая, чертя землю крылом. За ней с цыплячьим писком сыпали крохотные птенцы. Куваев, Дом для бродяг.

7. перех. и без доп., повел. сыпь. прост.

Употребляется как побуждение к какому-л. действию.

— Сыпь к телефону и достучись до Особого отдела, — приказал ему Токарев. Н. Островский, Как закалялась сталь.

— Эй, гармонисты! Яшка! Сыпь веселую, плясовую! Шишков, Угрюм-река.

8. перех. спец.

Опускать в воду (сеть).

— «Саго-Мару» входит в залив и начинает сыпать сеть. Диковский, Конец «Саго-Мару».

словарь русского арго

СЫПАТЬ, -плю, -пешь; несов.; СЫПАНУТЬ, -ну, -нёшь, сов., куда, откуда.

Идти, уходить.

Куда сыпешь?

Сыпанули отсюда, пока не поздно.

словарь сленга

пунктуация и управление в русском языке

что и чем.

1. что (заставлять падать, ронять). Сыпать соль в суп. Сыпать муку в мешок. [Птицелов] устанавливал снасти, сыпал вокруг них приманку (Ляшко). Ночные бабочки вились и, сыпля пыль с крылышек, бились по стеклу (Л. Н. Толстой).

2. что и чем (бросать, разбрасывать; осыпать). Сыпать удары. Сыпать пулями. По небу бродили сероватые тучи и медленно сыпали на мокрую и грязную землю хлопья рыхлого снега (Гл. Успенский). Ветер сыпал в окна крупными каплями дождя (Овечкин). Торопливо сыпали очередями вражеские пулеметчики (Коптяева). Я держал ее в своих объятиях и сыпал поцелуи на ее огненное плечо (Лермонтов).

3. чем (говорить что-л. беспрерывно). Сыпать остротами. Сыпать цитатами. …Сыпала вопросами Хиония Алексеевна (Мамин-Сибиряк).

орфографический словарь

сы́пать, сы́плю, сы́плет, сы́плют и сы́пет, сы́пят, пов. сы́пь

словарь ошибок

Сыпать, спрягая этот глагол, не забывайте вставлять букву «л»: я сыплю, он сыплет, ты сыплешь и т. д., но не я сыпю, он сыпет, ты сыпешь — эти формы в литературной речи недопустимы.

трудности произношения и ударения

сы́пать, сы́плю (неправильно сы́паю), сы́плет (допустимо сы́пет); повел. сыпь; прич. сы́плющий и сы́пящий; дееприч. сы́пля и сы́пя.

