Зачем сыплют соль на дорогу

Зачем сыплют соль на дорогу thumbnail

Коммунальные службы всех городов мира борются со снегом. Но в нашей стране это отдельная история. Зачем посыпают дороги солью, противогололедным реагентом?

С наступлением холодного сезона автолюбителей беспокоит вопрос, чем посыпают дороги зимой, как эта химия влияет на состояние машины. Особенно эта проблема актуальна в мегаполисах, где средства для растапливания льда и снега используют очень активно. Например, коммунальные службы Москвы ежегодно закупают около 500 тысяч тонн реагентов на сумму порядка 6 млрд. рублей.

Машина для посыпания солью дороги

Зачем зимой дороги посыпают солью

Один из самых известных реагентов, которым зимой посыпают дороги от гололеда, – хлорид натрия. Это вещество имеет тот же состав, что и обычная соль, которую добавляют в пищу. Разница только в степени очистки от примесей.

На вопрос, зачем зимой дороги посыпают солью, есть простой ответ: «чтобы быстро бороться со снегом и льдом». Хлористый натрий, вступая в реакцию с замерзшей водой, повышает ее соленость. Смысл в том, что соленая вода не замерзает даже при — 15°C. Проезжая часть быстро очищается ото льда и снега, повышается безопасность движения. Высыпать несколько мешков соли намного быстрее, чем собирать тонны снега.

Вторая причина, зачем дороги посыпают солью в морозную погоду – экономическая целесообразность. Удалять снег с проезжей части механическим способом дорого. Приходится задействовать экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и другую технику. Чтобы посыпать дорогу реагентом, достаточно одной машины. Надо просто обработать поверхность проезжей части, растаявший снег и лед стекает в кюветы и стоки. Экономится топливо и трудовые ресурсы.

Обработка солью дорог

Посыпают ли дороги солью сегодня

Соль в России сыпали на дороги еще в позапрошлом веке. Сохранились документы 1868, где поднимался вопрос отказа от этого метода борьбы с гололедом. Основная причина – вред для копыт лошадей. С тех пор ситуация мало изменилась, но сдвиги в лучшую сторону все-таки есть.

Какими реагентами посыпают дороги сегодня? Полностью отказаться от использования соли дорожно-эксплуатационные службы пока не могут. Все реагенты для растапливания льда содержат натрий хлорид в различных концентрациях.

В городах России используют разные химические вещества для борьбы с гололедом. Вопрос лишь в том, какой солью посыпают дороги зимой. Выбор зависит от климатических условий, плотности автомобильного потока на улицах и возможностей регионального бюджета. Рассмотрим пример Москвы.

Смесь песка и соли использовали на дорогах столицы с 60-х годов прошлого века. В 1992 году использование этого дешевого реагента ограничили, а в 2003 году отказались от него полностью. Хлорид натрия разъедает резину покрышек, вызывает коррозию металлических деталей автомобилей, разрушает обувь пешеходов. Песок добавляет грязи на улицах, забивает стоки ливневой канализации.

Дворник посыпает дорогу солью

Чем посыпают дороги от гололеда в Москве

Московские коммунальные службы используют несколько реагентов, рассчитанных на разные погодные условия. Различают жидкие и твердые вещества. Жидкость может использоваться как самостоятельное средство. Порошкообразные смеси разбрасывают на снежный накат и лед, чтобы растопить их, только в паре с растворами.

Жидкий реагент для любых улиц

Представляет собой водный раствор хлоридов натрия (до 6%) и кальция (до 23%). Жидкость наносят на чистое дорожное полотно как превентивную меру, чтобы выпавший снег не прилип к асфальту, и его легче было удалить. Сроки нанесения координируют по данным московского метеоцентра.

Твердый реагент для обычных дорог

Содержит хлористый натрий и кальций в соотношении 8:2. Смесь достаточно быстро плавит лед и снег при температуре до — 15°C. Распыляют на заснеженное или обледеневшее дорожное полотно только в паре с жидким средством.

Твердый реагент для скоростных трасс

Техническая соль составляет около 65% общего объема. Добавки: соль муравьиной кислоты, хлориды кальция и калия. Позволяет быстро расплавить лед при температурах до — 35°C. Используют с жидким составом преимущественно на МКАД и ТТК.

Твердый реагент для трасс в зоне зеленых насаждений

В составе этой сухой смеси доля хлорида калия увеличена до 25%. Это удобрение для растений. Распыляют вместе с жидким средством. Несмотря на повышенную экологическую безопасность, этот состав вызывает коррозию деталей автомобиля также быстро, как и другие реагенты.

Обработка лестниц Коммунальные службы всех городо мира борятся со снегом. Но в нашей стране это отдеьная история. Зачем посыпают дороги солью, противогололедным реагентом

Примеры из мировой практики

Разобравшись,чем посыпают дороги в Москве, интересно узнать, как дела в этой сфере у соседних государств. Конечно, надо делать поправку на климатические условия и общую техническую грамотность массы водителей.

Чем посыпают автомобильные дороги в Европе

Во многих странах Евросоюза официально запрещено использовать соли для обработки дорожного полотна. Западные функционеры и ученые просчитали, что вред от засаливания почв и коррозии автомобилей гораздо больше, чем выгода от увеличения скорости дорожного движения.

Читайте также:  Сыпь как ожог крапивы фото

Каменная крошка. Вот чем посыпают дороги в Европе. Это экологически чистый материал, который можно использовать многократно. Отсев щебня или другую мелкую каменную фракцию наносят на снежный накат или лед. Весной крошку собирают, промывают и используют повторно.

Чем посыпают дороги в Финляндии

Северные соседи не особо оригинальничают. Автомобильные дороги в Финляндии посыпают каменной крошкой. Холодная погода способствует. Выпавший снег лежит всю зиму, поэтому разбрасывание крошки приходится выполнять только после сильных снегопадов, когда предыдущий слой скрыт толстым слоем снега.

Важность защиты автомобиля от воздействия реагентов на зимних дорогах

Проблема защиты от реагентов актуальна для любого водителя. Владельцам новых моделей европейского производства можно беспокоиться немного меньше. Совсем немного. Уверения производителей, что заводская защита обеспечивает абсолютную защиту кузова – маркетинговый ход. Все хорошо только в рекламе.

Даже оцинкованный кузов не застрахован на 100% от коррозии. Соль, растворенная в воде, – это электролит, который агрессивен к любому металлу. В цинковом покрытии есть микропоры, через которые соляное раствор добирается до стальных деталей кузова. Максимум – пять лет, и начнется процесс коррозии. Корейские и японские машины начинают гнить раньше. Антирекорды, как всегда, ставят российские и китайские авто. Образцы автопромышленности этих стран пасуют уже на второй-третий год.

Как защитить свой автомобиль от вредного воздействия реагентов

Коррозия начинается в местах повреждения лакокрасочного покрытия. Это первый барьер защиты металлических деталей. Часто ЛКП повреждается на дверцах, порогах, днище, в колесных арках от летящих из-под колес камешков.

Барьерные методы

Простейшее решение этой проблемы – установка локеров и брызговиков. Эти приспособления защищают внутреннюю часть арок, днище и нижнюю часть кузова от абразивного воздействия грязи, песка и камешков, вылетающих из-под колес при движении автомобиля.

Надежный способ, позволяющий защитить внешние части кузова автомобиля от коррозии, – ламинирование. Тонкая пленка наклеивается на «проблемные места»: пороги, дверцы, капот, промежуток между задней дверцей и колесной аркой.

Профилактика

Специалисты автосервисов советуют не менее двух раз за зиму выполнять профилактику коррозии. Если установлены локеры – проверить их состояние. Любые мелкие царапины ЛКП необходимо зачистить от грязи и обработать полиролью. Глубокие сколы зачищают более тщательно и обрабатывают составом против ржавчины. При необходимости проблемное место лучше подкрасить.