формы слов

1. сы́пать, сы́плю, сы́плем, сы́плешь, сы́плете, сы́плет, сы́плют, сы́пля, сы́пал, сы́пала, сы́пало, сы́пали, сы́пь, сы́пьте, сы́плющий, сы́плющая, сы́плющее, сы́плющие, сы́плющего, сы́плющей, сы́плющего, сы́плющих, сы́плющему, сы́плющей, сы́плющему, сы́плющим, сы́плющий, сы́плющую, сы́плющее, сы́плющие, сы́плющего, сы́плющую, сы́плющее, сы́плющих, сы́плющим, сы́плющей, сы́плющею, сы́плющим, сы́плющими, сы́плющем, сы́плющей, сы́плющем, сы́плющих, сы́павший, сы́павшая, сы́павшее, сы́павшие, сы́павшего, сы́павшей, сы́павшего, сы́павших, сы́павшему, сы́павшей, сы́павшему, сы́павшим, сы́павший, сы́павшую, сы́павшее, сы́павшие, сы́павшего, сы́павшую, сы́павшее, сы́павших, сы́павшим, сы́павшей, сы́павшею, сы́павшим, сы́павшими, сы́павшем, сы́павшей, сы́павшем, сы́павших, сы́плюсь, сы́племся, сы́плешься, сы́плетесь, сы́плется, сы́плются, сы́пался, сы́палась, сы́палось, сы́пались, сы́пься, сы́пьтесь, сы́племый, сы́племая, сы́плющаяся, сы́племое, сы́плющееся, сы́племые, сы́плющиеся, сы́племого, сы́плющегося, сы́племой, сы́плющейся, сы́племого, сы́плющегося, сы́племых, сы́плющихся, сы́племому, сы́плющемуся, сы́племой, сы́плющейся, сы́племому, сы́плющемуся, сы́племым, сы́плющимся, сы́племый, сы́плющийся, сы́племую, сы́плющуюся, сы́племое, сы́плющееся, сы́племые, сы́плющиеся, сы́племого, сы́плющегося, сы́племую, сы́плющуюся, сы́племое, сы́плющееся, сы́племых, сы́плющихся, сы́племым, сы́плющимся, сы́племой, сы́племою, сы́плющейся, сы́плющеюся, сы́племым, сы́плющимся, сы́племыми, сы́плющимися, сы́племом, сы́плющемся, сы́племой, сы́плющейся, сы́племом, сы́плющемся, сы́племых, сы́плющихся, сыплем, сыплема, сыплемо, сыплемы, сы́панный, сы́панная, сы́панное, сы́панные, сы́панного, сы́панной, сы́панного, сы́панных, сы́панному, сы́панной, сы́панному, сы́панным, сы́панный, сы́панную, сы́панное, сы́панные, сы́панного, сы́панную, сы́панное, сы́панных, сы́панным, сы́панной, сы́панною, сы́панным, сы́панными, сы́панном, сы́панной, сы́панном, сы́панных, сы́пан, сы́пана, сы́пано, сы́паны

2. сыпа́ть, сыпа́ю, сыпа́ем, сыпа́ешь, сыпа́ете, сыпа́ет, сыпа́ют, сыпа́я, сыпа́л, сыпа́ла, сыпа́ло, сыпа́ли, сыпа́й, сыпа́йте, сыпа́ющий, сыпа́ющая, сыпа́ющее, сыпа́ющие, сыпа́ющего, сыпа́ющей, сыпа́ющего, сыпа́ющих, сыпа́ющему, сыпа́ющей, сыпа́ющему, сыпа́ющим, сыпа́ющий, сыпа́ющую, сыпа́ющее, сыпа́ющие, сыпа́ющего, сыпа́ющую, сыпа́ющее, сыпа́ющих, сыпа́ющим, сыпа́ющей, сыпа́ющею, сыпа́ющим, сыпа́ющими, сыпа́ющем, сыпа́ющей, сыпа́ющем, сыпа́ющих, сыпа́вший, сыпа́вшая, сыпа́вшее, сыпа́вшие, сыпа́вшего, сыпа́вшей, сыпа́вшего, сыпа́вших, сыпа́вшему, сыпа́вшей, сыпа́вшему, сыпа́вшим, сыпа́вший, сыпа́вшую, сыпа́вшее, сыпа́вшие, сыпа́вшего, сыпа́вшую, сыпа́вшее, сыпа́вших, сыпа́вшим, сыпа́вшей, сыпа́вшею, сыпа́вшим, сыпа́вшими, сыпа́вшем, сыпа́вшей, сыпа́вшем, сыпа́вших

синонимы

1. насыпать, всыпать, высыпать; засыпать (разг.)

/ сразу много: бухать (разг.)

2. см. идти 2

гл. несов.

моросить

сеять

сеяться

сыпаться

идти (о мелком дожде))

идеография

сыпаться

переместиться

сыпучая масса, вследствие (чего — л), гравитация

сыпаться — перемещаться в сыпучем состоянии под действием силы тяжести.

сыпать — заставлять сыпаться.

насыпать, -ся. всыпать. засыпать, -ся. ссыпать.

посыпать, -ся.

присыпка. присыпать.

россыпь. рассыпать, -ся. рассыпчатый.