Осматривать нужно не только видимые части автомобиля. Обязательно исследуйте на наличие повреждений антикоррозионное покрытие днища. Если пренебречь этим советом, можно упустить момент возникновения очага ржавчины. Бороться с этой напастью намного сложнее, чем предупредить ее.

Чтобы качественно осмотреть днище, его надо тщательно очистить. На многих автомойках моют только кузов. Доплатите, чтобы ваш автомобиль вымыли полностью, или пользуйтесь автоматической мойкой (там эта услуга включена «по умолчанию»). Зимой днище машины нужно содержать в чистоте.

Если уделять должное внимание, независимо от того, чем посыпают дороги зимой в вашем городе, вы сможете защитить свой автомобиль от коррозии. Помните: любую проблему легче предотвратить, чем решать ее. Счастливого пути и ровных вам дорог.

Источник

Анонимный вопрос  ·  6 января 2018

5,4 K

Соляной раствор замерзает при температуре ниже 0. Посыпая снег солью, мы заставляем его растаять, так как соль растворяется в воде и снижается точка замерзания этой жидкости.

Вот вы объяснили и стало понятнее прям….. в ковычках, если что. Сарказм тобишь

Имею психологическое образование. Интересуюсь устройством мира.

Соль — теплоёмкое вещество, температура плавления солёной воды ниже, чем пресной воды. Кроме того, соли, растворяясь в воде, охлаждают раствор.

Соль, попадая на лёд, смешивается с ним, в результате чего солёный лёд сначала охлаждается, а затем, вернувшись к температуре окружающей среды, превращается в солёную воду. Выглядит это, как будто соль разъедает лёд.

Вот Вы пишите » Температура ПЛАВЛЕНИЯ соленой воды ниже». Это как?

Почему лед, посыпанный солью, становится в разы холоднее, но при этом соль используют для борьбы с гололедом?

ALBA synchrotron, postdoc

Это две стороны одного и того же явления — понижения температуры замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем. До тех пор, пока имеется одновременно жидкая и твёрдая фаза, температура будет равна температуре плавления, а значит температура смеси льда с солью будет ниже, чем температура чистого льда. Но если мы рассматриваем лёд на улице, вокруг него есть огромный термостат — атмосфера. Температура льда не может долго держаться ниже температуры воздуха, а значит если температура замерзания смеси лёд-соль ниже температуры воздуха, то лёд расплавится.

Читайте также:  Редкая сыпь по всему телу у взрослого

Прочитать ещё 2 ответа

Я в армии. Как лучше всего очистить снег? Какие реагенты, вроде соли могут расплавить снег? Короче, как упростить себе жизнь с помощью подручных средств и желательно бесплатно?

Братишка, ты будешь его чистить. Ты будешь его чистить, даже если его нет. Ты просто принесешь на плац и будешь счищать. Короче, в армии какой-то лютый фетиш на счёт этого. Когда я служил, выдалось зимой несколько чудных дней — не шел снег. Плац, да асфальтовые дорожки проходили метлой — все. Но хороший солдат — за**анный солдат, поэтому нас отправили равнять кантики на обочинах траура, который проходил вдоль дороги мимо нашей части. За ее пределами. Так что подойти к вопросу философски: это же целое состязание, кому удастся больше всех сфилонить. Мне даже нравилось его чистить, ближе к концу службы. Какая разница чем заниматься, если тебя всё равно чем-нибудь да займут?

Прочитать ещё 2 ответа

Почему дождевая вода всегда пресная и не бывает солёной?

Киевский студент с уникальными взглядами на жизнь, знаю чего-то понемножку и…

Потому, что облака состоят из сжиженного пара, а в паре быть солей не может априори (вспомним процесс дистилляции воды — избавления её от солей при помощи кипячения). Когда этих капель воды у облаках становится слишком много, они оседают вниз; облака снизу темнеют и эти капли уже не могут держаться на высоте облака и опадают вниз в виде дождя.

Прочитать ещё 1 ответ

Почему снег белый?

Физик по образованию, тестировщик по воле случая, блоггер по настроению, хоккеист-любитель…  ·  instagram.com/usa_notes

На самом деле каждая снежинка (или даже обломок снежинки) — это маленькая прозрачная льдинка. Однако свет, который попадает в массу таких микропризм, отражается и преломляется настолько много раз, что в итоге рассеивается. В итоге глаз, грубо говоря, не может отличить одну льдинку от другой — солнечный (условно белый) свет отражается от кучи снега равномерно сразу во всех направлениях.

То же самое явление можно наблюдать в сахарнице — большинство крупинок сахара прозрачны, но масса сахара выглядит белой.

Прочитать ещё 4 ответа

Источник

Какой метод борьбы со снегом и льдом дешевле? Этот вопрос с каждым годом становится все актуальнее. Интенсивность транспорта в странах растет, а глобальное потепление приносит снег и ледяные дожди даже туда, где о них никогда не знали.

Существуют три подхода к уборке города

1. Переждать. Ну снег, ну лед — дело житейское. Полежит и растает. Не растает — утопчем

Используется в странах, где зимы бывают редко либо жителей в городах мало. Потому нечищеные дороги и козьи тропы вместо тротуаров несут лишь временные неудобства.

Датчане, нидерландцы слушают сводки погоды как сообщения о налете вражеской авиации, готовые в любой момент смести с прилавков запасы продовольствия и домчаться до дома. Как правило, в этих странах при снегопадах жизнь в городах останавливается. Не ходит общественный транспорт, поезда, не работают больницы и школы.

В США до последнего времени также практиковали подход «спрятаться и переждать». Но вмешались экономисты. Они подсчитали: на несколько дней замершая из-за снега жизнь НьюЙорка обходится бюджету в сумму от 15 до 50 млрд долларов. Поэтому сейчас концепции пересматриваются. В том числе смотрят и на московский подход.

2. Из дедовского метода песок сыпется

Шведские ученые из дорожноисследовательского института VTI более пяти лет выясняли, что же дешевле содержать дорогу «в накате» и посыпать песком или чистить «дочиста» реагентами.

Оказалось, что песок и снежный накат обходятся государству дороже. Скорость движения на дороге со снегом падает в среднем на 20 км/ч, расход топлива увеличивается, резко растет число аварий. Страдает и экология: изза значительного увеличения выбросов выхлопных газов природа вдоль трасс с накатом страдает сильнее, чем изза реагентов.

Еще одно наблюдение от экспертов износ автомобилей от коррозии на дорогах с реагентами и без практически не отличался. Объяснений два.

1) Песок и крошка на дорогах со снегом способствовали износу лакокрасочного покрытия больше, чем реагенты. А снег разъедает металл не хуже соли.

2) Воздействие на металл современных реагентов значительно ниже, чем было раньше.

Выводы шведских ученых подтвердили и расчеты Финансового университета при Правительстве России, которые создали техникоэкономическую модель, позволяющую учесть все расходы зимнего содержания. Использование песка зимой дороже реагентов нужно значительно больше техники, обработки должны быть чаще, расходы на уборку песка весной с дорог и очистку ливневых канализаций в десятки раз превышают стоимость закупки материала.

Читайте также:  Сыпь болит при прикосновении

И главное число аварий на дорогах, обработанных песком, значительно выше, чем на дорогах, очищенных до черного асфальта.

3. Обрабатывать и предотвращать

По такому принципу действует весь цивилизованный мир. Германия, Австрия, Канада, Франция и даже Норвегия и Финляндия (да, они тоже используют реагенты) предпочитают не допускать снега и льда на улицах. Дороги (и тротуары в крупных городах) обрабатываются реагентами заранее — до наступления гололеда или снегопада. И такой подход экономически оправдан по всем статьям.

Все больше городов России тоже переходят на мировой принцип. Главные федеральные трассы нашей страны давно обрабатывают ПГМ. Постепенно песок с улиц исчезает и в городах. Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Тюмень, Самара и многие другие переходят на современные подходы к уборке.