просыпать, -ся. высыпать, -ся.

обсыпать. осыпать, -ся. подсыпать. отсыпать.

пересыпать.

насыпной. ссыпной.

сеянка. сеять.

трясти. отряхнуть, -ся. отрясти. натрясти, — сь. стряхнуть. вытряхнуть.

обволакивать

грамматический словарь

сы́пать нсв 6a △ наст. сы́плю, сы́плет//сы́пет, сы́плют//сы́пят; повел. сыпь

сыпа́ть нсв нп 1a, многокр. (к спать)

этимологический словарь

Общеслав. Того же корня, что лит. sùpti «качать», лат. supare «бросать» (просеивая), др.-прус. suppis «насыпать» (ср. сопка). См. сопка.

сы́пать

сы́плю, укр. си́пати, си́плю, цслав. сыпати, болг. си́пвам «сыплю, лью», сербохорв. си̏пати, си̏па̑м «сыпать, лить», словен. sípati, sȋpam, sȋpljem, чеш. sураti, слвц. sураt᾽, польск., в.-луж. sурас́, н.-луж. sураś. Др. ступень чередования: др. -русск. сути, съпу «сыпать», ст.-слав. соути, съпС« (см. суть II), цслав. свепити сС§ «agitari», съпъ «куча».

Родственно лит. sùpti, supù «качать, убаюкивать», итер. sūpúoti, sūpúoju, др.-прусск. suppis «насыпь», лтш. supata «очески шерсти, хлам» (первонач. «высыпанное»), лат. supō, -ārе «бросать», dis-sipō, -ārе «рассеивать, расстилать, разбрасывать» (из *sup-), ob-sipō, -ārе «бросать навстречу, вперед»; см. Мейе, МSL 14, 361; Траутман, ВSW 293; М.-Э. 3, 1124; Цупица, ВВ 25, 93; Вальде-Гофм. I, 356 и сл. Далее сравнивают с др.-инд. vápati «бросает» (Цупица, там же; Педерсен, Kelt. Gr. I, 185). Сюда же относится повел. сыпь! «бей» и сыпь ж. «название кожного заболевания». Ср. также со́пка.

Источник

Упражнения и задания для подготовки к школе. 1-5 задания.

ЗАДАНИЕ 1. Продолжи, называя первое слово в ряду:

Пример: «Телёнок — телята, много телят».

Ёж — ежи, много ежей.
Берёза — берёзы, много берёз.
Волк — волки, много волков.
Гусёнок — гусята, много гусят.
Дуб — дубы, много дубов.
Ель — ели, много елей.
Жеребёнок: — жеребята, много жеребят.
Жираф — жирафы, много жирафов.
Зайчонок — зайчата, много зайчат.
Заяц — зайцы, много зайцев.
Зебра — зебры, много зебр.
Индюшонок — индюшата, много индюшат.
Картофель — много картофеля.
Кенгуру — кенгуру, много кенгуру.
Коза — козы, много коз.
Козлёнок — козлята, много козлят.
Корова — коровы, много коров.
Кошка — кошки, много кошек.
Кукушка — кукушки, много кукушек.
Лев — львы, много львов.
Липа — липы, много лип.
Лиса — лисы, много лис.
Медведь — медведи, много медведей.
Морковь — много моркови.
Обезьяна — обезьяны, много обезьян.
Овца — овцы, много овец.
Огурец — огурцы, много огурцов.
Осина — осины, много осин.
Помидор — помидоры, много помидоров.
Поросёнок — поросята, много поросят.
Синица — синицы, много синиц.
Снегирь — снегири, много снегирей.
Собака — собаки, много собак.
Сова — совы, много сов.
Сосна — сосны, много сосен.
Тополь — тополя, много тополей.
Утёнок — утята, много утят.
Цапля — цапли, много цапель.
Цыплёнок — цыплята, много цыплят.
Щенок — щенки, много щенят.
Ягнёнок — ягнята, много ягнят.

Читайте также:  Xerox 3260 какой тонер сыпать

ЗАДАНИЕ 2. Продолжи, прочитывая начало фразы:

Пример: «Песок сыплют, а воду льют…».

Воду можно разлить, а горох …
Котлеты жарят, а суп …
Нитки прядут, а холст …
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену …
Песок сыплют, а воду …
Платье шьют, а шарф …
Сено косят, а волосы…
Стол может сломаться, а стакан …
Стол накрывают, а постель …
Цветы водой поливают, а огонь водой …

ЗАДАНИЕ 3. Ответь на вопросы:

Пример: «Что делают из муки? (хлеб, макароны)».

Что делают из…?

… из глины? (посуду, кирпич)
… из древесины? (мебель, игрушки)
… из металла (инструменты, посуду)
… из молока? (сметану, сливки, творог, кефир, йогурт, сыр)
… из нефти? (бензин)
… из песка? (стекло)
… из семян подсолнуха? (подсолнечное масло)
… из хлопка? (ткани, вату)
… из шерсти овец? (нитки)
… из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы)

ЗАДАНИЕ 4. На слух укажи, какое слово лишнее и объясни свой выбор:

Пример: «Молоко, булка, сливки, сметана.? (булка)».

Читать по одной строчке. Если ребенок затрудняется ответить, задавайте ему наводящие вопросы, но не подсказывайте. Если ребенок вообще не может ответить на вопрос, объясните, в чем суть задания.

Тема — «Посуда»

Дуршлаг, сито, тарелка, решето.
Кувшин, кружка, чайник, кофейник.
Нож, блюдце, миска, тарелка.
Овощерезка, кастрюля, мясорубка.
Половник, ложка, вилка.
Чашка, пиала, солонка, кружка.

Тема — «Еда»

Какао, морс, суп, кисель.
Карамель, сок, шоколад, леденец.
Кекс, батон, сыр, кулич.
Котлеты, масло, колбаса, шашлык.
Масло, творог, ветчина, сметана.
Молоко, булка, сливки, сметана.
Повидло, варенье, ждем, шоколад.
Чай, сок, квас, мороженое.
Яичница, омлет, пельмени.

Тема — «Орудия труда»

Молоток, удочка, пила, клещи.
Плоскогубцы, клещи, дрель.
Рубанок, гвоздь, топор, дрель.
Шило, винт, шуруп, гвоздь.
Шприц, топор, ножовка, клещи.
Шуруп, гвоздь, винт.

Тема — «Музыкальные инструменты»

Аккордеон, баян, гармонь, флейта.
Барабан, бубен, тарелки, горн.
Гусли, гармонь, балалайка, гитара.
Пианино, скрипка, фортепиано, рояль.
Скрипка, виолончель, гитара, труба.

Тема — «Транспорт»

Автобус, самолёт, вертолёт.
Автобус, такси, троллейбус.
Велосипед, самокат, мотоцикл.
Грузовик, баржа, лодка.
Комбайн, трактор, легковая машина.
Лодка, корабль, пароход.
Метро, трамвай, автобус.
Мотоцикл, самокат, мопед.
Трамвай, автобус, электричка.
Троллейбус, автобус, трамвай.
Яхта, корабль, подводная лодка.

Тема — «Жилье»

Берлога, нора, дупло, логово.
Дача, деревня, аул, город.
Коровник, курятник, берлога.
Муравейник, гнездо, коровник.
Пещера, дом, изба.

Тема — «Мебель»

Диван, гамак, кровать, тахта.
Колыбель, диван, кушетка, софа.
Кресло, стул, шкаф, диван.
Лежак, тахта, софа, кушетка.
Шкаф, буфет, табурет, сервант.