Во всех городах, где активно применяют современные (подчеркну это) реагенты, отмечается снижение числа ДТП и травм пешеходов: в Казани, Самаре и Екатеринбурге. В Москве с момента применения комбинированных материалов с мраморной крошкой на тротуарах удалось снизить уровень травматизма в три раза.

ЕСТЬ ВОПРОС

Зачем чистить дорогу до черного асфальта?

Безопасна та дорога, у которой коэффициент сцепления не ниже 0,3 единицы. Для примера: у чистого сухого асфальта коэффициент сцепления от 0,6 до 1,0 (в идеальных условиях). Влажный асфальт 0,3 0,4. Как только коэффициент сцепления колеса с дорогой падает ниже 0,3, количество аварий возрастает по экспоненте. У снега и гололеда коэффициент от 0,1 до 0,2.

ТЕХНОЛОГИЯ

Тонкости плавления

Почему реагенты плавят лед? Соль, попадая на лед, начинает растворяться, как растворяется сахар в чашке чая. Кристаллы разрушают молекулярные связи льда, и вода из твердого агрегатного состояния переходит в жидкое. Были сахар и чай — стал сладкий чай, были лед и соль — стала соленая вода. Если воду выпарить, то вода испарится, а реагент останется и снова станет твердыми кристаллами.

Снег сегодня — лед завтра

Любая машина, двигаясь по снегу, за счет трения шин разогревает поверхность дороги. Если машин мало, воздействие незначительное. Но если за сутки проезжает более 3 тысяч автомобилей, то на снежной поверхности изза трения шин появляется тонкая пленка воды, которая тут же замерзает. Кроме того, образуется колея, увеличивая риск попасть в аварию. Если допустить такой ледяной накат, то убрать его даже обычной техникой очень сложно. Чтобы не доводить до такого, перед снегом или заморозками дороги просыпают небольшим количеством реагента. Это так называемая превентивная обработка.

Рассол на дороге не даст осадкам прилипнуть к поверхности, и их можно будет легко смести.

А вот песок и гравий сыпать на чистую дорогу запрещено во всем мире. На асфальте эти материалы (называются фрикционными) снижают коэффициент сцепления похлеще, чем лед. Еще и «обстреливают» проезжающие автомобили.

Поэтому такую подсыпку используют, когда снег уже выпал, чтобы не дать ему смерзнуться, и автомобилистам приходится какое-то время месить песчаноснежную кашу.

А вот в гололед ни гравий, ни песок не спасут. Их сметает с ледяной поверхности движением машин и ветром.

Почему реагенты плавят лед?.Что происходит, когда белые гранулы попадают на снег, и почему он тает? Коротко и интересно мы постарались ответить на это нетривиальный вопрос. Смотрите!

Чем больше ног — тем крепче лед

На тротуарах такая же логика чем больше ног, тем быстрее появится лед. Чтобы люди не падали, пешеходные зоны обрабатывают комбинированным материалом смесью каменной крошки и разных солей. Пока соли плавят лед (что не происходит мгновенно), на тротуаре уже не скользко. Кстати, такой комбинированный метод используют и в Скандинавских странах. В Осло и Хельсинки стараются убрать гололед на улицах как можно быстрее и сыплют соль вперемешку с гранитной крошкой. А вот песок у них в городах запрещен. Почему? Расскажем на страницах 4 5 этой вкладки.

ТАК И СКАЗАЛА

Руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анна КЛИМЕНТОВА — в интервью «КП»:

Российские города постепенно переходят на современную технику и противогололедные материалы. Но, например, в технологии метеопрогнозирования и наличия датчиков состояния покрытия на дорогах мы сильно отстаем. Так же, как и по методам утилизации снега. Мало где в России используются снегоплавильные пункты. Хотя и они, и метеопрогнозирование зимой значительно экономят бюджетные средства города, окупаясь за несколько лет.

Источник