Тема — «Одежда и обувь»

Берет, каска, фуражка, кепка.
Ботинки, кроссовки, носки, туфли.
Брюки, джинсы, шорты, рейтузы.
Брюки, шорты, кофта, джинсы.
Бушлат, сарафан, шинель, тельняшка.
Кеды, туфли, кроссовки, чешки.
Пальто, платье, свитер, валенки.
Панама. Шляпа, платок, кепка.
Пинетки, туфли, сандалеты, ботинки.
Тапочки, ботинки, босоножки, сапоги.
Фрак, смокинг, платье, пижама.
Шуба, пальто, майка, дублёнка.

Тема — «Детская комната»

Карандаш, тетрадь, юла, линейка.
Кукла, машинка, мячик, ручка.
Паровозик, машинка, пирамидка.
Ручка, ластик, карандаш, фломастер.
Тетрадь, альбом, книга, блокнот.
Юла, кубик, машинка, кукла.

Тема — «Разное»

Волга, Ростов, Ока, Нева.
Говорить, рассказывать, квакать.
Декабрь, июль, январь, февраль.
Зима, весна, май, лето.
Индия, Австралия, Рига, Китай.
Июнь, июль, апрель, август.
Квакать, кукарекать, молчать.
Киев, Минск, Москва, Россия.
Лето, весна, вторник, зима.
Май, март, апрель, июль.
Март, сентябрь, весна, декабрь.
Мяукать, лаять, говорить.
Пасмурный, ясный, ненастный.
Понедельник, среда, воскресенье.
Радостный, весёлый, грустный.
Росси, Волга, Германий, Англия.
Сентябрь, август, ноябрь, октябрь.
Смелый, трусливый, отважный.
Среда, пятница, зима.
Утро, день, вечер, темно, ночь.
Холод, жара, мороз.

ЗАДАНИЕ 5. Скажи следующие слова «наоборот»:

Пример: «Молоко, булка, сливки, сметана.? (булка)».

Если ребенок не понимает, что и как именно нужно говорить, приведите ему пример, выполнив несколько заданий сами. Если ребенок уже умеет читать, можно предложить разложить парами (группами) этим слова, распечатанные или написанные на карточках.

Существительные:

богач-бедняк
восход-закат
грязь-чистота
день-ночь
добро-зло
друг-враг
жара-холод
зима-лето
мир-война, ссора
польза-вред
радость-грусть, печаль
свет-тьма, темнота
север-юг

Прилагательные:

белый-черный
близкий-далекий
большой-маленький
веселый-грустный
высокий-низкий
гладкий-шершавый
глубокий-мелкий
горький-сладкий
горячий-холодный
жесткий-мягкий
здоровый-больной
легкий-тяжелый
мокрый-сухой
новый-старый
острый-тупой
полезный-вредный
тонкий-толстый
трудный-легкий
умный-глупый
частый-редкий
широкий-узкий
яркий-тусклый

Глаголы:

выкапывать-закапывать
гасить-зажигать
говорить-молчать
греть-охлаждать
делать-бездельничать
засыпать-просыпаться
ложиться-вставать
мерзнуть-греться
мочить-сушить
пачкать-очищать, вытирать
помогать-мешать
смеяться-плакать
удаляться-приближаться.

Упражнения и задания для подготовки к школе. 6-9 задания.

Мы предлагаем вам задания предназначенные для старших дошкольников. Эти задания помогут успешно подготовиться к обучению в школе.

Задание 6. Скажи следующие слова «по-другому»:

Если ребенок не понимает, что и как именно нужно говорить, приведите ему пример, выполнив несколько заданий сами. Читающим детям можно предложить разложить парами (группами) этим слова, распечатанные или написанные на карточках.

Существительные:

волшебник-кудесник, маг, чародей
восторг-восхищение, радость
враг-противник, неприятель, недруг
врун-обманщик
дети-детвора, ребята
дорога-путь
друг-приятель, товарищ
лентяй-лодырь, ленивец
метель-вьюга, буран, пурга, ураган, шторм
праздник-торжество
прохлада-свежесть, холодок
ровесник-сверстник
родина-отечество, отчизна
страх-боязнь, испуг, ужас, паника
холод-мороз, стужа
шалун-проказник, баловник

Прилагательные:

аккуратный-опрятный, чистый
белый-белоснежный, молочный
благородный — рыцарский, доблестный
большой — гигантский, громадный, огромный, исполинский
быстрый-проворный, резкий
вежливый-почтительный, воспитанный, тактичный
верный-надежный, преданный
вкусный-аппетитный, лакомый
глупый-неразумный, несмышленый
голубой-лазурный, бирюзовый
дерзкий-грубый
дивный-чудный, чудесный, волшебный, сказочный, удивительный
догадливый-смышленый, сообразительный, понятливый, находчивый
душистый-ароматный, пахучий
жаркий-знойный, жгучий, горячий, палящий
желтый-золотой, лимонный, янтарный, соломенный
зеленый-изумрудный, малахитовый
красивый-прекрасный, великолепный, роскошный, восхитительный, живописный
красный-румяный, алый, багряный, пурпурный, рубиновый
лиловый-фиолетовый, сиреневый
маленький-крошечный
мокрый-сырой, влажный
неловкий-неуклюжий
печальный-грустный, тоскливый
прежний-былой, давний, прошлый, минувший
робкий-несмелый, пугливый, трусливый
серый-пепельный, дымчатый
сильный-могучий, мощный
синий-васильковый
смелый-храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный
старательный — прилежный, усердный
страшный-ужасный, чудовищный
трудолюбивый-работящий
умный-неглупый, мудрый, разумный
холодный-морозный, ледяной
чуткий-отзывчивый, участливый, сердечный

Глаголы:

беспокоиться-тревожиться, волноваться
блестеть-сиять, сверкать
бояться — пугаться, робеть
видеть-наблюдать, замечать
грустить-печалиться, унывать
делать — мастерить, сооружать, творить, создавать
править-управлять, руководить, командовать
сердиться-злиться
смеркаться-темнеть, вечереть

Задание 7. Ответь «Чей хвост?»:

Пример: «Корова -? (коровий)».

Ёж — ежиный.
Белка — беличий.
Волк — волчий.
Заяц — заячий.
Коза — козий.
Кошка — кошачий.
Лиса — лисий.
Лошадь — лошадиный.
Овца — овечий.
Поросенок — поросячий.

Задание 7. Ответь «Чьё ухо?»:

Пример: «Корова -? (коровье)».

Ёж — ежиное.
Белка — беличье.
Волк — волчье.
Заяц — заячье.
Коза — козье.
Кошка — кошачье.
Лиса — лисье.
Лошадь — лошадиное.
Овца — овечье.
Поросёнок — поросячье.

Читайте также:  Сыпь на лбу у взрослых

Задание 8. Ответь «Чья голова?»:

Пример: «Корова -? (коровья)».

Ёж — ежиная.
Белка — беличья.
Волк — волчья.
Заяц — заячья.
Коза — козья.
Кошка — кошачья.
Лиса — лисья.
Лошадь — лошадиная.
Овца — овечья.
Поросёнок — поросячья.

Задание 9. Ответь «Чьи глаза?»:

Пример: «Корова -? (коровьи)».

Ёж — ежиные.
Белка — беличьи.
Волк — волчьи.
Заяц — заячьи.
Коза — козьи.
Кошка — кошачьи.
Лиса — лисьи.
Лошадь — лошадиные.
Овца — овечьи.
Поросёнок — поросячьи.

Упражнения и задания для подготовки к школе. 10-18 задания.

Мы предлагаем вам задания предназначенные для старших дошкольников. Эти задания помогут успешно подготовиться к обучению в школе.

Задание 10. «Уменьшаем и увеличиваем»:

Пример: «дом — ? (домик)».

волк — волчок,
заяц — зайчик,
стол — столик и так далее.

То же самое можно делать «в обратную сторону». Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него. В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа. Не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик, не корова — теленок, а корова — коровка.

Те же самые игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: дом — домище, волк — волчище, муравей — муравьище и так далее.

Задание 11. «Назови одним словом»:

Пример: «часы, которые помогают проснуться — ? (будильник)».

большая ложка, с помощью которой наливают суп,
утренняя еда,
человек, который направляется в дальние страны и т. д.

Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.

Задание 12. «Опиши одним словом»:

Пример: «чашка для чая — ? (чайная)».

машина для гонок? (гоночная),
котлета из мяса? (мясная) из моркови? (морковная),
лапа собаки? (собачья),
щетка для чистки зубов? (зубная) и так далее.

Задание 13. «Кому что нужно?»:

Пример: «парикмахер — ? (ножницы, расческа)».

Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы — можно поставить условие — до тех или до пяти предметов) ему может понадобиться.

муравей — палочки, листики,
почтальон — сумка,
продавец — весы, касса,
птица — веточки, пух (для гнезда),
пчела — пыльца, нектар,
учитель — указка, учебники и так далее.

Усложнение игры — не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.

Задание 14. «Как можно узнать?»:

Пример: «Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (Посмотреть на градусник за окном)».

… крепко ли завязана веревка? (потянуть)
… высохла ли рубашка? (потрогать)
… есть ли вода в стакане? (посмотреть)
… есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)
… есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)
… интересная ли книжка? (прочитать)
… любит ли собачка кашу? (дать попробовать съесть)
… мягкий ли хлеб? (пощупать)
… одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой)
… пишет фломастер или нет? (попробовать писать)
… работает ли пылесос? (включить)
… сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)
… сладкий ли чай? (попробовать)

Задание 15. «Часть и целое»:

Пример: «Часть какого предмета является винт — ? (вертолет, самолет)».

вагон — ….
ветка — …
грива — …
дверь — …
каблук — …
карман — …
клавиатура — …
клюв — …
кнопка — ….
козырек — …
колесо — …
крыша — …
лепесток — …
панцирь — …
парус — …
перо — …
плавник — …
подлокотник — …
руль — ….
семена — …
стержень — …
страница — …
стрелка — …
хвост — …
шишка — …

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:

Пример: «Дом — ? (крыша, дверь, …)».

авторучка — …
бабочка — …
велосипед — …
гитара — …
гриб — …
дверь — …
дерево — …
жук — …
забор — …
качели — …
книга — …
колос — …
компьютер — …
корабль — …
кочан капусты —
кресло — …
пальто — …
плита — …
собака — …
стол — …
троллейбус — …
удочка — …
цветок —
чайник -…
часы — …
чемодан — …
яблоко — …

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос. Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана. В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.

Задание 16. «Четвертый лишний»:

Правила игры: Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно — «лишнее» — слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки — это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд. Сачала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.

1 вариант упрощенной игры: Взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне и дает правильный ответ. Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное — назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость — жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т. д. называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например: горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово — жесткий, общий признак — температура, по-детски — &laquнагретость»).

2 вариант упрощенной игры: Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается.

Задание 17. «Продолжи предложение»:

Игра может носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете заранее договориться с ребенком. Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает. Варианты игры могут быть на любую тему.

Карлсон не смог прилететь в этот день, ему пришлось…
Наш корабль выплыл в открытое море и тут….
Принцесса неожиданно проснулась, потому что…
Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели…

Задание 18. «Продолжи рассказ»:

Игра похожа на предыдущую. Но здесь взрослый и ребенок по очереди говорят целые предложения, каждое из которых продолжает начатый рассказ.

Мы предлагаем вам задания предназначенные для старших дошкольников. Эти задания помогут успешно подготовиться к обучению в школе.

Источник